Дискуссионный клуб журнала "Русский переплет"
Просьба вести дискуссию корректно:
- неконструктивные высказывания будут убираться
- будут уничтожаться все анонимные высказывания
"Мудрый человек всегда долго размышляет прежде, чем что-нибудь
подумать." ("Графоманы")
"Самое
дорогое, что есть в сей юдоли печали - это учтивость и
корректность." (Василий Пригодич)
"Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю..."
А.С.Пушкин
Дискуссионный Клуб посетило |  | человек. |
247552 ""
|
2002-07-23 00:58:24
|
[63.214.95.186] Аргоша |
|
-
247551 ""
|
2002-07-23 00:54:20
|
[63.214.95.186] Argosha |
|
-
247550 ""
|
2002-07-23 00:50:27
|
[63.214.95.186] Argosha |
|
-
247549 ""
|
2002-07-23 00:46:59
|
[63.214.95.186] Argosha |
|
-
-
"Посредством психологического механизма идентификации с раннего детства у ребёнка начинают формироваться многие черты личности и поведенческие стереотипы, ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ. У ребёнка формируются черты близких ему людей, и в большей степени тех, под чьим эмоциональным влиянием он находится. Идентификация является сильнейшим педагогическим методом в индивидуальном обучении. Эта практика распространена в странах Востока, где ученик проводит возле учителя гораздо большую часть времени, нежели отведённые учебным планом два или четыре часа в день, и обучается у него не только ремеслу, но и формирует собственную личность подобную своему учителю."
Н. В. Соковикова. ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ АДАПТАЦИИ НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЁНКА В НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ
КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ.
-
247546 ""
|
2002-07-22 22:49:26
|
[212.164.4.183] Дворцов |
|
- Как говорили древние: "Совесть - голос Аида". Увы, кто-то из современных его не слышит.
247545 ""
|
2002-07-22 22:28:56
|
[212.46.240.164] Павел |
|
- Уважаемый Суси! Как это у Вас так ловко получается - и публиковаться в РП и ругать его, одновременно? Есть ли принципы? Статья Ваша в Русском журнале очень скучная, не талантливая. Кожинова ругать - не Вы первый, но среди последних. Понять его спокойные и умные рассуждения, без кликушества (Вам-то, специалисту!)не удалось. Жаль. Про дорогу до Хельсинки - как то у Вас ярче выходит. В добрый путь!
247544 ""
|
2002-07-22 21:57:12
|
[193.229.159.4] Суси |
|
- Уважаемый Владимир Михайлович! Приступая на прошлой неделе к своей статье, я помнил об интервью с Кожиновым и намеревался кое-что процитировать из этого свидетельства. Ссылка на интервью не сработала. Не знаю, по какой уж там причине...
А хотелось мне привлечь внимание публики к рассуждениям Кожинова о том, что при Сталине "в основном в лагерях сидели люди за сотрудничество с врагом". К его чудовищной, с моей точки зрения, бухгалтерской логике, к которой он обратился, опровергая цифру убиенных в сталинских лагерях, приведенную Антоновым-Овсеенко:"Погибло же около 20 миллионов человек", - уточняет Кожинов, словно 20 миллионов и в расчет-то брать не стоит. И так, между прочим, вяловато соглашается:"Дети были, да".
Какова интонация!? Каков подтекст!? Ну поубивали и детей, ну так детей врагов народа...
Ссылка на интервью не сработала. Эти цитаты, увы, не вошли в мою статью. Спасибо, что теперь со ссылками все в порядке и у меня есть возможность процитировать эти слова Кожинова здесь.
247543 ""
|
2002-07-22 21:53:11
|
[213.33.246.36] Йорик |
|
- Глубокоуважаемый Юлий! Ваше замечание, что у меня должны быть мысли, которые не отпускают меня никогда, заставили меня задуматься до такой степени, до такого мыслительного напряжения, что я пришел к выводу, что если мысли меня и не отпускают, то я-то их отпускаю постоянно! Гуляйте, родимые, устал я от вас!!! Каждый день настолько не похож на другой, и в то же время состоит из тех же элементов, что скудному моему уму непостижимо Только об этом со времен Гераклита и Лао Цзы сколько всего понаписано Остановить этот поток невозможно, а литература, слова (слова, слова) - только рисунки, умелые (или не очень) фотоснимки текучей реки Они, когда их читаешь, тоже становятся потоком, но уже другого рода, в воображении читателя. И чтобы Книга стала более могучим потоком, чем сама жизнь, надо постараться так, что жизни становится жалко Книга ведь становится Книгой за счет жизни, а разве жизнь не лучше любой книги, если умеешь ее как книгу читать? Я думаю, что надо учиться искусству Жизни, а все Книги - это только ступени, ведущие туда, к Жизни. Хотя, почти наверняка, я чего-то недозамечаю, самое удивительное для меня то, что умным людям (Невтонам и Платонам, Эйнштейнам многомудрым) удается из этого потока вылавливать разные законы, которые действуют с точностью часового механизма!!! Как им это удается - не представляю Я вот например в астрологию больше верю, потому что там все гораздо более туманно, есть где дурацкому уму разгуляться
247542 ""
|
2002-07-22 21:44:00
|
[212.186.150.131] Yuli |
|
- Мне кажется весьма любопытнам следующее сообщание, появившееся сегодня на РБК:
Председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Иван Стариков обратился сегодня к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой об аудиенции для обсуждения вопроса восстановления земельной собственности Русской православной церкви. Об этом сообщили РБК в пресс-службе СФ.
По мнению И.Старикова, этот вопрос "имеет огромное значение для развития земельной реформы в России". "Аграрно-продовольственный комплекс, получивший новый импульс с принятием закона "Об обороте сельхозземель", нуждается в таком традиционно эффективном собственнике и хозяйствующем субъекте, как Русская православная церковь", - считает сенатор. "С точки зрения государства такой шаг, как возвращение конфискованных земель церкви, позволит сохранить значительную часть земельного фонда страны от незаконной распродажи и неэффективного использования, а также создать в сельской местности центры экономической и политической стабильности", - считает глава аграрного комитета СФ.
И.Стариков отметил, что процесс восстановления имущественно-земельного комплекса РПЦ будет носить долгосрочный характер.
247541 ""
|
2002-07-22 21:22:28
|
[212.186.150.131] Yuli |
|
- В полемике с Г-м Суси о судьбах России я смысла не вижу. Г-н Суси уже по всем вопросам высказался, антирусскую книжку выпустил, от русского подданства отказался. О чем тут говорить?
Да и таланта публициста Бог г-ну Суси не дал. После двух абзацев становится скучно.
- My suggestion for your site is updating your pictures more often, what will make your site more interesting, and popular....
Some of these photos I saw ~2 years ago.
247539 ""
|
2002-07-22 20:13:39
|
[193.233.41.172] Закиев |
|
- Прочитал дубарь-технарь витию Валерия Ивановича и... Как хорошо звучит: " сетевой журнал "Русский Переплет" проделал путь от деклараций естественного национального достоинства (присущего всякому народу) до непомерно разбухших, оплывших жирным слоем национального самодовольства самоощущений и самооценок. Не мудрствуя лукаво, переплетовцы сами себя назначили "истинными русскими", "истинными патриотами", хранителями "истинных" ценностей русского народа". Попытался найти носителя "оплывших жирным слоем национального самодовольства самоощущений и самооценок". Всякий завсегдатай знает с кого тут надобно начинать. Не получается. Старый обидчик Валерия Ивановича, наоборот, отвергает национальные культуры, а пестует единую общечеловеческую. С дедушкой котом - еще хуже... . С самоназначенцами - тот же компот. Есть здесь действительно публика, которая любит поговорить о патриотизме и о Родине. В "запале" иногда кричат: "Я самый, что ни на есть..". Ну так то в запале и далеко не все. Поэтому, наверное, когда стал вопрос ребром: " Кто же бросит камень в радетелей отечества?" Валерий Иванович ударил себя в грудь и бросил ентот булыжник с безопасного расстояния. Первый пассаж (не повторять же его весь) по поводу статьи Даниловой заканчивается " Так безумный бегает по дому и рвет на себе волосы с воплями: "Пожар! Пожар! Пожар!" Народ в панике. Народ мечется по коридорам, лестницам и углам в поисках огня или, по меньшей мере, дыма. Но ни дыма, ни огня не находит...". Нету сейчас в России ни дыму и ни огня, как и у приятного глобалистического Корзая, охраняемого уже только американскими солдатами. Слушать "Джабов" нужно придурки!!! Далее автор вопрошает: "Ну скажите на милость, кто в сегодняшней России покушается на православную веру?". Данилова правда с этого начала. По своему, с "пафосом". Поэтому просто рвется свое-дубарьское - эрзац неверие. То есть такое неверие, что его даже атеизмом нельзя назвать - не тянет по глубине. Читаем далее. " Интерес сближения России с Западом автору явно не по вкусу. Подобное сближение в сознании автора трансформируется в насилие". Вот здесь я немножко поправлю ответ Даниловой на свой "дубарьский" лад. Я бы сказал почти тоже, что и она, но добавил бы одно слово: "Грядущая глобальная цивилизация принуждает нас чувствовать себя ОГРАБЛЕННЫМИ гражданами мира". Далее автор очень сильно - об экономике. Однако тут я смеялся во всю. Все он там пишет со словом "дайте". Не Дают эти "мутные людишки" с РП нормально жить Родине. Я, правда думал,..., хотя, ну как же такой глобалистически настроенный товарищ как Борис Абрамович и иже с ним... Нет, конечно, Данилова и ей подобные! Потому, что первые уже взялись " вытаскивать (хоть за волосы) русского человека из нищеты" и "не так уж плохо у них это выходит, хоть и с большим скрипом, с огрехами, с сопротивлением болтунов и хапуг областного, да и повыше, масштаба". Уря-я-я-я товарищи! И ведь действительно Данилова какова! "Рассуждения автора о национальной гордости куда больше смахивают на рассуждения о национальном чванстве". Ведь что пишет: "Если и дальше так пойдет, то лет через 10-15 или гораздо раньше вырастим поколение космополитов, готовых продать все, что есть святого". Думает, что етого самого (что продавать) хватит еще как минимум на 10-15 лет! После этого конечно же хочется закончить словами самого Валерия Ивановича: " Умный, конечно, посмеется и скажет: нас пугают, а нам не страшно. А что скажет менее сообразительный?" Отмечу, что я, вообще-то говоря, не смеялся... На то и дубарь-с-с.
247538 ""
|
2002-07-22 20:04:58
|
[212.186.150.131] Yuli |
|
- Уважаемый Шурале! Помнится, я года два назад читал о попытках блокирования изменений теломеразы, но потом ничего уже на эту тему не попадалось. Может быть, в тельавивской или рязанской глуши уже есть какие-то успехи, рассказывать о которых страшновато по ряду понятных причин?
247537 ""
|
2002-07-22 18:35:17
|
[10.44.54.195] Шиншин |
|
- Господин Липунов!
Вы хотя бы сохранили ради приличия пост, на который ответили. Стыдно.
247536 ""
|
2002-07-22 18:11:07
|
[134.60.12.180] Шурале |
|
- Отщипывание кончика у теломеразы не поможет в достижении бессмертия. Это ж фермент, полагаю от подобного обращения он потеряет функциональность, что приведет к результату, отличному от желаемого. Существует такой эффект "концевой недорепликации ДНК", суть которого состоит в том, что при делении клеток репликация ДНК идет не до конца: небольшой концевой участок каждый раз остается недореплицированным. Как следствие, в процессе клеточного деления длина хромосом "нормальных клеток" постепенно уменьшается. Этот процесс не приводит к потере генетической информации, поскольку концевые структуры теломеры (те самые "хвостики") содержат элементарный неинформативный код. Однако понятно, что процесс укорачивания хромосом должен когда-то остановиться: на каждом шаге у неинформативного "хвостика" отщипывается кусок => когда-то он "закончится", вот тогда и процесс деления должен остановиться, дабы не терялась генетическая информация. Это и определяет "старение" клеток. Грубо говоря, чем старше клетка, тем короче в ней "хвостики", с каждым новым делением укорачивающиеся как шагреневая кожа. Так вот, теломераза, как раз, способна поддержать длину "хвостиков" на том уровне, который характерен для "молодых" клеток, неограниченно увеличивая тем самым количество возможных циклов деления (см. Science 1998, v.279, p.349). Однако подобное "продление молодости" слишком уж напоминает дурное бессмертие раковых клеток...
247535 ""
|
2002-07-22 18:06:06
|
[195.208.220.226] ВМ |
|
- Господин Шиншин!
Вы ведете бесплодное переругивание.
247534 ""
|
2002-07-22 17:56:47
|
[10.44.54.195] Шиншин |
|
- Мой совершенно безобидный ответ Юлию стерт. Владимир Михайлович, неужели вы не понимаете, что всякий раз. когда вы берете в руки ножницы, то расписываетесь в своей беспомощности в нормальной дискуссии (если таковой, конечно, можно назвать общение с Юлием)? жаль мне вас.
247533 ""
|
2002-07-22 17:32:09
|
[10.44.54.195] |
|
-
247532 ""
|
2002-07-22 17:02:19
|
[10.44.54.195] Шиншин |
|
- Это втягивание в водоворот дурной бесконечности даже забавно. Дорогой Юлий, почему вы постоянно считаете, что представляете в своем лице весь ДК? От вас я, повторяю, ничего не жду - ни советов, ни постов, ни одобрения. Ни-че-го. Если вы снова попытаетесь мне что-то сказать, то будете просто смешны.
247531 ""
|
2002-07-22 16:49:19
|
[212.186.150.131] Yuli |
|
- Господин Шиншин, абсолютное большинство Ваших постов мелки и оскорбительны, дальше обывательской склоки вы никак не можете уйти, вернее, не стараетесь. Почему Вы думаете, что Вам это будет позволено? Пока Вы не возьмете себя в руки, ничего приятного о себе вы не прочитаете. И не надейтесь.
247530 ""
|
2002-07-22 16:20:01
|
[10.44.54.195] Шиншин |
|
- Юлий, ну до чего вы нелепый человек. Ведь все без исключения знают ваш дежурный набор постов, но вы тем не менее опять начинаете с начала. Я знаю, что вы напишете мне через полчаса, через час, к вечеру. Вот только не вижу резона дальше общаться с вами. С вами, Юлий. а не с посетителями Дк. Почему вы решили, что Дк и вы - одно и то же?
247529 ""
|
2002-07-22 16:03:50
|
[212.186.150.131] Yuli |
|
- Если бы Вы не нуждались в советах, господин Шиншин, Вы не вели бы себя так нервно, да и сайт этот Вы давно бы уже покинули. Не пытайтесь обмануть самого себя.
247528 ""
|
2002-07-22 16:00:10
|
[10.44.54.195] Шиншин |
|
- Юлий, никак не могу понять, почему вы решили, что я нуждаюсь в ваших советах. Да и зачем мне советы инженера? Я что - собираюсь возводить АЭС? Вас держат здесь за бесплатного модератора? Так знайте свой шесток, а не лезьте туда, где вовсе ничего не понимаете.
247527 ""
|
2002-07-22 15:20:21
|
[212.186.150.131] Yuli |
|
- Господин Шиншин, скучно Вам оттого, что вы не можете общаться свободно и спокойно. Поэтому Вы и заставляете других читать Вам лекции о том, как следует вести себя в обществе. Если Вам нечего сказать - промолчите. Если считаете, что есть, что сказать, подумайте, кому и зачем Вы это сказать хотите.
Вы уже давно обещали исчезнуть, но не исчезаете. Взялись придумать себе нового, более толкового, персонажа - и не выдержали, скатились все в ту же набившую оскомину меланхолию.
Я даже и не знаю, что Вам посоветовать. Попробуйте жить без претензий и не актерствуя, пишите о том, что думаете, без оглядки на собственный образ в глазах восторженных собеседников. Пора бы уже и понять, что восторгов в придуманных Вами личинах Вы не вызываете, почему бы не попробовать собственное лицо? Есть у меня подозрение, что это лицо может оказаться вполне симпатичным.
247526 ""
|
2002-07-22 15:18:09
|
[10.44.54.195] Шиншин |
|
- Махаону
Ей-же-ей, ни Телезритель ни Шиншин не нуждаются ни в ваших комплиментах, ни в медицинских диагнозах... К тому же вы очень уж напоминаете некоего провокативного сетевого персонажа...
Йорику
Аксенов когда-то был хорошим писателем: "Местный хулиган Абрамишвили", "Маленький кит - лакировщик действительности". Равно как и Битов с "Пенелопой" в те же времена.
247525 ""
|
2002-07-22 15:18:03
|
[10.44.54.195] Шиншин |
|
- Махаону
Ей-же-ей, ни Телезритель ни Шиншин не нуждаются ни в ваших комплиментах, ни в медицинских диагнозах... К тому же вы очень уж напоминаете некоего провокативного сетевого персонажа...
Йорику
Аксенов когда-то был хорошим писателем: "Местный хулиган Абрамишвили", "Маленький кит - лакировщик действительности". Равно как и Битов с "Пенелопой" в те же времена.
247524 ""
|
2002-07-22 14:43:26
|
[10.44.54.195] Шиншин |
|
- Вот и веселее стало. Вы имеете в виду "Русский журнал", откуда вам пришлось с позором ретироваться, лектор Андреев?
247523 ""
|
2002-07-22 14:31:29
|
[212.186.150.131] Кот Вася |
|
- Господину Шиншину стало скучно, и его персонажу тоже. Теперь они взялись развлекать друг друга на страницах Переплета.
Чтобы не было скучно, г-н Шиншин, имейте самостоятельное мнение, не подлаживайтесь под тусовку, тогда и с Вами будут беседовать на равных. Впрочем, есть еще и "Русский Журнал", последнее прибежище сетевых неудачников.
247522 ""
|
2002-07-22 13:36:29
|
[10.44.54.195] Шиншин |
|
- Скучно стало на РП. Даже не тоскливо (это слво предполагает хоть какую-то эмоциональную реакцию на происходящее), а скучно. Деревянно. Безнадежно. И безысходно, поскольку здесь уже наверняка здесь ничего не изменится. Даже моему персонажу, которого я постарался наделить достаточно примитивными чувствами и мыслями, стало здесь скучно. Не вижу смысла вступать в дискуссию ни с кем. До свидания.
- Да-а, Валерий Иванович. Да-а...
С чистой совестью так не пугаются. Даже пресловутого русского национализма. И если кто-то будет говорить приятные вещи о своей Матери или вслух беспокоиться о Её здоровье, других, если они перед этим не шептали о Ней мерзости и не послали проклятий, опять же сие не возмутит. Откуда этот страх?
- "А сколько впредь еще родится
От книг твоих на свете зол!
Терпи ж; здесь по делам тебе и казни мера!" -
Сказала гневная Мегера
И крышкою захлопнула котел."
-
- Великая честь - моё высказывание удостоилось отдельной прописи.
В этой связи, нелишне было бы заметить, что всякое слово хорошо на своем месте. В данном случае речь шла об авторе из шестидесятых, прочитанном в семидесятых и верно подметившем в начале нового тысячелетия, что несмотря на коренную ломку социально-экономических отношений, совок так и остался совком. И в некоторых отношениях даже усугубился.
Этот автор - Юз Алешковский со своим этапно-пророческим "Николаем Николаевичем".
Мой родственник из Сибири, переехавший в 1981 году в Подмосковье был прежде всего поражен тем, что в средней России мат сделался нормативной речью. В магазине военного городка входящие обращались на этом языке к стоящим в очереди, к продавщице, не смущаясь присутствиz офицеров (в чине вплоть до майора), детей и прилично одетых женщин.
Таким образом, язык Николая Николаевича уже тогда, когда ни о какой перестройке и помыслить нельзя было, стал общенародным.
Второе, что поразило сибиряка, то, что шофер грузовика, молодой парень, подвозя своего одноклассника несколько километров до поселка, обязательно снимал с него рубль.
Таким образом, экономическая реформа подоспела вовремя. Наш народ уже вполне созрел для рыночных отношений.
Тем не менее и несмотря, как пару лет назад ещё раз подчеркнул изобретатель самого словечка "совок", эстрадный певец Александр Градский, в плане уместности и приложимости этого термина все осталось по-прежнему (т.е. по Брежневу).
И, наконец, последнее.
Бесконечные вариации Юлия на тему об умных и дураках приобрели характер аутотрансфузии. Ситуация стала напоминать творчество совкового композитора-песенника, половина сочинений которого написано в жанре "песня о песне".
247517 ""
|
2002-07-22 11:24:23
|
[212.186.150.131] Yuli |
|
- В кулуарах "Русского Журнала" слишком сильно попахивает коноплей, там тоскливо и угарно, как в обжитом бомжами подвале.
Докатиться до этого места несложно, если не иметь внутренней дисциплины.
-
Хотя в XX в. публикация документов,
относящихся к истории инквизиции в
разных странах, значительно увеличилась по своему объему,
то, что вышло в
свет,- ничтожная толика хранящихся в архивах материалов, большинство
которых
все еще недоступно исследователям. Достаточно сказать, что в государственном
испанском архиве в Симанкасе (Испания)
хранится около 400 тыс.
неопубликованных дел "священного" судилища,
а в национальном архиве
Португалии в Торре ду Томбу таких дел насчитывается
около 40 тыс. Многие
документы португальской инквизиции не
уцелели. Дворец инквизиции в
Лиссабоне, где эти дела раньше хранились, дважды горел; в 1755
г. он сильно
пострадал от землетрясения, а в период французской оккупации
(1808-1812) в
нем находился штаб оккупационных войск; в 1821 г.
дворец инквизиции был
разрушен восставшим населением
португальской столицы. О сохранении
сколь-либо полного инквизиционного архива в этих условиях
не могло быть и
речи. Подавляющее большинство этих дел никем еще
не изучено. В частности,
предстоит еще много сделать для
изучения португальской инквизиции,
крупнейшим исследователем которой был Александре Эркулану
(1810-1877). Его
сочинение по истории учреждения инквизиции в
Португалии положило начало
научному изучению деятельности "священного" судилища в этой стране.
-
Не меньших трудов
стоило разыскать и опубликовать документы,
относящиеся к инквизиционному процессу над Джордано Бруно.
В 1848 г. Доменико
Берти, министр народного просвещения Римской
республики и биограф Бруно, затребовал из ватиканского
секретного архива
документы, относящиеся к его процессу. По приказанию папы Пия
IX Берти был
направлен следующий ответ: "Архивы святой
службы, осмотренные самым
тщательным образом и внимательно изученные,
свидетельствуют о том, что
Джордано Бруно в свое время находился под судом.
Однако архивы не дают
никаких материалов, позволяющих установить, какой
приговор был вынесен в
связи с предъявленными ему обвинениями. Еще меньше
возможности выяснить,
последовало ли какое-нибудь решение.
Внимательнейший исследователь,
изучивший сохранившиеся в архиве материалы,
дает следующую справку:
"Большинство относящихся к делу папок с документами
наполнены бумагами,
которые покрыты выцветшими чернилами.
Вследствие этого большая часть
документов представляет собой потемневшие листы,
о которых можно лишь
сказать, что они были некогда исписаны"".
Как мы увидим ниже, папа Пий IX самым беспардонным
образом лгал в своем
ответе Берти. И все же последнему удалось раздобыть
несколько документов,
относящихся к процессу над Бруно, которые он опубликовал в 1876
г. в своей
книге "Судьба коперниканства в Италии". Однако само
дело Джордано Бруно
продолжало храниться за семью замками в тайниках Ватикана.
В 1886 г. дело Бруно попало в
руки одному из хранителей ватиканского
тайного архива - Грегорио Пальмери, который доложил о
своей находке папе
Льву XIII. Папа затребовал дело себе, приказав
Пальмери хранить о нем
строжайшую тайну. В 1925 г. в Италии было опубликовано 26 доселе неизвестных
документов инквизиции, относящихся к делу Бруно. В
том же году кардинал
Меркати, заведующий секретным архивом Ватикана, обнаружил
среди бумаг папы
Пия IX другой экземпляр дела Бруно. Сведения об этом просочились в
печать, и
Ватикан был вынужден дать разрешение
на его публикацию, что было
осуществлено не без умысла только 15 лет спустя, в 1942 г. Таким образом
мир
узнал подробности инквизиционного процесса над Джордано Бруно
лишь 342 года
спустя после его казни! На русском языке этот документ был издан в
1958 г. в
переводе и с комментариями А. X. Горфункеля.
Джордано Бруно перед судом
инквизиции (краткое изложение следственного дела Джордано
Бруно).- Вопросы
истории религии и атеизма.
-
В начале XX в. известный апологет
папства Людвиг фон Пастор жаловался,
что даже ему не было разрешено заглянуть в инквизиционные дела, хранящиеся
в
тайном ватиканском архиве. "Продолжая держать в строгой
тайне исторические
документы 350-летней давности,- писал
Пастор,- конгрегация священной
канцелярии наносит тем самым вред не только исторической
науке, но и самой
себе, ибо общественное мнение будет и впредь считать все
даже самые тяжкие
обвинения против римской инквизиции оправданными".
В XIX и XX вв. увидели свет некоторые важнейшие
документы, в частности
относящиеся к процессам над Галилеем и Джордано Бруно. История их публикации
своими перипетиями напоминает авантюрный роман.
Вот, например, что произошло с публикацией
дела Галилея. Первая попытка
обнародовать его была предпринята еще по указанию Наполеона. С этой
целью в
1810 г. документы, относящиеся к делу Галилея,
были изъяты из папского
архива в Риме и доставлены в Париж. Однако
падение Наполеона помешало
осуществить их публикацию. В Париж вернулись Бурбоны. Королем
Франции стал
Людовик XVIII, в Риме вновь обосновался папа Пий
VII. Его представитель в
Париже Гаетано Марини немедленно потребовал от французского
правительства
возвращения документов, относящихся к процессу Галилея.
Вскоре, однако,
Гаетано Марини скончался, так и не заполучив заветного "дела" Галилея.
Когда после "ста дней"
Бурбоны вновь появились в Париже, новый
представитель папы, Марино Марини, племянник покойного
Гаетано, возобновил
просьбу папского престола вернуть "дело" Галилея. Министр внутренних
дел, к
которому обратился Марино Марини, переправил Марини к министру
двора графу
де Блака. Последний некоторое время спустя
уведомил его, что документы
обнаружены и будут ему возвращены. Однако де Блака не спешил
выполнить свое
обещание под предлогом, что документы переданы Людовику
XVIII, пожелавшему
лично с ними ознакомиться.
Марини тем временем отозвали в Рим, на его
место был назначен Джиннази.
В 1817 г. Марини вернулся на свой прежний пост в Париже
и вновь потребовал
возвращения документов Галилея. На этот раз новый министр двора граф
Прадель
сообщил ему, что "дело" Галилея исчезло
и, следовательно, французское
правительство не в состоянии его вернуть папскому престолу.
Надо отметить, что еще в 1809
г. из Рима в Париж по распоряжению
Наполеона была доставлена значительная часть дел
папской инквизиции. Эти
документы Марини также затребовал, но их вернули
не ему, а его преемнику
Джиннази. Когда Марини вернулся в 1817 г.
в Париж, он обнаружил, что
Джиннази продал многие инквизиционные дела лавочникам
для обертки. "Мне
удалось,- писал Марини,- разыскать свыше шестисот томов
в лавках торговцев
сельдями и мясом". Рожицын В. С. Джордано Бруно и инквизиция.
Но сам Марини повел себя
не лучше Джиннази. Получив из Ватикана
указание сжечь некоторые, по-видимому наиболее компрометирующие
церковь,
документы инквизиции, он вместо этого
сбыл их бумажной фабрике как
макулатуру. Марини выручил за свой "товар"
4300 франков, сумму весьма
солидную по тем временам, из чего можно заключить, что
продал он изрядное
количество документов.
Что же касается документов, относящихся к
процессу Галилея, то папскому
престолу удалось их заполучить только тридцать лет спустя. Каким образом?
По
сообщению французского ученого И. Б. Био,
опубликованному в 1858 г.,
документы были возвращены папе Григорию XVI в 1846 г. французским
королем
Луи Филиппом. Однако в 1927 г.
кардинал Меркати, главный хранитель
ватиканского секретного архива, выдвинул новую
версию, согласно которой
документы были возвращены Ватикану в 1843 г. через папского
нунция в Вене
проживавшей там тогда вдовой графа де Блака.
Как бы там ни было, но
документы вновь оказались в Ватикане в 40-х
годах прошлого столетия. Они очутились в руках уже известного
нам Марини,
который в то время занимал пост главного хранителя ватиканского
секретного
архива. В 1848 г. в Риме произошла
революция, город был объявлен
республикой, папа Пий IX бежал в Чивита-Веккию. Затаился и Марини,
изъявший
из папского архива "дело" Галилея. Год спустя папа вернул
себе власть над
Римом, и Марини возвратился на свой прежний пост. В
1850 г. Марини издал
книгу "Галилей и инквизиция". Выгодский М. Я. Галилей
и инквизиция. В ней
впервые цитируются документы из процесса Галилея, однако в "препарированном"
виде, с целью оправдать действия инквизиции против знаменитого ученого.
Публикация Марини вызвала своей недобросовестностью
всеобщее возмущение
в научном мире Европы. Ученые требовали от Ватикана опубликовать,
наконец,
полностью документы, относящиеся к преследованию
инквизицией Галилея. Под
давлением общественного мнения Ватикан был вынужден уступить.
Он поручил их
публикацию французскому историку клерикалу Эпинуа, который опубликовал
их в
1867 г. в журнале "Ревю де кестьон историк" в статье "Галилей, его
процессы,
его осуждение". Были ли это документы,
находящиеся в деле Галилея,-
неизвестно по сей день. Возможно, что в Ватикане
хранятся еще и другие
документы. Во всяком случае, характерно, что Ватикан отказал
в свое время в
доступе к делам процесса даже такому правоверному
католическому историку,
как немец Кантор, писавшему апологетическую историю папства по поручению
Пия
IX. Было отказано в таком доступе и Альбери
- первому издателю полного
собрания сочинений Галилея, выходившего во Флоренции в 1842-1856 гг.
Три года спустя после
публикации Эпинуа 14 новых документов -
протоколов инквизиции, относящихся к делу
Галилея, были опубликованы
профессором Сильвестро Герарди. Последний занимал пост
министра народного
просвещения в римском революционном правительстве в 1848-1849
гг. и искал в
папском секретном архиве документы, относящиеся к
процессу Галилея. Дела,
кочевавшего между Парижем, Прагой и Веной, Герарди не обнаружил,
его изъял,
как уже было упомянуто, Марини, но зато в его руки попали другие
документы.
Он успел тогда только частично
их скопировать. Поражение республики
заставило Герарди покинуть Рим и бежать в Геную, откуда только 20 лет
спустя
через своих друзей в Риме ему удалось достать полные тексты
и опубликовать
их. Рожицын В. С. Джордано Бруно и инквизиция
Не меньших трудов
стоило разыскать и опубликовать документы,
относящиеся к инквизиционному процессу над Джордано Бруно.
-
В XIX в. инквизиционная историография,
можно сказать, достигла своего
расцвета. Появляется большое количество самых
разнообразных работ, в том
числе монографий и сборников документов по истории инквизиции
и еретических
учений в Испании, Франции, Италии, Германии.
Обилие и разнообразие этих
трудов делало, по выражению французского историка Шарля
Молинье, написание
одним человеком истории инквизиции, которая охватывала
бы все страны и
эпохи,- "предприятием почти химерическим".
Однако нашелся исследователь,
которому оказалось по плечу осуществить
такое поистине грандиозное предприятие. Как
это ни парадоксально, им
оказался уже упомянутый Генри
Чарлз Ли, который был вовсе
не
профессиональным историком, а издателем
и книгопродавцом и занимался
историей инквизиции только как любитель в свободное от своей
работы время.
Ли никогда в Европе не был и, естественно, в европейских архивах не
работал.
Но солидное состояние, которым
он обладал, позволило ему нанять
корреспондентов. Они по его поручению перерыли
все доступные европейские
архивы в поисках документов инквизиции, копии которых на
протяжении многих
лет пересылались Ли в Соединенные Штаты. Располагая
этими материалами и
обладая незаурядным литературным и исследовательским талантом,
Ли написал
исчерпывающую для своего времени трехтомную историю средневековой инквизиции
(1888), четырехтомную историю испанской инквизиции
(1906- 1907), историю
инквизиции в испанских владениях Америки (1908), которые в переводах
обошли
многие страны и переиздаются в наше время. Исследование
Г. Ч. Ли "История
инквизиции в средние века".
Мировая известность трудов Г.
Ч. Ли, в которых впервые с такой
полнотой, обоснованностью и убедительностью
раскрывалась омерзительная
картина инквизиционного террора во многих странах,
вынудила клерикальных
историков отказаться от тактики замалчивания, ставившей их теперь
в смешное
положение, и заняться изучением сюжетов, связанных с
историей церковного
судилища. Однако Ватикан по вполне понятным
причинам чинил всяческие
препятствия даже своим исследователям инквизиции, держа под замком
секретные
архивы конгрегации священной канцелярии, в которых все еще погребены
многие
тайны инквизиционного судилища.
-
Льоренте испытал на себе влияние просветительных
идей XVIII в. и, как
некоторые другие испанские либералы, сотрудничал
с Жозефом Бонапартом в
надежде, что французы осуществят в Испании
необходимые прогрессивные
реформы. По поручению французских властей Льоренте приступил
к написанию
истории испанской инквизиции, архивы которой поступили в его
распоряжение.
Поражение Наполеона вынудило Льоренте оставить Испанию и бежать в Париж,
где
он опубликовал свой труд в четырех томах на французском языке
в 1817- 1818
гг., а затем на языке оригинала в 1822 г. в
Барселоне и в Мадриде, куда
Льоренте вернулся после победы революции 1820 г. Его книга была
переведена
на многие европейские языки, выдержав 24 издания. Ее популярное
изложение,
написанное Леонардом Галлуа и опубликованное в Париже в 1822
г., печаталось
16 раз на разных языках, в том числе дважды на русском, а другая
популярная
книга - французской писательницы Сюбервик
(писавшей под псевдонимом
Фереаль), тоже основанная на материалах книги Льоренте, за 88 лет (с
1845 по
19.33 г.) выдержала 40 изданий. В русском переводе
она вышла в 1936 г. в
Москве.
"Критическая история испанской инквизиции",
так называлось сочинение X.
А. Льоренте, написанная на огромном архивном материале, раскрыла перед
миром
подлинную картину кровавой деятельности "священных" трибуналов
в Испании.
Католическая церковь и ее апологеты по
сей день безуспешно пытаются
опровергнуть Льоренте, обвиняя его в неточностях,
преувеличениях, плохом
стиле и пытаясь опорочить его в личном
плане, выдавая за ставленника
французов и чуть ли не мошенника,
якобы присвоившего часть фондов
инквизиции.
Но какими бы недостатками ни обладал труд
Льоренте, он даже сегодня,
сто пятьдесят лет после опубликования, остается одним из основных источников
по истории испанской инквизиции, мимо которого не может равнодушно
пройти ни
один исследователь, будь он противником
или панегиристом "священного"
трибунала.
Основная ценность исследования
бывшего главного секретаря испанской
инквизиции заключается в приводимых им фактах
и цитируемых документах,
достоверность которых не подлежит сомнению.
Назад
Далее