Дискуссионный клуб журнала "Русский переплет"
Просьба вести дискуссию корректно:
- неконструктивные высказывания будут убираться
- будут уничтожаться все анонимные высказывания
"Мудрый человек всегда долго размышляет прежде, чем что-нибудь
подумать." ("Графоманы")
"Самое
дорогое, что есть в сей юдоли печали - это учтивость и
корректность." (Василий Пригодич)
"Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю..."
А.С.Пушкин
Дискуссионный Клуб посетило |  | человек. |
247762 ""
|
2002-07-25 18:24:43
|
[10.44.54.195] |
|
-
247761 ""
|
2002-07-25 18:14:56
|
[10.44.54.195] Либерал |
|
- Эка, как вы раззадорились, господин хороший... А как насчет вашей юности комсомольской? А насчет первых отделов в университетах да спецатомах? Или вас с Андреевым сюда с Марса депортировали?
247760 ""
|
2002-07-25 18:10:03
|
[10.44.54.195] |
|
-
247759 ""
|
2002-07-25 18:09:47
|
[195.208.220.226] ВМ |
|
- Уважаемый Барин!
Вас не смущает, что, все так называемые либералы, удивительно напоминают стукачей?
Вам в этой компании не очень жмет ( шукшиновское).
Почему здесь все они сплошь анонимщики и провокаторы?
Меня поражает сколько у нас правозащитников образовалось и где они были когда это действительно было опасным?
Хорошо, без ругани, Вы можете найти хоть какие-то аргументы против позиции
Юлия Андреева? В конце концов, найдется в русском Интернете хоть один толковый человек, который может возразить достойно?
Сплошная шушера комсомольская, прости Господи.
- А где типа можно приобщится к вере Джедаев?
- Уважаемый Господин Главный Редактор!
Мой постинг не содержал "передергивания", в чем может легко убедиться каждый желающий.
Постинг же Господина Андреева говорит не о "заблуждении", а о "безоговорочном одобрении", в чем тоже может легко убедиться каждый.
"Существование концентрационных лагерей, как правило, безоговорочно одобрялось большинством"
населения.
247756 ""
|
2002-07-25 18:03:42
|
[195.208.220.226] ВМ |
|
- Госпожа Фокс, Коммерсант, Били-бин ... огромная просьба не засоряйте форум.
- Уважаемый Господин Главный Редактор!
Повторяю вырезанный Вами постинг. Думаю, что Вы осознаете, что делаете.
27483 ""
Thu Jul 25 17:41:29 2002
Вероника Фосс
- Уважаемый Господин Андреев!
Можете ли Вы доказать какими-либо фактами свое утверждение о том, что
существование концентрационных лагерей поддерживалось подавляющим
большинством населения? Если нет, следует признать такое утверждение
безответственным и оскорбительным по отношению как к немецкому, так и к
русскому народам.
Удивляет, что такого рода оскорбление русского народа появилось на
страницах сайта, называющего себя Русским переплетом.
Не думаю, что и народу Австрии, в которой Вы имеете честь проживать,
понравится это Ваше утверждение.
247754 ""
|
2002-07-25 17:57:35
|
[195.208.220.226] ВМ |
|
- Госпожа Фокс!
Ваше сообщение содержало передергивание.
То, что бывают массовые заблуждения - ни для кого не секрет.
Любой народ способен заблуждаться в массе.
247753 ""
|
2002-07-25 17:56:24
|
[10.44.54.195] |
|
-
247752 ""
|
2002-07-25 17:49:05
|
[80.94.166.7] Барин |
|
- Ну пошло-поехало...
Yuli сел на любимого конька и сейчас будет
проклинать либералов. Удивительно свежо и интересно.
- Уважаемый Господин Андреев!
Можете ли Вы доказать какими-либо фактами свое утверждение о том, что существование концентрационных лагерей поддерживалось подавляющим большинством населения? Если нет, следует признать такое утверждение безответственным и оскорбительным по отношению как к немецкому, так и к русскому народам.
Удивляет, что такого рода оскорбление русского народа появилось на страницах сайта, называющего себя Русским переплетом.
Не думаю, что и народу Австрии, в которой Вы имеете честь проживать, понравится это Ваше утверждение.
247750 ""
|
2002-07-25 17:29:38
|
[212.186.150.131] Yuli |
|
- Существование концентрационных лагерей, как правило, безоговорочно одобрялось большинством населения. Не думаю, что можно этого не знать. Другое дело, что такие вещи многие предпочитают как бы не замечать. Это результат интеллектуальной распущенности.
- То, что работы Мельникова перекликаются с работами Нердрума, нет сомнения (например, "Спящий гонец", "Хранитель сна" совпадениями быть никак не могут, не говоря уже об освещении и колорите).
Другое дело, что картины Мельникова кажутся мне глубже, чему рационального объяснения найти невозможно, да и искать таких объяснений, наверное, не нужно. Словами картины не передашь, и слава Богу, литературе - литературово.
- Уважаемый Господин Юлий Андреев!
Извините, но я тоже не все поняла в Вашем тексте о единстве фашизме и демократии. Не могли бы Вы объяснить подробнее, как, например, соотносятся с демократией концентрационные лагеря, в которые фашисты как раз и помещали членов разного рода демократических движений?
- Мдя... не перепились еще на Руси...
Вот уж не думала, что в наше время, время компьтерной графики и фотографии есть еще художники преспочитающие работать в стиле классического реализма...
Однако... любопытно...
- Немножко напутал с лентами новостей.
Юбилей-то близится, и лента научная с июня 2000,
но только она как раз позже появилась,
так как другие ленты с сентября 1999, а не 2000
(только на научной новостей больше, нет пока
"Железнякова русской культуры" ).
247745 ""
|
2002-07-25 16:40:25
|
[212.186.150.131] Yuli |
|
- Кто же возражает, уважаемая Линда, что иметь дело с "сильными лидерами" - риск немалый. Здесь и находится "missing link" у любых подобных гипотез. С одной стороны, когда народом манипулируют криминальные группы, как, например, в Америке, это плохо. "Народной власти", с другой стороны, существовать не может, так как кто-то, все-таки, должен держать в руках конкретные рычаги власти, да и мнение большинства редко, если вообще когда-нибудь, бывает правильным. С абстрактной точки зрения, толковый человек у власти мог бы навести порядок, но возникает опасность произвола. Казалось бы, положение безвыходное. Заметьте, я не даю рецептов, по той простой причине, что придумать их мне не удается. Когда я говорю о "сильных лидерах", демократии и истинах в последней инстанции, все это есть текущие характеристики модели, в которой всем предлагается действовать на свой страх и риск. Игра эта не для слабых умов, поэтому подобные модели вызывают у большинства нечто вроде ступора. Но главное - модель запоминается, и подход не пропадает, кто-то в будущем им, наверняка, воспользуется. Как я уже говорил, человечество, пусть и ценой больших потерь, но справляется с вызовами истории. Чем больше идей, тем больше шансов выжить.
- Уважаемый Господин Главный Редактор!
Какую из десяти заповедей я нарушила своим последним, стертым Вами постингом?
247743 ""
|
2002-07-25 16:31:49
|
[10.44.54.195] |
|
-
247742 ""
|
2002-07-25 16:31:19
|
[10.44.54.195] |
|
-
- Писания гностиков, монтанистов
и других еретиков были уничтожены
церковью и не дошли до нас. Что же касается полемических приемов сторонников
церкви, то о них можно получить представление по
сочинению "Обличение и
опровержение лжеименного знания (пять
книг против ересей)" епископа
Лионского Иринея, жившего во второй половине II в.
Ириней считает гностиков и монтанистов
вероотступниками, а поэтому
"сынами дьявола и ангелами лукавого", "ворами
и разбойниками". Согласно
Иринею, как отец лишает непослушных сыновей наследства, так и
бог отвергает
и лишает благодати всех, кто ему не повинуется.
В полемике с монтанистами Ириней рьяно защищал
законность правительства
империи, доказывая, что оно, как и всякое земное правительство,
установлено
богом, "чтобы, боясь человеческой власти, люди не поедали друг друга
подобно
рыбам, но посредством законодательства подавляли
разнообразную неправду
народов". Сочинения святого Иринея, епископа Лионского.
Правда, Ириней вынужден признать, что не всякое
правительство действует
в интересах своих подданных.
"Некоторые цари,- пишет
он,- даются для устрашения, наказания и
укорения, иные для обольщения, поношения и высокомерия,
как того достойны
(подданные.- И. Г.)...". Сочинения святого
Иринея, епископа Лионского.
Однако, предупреждает своих противников Ириней, не людям судить своих
царей,
а богу, который каждому из них
воздает по заслугам. Защита Иринеем
императорской власти не спасла его самого от расправы, жертвой
которой он
стал во время массовых преследований христиан.
В борьбе с враждебными течениями епископальная
церковь укрепляла свои
позиции, формулировала свое собственное
вероучение, укрепляла свою
организацию. В известной мере это относилось и к
еретикам, но в конечном
итоге все преимущества оказывались на стороне победителя,
то есть церкви.
Полемика с еретическими богословами
породила пропагандистскую -
апологетическую - литературу, которая стремилась укрепить влияние церкви.
С распространением
христианства в нем все более
укреплялись
консервативные элементы, проповедовавшие
повиновение властям и
рабовладельцам. Призывы к повиновению встречаются уже в
раннехристианской
литературе, что свидетельствует о настойчивом стремлении руководителей
общин
убедить низы верующих воздержаться от насильственных действий и повиноваться
государству и своим господам. С возникновением церковной
организации эти
призывы звучат все более настойчиво. Епископы, связанные с богатыми
семьями
империи, всячески подчеркивали мирный
характер христианского учения,
настаивали на "непротивлении злу", уверяя, что христианство победит
не путем
насильственного свержения господствующего несправедливого
порядка, а при
помощи нравственного, духовного
совершенствования, праведной жизни,
соблюдения церковной обрядности. Возможно,
что эта непротивленческая
проповедь рассматривалась некоторыми христианскими
руководителями как
тактический ход, усыплявший недоверие правящих кругов империи.
Политический
опыт побуждал христианских руководителей к тактике "мирного проникновения".
Насильственные действия против господствующего
порядка сулили только
поражение.
И все же как ни старалось
епископальное руководство церкви усыпить
бдительность императорской власти своими верноподданническими
заявлениями,
сам факт возникновения широко разветвленной и дисциплинированной
церковной
организации, претендовавшей на руководящую роль
в обществе, не мог в
конечном итоге не вызвать против нее репрессивных мер.
Во второй половине
III в. императорская власть пытается, используя террор,
сломить чуждую ей
церковную организацию, завладеть ее богатствами. Но христианство пустило
уже
слишком глубокие корни, чтобы его можно было выкорчевать
с помощью одной
грубой силы. Преследования только
способствуют сплочению христиан,
сглаживанию внутренних противоречий,
затуханию догматических споров,
очищению рядов верующих от неустойчивых, малодушных элементов,
отрекающихся
от своей веры под угрозой репрессий.
- Во Втором послании к Тимофею с еще большей остротой звучат
те же мотивы
нетерпимости. Павел наставляет своего сторонника,
что недалеко то время,
"когда здравого учения принимать не будут,
но по своим прихотям будут
избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
и от истины отвратят слух и обратятся к басням"
(2 Тим. 4:3-4). Более
того, Павел сообщает, что он уже сам становится жертвой этих лжеучителей.
Он
призывает Тимофея к энергичным действиям: "Проповедуй слово, настой
во время
и не во время, обличай, запрещай, увещевай... Будь бдителен во всем"
(2, 5).
Это "прямо по Дарвину,-
как отмечает Энгельс,- борьба за идейное
существование" заканчивается победой епископального направления, выражавшего
настроения и интересы наиболее богатой и влиятельной
прослойки верующих,
тесно связанной с римской знатью. Оппозиционные
элементы изолируются и
подавляются путем отлучения; вместо разобщенных первоначальных
христианских
общин возникает централизованная церковная
организация, возглавляемая
епископами, главенствующую роль среди которых с течением
времени начинает
играть римский епископ - папа.
Влияние христианства растет
вглубь и вширь, одно временно в него
вливаются мощные эллинистические и восточные течения, привносящие
с собой
элементы враждебных христианству "языческих" учений и верований. Возникают
и
новые ереси. Самые опасные в середине
II в. были ереси гностиков и
монтанистов, против которых в первую очередь
ополчается образовавшаяся
церковная иерархия.
Гностики пытались объединить христианство
с эллинскими мистическими
учениями.
Иное содержание имело монтанистское
учение, названное так по имени его
основателя Монтана. Оно продолжало эгалитарные
и аскетические традиции
раннего христианства.
Борьба против этих учений происходила
в сложной обстановке, в которой
периоды открытой - "легальной" -
деятельности церкви чередовались с
периодами преследований как против нее, так и других христианских
учений, с
которыми она боролась. В силу указанных обстоятельств
борьба эта велась
мирными средствами. Следуя апостольской традиции,
враждующие стороны, не
стесняясь в выражениях, поносили и обвиняли друг
друга во всевозможных
нарушениях христианского вероучения, в различного рода пороках
- в обмане,
лжи, клевете, корыстолюбии, алчности, разврате, короче
- во всех смертных
грехах.
Писания гностиков, монтанистов
и других еретиков были уничтожены
церковью и не дошли до нас. Что же касается полемических приемов сторонников
церкви, то о них можно получить представление по
сочинению "Обличение и
опровержение лжеименного знания (пять
книг против ересей)" епископа
Лионского Иринея, жившего во второй половине II в.
- Уважаемый Господин Главный Редактор!
Как мне понимать Вашу фразу: "критические отзывы сопровождайте кратким, но точным
описанием своей личности"? Разве Русский переплет - это Бюро Знакомств или Частное Сыскное Агенство?
- Отголоски внутренней борьбы в раннем
христианстве мы находим в Новом
завете. В наиболее ранних христианских общинах была распространена
вера в
то, что "царство божие" на Земле наступит в самое ближайшее время.
"Истинно
говорю вам,- читаем в Евангелии от Матфея,- есть некоторые из стоящих
здесь,
которые не вкусят смерти, как уже увидят сына человеческого,
грядущего в
царствии своем" (Мф. 16:28). Можно себе представить, какой энтузиазм,
какой
прилив энергии и фанатизма вызывали подобные
радужные обещания среди
последователей христианства.
Однако проходили годы, десятилетия,
одно поколение христиан сменялось
другим, а эти обещания не осуществлялись,
"милленниум" - тысячелетнее
царство - не наступал. Верующие осаждали
своих проповедников, требуя
объяснить, когда же это наступит. Те же
им отвечали, судя по Деяниям
апостолов: "Не ваше дело знать времена или сроки" (Деян. 1:7).
Подобного рода ответы не могли удовлетворить
недовольных. Руководители
христианских общин стремились всеми имевшимися в их распоряжении
средствами
избавиться от подобного рода "ропотников", ссылаясь на соответствующие
места
Нового завета.
В Евангелии от Иоанна Христос говорит
сомневающимся, непослушным: "Кто
не пребудет во мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет;
и такие ветви
собирают и бросают в огонь, и они сгорают"
(Ин. 15:6). Этот пассаж в
особенности был дорог инквизиторам, ибо оправдывал
использование костров,
венчавших аутодафе.
Столь же нетерпимы к инакомыслящим
и апостолы. Во Втором послании
апостол Павел грозит недовольным жесточайшими карами,
на что также будут
ссылаться впоследствии инквизиторы для оправдания своих
преступных деяний.
Петр как бы предвидит, какие острые формы приобретет
со временем борьба
различных течений в христианстве, когда он
пишет: "Были и лжепророки в
народе, как и у вас будут лжеучители,
которые введут пагубные ереси и,
отвергаясь искупившего их господа, навлекут сами на себя скорую погибель"
(2
Пет. 2:1). Бог, предупреждает Петр, так же беспощадно, как
он карал падших
ангелов, будет карать еретиков, "а наипаче тех, которые идут
вслед скверных
похотей плоти, презирают начальства, дерзки,
своевольны и не страшатся
злословить высших" (2 Пет. 2:10). Говоря о таких людях, Петр не стесняется
в
"острых" выражениях. Он уподобляет
их псам, возвратившимся к своей
блевотине, и свиньям, валяющимся в грязи.
"Это,- говорит разгневанный
апостол,- безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею:
им приготовлен
мрак вечной тьмы" (2:17). Христианской кротостью здесь даже не пахнет.
Такие же высказывания против "ропотников"
и "ругателей" мы находим и в
соборном послании св. Иуды. Напомнив, как господь расправлялся огнем
и мечом
с ослушниками в Ветхом завете, Иуда угрожает: "Так
точно будет и с сими
мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают
начальства и злословят
высокие власти" (Иуд. 1:8).
Не менее строг по отношению к инакомыслящим
и апостол Павел. В Послании
к галатам он предупреждает:
"Но если бы даже мы или ангел с неба
стал благовествовать вам не то,
что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал. 1:8).
В Первом послании к Тимофею Павел ополчается
против "бесовских" ученых
аскетов, "запрещающих вступать в брак и употреблять
в пищу то, что бог
сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали
с благодарением" (1 Тим.
4:3). Там же он сообщает, что предал сатане Именея и Александра,
дабы они
"научились не богохульствовать".
Во Втором послании к Тимофею с еще большей
остротой звучат те же мотивы
нетерпимости. Павел наставляет своего сторонника,
что недалеко то время,
"когда здравого учения принимать не будут,
но по своим прихотям будут
избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
и от истины отвратят слух и обратятся к басням"
(2 Тим. 4:3-4). Более
того, Павел сообщает, что он уже сам становится жертвой этих лжеучителей.
Он
призывает Тимофея к энергичным действиям: "Проповедуй слово, настой
во время
и не во время, обличай, запрещай, увещевай... Будь бдителен во всем"
(2, 5).
-
Ересь - это всегда оппозиция
господствующей церкви. Эта последняя,
опасаясь потерять власть, естественно стремится
всеми силами и любыми
средствами искоренить, уничтожить ересь.
Отражая в различные
исторические эпохи противоречивые интересы
социальных групп и прослоек, ереси выступали как против церковной
иерархии,
так и против несправедливости господствующего эксплуататорского
строя, с
которым церковь была неразрывно связана. Ереси
были своеобразной формой
классовой борьбы, характерной для средних веков,
для феодального мира,
мыслившего только религиозными категориями. Ереси выражали
взгляды той или
другой прослойки горожан или крестьян, национальные или местные интересы.
На эти несхожие и часто беспощадно боровшиеся
не только с официальной
церковью, но и друг с другом ереси каждая эпоха накладывала свой собственный
особый отпечаток, уготавливала им различные судьбы.
Религиозная нетерпимость зарождается с первыми
христианскими общинами в
атмосфере той борьбы, которую они вели, с одной стороны,
между собой за
завоевание приверженцев, а с другой стороны - за право
на существование в
римском государстве.
Первые христианские общины, разбросанные
по обширной Римской империи,
представляли пестрый конгломерат самых различных школ и направлений.
Об этом
можно судить и по большому количеству разноречивых
евангелий и посланий,
имевших хождение среди ранних последователей христианства.
Борьба велась среди них
за и против сохранения демократического
устройства христианских общин, за и
против признания существующего
общественного строя, за и против окончательного
разрыва с иудейством, из
среды которого христианство вышло и жесткая обрядность
которого сдерживала
распространение новой религии среди так называемых язычников.
247736 ""
|
2002-07-25 16:19:52
|
[212.186.150.131] Yuli |
|
- Самый популярный тусовочный прием: Золя не уважали, а он был великим. Тусовщика Федю не уважают, значит, он тоже великий! Простой народ запускает пятерню в затылок и думает: "Черт его знает, может, этот Федя и вправду гений?"
Чем глупее довод, тем он порой действеннее.
-
ИНКВИЗИЦИЯ ДО ИНКВИЗИЦИИ.
Истоки.
В своих потугах во что бы то ни стало оправдать
преступную деятельность
инквизиции, Жозеф де Местр писал, что
она, подобно всем институтам,
созданным для свершения великих дел, "возникла неизвестно как". Между
тем не
для "великих дел" была создана инквизиция и причины, вызвавшие ее появление,
вовсе не загадочны, они кроются в самой социальной
сущности христианской
религии и церкви, надклассовой по своей теории, апеллирующей
к обездоленным
массам, составляющим основной контингент верующих, но на практике
служащей
интересам эксплуататорских классов.
Одна из особенностей христианства
состоит в том, что его всегда
раздирали острейшие противоречия, в начальный период -
в виде ожесточенной
борьбы между различными направлениями, а
позже - между господствующим
течением, возглавлявшимся церковной верхушкой, и оспаривавшим
ее истинность
и "праведность" бесчисленным количеством самых разнообразных
оппозиционных
течений, которые отражали настроения обездоленных масс
и объявлялись этой
верхушкой незаконными, еретическими.
Связав свою судьбу
с эксплуататорскими классами общества и
их
государством, церковь отвергла мечту ранних христиан о
построении "божьего
царства" на земле и стала освещать
социальное неравенство, призывала
страждущих и угнетенных примириться со своим
положением, обещая за это
загробное воздаяние. Такова одна из важнейших
причин, порождавших на
протяжении столетий самые разнообразные христианские
ереси, оспаривавшие
авторитет и власть церкви и освещавшийся ею эксплуататорский
общественный
строй. Поэтому ересь, точно неотступная тень, следует за
церковью на всем
протяжении ее истории. Она многолика и неистребима. Ее нельзя
было победить
ни уговорами, ни угрозами, ни заклинаниями, ее не
удавалось уничтожить ни
огнем, ни мечом.
247734 ""
|
2002-07-25 16:15:21
|
[24.156.204.198] Линда |
|
- Уважаемый,Юлий Борисович.
Я тоже не совсем вас понимаю.
На ваш пост 27420-/если это серьезно/-в нашей истории уже был сильный лидер,который как раз и оставил груды человеческих костей.
А с постом 27423-я не совсем согласна,а точнее вообще не согласна.
Но пока подробно писать не могу.У нас здесь на несколько часов отключают свет-надо подготовиться.
247733 ""
|
2002-07-25 16:14:56
|
[] ВМ |
|
- Уважаемая Вероника Фосс!
Достаточно десяти заповедей и чувства вины.
Конкретнее: критические отзывы сопровождайте кратким, но точным
описанием своей личности,
чтобы они не смахивали на анонимки.
247732 ""
|
2002-07-25 16:12:32
|
[212.192.35.250] |
|
-
- Уважаемый Господин Главный Редактор!
Не затруднит ли Вас обозначить перечень тем, подлежащих в Русском Переплете Вашей цензуре?
247730 ""
|
2002-07-25 15:59:14
|
[] ВМ |
|
- Веронике Фосс!
Да.
Copyright. Rondo сближает.
- Спасибо, Владимир Михайлович!
Я хотела сразу и проголосовать, но у меня тогда не голосовалось.
Попробую еще раз.
247728 ""
|
2002-07-25 15:58:35
|
[10.44.54.195] |
|
-
- Уважаемая Атраксия!
Разрешите не согласиться с Вашей подсказкой.
Мельников и ODD NERDRUM
соотносятся
примерно так же как Рембрандт и друг его
юности Ян Ливенс. Просто вкусы того времени, которым потакал Ян Ливенс,
требовали лесировки и выспренности.
Сейчас требуется шарж и эпатаж. В Москве много своих Нердрумов.
например, шаржи Никоса Софронова можно было увидеть
на каждом перекрестке.
Но кто теперь помнит Яна Ливенса?
Хочу подчеркнуть, что это лишь мое частное
мнение.
- Уважаемый Господин Главный Редактор!
Означает ли исчезновение моих постингов, что на сайте есть цензура по идеологическим мотивам?
247725 ""
|
2002-07-25 15:47:25
|
[10.44.54.195] |
|
-
- Тем, кому понравилась замечательная картина Игоря Мельникова, рекомендую ознакомиться с творчеством норвежского художника Одда Нердрума
www.nerdrum.com
- Мне кажется, что есть определенное родство Мельникова с работами Эндрю Уайеса. Можно впомнить также Марию
Башкирцеву. Это полудокументализм (веризм). Если уж сравнивать с работами старых мастеров, то можно
приветствовать продолжение традиций караваджизма (необарокко). Переживание, свет, одиночество, лиризм - мы
видим, все уместно.
- МЕЧ ПРОТИВ НЕБА
Игорь Солунский
═Знаете, как начинаются сказки?
═══Правильно -- "жили-были" или "давным-давно"... Начну
и я.
══Давным-давно, лет пять тому назад, что в
наших условиях весьма немало, мне принесли увесистую папку, плотно набитую
страницами с бледным, едва различимым машинописным текстом.
══-- Не скажу, кто автор,-- хитро усмехнулся владелец папки,-- но очень
рекомендую. Рискуя испортить зрение, я не смог остановиться, пока не прочитал
все от начала до конца.
══"Это подпольный перевод раннего Желязны," -- уверенно решил
я.
══"Гаррисон!" -- не менее уверенно заявил мой коллега, которому
я подсунул загадочную папку на следующий день.
══"Эх вы, знатоки! -- воскликнул владелец папки, когда мы поделились
с ним своими предположениями.-- Это же Генри Лайон Олди!"
И сунул нам под нос извлеченную из кармана биографическую справку. Не удержусь,
чтобы не процитировать:
══"...Генри Лайон Олди родился в Англии, в маленьком городке Вестон-Супер-Мэр,
двадцать седьмого марта 1945-го года. В 1947-м году отец будущего писателя,
миссионер церкви Св. Патрика, переезжает вместе с семьей в Британский протекторат
в центральном районе Гималаев -- в княжество Бутан. В связи с дальнейшей
оккупацией Тибета китайской армией вся семья была интернирована в район
Южной Монголии, откуда вместе с опиумным караваном, после длительных мытарств,
попала в Пакистан. В результате происшедших событий неудавшийся миссионер
проникается идеями буддизма направления "Махаяна"..."
══Я был невероятно заинтригован -- еще бы,
неизвестная мне звезда мировой фантастики! -- и при первой же возможности
предложил прочесть сию таинственную рукопись моим друзьям: Дмитрию Громову
и Олегу Ладыженскому. И вот тут-то выяснилось, что потрясший меня роман
коренного англичанина Генри Лайона Олди "Живущий в последний раз"
Громовым и Ладыженским уже прочитан; причем давным-давно, как и положено
в хорошей сказке. Согласитесь, что трудно не прочесть то, что сам же и
написал.
══А реальный Генри Лайон Олди родился отнюдь
не на берегах туманного Альбиона, а в первой столице Украины городе Харькове
путем кесаревого сечения настоящих имен и фамилий авторов: Г(ромов)енри
Ла(дыженский)йон ОЛ(ег)ДИ(ма). Как удачно выразился один из искренних почитателей
творчества сэра Олди, приславший письмо из вечного города Иерусалима: "...видимо,
пришла пора и Харькову, а то и про Назарет говорили, что ничего толкового
из него выйти не может."
══Но время не стоит на месте, "давным-давно"
незаметно переросло в "сегодня", повести и романы Генри Лайона
Олди успели прочно обосноваться в умах читателей и на книжных полках, а
также в номинациях престижных литературных премий -- таких, как "Великое
кольцо", "Бронзовая улитка", "Интерпресскон",
"Странник" и т. д.; Громову и Ладыженскому были вручены премии
"Старт-94" и "Фанкон-95", а по романам "Живущий
в последний раз" и "Сумерки мира" поклонниками творчества
Олди (которые сами себя не то в шутку, не то всерьез называют "Об-Олделыми")
были проведены ролевые игры.
══Но роман "Путь Меча", издание которого
Вы держите сейчас в руках -- это несомненно новый качественный этап в творчестве
Генри Лайона Олди, в творчестве Дмитрия Громова и Олега Ладыженского. На
мой взгляд, этот роман вообще не имеет аналогов в мировой литературе.
══О чем книга? О мечах... А что такое, простите,
меч? "Боевое колющее или рубящее оружие, имеющее клинок, изготовленное
из бронзы или железа. Также знак престижа." (конец цитаты из археологического
словаря). Увы, так уж сложилась история беспокойного рода человеческого,
что меч в ней играл всегда едва ли не центральную роль. Три с половиной
тысячи лет меч изо дня в день служил самым универсальным и совершенным
оружием, служил настолько долго и честно, что стал метафорой и символом
войны и воина. "Меч -- душа воина". Умри, лучше не скажешь. Холодный
клинок на Востоке и на Западе олицетворял божественный суд и божественную
справедливость -- не случайно воин мог потребовать высшего суда -- поединка,
исход которого был окончательным и обжалованию не подлежал. И вот тут для
нас, господа читатели конца второго тысячелетия, вместе со многими заблуждениями
и предрассудками прошлого благополучно подзабывших и истины, оплаченные
кровью и жизнями наших предков, начинаются вопросы... Когда человек становится
воином? Когда берет в руки меч? Или нет? А ведь заповеди гласят: "Не
убий!" -- но воин убивает... Так что же, он нарушает божий закон?!
Значит, меч -- зло? Но почему же нас до сих пор гипнотически влечет к этому
сверкающему злу? Вопросы, вопросы...
══Для начала обратимся к старинной японской
притче о мече оружейника Масамунэ и мече оружейника Мурамасы, двух мастеров,
ни один из которых не мог превзойти другого. Когда оба соперничающих клинка
вонзили в дно горного ручья, то все плывущие по течению листья, прикасавшиеся
к мечу Мурамасы, оказывались рассечены пополам; листья же, плывущие к мечу
Масамунэ, огибали его в страхе и оставались целы.
Две ипостаси меча, две ипостаси пути -- путь разрушения и путь мира. Кстати,
одна из школ каратэ так и называется -- "путь мира", по-японски
"вадо-рю". Что же произойдет, если разграничить эти ипостаси?
В романе это, с одной стороны, дикая Шулма, вся культура которой -- гимн
мечу разрушения, мечу разящему; с другой стороны, тысячелетний Кабир --
искреннее, глубинное возвеличивание меча мира.
В средневековой Европе произошло почти то же самое, когда меч разделился
на карающий клинок палача и защищающую честь и достоинство шпагу. А в романе,
в рожденном фантазией авторов Кабире -- впрочем, посмотрите на карту --
не напомнит ли она Вам карту нашей с вами Земли? -- мечи, копья, алебарды,
и любое другое холодное оружие, обладая разумом, успело создать целую цивилизацию
Блистающих, где людям отводится роль Придатков, подобная роли благородных
породистых... скаковых лошадей, которыми можно гордиться, на которых можно
выигрывать скачки, но кому придет в голову вести с лошадью светские беседы?!
Так мы и встретим с первых страниц Чэна Анкора, веселого молодого человека,
в меру -- поэта, в меру -- романтика, в меру -- гуляку и мастера-фехтовальщика;
так мы и встретим Мэйланьского Единорога, прямого меча (да-да, именно "прямого
меча", потому что именно так обращаются к одушевленным существам,
и я отнюдь не путаю падежи), в меру -- поэта, в меру -- романтика, в меру
-- гуляку и мастера Бесед, как между Блистающими называются поединки. Название
это вполне уместно, потому что в Кабире уже восемь веков не льется кровь
-- ибо глупо портить Придатков-людей, как глупо убивать чужих породистых
лошадей или собак.
Но насильственная смерть приходит на тихие улицы Кабира -- и жизнь заставляет
Чэна Анкора и его меч делать выбор.
══Как же я завидую тебе, читатель -- тебе только
предстоит проехать от белостенного Кабира до степей Шулмы, тебе еще только
предстоит знакомство с шутом Друдлом Муздрым, с кузнецом Кобланом Железнолапым,
с двуручным эспадоном Гвенилем, с простоватым копьем Чыдой и взыскующей
власти обоюдоострой Чинкуэдой, Змеей Шэн! Еще одна особенность романа "Путь
Меча", о которой следовало бы поговорить. Все в нем рельефно -- вещь
и тень, меч и человек, событие и суть, правда и неправда. Не случайно в
фантасмагорической биографии Генри Лайона Олди появились строки о влиянии
идей буддизма на его творчество -- авторы и не скрывают своей приверженности
к этой философской концепции. А один из главных принципов Дзэн -- будь
в том, что делаешь. То есть -- искренность. Поэтому если писать -- то так,
чтоб верили. А иначе разгуливают по страницам нашей и ненашей фантастики
герои из "нержавеющей стали", расплодившиеся, аки крысы! И выделывают
оные герои такое, для чего нужно, пользуясь словами тех же Громова и Ладыженского,
"шесть ног и руку -- одну, зато с восемью суставами." И хочется
воскликнуть, подобно Станиславскому: "Не верю!" А здесь -- веришь.
"...и три сабли, брызжа искрами, скрещиваются в том месте, где только
что было, не могло не быть плечо проклятого Мо-о аракчи, и в миг их соприкосновения
они еще успевают увидеть мелькнувшее рядом предплечье Чэна в кованом наруче
работы старых кабирских мастеров, к которому прижался Дзюттэ Обломок, шут,
забывший о шутках -- лязг, визг, и я подхватываю одну из сабель на лету,
как подхватывал Эмрах ит-Башшар Кунду Вонг, и отправляю за пределы нашей
Беседы... Затопчут ведь, глупая!" Потому что так и есть. Потому что
авторы пишут большей частью о том, что знают сами, и знают хорошо. Много
исписано страниц о махании руками и разнообразными предметами, много Конанов-Арнольдов
вертят двуручный меч, как гимнастическую палку -- а много ли авторов пробовали
делать это сами?!
Эти -- пробовали, и очень основательно. Потому что Олег Ладыженский вот
уже полтора десятка лет занимается одной из классических школ каратэ-до
-- Годзю-рю. И честно заработал свой черный пояс и всякие "корочки"
с международными категориями и классификациями -- которые, в отличие от
пояса, так ни разу и не достал с тех пор из тумбочки. И не одна сотня его
учеников, включая и Вашего покорного автора этих строк, кланяется ему в
начале и конце тренировок. В том числе и те, кто сам успел за это время
повязать черный пояс и воспитать собственных учеников.
И не последнее место в выяснении, что же все-таки чувствует строй панцирной
пехоты при атаке орды кочевников, сыграло серьезное увлечение Дмитрия Громова
(тоже занимающегося Годзю-рю с 1985-го года) историческими реконструкциями
и историческими ролевыми играми. Я прекрасно помню свои длительные дискуссии
с Дмитрием о тактике ведения боя и традиционном вооружении тех же кочевников,
о связи атакующего оружия с доспехом и их возможных сочетаниях, о разнице
и сходстве в технике владения самурайским мечом-катаной и европейским эспадоном,
и о многом другом -- в стремлении выяснить, как это происходит на самом
деле, добиться максимально возможной искренности. И не случайно Олег Ладыженский
(по профессии -- театральный режиссер) на репетициях до оскомины в зубах
выяснял у актеров: "А как движется солдат? А стражник? А проститутка?
А как она говорит?!" Так в жизни создавались пластические образы будущих
героев книг. Более того, так родился многочасовый спектакль "Трудно
быть богом", по одноименному роману братьев Стругацких. И опять соавторы
действовали вместе: писал инсценировку и ставил спектакль Олег Ладыженский,
а Дмитрий Громов играл незабвенного разбойничка Вагу Колесо, переодеваясь
в эпизодах в серую штурмовую форму. И после финального занавеса и заключительных
аккордов "Аве Мария" Джузеппе Каччини в зале еще долго царила
мертвая тишина, прежде чем начались аплодисменты... Многие бы рискнули
поставить "Трудно быть богом", что называется, "на театре"?
А они -- рискнули.
══И, опять же, Ладыженский и Громов на мой
взгляд выгодно отличаются от многих, потому что гораздо заметнее влияние
на них ВСЕЙ мировой литературы в самых разных ее проявлениях, и весьма
прочен культурный слой, на котором строится литературная канва их произведений.
А это дает "простор для маневра", позволяя говорить с читателями
разными языками: от иронично-восточного диалекта и певучего сказа до изящной
игры в пост-модерн. Вот, дескать, смотрите -- как это в мировой литературе,
а как -- у нас! И, безусловно, "производит глубокое..." эрудиция
авторов, свободно разговаривающих в своих романах то языком Конфуция, то
Омара Хайяма, а то и скандинавских саг или какого-нибудь "Нюргун Боотура
Стремительного". Или просто реконструирующих нечто совсем иное, стоящее
как бы "до всего" -- первоисточник мифа, легенд и суеверий...
Право же, это нечасто встречается в современной фантастике, усиленно подменяющей
реализм унылыми признаками быта или создающей уж совсем стерильно-отвлеченное
действо.
Может быть, именно поэтому в рецензии одного из редакторов некогда уважаемых
государственных издательств (фамилию позвольте опустить), после сравнения
удивленных авторов с Достоевским и почему-то с Шопенгауэром, был вынесен
вердикт: "Роман элитарен. А посему плохо укладывается в ложе изданий,
рассчитанных на 1ОО-тысячный тираж и коммерческую цену."
══Да, согласен, Дмитрий Громов и Олег Ладыженский
плохо укладываются в прокрустово ложе псевдокоммерческих изданий. А мы
с Вами, дорогой читатель, мы с Вами в него хорошо укладываемся?! Не жмет?..
══Тогда разрешите откланяться и оставить Вас
один на один с романом Генри Лайона Олди "Путь Меча".
══От рукояти -- в бесконечность.
Назад
Далее