TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Дискуссионный клуб журнала "Русский переплет"

Дискуссионный клуб журнала "Русский переплет"


Просьба вести дискуссию корректно:
- неконструктивные высказывания будут убираться
- будут уничтожаться все анонимные высказывания

"Мудрый человек всегда долго размышляет прежде, чем что-нибудь подумать." ("Графоманы")

"Самое дорогое, что есть в сей юдоли печали - это учтивость и корректность." (Василий Пригодич)

"Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю..."
А.С.Пушкин

Дискуссионный Клуб посетило человек.


Первая десятка Русского переплета

293325 "" 2010-07-14 13:27:26
[84.59.52.112] Ыыгыльгын
- Я тоже проголосовал на Марину, и за Л. Нетребо, а числа не меняются. Плохая голосовалка, однако...


293324 "" 2010-07-14 13:01:38
[91.78.106.102]
- А Вы попробуйте по другому: Вы можете поверить, что у Марины Ершовой всего 3 голоса? Попробуйте за нее проголосовать и не будет НИЧЕГО!


293323 "" 2010-07-14 09:47:44
[] ВМ
- Да работает уже давно. И только что проголосовал за Аллу Попову.

Набираете код и голосуйте!


293322 "" 2010-07-13 21:47:46
[91.78.200.3]
- Когда же все-таки голосование заработает?! Или хоть дайте подробную инструкцию...


293321 "Алла Попова - Маме" 2010-07-13 19:48:51
[95.220.200.85] Алла - Марине
- Марина, спасибо тебе! Очень дорого мне твоё понимание и умение чувствовать стихи.


293320 "Алла Попова - Маме" 2010-07-13 19:28:08
[94.198.111.106] Марина - Алле
- Алла, дорогая! Конечно "пусть Спаситель простит нас живших любовью"... Столько грусти, примиряющей с миром, как в этих твоих стихах, нет ни у кого. Я плачу и плачу... Печаль моя светла, благодарю. У тебя здесь есть стих, написанный ровно в день рождения моей мамы - 24 августа. Марина


293319 "" 2010-07-13 19:13:35
[94.198.111.106] вебмастеру
- Нет, к сожалению не работает по-прежнему.


293318 "Марина Ершова - - Стихи о цветах" 2010-07-13 18:00:37
[95.220.200.85] Алла - Марине /avtori/popova.html
- Марина дорогая, спасибо за приглашение. К сожалению, Переделкино для меня грустное место. Бываю там только на кладбище. Поэтому до вечеров тамошних не добираюсь. А поехала бы лучше в Комарово, ну, может, как-нибудь. Передавай привет от меня Наталье Ильинишне.


293317 "" 2010-07-12 23:15:27
[212.192.235.54] webmaster
- Голосовалку подправил - должно работать как надо


293315 "Лазарь Лисинкер, - Фрагменты из книжек Сибирской поэзии." 2010-07-12 09:58:28
[178.49.253.41] Л.Лисинкер
-

ВСТРЕЧА ЧИТАТЕЛЬ - ЧИТАТЕЛЮ.

Мероприятие запланировано на 22 июля. Библ-ка Маркса, что в Нов-ске. Акцент на тех единицах лит. продукции, кот. радуют читателя. Ниже фрагмент объявления:

----

Читатель - читателю.

Делимся тем, что нам дорого.

тема: Креатив от Нов - ска

/ художник Д.Меньшиков, авторская песня от С.Семёнова и др. /

Комп. презентация на 40 мин., песни под гитару. Тексты выводятся на экран.

группа ГЛАНС, четверг 22 июля

"Из Ливерпульской гавани всегда по четвергам ..."

--------

кнткт: lisinkerls@mail.ru


293313 "Новая литературная премия" 2010-07-11 18:44:38
[77.232.15.146] Ксения ///
- А какие сроки конкурса? Что можно по условиям конкурса предоставить ?


293312 "" 2010-07-11 16:04:04
[92.206.177.176] Чернышов
- Не работают не только нововведения, не работают 1999, 2001, 2002, 2003, 2008 годы


293311 "Александр Богатырев - В поисках утраченного рая" 2010-07-11 05:36:28
[192.168.250.1] xopc
- изучил не одну карту и не один час потратил на обследование фотографий Земли(Индия) из гугл. ничего не обнаружил, координаты выложили бы


293310 "Владимир Хлумов - Графоманы" 2010-07-10 07:33:53
[83.149.41.19] Ушкин http://antipushkin.ru/
- интересно


293309 "Авторам" 2010-07-10 07:30:39
[83.149.41.19] АНТИПКА http://antipushkin.ru/
- странное правило что нельзя публиковать где-то ещё словно за публикацию платят))) смешно

наоборот пускай везде будет опубликовано!!! свободу слову!!!)))


293306 "Наталья Свитенко - Поэма Великий инквизитор: авторская нарративная стратегия" 2010-07-10 00:41:00
[87.119.245.184]
- Умные рассуждения. Автор имеет свою точку зрения. Интересны наблюдения и аналитическая составляющая заслуживает внимания. Правда, выводы должны быть. Резюме не хватает. Вероятнее всего это объясняется тем, что автор статьи имеет еще материал, который остался вне данной публикации.


293305 "Андрей Журкин - Из собрания жил-былов ( чуть-чуть разбухших )" 2010-07-09 20:47:30
[94.198.111.106] Ершова - Журкину
- Андрей! Эти "Жилы-былы" - прелесть что такое. В них и мудрое понимание русского характера, и художественная находка. Плохо только одно: пыталась проголосовать, но мне все время пишут: "Не правильно набран код". Но это ни к тебе, наверное, а к Владимиру Михайловичу.

Владимир Михайлович! Ваше нововведение не работает! Примите, пожалуйста, меры.


293304 "" 2010-07-09 20:16:33
[93.181.203.110] скорее на свежий воздух
- Чем отличается искренне заблуждающийся человек от человека абсолютно уверенного в своей правоте. Первого можно пожалеть, а второго можно только ненавидеть. Да и что может означать уверенность в своей непогрешимости кроме презрения и нетерпимости к чужому мнению, хоть и оправдываемых "благими" целями. Такими целями и вымощена дорога в Ад. Нет ничего отвратительней интеллектуального насилия. Омерзительны люди его проповедующие и применяющие. Писатель по природе свое существо неуверенное, так как не изрекает истины, а расширяет наши возможности увидеть мир таким, каков он есть. Поэтому мы благодарны писателям. Но когда писатели кованным сапогом вбивают свою "правду" - я желаю им... Тьфу. Опять сбелвал. Уважаемый ВМ, неужели вы не чувствуете как над вашим форумом последнее время витает стойкий гулаговский запашок?!


293303 "Антонина Шнайдер-Стремякова - Детство Маши" 2010-07-09 13:37:14
[84.190.211.87] Антонина Ш-С
- Спасибо, милые.

К сожалению, дорогой Волкович, парцеллирование набирает обороты, и разрушается богатый русский язык, его синтаксис...

Ещё не хотелось бы верить, что зависимые обороты, в т. ч. и придаточные, обретут статус самостоятельных предложений. Если это случится, из школьной программы можно будет исключить русский достаточно знать алфавит.

Шествует малограмотность и безграмотность. Страну разрушили очередь, видно, за уникальным языком...


293302 "Новые книги наших авторов: Александр Волкович "Письма войны"" 2010-07-09 13:26:47
[158.250.29.215]
-


293301 "Антонина Шнайдер-Стремякова - Детство Маши" 2010-07-08 21:45:15
[91.149.188.201] Александр Волкович
- Зашел на сайт - и, ба,Антонина Адольфовна виновник легкого поздравительного ажиотажа. Будьте здоровы и счастливы, уважаемая училка! Зазубрил наизусть: парцелляциии - только в прямой речи. А посему, проздравляю, желаю, приветствую. Целую ручки. Всегда к Вашим услугам. АВ.


293300 "Антонина Шнайдер-Стремякова - Детство Маши" 2010-07-08 21:31:52
[94.198.111.106] Марина- Антонине Адольфовне
- И я присоединяюсь ко всем поздравлениям, Антонина Адольфовна! Творческих удач и долголетия! А еще у меня изменился адрес почты. Пишите ershova62@mail.ru


293299 "Марина Ершова - - Стихи о цветах" 2010-07-08 21:27:33
[94.198.111.106] Марина - всем
- Олег, Алла, Антонина Адольфовна, Борис! Спасибо за внимание. Хочу поделиться. Сегодня заехала домой и прочитала ваши отзывы. Как с вами встретилась. А я сейчас в Переделкино, в Доме писателей. Там замечательная компания: Наталья Ильинична, Кирилл Ковальджи и многие другие. Жалко, что построили много очень больших вилл на месте полян и леса. Грустно... Но завтра, в субботу, в 15 часов в доме Окуджавы будет концерт, посвященный И. Бродскому. Приезжайте!


293296 "" 2010-07-08 10:22:05
[94.253.49.250] Ю.Х. - продолжение 293121
-

Прошу не путать материальную и духовную корысть. Духовную корысть ещё называют альтруизмом, мол, никакой выгоды у альтруистических поступков нет. Да, материальных выгод нет, но полным полна ╚коробочка╩ духовной корысти, и это отчётливо можно проследить, если перед самим непосредственным актом жертвы произноситься ещё и пламенная нравственная речь. Да и без особых речей, осознание того, что человек ╚спасает мир╩ - дорогого стоит для этого человека. А уж спасает он его или губит - это другой вопрос.

Можно пойти дальше в данном направлении и сделать поразительное и парадоксальное открытие! Оказывается, никакой материальной выгоды-корысти нет СОВСЕМ! Т.е., она есть, только в виде вторичного эффекта. Это странно? Давайте посчитаемся.

Даже самый последний скряга копит материальные богатства не ради самих, собственно говоря, ╚медяшек╩ и ╚стекляшек╩, а ради тех ощущений, которые способны привносить в человеческую жизнь эти ╚медяшки╩ и ╚стекляшки╩. Т.е., даже предвкушение самой возможности получить желаемое в любой момент времени по первому предъявлению состоятельности - уже способно вызывать глубокие удовлетворительные эмоции. В человеческой литературе подобные эксцессы обильно описаны. Взять, хотя бы, ╚нашего╩ скупого рыцаря или французских гопсеков и гранде, или да мало ли литература наводнена подобными описаниями. Примечательно, что в нашенском варианте описан конфликт молодого и старого страстотерпцев: молодой ещё жаждет получать впечатления через материальность, а старый постигает впечатления уже через теоретическое воображение. Т.е., и в том и другом случаях материальность является гарантом приятных чувств. Т.е., речь идёт об опосредованных чувствах. Т.е., молодой повеса как бы говорит своему папаше, что неплохо бы поразвлечься на накопленные средства и крайне нетерпелив в своём стремлении, а родитель тормозит сынка, всем ходом повествования, неосознанно намекая, что, мол, удовольствия (в смысле чувств) можно получать и не тратя деньги: можно довольно удовлетворяться от одного обладания достаточными ресурсами и, тем самым, ╚убивать двух зайцев╩ сразу - и гордыню тешить, и бабки сохранить, а потратив все наличные на пару-тройку оторванных экзерсисов придётся потом ╚лапу сосать╩. Собственно говоря, старый рыцарь, пытается, сам того не понимая, объяснить своему отпрыску, что ╚накормить╩ человеческую жажду приятных ощущений можно огромным количеством способов, между тем, касательно самого приятного ощущения - оно ОДНО. Само ощущение не меняется от того, погашено ли оно одним материальным источником или другим. Цель материальности - вызвать у человека ЧУВСТВА и удовлетворять их. Молодой же наследник, и так же неосознанно, хотя и резонно, отвечает, что ╚читать книжки╩ - оно, конечно, замечательно, только в человеческом мире ценятся турниры, лошади, пиры, красавицы, а красавицы охотно отдаются не ╚ботаникам╩, но рыцарям и потом, прежде чем судить, надобно хотя бы попробовать и ПРЕСЫТИТЬСЯ. Ничего не меняется в подлунном мире.

Таким образом, человек гоняется не за материальным благополучием, хотя он и гоняется целенаправленно за ними, но человек гоняется за тем ощущением ╚сытости╩, спокойствия, гарантированности, которые возникают в нём в связи с обладанием материальностью. Грубо говоря, так или иначе, ощущения в человеческом мире элементарно и материально покупаются это не новость, новость в том, что ощущения первичнее, чем материальный удовлетворитель. Чувство голода первичнее, чем кусок хлеба: куска хлеба не было бы, если бы не было чувства голода, а чувства ╚голода╩, во всех смыслах этого слова, - это есть результат вполне материальных процессов происходящих в человеке и вокруг.

В свою очередь, извиняюсь, если принять религиозную гипотезу, - материальный механизм биологического голода, т.е., организация биологической жизни, т.е., организация химических, физических, психофизических и прочих, о чём мы ещё и представления не имеем, компонент органики - имеет божественное происхождение так устроил нас создатель. Каков же тогда ПЛАН?!! О-о-о! А-а-а! Прошу ещё раз прощенья, материальный биологический голод, не изобретён человеком (и в религиозном и в эволюционном смысле), человек только разнообразными способами, в силу индивидуальной фантазии и ума, периодически кормит его. И поскольку, не будешь есть - не будешь и существовать, следовательно, ума пока хватает только на то, чтобы обеспечить себя и своё потомство этой самой материальностью разнообразными ухищрениями, расталкивая локтями конкурентов.

Вот женщина купила новое, красивое платье, вы думаете, ей нужно само это платье? Нет же, ничуть ни бывало, ей нужны ощущения привлекательности, которые порождены вполне меркантильными стремлениями к продолжению рода и сохранению собственной жизни с попутными производными сопутствующими. Вот она идёт по улице и жадными глазами ловит реакцию окружающих, говорящую ей о её месте в локальной жизни: на меня ещё смотрят! - значит, я ещё нужна! значит, я ещё могу жить! Вот она теребит мужчину фантазиями об очередной шубе с бриллиантовыми кольцами вы думаете дело в шубе и кольцах? Уверяю вас, вы ошибаетесь! ей нужны гарантии дальнейших ощущений уверенности в себе в меняющемся мире. Заданное понимание стандарта ╚процветания╩ диктует вполне заданное женское поведение.

К слову, и чем быстрее будет меняться мир, тем более истеричных женщин мы будем наблюдать. Собственно говоря, сейчас мы уже наблюдаем женское стремление оседлать цивилизованный мир, построенный мужчиной. К сожалению заинтересованных лиц, без руководства мужчины - этого технического мира не будет, но женщина этого не понимает, ей кажется, что стиральные машинки стирают сами собой, и канализации будут функционировать вечно. Бабский, прошу прощенья, феминизм это бомба замедленного действия при непосредственном попустительстве, разумеется, мужчины. К прискорбию ветреных особ, другого, не технического, человеческого мира в природе НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

Вот мужчина, ...вот его яхты, самолёты, машины, счета в банках и прочие ╚примочки╩ - зачем ему это? Как говорят восточные мудрецы есть только три вида мужских удовольствий: есть мясо, ездить на мясе, половым образом овладевать мясом. Эта мудрость, конечно, изрядно, технически устарела! .Другого понимания, к сожалению, пока НЕТ!

Вот царь.

Вот ребёнок.

Вот обезьяна.

И все они гоняются за ощущениями удивительная и элементарная наркомания! Как известно, передозировка ничего оптимистического не внушает.

Это всего лишь ощущения, - не будете злоупотреблять ими! Как-то же человек хочет отличаться от обезьяны!


293295 "Галина Ушакова - Сосны над маленьким прудом" 2010-07-08 08:46:23
[84.59.47.131] Эль Морено
- "Сосны над маленьким прудом" - редкостный по силе рассказ о неправильном понимании нами святости Божией и задачи нашей в служении Ему. Мне он живо напомнил "Проступок аббата Муре" Э. Золя.

Христос считает обе первые заповеди равноценными, (Марк, 12;-31.) Как часто мы не понимаем, что служение Богу есть в первую очередь служение человеку. Полюбил женщину - так бери её за руку, а не можешь без мастерской - и в мастерскую приведи. Тогда не будет иконок разбитых и сердец порушенных.

Благодарю автора и рекомендую рассказ всем любителям Живого Слова.


293294 "Марина Ершова - - Стихи о цветахь" 2010-07-08 06:54:58
[91.78.180.171] Борис- Марине
- Очень рад, что встретил Синильгу... Борис.


293292 "Марина Ершова - - Стихи о цветахь" 2010-07-08 00:47:36
[84.190.253.147] Антонина Ш-С
- Марина, я присоединяюсь. Качественные женские стихи.


293291 "Антонина Шнайдер-Стремякова - Детство Маши" 2010-07-08 00:44:42
[84.190.253.147] Антонина Ш-С
- Спасибо вам, что вы на свете есть,
Что вас ошеломительно немного...
Спасибо вам, без вас один как перст
Василий Пригодич

Я тронута, дорогие. Спасибо.


293290 "Марина Ершова - - Стихи о цветахь" 2010-07-07 18:10:07
[95.220.193.152] Алла - Марине /avtori/popova.html
- Марина дорогая, я присоединяюсь к поздравлению Олега Михайловича.
Смело, симпатично, замечательно. Особенно ландыши. Немею перед ландышами. У тебя свежо и вдохновенно.
Хорошего лета!


293289 "" 2010-07-07 15:24:02
[91.196.60.124]
- что у вас тут есть ин6тересное что могло заинтересовать меня


293288 "Марина Ершова - - Стихи о цветахь" 2010-07-07 13:27:19
[89.235.135.242] LOM /avtori/lyubimov.html
- Марина, хороший букет стихов. Поздравляю.


293287 "Антонина Шнайдер-Стремякова - Детство Маши" 2010-07-07 12:02:12
[78.49.109.206] Сергей Герман
- Антонина Адольфовна! С днём рождения! Счастья, здоровья, творческих успехов и новых произведений. Будьте счастливы!


293286 "Антонина Шнайдер-Стремякова - Детство Маши" 2010-07-07 09:53:23
[95.220.193.152] Ломоносовцы
- Дорогая Антонина Адольфовна!
Поздравляем Вас с Днём Рождения!
Желаем Вам крепкого здоровья, счастья, творческих удач и побед на литературном поле.
Наш дискуссионный народ без Вас неполный. Оставайтесь с нами.
Удачи Вам! Ваши Ломоносовцы.


293285 "Наталья Пушкарева в журнале РАСПЛЕТАЙКА " 2010-07-07 00:06:36
[109.170.106.119]
-


293284 "Владимир Хлумов - Фрейд и отцеубийство" 2010-07-06 20:01:09
[193.232.125.2] qwerty
- Уважаемый В. Эйснер !

Идет переделка системы голосования из-за сбоев при заходах поисковыми автоматами. Скоро всё заработает.


293283 "Владимир Хлумов - Фрейд и отцеубийство" 2010-07-06 08:12:04
[84.59.60.88] В. Эйснер
- Уважаемый ВМ!

Пытался проголосовать за Хлумова и Ушакову - ан нет! Выскакивает надпись, требующая внести проверочный код. Где его взять и с чем его едят?

В.Э.


293282 "Владимир Хлумов - Фрейд и отцеубийство" 2010-07-05 23:06:56
[95.165.166.189]
-


293281 "Максим Солохин - Фрейд и Православие" 2010-07-05 23:05:06
[95.165.166.189]
-


293280 "Александр Глотов - ФЕНОМЕН ГОСУДАРСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДИЛЕТАНТА" 2010-07-05 21:51:23
[62.122.68.245] Александр Глотов
- Да я, собственно, по приколу. Достали, блин, они все


293279 "" 2010-07-05 19:44:48
[98.217.73.81] Раввин Яков
- На 293278

Лже-диакон из Массачуссетса успешно скопипейстил полотнище от Вани Перцова.
А мог бы заместо того ссылочку поставить да одну-две фразочки от себя, убогенький.


293278 "Максим Солохин - Фрейд и Православие" 2010-07-05 18:28:02
[95.165.165.36] диакон Владимир
- Зигмунд Фрейд: обольщенный обольститель. Иван Перцов

15 июля 2009 г. Источник: Богослов.Ru

FPRIVATE "TYPE=PICT;ALT="

Фрейд Зигмунд (1856 1939): австрийский психиатр еврейского происхождения, основатель психоанализа, мыслитель. Разработал т.н. ╚теорию сексуальности╩, согласно которой все психические явления должны толковаться исходя из действия полового инстинкта в жизни человека. Объективно Фрейд считал доминирующей силой репродуктивную функцию, субъективно ╚принцип удовольствия╩. Его учение, основанное отчасти на эмпирическом материале, но большей частью на фантазиях и самонаблюдении самого Фрейда, оказало разрушительное воздействие на мировую культуру, став оружием в руках сил, подрывающих ее нравственную, особенно христианскую основу. Гипотезы Фрейда являются теоретической базой для программ ╚полового воспитания╩ детей, для многих приемов рекламного бизнеса и других средств манипуляции массовым сознанием. Полное издание работ Фрейда составляет 24 тома. Но для общего представления о его идеях достаточно прочесть книгу ╚Введение в психоанализ╩[1]: его лекции 1916-1917 гг., дополненные и отредактированные им самим в конце жизни, в 1930-х гг. За нее Фрейд получил престижную германскую литературную премию им. И.В. Гете. Сжатой биографией, которая представляет одновременно доступный конспект по теории психоанализа, является книга французского фрейдиста Роже Дадуна ╚Фрейд╩[2]. Можно еще воспользоваться критическим изложением жизни и развития идей Фрейда, которое составил английский исследователь Пол Феррис. Эта книга уступает работе Дадуна по систематичности изложения, зато написана человеком, не находящимся под обаянием теории психоанализа. Во введении Феррис пишет: ╚╚Шарлатан╩ это, на мой взгляд, сказано слишком сильно. Его, скорее, можно назвать ╚хитрым╩, ╚жестоким╩... чтобы стало понятно, какие усилия он прилагал к объяснению человеческой природы╩[3]. Впрочем, всякое чтение Фрейда является духовно опасным: вот почему необходима трезвая православная оценка его жизни и творчества на основе сухого изложения ключевых мыслей и этапов его жизни.

I. Введение. Молодые годы Зигмунда Фрейда.

Фрейд родился 6 мая 1856 г. в еврейской семье в Чехословакии. Он был внуком раввина и в детстве ревностно изучал Библию. Отец Фрейда, Якоб, был три раза женат, и Зигмунд был его старшим сыном от последней жены. Няня, католичка по вероисповеданию, часто водила маленького Зигмунда в церковь. Когда он возвращался домой, то начинал проповедовать[4]. Однако по необходимости ему нужно было изучать Талмуд и каббалу. В 1891 г., даря сыну еврейскую Библию, Якоб Фрейд написал на обороте такие знаменательные слова: ╚Ты увидел лик Всемогущего, ты услышал Его и постарался воспитать себя, и ты тут же воспарил на крыльях Разума╩[5]. В лицейские годы любимым героем Фрейда был финикийский полководец Ганнибал, гениальный и беспринципный военачальник, угрожавший гибелью древнему Риму. Его увлекали революционные идеи, хотя ни в каких революционных движениях он не участвовал. В 1873 г. Фрейд поступил в университет. Результатом его медицинских штудий стало исследование детских церебральных параличей, которое было признано замечательным. Однако в 1885 г., на стажировке в Париже, он попадает к знаменитому психиатру Шарко, проводившему публичные эксперименты с больными истерией. Наблюдения за этими опытами, носившими какой-то театральный и даже мистический заряд, коренным образом изменяют взгляды Фрейда на психику человека. Одновременно он знакомится со своей будущей женой, Мартой Берней, и ... увлекается кокаином. Кокаин был тогда новым веществом; его намеревались использовать как обезболивающее и успокоительное. Фрейду он помогал при его ╚самоанализе╩, с которого, собственно, и начался психоанализ. По данным биографов-фрейдистов, он регулярно употреблял ╚коку╩, по крайней мере, до 1895 г. Едва ли после этого рубежа ему легко было отвязаться от своей привычки. ╚Каждую ночь между 11 и 12 часами, писал он сам по поводу "самоанализа", я занимаюсь лишь тем, что фантазирую, обдумываю, строю догадки, останавливаясь лишь тогда, когда дохожу до полного абсурда или изнеможения╩[6]. Здесь мы видим основу того, что позднее разовьется в его метод свободных ассоциаций. Нужно лишить поток сознания централизованного контроля и смотреть на свои мысли вне логической последовательности, как в сумбурном сне. Тогда откроется подноготная психики, в которой заложены причины психических болезней. Как заставить не себя, но другого человека открыть этот поток сознания перед психиатром? В декабре 1887 г. Фрейд начал использовать гипноз. Поначалу он казался ему очень эффективным и как диагностика, и как лечение. Уже в эти годы начального развития теории на первый план выходит половой инстинкт. Это было связано, в первую очередь, с данными самоанализа, и во вторую со спецификой самосознания многих истерических больных. Уже в 1893 г. Фрейд предлагает радикальный метод устранения всех проблем общества, связанных с пороками нервной системы: ╚разрешить свободные взаимоотношения между молодыми людьми и девушками из хороших семей╩[7]. То есть, не выступая против брака как социального института (сам он всю жизнь прожил в браке с первой женой), Фрейд считал необходимым лишить его нравственной составляющей. Несколько лет спустя он бросает гипноз, как метод, не дающий достаточного материала для анализа. Оказывается, нужно личное участие человека, для того чтобы поток сознания был ╚свежим╩ в своей открытости. Вот почему Фрейд переходит к исследованию сновидений: ведь свой сон человек рассказывает уже днем, и в этом рассказе переплетается материал сна с потоком свободных ассоциаций бодрствующего человека. Именно во сне проявляются все низменные стороны души: ╚добрыми являются те, которые довольствуются сновидениями о том, что злые делают в действительности╩[8]. В марте 1896 г. впервые введен в употребление термин ╚психоанализ╩. Это диалог врача и больного, в котором врач не просто пытается вызнать у пациента истинные мотивы его поведения и мышления (как вообще в психологии), но должен подвести его самого к тем же самым выводам. То есть, больной анализирует себя с помощью профессионала, который дает ему мировоззренческую основу для такого анализа, дает общие правила интерпретации всех психических явлений. Здесь исцелиться значит принять философию врача и признать, что он насквозь видит человеческую душу. Фрейд сравнивал себя с ╚демоном╩, в том смысле, в котором говорят о ╚дьявольской проницательности╩. Это род мудрости, который видит в человеке все скверное. Бездна зла в человеческой душе все больше привлекает основателя психоанализа; он принимает в качестве своей максимы поэтические строки: Если мне не удастся тронуть богов, я расшевелю ад.

Возникновение фрейдизма. В 1897 г. Фрейд вступил в еврейское Общество Бнай Брит (Сыны Союза), которое оказывало ему всемерную поддержку. Позднее, в 1826 г., в послании членам Общества он писал: ╚Одиночество породило во мне страстное желание войти в круг избранных, умных людей, которые согласились бы дружески принять меня, несмотря на мою дерзость. ... Так я стал одним из ваших членов╩[9]. Характер иудаизма Фрейда можно понять из его собственного признания в письме другу: ╚Каждую субботу я с радостью погружаюсь в оргии карточных гаданий, а каждый второй вторник провожу вечера с моими братьями евреями...╩[10]. Мало приходится сомневаться в том, что Фрейд вошел в среду масонства и получил одобрение своим начинаниям. Поначалу действительно отвергнутый многими в научном сообществе, он с конца 1890-х гг. не знал больших организационных проблем, хотя его книги все еще плохо продавались. Фрейдизм начинает развиваться как целостная структура со своими целями и задачами. Появляются ученики; в австрийской столице Вене образуется Психоаналитическое общество. В 1908 г. проходит первый международный психоаналитический конгресс в Зальцбурге, организованный талантливым учеником Фрейда, К.Г. Юнгом. По словам убежденного фрейдиста Роже Дадуна, для психоанализа ничто не гадко, но все загадка[11]. Этот принцип очень верно характеризует переворот в умах, совершенный Фрейдом. Он главной причиной психических болезней считал стыд и требовал его совершенного устранения. Больные, с которыми он работал, действительно нередко (хотя далеко не всегда) получали облегчение: освобождались от ╚навязчивых состояний╩, галлюцинаций. Однако лечение у Фрейда и его наследников так и осталось уделом немногих людей, которые могут хорошо заплатить психоаналитику и потратить время на спокойные диалоги с ним. Что это за люди? Почему Фрейд лечил именно неврозы, тогда как огромная часть того, чем занимается психиатрия, осталась им практически не охваченной?

Понятие невроза и соответствующий ему склад личности.

Невроз очень удобное понятие для развития психологической концепции. Нервные расстройства в той или иной мере присущи всем людям. Его простейшие элементы повседневные перегрузки нервной системы, которые в наше время называются ╚стрессами╩. В то же время, отдельные проявления невроза, которые становятся симптомами тяжелой болезни (истерия, навязчивые состояния, галлюцинации), порой трудно поддаются лечению и составляли во время Фрейда настоящую проблему для психиатрии. Причина этой проблемы в том, что вообще медицина не знает, как лечить душевные заболевания, и самым желательным результатом психиатрической помощи всегда является стойкая ремиссия (как бы ╚усыпление╩ болезни). Но невротики находятся на той черте, где граница умопомрачения еще не перейдена, и безумие по той ли причине, что не поражен сам мозг, или по другим причинам, относящимся к духовному миру еще не наступило. Фрейд не стал заниматься безнадежно больными людьми, которых только Божье чудо может вернуть в нормальное состояние. Он выбрал объектом своих исследований больных нервными расстройствами, которые в принципе могут избавиться от своих симптомов. Что это за больные? Хотя проблемы с нервами есть у всех, далеко не все имеют болезни, которые нужно лечить у психиатра. К этому должна быть особая предрасположенность; она связана как с индивидуальным устройством организма, так и с историей данной личности травмами детства, условиями жизни, окружением. Однако и этих факторов недостаточно. Ведь бывает, что человек со слабыми нервами, переживший очень тяжелые события, все-таки не приобретает ни навязчивых состояний, ни склонности к истерике, хотя у него могут, например, трястись руки. Словом, его проблема остается нервной, но не психической. Для того чтобы понять это, обязательно следует обратиться к понятию мировоззрения. Твердое, особенно же простое и ясное мировоззрение, в котором есть сознательно принятые нравственные ориентиры и опытом дознанные установки, не позволяет болезненным проявлениям организма расшатать и душевную жизнь человека. Напротив, отсутствие четких ориентиров, беспорядочность мышления, которому свойственно легко попадать под влияние чужих мыслей, дают эффект расколотой личности, в которой слишком много темных углов для нее самой. По Фрейду, качества личности, обращающейся к психоаналитику это ╚психическая импотенция╩ и навязчивые страхи[12]. Известный австрийский и американский психолог Виктор Франкл (1905-1997), основатель метода ╚логотерапии╩, во многом противостоявшего психоанализу Фрейда и Адлера, справедливо указывал на смысл жизни как один из основных вопросов, отсутствие ответа на который вызывает неврозы. Он приводит рассказ одного своего знакомого, психоаналитика, который только что (1979 г.) вернулся из Москвы. По его наблюдениям, в Советском Союзе люди страдают неврозами реже, чем в Соединенных Штатах. Причину американские психологи видят в том, что советские люди больше направлены на то или иное конкретное дело, исполнение долга, которое не дает им скучать и обеспечивает их какими-то представлениями о смысле. Американцы же больше праздны; они ежедневно ходят на работу, которую свободны сами выбирать, но не посвящают себя делу, не жертвуют собой. Вот почему психические болезни невротического характера чаще поражают их. ╚Как было бы прекрасно, пишет Франкл, синтезировать Восток и Запад, объединить дело и свободу. Тогда свобода могла бы получить полное развитие. Пока это в большей степени негативное понятие, которое требует позитивного дополнения. Этим позитивным дополнением является ответственность╩[13]. Во время Франкла фрейдизм во многом потерял на Западе кредит доверия, так как все увидели, что с наступлением ╚сексуальной революции╩ неврозов меньше не стало. Но не так легко ограничить влияние Фрейда, как могло казаться тогда. Психоанализ и сейчас силен, а в тех странах, куда он импортируется (например, Россия), он действует с размахом эпидемии. Дело в том, что Фрейд на самом деле не столько лечил, сколько создавал мировоззрение. За основу этого мировоззрения он брал страсти нервно неустойчивых людей. И пока люди будут любить свои страсти, не важно, связаны ли они с половым инстинктом или нет, само направление, заданное Фрейдом, будет очень сильным.

Метод психоанализа в диагностике и лечении. Анти-исповедь. ╚Я, по сути дела, не ученый, не наблюдатель, не экспериментатор, не мыслитель. По темпераменту я всего лишь конкистадор-авантюрист, если хочешь, чтобы я это перевел, со всем любопытством, отвагой и целеустремленностью, характеризующими таких людей╩. Зигмунд Фрейд [14] Одним из главных аргументов защитников учения Фрейда является его практическое применение. Во-первых, говорят они, наша теория соответствует основным требованиям научности, потому что в ее основе лежит эксперимент. Во-вторых, она позволяет поставить больному диагноз в таких случаях, которые обычная психиатрия зачастую вообще не рассматривала как болезни. (Речь идет о неврозах). В-третьих, и это самое главное, многие были вылечены Фрейдом и его последователями. В чем заключалось излечение? В том, что невротические симптомы у этих людей прекращались, или почти прекращались, и они обретали способность обычного сосуществования с окружающим миром. А это и является целью медицины. Нельзя не признать логической стройности этой аргументации. Но все-таки остаются существенные вопросы, на которые апологеты фрейдизма затрудняются ответить. Во-первых, далеко не все люди, даже с очевидно выраженными неврозами, отвечают на вопросы психоаналитика именно так, как он предполагает исходя из своей теории. В таком случае больной бывает обвинен в том, что он попросту отвечает нечестно. Всегда ли можно принять это обвинение, или оно может быть уловкой со стороны самого врача, который не знает, что ему делать именно с этим больным? Во-вторых, и диагнозы не всегда оказываются верными, но часто отличаются от психиатрических большей произвольностью. Когда можно и когда нельзя доверять этим диагнозам? В-третьих, и в этом основное отличие фрейдизма от обычной медицины, для ╚исцеления╩ необходимо принять мировоззрение психоаналитика, в противном случае ничего не получится. Это подчеркивал уже сам Фрейд, и при его учениках ситуация не изменилась. Чтобы ответить на поставленные нами вопросы, нужно рассмотреть метод психоанализа как в диагностике (определении заболевания), так и в лечении. Этот метод нередко сравнивают с христианским Таинством Исповеди. В чем состоит сходство? в том, что главное условие лечения у психоаналитика заключается в полном раскрытии души. Пациент приходит к человеку, ему лично, как правило, незнакомому, и рассказывает о своих проблемах. Врач садится у изголовья так, чтобы больной не видел его и не смущался (здесь несомненное сходство с католическим обычаем исповеди через решетку), и задает некие ╚наводящие вопросы╩. При этом от больного требуется только одно чтобы, отбросив ╚ложный стыд╩ и обычное рассудочное мышление, он предался потоку своих ассоциаций, напрямую связанных с перечисленными им симптомами, образами встревоживших его снов или событиями, возбудившими его внимание... Полнота исповеди, которую требуют от своих пациентов психоаналитики, сравнима с тем, что в аскетике называется ╚откровением помыслов╩. Цель также имеет сходство: человек должен увидеть себя в истинном свете, без покровов, таким, какой он есть. В результате осознания им своих подлинных мотивов и тайных желаний наступит ╚изменение ума╩, коренное преобразование сознания, ценностей, внутренних императивов личности. Но если по-гречески ╚изменение ума╩ (μετα?νοια) означает ╚раскаяние╩, то в теории Фрейда как раз наоборот. Она требует не возненавидеть грех, а полюбить его, прекратить всякое внутреннее сопротивление и таким образом устранить источник борьбы, которая мучает невротическую личность. На самом деле метод психоанализа представляет собой анти-исповедь, и если в нем есть намеки на Таинство, то не иначе как в смысле глумления. Это естественно: ведь настоящий фрейдист не может быть верующим человеком, так как Фрейд был твердо убежден в том, что религия есть вид коллективного невроза. Во время сеанса психоаналитик не просто сидит молча, он вставляет свои реплики, замечания, новые наводящие вопросы. Таким способом он направляет человека, открывшего перед ним душу, в русло своей теории. Это не так трудно, если воля человека не тверда и он запутался в самом себе, как обычно бывает при состоянии невроза. Психоаналитик опирается на те дурные качества, которые действительно присутствуют в человеке, даже бывают наиболее активными и агрессивными в его самосознании. С помощью опыта и ╚дьявольской╩ проницательности врач дает этим качествам пациента одностороннее и полное развитие. Диалог пациента с врачом становится искушением, соблазном. Врач, как будто желая исцелить больного, предлагает ему освободиться от страха и отвращения перед самыми гнусными пороками. Более того признать их проявлениями движущей силы души, необходимой мотивации всей жизни! Соблазнение было даже одним из элементов ╚метода╩. Фрейд основывался на той мысли, что пациент женского пола испытывает некую ╚влюбленность╩ в своего психоаналитика и, в свою очередь, бессознательно пытается соблазнить его[15]. Нужно воспользоваться этим феноменом для установления доверия. Один из его учеников пошел дальше и счел половую связь с пациенткой методом лечения; но Фрейд публично этого не одобрил. Когда больной делает первые шаги навстречу, ради освобождения от болезни отбрасывает стыд и открывает свои тайные пороки (делом, словом, помышлением), психоаналитик начинает сочинять концепцию диагноза, которая а) должна быть уникальной, связанной с симптомами именно этого больного, и б) должна основываться на ╚догматах╩ фрейдизма, то есть обязательно предполагать половое влечение как основную причину вообще всего, что происходит в человеке. Дальнейшее развитие логики психоаналитического сеанса (или ряда сеансов) льстит, прежде всего, низменной стороне души больного, неуравновешенного человека. Все фантазии, мысли, догадки, связанные с половой сферой его жизни, получают актуализацию. Все остальные остаются втуне. Представим себе большую квартиру, в которой погасили свет во всех комнатах, кроме одной. И вся жизнь обитателей квартиры переносится в эту комнату. Все предметы, какие только можно видеть, освещаются только светом из этой комнаты. Так и фрейдизм решительно все трактует если не как саму энергию полового влечения, то как ее символы. Не имея собственного мировоззрения, невротик верит в эти объяснения своего душевного мира. Поначалу они кажутся и ему фантастическими, но других у него либо вообще нет, либо они слишком путаные. Напротив того, фрейдизм все делает ясным и простым, раскладывает на однородные элементы. В этом состоит соблазнительность его философии. Потакая низменным человеческим страстям и извращениям, психоанализ Фрейда не просто привлекает человека на свою сторону а переделывает его, из разрозненных частей собирает целую личность и, таким образом, по-своему ╚исцеляет╩. Это личность прощающая себе все низменное. Она может интегрироваться в общество и жить по его законам, больше не вызывая в себе внутренних конфликтов, то есть не требуя от себя нравственного соответствия тем правилам, которые исполняются внешне, для приличия. Фрейд учит: ╚желания мести и смерти самым близким и любимым в жизни родителям, братьям и сестрам, супругу или супруге, собственным детям не являются ничем необычным╩[16]. Таким образом, она сознательно идет на лицемерие и ложь. Она становится способна соблазнять других, а себя не чувствовать соблазняемой. Таков идеал самого Фрейда человек, уверенный в себе и знающий, что и когда себе позволить. Невротические симптомы у такого человека почти не имеют места. Но и все остальное, что не входит в рамки теории Фрейда, для него больше не существует. По-настоящему он может общаться только с подобным себе, так же ╚исцеленным╩ у психоаналитика человеком. Из вышесказанного понятно, что фрейдизм имеет сходство с такими сектами, какие бывают в религиях и философских течениях. Действительно, у него есть свои нерушимые ╚догматы╩, без которых распадается вся пресловутая экспериментальная база и научная обоснованность.

Философские ╚догматы╩ фрейдизма.

Самые главные постулаты, лежащие в основе теории Фрейда, не получены из психиатрической практики, а взяты из философии, наиболее схожей с механистическим материализмом французского ╚Просвещения╩. Этих постулатов три: (1) абсолютный материализм, (2) отрицание свободы воли и (3) дарвиновский эволюционизм. Они тесно зависят друг от друга. 1. Абсолютный материализм. Не существует никакой реальности, кроме материальной. Это убеждение представлено в работах Фрейда как само собой разумеющееся и не требующее никаких обоснований. Только материалистическое мышление может быть научным. Это не значит, что психоанализ требует внешнего отречения от религии и от ╚идеализма╩, как марксизм. Он лишь осторожно внушает, что Бог и душа должны остаться ╚за скобками╩ при анализе психической жизни человека; однако сам бесцеремонно рассматривает самые тонкие движения души, самые возвышенные произведения искусства и религиозного сознания со своих позиций. Таким образом, психоанализ переводит все феномены, которые встречает, на язык исключительно материального мира. Духовное ╚иллюзия╩, то есть сознание представляет какие-то вещи неправильно, заменяя их другими вещами, которые при этом играют роль символов. Как мы видим, эта схема одномерна. Поэтому абсолютный материализм Фрейда нельзя даже назвать претендующим на диалектичность. Он понимает материю как всеобъемлющее вещество, все части которого детерминированы. 2. Отрицание свободы воли. В прямой связи с этим детерминизмом находится отношение Фрейда к такому понятию, как свобода человеческой воли. ╚У вас есть иллюзия психической свободы, и вы не хотите от нее отказаться. Мне очень жаль, но в этом я самым серьезным образом расхожусь с вами во мнениях╩[17]. Если одним из главных утверждений христианства является то, что человек свободен в выборе между добром и злом, а потому сам отвечает за свой выбор, то психоанализ решительно отрицает это. На каком основании? строго говоря, без всяких оснований. Это такая же аксиома, как и абсолютный материализм. Фрейд считает, что если допустить концепцию свободы, то психология лишается точности в своих научных исследованиях. Она не может объяснить сознание человека и причины нарушений в сознании. А если свободы нет, тогда сознание поддается расшифровке, как записанный согласно строгим правилам код. В этой мысли Фрейда есть определенная доля истины. Так, он утверждает, что всякую мысль, возникающую в сознании, недопустимо (ненаучно) рассматривать как случайную. А если так, то и последовательность мыслей обусловлена. Но допущение свободы никак не препятствует этому разумному подходу. Ведь речь идет не о полной спонтанности, а о свободе в определенных границах, при наличии выбора. Почему же Фрейд не может признать эту свободу, если каждый человек ее ощущает? Дело в том, что тогда рухнет его теория непреодолимых влечений. Чтобы оправдать ее, он вводит полный детерминизм воли. Если иногда кажется, что все-таки он признает некую ╚творческую╩ работу сознания, то это иллюзия. Всю работу сознания, не связанную с биологическими потребностями человека, выполняет ╚сверх-Я╩, то есть культура и воспитание человека, его социальная среда. Что же делаю ╚Я╩? наблюдаю борьбу между ╚сверх-Я╩ и ╚Оно╩, моей истинной биологической сущностью. Философ-пантеист Спиноза довел до предела древнее учение о свободе, как ╚осознанной необходимости╩. По его мнению, когда человек осознает, что он детерминирован извне, тогда он станет свободным, потому что все вынужденные движения души примет, как свои собственные. Тогда не будет ни внутренних конфликтов, ни иллюзий. То же утверждает Фрейд. В этом только смысле он признает (и обещает) свободу: как ╚просвещение╩ ума человека ╚научными╩ истинами его теории. 3. Дарвиновский эволюционизм. К тому времени, когда Фрейд начал свою деятельность, материалистическое мировоззрение уже прочно приняло теорию эволюции в качестве своего единственного объяснения фактов разнообразия биологической природы. Поэтому нет ничего необычного в том, что психоанализ имеет в своей основе дарвинизм. Учение о происхождении всех видов живых существ, и в том числе человека, от простейших ╚сгустков╩ живого вещества было единственно-приемлемым для философии биологического детерминизма. К нему прибавилось и учение Геккеля (основателя социал-дарвинизма) о том, что каждая особь в своем индивидуальном развитии проходит стадии, подобные тем, которые прошел в истории целый вид. Фрейд перенес эту концепцию на психологическую жизнь: каждый человек с детства проходит этапы развития человечества от ╚первобытной орды╩ до развитой культуры, в которой он воспитан. ╚В 1912 году я согласился с предположением Ч. Дарвина, что первобытной формой человеческого общества была орда, над которой неограниченно властвовал сильный самец. Я сделал попытку показать, что судьба этой орды оставила неизгладимые следы в истории человечества╩[18]. То правда, что люди культурными не рождаются, но на самом деле в этой теории содержится уловка. Она позволила Фрейду ╚восстановить╩ психологическую историю человечества на основании его реконструкции детской психологии; а последнюю он выстраивал исходя из работы со своими взрослыми пациентами, лишь в иллюстративных целях прибегая к собственно детским психическим феноменам.

Учение о ╚либидо╩ и превращение половой сферы в абсолютную доминанту психической жизни.

Libido латинский термин, означающий страстное желание чего-либо. ╚Либидо, совершенно аналогично голоду, называется сила, в которой выражается влечение╩[19]. Зачем Фрейд употребляет слово из латыни вместо немецкого Lust, Neigung или Trieb, это особый вопрос. Видимо, с помощью латыни он хочет придать научного веса своей теории: как органы тела, лекарства и болезни традиционно имеют латинские названия, так и ключевое понятие психоанализа должно быть озвучено на древнем языке медицины. Что такое либидо в понимании Фрейда? Это, прежде всего, половое влечение. Но таковым оно является только в развитии. С самого начала речь идет просто о стремлении к физическому наслаждению, об ╚эротизме╩. В древнегреческой мифологии Эрот бог чувственной любви, а ╚эрос╩, в самом грубом смысле, любовь к вещи, доставляющей приятные ощущения. От всех прочих видов любви эрос отличается тем, что в нем не участвует разум. Со временем, однако, это слово закрепилось преимущественно за той любовью, которая связана с чадородием. Фрейд использует эту историю термина для довольно ловкого софизма. Сначала он говорит как об ╚эротических╩ о влечениях к приятному. Например, младенцу нравится сосать и потому он получает удовольствие от соски, хотя она не насыщает. На дальнейших стадиях роста человека то же повторяется с другими органами, способными доставлять удовольствие; наконец, дело доходит и до детородных органов. Но почему в итоге все сводится Фрейдом именно к ╚сексуальности╩, т.е. к половым проблемам? Он сам пытается оправдать это в 21-й лекции ╚Введения в психоанализ╩[20], однако его аргументация откровенно слаба и не выдерживает логически последовательной критики. Уже то, что кроме основного довода он приводит еще ╚два других соображения╩, говорит о неполноте первого. Этот основной довод сводится в общем к тому, что трудно отделить связанное с половой функцией от не связанного с ней там, где не преследуется прямо цель деторождения. Здесь очевидная уловка, софизм: ведь эта трудность не основание для обобщения. Но дальше Фрейд делает очень существенную оговорку: в анализе детской психологии он использует данные, полученные при работе с взрослыми, да к тому же склонными к извращениям. Вот почему детская психика, в ходе реконструкции, окрашивается у него в тот же цвет. Главной целью при этом, как мы видим, является всеохватная теория влечения. Продолжение рода единственное ╚вечное╩, что есть у человека и любого другого существа. Данную идею Фрейд заимствовал у биолога-неодарвиниста Вейсмана, который говорил о зародышевой плазме как некоем ╚бессмертном╩ веществе, продолжающем жить в смертных телах отдельных особей[21]. Сам человек есть ╚с биологической точки зрения лишь эпизод в ряду поколений, кратковременный придаток зародышевой плазмы, наделенный виртуальной бессмертностью, подобно временному владельцу майоратного имущества, которое его переживает╩[22]. Природа подчинила все одному принципу передачи этого вещества, обеспечивающего непрерывность жизни. Здесь основа главной теории Фрейда теории ╚бессознательного╩. Многие психологи до него говорили о бессознательных явлениях в психике, но никто не утверждал, что они выражают самое главное в природе человека. Сам основатель психоанализа сравнивал свой ╚переворот╩ с открытием Коперника и учением Дарвина. Первый убрал человека из центра космоса, второй сделал его животным, и наконец Фрейд лишает это животное царственного венца под названием ╚Я╩, личность, превращая его в арену борьбы между ╚Оно╩ и ╚сверх-Я╩. Борьба пола и культуры есть idee-fixe психоанализа, его ╚золотой ключик╩, с помощью которого он объясняет решительно все. Идея довольно проста: человек хочет неуемного исполнения своих плотских желаний, а общество (в лице родителей, государства, религии) не может этого допустить и ╚подавляет╩ их. Полное равновесие между ними невозможно[23]. ╚Общество не знает более страшной угрозы для своей культуры, чем высвобождение сексуальных влечений╩, признавал Фрейд[24]. Однако либидо материально, и даже имеет свое ╚количество╩. Оно никуда не девается; его можно только преобразовать во что-то: в художественное творчество, музыку, философию, религию... Глубинный смысл всего этого, между тем, останется исключительно в области пола. ╚Отвергнутые либидозные стремления оказываются в состоянии добиться цели окольными путями, хотя и уступая протесту в виде определенных искажений и смягчений╩[25]. Если преобразование удается плохо, или слишком большое ╚количество╩ неудовлетворенного влечения скопилось в резервуарах ╚подсознания╩, оно выплескивается оттуда в невротических симптомах, а то и прямо в безумии. Так Фрейд сводит всю душевную деятельность к одной, репродуктивной функции организма. Но его интересует не рождение детей, как таковое, а принцип удовольствия. Он верит и хочет, чтобы все поверили в то, что для человека нет более высокого принципа. Если бы телесное удовольствие от половой связи не было наиболее интенсивным, можно ручаться за то, что Фрейд бросил бы философское учение о ╚вечном╩ семени, чтобы целиком направить свое внимание на ту сферу, где удовольствие сильнее. Однако его теория пережила изменение другого характера, еще более трагического.

II. Переломный момент в жизни Фрейда. Изменение теории.

Первая мировая война показала Европе невиданные примеры жестокости и унесла жизни миллионов людей. Изменился сам строй культуры: литература, живопись, музыка все говорило теперь о страданиях, насилии, голоде и смерти. На Фрейда, впечатлительного и ревниво следящего за всеми культурными новшествами, это не могло не оказать глубокого впечатления. В 1920 - 1923 годах горе посетило его самого. Фрейд пережил смерть второй дочери и внука. Покончил с жизнью один из его лучших учеников (Виктор Таск); умер А. фон Фрейнд, который долгое время спонсировал психоанализ. К этому времени Фрейд уже знал, что на его лице развивается раковая опухоль, которая рано или поздно убьет его самого. Под влиянием всех этих событий он делает значительную переоценку своей теории. Главное дать смерти ╚подобающее место╩ в мире психоанализа. Фрейд признавался в письме к Лу Саломэ 1919 г., что тема смерти стала ╚пищей╩ для его размышлений[26]. В чем заключалась эта переоценка? Психоанализ в общих чертах остался таким же, каким был. Но он дошел до своего логического предела, из поклонения плоти сделавшись поклонением смерти. Главным принципом всей жизни оказывается уже не инстинкт, как таковой, а стоящий за ним принцип нирваны. Эта концепция Фрейда менее широко известна, чем концепция либидо, но не менее важна для целостного понимания его теории.

Концепция ╚влечения к смерти╩: ее всеобъемлющее значение для системы Фрейда.

╚Всякая инстинктивная жизнь стремится подвести живое существо к смерти╩. ╚Стражи жизни, которыми являются инстинкты, попросту спутники смерти╩[27]. В таких выражениях Фрейд очерчивает истинные границы своей антропологии. Но почему смерть оказывается центром притяжения? Это очень логично с точки зрения всей системы. Ведь главный фактор, определяющий мотивацию человека влечение. А целью влечения, по Фрейду, является только удовлетворение. Итак, что остается после удовлетворения? Только покой. Это значит, что любое живое существо стремится не к деятельности, а к покою, и покой есть цель всякой деятельности. Правда, это субъективное стремление: объективно же речь идет о передаче ╚вечной╩ зародышевой плазмы, о саморазвитии живой материи, о механизме вселенной, имеющем свой особенный ритм. Но ведь живут и умирают как раз-таки субъективные существа, особи. Что это, если не господство смерти? Фрейд идет еще дальше и пытается снова найти отражение объективного в субъективном. Если раньше он говорил о матери как первом и, в силу этого, самом важном предмете влечений человека (и даже договаривался до того, что мать всегда ╚соблазняет╩ своего младенца нежной заботой о его теле), то теперь образ матери переплетается у него с образом персонифицированной Смерти[28]. Все самое святое, что есть у людей, опутано для Фрейда этими двумя сквернами наслаждением и разложением плоти. Около этого времени ткани его лица, пораженные раком, начинают подавать признаки гниения. В 1926 г. ему исполняется 70 лет; операция следует за операцией, и он спешит закончить дело своей жизни. Объектом нападения Фрейд избирает религию. Он пишет ╚Будущее одной иллюзии╩ (1927 г.), а в 1930-х годах работает над сочинением ╚Моисей и монотеизм╩, в котором пытается дать психоаналитическое прочтение библейской книге Исход. Эта работа стала последней в жизни Фрейда, который умер в 1939 г.

Фрейдизм как псевдорелигия. Аналогичный характер юнгианства.

Исследуя Фрейда, легко можно заметить слишком авторитарный, для эмпирической науки, характер его теории. Он требует безусловной и безотчетной веры в какие-то догматы, не имеющие научного значения. В области учения о смерти это даже приобретает какой-то мистический характер. О психоаналитиках нередко говорят как о полурелигиозной секте, которая занимается своего рода проповедью. Насколько справедливы такие обвинения? Прежде всего, в психоанализе, несомненно, присутствует некий эзотеризм[29]. Фрейд (и его ученики) неоднократно подчеркивали, что по-настоящему понять психоанализ можно, только непосредственно участвуя в его практике. А для этого, как мы видели, нужно сначала приня

Назад Далее
+ 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  20  30  40  50  60  70  80  90  100  200  300  400  500  600  700  800  900  1000 
- 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  20  30  40  50  60  70  80  90  100  200  300  400  500  600  700  800 
Модератору...

Rambler's Top100