TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Дискуссионный клуб журнала "Русский переплет"

Дискуссионный клуб журнала "Русский переплет"


Просьба вести дискуссию корректно:
- неконструктивные высказывания будут убираться
- будут уничтожаться все анонимные высказывания

"Мудрый человек всегда долго размышляет прежде, чем что-нибудь подумать." ("Графоманы")

"Самое дорогое, что есть в сей юдоли печали - это учтивость и корректность." (Василий Пригодич)

"Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю..."
А.С.Пушкин

Дискуссионный Клуб посетило человек.


Первая десятка Русского переплета

247277 "" 2002-07-15 21:21:49
[134.60.12.180] Шурале
- Наглость хвостатого создания, именуемого котом Васей, растет день от дня. Эта зверушка позволила себе отозваться нелестно о коллежском секретаре Диксикратове, попеняв тому между делом использованием латыни. Затем порассуждала вольно о пользе телесных наказаний для писателей. После чего оскорбила миллиард католиков и миллионы коммунистов во всем мире, сравнив первых и вторых друг с другом! И под занавес: зарвавшийся котяра состряпал сомнительный стишок, подписавшись при этом (!) хозяйским е-мейлом. Причина такой разнузданности мне кажется очевидной. Будучи занятым человеком, вынужденным периодически давать консультации и помогать решать наиболее острые проблемы главам ряда мировых держав, хозяин кота и сотрудник Венского университета сударь July не может более уделять надлежащее внимание воспитанию своего подопечного. В таком случае, возможно, следует поставить вопрос о создании на базе РП "Воспитательного совета ДК", призванного провести надлежащую работу с упомянутым котом, дабы оградить молодое и подрастающее поколение от его развращающего влияния. Коты не пройдут!


247276 "" 2002-07-15 20:47:11
[212.186.150.131] Кот Вася
-
Убегает Торквемада
Снова прячется в кусты.
Торквемады нам не надо,
У него посты пусты.


247275 "" 2002-07-15 18:58:29
[209.249.147.215] Торквемада
- Под номером 27005 стёрто моё сообщение, не содержавшее никаких выпадов, брани, оскорблений и т.п. Всего лишь наблюдения, касающиеся некоторых параллелей между историей католической Европы и православной России.
Посему: прощайте господа. Сосите соску.


247274 "" 2002-07-15 18:34:07
[10.44.54.195]
-


247273 "Инквизиция перед судом Истории" 2002-07-15 15:27:00
[209.249.147.215] Торквемада 3-й
- Аналогом Святой Инквизиции в русской истории был Союз Михаила Архангела, организованный по инициативе Священного Синода.
Инквизиция справилась со своей задачей: европейские народы успели сформироваться в высокоразвитые нации.
Союзу Михаила Архангела своей цели достичь не удалось.
На Западе Церковь была независимой от светской власти. В то время, когда король Испании уже принял решение о принятии взятки от морранов в размере 30 тыс. дукатов, во дворец явился будущий Великий Инквизитор епископ Томас де Торквемада и бросил в лицо всесильному монарху: Иуда Искариот предал Христа за 30 серебренников. Ты же продаешь его за 30 тысяч.


247272 "" 2002-07-15 15:01:29
[212.164.4.110] Дворцов Торквемаде
- Г-н 26988!

По просьбе Владимира Михайловича обойдусь без эмоций.

По поводу лжи о "католическтве" Н. В. Гоголя предлагаю обратиться к замечательному исследованию кандидата филологических наук Владимира Воропаева "Духом схимник сокрушенный... Жизнь и творчество Н. В. Гоголя в свете Православия". книга издана по заказу филологического факультета МГУ.

А действительно принявший католичество Чаадаев, кончил, как всем известно с шестого класса, в сумасшедшем доме.


247271 "" 2002-07-15 14:54:51
[10.44.54.195] Шиншин
- По поводу 27001

Как по мне, именно этот тезис Эко не выдерживает никакой критики. Одни и те же слова, произнесенные автором или героями в разных контекстах, будут обозначать совершенно разные вещи. Эко возводит в абсолют свою личную вторичность восприятия мира и литературы.


247270 "Алексей Шорохов - Ночь над миром (стихотворения)" 2002-07-15 14:47:33
[212.186.150.131] Кот Вася
-
Если хочешь лучше жить
Ни к чему вопить и злиться,
Чтобы лучшего добиться
Надо руки приложить.


247269 "" 2002-07-15 14:39:48
[212.48.130.11] У.Эко
- Постмодернистская позиция напоминает мне положение человека, влюбленного в очень образованную женщину. Он понимает, что не может сказать ей "люблю тебя безумно", потому что понимает, что она понимает (а она понимает, что он понимает), что подобные фразы - прерогатива Лиала*. Однако выход есть. Он должен сказать: "По выражению Лиала - люблю тебя безумно". При этом он избегает деланной простоты и прямо показывает ей, что не имеет возможности говорить по-простому; и тем не менее он доводит до ее сведения то, что собирался довести,- то есть что он любит ее, но что его любовь живет в эпоху утраченной простоты. Если женщина готова играть в ту же игру, она поймет, что объяснение в любви осталось объяснением в любви. Ни одному из собеседников простота не дается, оба выдерживают натиск прошлого, натиск всего до-них-сказанного, от которого уже никуда не денешься, оба сознательно и охотно вступают в игру иронии... И все-таки им удалось еще раз поговорить о любви.

*-Л и а л а - псевдоним итальянской писательницы Лианы Негретти (1897-1995), популярной в 30-40-е годы


247268 "" 2002-07-15 14:35:59
[212.186.150.131] Кот Вася
- Стащил денежки у мелких вкладчиков избранник нации:


РБК. 15.07.2002, Лондон 07:56:48. Президент США Джордж Буш получил конфиденциальную информацию незадолго до того, как продал за 800 тыс. долларов акции компании Harken Energy Corp., которой он управлял, пишет сегодня Times. За 16 дней до того, как продать акции, в июне 1990 года, Дж.Буш получил еженедельный отчет об ожидаемых больших убытках корпорации.


Как отмечает издание, это сообщение даст оппонентам Джорджа Буша дополнительные козыри в его критике. Демократы уже сравнивают реакцию нынешнего президента США на волну корпоративных скандалов среди крупнейших компаний Америки с его поведением на посту директора компании Harken Energy, пишет Times.



247267 "Алексей Шорохов - Ночь над миром (стихотворения)" 2002-07-15 14:00:29
[195.208.220.228] ВМ
- Критик оказался поэтом!


247266 "" 2002-07-15 12:37:05
[212.186.150.131] Кот Вася
- Мне предлагают вступить в католическую веру, почему-то обращаясь при этом к моему хозяину. Так понимают католики свободу совести?
Я и в комммунисты не вступал, господа хорошие, и в католики не пойду. Слишком много у вас в прошлом общего, которого честный кот не приемлет.
Прекратите, кстати, заниматься спамом.


247265 "" 2002-07-15 12:29:36
[10.44.54.195] Шиншин
- Алексу

Алекс, странный у вас какой-то подход к литературе: можно, нельзя. Умберто Эко цитируете, который сам-то является одним из наиболее искусственных (не искусных, прошу заметить, а искусственных) сочинителей текстов. Мне вообще рассжудения Эко по поводу того, что все, мол, уже было сказано, представляются полным бредом. который вызван прежде всего тем, что он сам не может написать "букетик фиалок" так, чтобы это читалось естественно.


247264 "" 2002-07-15 11:53:11
[10.0.0.6] qwerty
- Уважаемый Торквемада, доминиканцы Вас недавно отлучили от ордена и церкви...


247263 "Инквизиция перед судом Истории" 2002-07-15 11:52:56
[212.192.35.250] Этнограф.Посвящается стирательному еноту
- Однако в  этом  вопросе  трудно  установить какие-то  твердые рамки.  В
многовековой  запутанной  истории   католической  церкви  не  всегда   можно
разграничить инквизиторскую деятельность епископов и "священных" трибуналов.
Известны случаи, когда при наличии инквизиции церковь использовала епископов
или другие церковные инстанции для расправы со своими идейными противниками,
как это имело место  в  деле Лютера или в расправе над Яном Гусом, учиненной
Констанцским   собором.   В   последнем   случае  собор   выступал  в   роли
инквизиционного  трибунала. Были случаи  передачи инквизиторских  функций  и
полномочий   самим  "священным"  трибуналом  епископам   или  уполномоченным
монашеских орденов. Так, вскоре после завоевания испанцами колоний в Америке
испанская  инквизиция  поручила выполнять  ее  функции церковным иерархам  в
колониях. После же упразднения инквизиционных трибуналов в XIX в. их функции
вновь  перешли  к  епископам,  которые  продолжали  карать  вероотступников,
накладывая на них епитимии и отлучения, хотя отсутствие поддержки со стороны
светской власти лишало их возможности физически расправляться с ослушниками.
     Современные  церковные  историки  по  вполне понятным  причинам склонны
рассматривать инквизиционный  трибунал  как характерное явление  только  для
отдельных  христианских  стран,  а  не  для  церкви  в  целом.  Авторитетные
исследователи   высказывают   противоположную    точку   зрения.   Например,
французский ученый Жан  Гиро  считает, что  "инквизиция не была  свойственна
только  одной  нации  или  одному  району,  она  действовала  почти  во всех
христианских  странах,  где ересь выступала против церкви... Таким  образом,
размах ее деятельности зависел от условий, господствовавших в странах".
     Спорным   вопросом  в  историографии  является  и   дата  возникновения
инквизиционных трибуналов. Этот вопрос решают исследователи по-разному.
     Известный немецкий историк прошлого столетия Шлоссер,  автор  18-томной
всемирной истории, которую  конспектировал  К. Маркс, считал, что инквизиция
сложилась  между 1198 и 1230 гг.  В  знаменитых  "Хронологических  выписках"
Маркса взгляды Шлоссера излагаются следующим образом:
     "1198 папой  сделался Иннокентий III;  он тотчас учреждает комиссию  по
расследованию  и  преследованию  ереси,  назначает  своими  легатами  одного
цистерцианского монаха и  другого  монаха того  же  ордена, Петра Кастельно,
снабжает  их  письменными  приказами,  в  которых  содержатся  все  элементы
последующих  судов  над  еретиками  (то  есть  инквизиции)...  Преследование
еретиков  усиливается  с  тех  пор,  как  к папским  легатам  присоединяются
почтенный "святой" (пес) Доминик (основатель доминиканского ордена) и другие
фанатичные  испанские  духовные  лица,  они побуждают также  к вмешательству
арагонского короля...
     1229 Григорий IX-с одобрения "святого" Людовика IX - вводит религиозные
или  инквизиционные   суды   против   еретиков...  (этим  судам  подвергался
независимо  от сословия  тот,  кто давал еретикам приют или  защиту  или  же
отказывал в помощи их преследователям).
     1230  страшная  власть этих  судов была  отнята  у епископов,  передана
учрежденному за двадцать  лет перед тем нищенствующему ордену  доминиканцев;
решением  собора  папы,  под   страхом   потери   должности,   были  сделаны
полицейскими служителями  церкви  (шпионами) и палачами  своих  прихожан!  В
стране то здесь, то там восстания, в некоторых городах изгоняют инквизиторов
и так далее".
     В дореволюционной  и советской  литературе  имеются  по  этому  вопросу
разные точки зрения. М. Покровский считал, что инквизиция "оформилась" между
1184  и 1252 гг. Он  писал: "В  1184  году Люций  III  предписывает выдавать
еретиков  светской  власти для наказания, но предварительно дело  должен был
исследовать местный епископ, что  было  еще  очень  выгодно для обвиняемого,
потому что епископы были  слишком тесно связаны с местным населением,  чтобы
возбуждать его против  себя жестокостями.  Некоторые  историки  считают, что
именно папа Люций основал инквизицию. Поэтому в 1984 г. католическая церковь
отмечала  800-летие  установления   "священного"  трибунала.  Папы,  видимо,
старались  быть  умеренными  насколько  можно,  еще Иннокентий  III запрещал
употреблять по отношению к еретикам испытание водой и раскаленным железом. В
1232  г.  Григорий  IX  передал  все дело  преследования  сектантов  в  руки
доминиканцев.  Замену епископской инквизиции  доминиканской  мы имеем полное
право рассматривать как новый шаг на  пути усиления  нетерпимости. В 1252 г.
Иннокентий  IV разрешил пытать подозреваемых в ереси, с  этим инквизиционный
процесс получил свою окончательную форму". Покровский М. Средневековые ереси
и инквизиция. Далее  М. Покровский  отмечает: "Подобно  целибату, инквизиция
осуществлялась не сразу.  Но  раз то и другое  принято  церковью, она уже не
отступала  ни  от  того,  ни  от другого.  Только  когда католицизм  лишился
материальной поддержки светской  власти,  преследование прекратилось потому,
что стало физически невозможным".


247262 "" 2002-07-15 11:48:14
[212.192.35.250]
-


247261 "Инквизиция перед судом Истории" 2002-07-15 11:34:38
[212.192.35.250] Этнограф.Посвящается стирательному еноту
-   Уже  известный читателю  французский епископ Селестен Дуэ, не  отрицая,
что  церковь  всегда  выступала  против  инакомыслящих, в то же  самое время
утверждал:
     отличительной   чертой   инквизиции   является  не   столько   характер
рассматриваемого ею преступления, судебная процедура  или  форма  наказания,
сколько   наличие   постоянного   судьи,    наделенного   полномочиями   для
преследования  еретиков.  Американский  историк инквизиции священник  Шэннон
полностью разделяет это мнение. "Подлинная инквизиция,-  пишет он,- является
учреждением,  установленным святым  престолом,  со  специально  назначенными
судьями для расследования, суда и вынесения приговора еретикам". Он отметил,
что сам термин "инквизиция" (от лат.  inquisitio - расследование) появляется
только с возникновением инквизиционных трибуналов.
     Нельзя согласиться ни с мнением инквизитора Парамо, возводившего начало
инквизиции к расправе, учиненной всевышним над Адамом и Евой, ни с епископом
Дуэ, пытающимся свести историю  инквизиции только к деятельности "священных"
трибуналов. Дело  в  том,  что  с раннего периода существования христианской
церкви епископы, и  в их числе папы  римские, были наделены  инквизиторскими
полномочиями  - расследовать, судить и карать еретиков и пользовались ими на
протяжении всей истории церкви. Этими правами они продолжают  пользоваться и
после  роспуска  конгрегации  священной  канцелярии,  согласно  действующему
каноническому  праву. Такие же права имели и имеют  вселенские  соборы. Если
исходить из этих фактов, то следует признать, что "священные" трибуналы были
отнюдь не единственной формой инквизиции.
     Более  развернутую  периодизацию истории  инквизиции  дает  итальянский
прогрессивный  историк  Р.  Лонгоне.  Он  делит историю этого учреждения  на
следующие этапы:
     "примитивная" инквизиция времен раннего христианства;
     императорская,  которая  осуществлялась   по   указаниям   христианских
императоров римскими префектами и губернаторами;  епископальная - от распада
римской империи до  XIII в.;  собственно  инквизиция ("священный" трибунал),
возглавляемая   папой   и   непосредственно   руководимая   доминиканцами  и
францисканцами; государственная  инквизиция, проводимая совместно светской и
церковной властью  (князем, королем или императором) при поддержке церковной
иерархии;   испанская  инквизиция,   возглавляемая   великим   инквизитором,
назначаемым королем и утверждаемым в должности папой римским;
     колониальная  (испанская  и  португальская)  инквизиция   и,   наконец,
всеобщая,  или вселенская,  она же  римская, инквизиция  в  лице конгрегации
священной канцелярии, просуществовавшая с 1542 г. до наших дней.
 


247260 "Инквизиция перед судом Истории" 2002-07-15 11:32:17
[212.192.35.250] Этнограф.Посвящается стирательному еноту
-      Разумеется, в  более  ранний  период  церковь  была лишена  возможности
физически расправляться с теми, кого она считала вероотступниками. Только  в
IV в., когда господствующей религией в  Римской  империи стало христианство,
церковь переходит от "слов" (отлучений) к "делу" (насилию).
     Некоторые  светские   историки  также  трактуют  историю  инквизиции  в
"широком" плане.  Так, в статье об  инквизиции, опубликованной в "Британской
энциклопедии", говорится:  "Неправильно утверждать, что инквизиция появилась
в XIII  в. в  готовом  виде со всеми  ее  принципами и учреждениями. Это был
результат  или,  вернее, еще  один шаг  вперед  в процессе развития,  начало
которого восходит по крайней мере к IV столетию". Автор статьи делит историю
инквизиции  на  два больших периода: епископальный  период с IV по XIII  в.,
когда преследованием  еретиков занимались епископы, и монашеский - с  XIV по
XIX   в.,   когда   действовали   инквизиционные    трибуналы,   руководимые
доминиканскими и францисканскими монахами.
     Такая  же  периодизация  истории  инквизиции  была  принята  в  русской
дореволюционной  историографии.  Ее  разделял  М.  Покровский   и  известный
испанист  В. Пискорский.  Покровский  М. Средневековые ереси  и инквизиция.-
Книга для чтения по истории средних веков. Последний, кроме  епископальной и
монашеской инквизиции,  выделял еще  испанскую инквизицию (с 1480  г., когда
она стала функционировать в виде верховного церковного трибунала - Супремы).
     В советской историографии в  20-х  годах преобладала  широкая трактовка
истории инквизиции. Этот взгляд был  так сформулирован обществом  "Атеист" в
послесловии к книге С. Г. Лозинского "Святая инквизиция":
     "Начало  инквизиции (в другой форме и под другим названием) совпадает с
началом   самой  христианской   церкви.   И   точно   так   же   неправильно
хронологическое  ограничение инквизиции средними  веками. Она существует  до
настоящего времени. В составе учреждений папской администрации в Риме до сих
пор   имеется  "Святая   Служба   Инквизиции".  Подразумевается  конгрегация
священной  канцелярии. Если  в  данный момент  церковь  не  подвергает своих
врагов  суду,  пыткам,  сожжению, то это  объясняется исключительно тем, что
светская   власть   не  подчиняется  требованию  церкви  проводить  в  жизнь
постановления ее судов". Лозинский С. Г. Святая инквизиция.
     Разумеется,  инквизиция   не  возникла  на   "пустом  месте".  Созданию
"священных"  трибуналов предшествовала  многовековая борьба правящих  кругов
церкви с ересью,  в  процессе  которой  вырабатывались  также и богословские
обоснования необходимости применения  к  еретикам  различных  видов  и  форм
насилия, вплоть до их физического истребления. Это была нелегкая задача, ибо
теологам  пришлось для оправдания  инквизиции подменить  "религию любви", за
которую   выдает  себя   христианство,   "религией   ненависти".   На  такую
трансформацию ушли столетия.
 


247259 "Инквизиция перед судом Истории" 2002-07-15 11:31:10
[212.192.35.250] Этнограф.Посвящается стирательному еноту
-
     ОТ АДАМА И ЕВЫ...

     Существуют  самые различные  мнения  о  том,  что,  собственно  говоря,
следует понимать под инквизицией и каковы ее хронологические рамки.
     Если под инквизицией понимать  осуждение и преследование господствующей
церковью   инакомыслящих  -   вероотступников,   то   хронологические  рамки
инквизиции  следует расширить  на всю  историю  христианской церкви  - от ее
возникновения  по  настоящее  время,  ибо  епископы еще  со  времен  раннего
христианства  и по  сей день  присвоили  себе право осуждать и  отлучать  от
церкви тех верующих, которых они считают еретиками.
     Некоторые  исследователи  толкуют  этот вопрос  еще  шире, считая,  что
инквизиция является  характерным  атрибутом  не  только  католической,  но и
протестантской и православной церквей.
     Если же инквизицию понимать в более узком смысле, подразумевая под этим
термином деятельность  особых трибуналов католической церкви, преследовавших
еретиков, то ее рамки суживаются от возникновения этих трибуналов в XII-XIII
вв. до  их повсеместной отмены в первой  половине XIX в. Но и после  этого в
системе папской курии  в Ватикане вплоть до 1966 г. существовала конгрегация
инквизиции ("священная канцелярия").
     Сторонников  "широкой" и  "узкой" трактовки инквизиции можно найти  как
среди церковных, так и светских историков.
     Первым, кто сформулировал "широкую" точку зрения на историю инквизиции,
был сицилийский инквизитор  испанец Луис Парамо, опубликовавший в 1598  г. в
Мадриде  книгу  на  латинском  языке  "О  происхождении  и  развитии  святой
инквизиции". Трактат Парамо считается первым трудом  по  истории инквизиции,
написанным с точки  зрения  официальной  доктрины  католической  церкви.  Он
служил   как   бы   ответом   на   появившуюся  протестантскую   литературу,
разоблачавшую  ужасы  инквизиции.  В  своем  усердии оправдать  деятельность
"священного" трибунала Парамо начинал  его историю чуть  ли не  с сотворения
мира.  Первым  инквизитором,  уверял  он, был  сам  господь бог,  а  первыми
еретиками - Адам и Ева. Бог, утверждал Парамо,  изгнал из рая  провинившихся
перед  ним  Адама  и  Еву, предварительно  учинив им  тайный допрос  и  суд.
"Инквизиторы,- утверждал Парамо,-  следуют точно такой же процедуре, которую
они переняли от самого бога".
     Одежду, которой прикрыли свою наготу Адам и Ева после неосмотрительного
вкушения от запретного плода, Парамо считает первым "санбенито" -  позорящим
одеянием,  носить  которое  приговаривались  жертвы  инквизиции, а  изгнание
прародителей рода человеческого из  рая он называет  первой  конфискацией...
"вечного блаженства",  прототипом  тех более осязаемых конфискаций,  которые
впоследствии инквизиция применяла по отношению к имуществу своих жертв.
     Всего этого богу, по-видимому, показалось недостаточно; он осудил людей
терпеть  вплоть до  "страшного суда" бесчисленные болезни, эпидемии, потопы,
землетрясения,  холод и  голод,  войны;  бог  приговорил  людей рождаться  в
нестерпимых  муках,  добывать  себе  хлеб насущный  в  поте  лица  своего  и
испытывать животный страх перед смертью. Даже земная  жизнь праведника полна
всевозможных мытарств, терзаний и испытаний.
     Но  если так жестоко поступил  бог с прародителями рода человеческого и
праведниками, утверждали  средневековые апологеты инквизиции, то его гнев по
отношению  к  непокорным и строптивым потомкам  Адама и  Евы  вообще не знал
предела. Разве не  уничтожил он посредством потопа все человечество, пощадив
только  Ноя  и его семью; разве  не  сжег он живьем  все  население Содома и
Гоморры, пролив на них "дождем  серу и  огонь" (Быт. 19:24) (сбросив атомную
бомбу, по мнению некоторых сверхсовременных толкователей  Библии);  разве не
истребил  он  14700  человек, осмелившихся роптать  против Моисея  во  время
странствований иудеев в  пустыне;  разве не послал он ядовитых змеев на тех,
кто "малодушествовал" в пути (Чис. 21:4,6); разве не  убил он 50 070 жителей
г. Вефсамиса только за то, что они "заглядывали в ковчег господа"?
     По  сравнению  с  этими  массовыми  побоищами библейского бога  - а  мы
перечислили только  их незначительную толику - преступления Торквемады могут
показаться чуть ли не детскими забавами.
     Библейский  бог был  не  только  непреклонно  беспощадным и  сверх меры
жестоким к  тем,  кто  отходил от его заповедей  или  ошибочно толковал  его
таинственные  "неисповедимые пути",  он  требовал  от  своих  последователей
такого же подхода, такой же жестокости и беспощадности ко всем  отступникам,
в особенности  в  тех случаях, когда  они пытались "совратить"  правоверных.
"Если,- поучал бог  своих последователей в Ветхом завете,- будет уговаривать
тебя тайно брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, говоря:
"пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои".., то не
соглашайся с ним  и не слушай его; и да не  пощадит его  глаз твой, не жалей
его и не  прикрывай его, но убей его;  твоя рука  прежде всех должна быть на
нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа" (Втор. 13:8-9).
     Иисус Христос, согласно Парамо, был "первым инквизитором Нового завета.
Он  приступил  к  обязанностям  инквизитора  на  третий  день  после  своего
рождения, когда сообщил через  трех королей-волхвов,  что явился  на свет, и
потом, когда  умертвил  Ирода,  заставив червей  съесть его...  После Иисуса
Христа  св.   Петр,  св.  Павел   и  другие   апостолы   занимали  должность
инквизиторов, которую они передали последующим папам и епископам".
     Итак, не без удовлетворения отмечал Парамо,- "древо инквизиции зеленело
и цвело, и расходились  его  корни и  ветви по  всему миру, и  приносило оно
сладчайшие плоды".
     Естественно, что подобного рода ссылки на Библию позволяли церковникам,
с   одной  стороны,   доказать   "законное",  "божественное"   происхождение
"священного" трибунала, а с другой стороны - его якобы "извечный" характер.
     Точка  зрения  Парамо на инквизицию на протяжении столетий перепевалась
на разные лады  церковными авторами. Ее  повторяет, например, Марино Марини,
один  из  ближайших сотрудников  папы Пия  IX  в своем трактате, посвященном
инквизиционному процессу над  Галилеем.  Марини  утверждал:  "Инквизиционный
трибунал  столь  древний,  что  следует  считать  самого Иисуса  Христа  его
основателем и законодателем".
     Современные апологеты церкви также признают, что она на протяжении всей
своей  истории преследовала ереси  и  еретиков. Уже цитированный  нами У. Т.
Уолш пишет, что  церковь "в течение двух тысяч лет проявляла нетерпимость ко
всякого  рода ошибкам,  где  бы  они  ни проявились,  в особенности к таким,
которые оскорбляли величие бога... Таким  образом,  нетерпимость не является
ее  наиболее  типичной  особенностью,  это  просто   оборонительное  оружие,
доверенное ей всевышним вместе с ее божественной миссией". Е. Вакандар стоит
на таких же позициях. Первый период истории инквизиции он относит  к IV-V в.
новой эры, когда епископы, следуя примеру мифических Петра и Павла, отлучали
от церкви  и предавали  анафеме христиан,  отклонившихся, по их  мнению,  от
официальных доктрин.
     Разумеется, в  более  ранний  период  церковь  была лишена  возможности
физически расправляться с теми, кого она считала вероотступниками. Только  в
IV в., когда господствующей религией в  Римской  империи стало христианство,
церковь переходит от "слов" (отлучений) к "делу" (насилию).
 


247258 "Инквизиция перед судом Истории" 2002-07-15 11:30:32
[212.192.35.250] Этнограф.Посвящается стирательному еноту
-  
     Наконец, следует  упомянуть еще  об  одной школе  буржуазных  историков
инквизиции, считающих, что ее деятельность была направлена в основном против
иудеев. Но такой взгляд на инквизицию  не соответствует исторической правде.
Действительно,  в Испании и  ее  заморских владениях, а также в Португалии в
отдельные периоды деятельности инквизиции иудеи подвергались преследованиям,
но в других католических странах этого не наблюдалось. Более того, в папских
областях инквизиция вовсе  не  преследовала иудейское население, а иудейские
банкиры ссужали римских  пап деньгами даже  в периоды жесточайших гонений на
их  иберийских единоверцев. Зато  инквизиция всегда  преследовала и осуждала
плебейских  еретиков, свободомыслящих, поборников социальной справедливости,
противников  колониального  гнета,  ученых, опровергавших  своими открытиями
религиозные догматы, борцов  за общественный прогресс - от великих провидцев
средневековья до коммунистов нашего времени.
     Итак,  вопрос  о  месте  инквизиции  в  истории,  ее  целях  и  методах
деятельности продолжает волновать исследователей различных направлений.
     Инквизиция,  таким  образом, еще далеко не закрытая  страница  истории.
Спор о ней продолжается...
 


247257 "Cкончался известный российский геофизик Анатолий Васильевич Рыков" 2002-07-15 10:44:08
[195.208.220.1] ВМ
- Умер активный участник научного форума "Русского переплета", автор нашего журнала "Урания".

Господа, будьте взаимно вежливы!


247256 "" 2002-07-15 10:22:21
[209.249.147.215] Торквемада 26985
- Г-н Yuli, скрывающийся под именем Кота Васи!
Мне нравится ход Ваших мыслей.
Я делаю Вам официальное предложение: вступить в Католическую Веру.
Оцените нашу мудрость и великодушие. Ведь несколькими номерами выше Вы позволили себе высказывания, порочащие Святую Инквизицию.
Подумайте, г-н Yuli!
И пусть для Вас будет вдохновляющим пример лучших русских людей -
Петра Яковлевича Чаадаева и Николая Васильевича Гоголя.


247255 ""Письма Смердякову." - обозрение Алексея Шорохова" 2002-07-15 01:03:40
[212.186.150.131] Yuli
- Весь заряд уходит в землю.
Другими словами, Каганович, Бжезинский и Циля здесь совсем не к месту. Даже Проханов этого себе не позволяет. Своих героев у нас разве мало?


247254 ""Письма Смердякову." - обозрение Алексея Шорохова" 2002-07-14 23:46:20
[195.208.220.1]
-


247253 "" 2002-07-14 22:19:18
[212.186.150.131] Кот Вася
- Приходится только позавидовать людям! Как пишут! "Да, вряд ли мы сумеем приблизиться к его изящной стилистике..." (это о Бунине). А вот и пример приближения: "вечная тема любви при некотором повороте градуса способна открыться с какой-то другой неизбитой стороны".
Многое может открыться при некотором повороте градуса... .
Если так продолжать, то неизбитых сторон у авторов скоро совсем не останется. Русская словесность не даст себя в обиду.
Нашим "литераторам" и в голову не приходит, что тексты их уморительны. Вот и прекрасно. Если бы не карты, то жизнь в Москве была бы и вовсе несносна.


247252 "" 2002-07-14 20:50:36
[193.229.159.3] Суси
- Воронину.

Александр, выполняю ваше пожелание, вот два поста, обращенные к вам.
Уважаемый Александр Воронин! Ваша мысль о том, что любовные истории, как правило, банальны, хоть и верна, но тем не менее веками опровергается лучшими писателями и поэтами. Возьмите, к примеру, бунинский рассказ "В ночном море", на мой взгляд, это шедевр. Скажите: ну так то Бунин... Куда нам, грешным.
Да, вряд ли мы сумеем приблизиться к его изящной стилистике, но, может быть, мы можем задуматься о том, что и вечная тема любви при некотором повороте градуса способна открыться с какой-то другой неизбитой стороны. Конечно, это непросто и усилий требует громадных, но в этом-то, в том, чтобы сказать свое и есть весь смысл наших с вами литературных занятий. А что толку взять да смириться с банальностью темы, подчиниться этой мысли и не мечтать вырваться из ее скучных лапищ?
Да и эти пресловутые литературные штампы... Ну, какую они несут радость?
Вы, предполагаю, не долго мучились над рассказом, не пытали свою голову в поисках синонимов, не перекладывали, не перетирали слова да буковки. Верно? Или я ошибаюсь?

И второй:
Если кто-нибудь приведет из этого рассказа хотя бы один абзац, фразу хотя бы одну, свидетельствующую о том, что перед нами изящная проза - сниму шляпу. А рассказ-то не маленький, казалось бы, не должно быть с этим проблем (если это и правда хорошая литература). Это о языке.
Друзья, задумайтесь, я прошу о малом - всего-то одну, но НАСТОЯЩУЮ фразу. Фразу, перед которой и хочется снять шляпу. Одну!
Зато литературных штампов в избытке. Вот несколько примеров:
"девушка необыкновенной красоты в коротком легком платьице".
"Волны счастья исходили от нее и заполняли окружающее пространство, как аромат дорогих духов".
воздушный и светлый образ
сердце и душа разбились на куски
Я сделал медовую улыбку
посмотрела, широко распахнув глаза
вытер предательски навернувшиеся слезы
Если кто-нибудь скажет, что не пержил в своей жизни похожую (а то и покруче) историю (и не одну!), тоже обещаю снять шляпу.
На мой взгляд, это не сюжет для рассказа, а довольно банальный случай.

Со шляпой все в порядке...на голове.


247251 "" 2002-07-14 15:10:26
[62.158.105.79] Александр Воронин Господину Липунову
- Уважаемый Владимир Михайлович,

на днях я заглянул на свою страничку в РП и обнаружил, что куда-то исчезли комментарии к моему рассказу ╚Разговор в купе╩. Если нетрудно, дайте команду, чтобы вернули обратно. В одном из комментариев, например, Валерий Суси что-то писал про свою шляпу. А что я забыл. То ли съесть ее хотел, то ли мне подарить. Если съесть, то сначала в молоке вымачивать будет не такая соленая. Если дарить спасибо, но единственный головной убор в моем гардеробе мотоциклетный шлем, да и тот я одеваю два-три раза в месяц. На мотоцикле кататься приятно, но времени, известное дело, не хватает. В другом комментарии Юрий Крупнов метнул в меня комплиментом размером с крупный булыжник. Чуть в голову не попал. Тут и шлем не поможет запросто сотрясение мозга получишь. Кроме этих были и мелкие реплики: мяукал Кот Вася, Штирлиц выходил на связь с Бин Ладеном и т.д. Короче, жалко пропажу. Может вернут, а?


247250 "" 2002-07-14 14:33:29
[212.186.150.131] Yuli
- "...Вариантов описать антициклон", похоже, не совсем грамотно, следовало сказать "способов".


247249 "" 2002-07-14 14:26:11
[212.186.150.131] Yuli
- Зачем писать "ртуть застыла на отметке", существуют тысячи других вариантов описать антициклон. Не стоит писать "она нервно закурила", можно написать, что облако выдохнутого ею дыма напоминало курицу с только что отрубленной головой. Разговоры об "исчерпанности литературы" кажутся мне преувеличением. Так говорят люди, творческий импульс которых настолько слаб, что их все время тянет на штампы. Впрочем, штампы в разумном количестве есть более благо, чем вред, это стенография второго уровня, если можно так выразиться (штамп). О чем бы не квохтала вечная тусовка, смысл литературы, как и смысл жизни, заключается в жизни смысла (штамп, слегка обтесанный на два канта*).
У людей всегда есть потребность узнать точку зрения на события, которые бросают вызов им лично, от других людей, особенно тех, которые кажутся им более проницательными, чем они сами. Я отдаю себе отчет (штамп) в том, что словосочетание "точка зрения" здесь не отражает содержания того, чего ждут люди от литературы. Читателя интересует весь комплекс реакций автора на событие, в том числе, а иногда и в первую очередь - эмоции. Чувственное восприятие событий старше тех семи миллионов лет, что насчитывает история человека, но и сегодня мы обращаемся к чувству, как к последнему средству, если разум бессилен.
Читатель попроще ждет от литературы исключительно "чувств", которых ему недостает в рутинном существовании, и готов платить по рублю за десяток простых эмоций, поддерживая тем литературных ремесленников.
Литература, как и жизнь, исчерпать себя не может. Бывают, однако, такие времена, когда писатели за жизнью просто не поспевают, что и порождает ламентации о конце литературы. Не стоит относиться к этому серьезно. Рано, или поздно, находятся люди, обладающие и талантом, и свободным временем и появляются Книги.

________________________________________
*кант - здесь плоская грань, вытесанная на бревне по его длине. Не путать с известным философом, но акустические ассоциации не возбраняются.


247248 "" 2002-07-14 12:19:59
[212.48.131.171] Aleks
- В большом книжном маказине "Москва" на Тверской книги В.Сорокина - на отдельном стенде, расположен он на самом видном месте, удобный подход, обзор. Сразу приходит мысль, что лет двадцать назад на этом стенде располагались бы "Малая Земля", "Целина", "Возрождение", "Материалы ХХХ.. съезда КПСС". Прочел у А.М. Панченко фразу о Маяковском, которую как мне кажется можно отнести и к Сорокину, он - "тоже человек кризисного времени, когда душа надорвана и склонна к соблазну кощунства". И еще, мне кажется, что Сорокин это человек, который понимает, что писать художественные тексты больше нельзя, но ему очень хочется. Нельзя в том смысле, в каком говорит о "немоте" У.Эко в своих "Заметках на полях "Имени розы". Нельзя писать - "букетик фиалок", "она нервно закурила", "ртуть в термометре заствыла на отметке" и пр. "Фазовый переход" состоялся, теперь каждый новый художественный текст - "сюперпозиция" имеющихся.


247247 "" 2002-07-14 11:52:51
[209.249.147.215] inquisitive
- Не беспокойтесь, г-н Yuli. На этом форуме очень умный модератор. Он точно знает, что есть спам, а что есть срам. Видите зияет дыра на предпредыдущем номере. Я успел прочитать. Там было гнусное иезуитское послание, подрывающее основы отеческой веры и лично г-на Дворцова. Честь и хвала Модератору! Он проявил бдительность и успел убрать заразу до того, как она расползлась по интернету. Tomas de Torquemada lays a-moulding in the grave. But his soul is going marching on!


247246 "" 2002-07-14 10:27:02
[212.186.150.131] Yuli
- Тексты об инквизиции, возможно, представляют собой спам. Это можно установить по IP. Недоброжелатели у Переплета имеются.


247245 "" 2002-07-14 10:20:23
[209.249.147.215] ...
- старорусского


247244 "" 2002-07-14 10:08:52
[209.249.147.215] Торквемада
- Г-н Дворцов!
Акцент не на интеллектуализме, а на образе старого русского профессора. Истинно православный человек должен сердцем чувствовать такую подмену. Значит вы не то, за что себя выдаете.
Вот для того и учреждена Святая Инквизиция: чтобы выявить и разоблачить втируш - вас и Евстигнеева.


247243 "" 2002-07-14 06:36:40
[212.164.4.34] Дворцов 26956 Торквемаде
- Сир Торквемада!

Как доказал наш знаменитый профессор Преображениский: "Либо - православный, либо - интеллектуал". Промежуточное переходное звено наукой пока не найдено.

И какая же это изощрённая иезуитская пытка - с простынями об инквизиции. Лучше бы про кишечные расстройсва у представителей отряда воробьинных на Суматре. Вот уж, действительно, тема новая, для широкой публики незнакомая. И польза не меньше.


247242 "Инквизиция перед судом Истории" 2002-07-14 02:45:23
[212.192.35.193] Этнограф.Посвящается стирательному еноту
-
     ОТ АДАМА И ЕВЫ...

     Существуют  самые различные  мнения  о  том,  что,  собственно  говоря,
следует понимать под инквизицией и каковы ее хронологические рамки.
     Если под инквизицией понимать  осуждение и преследование господствующей
церковью   инакомыслящих  -   вероотступников,   то   хронологические  рамки
инквизиции  следует расширить  на всю  историю  христианской церкви  - от ее
возникновения  по  настоящее  время,  ибо  епископы еще  со  времен  раннего
христианства  и по  сей день  присвоили  себе право осуждать и  отлучать  от
церкви тех верующих, которых они считают еретиками.
     Некоторые  исследователи  толкуют  этот вопрос  еще  шире, считая,  что
инквизиция является  характерным  атрибутом  не  только  католической,  но и
протестантской и православной церквей.
     Если же инквизицию понимать в более узком смысле, подразумевая под этим
термином деятельность  особых трибуналов католической церкви, преследовавших
еретиков, то ее рамки суживаются от возникновения этих трибуналов в XII-XIII
вв. до  их повсеместной отмены в первой  половине XIX в. Но и после  этого в
системе папской курии  в Ватикане вплоть до 1966 г. существовала конгрегация
инквизиции ("священная канцелярия").
     Сторонников  "широкой" и  "узкой" трактовки инквизиции можно найти  как
среди церковных, так и светских историков.
     Первым, кто сформулировал "широкую" точку зрения на историю инквизиции,
был сицилийский инквизитор  испанец Луис Парамо, опубликовавший в 1598  г. в
Мадриде  книгу  на  латинском  языке  "О  происхождении  и  развитии  святой
инквизиции". Трактат Парамо считается первым трудом  по  истории инквизиции,
написанным с точки  зрения  официальной  доктрины  католической  церкви.  Он
служил   как   бы   ответом   на   появившуюся  протестантскую   литературу,
разоблачавшую  ужасы  инквизиции.  В  своем  усердии оправдать  деятельность
"священного" трибунала Парамо начинал  его историю чуть  ли не  с сотворения
мира.  Первым  инквизитором,  уверял  он, был  сам  господь бог,  а  первыми
еретиками - Адам и Ева. Бог, утверждал Парамо,  изгнал из рая  провинившихся
перед  ним  Адама  и  Еву, предварительно  учинив им  тайный допрос  и  суд.
"Инквизиторы,- утверждал Парамо,-  следуют точно такой же процедуре, которую
они переняли от самого бога".
     Одежду, которой прикрыли свою наготу Адам и Ева после неосмотрительного
вкушения от запретного плода, Парамо считает первым "санбенито" -  позорящим
одеянием,  носить  которое  приговаривались  жертвы  инквизиции, а  изгнание
прародителей рода человеческого из  рая он называет  первой  конфискацией...
"вечного блаженства",  прототипом  тех более осязаемых конфискаций,  которые
впоследствии инквизиция применяла по отношению к имуществу своих жертв.
     Всего этого богу, по-видимому, показалось недостаточно; он осудил людей
терпеть  вплоть до  "страшного суда" бесчисленные болезни, эпидемии, потопы,
землетрясения,  холод и  голод,  войны;  бог  приговорил  людей рождаться  в
нестерпимых  муках,  добывать  себе  хлеб насущный  в  поте  лица  своего  и
испытывать животный страх перед смертью. Даже земная  жизнь праведника полна
всевозможных мытарств, терзаний и испытаний.
     Но  если так жестоко поступил  бог с прародителями рода человеческого и
праведниками, утверждали  средневековые апологеты инквизиции, то его гнев по
отношению  к  непокорным и строптивым потомкам  Адама и  Евы  вообще не знал
предела. Разве не  уничтожил он посредством потопа все человечество, пощадив
только  Ноя  и его семью; разве  не  сжег он живьем  все  население Содома и
Гоморры, пролив на них "дождем  серу и  огонь" (Быт. 19:24) (сбросив атомную
бомбу, по мнению некоторых сверхсовременных толкователей  Библии);  разве не
истребил  он  14700  человек, осмелившихся роптать  против Моисея  во  время
странствований иудеев в  пустыне;  разве не послал он ядовитых змеев на тех,
кто "малодушествовал" в пути (Чис. 21:4,6); разве не  убил он 50 070 жителей
г. Вефсамиса только за то, что они "заглядывали в ковчег господа"?
     По  сравнению  с  этими  массовыми  побоищами библейского бога  - а  мы
перечислили только  их незначительную толику - преступления Торквемады могут
показаться чуть ли не детскими забавами.
     Библейский  бог был  не  только  непреклонно  беспощадным и  сверх меры
жестоким к  тем,  кто  отходил от его заповедей  или  ошибочно толковал  его
таинственные  "неисповедимые пути",  он  требовал  от  своих  последователей
такого же подхода, такой же жестокости и беспощадности ко всем  отступникам,
в особенности  в  тех случаях, когда  они пытались "совратить"  правоверных.
"Если,- поучал бог  своих последователей в Ветхом завете,- будет уговаривать
тебя тайно брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, говоря:
"пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои".., то не
соглашайся с ним  и не слушай его; и да не  пощадит его  глаз твой, не жалей
его и не  прикрывай его, но убей его;  твоя рука  прежде всех должна быть на
нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа" (Втор. 13:8-9).
     Иисус Христос, согласно Парамо, был "первым инквизитором Нового завета.
Он  приступил  к  обязанностям  инквизитора  на  третий  день  после  своего
рождения, когда сообщил через  трех королей-волхвов,  что явился  на свет, и
потом, когда  умертвил  Ирода,  заставив червей  съесть его...  После Иисуса
Христа  св.   Петр,  св.  Павел   и  другие   апостолы   занимали  должность
инквизиторов, которую они передали последующим папам и епископам".
     Итак, не без удовлетворения отмечал Парамо,- "древо инквизиции зеленело
и цвело, и расходились  его  корни и  ветви по  всему миру, и  приносило оно
сладчайшие плоды".
     Естественно, что подобного рода ссылки на Библию позволяли церковникам,
с   одной  стороны,   доказать   "законное",  "божественное"   происхождение
"священного" трибунала, а с другой стороны - его якобы "извечный" характер.
     Точка  зрения  Парамо на инквизицию на протяжении столетий перепевалась
на разные лады  церковными авторами. Ее  повторяет, например, Марино Марини,
один  из  ближайших сотрудников  папы Пия  IX  в своем трактате, посвященном
инквизиционному процессу над  Галилеем.  Марини  утверждал:  "Инквизиционный
трибунал  столь  древний,  что  следует  считать  самого Иисуса  Христа  его
основателем и законодателем".
     Современные апологеты церкви также признают, что она на протяжении всей
своей  истории преследовала ереси  и  еретиков. Уже цитированный  нами У. Т.
Уолш пишет, что  церковь "в течение двух тысяч лет проявляла нетерпимость ко
всякого  рода ошибкам,  где  бы  они  ни проявились,  в особенности к таким,
которые оскорбляли величие бога... Таким  образом,  нетерпимость не является
ее  наиболее  типичной  особенностью,  это  просто   оборонительное  оружие,
доверенное ей всевышним вместе с ее божественной миссией". Е. Вакандар стоит
на таких же позициях. Первый период истории инквизиции он относит  к IV-V в.
новой эры, когда епископы, следуя примеру мифических Петра и Павла, отлучали
от церкви  и предавали  анафеме христиан,  отклонившихся, по их  мнению,  от
официальных доктрин.
     Разумеется, в  более  ранний  период  церковь  была лишена  возможности
физически расправляться с теми, кого она считала вероотступниками. Только  в
IV в., когда господствующей религией в  Римской  империи стало христианство,
церковь переходит от "слов" (отлучений) к "делу" (насилию).
 


247241 "Инквизиция перед судом Истории" 2002-07-14 02:43:38
[212.192.35.193] Этнограф.Посвящается стирательному еноту.
-
     Наконец, следует  упомянуть еще  об  одной школе  буржуазных  историков
инквизиции, считающих, что ее деятельность была направлена в основном против
иудеев. Но такой взгляд на инквизицию  не соответствует исторической правде.
Действительно,  в Испании и  ее  заморских владениях, а также в Португалии в
отдельные периоды деятельности инквизиции иудеи подвергались преследованиям,
но в других католических странах этого не наблюдалось. Более того, в папских
областях инквизиция вовсе  не  преследовала иудейское население, а иудейские
банкиры ссужали римских  пап деньгами даже  в периоды жесточайших гонений на
их  иберийских единоверцев. Зато  инквизиция всегда  преследовала и осуждала
плебейских  еретиков, свободомыслящих, поборников социальной справедливости,
противников  колониального  гнета,  ученых, опровергавших  своими открытиями
религиозные догматы, борцов  за общественный прогресс - от великих провидцев
средневековья до коммунистов нашего времени.
     Итак,  вопрос  о  месте  инквизиции  в  истории,  ее  целях  и  методах
деятельности продолжает волновать исследователей различных направлений.
     Инквизиция,  таким  образом, еще далеко не закрытая  страница  истории.
Спор о ней продолжается...
 


247240 "" 2002-07-14 01:45:00
[24.156.204.198] Линда
- Извините!Сергей Сергеевич,это я вам пожелала приятного отдыха!


247239 "" 2002-07-14 01:43:07
[24.156.204.198] Линда
- Приятного отдыха!


247238 "" 2002-07-14 01:35:56
[212.192.35.193]
-


247237 "" 2002-07-14 00:34:39
[unknown] Дедушка Кот www.prigodich.8m.com
- Мои дорогие высокие сетевые друзья! Скоро час ночи, а у дедушки Кота с цыпочкой его несравненной еще все сборы впереди (увозим, в частности, два мешка книг). Покидаю преславный Дискуссионный клуб. Прошу простить, если кого-либо обидел. Порфирий Иванович, простите, что Вам не ответил в подобающей Вашей высокой личности манере. До встречи в сети.

Назад Далее
+ 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  20  30  40  50  60  70  80  90  100  200  300  400  500  600 
- 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  20  30  40  50  60  70  80  90  100  200  300  400  500  600  700  800  900  1000 
Модератору...

Rambler's Top100