Дискуссионный клуб журнала "Русский переплет"
Просьба вести дискуссию корректно:
- неконструктивные высказывания будут убираться
- будут уничтожаться все анонимные высказывания
"Мудрый человек всегда долго размышляет прежде, чем что-нибудь
подумать." ("Графоманы")
"Самое
дорогое, что есть в сей юдоли печали - это учтивость и
корректность." (Василий Пригодич)
"Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю..."
А.С.Пушкин
Дискуссионный Клуб посетило |  | человек. |
-
Хотя в XX в. публикация документов,
относящихся к истории инквизиции в
разных странах, значительно увеличилась по своему объему,
то, что вышло в
свет,- ничтожная толика хранящихся в архивах материалов, большинство
которых
все еще недоступно исследователям. Достаточно сказать, что в государственном
испанском архиве в Симанкасе (Испания)
хранится около 400 тыс.
неопубликованных дел "священного" судилища,
а в национальном архиве
Португалии в Торре ду Томбу таких дел насчитывается
около 40 тыс. Многие
документы португальской инквизиции не
уцелели. Дворец инквизиции в
Лиссабоне, где эти дела раньше хранились, дважды горел; в 1755
г. он сильно
пострадал от землетрясения, а в период французской оккупации
(1808-1812) в
нем находился штаб оккупационных войск; в 1821 г.
дворец инквизиции был
разрушен восставшим населением
португальской столицы. О сохранении
сколь-либо полного инквизиционного архива в этих условиях
не могло быть и
речи. Подавляющее большинство этих дел никем еще
не изучено. В частности,
предстоит еще много сделать для
изучения португальской инквизиции,
крупнейшим исследователем которой был Александре Эркулану
(1810-1877). Его
сочинение по истории учреждения инквизиции в
Португалии положило начало
научному изучению деятельности "священного" судилища в этой стране.
-
Не меньших трудов
стоило разыскать и опубликовать документы,
относящиеся к инквизиционному процессу над Джордано Бруно.
В 1848 г. Доменико
Берти, министр народного просвещения Римской
республики и биограф Бруно, затребовал из ватиканского
секретного архива
документы, относящиеся к его процессу. По приказанию папы Пия
IX Берти был
направлен следующий ответ: "Архивы святой
службы, осмотренные самым
тщательным образом и внимательно изученные,
свидетельствуют о том, что
Джордано Бруно в свое время находился под судом.
Однако архивы не дают
никаких материалов, позволяющих установить, какой
приговор был вынесен в
связи с предъявленными ему обвинениями. Еще меньше
возможности выяснить,
последовало ли какое-нибудь решение.
Внимательнейший исследователь,
изучивший сохранившиеся в архиве материалы,
дает следующую справку:
"Большинство относящихся к делу папок с документами
наполнены бумагами,
которые покрыты выцветшими чернилами.
Вследствие этого большая часть
документов представляет собой потемневшие листы,
о которых можно лишь
сказать, что они были некогда исписаны"".
Как мы увидим ниже, папа Пий IX самым беспардонным
образом лгал в своем
ответе Берти. И все же последнему удалось раздобыть
несколько документов,
относящихся к процессу над Бруно, которые он опубликовал в 1876
г. в своей
книге "Судьба коперниканства в Италии". Однако само
дело Джордано Бруно
продолжало храниться за семью замками в тайниках Ватикана.
В 1886 г. дело Бруно попало в
руки одному из хранителей ватиканского
тайного архива - Грегорио Пальмери, который доложил о
своей находке папе
Льву XIII. Папа затребовал дело себе, приказав
Пальмери хранить о нем
строжайшую тайну. В 1925 г. в Италии было опубликовано 26 доселе неизвестных
документов инквизиции, относящихся к делу Бруно. В
том же году кардинал
Меркати, заведующий секретным архивом Ватикана, обнаружил
среди бумаг папы
Пия IX другой экземпляр дела Бруно. Сведения об этом просочились в
печать, и
Ватикан был вынужден дать разрешение
на его публикацию, что было
осуществлено не без умысла только 15 лет спустя, в 1942 г. Таким образом
мир
узнал подробности инквизиционного процесса над Джордано Бруно
лишь 342 года
спустя после его казни! На русском языке этот документ был издан в
1958 г. в
переводе и с комментариями А. X. Горфункеля.
Джордано Бруно перед судом
инквизиции (краткое изложение следственного дела Джордано
Бруно).- Вопросы
истории религии и атеизма.
-
В начале XX в. известный апологет
папства Людвиг фон Пастор жаловался,
что даже ему не было разрешено заглянуть в инквизиционные дела, хранящиеся
в
тайном ватиканском архиве. "Продолжая держать в строгой
тайне исторические
документы 350-летней давности,- писал
Пастор,- конгрегация священной
канцелярии наносит тем самым вред не только исторической
науке, но и самой
себе, ибо общественное мнение будет и впредь считать все
даже самые тяжкие
обвинения против римской инквизиции оправданными".
В XIX и XX вв. увидели свет некоторые важнейшие
документы, в частности
относящиеся к процессам над Галилеем и Джордано Бруно. История их публикации
своими перипетиями напоминает авантюрный роман.
Вот, например, что произошло с публикацией
дела Галилея. Первая попытка
обнародовать его была предпринята еще по указанию Наполеона. С этой
целью в
1810 г. документы, относящиеся к делу Галилея,
были изъяты из папского
архива в Риме и доставлены в Париж. Однако
падение Наполеона помешало
осуществить их публикацию. В Париж вернулись Бурбоны. Королем
Франции стал
Людовик XVIII, в Риме вновь обосновался папа Пий
VII. Его представитель в
Париже Гаетано Марини немедленно потребовал от французского
правительства
возвращения документов, относящихся к процессу Галилея.
Вскоре, однако,
Гаетано Марини скончался, так и не заполучив заветного "дела" Галилея.
Когда после "ста дней"
Бурбоны вновь появились в Париже, новый
представитель папы, Марино Марини, племянник покойного
Гаетано, возобновил
просьбу папского престола вернуть "дело" Галилея. Министр внутренних
дел, к
которому обратился Марино Марини, переправил Марини к министру
двора графу
де Блака. Последний некоторое время спустя
уведомил его, что документы
обнаружены и будут ему возвращены. Однако де Блака не спешил
выполнить свое
обещание под предлогом, что документы переданы Людовику
XVIII, пожелавшему
лично с ними ознакомиться.
Марини тем временем отозвали в Рим, на его
место был назначен Джиннази.
В 1817 г. Марини вернулся на свой прежний пост в Париже
и вновь потребовал
возвращения документов Галилея. На этот раз новый министр двора граф
Прадель
сообщил ему, что "дело" Галилея исчезло
и, следовательно, французское
правительство не в состоянии его вернуть папскому престолу.
Надо отметить, что еще в 1809
г. из Рима в Париж по распоряжению
Наполеона была доставлена значительная часть дел
папской инквизиции. Эти
документы Марини также затребовал, но их вернули
не ему, а его преемнику
Джиннази. Когда Марини вернулся в 1817 г.
в Париж, он обнаружил, что
Джиннази продал многие инквизиционные дела лавочникам
для обертки. "Мне
удалось,- писал Марини,- разыскать свыше шестисот томов
в лавках торговцев
сельдями и мясом". Рожицын В. С. Джордано Бруно и инквизиция.
Но сам Марини повел себя
не лучше Джиннази. Получив из Ватикана
указание сжечь некоторые, по-видимому наиболее компрометирующие
церковь,
документы инквизиции, он вместо этого
сбыл их бумажной фабрике как
макулатуру. Марини выручил за свой "товар"
4300 франков, сумму весьма
солидную по тем временам, из чего можно заключить, что
продал он изрядное
количество документов.
Что же касается документов, относящихся к
процессу Галилея, то папскому
престолу удалось их заполучить только тридцать лет спустя. Каким образом?
По
сообщению французского ученого И. Б. Био,
опубликованному в 1858 г.,
документы были возвращены папе Григорию XVI в 1846 г. французским
королем
Луи Филиппом. Однако в 1927 г.
кардинал Меркати, главный хранитель
ватиканского секретного архива, выдвинул новую
версию, согласно которой
документы были возвращены Ватикану в 1843 г. через папского
нунция в Вене
проживавшей там тогда вдовой графа де Блака.
Как бы там ни было, но
документы вновь оказались в Ватикане в 40-х
годах прошлого столетия. Они очутились в руках уже известного
нам Марини,
который в то время занимал пост главного хранителя ватиканского
секретного
архива. В 1848 г. в Риме произошла
революция, город был объявлен
республикой, папа Пий IX бежал в Чивита-Веккию. Затаился и Марини,
изъявший
из папского архива "дело" Галилея. Год спустя папа вернул
себе власть над
Римом, и Марини возвратился на свой прежний пост. В
1850 г. Марини издал
книгу "Галилей и инквизиция". Выгодский М. Я. Галилей
и инквизиция. В ней
впервые цитируются документы из процесса Галилея, однако в "препарированном"
виде, с целью оправдать действия инквизиции против знаменитого ученого.
Публикация Марини вызвала своей недобросовестностью
всеобщее возмущение
в научном мире Европы. Ученые требовали от Ватикана опубликовать,
наконец,
полностью документы, относящиеся к преследованию
инквизицией Галилея. Под
давлением общественного мнения Ватикан был вынужден уступить.
Он поручил их
публикацию французскому историку клерикалу Эпинуа, который опубликовал
их в
1867 г. в журнале "Ревю де кестьон историк" в статье "Галилей, его
процессы,
его осуждение". Были ли это документы,
находящиеся в деле Галилея,-
неизвестно по сей день. Возможно, что в Ватикане
хранятся еще и другие
документы. Во всяком случае, характерно, что Ватикан отказал
в свое время в
доступе к делам процесса даже такому правоверному
католическому историку,
как немец Кантор, писавшему апологетическую историю папства по поручению
Пия
IX. Было отказано в таком доступе и Альбери
- первому издателю полного
собрания сочинений Галилея, выходившего во Флоренции в 1842-1856 гг.
Три года спустя после
публикации Эпинуа 14 новых документов -
протоколов инквизиции, относящихся к делу
Галилея, были опубликованы
профессором Сильвестро Герарди. Последний занимал пост
министра народного
просвещения в римском революционном правительстве в 1848-1849
гг. и искал в
папском секретном архиве документы, относящиеся к
процессу Галилея. Дела,
кочевавшего между Парижем, Прагой и Веной, Герарди не обнаружил,
его изъял,
как уже было упомянуто, Марини, но зато в его руки попали другие
документы.
Он успел тогда только частично
их скопировать. Поражение республики
заставило Герарди покинуть Рим и бежать в Геную, откуда только 20 лет
спустя
через своих друзей в Риме ему удалось достать полные тексты
и опубликовать
их. Рожицын В. С. Джордано Бруно и инквизиция
Не меньших трудов
стоило разыскать и опубликовать документы,
относящиеся к инквизиционному процессу над Джордано Бруно.
-
В XIX в. инквизиционная историография,
можно сказать, достигла своего
расцвета. Появляется большое количество самых
разнообразных работ, в том
числе монографий и сборников документов по истории инквизиции
и еретических
учений в Испании, Франции, Италии, Германии.
Обилие и разнообразие этих
трудов делало, по выражению французского историка Шарля
Молинье, написание
одним человеком истории инквизиции, которая охватывала
бы все страны и
эпохи,- "предприятием почти химерическим".
Однако нашелся исследователь,
которому оказалось по плечу осуществить
такое поистине грандиозное предприятие. Как
это ни парадоксально, им
оказался уже упомянутый Генри
Чарлз Ли, который был вовсе
не
профессиональным историком, а издателем
и книгопродавцом и занимался
историей инквизиции только как любитель в свободное от своей
работы время.
Ли никогда в Европе не был и, естественно, в европейских архивах не
работал.
Но солидное состояние, которым
он обладал, позволило ему нанять
корреспондентов. Они по его поручению перерыли
все доступные европейские
архивы в поисках документов инквизиции, копии которых на
протяжении многих
лет пересылались Ли в Соединенные Штаты. Располагая
этими материалами и
обладая незаурядным литературным и исследовательским талантом,
Ли написал
исчерпывающую для своего времени трехтомную историю средневековой инквизиции
(1888), четырехтомную историю испанской инквизиции
(1906- 1907), историю
инквизиции в испанских владениях Америки (1908), которые в переводах
обошли
многие страны и переиздаются в наше время. Исследование
Г. Ч. Ли "История
инквизиции в средние века".
Мировая известность трудов Г.
Ч. Ли, в которых впервые с такой
полнотой, обоснованностью и убедительностью
раскрывалась омерзительная
картина инквизиционного террора во многих странах,
вынудила клерикальных
историков отказаться от тактики замалчивания, ставившей их теперь
в смешное
положение, и заняться изучением сюжетов, связанных с
историей церковного
судилища. Однако Ватикан по вполне понятным
причинам чинил всяческие
препятствия даже своим исследователям инквизиции, держа под замком
секретные
архивы конгрегации священной канцелярии, в которых все еще погребены
многие
тайны инквизиционного судилища.
-
Льоренте испытал на себе влияние просветительных
идей XVIII в. и, как
некоторые другие испанские либералы, сотрудничал
с Жозефом Бонапартом в
надежде, что французы осуществят в Испании
необходимые прогрессивные
реформы. По поручению французских властей Льоренте приступил
к написанию
истории испанской инквизиции, архивы которой поступили в его
распоряжение.
Поражение Наполеона вынудило Льоренте оставить Испанию и бежать в Париж,
где
он опубликовал свой труд в четырех томах на французском языке
в 1817- 1818
гг., а затем на языке оригинала в 1822 г. в
Барселоне и в Мадриде, куда
Льоренте вернулся после победы революции 1820 г. Его книга была
переведена
на многие европейские языки, выдержав 24 издания. Ее популярное
изложение,
написанное Леонардом Галлуа и опубликованное в Париже в 1822
г., печаталось
16 раз на разных языках, в том числе дважды на русском, а другая
популярная
книга - французской писательницы Сюбервик
(писавшей под псевдонимом
Фереаль), тоже основанная на материалах книги Льоренте, за 88 лет (с
1845 по
19.33 г.) выдержала 40 изданий. В русском переводе
она вышла в 1936 г. в
Москве.
"Критическая история испанской инквизиции",
так называлось сочинение X.
А. Льоренте, написанная на огромном архивном материале, раскрыла перед
миром
подлинную картину кровавой деятельности "священных" трибуналов
в Испании.
Католическая церковь и ее апологеты по
сей день безуспешно пытаются
опровергнуть Льоренте, обвиняя его в неточностях,
преувеличениях, плохом
стиле и пытаясь опорочить его в личном
плане, выдавая за ставленника
французов и чуть ли не мошенника,
якобы присвоившего часть фондов
инквизиции.
Но какими бы недостатками ни обладал труд
Льоренте, он даже сегодня,
сто пятьдесят лет после опубликования, остается одним из основных источников
по истории испанской инквизиции, мимо которого не может равнодушно
пройти ни
один исследователь, будь он противником
или панегиристом "священного"
трибунала.
Основная ценность исследования
бывшего главного секретаря испанской
инквизиции заключается в приводимых им фактах
и цитируемых документах,
достоверность которых не подлежит сомнению.
- К тому же церковники саморазоблачались,
рекламируя такие кровожадные
произведения, как "Молот ведьм" инквизиторов Я. Шпренгера и Г.
Инститориса.
Это сочинение, служившее руководством инквизиторам
по истреблению ведьм,
впервые было опубликовано в 80-х годах XV в. и неоднократно переиздавалось
в
католических странах.
В 1692 г. в Амстердаме вышел в
свет большой труд Филиппа Лимбоха по
истории инквизиции, в котором впервые
освещалась деятельность этого
трибунала во Франции, Италии и других
странах со ссылками на папские
документы и постановления различных соборов.
Литература XVIII в. об
инквизиции носила в основном памфлетный характер. Иначе и быть не могло,
ибо
архивы инквизиции были недоступны авторам, разоблачавшим ее деятельность.
Французская революция 1789 г. руками
победившей буржуазии покончила с
инквизицией и сорвала замки с ее тайных архивов
в ряде стран. Наполеон
отменил инквизицию во всех своих владениях, в том числе в Испании.
И именно
в Испании, где больше всего она свирепствовала, впервые
был опубликован в
1812-1813 гг. двухтомник подлинных
документов, относящихся к ее
деятельности. Автором публикации был бывший секретарь испанской
инквизиции
Хуан Антонио Льоренте (1756- 1823), из-под
пера которого вскоре вышла
первая, основанная на документальных источниках, история этого трибунала.
-
КАК БЫЛИ РАСКРЫТЫ ЕЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ.
"Священное" судилище являлось
тайным трибуналом. Его служители
торжественно присягали держать в строгом секрете
все, относящееся к их
деятельности. Такую же присягу давали и его жертвы. За разглашение
секретов
инквизиции виновным грозили столь же суровые наказания, как и еретикам.
Стремление инквизиторов
держать в тайне все относящееся к
их
деятельности было вызвано отнюдь не только
опасением, что раскрытие их
кровавых деяний может повредить им или нанести вред авторитету церкви.
Этого
они меньше всего боялись. Ведь свои преступления
они рассматривали как
"святое дело", санкционированное самим наместником бога на земле и
светскими
властями. Они гордились своим инквизиторским званием, в доказательство
чего
публично казнили свои жертвы на торжественных "актах веры" - аутодафе.
Держали же они свою деятельность
под плотным покровом тайны главным
образом потому, что опасались, как бы раскрытие их
методов не ослабило их
действенности, как бы этим не воспользовались еретики
для сопротивления
"священному" судилищу, для сокрытия следов,
для совершенствования своих
"подпольных" организаций. Ведь чем меньше
знал еретик о деятельности
инквизиции, тем больший он испытывал страх за свою судьбу,
тем легче было
его выявить, поймать, заставить признать свою
"вину" и "примириться" с
церковью.
Возрождение сорвало покров тайны, окутывавший
деятельность католической
инквизиции на протяжении многих столетий. Гуманисты и протестанты ополчились
против деяний "священного" судилища.
По далеко не полным данным
библиографического справочника Э. ван дер Векенэ, в XVI в. было
издано 109
книг и брошюр об инквизиции, в XVII в.- 191, в XVIII в.- 137, в XIX
в.- 710,
в том числе различного рода публикации, включая журнальные статьи,
в XX в.
по 1961 г. включительно - 859. В протестантских
странах стали появляться
воспоминания бывших узников инквизиции, бежавших
из ее застенков. В них
подробно описывались кровавые деяния "святых"
отцов - мучения и пытки,
которым они подвергали свои жертвы. Такого
рода литература расходилась
чрезвычайно быстро по всей Европе,
вызывая повсеместно негодование,
возмущение, осуждение инквизиции. Одна из таких работ,
написанная бывшим
узником инквизиции в Севилье Раймундо Гонсалесом де Монтес,
под названием
"Деяния священной инквизиции" вышла в Гейдельберге в
1567 г. и в течение
двух лет была переведена на французский, немецкий, английский и
голландский
языки.
Не меньшим успехом пользовалось и сочинение
француза Габриэля Деллона,
повествующего о своих злоключениях в застенках португальской
инквизиции в
Гоа (Индия), вышедшее в свет в Лейдене (Голландия)
в 1678 г. и в течение
последующих двух столетий издававшееся 20 раз на
разных языках в разных
странах. Эта разоблачительная литература в свою очередь породила
множество
апологетических богословских опусов, авторы
которых, отстаивая право
инквизиции на преследование еретиков, невольно выбалтывали ее секреты,
давая
тем самым новые аргументы ее противникам
для нападок на "священное"
судилище.
-
- ПАРАНОЙЯ В ДЕЙСТВИИ
Игорь КАМИРОВ, 12 июля, 02:33
Из сегодняшнего разговора у книжного ларька:
А у вас есть Сорокин?
А хто ето?
Мань, да это ж тот, которого за порнуху запретили.
А... Не, мы всё продали, хотите Егора Исаева?
Итак, революция, которую так долго обещали новые большевики, похоже, свершилась. Сначала немного сухой информации от агентств.
Дело, возбужденное против известного писателя Владимира Сорокина, ведется по статье 242 "распространение порнографических материалов". Это решение принято после получения заключения экспертов о наличии в книге Сорокина "Голубое сало" отрывков порнографического содержания. Расследование ведет ОВД "Замоскворечье". Напомним, что заявление с требованием возбудить против писателя уголовное дело было подано в ОВД "Замоскворечье" гражданином Магунянцем, представляющим молодежную организацию "Идущие вместе".
Ну что, господа хорошие, допрыгались? Доскакались, постмодернисты хреновы, почуяли свободу? Пишете всякую фигню, оскорбляющую в лучших чувствах бывших комсомольских вожаков и простых советских людей? Ну ничего, не те времена нынче, чтоб Родину, мать вашу, унижать своими б...скими изысками. Как мать говорю и как женщина, требую их к ответу вопит некий господин, прикрывшись майкой с портретом президента В.В. Путина и гордым названием организации.
С кем идут вместе эти ребята и девчата, мы уже неоднократно выясняли. Идут они вместе с бывшими представителями внутренних органов, захватившими мосты, почты и телеграфы, а по сути власть в стране. И давайте прекратим риторику. В России нет никакой демократии и прочей конвенциональной лабуды. У нас формируется авторитарный строй, являющийся такой же пародией на западную демократию, как некогда социализм на самодержавную монархию.
И вот что интересно. Всякий строй, чувствующий свою внутреннюю нелигитимность, некую ущербность (всем известно, как в стране проходят выборы, когда некоторых неугодных, скажем, оппозиционных журналистов, как в Калмыкии, просто физически устраняют), начинает бороться с внутренним врагом. Но его надо сначала придумать. Поскольку на сегодняшний день никаких таких "низов", которые не могут, и импотентных "верхов" не существует, а есть лишь насквозь коррумпированная плутократия и все остальные, цинично именующиеся "лохами", то по существу бороться не с кем. Интеллигенция полностью легла под власть, до такой степени, что всякое диссидентство просто воспринимается как никому не нужное эстетство, а уж прочие слои, которые сегодня называются или "бюджетники" (никак не "служащие" кому служить?) или просто "население", озабочены неравной борьбой с государством за физическое выживание; поэтому стоит выдумать несуществующего врага, чтобы с ним потом успешно меряться силой.
Закон действует по принципу: что не разрешено, то запрещено. Я не стану вдаваться в оценку литературных способностей Сорокина. Да, 60 лет назад его бы просто сгноили в ГУЛАГе, 30 посадили бы в дурдом с санкции спецов из института Сербского, но в XXI веке подобный процесс может выглядеть лишь пощечиной литературному вкусу.
Однако совершенно очевидно, что в данном случае перед нами не просто эпизод на фоне всеобщего умопомешательства при вхождении тоталитарного строя в мировое сообщество. Это явный поиск врага и отвратительная популистская попытка сыграть на эмоциях толпы. Заметим, пресловутое soft (а порой и hard) порно валом льется в ночное время с экранов телевизоров на таких каналах, как М1 или СТС, а до недавнего времени было фирменной фишкой НТВ, и никто давно уже не протестует.
Чем же так немил Сорокин прокуратуре и "Идущим"? Да тем, что он идеологически окрашен. Всё его творчество анализ мелочной и гнусненькой обывательской психологии, глубоко спрятанной в черепных коробках нет, не читателей, а вот этих самых новых безрелигиозных пуритан. Сорокин вопит со всех своих страниц: ребята, вы как были никчемные пустышки, совки и быдло, готовое идти вместе с любыми людоедами и ворьем, если они ездят на черных членовозах с мигалками, так ими и остались.
Что интересно, у последних нет даже элементарных знаний маркетинговой теории. Нельзя создать большей рекламы писателю, как возбудив против него уголовное дело по обвинению в преступлениях против общественной нравственности. Так делается биография. Не будем перечислять всех имен, достаточно глянуть в учебник истории литературы прошлого века и выяснить, что многих признанных писателей включая Набокова обвиняли именно в порнографии. В России подобных прецедентов не было потому лишь, что до 17-го года не существовало традиции оценивать подобный аспект творчества литераторов, хотя Сергея Арцыбашева совсем уж смешно обвиняли в порно-грехе за роман "Санин" , а после 17-го года писателей бы просто расстреляли за нечто, похожее на постмодернизм. Зато на Западе подобным образом пытались расправиться с Генри Миллером, Д.Г.Лоуренсом, не говоря про долгие запреты на тексты Захер-Мазоха или маркиза де Сада. Судьба Оскара Уайльда напрямую зависела от реакции общества на его сексуальную ориентацию, и так далее.
В общем, сейчас дело не в том, что именно пишет Сорокин и каков процент "порнографии" на самом деле этот термин не имеет юридического наполнения и отличить его от эротики, за которую не преследуют, просто невозможно: одному кажется порнографией поцелуй в сосок, а другому даже половой акт с распиленной черепной коробкой представляется смешной фантазией. Дело в возможности писать и публиковать подобные тексты.
Давайте глянем Уголовный кодекс.
Статья 242. Незаконное распространение порнографических материалов или предметов.
"Незаконное изготовление в целях распространения или рекламирования, распространение, рекламирование порнографических материалов или предметов, а равно незаконная торговля печатными изданиями, кино- или видеоматериалами, изображениями или иными предметами порнографического характера наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет". Значит, писатель Сорокин В.Г., 1955 г.р. незаконно (!) написал свои романы и может получить два года.
Предположим, получил он этот срок. Что дальше-то? Помимо того, что теперь все прочтут его романы, надо ведь как-то продолжить линию. Закрыть секс-шопы, телеканалы, рвать и жечь книги, как это уже делается... Кто это будет делать? Власть предержащие? Изымать книги или, может быть ксероксы, вводить цензуру?
Почему все эти риторические вопросы возникли именно сейчас? Потому что надо отвлечь общественное мнение от преступлений, коими кишит наша посттоталитарная действительность. Кому интересно, что миллиарды долларов оседают в банках иностранных государств и что люди вымирают миллионами от плохого медицинского обслуживания, алкоголизма, наркомании и проч.? Это статистика. Это не интересно, пока тебя не коснулось.
Тут жареным пахнет, сексом, фекалиями, родным и потаенным. Тут будится либидо, тяга к уничтожению жизни, в конечном итоге наступает танатологический коллапс.
А враг вот он, тот, что наших детишек растлевает романами всякими, заставляет думать, читать. А чего думать трясти надо.
- К сожалению, смысл существованию нынешней фашизирующейся РФ
возникает при смене угла зрения. Для этого достаточно немного поинрать в "Цивилизацию" и ВарКрафт. Смысл существующей государственной организации - удержать у власти нынешнюю элиту очень хорошо подчеркнут в этой работе.
Следует заметить, что верхи
НЕ считают "низы"
ЛЮДЬМИ, имеющими какие-то права. У СОВКОВ
(как их с детской непосредственностью маркируют "юли" ) нет права мыслить("Юли" это очень старательно подчеркивает), одни обязанности выслушивать тявканье и мяв сверху. Под таким взглядом эта реформа абсолютно естественна, расплата за нее - торможение развития только выгодна олигархии.
Таким образом, борьба непосредственно с этой реформой есть не более чем борьба со следствиями нынешних социальных конфликтов.
Надеюсь, что мой текст вырежут, это подтвердит мою оценку енота и его норки.
- Уважаемый Валерий Иванович!
С интересом прочитал Вашу заметку в "Русском журнале".
Одно замечание. Страница Вадима Валериановича Кожинова никуда не пропала:
http://www.pereplet.ru/avtori/kozhinov.html
Там же можно найти оба интервью Кожинова.
Беседа:
http://www.pereplet.ru/text/BESEDA.html
Воспоминания о Бахтине:
http://www.pereplet.ru/text/bahtin105.html
Господин Этнограф!
Публикация отдельных материалов на страницах Дискуссионного клуба неприемлема.
Вы можете прислать материал (написанный Вами) в редколлегию.
Его рассмотрят и, возможно, опубликуют.
-
Хотя в XX в. публикация документов,
относящихся к истории инквизиции в
разных странах, значительно увеличилась по своему объему,
то, что вышло в
свет,- ничтожная толика хранящихся в архивах материалов, большинство
которых
все еще недоступно исследователям. Достаточно сказать, что в государственном
испанском архиве в Симанкасе (Испания)
хранится около 400 тыс.
неопубликованных дел "священного" судилища,
а в национальном архиве
Португалии в Торре ду Томбу таких дел насчитывается
около 40 тыс. Многие
документы португальской инквизиции не
уцелели. Дворец инквизиции в
Лиссабоне, где эти дела раньше хранились, дважды горел; в 1755
г. он сильно
пострадал от землетрясения, а в период французской оккупации
(1808-1812) в
нем находился штаб оккупационных войск; в 1821 г.
дворец инквизиции был
разрушен восставшим населением
португальской столицы. О сохранении
сколь-либо полного инквизиционного архива в этих условиях
не могло быть и
речи. Подавляющее большинство этих дел никем еще
не изучено. В частности,
предстоит еще много сделать для
изучения португальской инквизиции,
крупнейшим исследователем которой был Александре Эркулану
(1810-1877). Его
сочинение по истории учреждения инквизиции в
Португалии положило начало
научному изучению деятельности "священного" судилища в этой стране.
-
Повторю, наверно оригинал скоро сотрут..
"
27228 "" Mon Jul 22 07:06:03 2002
Иван Лабазов
- Прочитано в "Русском журнале":
Валерий Суси. Черная метка: кликуши "Русского Переплета".
Источник: http://www.russ.ru/netcult/20020721_susi.html
Цитата:
"За три года с момента своего существования сетевой
журнал "Русский Переплет" (www.pereplet.ru) проделал путь от деклараций естественного национального достоинства (присущего всякому народу) до непомерно разбухших, оплывших жирным слоем национального самодовольства самоощущений и самооценок. Не мудрствуя лукаво, переплетовцы сами себя назначили "истинными русскими", "истинными патриотами", хранителями "истинных" ценностей русского народа.
Несгораемая, как швейцарский сейф, тема. И благодатная, как пахотные земли на Житомирщине. Кто же бросит камень в радетелей отечества? "Продвинутые" авторы журнала,
обозреватели, активисты и пропагандисты дискуссионного клуба, пренебрегая горячим обедом и оздоровительным сном, спешат перещеголять друг друга в своей беззаветной преданности отчизне. Точно по Чехову: если тебе изменила жена, радуйся, что она изменила тебе, а не отчизне. И радуются. А чтобы радость была полноценной модератор не выпускает из рук длинных ножниц ни днем, ни ночью. Таковы правила дискуссии на сайте - шаг в сторону от руководящего курса (чуть не сказал партии и правительства) и твой язык уже оттяпан. А не мешай, не болтайся под ногами со всякими там демократическими штучками-дрючками. Мы знаем, куда идем...""
Читать интересно и грустно. Не жалеть дихлофоса для переплета!
-
Не меньших трудов
стоило разыскать и опубликовать документы,
относящиеся к инквизиционному процессу над Джордано Бруно.
В 1848 г. Доменико
Берти, министр народного просвещения Римской
республики и биограф Бруно, затребовал из ватиканского
секретного архива
документы, относящиеся к его процессу. По приказанию папы Пия
IX Берти был
направлен следующий ответ: "Архивы святой
службы, осмотренные самым
тщательным образом и внимательно изученные,
свидетельствуют о том, что
Джордано Бруно в свое время находился под судом.
Однако архивы не дают
никаких материалов, позволяющих установить, какой
приговор был вынесен в
связи с предъявленными ему обвинениями. Еще меньше
возможности выяснить,
последовало ли какое-нибудь решение.
Внимательнейший исследователь,
изучивший сохранившиеся в архиве материалы,
дает следующую справку:
"Большинство относящихся к делу папок с документами
наполнены бумагами,
которые покрыты выцветшими чернилами.
Вследствие этого большая часть
документов представляет собой потемневшие листы,
о которых можно лишь
сказать, что они были некогда исписаны"".
Как мы увидим ниже, папа Пий IX самым беспардонным
образом лгал в своем
ответе Берти. И все же последнему удалось раздобыть
несколько документов,
относящихся к процессу над Бруно, которые он опубликовал в 1876
г. в своей
книге "Судьба коперниканства в Италии". Однако само
дело Джордано Бруно
продолжало храниться за семью замками в тайниках Ватикана.
В 1886 г. дело Бруно попало в
руки одному из хранителей ватиканского
тайного архива - Грегорио Пальмери, который доложил о
своей находке папе
Льву XIII. Папа затребовал дело себе, приказав
Пальмери хранить о нем
строжайшую тайну. В 1925 г. в Италии было опубликовано 26 доселе неизвестных
документов инквизиции, относящихся к делу Бруно. В
том же году кардинал
Меркати, заведующий секретным архивом Ватикана, обнаружил
среди бумаг папы
Пия IX другой экземпляр дела Бруно. Сведения об этом просочились в
печать, и
Ватикан был вынужден дать разрешение
на его публикацию, что было
осуществлено не без умысла только 15 лет спустя, в 1942 г. Таким образом
мир
узнал подробности инквизиционного процесса над Джордано Бруно
лишь 342 года
спустя после его казни! На русском языке этот документ был издан в
1958 г. в
переводе и с комментариями А. X. Горфункеля.
Джордано Бруно перед судом
инквизиции (краткое изложение следственного дела Джордано
Бруно).- Вопросы
истории религии и атеизма.
- В начале XX в. известный апологет
папства Людвиг фон Пастор жаловался,
что даже ему не было разрешено заглянуть в инквизиционные дела, хранящиеся
в
тайном ватиканском архиве. "Продолжая держать в строгой
тайне исторические
документы 350-летней давности,- писал
Пастор,- конгрегация священной
канцелярии наносит тем самым вред не только исторической
науке, но и самой
себе, ибо общественное мнение будет и впредь считать все
даже самые тяжкие
обвинения против римской инквизиции оправданными".
В XIX и XX вв. увидели свет некоторые важнейшие
документы, в частности
относящиеся к процессам над Галилеем и Джордано Бруно. История их публикации
своими перипетиями напоминает авантюрный роман.
Вот, например, что произошло с публикацией
дела Галилея. Первая попытка
обнародовать его была предпринята еще по указанию Наполеона. С этой
целью в
1810 г. документы, относящиеся к делу Галилея,
были изъяты из папского
архива в Риме и доставлены в Париж. Однако
падение Наполеона помешало
осуществить их публикацию. В Париж вернулись Бурбоны. Королем
Франции стал
Людовик XVIII, в Риме вновь обосновался папа Пий
VII. Его представитель в
Париже Гаетано Марини немедленно потребовал от французского
правительства
возвращения документов, относящихся к процессу Галилея.
Вскоре, однако,
Гаетано Марини скончался, так и не заполучив заветного "дела" Галилея.
Когда после "ста дней"
Бурбоны вновь появились в Париже, новый
представитель папы, Марино Марини, племянник покойного
Гаетано, возобновил
просьбу папского престола вернуть "дело" Галилея. Министр внутренних
дел, к
которому обратился Марино Марини, переправил Марини к министру
двора графу
де Блака. Последний некоторое время спустя
уведомил его, что документы
обнаружены и будут ему возвращены. Однако де Блака не спешил
выполнить свое
обещание под предлогом, что документы переданы Людовику
XVIII, пожелавшему
лично с ними ознакомиться.
Марини тем временем отозвали в Рим, на его
место был назначен Джиннази.
В 1817 г. Марини вернулся на свой прежний пост в Париже
и вновь потребовал
возвращения документов Галилея. На этот раз новый министр двора граф
Прадель
сообщил ему, что "дело" Галилея исчезло
и, следовательно, французское
правительство не в состоянии его вернуть папскому престолу.
Надо отметить, что еще в 1809
г. из Рима в Париж по распоряжению
Наполеона была доставлена значительная часть дел
папской инквизиции. Эти
документы Марини также затребовал, но их вернули
не ему, а его преемнику
Джиннази. Когда Марини вернулся в 1817 г.
в Париж, он обнаружил, что
Джиннази продал многие инквизиционные дела лавочникам
для обертки. "Мне
удалось,- писал Марини,- разыскать свыше шестисот томов
в лавках торговцев
сельдями и мясом". Рожицын В. С. Джордано Бруно и инквизиция.
Но сам Марини повел себя
не лучше Джиннази. Получив из Ватикана
указание сжечь некоторые, по-видимому наиболее компрометирующие
церковь,
документы инквизиции, он вместо этого
сбыл их бумажной фабрике как
макулатуру. Марини выручил за свой "товар"
4300 франков, сумму весьма
солидную по тем временам, из чего можно заключить, что
продал он изрядное
количество документов.
Что же касается документов, относящихся к
процессу Галилея, то папскому
престолу удалось их заполучить только тридцать лет спустя. Каким образом?
По
сообщению французского ученого И. Б. Био,
опубликованному в 1858 г.,
документы были возвращены папе Григорию XVI в 1846 г. французским
королем
Луи Филиппом. Однако в 1927 г.
кардинал Меркати, главный хранитель
ватиканского секретного архива, выдвинул новую
версию, согласно которой
документы были возвращены Ватикану в 1843 г. через папского
нунция в Вене
проживавшей там тогда вдовой графа де Блака.
Как бы там ни было, но
документы вновь оказались в Ватикане в 40-х
годах прошлого столетия. Они очутились в руках уже известного
нам Марини,
который в то время занимал пост главного хранителя ватиканского
секретного
архива. В 1848 г. в Риме произошла
революция, город был объявлен
республикой, папа Пий IX бежал в Чивита-Веккию. Затаился и Марини,
изъявший
из папского архива "дело" Галилея. Год спустя папа вернул
себе власть над
Римом, и Марини возвратился на свой прежний пост. В
1850 г. Марини издал
книгу "Галилей и инквизиция". Выгодский М. Я. Галилей
и инквизиция. В ней
впервые цитируются документы из процесса Галилея, однако в "препарированном"
виде, с целью оправдать действия инквизиции против знаменитого ученого.
Публикация Марини вызвала своей недобросовестностью
всеобщее возмущение
в научном мире Европы. Ученые требовали от Ватикана опубликовать,
наконец,
полностью документы, относящиеся к преследованию
инквизицией Галилея. Под
давлением общественного мнения Ватикан был вынужден уступить.
Он поручил их
публикацию французскому историку клерикалу Эпинуа, который опубликовал
их в
1867 г. в журнале "Ревю де кестьон историк" в статье "Галилей, его
процессы,
его осуждение". Были ли это документы,
находящиеся в деле Галилея,-
неизвестно по сей день. Возможно, что в Ватикане
хранятся еще и другие
документы. Во всяком случае, характерно, что Ватикан отказал
в свое время в
доступе к делам процесса даже такому правоверному
католическому историку,
как немец Кантор, писавшему апологетическую историю папства по поручению
Пия
IX. Было отказано в таком доступе и Альбери
- первому издателю полного
собрания сочинений Галилея, выходившего во Флоренции в 1842-1856 гг.
Три года спустя после
публикации Эпинуа 14 новых документов -
протоколов инквизиции, относящихся к делу
Галилея, были опубликованы
профессором Сильвестро Герарди. Последний занимал пост
министра народного
просвещения в римском революционном правительстве в 1848-1849
гг. и искал в
папском секретном архиве документы, относящиеся к
процессу Галилея. Дела,
кочевавшего между Парижем, Прагой и Веной, Герарди не обнаружил,
его изъял,
как уже было упомянуто, Марини, но зато в его руки попали другие
документы.
Он успел тогда только частично
их скопировать. Поражение республики
заставило Герарди покинуть Рим и бежать в Геную, откуда только 20 лет
спустя
через своих друзей в Риме ему удалось достать полные тексты
и опубликовать
их. Рожицын В. С. Джордано Бруно и инквизиция
Не меньших трудов
стоило разыскать и опубликовать документы,
относящиеся к инквизиционному процессу над Джордано Бруно.
-
В XIX в. инквизиционная историография,
можно сказать, достигла своего
расцвета. Появляется большое количество самых
разнообразных работ, в том
числе монографий и сборников документов по истории инквизиции
и еретических
учений в Испании, Франции, Италии, Германии.
Обилие и разнообразие этих
трудов делало, по выражению французского историка Шарля
Молинье, написание
одним человеком истории инквизиции, которая охватывала
бы все страны и
эпохи,- "предприятием почти химерическим".
Однако нашелся исследователь,
которому оказалось по плечу осуществить
такое поистине грандиозное предприятие. Как
это ни парадоксально, им
оказался уже упомянутый Генри
Чарлз Ли, который был вовсе
не
профессиональным историком, а издателем
и книгопродавцом и занимался
историей инквизиции только как любитель в свободное от своей
работы время.
Ли никогда в Европе не был и, естественно, в европейских архивах не
работал.
Но солидное состояние, которым
он обладал, позволило ему нанять
корреспондентов. Они по его поручению перерыли
все доступные европейские
архивы в поисках документов инквизиции, копии которых на
протяжении многих
лет пересылались Ли в Соединенные Штаты. Располагая
этими материалами и
обладая незаурядным литературным и исследовательским талантом,
Ли написал
исчерпывающую для своего времени трехтомную историю средневековой инквизиции
(1888), четырехтомную историю испанской инквизиции
(1906- 1907), историю
инквизиции в испанских владениях Америки (1908), которые в переводах
обошли
многие страны и переиздаются в наше время. Исследование
Г. Ч. Ли "История
инквизиции в средние века".
Мировая известность трудов Г.
Ч. Ли, в которых впервые с такой
полнотой, обоснованностью и убедительностью
раскрывалась омерзительная
картина инквизиционного террора во многих странах,
вынудила клерикальных
историков отказаться от тактики замалчивания, ставившей их теперь
в смешное
положение, и заняться изучением сюжетов, связанных с
историей церковного
судилища. Однако Ватикан по вполне понятным
причинам чинил всяческие
препятствия даже своим исследователям инквизиции, держа под замком
секретные
архивы конгрегации священной канцелярии, в которых все еще погребены
многие
тайны инквизиционного судилища.
-
Льоренте испытал на себе влияние просветительных
идей XVIII в. и, как
некоторые другие испанские либералы, сотрудничал
с Жозефом Бонапартом в
надежде, что французы осуществят в Испании
необходимые прогрессивные
реформы. По поручению французских властей Льоренте приступил
к написанию
истории испанской инквизиции, архивы которой поступили в его
распоряжение.
Поражение Наполеона вынудило Льоренте оставить Испанию и бежать в Париж,
где
он опубликовал свой труд в четырех томах на французском языке
в 1817- 1818
гг., а затем на языке оригинала в 1822 г. в
Барселоне и в Мадриде, куда
Льоренте вернулся после победы революции 1820 г. Его книга была
переведена
на многие европейские языки, выдержав 24 издания. Ее популярное
изложение,
написанное Леонардом Галлуа и опубликованное в Париже в 1822
г., печаталось
16 раз на разных языках, в том числе дважды на русском, а другая
популярная
книга - французской писательницы Сюбервик
(писавшей под псевдонимом
Фереаль), тоже основанная на материалах книги Льоренте, за 88 лет (с
1845 по
19.33 г.) выдержала 40 изданий. В русском переводе
она вышла в 1936 г. в
Москве.
"Критическая история испанской инквизиции",
так называлось сочинение X.
А. Льоренте, написанная на огромном архивном материале, раскрыла перед
миром
подлинную картину кровавой деятельности "священных" трибуналов
в Испании.
Католическая церковь и ее апологеты по
сей день безуспешно пытаются
опровергнуть Льоренте, обвиняя его в неточностях,
преувеличениях, плохом
стиле и пытаясь опорочить его в личном
плане, выдавая за ставленника
французов и чуть ли не мошенника,
якобы присвоившего часть фондов
инквизиции.
Но какими бы недостатками ни обладал труд
Льоренте, он даже сегодня,
сто пятьдесят лет после опубликования, остается одним из основных источников
по истории испанской инквизиции, мимо которого не может равнодушно
пройти ни
один исследователь, будь он противником
или панегиристом "священного"
трибунала.
Основная ценность исследования
бывшего главного секретаря испанской
инквизиции заключается в приводимых им фактах
и цитируемых документах,
достоверность которых не подлежит сомнению.
- К тому же церковники саморазоблачались,
рекламируя такие кровожадные
произведения, как "Молот ведьм" инквизиторов Я. Шпренгера и Г.
Инститориса.
Это сочинение, служившее руководством инквизиторам
по истреблению ведьм,
впервые было опубликовано в 80-х годах XV в. и неоднократно переиздавалось
в
католических странах.
В 1692 г. в Амстердаме вышел в
свет большой труд Филиппа Лимбоха по
истории инквизиции, в котором впервые
освещалась деятельность этого
трибунала во Франции, Италии и других
странах со ссылками на папские
документы и постановления различных соборов.
Литература XVIII в. об
инквизиции носила в основном памфлетный характер. Иначе и быть не могло,
ибо
архивы инквизиции были недоступны авторам, разоблачавшим ее деятельность.
Французская революция 1789 г. руками
победившей буржуазии покончила с
инквизицией и сорвала замки с ее тайных архивов
в ряде стран. Наполеон
отменил инквизицию во всех своих владениях, в том числе в Испании.
И именно
в Испании, где больше всего она свирепствовала, впервые
был опубликован в
1812-1813 гг. двухтомник подлинных
документов, относящихся к ее
деятельности. Автором публикации был бывший секретарь испанской
инквизиции
Хуан Антонио Льоренте (1756- 1823), из-под
пера которого вскоре вышла
первая, основанная на документальных источниках, история этого трибунала.
- КАК БЫЛИ РАСКРЫТЫ ЕЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ.
"Священное" судилище являлось
тайным трибуналом. Его служители
торжественно присягали держать в строгом секрете
все, относящееся к их
деятельности. Такую же присягу давали и его жертвы. За разглашение
секретов
инквизиции виновным грозили столь же суровые наказания, как и еретикам.
Стремление инквизиторов
держать в тайне все относящееся к
их
деятельности было вызвано отнюдь не только
опасением, что раскрытие их
кровавых деяний может повредить им или нанести вред авторитету церкви.
Этого
они меньше всего боялись. Ведь свои преступления
они рассматривали как
"святое дело", санкционированное самим наместником бога на земле и
светскими
властями. Они гордились своим инквизиторским званием, в доказательство
чего
публично казнили свои жертвы на торжественных "актах веры" - аутодафе.
Держали же они свою деятельность
под плотным покровом тайны главным
образом потому, что опасались, как бы раскрытие их
методов не ослабило их
действенности, как бы этим не воспользовались еретики
для сопротивления
"священному" судилищу, для сокрытия следов,
для совершенствования своих
"подпольных" организаций. Ведь чем меньше
знал еретик о деятельности
инквизиции, тем больший он испытывал страх за свою судьбу,
тем легче было
его выявить, поймать, заставить признать свою
"вину" и "примириться" с
церковью.
Возрождение сорвало покров тайны, окутывавший
деятельность католической
инквизиции на протяжении многих столетий. Гуманисты и протестанты ополчились
против деяний "священного" судилища.
По далеко не полным данным
библиографического справочника Э. ван дер Векенэ, в XVI в. было
издано 109
книг и брошюр об инквизиции, в XVII в.- 191, в XVIII в.- 137, в XIX
в.- 710,
в том числе различного рода публикации, включая журнальные статьи,
в XX в.
по 1961 г. включительно - 859. В протестантских
странах стали появляться
воспоминания бывших узников инквизиции, бежавших
из ее застенков. В них
подробно описывались кровавые деяния "святых"
отцов - мучения и пытки,
которым они подвергали свои жертвы. Такого
рода литература расходилась
чрезвычайно быстро по всей Европе,
вызывая повсеместно негодование,
возмущение, осуждение инквизиции. Одна из таких работ,
написанная бывшим
узником инквизиции в Севилье Раймундо Гонсалесом де Монтес,
под названием
"Деяния священной инквизиции" вышла в Гейдельберге в
1567 г. и в течение
двух лет была переведена на французский, немецкий, английский и
голландский
языки.
Не меньшим успехом пользовалось и сочинение
француза Габриэля Деллона,
повествующего о своих злоключениях в застенках португальской
инквизиции в
Гоа (Индия), вышедшее в свет в Лейдене (Голландия)
в 1678 г. и в течение
последующих двух столетий издававшееся 20 раз на
разных языках в разных
странах. Эта разоблачительная литература в свою очередь породила
множество
апологетических богословских опусов, авторы
которых, отстаивая право
инквизиции на преследование еретиков, невольно выбалтывали ее секреты,
давая
тем самым новые аргументы ее противникам
для нападок на "священное"
судилище.
247497 ""
|
2002-07-22 08:56:43
|
[212.186.150.131] Yuli |
|
- Тусовка, однако, засуетилась. Господа, обиженные на "Переплет", носятся по сети со своими обидами.
У тусовки сегодня слишком много претензий. Разбираться с ней следует последовательно и неутомимо, иначе сегодняшняя тяжелая болезнь мировой культуры превратится в неизлечимую.
- Прочитано в "Русском журнале":
Валерий Суси. Черная метка: кликуши "Русского Переплета".
Источник: http://www.russ.ru/netcult/20020721_susi.html
Цитата:
"За три года с момента своего существования сетевой журнал "Русский Переплет" (www.pereplet.ru) проделал путь от деклараций естественного национального достоинства (присущего всякому народу) до непомерно разбухших, оплывших жирным слоем национального самодовольства самоощущений и самооценок. Не мудрствуя лукаво, переплетовцы сами себя назначили "истинными русскими", "истинными патриотами", хранителями "истинных" ценностей русского народа. Несгораемая, как швейцарский сейф, тема. И благодатная, как пахотные земли на Житомирщине. Кто же бросит камень в радетелей отечества? "Продвинутые" авторы журнала, обозреватели, активисты и пропагандисты дискуссионного клуба, пренебрегая горячим обедом и оздоровительным сном, спешат перещеголять друг друга в своей беззаветной преданности отчизне. Точно по Чехову: если тебе изменила жена, радуйся, что она изменила тебе, а не отчизне. И радуются. А чтобы радость была полноценной модератор не выпускает из рук длинных ножниц ни днем, ни ночью. Таковы правила дискуссии на сайте - шаг в сторону от руководящего курса (чуть не сказал партии и правительства) и твой язык уже оттяпан. А не мешай, не болтайся под ногами со всякими там демократическими штучками-дрючками. Мы знаем, куда идем..."
247495 ""
|
2002-07-22 06:37:40
|
[209.249.147.215] Махаон |
|
- Все тот же унылый прием: Бродского ставить в один ряд с Довлатовым, Сорокина - с Пелевины, Гоголя - с Милославским и т.д.
Совки очень не любят, когда при них кого-нибудь называют совками.
-
Уважаемая Елена Грекова.
Очень понравилась Ваша статья в "Русском Переплёте"
Совершенно согласен с Вашей точкой зрения по современному состоянию российского образования - рекламируемые средства (ЕГЭ, ГИФО и пр.) на деле обеспечивают примитивизацию нашего общего (среднего) образования и ведут к воспроизводству и наращиванию расслоения населения.
Также в целом согласен с мерами, которые Вы предлагаете по улучшению школьного образования.
Интересной также является в РП статья Елены Снегиревой ╚О бессмысленности существования РФ и духовных инвалидах╩ - http://www.pereplet.ru/text/snegir01.html.
- Безотносительно к дискуссии с Йориком к фразе очевидно это человек, который чувствует как-то иначе или знает как-то по другому вспомнилась цитата из "Осеннего марафона" "Ленинград город маленький", т.е. мыслей, как и людей, довольно мало и по степени их узнавания у людей с мыслями начинаются некоторые конфликты в силу их малости. Наличие копьютеров свидетельствует о существовании чего-то такого большого и бесконечного(скажем вчера этого не знали) и конечности численности рода людского. Что является само по себе парадоксальным, т.к. из конечности вытекает бесконечность. А зная, что абсолютную истину не узнать, можно сделать заключение, что мыслей, о которых мы не знаем, бесконечное множество. И тут главный вопрос и хит сезона, что является причиной фраз типа "Ленинград город маленький", ведь вроде бы, казалось бы...
247492 ""
|
2002-07-22 00:03:48
|
[212.186.150.131] Кот Вся |
|
- Среди умных людей я не встречал никого, кто употреблял бы словечко "совок". Это все из разряда "лягушатник", "макаронник", "гринго", "банабак", "чурка" и так далее. Из лексикона мировой дешевки.
247491 ""
|
2002-07-21 23:54:42
|
[212.186.150.131] Yuli |
|
- Уважаемый Йорик! Вам понятно, без сомнения, что, выражаясь Вашими словами, все пишут для таких же дураков как и они сами. Писать для тех, кто умнее нас, не у всех получается, здесь нужен незаурядный талант, а писать для тех, кто нас глупее, опасно, обычно это кончается депрессией.
Оставим, однако, шутки.
У Вас есть чувство стиля, и это говорит о многом. Я почти уверен, что есть у Вас и такие мысли, которые, что называется, не отпускают Вас никогда. Что такое писатель? Очевидно, это человек, который сообщает нам нечто, чего мы не знали и не чувствовали до прочтения его книги. Разве что, смутно догадывались.
Остальное есть жвачка для обывателя. Торговый народ, поставляющий эту жвачку, хитер и нагл. Он пытается изобразить дело так, что именно их дешевый товар и является настоящей культурой, для чего и существует тусовка. Сегодня в тусовку входит и значительная часть совершенно обанкротившихся "гуманитариев", людей, так сказать, ученых. Присмотритесь, какие фиоритуры выдают эти господа по адресам не слишком талантливых и не слишком умных господ, вроде Пелевина или Сорокина. Это не случайно, торгаши хотят чтобы никакой другой элиты, кроме их собственной, не существовало, чтобы люди забыли, что есть настоящее искусство, знание, честь и благородство и покупали, покупали их гнилой товар. Американcкая попса, своего рода тусовочный идеал, - совсем не безобидное явление, последствия такого массового оглупления народа могут быть страшнее фашизма.
У тусовки есть множество подпевал, которые верят этим растлителям по скудости ума, и эта вера делает их порой страшнее самих тусовочных пройдох.
Так что, если есть что сказать, говорите. Без оглядки на тусовку.
247490 ""
|
2002-07-21 22:42:59
|
[209.249.147.215] Махаон |
|
- Прошу прощения. Так значит это я у Алешковского читал прелестное интервью про совков и китайцев. Тогда уважаю. В свое время я зачитывался "Николай Николаевичем". Все остальное у него - перепевы.
Кстати, Алешковский - зэк, но не полит. Так что про урлу он имел случай знать, так сказать, из первых уст.
247489 ""
|
2002-07-21 22:24:11
|
[213.33.245.63] Йорик |
|
- У Аксенова мне в свое время понравился трогательный рассказ о колонии русских эмигрантов-гомосексуалистов, которые все поумирали от СПИДа А из ранних рассказов хороший рассказ "Дикой". Еще неплох рассказ об американке Джейн, которая приехала в Москву, чтобы потерять девственность. А больше вспомнить ничего не могу.
247488 ""
|
2002-07-21 22:16:08
|
[213.33.245.63] Йорик |
|
- Глубокоуважаемый Юлий! Ну зачем же плодить глупость, сочиняя книги, которые интересны будут только самому автору да таким же дуракам как он? Я полагаю, что для книги нужно найти Тему, да выпестовать Личность, чтобы потом Тема и Личность стали Книгой. У меня в голове роится бездна тем, то здесь то там я вижу кусочки ненаписанных романов, словно силуэты островов выплывающих из тумана обыденной действительности и в том же тумане исчезающих, но собрать все это воедино у дурака нет ни времени, ни сил
Не сомневаюсь, что Ваша Книга будет счастливым соединением Темы и Личности, мне же до моей еще далеко Тема не выкристаллизовалась, Личность не вызрела. Не о бубенчиках же на своем колпаке писать? Потому, кстати, способы продления жизни меня очень интересуют, хоть я и не знал до сегодняшнего дня, невежда, что такое теломераза Может, доживу до ста лет и напишу, как это у меня получилось без щипания оной
Кстати, я не совсем верно выразился: читать художественные книги мне стало с некоторых пор скучно (последнее, что прочитал с удовольствием, был "Прощальный вальс" Милана Кундеры), - а вот нехудожественную литературу читаю подчас с удовольствием Не далее как сегодня взял в библиотеке три книги: Л. П. Гримак, "Общение с собой (начала психологии активности)", Станислав Гроф, "Космическая игра. Исследование рубежей человеческого сознания", и Питер Друкер, "Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы" Вот подобного рода книги почитываю иногда с удовольствием
247487 ""
|
2002-07-21 22:10:16
|
[212.48.130.214] Aleks |
|
- "27218 "" Sun Jul 21 21:52:06 2002
туда же
- Да, кстати. Аксенов - не политзэк.
Это его мамаша. А он якобы родился на крутом маршруте."
Я имел в виду Алешковского
247486 ""
|
2002-07-21 21:52:06
|
[209.249.147.215] туда же |
|
- Да, кстати. Аксенов - не политзэк.
Это его мамаша. А он якобы родился на крутом маршруте.
247485 ""
|
2002-07-21 21:49:14
|
[209.249.147.215] Махаон |
|
- Ну вы, Алекс, даете.
Видать, про вас и писано.
Это как раз единственное место, которое у Аксенова можно читать.
Некоторые-таки с опытом умнеют.
247484 ""
|
2002-07-21 21:35:04
|
[212.48.130.214] Aleks |
|
- РТФ, а Вы почитайте его впечатления от поездки в Китай. Как этот бывший политзэк слюной брызжет, описывая какие молодцы китайцы и какие идиоты совки с их гласностью и перестройками.
247483 ""
|
2002-07-21 19:56:51
|
[212.186.150.131] Кот Вася |
|
- Кто знает сегодня Толстого? А вот цитаты из Алешковского смотрят на нас со всех заборов. Так проходит мирская слава...
247482 ""
|
2002-07-21 19:31:10
|
[212.192.35.193] РТФ |
|
- Akeks'y, сложно не то слово, не могу вернее, - дамскому "фи" или
блатному "фуфло" не место на литературном форуме.
Но возможно я ошибаюсь, это уже не литературный форум, а некое
место отдохновения для бывших и убывших. Плотно евших.
247481 ""
|
2002-07-21 19:26:38
|
[212.186.150.131] Yuli |
|
- У меня остались хорошие воспоминания о ранних книгах Аксенова, но после "Острова Крыма" я читать Аксенова перестал. У меня есть подозрение, что Аксенов принял американскую попсу за культуру. О позднем Аксенове просто нечего сказать, кроме того, что книга его неумна и написана суконным языком. Нет там ничего такого, что заслуживало бы внимания. Увы, возраст многих не красит.
Я написал это, и почувствовал, что все-таки есть у меня какая-то, пусть и слабая, надежда на то, что Аксенов еще успеет понять, что есть жизнь и что есть культура. Надо будет поинтересоваться, не появилось ли у него чего-нибудь стоящего.
247480 ""
|
2002-07-21 19:14:29
|
[212.48.130.214] Aleks |
|
- РТФу
Если Вы читали Алешковского и хотите объяснений, то мне, как большому ученому будет сложно.
247479 ""
|
2002-07-21 18:07:59
|
[212.192.35.193] РТФ |
|
- Вы Aleks, как большой ученый объясните, а то печати ставите, как
в первом отделе, Аксенов, Алешковский - мрз.
Если же желаете, что-то сказать, то аргументировано пожалуйста,
без сердючек, мы ж не пионеры уже и вагоновожатым не верим.
247478 ""
|
2002-07-21 18:06:59
|
[212.164.1.131] Дворцов |
|
- Уважаемый господин Aleks, за описание деяний Аксёнова - спасибо. Виноват, долго-долго боялся высказать своё мнение, совершенно созвучное Вашему.
247477 ""
|
2002-07-21 16:06:42
|
[212.186.150.131] Yuli |
|
- Что Вам посоветовать, Йорик? Жаль, что Вам надоело читать, скоро (относительно) выйдет моя книга. Впрочем, и вы можете попробовать написать что-нибудь свое, например, книгу о том, как ученый средних лет изобрел метод, позволяющий продлевать жизнь, отщипывая кончик у теломеразы, или о том, как образуется привыкание к Интернету и чем это можно вылечить.
247476 ""
|
2002-07-21 15:55:07
|
[212.186.150.131] Yuli |
|
- Должен признаться, что был у меня соблазн обыграть "бедного Йорика" в разговоре о богатстве. Кот Вася со своим приятелем В.Ш. меня опередили:
Богатым будь, Иорик, так и быть,
Я череп твой велю позолотить!
(Гамлет).
Если же говорить серьезно, то Ваша аналогия хромает. Действительность не терпит сантиментов, и сегодня великая держава - это страна, которая может уничтожить остальной мир.
Таких стран в мире было и осталось только две. Поэтому, пока у нее есть ядерная мощь, бояться России некого.
Многие страны сегодня притворяются, что забыли, кто есть кто, но быстро вспоминают, когда дело начинает пахнуть порохом.
Назад
Далее