TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Дискуссионный клуб журнала "Русский переплет"

Дискуссионный клуб журнала "Русский переплет"


Просьба вести дискуссию корректно:
- неконструктивные высказывания будут убираться
- будут уничтожаться все анонимные высказывания

"Мудрый человек всегда долго размышляет прежде, чем что-нибудь подумать." ("Графоманы")

"Самое дорогое, что есть в сей юдоли печали - это учтивость и корректность." (Василий Пригодич)

"Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю..."
А.С.Пушкин

Дискуссионный Клуб посетило человек.


Первая десятка Русского переплета

272603 "" 2007-03-31 23:05:58
[85.181.122.102] католик-традиционалист
- Дорогие мои спорщики, предлагаю вопрос об ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ начать обсуждать с определений из толковых словарей. Вот как этот термин определяется в одном из них:

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ (от лат. intelligens - понимающий, мыслящий, разумный), свойство личности, выражающееся в настроенности на культуру, на разум, на понимание и ощущение ценности произведений культуры. И. проявляется во всех сферах деятельности человека - интеллектуальной, творческой, бытовой. И. означает умение человека воспринимать чужую культуру, желание выслушать и понять другого человека, терпимость к иному мнению, способность к сочувствию, состраданию. Интеллигентного человека отличают воспитанность, вежливость, тактичность, скромность и др. И. не обязательно свойственна людям, которых по роду их занятий, уровню полученного образования принято относить к интеллигенции. И. тесно связана с нравственностью и не совместима с агрессивностью, нетерпимостью, непримиримостью.

И. не может возникнуть сама по себе, сформироваться в определённый период времени. Существует точка зрения, что необходим упорный нравственный опыт нескольких поколений, создающих традиции, которые позволят ребёнку, юноше в полной мере впитать в себя дух И. Интеллигентность - по сути идеал воспитания. Вместе с тем на формирование И. влияет множество факторов: уровень социального развития и культуры общества, социальная среда, система воспитания в семье, образовательном учреждении и др.

Источник: http://dictionary.fio.ru/article.php?id=13230

Всем доброй ночи!


272602 "" 2007-03-31 21:25:05
[84.190.199.110] Максим
- Уважаемые Владимир Эйснер и Игорь Крылов! Не ожидал реакции на свои слова, но в любом случае я тронут.

Слова ╚Интеллигенты это аристократы духа╩ И Крылов счёл не совсем верными. Тем не менее он, на мой взгляд, просто расширяет, разъясняет, что значит ╚аристократы духа╩. Цитирую: ╚Интеллигент ясно представляет, что есть особая среда (и крестьянская, наверное, тоже?), которую создают культурные ценности╩, ╚Интеллигентность ни на что прямо не влияет, но ее наличие ощущается в том, что человек подходит ко всему со знанием особых свойств культурной среды, объектов культуры, не рассматривает их вульгарно╩, ╚Интеллигентность это осознание своей культурности, соотнесения своих взглядов и поступков с этим пониманием╩.

То есть интеллигеньный, культурный, воспитанный (как синонимы) это нечто духовное, аристократическое. Это то, что возвышает. Большинство наших безграмотных бабушек и дедушек, мне думается, этими качествами обладали. Но наиболее синонимично к слову ╚интеллигентный╩ всё-таки слово ╚воспитанный╩. Не ╚образованный╩ и ╚культурный╩, а именно ╚воспитанный╩. Носитель той или иной культуры и наличие культурных навыков ещё не есть свидетельство интеллигентности.

Фраза ╚Вы мне эту вашу интеллегентность бросьте!╩ (мне незнакомая) могла, с одной стороны, обрывать человека, который просто хотел ╚выглядеть╩, ╚казаться╩. С другой, могла характеризовать пренебрежительное отношение к интеллигентности.


272601 "Виктор Сиротин - Бездна" 2007-03-31 20:46:13
[89.13.45.78] Альберт Обгольц
- Почему русские интеллигенты постоянно недовольны своей Отчизной? Их нигилизм и пессимизм является той опарой, которая приводит к брожжению черни, сталкивающая страну в провал ( рядом с Машуком). Западные страны пережили не меньше национальных катастроф, однако воля и дух их народов не позволяли остановиться прогрессивному развитию. С такими богатыми ресурсами и талантливым народом стыдно плакаться и искать на стороне государственных поводырей.


272600 "Алла Попова - Земляничный каприс" 2007-03-31 20:13:21
[212.30.154.149] Алла Попова
- Дорогие друзья, всех верующих и сомневающихся поздравляю с праздником Вербного воскресенья!

И хочу напомнить Алле - Никите Сумарокову, Чайке - Лоре Рихтер и Ларисе Миллер, что 8 апреля у нас День Ангела - день Аллы и Ларисы. Не знаю, как католики, а православные отмечают. Желаю всем весеннего настроения и творчества.


272599 "КОШАЧИЙ ЯЩИК" 2007-03-31 15:00:43
[195.19.240.20] Василий Пригодич
- Дорогие коллеги!

Творчество Пелевина ни в коем случае не спроектировано для православного читателя.


272598 ""ЧТО ТВОРИТСЯ В РАЙСКИХ КУЩАХ?" - обозрение Валерия Куклина "Литература и мы"" 2007-03-31 14:15:30
[84.189.60.237] Чайка - Католику-Традиционалисту
- Спасибо Вам, уважаемый, за взаимопонимание. Я собственно к нему, к Куклину, так и отношусь. Ну не могу на него до конца озлобиться. И голова умная, и душа чувствую есть, но зачем-то эта напускная бравада, желание побольнее укусить, просматриваются надуманные душеизлияния (мягко сказано). За него молиться после слов "жертва Освенцима" желания, ну ни какого. Такое может сказать только последний отморозок. Каждый должен сам нести свой крест, даже если он и младшенький - голова-то уже наверное зеркальной либо сероватой поверхности. Там всё равно отвечать придется, а если и не там, то память - на Земле останется.


272597 "" 2007-03-31 14:15:27
[217.15.131.104] Игорь Крылов
- Вспомнилась еще одна фраза, не помню откуда, но расхожая: - - Вы мне эту вашу интеллегентность бросьте!

То есть некто требует относиться к своим действиям без осознания их культурной природы. А это чревато онтологизированием каких-либо артефактов, как неизменных, внеположенных. Для интеллигента все обсуждаемо, так как есть объект приложения определенных усилий для анализа и критического отношения к своему отношению.


272596 "" 2007-03-31 14:09:21
[217.15.131.104] Игорь Крылов
- Уважаемый Максим.

Вы сделали, на мой взгляд, не совсем верное уточнение, хотя оно отражает наиболее яркий признак интеллигентности - умение обращаться с духовной сферой. Но мне кажется, что интеллигентность не является атрибутом духовности тоже. Мне кажется это всего лишь правильный навык обращаться ко всему с позиции Культуры. То есть интеллигент ясно представляет, что есть особая среда, которую создают культурные ценности. Поэтому интеллигентность ни на что прямо не влияет, но ее наличие ощущается в том, что человек подходит ко всему со знанием особых свойств культурной среды, объектов культуры, не рассматривает их вульгарно, без выделения их как объектов искусственной среды, а следовательно требующих особых навыков обращения к ним. Чтобы быть интеллигентом - мало быть просто культурным, надо сделать эти своих навыки предметом саморефлексии. Если эта саморефлексия уже была произведена, то и появляется основание для формирования особого отношения к этой сфере как обладающей особым бытием.

Поэтому интеллигентность не признак только одной сферы деятельности или области интересов и навыков. Интеллигентность это осознание своей культурности, соотнесения своих взглядов и поступков с этим пониманием. Включение же всех механизмов применения культурных навыков уже и есть собственно культура. Но без осознания наличия общего источника этих навыков нет интеллигентности, ибо она ни как не проявляется.

Но даже если и это определение не точно, всегда можно выразить суть явления точнее.


272595 ""ЧТО ТВОРИТСЯ В РАЙСКИХ КУЩАХ?" - обозрение Валерия Куклина "Литература и мы"" 2007-03-31 13:29:16
[85.181.83.215] католик-традиционалист
- мимопроходящему от католика-традиционалиста

Рад получить весть из эфира от Вас, мимопроходящий. Уповаю на то, что как-нибудь найдёте время, чтобы заглянуть на Форум хоть на часок. А то всё в спешке и мимо...

Что касается Вашего вопроса, то считаю, что молиться надо за всех, кто не отвергает Христа и стремится к познанию христианской Веры. Все безбожники - непротивленцы Христу -достойны наших молитв. Другое дело - хулящие Бога безбожники, сознательно отринувшие Христа. Тех Церковь от себя отлучает и молитвы за них не возносят.

Аргоша, к сожалению, ничего не сообщает о своих религиозных взглядах, поэтому трудно сказать, должны мы за него молиться или нет. А вот за Куклина надо...


272594 "" 2007-03-31 13:25:28
[87.169.34.90] В. Эйснер
- Максим, Вы хорошо сказали, и я так думаю. С уважением, Владимир Эйснер.


272593 ""Василий Пригодич. Пелевин, Пелевин и еще раз Пелевин." (КОШАЧИЙ ЯЩИК)" 2007-03-31 12:55:27
[87.169.34.90] Иван Андреев
- Уважаемый господин Пригодич! Сначала вы рассыпаетесь в славословиях новому роману В. Пелевина "Empire V. Ампир", а в конце сообщаете, что книга эта с православной точки зрения глубоко кощунственна, как и роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита", например. Но Булгаков не кощунник, как не кощунники Гарсия Маркес, Гарсия Лорка или Паоло Коэльо. Этим лихим "разворотом" вы сослужили писателю плохую службу. Навряд ли православный (или любой другой, верующий в Святую Троицу) человек возьмёт в руки кощунственный текст. Я - так точно нет. Ибо читал Пелевина и не в восторге ни от его стиля, ни от его словесных выкрутасов. А теперь ещё и на тебе! кощунник! Нет уж, увольте.


272592 "" 2007-03-31 12:20:12
[63.17.9.130] Виктор Сиротин
- Католику-т. Слава богу, Ваша ошибка в обращении ко мне обнаружена. Всё,что я здесь опубликовал, - это "Потерянный Рай", "Бездна" (в которой содержится ключ к моей книге) и о Лермонтове. В. С.


272591 ""Василий Пригодич. Пелевин, Пелевин и еще раз Пелевин." (КОШАЧИЙ ЯЩИК)" 2007-03-31 12:03:21
[84.152.200.213] Мимо проходил
- С неизменным интересом читаю тексты Василия Пригодича. Вот и этот об интелектуальном выпендрежнике Пелевине прочел. Что сказать? Молодец Пригодич, скажу. Мастер. А Пелевин?.. Нет, увольте, его муть я читать все же не буду.


272590 "Аркадий Полонский - Века рождаются и исчезают снова... - АСИММЕТРИЧНАЯ АНТИТЕЗА В ПОЭЗИИ ТЮТЧЕВА" 2007-03-31 11:52:42
[84.152.200.213] Мимо проходил
- Уважаемый Аркадий, ваш текст вызвал бурную полемику, но по причинам совершенно не имеющим отношения ни к Тютчеву, ни к затронутой вами теме. Поэтому возвращаясь к истоку скажу: Вы владеете материалом, темой, а обилие информации и эмоции иногда даже перехлемтывают. Но это не ухудшило ваш текст. Напротив он стал более искренним. И еще мне показалось, что Тютчева и его творчество вы любите несколько иначе, нежели другой Тютчевед - Вадим Кожинов. Впрочем, полемизировать на эту тему бессмысленно, ибо Вадим Валерьянович тоже ушел из этой жизни. Ну а вам, Аркадий, искренне желаю новых открытий и литературческих удач.


272589 ""ЧТО ТВОРИТСЯ В РАЙСКИХ КУЩАХ?" - обозрение Валерия Куклина "Литература и мы"" 2007-03-31 11:40:20
[84.152.200.213] Мимо проходил - Католику-традиционалисту
- Простите, что вмешиваюсь, но хочу задать вопрос: Почему вы предлагаете молиться исключительно за Куклина? А за Аргошу? За него нужно молиться или как?


272588 "" 2007-03-31 11:32:27
[84.190.199.110] Максим
- Как рядовой читатель решил поучаствовать в разговоре об интеллигенции. Выбрал то, с чем согласен.

Крылов:

╚Интеллигенция как мне кажется - это всего лишь наиболее окультуренная часть общества╩. ╚Делать из интеллигента политика не актуальная задача. Другое дело из политика интеллигента. ...Ратуя за интеллигенцию и вы тоже (Валерий)ратуете за свои политические права, или за права тех, кто ущемлен сегодня в этом действующей властью╩.

Алла Попова:

╚И над строкой Аристотеля снежно-античная соль. Вот пример интеллигента в глубине России. Человек мыслит и этим живёт╩.

ОC: ╚Есть авантюристы, демагоги Но разве это интеллигенция?╩

И вспомнил Пушкина из своего детства: ╚И вмиг по речи те признали, что царевну принимали╩. Видать, хорошим манерам была обучена, интеллигентным.

Затевать дискуссию на тему интеллигенции и называть женщину ╚шалавой╩ - то же, что спорить о патриотизме и отстаивать безграмотное письмо.

Интеллигенты, мне думается, это аристократы духа.


272587 ""ЧТО ТВОРИТСЯ В РАЙСКИХ КУЩАХ?" - обозрение Валерия Куклина "Литература и мы"" 2007-03-31 11:19:44
[85.181.87.140] католик-традиционалист
- Чайке

Дорогая Чайка, давайте же будем относиться к Владимиру Васильевичу как к младшему, ещё не окончательно падшему, непросветлённому брату.

Да, нелегко ему по жизни шагать в наше апокалиптическое время. Да и кому из нас легко? Но мы умеем достойно нести свою ношу, уповая на Господа, а он этого не умеет и рефлекторно всех кусает. Ему ведь на белом свете от этих привычек жить очень тяжело. С таким то грузом!

Молитесь за него, как умеете и когда сочтёте возможным. Успехов Вам и добра.


272586 ""ЧТО ТВОРИТСЯ В РАЙСКИХ КУЩАХ?" - обозрение Валерия Куклина "Литература и мы"" 2007-03-30 23:59:52
[84.189.53.31] Чайка - Католику -традиционалисту
- Извиняюсь за ошибку в имени.


272585 ""ЧТО ТВОРИТСЯ В РАЙСКИХ КУЩАХ?" - обозрение Валерия Куклина "Литература и мы"" 2007-03-30 23:45:49
[84.189.53.31] Чайка - Католику-традиционисту
- Спасибо, Вам, уважаемый католик, не за отповедь Куклину, а за верные слова о том, каким должен быть человек. Очень много оскорбляющих человеческое достоинств в его сумасбродных выпадах. Ведает ли, что творит? Вот и немцев российских, походя представляет, как последних идиотов, а ума нехватает подумать о том, сколько неблаговидных людишек мы с собой завезли - и пьяниц, и грязнуль, и матершинников, и не чистых на руку, и это не только российские немцы, но и русские и украинцы и тувинцы, так же читающие и не читающие, а говорит то он только о немцах. Безусловно среди нас есть и хорошие и плохие люди, но все они МЫ и краснеем мы, российские немцы, за всех одинаково. Но более отвратной поступи, чем Куклиновской не встречала. Почитаешь его откровения дружкам и подумаешь, как такого еще земля носит. Но после ваших слов на душе действительно становится светлее и добрее. Спасибо Вам и низкий поклон. Чайка.


272584 ""ЧТО ТВОРИТСЯ В РАЙСКИХ КУЩАХ?" - обозрение Валерия Куклина "Литература и мы"" 2007-03-30 23:39:29
[85.181.93.218] католик-традиционалист
- Католик-традиционалист - Куклину

Здравствуйте, оппонирующий всем Валерий Васильевич, свет наш в окошке!!

Конечно Вы ёрничаете и сами признаётесь в том, но что поделаешь: до более глубокого нравственного уровня отношений ещё не созрели. Лелею надежду. Я Вас и такого люблю, но сие не означает, что Вы спрячетесь от моих изобличений.

Расколы, Владимир Васильевич, во Вселенской Церкви происходили во все времена. Оторвавшиеся от неё сегменты, как правило, терялись. Ничего не поделаешь с этим: борьба двух противоборствующих начал: Истины и Лжи. Такое происходило даже на нашем веку и с Православием, и с Католической Церковью. Вспомним ╚откол╩ старообрядцев от русского Православия при Петре Великом, а в двадцатые годы прошлого века раздел на ╚обновленцев╩ и строгих последователей РПЦ, нашедших опору в зарубежье. Почитайте, хотя бы мнение российского религиоведа Николая Шабурова на тему ╚религия и власть╩, тоже для Вас полезно.

http://2004.novayagazeta.ru/nomer/2004/01n/n01n-s27.shtml

Похожие события сопровождали и жизнь Католической Церкви. После опубликования декретов Первого Ватиканского собора в 1870-ом году, от Ватикана откололась группа ╚старокатоликов╩ и растворилась. После Второго Ватиканского собора основная часть католических епископов Западной Европы стала внедрять ╚модернизированное╩ вероучение, отказалось от латинской (тридентинской) мессы в угоду сработанного масонами и ложно толкуемого ╚экуменизма╩ (убогого варианта ╚перемешивания╩ с утерей своей идентичности разнородных христианских конфессий и сект). Те, кто остался верен ╚старомодному╩ стилю, был объявлен традиционалистом.

Радует, однако, что католической традиции придерживается очень много наших единоверцев, особенно на Ближнем Востоке, в Латинской Америке, в Африке, Индии, т. е. в странах ╚третьего╩ мира. Есть прекрасный сайт католиков-традиционалистов на русском языке

----http://crusader.org.ru/index.html . Почитайте. Сайт просветит Вас. Неужели такой всезнайка, как Куклин этого до сих пор не знал? А Вам это всё действительно интересно, или в общем-то ╚по барабану╩?

Что касается Вашего интереса к сексуальной проблематике и к сексуальным меньшинствам - тут Вам помочь не могу. Если у Вас останется после всего жгучий интерес к этим вопросам, то может кто из участников Форума Вам поможет, посоветует пару-другую сайтов с ╚клубничкой╩? Может Аргоша по дружбе поможет? Но если серьёзно, то очень прошу Вас не тратить на это своё время.

Пора, В. В., серьёзнее, а не по-амикашонски, подходить к обсуждению интересующих Вас тем? Перестать совершать необузданные нападки на христиан, больше размышлять, сопоставлять факты, приобщиться к духовному и к молитве. Может быть в этом и нашли бы себя. А то расшвыряли по всему Интернету камни, а кто собирать за Вас их будет?

Пребываю в молитвенном состоянии за Вас, но и Вы за себя, пообещайте нам всем, молитесь.


272583 ""ЧТО ТВОРИТСЯ В РАЙСКИХ КУЩАХ?" - обозрение Валерия Куклина "Литература и мы"" 2007-03-30 23:05:34
[85.181.93.218] католик-традиционалист
- Куклину В. В.

Валерий Васильевич, я никого не сужу, но только изобличаю. И Вам не советую никого судить. Это не наша прерогатива. А Игоря действительно по ошибке Виктором назвал, за что прошу извинить великодушно.

Показно креститься на публике (как делают кремлёвские мудрецы) действительно не мудрено. Жить по цекрковным правилам - не каждому (вот и Вам тоже) под силу. Не стригите только и кремлёвских всех под одну гребёнку и пусть это остаётся проблемой тех, кто фальшивит. Не мельчайте Вы. А то как в известной притче: в своём глазу бревна не заметите, а стремитесь указать соседу на соринку в его глазу. Непонятно, зачем нам с пеной у рта обсуждать повадки маранов, если дальше не идти, не делать выводов для самого себя, а лишь осыпать нападками другого?

Стойкая неприязнь к патриархам Западной (Католической) и к Восточной (Православной) Церквей, к клерусу, к верующим выдаёт в Вас богоборца и неверующего человека. Жалко Вас! Не переборщите, чтобы не попасть к Антихристу, тогда и наши молитвы за Куклина вряд ли помогут. Неужели Вы не понимаете, что стоите у последней черты и подыгрываете как раз тем, кому христиане в жизни очень мешают.

В моих высказываниях совсем нет места выпячиванию Католичества и Православия - это две сестры, так я по правде и считаю. Различия мизерны и преодолимы. Я за Единую Вселенскую Церковь при сохранении Традиции и Сокровищ истинной Веры. А гарантами Традиции служат Первоапостолы и Святые.

Размышлять на эти темы было бы правильно не скандалисту Интернета, а человеку, стремящемуся к осмысленной жизни в лоне Церкви. Если к этому пока не готовы, то побудьте в стороне, послушайте, взвесьте, а от поспешных суждений воздержитесь. А то складывается мнение, что Куклин просто желает быть затычкой к любой бочке. Извините за резкость, но Вы уже не единственный раз пытаетесь узнать моё мнение о том или ином. Вот решил пооткровенничать с Вами.

Я не собираюсь осуждать и обсуждать поступков наших Патриархов. Верующие братья и сёстры возносят молитвы за них. А судьёй нам всем Господь - это Его работа. Не стану я также поддерживать Ваших скабрезных выдумок и побасёнок про Святых, к каким бы конфессиям те ни относились. Грех это большой, Валерий Васильевич, "голубь" Вы наш ненаглядный!

Вам Господь подарил ум и сердце, завещал любить ближнего своего как самого себя. Почему не любите людей? На что тратите свой ум? И живёте ли в ладу с самим собой, мой отче? Когда Вы с подколом изощрённо демонстрируете свой резкий язычок, забывая о главном своём предназначении, то становитесь до обидного жалким. Вот видите, женщину до инсульта довели. Не делайте этого никогда больше, если хотите остаться в памяти Человеком, а не затычкой к пустой бочке.

Надеюсь на понимание, Валерий Васильевич. Предпочту Кулину больше ни разу не отвечать, если Ваше отношение к людям останется таким же хамоватым и бескультурным.

Простите за отповедь, но ведь заслужили?


272582 "Марина Ершова - Стихотворения" 2007-03-30 21:54:24
[81.200.20.43] Марина Ершова
- Уважаемый Валерий Васильевич! Мне очень понравилось, что в разговоре о поэтах и их предназначении Вы привели строки Евтушенко: "Поэт в России- больше, чем поэт!" Я тоже решила привести на эту тему свой стишок:

Поэт и Джин

Тропинка петляет средь горных вершин,

По ней, чуть согнувшись, идет Насреддин.

В халате дырявом и с тощей сумой

Идет, возвращаясь с базара домой.

Вдруг прямо пред ним появляется Джин:

- Здоровья и счастья тебе, Насреддин!

Давай, поболтаем? Как, братец, живешь?

Доволен ли жизнью, легко ли поешь?

Едва шевеля от жары языком,

Сказал Насреддин: "Ты смеешься, Ханом!

Не видишь, я беден, как медный пятак.

И продан Батыру мой бедный ишак".

В ответ ухмыльнулся догадливый Джин:

- Все будет " о, кей", я клянусь, Насреддин!-

И скрылся, оставив лишь реденький дым,

А хмурый бедняк путь продолжил босым.

Проходят два дня, и уже среди гор

Ишак и наездник рисуют узор.

На красной попоне, в зеленой чалме

С червонцами в туго набитой суме,

Качаясь, плывет по тропе Насреддин -

Красавец, богач и себе господин.

Из фляги он пьет дорогое вино.

На новый халат протекает оно.

Вот Джин перед ним отбивает поклон:

-Ну, как, ты доволен, почтенный Ханом?

Батыр тебе служит, Султан шлет привет!-

Вздохнув, Насреддин отвечал ему:

"Н-е-е-т!!!

Хоть дни и богаты мои, и легки,

Да вот ведь беда - не поются стихи".

Услышав такое, на облако Джин

Взлетел и сидит, размышляет один.

"И то им не этак, и это не так...

Поэты... С поэтами вечно впросак

Легко попадаешь: не смыслят в делах.

Зачем сотворил их великий Аллах?"


272581 "" 2007-03-30 21:54:05
[88.134.16.150] Валерий Куклин
- Странной ситуации

Так было всегда и будет извечно. Вокруг имени Высоцкого, к примеру, кормились и кормятся как раз те, кто при эизни его ни в грош не ставил. Что касается Лихачева, то он ведь сам взрастил целую армию подхалимов, которые вполне искренне смотрели ему в рот в ожидании откеровений и наград. Такова судьба всякого признанного таланта: создаваемые им дворцы и небоскребы растаскивают после смерти их мириады муравьев и мышей по крохам до тех пор, пока на месте оных не остаются бездонные котлованы. Пушкинский Дом при нынешней власти обречен на окончательное превращение в учреждение, заполненное архивариусами. Страна лишилась энергии энтузиазма, без которых такие уникальные явления, как ПД, умирают. Лихачев в период перестройки сам приложил к этому губительному процессу руку. Спохватился уже перед смертью. Я помню одно из последних его выступлений, в котором он позорил Ельцина. а ведь было время, когда академик почитал пьяницу-партийного чиновника едва ли не Мессией России. И произошло отсеивание его учеников по признаку верности новорусской власти, хозяевами ПД стали неизбежно именно они. Скоро и рукописи станут оттуда исчезать, А может и сейчас уже многих нет. Так что не переживайте по поводу перестановок номенклатурных кадров. Это - просьба, не совет.

Валерий


272580 "" 2007-03-30 20:43:02
[194.85.228.216] Странная ситуация
- Самое противное это то сколько кормится вокруг имени Лихачева

http://www.lihachev.ru/

если бы он знал об этом!

Да зравствует багно и Багновисты


272579 "" 2007-03-30 20:25:37
[88.134.16.150] Валерий Куклин
- Странной ситуации

Ничего странного. Директоров нельзя выбирать, это неоправданно. Директоров надо назначать сверху. И чтобы таких, кто имеет хорошие отношения с министром, лапу в хозуправдлении министерства. это в советское время директоров-ученых поддерживало государство. Наступила пора хозрасчета в науках и коммерческой оценки всякого умного слова и доброго поступка.


272578 ""ЧТО ТВОРИТСЯ В РАЙСКИХ КУЩАХ?" - обозрение Валерия Куклина "Литература и мы"" 2007-03-30 20:12:16
[88.134.16.150] Валерий Куклин
- Католику-традиционалисту

простите меня. пожалуйста, это оказывается вы Игоря называете Виктором и обращаетесь к нему, а то я из предыдущего письма вашего понял, что вы меня - Валерия - называете этим именем. Но позвольте все-таки влезть. Вы пишете:

Если откат от христианства сопровождался таким бардаком, то и возврат к нашим христианским святыням вернёт нам достоинство благостной жизни.

Не только Ельцин и Путин, но даже Жириновский крестятся да в церковь ходят, перед камерой чего-то шепчут, свечи зажигают и ставят перед иконами. Да и прочие президенты лапы на библию да Кораны кладут, торжественно клянутся перед Богом и Аллахом, церквями вся Москва утыкана. С виду, так получается, что бардак притянул к себе церковное мракобесие, а не наоборот, как утверждаете вы. Это я - атеист, а Игорь - человек верующий, как я понимаю из его писем, хоть обвиняете вы его в этом. Он просто понимает, как и я, что власть - порок изначальный. И царь Давид был порочным человеком, и царь Соломон, и прочие. Представьте себе Христа с короной вместо тернового венца на голове - и содрогнитесь. Уж что бы натворил Волшебник! Нельзя войти в одну реку дважды, нельзя и народу, однажды отрекшемуся от Христа, равно как и отрекшемуся от Него каждому бывшему атеисту вновь стать правоверным христианином. Такого рода заблудшие и вернувшиеся лишь потешают иностранную публику, глядящую на крестящегося сына русской и адвоката со стороны. А как однажды справедливо заметил Евгений Шварц в "Голом короле": "... большинство живущих на Земле людей - иностранцы", то есть смотрят на этих клоунов люди, имеющие иные веры и понятия о Добре и Зле, нежели христиане.

Нам наши-то понятия милее только потому, что мы выросли в этой среде и восприняли 10 заповедей, как норму бытия. А представьте, например, что мораль кочевников возводит в герои воров и убийц, если это приносит конкретную экономическую пользу роду, а уж о положении женщины в таких цивилизациях и говорить страшно. И они всегда почитают себя правыми, защищают эти права с не меньшей яростью, чем вы католицизм. На острова Полинезии не завези европейцы вовремя мясных консервов - тут же начнется людоедство, ибо тамошняя мораль регламентируется отсутствием белка животного происхождения - протеина - в местных продуктах питания. Своих же свиней разводить они давно разучились. То есть христианские ценности и христианская мораль не универсальны. Для истинного мусульманина убить христианина - великий подвиг, а погибнуть в битве с неверными - подвиг великий втройне.

Мне кажется, что вы чересчур зациклились на пропаганде католицизма, который воспринимаете, как универсальный тип веры, могущий будто бы облагородить человечество. Между тем, вы сегодня являемся свидетелями очередного фокуса и жульничества, совершающегося папой римским, который стремится в нарушении всех норм вашей иконфессии превратить досрочно предыдущего папу-выкреста в святого римской церкви. Будто бы покойнику молилась больная болезнью Паркинсона целый год - и вдруг исцелилась. Фигня все это. Больную Паркинсоном за километр бы не подпустили к роддому, где эта прохиндейка работала. При той безработице, что наблюдается ныне в Италии, поставляющей в ту же ФРГ рабочие руки, на ее бы место нашлась прорва желающих заниматься малютками молодых, здоровых женщин.

И, кстати, вы никак не прореагировали на мой вопрос о том, что нынешний Бенедикт с хлопом двери покинул недавнюю берлинскую пьянку первых руководителей Евросоюза в честь 50-лети Римского клуба, уничтожившего СССР. Как вы расцениваете эти факты? Просто человеческим языком напишите, без рекламаций и пропагандистских выражений. Думаете, Бенедикт, вернувшись в храм Петра и Павла, почесал репу, сел за телефон и извинился перед нынешними королями земными и кацлерихой за неучтивость? Или остался он при своем мнении, что Евросоюз - не от Господа объединение (что подразумевает под собой принятие за этой организацией длани Дьявола(, что цементирующий его еврейский банковский капитал не приемлет власти католического первосвященника над собой? Тема это много интересней общих телогических фраз о науке религиоведения, в которой вы, как и я, не сильны. Но вы чаще меня встречаетесь с католическими священниками, можете исповедоваться, задать им вопросы от моего имени и, как в детстве, по испорченному телефону, сообщите мне о том. что они вам ответят. Буду несказно рад услышать от вас версию католических священников. Думаю, и другие участники ДК тоже.

С уважением. Валерий


272577 "Аркадий Полонский - Века рождаются и исчезают снова... - АСИММЕТРИЧНАЯ АНТИТЕЗА В ПОЭЗИИ ТЮТЧЕВА" 2007-03-30 19:18:21
[212.30.154.149] Алла Попова
- Куклину

Браво, Валерий Васильевич! Жаль, что monsieur Мимо проходящий нас надолго покинул. Уж он бы нас с Вами поддержал по части напевных сказок Арины Родионовны. А "Аллея тишины" - это уже выход, я с Вами совершенно согласна.


272576 "" 2007-03-30 18:57:02
[194.85.228.216] странная ситуация
- Действительно, если человек знает что коллектив голосовал против него, почему он не отказывается от должности? Как быть с простой порядочностью?


272575 "" 2007-03-30 18:40:17
[194.85.228.216] интересный специалист
- А почему в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) директором становится (вопреки голосованию коллектива Института) специалист не по русской литературе а по русско-испанским связям (г-н Багно)? И вообще почему он так рвется к власти Если человек любит науку то оной и должен заниматься Интересно рвался ли в директора ДС Лихачев и как он к такому поведению бы отнесся

_____________ Пригодич писал

- Новым директором Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН стал Всеволод Евгентевич Багно, член-корреспондент РАН, лучший в мире специалист по русско-испанским литературным связям, мой старинный друг.


272574 ""ЧТО ТВОРИТСЯ В РАЙСКИХ КУЩАХ?" - обозрение Валерия Куклина "Литература и мы"" 2007-03-30 17:19:49
[85.181.118.255] католик-традиционалист
- Уважаемый Виктор,

извините, но очень трудно понять суть Ваших возражений против моих заметок о неолиберальном вырождении мира. В ваших высказываниях немало противоречивого, поэтому постараюсь зайти с другой стороны проблемы.

Задача моя казалась простой: определиться в понятиях (каждый трактует их уж слишком вольно, оттого и сумбур на Форуме), посмотреть тенденцию развития процесса и выяснить причины происходящего. После этих этапов можно двигаться к пониманию сути происходящего дальше.

Если следовать Вашим представлениям о власти, то она абсолютна и от морального состояния общества, от качества духовной жизни людей вроде как и не зависит. В конце концов это извечная дилемма в споре между материализмом и идеализмом. Вы считаете общество ╚продуктом действия материальных сил╩, а я считаю, что здесь превалирует духовная компонента, что не по глянется материалисту. Но что Вам ещё мешает сделать ещё один шаг от понимания важности духовной жизни для спасения души и улучшения нравов общества? Может быть удастся отойти от спорного тезиса о первичности материи, воспользовавшись вековой мудростью наших проаотцов, которым и спорить желания не возникало о том, где у палки конец, а где начало?

Любая наисложнейшая управленческая система (или ╚власть╩) намного примитивнее внутреннего космоса человека. А власть предержащие тоже в конце концов только люди. И их духовная начинка, а тем более нравственный фон общества есть производное духовного состояния людей. Власть не является ╚вещью в себе╩, а результат (как Вы предпочитаете объяснять) боренья ╚высших сил╩. Я склонен сие называть понятнее и проще. Если Вы придёте к Вере, то ╚автоматически╩ станете хорошим человеком. Это главное. А уж писателем, кондуктором трамвая или президентом доведётся стать - это уже не столь важно.

╚По щучьему велению╩, самотёком ничего не осуществить. Я к такой ╚прямолинейности╩ никого не призывал и не призываю. Христиане ценят власть, которая не притесняет Церковь и не принижает духовной жизни человека. Христос на вопрос фарисея знаете что отвечал: ╚Кесарю кесареву, а Богу богово╩. Нет обязательных противоречий между Верой и государством. Дело в том, насколько благочестивы власть имущие, каков у них ╚стержень╩.

Вот Вы пишете: ╚Власть это не толпа, не мурло или лик народа, а воля нации, доверенная наиболее подготовленной группе лиц. А это опять кадровая проблема, и ее превращением всего народа в партию христиан не решить. Надо строить механизм формирования политической элиты, изобретать (велосипед) способы ее правильной ротации (например сталинский один из них) и т.п. При этом абсолютно не исключаю, что это могут быть люди одних религиозных убеждений или же напротив, разных. Важно только чтобы собственно мировоззренческие вопросы не ставились выше проблем чисто политических, профессиональных, и становились объектом политики в той мере, в какой они влияют на решение политических задач╩.

Ну ни в какую телегу не впряжёшь Ваше утверждение о том, что ╚Власть это не ...(то и не другое прим. моё), а воля нации╩. Множатся случаи появления у государственного руля совсем не подготовленных к тому особ, способных вести страну к всеобщему благоденствию и расцвету. Российские олигархи, которые правят для себя, а не для большинства, разве не свидетельствует об этом? В старые монархические времена государей готовили с пелёнок к тому, чтобы те, впитав мировоззрение став воспитанными превратились в венценосных монархов. Их благославляла Церковь, она же наставляла их править, руководствуясь заповедями Божьими и совестью оцерковленного христианина. Кому же невдомёк, что происходит сейчас, хотя дискуссия по этому вопросу - это уже другая тема.

Я не собираюсь отрицать очевидного: сейчас на дворе иные времена, человечеству наступает на горло олигархия и многие ╚верят╩ только в силу чистогана. Но это не опровергает меня, подтверждает мои размышления, и о власти тоже. Если откат от христианства сопровождался таким бардаком, то и возврат к нашим христианским святыням вернёт нам достоинство благостной жизни.

Дело вовсе не в ╚религиях╩ (как христианин я верю только в нашего Триединого Бога, а в отношении других направлений и сект термина этого не применяю), а в благе, которым наделена верующая душа. Уроки Православия в школе ещё не гарантия качества растущей личности, если вера не практикуется в обществе и служит только ╚дополнительным╩ школьным предметом. Не ╚предмет╩ надо восстанавливать, а Веру в Иисуса Христа. Надо самим стремиться к тому, чтобы восстанавливать отнятый у нас столетие тому назад ╚духовный стержень╩, радеть за это. Тогда и власть будет другой, и жизнь станет чище.

Накануне тяжелейших потрясений 1917-го года, явившаяся более тридцати тысячам паломников Божья Матерь (местечко Фатима, Португалия) призывала человечество сойти с ложного пути, чтобы избавить его от мировых войн и революций, чтобы спаслась от предначертанного ей Россия. Человечество не вняло Её мольбам, и случились две страшные мировые войны, кровавейшие революции и бойня. Почему не услышали? Спросите себя, Виктор.

Имеющий уши да услышит!


272573 ""ЧТО ТВОРИТСЯ В РАЙСКИХ КУЩАХ?" - обозрение Валерия Куклина "Литература и мы"" 2007-03-30 17:05:18
[212.30.154.149] Алла Попова /avtori/popova.html
- ОС прав. Кстати, об "убеждённых бессеребренниках". Скорее наоборот, Это власти убеждены, что интеллектуалы и интеллигенты - перебьются и так, "бессеребренниками". Никогда не было в России такой бесстыдной эксплуатации интеллектуального труда, как теперь. Разве что во времена ГУЛАГа или Петра Первого, когда учёного на цепи держали.


272572 "ДУХОВЕНСТВО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" 2007-03-30 16:39:35
[158.250.29.217]
- Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жён Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мёртвых тел
Начнёт бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек ...


272571 "Алла Попова - Земляничный каприс" 2007-03-30 16:36:09
[212.30.154.149] Алла Попова - ВМ /avtori/popova.html
- Уважаемый Владимир Михайлович, невозможно не оценить Вашей любви к искусству. Так красиво здесь открываются портреты Валентина Серова посреди привычного уже долбания моего стихотворчества венским гордецом и прочими критиками. И вот, критики уже далече, а девушки Серова здесь и всё также прекрасны. Только "Девушка с персиками" всё-таки называется "Девочка с персиками". И было Софье Мамонтовой всего 12-14 лет. Увы, точно не помню.

Хотели сегодня пойти на "Пятничный вечер", но опять не получилось. Может быть, в апреле ещё будет?


272570 "Максим Солохин - Психология греха" 2007-03-30 14:51:38
[88.134.16.150] Валерий Куклин
- Неизвестному, заявившему здесь по отношению ко мне:

- Не поэтому-ли извиваетесь да изливаетесь бурной словесной жижей, что вас забыли спросить да, не поделились с вами теми миллиардами? Вот горе-то.

Вы теряете других по себе и по уровню своей морали. Я не воровал, ворованным не пользовался никогда. А вот меня обворовывали неоднократно. Такие, как вы, должно быть.


272569 "Виорэль Ломов - Солнце слепых" 2007-03-30 13:38:48
[81.9.48.158]
- мне близок этот стиль и эти размышления. приятно читать произведение, наисанное в том же духе, что и твои собственные. спасибо!


272568 ""ЧТО ТВОРИТСЯ В РАЙСКИХ КУЩАХ?" - обозрение Валерия Куклина "Литература и мы"" 2007-03-30 13:22:52
[85.94.55.130] ОС /avtori/soldatov.html
- Слово уж больно красивое - интеллигенция. Ктойта? Врачи, учителя... К ногтю их? Кто тогда будет лечить, учить? Есть такое странное понятие как творческая интеллигенция. Это народ особый, склонный к экзальтации... Есть еще техническая интеллигенция, научная интеллигенция... К ногтю их? Вот здорово! Опять значит: Задавлю, шляпа! Опять лагеря? Вот спасибо! Есть авантюристы, демагоги Но разве это интеллигенция?

Читаю Скупого рыцаря и удивляюсь... В какую пучину и мрак не готовы ввергнуть мир те, кто не хочет делиться


272567 "Максим Солохин - Психология греха" 2007-03-30 13:16:20
[84.189.53.31] Куклину -
- Не поэтому-ли извиваетесь да изливаетесь бурной словесной жижей, что вас забыли спросить да, не поделились с вами теми миллиардами? Вот горе-то.


272566 "Александр Фитц - НЕМЦЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И РОССИИ - О новой книге Виктора Кригера " 2007-03-30 13:13:45
[88.134.16.150] Валерий Куклин
- Привет, Саша

спасибо за то, что прорекламировал книгу эту. С чем-то хочется и поспорить, но сейчас так много более важных для меня тем для спора. что уйду в сторону. Тем паче. что ты дал телефон и интернет-адрес Кригера. Получается, что он - земляк мой. Это здорово. Плохо то, что Джамбулский пишется без мягкого знака. Хорошо, что Аргоша не читает РП, а лишь ДК, а то бы тебе досталось от него. Вскоре выставлю повесть свою из тетралогии "России блудные сыны" под названием "Дело сдать в архив". Там как раз немного есть и о русских немцах в Аулие-Атинском уезде до 1917 и в 1937 годах. По архивным материалам, кстати. Почитай. Договорились?

Валерий


272565 "Максим Солохин - Психология греха" 2007-03-30 12:59:36
[88.134.16.150] Валерий Куклин
- Особенно актуальная мысль Солохина:

ЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - это не просто неосознанное, это ИНФОРМАЦИЯ, ОТСУТСТВИЕ которой используется кем-либо как ИНСТРУМЕНТ ЛЖИ!

Пялюсь в ящик с телепрограммами российскими - и подтверждает он мысль сию ежечасно. А вообще статья интересная. Только чересчур, на мой вкус, много патоки и обращений к Богу. Словно на молитвах у баптистов. Верующий человек по-православному должен быть аккуратней в таких текстах, а то окажется вдруг сказанное и умно, и одновременно еретично. Потому как заметна суета.Когда веруюбщий человек едва ли не на каждой странице сообщает о своем смирении, в этом уже заметна гордыня особого рода, которую, как мне помнится, не любили Отцы Церкви. А атеиста просто все эти моменты раздражают, кажутся неуместными отступлениями от четко намеченной автором цели.

Валерий


272564 ""ЧТО ТВОРИТСЯ В РАЙСКИХ КУЩАХ?" - обозрение Валерия Куклина "Литература и мы"" 2007-03-30 12:50:59
[88.134.16.150] Валерий Куклин
- Нетребо

Здравствуй, Леонид

Еще одна интересная информация о демократии в Германии. Идут сейчас яростные дебаты в Бундестаге о том, что семейным людям с детьми надо или не надо платить хотя бы прожиточный минимум. Масса депутатов ХСС и ХДС, СДП орет, что такое кощунство подорвет экономическую базу державы, вызовет хаос. При этом депутаты названных партий не пользуются математическими выкладками, как их оппонент, представитель ПДС доктор Биски, а заявляют свое мнение априори, надрывая голоса и позеленев от возмущения, выкатив глаза и брызжа с трибун слюнями. Переводится весь этот хай, как: народ германский должен быть нищим!

И тут же в газетах сообщают о том, что похититель трех миллиардов евро, фактически владелец якобы госбанка Дойчебанк, подает в суд на суд за то, что приговорили его за его криминальную ╚шалость╩ к сроку колоссальному аж к полутора годам условно. Будет специальная комиссия искать в материалах не самого преступления, а а материалах судопроизводства: нет ли там какой зацепки, чтобы этот сукин сын не получил за свой поступок, совершение которого он не отрицает, даже общественного порицания. Хорошие деньги, не правда ли? Много большие, чем те, из-за которых надрываются депутаты. Это здесь даже не называется коррупцией. Так детские игры.

На ту же тему история с руководством службы общественного транспорта БВГ, которая в Берлине является прихватизированной, а потому частной, из года в год жалующейся на нехватку средств, требующей от государства миллиардных дотаций, получающей их. Хотя компания изо дня в день работает все хуже, сокращает число электричек, автобусов, трамваев, число водителей, обслуживающего персонала, увеличивает с каждым разом число транспортных происшествий (в прошлом году, к примеру, я сам оказался в трамвае, сошедшем на съезде с моста через железную дорогу, катастрофу, а за две недели до этого племянник моей жены с женой и двухлетним ребенком врезались в угловой дом, опять-таки находясь в трамвае, не говоря уже о том, что на перекрестке перед моими окнами за год случаются не менее тридцати транспортных происшествий с человеческими жертвами, в том числе и пассажиров общественного транспорта). Транспортные средства этой компании нарушают все чаще и чаше график движения явление немыслимое в ГДР или еще года через три-пять после воссоединения Германии. Словом, бардак в системе БВГ еще тот, да и цены на услуги свои они поднимают ежегодно на 10-20 процентов, не улучшая сервиса, а скорее, ухудшая его Но вот оказывается, что руководство этой компании имеет ЗАРАБОТНУЮ плату в размере от десяти до 16 с половиной миллионов евро в год на нос, при этом шеф этой организации говорит, что вообще-то его жалование и его коллег по совету директоров осталось прежним, невеликим (от 100 тысяч до 200 тысяч в год), а все остальное им фирма доплачивает за ОТЛИЧНУЮ И КАЧЕСТВЕННУЮ РАБОТУ.

Все это пишу тебе потому, что обещал просвещать тебя в том, что есть истинная демократия по-германски, которой вот уже два десятка лет в прессе России поют панегирики журналиста типа обливаемой здешними журналистами слезами и соплями Политковской, а также российские выездные, живущие на харчи и подачки той же Германии, США и Израиля. А также для того, чтобы изредка присутствующим на ДК русским немцам, не читающим немецких газет, было понятно, что партии, за которые они традиционно голосуют ХСС и ХДС есть партии банкиров и эксплуататоров, воров и мошенников, заинтересованных в обнищании народном и в приведении оного в состояние скотское. Я имею в виду германский народ. Вместо того, чтобы страдать по поводу дГ, лучше бы послушали по телеящику дебаты депутатов. Но ╚глас вопиющего в пустыне╩ Эти люди не слышат никого, не читают практически ничего, они ЗНАЮТ, ИЗРЕКАЮТ, они становятся в позу. Представляешь, каково рядом с ними жить?

Валерий


272563 "Аркадий Полонский - Века рождаются и исчезают снова... - АСИММЕТРИЧНАЯ АНТИТЕЗА В ПОЭЗИИ ТЮТЧЕВА" 2007-03-30 12:49:39
[88.134.16.150] Валерий Куклин
- Поповой

Ну, гениальный и гениальный Тютчев. Ну, и что? Ленин тоже гениален. А смешали с грязью и не почесались, теперь даже детей Ильичем пугают. Таково свойство качественных прилагательных переоценка ценностей и переосмысление прежних качеств. Судя по всему, в литературе, как и в науке, некоторые оценки и позиции, некоторые законы и некоторые догмы должны каждым новым поколением пересматриваться. В математике кроме планиметрии Эвклида есть и геометрия Лобачевского, а спустя полвека возникла идея, обосновавшая математически и наличия бесконечного числа пространств, что превратило логику эвклидовой геометрии в детский лепет. Это нормальный процесс познания. Так и в русском литературоведении, находящемся в настоящее время в руках и под полным контролем лиц богоизбранной нации, существуют табуизированные ими имена, которые признаны гениями без права читателя на сомнение. Не имея возможности выкинуть из пантеона русских поэтов-гениев Пушкина, к примеру, они создают легенду о его не эфиопском, а иудейском происхождении. Начал эту вакханалию никто иной, как Владимир Набоков лицо русской национальности, но писатель не русский, а русскоязычный согласно той моей классификации, о которой мы с вами уже беседовали несколько месяцев тому назад. Продолжили эту традиции опять-таки эмигранты русскоязычные литераторы, а заключительное слово пока что поставил друг и соратник ряда киносценариев А. Тарковского, умерший несколько лет тому назад в Берлине иудей. Параллельно с этим идет со стороны иудейской русскоязычной эмиграции опорочивание и без того не ангелоподобного Пушкина в США серией книг о нем и о якобы обнаруженном кем-то где-то когда-то дневнике Александра Сергеевича (не называю имен и названий книг, дабы не привлекать к ним внимание имеющихся на этом сайте лиц, интересующихся информацией с душком). Это первое направление борьбы с русской культурой, которое развивается уже не менее одного столетия с тех самых пор, когда было дело Дрейфуса и было знаменитое письмо Куприна по этому поводу.

Второе направление придание статуса классиков русской литературы тем авторам и тем произведениям, которые, являясь внешне русскими, ибо написаны на русском языке, по духу своему таковыми не являются. Одной из жертв этой манипуляции является Тютчев. На каком-то этапе этой многолетней борьбы он был и будет принят гением русской поэзии, которого читает да и читал очень узкий круг интеллектуалов, а широкой публике который был и останется известен весьма курьезной фразой о том, что ╚умом Россию не понять, аршином общим не измерить╩, а главное тем, что ╚у ней особенная стать╩, с выводом архиглупым и унизительным для русского народа: ╚В Россию можно ТОЛЬКО верить╩. Обратите внимание: не любить Россию, не быть верным ей, не умирать за нее, не бороться за нее, а ТОЛЬКО верить в нее, такую, что ни понять ее, ни измерить, да и вообще никчемную, как сношенная портянка. Эта мысль растиражирована и произнесена миллиарды раз для того, чтобы осесть в головах людей русской культуры непреложным фактом, не имеющим права быть осмысленным. А ведь ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Гоголь, ни Герцен, ни другие современники Тютчева, даже в мыслях своих самых затаенных не думали о своей родине ТАКИМ образом, даже плюющийся всякий раз при проезде мимо здания Московского Университета дворянин-поэт чистого искусства А. Фет-Шеншин думал о России более высоко, чем чиновник средней руки дипломатического корпуса Тютчев.

Я думаю, этому есть объяснение весьма прозаическое. Почти три десятилетия, то есть большую часть своей взрослой и творческой жизни Тютчев прожил на границей в окружении не народа даже немецкого, а всяких там придворных и иностранных дипломатов, занятых интригами, сплетнями, шпионажем за иноземными государствами, доносами друг на друга, получая с изрядными задержками, порой доходящими до года, жалование, то есть перебиваясь с хлеба и воды на хлеб и воду, терроризируемый сестрой, вечно ноющей о недостатке средств и об обязанности брата помогать ей и ее детям, придавленный внутренней убежденностью русского интеллигента тратить свой скудный доход на их нужды, ходить на светские приемы в потертом сюртуке, в старой треуголке, переносить насмешливые взгляды немецких и русских вельмож, ехидные шепотки за спиной. Строфа эта родилась, кажется, не то в период Крымской войны, не то вскоре после нее, когда Россия выплатила странам-победительницам колоссальные суммы в размере 5 миллиардов рублей золотом, когда каждого русского за границей презирали, казалось, не только бюргеры и аристократы, но даже бродячие собаки, когда францезский посол приходил на прием к баварскому королю в ливрее расшитой золотом так, что не видно было какого цвета материя под ним, да еще украшенный парой-другой бриллиантов. Это было время, когда наезжали к послу русскому, при коем существовал Тютчев, санкт-петербургские вельможи Нессельроде и Горчаков в тарантасах с плохими рессорами, измученные дорогами, с синяками на спинах и, пардон, ниже, охающие, стонущие, рассказывающие о идиотизме правления Россией Николаем Палкиным и с надеждами на то, что наследник Престола, будущий император Александр Второй поймет, что так больше жить нельзя, что страна вот-вот рухнет в бездну. Что оставалось делать поэту, помнящую Россию Онегина и Бедной Лизы, никогда ен слышавшего того стона, что ╚раздается над великою русской рекой╩, не слышавшего в детстве напевных сказок Арины Родионовны, не подозревающего о существовании гениального современника своего, открытого русской читающей публики, как и он, А. Пушкиным Кольцова, не читавшего никогда ╚Конька Горбунка╩, забывшего про непролазные хляби российские, называемые дорогами, и так далее, и тому подобное? Тютчев стал чужим стране и народу, на языке которого писал, он стал продолжением книг, которые он читал о России, статей газетных о ней, прочитанных в немецких и французских газетах.

Тютчев поневоле стал не только большую часть своего времени гоуворить, думать, но и чувствовать, писать по-европейски, то есть не для души, а для хлеба насущного, публиковаться в тех изданиях, где его ценили за ╚умствование╩ и платили гонорары именно за то, что он выражал мнение о Руси эмигрантов и полуэмигрантов, коими являлись лишь люди состоятельные, представители либо дворянства, либо нарождающейся промышленной буржуазии России. Последние подписывались на журналы с тем, чтобы видеть там стихи известного им лично человека, показывать их своим знакомым и говорить: ╚Однако, этого поэтишку я знаю. Пишет недурно, а одет дурно. Мой кучер имеет более новый кафтан, чем этот дипломат╩. Но, повторяю, журнал подписывали, рекламу имени Тютчева разносили по тем городам и весям, где жили полуэмигранты сами, где владели они имениями, крепостными, где играли в карты, где устраивали балы и бывали на балах. И всякий раз повторяли: ╚ В Россию можно ТОЛЬКО верить╩, вкладывая в эти слова каждый свой смысл: диапазон на тысячу мнений, но в советское время ему придали сугубо патриотический оттенок.

Что же касается такого понятия, как мотивы Экклезиаста в лирике Тютчева, то это все опять-таки литературщина, идущая от чтения книг и вообще дань моде того времени, увлечения обществом Европы Западной и вторящим ей пишущим обществом России не Библией вовсе, а идеями и философии Стерна. Это потом критики и ценители так называемой философской поэзии напридумали теорий о связи едва ли астральной Тютчева с автором одной из библейских книг. На деле это все коммерция того периода развития христианской цивилизации, то есть скорее лютеранство и иудаизм, чем православие.

Но поэзия Тютчева порой действительно завораживает. Я уж писал, что долгое время находился под впечатлением от чтения стихотворений Тютчева. Но как-то прислушался к себе и увидел: не помню наизусть более ста строчек, хотя читал поэта многажды. А вот то, что впадает в душу, запоминаю мгновенно и на всю жизнь. Строфы и таже стихи из того же Евтушенко знаю наизусть в сотни раз больше, чем Тютчева, даже из бутафории поэзии Вознесенского помню строчек около трехсот, хоть и не перечитывал уже пару десятилетий, знаю почти всего Д. Самойлова наизусть, Пушкина могу цитировать часами, Лермонтова, Котюкова А вот Тютчев Услышу вспомню, а так чужой он моему уху. И ведь не знаю песен на его стихи, даже на композиторские мелодии, не говоря о высшем признании поэта песен народных. Современник Тютчева Некрасов на ходу превращался в поэта-песенника. А Тютчев величав и чужероден русскому уху и русской душе. Потому и признается русскоязычными знатоками русской литературы гением русской литературы. Отсюда и ╚взрыв тишины╩ у Тютчева явление физически невозможное, но выдаваемое его поклонницами за поэтический образ, на который поэт якобы имеет право, а мне за непризнание этого права велят не понимать того, что в 19 веке люди любили тишину. Ответить можно списком поэтов тех лет, в творчестве которых производственный шум наступающей на всякие там Вишневые сады промышленной цивилизации вызывал восторг и оды шуму, гаму, гари, копоти: от Н. Некрасова до К. Случевского. Нам надо было всем изрядно устать от всей этой грохочущей цивилизации, чтобы всем нутром, каждой клеткой тела ощутить потребность в тишине. И тогда захочет не взрыва оной, а ╚Аллеи тишины╩ в Ясной поляне, да чтобы оказаться там рано утром, когда посетителей, туристов в усадьбе нет, лучше по осеннему морозцу, когда уж нет в кронах птиц, палая листва мокра и не шелестит под ногами, нет ветерка и мыши еще спят. И вот тогда именно тогда на самый короткий период времени, едва ли более, чем десятиминутный вы почувствуете, как тишина вас ОБОВОЛАКИВАЕТ, то есть звучит, как тишина, а не антоним ее смысловой взрыв.

Валерий

Назад Далее
+ 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  20  30  40  50  60  70  80  90  100  200  300  400  500  600  700  800  900  1000 
- 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  20  30  40  50  60  70  80  90  100  200  300  400  500  600  700  800  900  1000 
Модератору...

Rambler's Top100