TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Дискуссионный клуб журнала "Русский переплет"

Дискуссионный клуб журнала "Русский переплет"


Просьба вести дискуссию корректно:
- неконструктивные высказывания будут убираться
- будут уничтожаться все анонимные высказывания

"Мудрый человек всегда долго размышляет прежде, чем что-нибудь подумать." ("Графоманы")

"Самое дорогое, что есть в сей юдоли печали - это учтивость и корректность." (Василий Пригодич)

"Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю..."
А.С.Пушкин

Дискуссионный Клуб посетило человек.


Первая десятка Русского переплета

256098 "" 2005-04-05 13:11:04
[80.67.244.43] Интересующийся
- Владимиру на 42150.

Вы там у себя в Канаде (поправьте, если ошибаюсь) под собой какой страны не чуете? :)

А вообще по поводу Вашей непохожести на Осипа Эмильича: на поклонение рябому Оське похож скорее всего папский культ личности в католицизме, когда лики пантифика чеканятся где только возможно - от трусов до денежных знаков (до этого, насаждаемого в чисто меркантильных коммерческих целях католическим "рабам божьим", невежества России уже, слава Богу, далеко).

Так что обратите лучше свой "талант", к примеру, к такой насущнойй проблеме, как сотворение в лице Папы Римского кумира для духовно нищей католической паствы по всему миру, и превращение этой (да и не только) церкви в коммерческо-политическую организацию, основной целью существования которой в последнее время стало не духовное, а материальное благополучие "рабов божьих", в основном облаченных в кардинальские мантии.

А мразей различных правильно Президент России, как гарант мира и спокойствия в стране, давит. Он по статусу ОБЯЗАН это делать. Разворовывать, грабить страну "чересчур, как они про себя думают, одаренным" не дает. Я его в этом полностью поддерживаю. Хоть лично таким как Вы это и не нравится. На войне как на войне. Не так ли?


256097 "" 2005-04-05 12:27:01
[10.1.6.39] Владимир
- Я вот тут придумал недавно. Мне, конечно, далеко до Осипа Эмильича, так что не судите строго.

Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на шепот в полсвиста, Там припомнят гаранта-чекиста.

Он стоит выше всех, он один смотрит вдаль, От зари до зари строит он вертикаль. Приглядись: он - помазанник Божий На рябого Иоську похожий.

А вокруг него свора ручных "медведей", Он играет услугами полулюдей. Он и слова еще не пролает, А вcя свора уже подпевает.

Как доносы, строчит за приказом приказ, Он замочит Кавказ, заодно и всех нас. Вся Россия у ног Господина. Он один настоящий Мужчина.


256096 ""Светлая книга, или Книжный свет" (КОШАЧИЙ ЯЩИК)" 2005-04-05 01:29:48
[10.10.10.193]
-


256095 ""Крепость Беларусь. Представление интеллектуального клуба " - обозрение Юрия Крупнова" 2005-04-04 10:19:30
[81.195.24.211]
-


256094 ""Великая Победа в Великой Войне" - обозрение Юрия Крупнова" 2005-04-04 10:18:57
[81.195.24.211]
-


256093 "Владимир Липунов - Как нам избавиться от Достоевского?" 2005-04-04 07:14:54
[83.237.129.108] Иван Трифонов http://www.ivan-trifonov.narod.ru
- Да! В стататье есть пища для размышления. Но почему никто не вспомнил работы Кожинова о Достоевском?

Кстати и Котюков в настоящее время является "приемником Кожинова" на месте руководителя Литературного объеденения "Красная Пресня"...

А Михаил Грозовский состоит в авторах этого лито...


256092 "Владимир Липунов - Как нам избавиться от Достоевского?" 2005-04-03 15:53:22
[81.200.3.5] Марина Ершова
- Уважаемый Владимир Михайлович! Мне очень понравилась Ваша статья. Полифоничная музыка Достоевского, конечно, звучит мощно. Но каков должен быть воспринимающий прибор? Как формируется человек, способный воспринять симфонию? Можно ли воспитанием сделать душу чувствительной? Скорее душа развивается в страданиях. А так как страданий на долю молодого поколения выпало достаточно, остается только ждать, когда оно выйдет из "шизоидной фазы самозащиты". А кому тогда они поверят? Скорее Достоевскому, который не врет, который любит, мучается и страдает.


256091 "Владимир Липунов - Как нам избавиться от Достоевского?" 2005-04-03 15:09:51
[81.200.3.5] Марина Ершова
- Марина Ершова Уважаемый Валерий Куклин! Согласна с Вами, что Лев Котюков замечательный поэт. В подтверждение этого, ниже приведу маленький отзыв на его новую книгу. Но хочу Вам посоветовать прочитать еще Михаила Грозовского.

Размышления над книгой стихотворений ╚Крест и пламя╩ Льва Котюкова, издательство ╚Голос Пресс╩, 2004г.

╚Бунтарь необходим для развития цивилизации╩

Ролло Мэй, ╚Сила и невинность╩

Деяния бунтаря влекут за собой развитие цивилизации. Функция бунтаря состоит в том, чтобы сотрясти застывшие нравы. Титан Прометей, восстав против воли богов, похищает у них огонь, знаменуя тем самым рождение человеческой культуры. А Хирон, ради Прометея, отказывается от своего бессмертия, несет свой крест. Именно так, даря огонь и одновременно принимая свой крест, свою смертность и можно построить цивилизацию. Как не раз повторяет Хайдеггер, именно смерть очеловечивает нас. В этом ключе я воспринимаю книгу стихотворений Льва Котюкова ╚Крест и пламя╩. В этой книге много огненного жара и настоящей любви, которая возможна, только если ощущается дыхание смерти:

И неизбежность как случайность,

И повторимость как Судьба.

И тьма, и мерклая бескрайность,

И сполох огненного льда.

А там, где сгинул огнь кометный,

Там поглотила птицу мгла.

Но воздух над дрожащей веткой

Еще хранит тепло крыла.

Поэзия Льва Котюкова обладает, на мой взгляд, уникальным свойством одновременной актуальности всего хронального пространства. Разумеется, иногда его запредельно эмоциональную, реалистичную и метафизичную поэзию трудно вставить в жанровые рамки. Да и не нужно. Она самодостаточна, она одаряет и существует в предельной энергии любви и веры. Рискну предположить, что именно единство противостояний и дает эту энергию. Эта поэзия крепко стоит на отличном литературном вкусе и настоящем научном знании литературных законов. Она пронизана энергетикой переломного, раскольного и одновременно жаждущего взаимодействия времени. В книгу избранных стихотворений вошло все лучшее из написанного поэтом на рубеже третьего тысячелетия. Приведу несколько отрывков:

Вдовец

Метель, - дошло сквозь забытье, -

В метель один помру...

Обледеневшее белье

Гремело на ветру.

И явственно сквозь забытье

Увиделось в былом:

Жена несет в тазу белье

С мороза в теплый дом.

Дрожа, сошел в гремящий двор

И стал белье срывать.

Срывал, швыряя под забор,

И дрожь не мог унять.

И стон летел в метельной мгле

За тридевять земель,

И стало тихо на земле,

И кончилась метель.

Но трудно выжить Любви в наше время. Мало светлых лиц. Много темных масок. Очень много жестокости. Восток и Запад сошлись на поле брани. А Россия между ними. Тяжело Жизни выживать:

* * *

В сухой траве кузнечик изнемог,

А мне Господь еще дарует силы.

И в жизнь бросаюсь, будто в

свежий стог,

В котором вечно кто-то

прячет вилы.

Глядит в затылок с тайной

грустью лес,

Забытый лес с травою по колено,

А в поле стог до края,

до небес, -

И запах крови в теплой бездне сена.

Мне не хочется ломать голову о предназначении поэзии. Просто, когда читаешь когото, то веришь в эту нереальную реальность, отражающую внешнюю жизнь, преломленную личным ╚Я╩ поэта. А комуто не веришь. Поэзия Котюкова свободна от приукрашивания и интерпретаций действительности, как я уже отмечала, в ней добро и зло слились в едином пространстве, чтобы явить полную картину мира. Его поэзия искренна. В ней много прямо предъявленных чувств, много прямого большого стиля:

Смерть в охапку брала мое тело

И швыряла чертям на рога.

И не зря голова поседела,

И болит и в дожди, и в снега.

Шел на нож и с обрыва бросался,

Между рельсов валялся без чувств.

Ничего я тогда не боялся,

А сегодня?.. Сегодня боюсь!..

Жизнь вжимает в песок мое тело,

И гремят надо мной поезда... ............................................... Но тогда голова не болела,

И душа не болела тогда.

Открытость души, насыщенность образов и буря эмоций поэзии Котюкова это мощное оружие, которое пробивает лед времени любой толщины. Только такой запредельный уровень энергетики может дойти до живой волны читательских ощущений, которые зомбированны телевизионной попсой и желтой прессой. Приведу стихотворение, которое считаю ключевым в новой книге:

Ночь крещенская

Спит в железной земле золотая трава

От метелей ночных ходуном голова.

Тьма над небом стоит,

как глухая стена.

Спит во льду потемневшем живая волна.

Не продолбишь ножом полынью на реке

И вернешься на берег, нож скрывая в руке.

И в крещенскую ночь захолустьем

ночным

Побредешь наугад переулком пустым.

Брести наугад испокон века любимое российское занятие. Но баста больше нельзя. Нужно ╚включить╩ разумную душу, выбросить нож, прервать зло ╚железной земли╩. Возможно, тогда ╚вспыхнет ночь серебром╩, и, наконец, взойдет ╚незримое небо╩:

И за угол свернешь нет стены

за углом.

Нож забросишь в сугроб. Вспыхнет

ночь серебром.

И крещенскую душу на тысячу лет

У безумья отымет серебряный свет.

Лед ломая, волна твою жизнь

обоймет,

И незримое небо над миром взойдет.

У когото из фантастов я читала следующее: ╚Наш мир не трехмерный, а четырехмерный. Кроме трех измерений пространства есть еще четвертое время╩. Лев Котюков сказал проще и сильнее: ╚Все уже есть╩. В этой фразе для меня много правды и оптимизма. Раз все уже есть, значит, жизнь была и будет всегда. И в ней есть место всему: радостям и потерям, любви и ненависти, силе и слабости, одиночеству и доверию:

Не кори эту жизнь, не костырь,

Жизнь не сделалась хуже.

И не лезь, будто пьявка, в пузырь

Замерзающей лужи.

Нам не ведом назначенный час, -

И, томясь пустотою,

Мир живой, исчезающий в нас,

Обращается тьмою.

И глядит в наши души звезда,

Силясь бездны разверзнуть.

Но не в силах никто никогда

В этом мире исчезнуть.

Альфред Адлер говорил, что художник учит человечество видеть. Я, перефразируя его, скажу, что Поэзия учит человечество ощущать, чувствовать и мыслить.


256090 "Наталья Миронова - Лев Николаевич Толстой" 2005-04-03 13:00:49
[193.111.3.80] Pupsik не скажу
- страничка просто ничтяк, но ничего нет про пейзаж как психологический анализ Войны и мира. А вообще интересно


256089 "Владимир Хлумов - Об истинных задачах социал-реализма" 2005-04-03 12:43:52
[213.171.59.83] "Дурак"
- Что тут сказать? Пустоту пишет только пустота!

Смешал ты все и получился литературный "макдональдс", который и не знаешь пор какому ведомству судить и на что можно употребить: слога нет - сиречь не по чину изящной словесности; науки тож - и в академию не пошлешь; и невесело - значит и не шутка!

Помолчал бы ты, брат звездочет во время поста, многоглаголание, как говаривали прадеды наши, не к добру!

Будь счастлив и прости "дурака", коли обидел, ибо ты, как вижу, обидчив весьма.


256088 "" 2005-04-03 12:42:12
[62.183.5.90] Геныч
- Читая Достоевского("Господинъ Прохарчинъ") попалась мне такая вот фраза:

"Случалось нерѣдко, что какой-нибудь невинно-зазѣвавшЁйся господинъ, вдругъ встрѣчая его бѣглый, мутный и чего-то ищущiй взглядъ, приходилъ въ трепетъ, робѣлъ и немедленно ставилъ на нужной бумагѣ или жида, или какое-нибудь совершенно ненужное слово.

"Ставить на бумагѣ жида" -- что означает сие выражение?


256087 "" 2005-04-03 12:35:48
[213.171.59.83] "Дурак"
- Премного благодарен тебе, брат Никита, за поддержку! И впредь веди себя благородно, как и подобает человеку с твоей фамилией!

Где им нынешним профэсссорам понять, что "мудрость сего мира есть безумие!" ?

Оттого и гонят меня за порог.


256086 "" 2005-04-02 22:10:09
[82.116.38.186] ИВАНОВ СЕРГЕЙ
- РАССУЖДЕНИЯ ДИЛЕТАНТА (МОЖЕТ КОМУ-НИБУДЬ ИНТЕРЕСНЫ) 1.РЕЛИГИЯ Я сам года 3 назад покрестился. Теперь не знаю зачем. В церковь все равно не хожу, посты и прочее не соблюдаю. Зачем крестился? Не знаю. Наверно какие-то ожидания лучшего. Впрочем, несбывшиеся. Религия - очень сложное понятие. Это клубок мудрого с глупым, кощунственным. Ее понимает каждый по-своему, но, в общем, она свою роль продолжает играть, несмотря на сильно возросшую грамотность людей, но в гораздо меньшей степени, чем хотелось бы ее представителям. Главная задача религии общий вектор человеческого сознания, объединяющий разные народы. Большинство из нас знают историю мировых религий и их неоспоримо важную роль в создании законов нравственности. Общеизвестна также и обратная сторона (я больше про христианство) религии, когда она тормозила процесс развития человечества весьма жестоким образом. Но не буду копаться в прошлом хоть это и важно. Мое мнение: ╚церковь╩ в России ищет свою ╚точку актуальности╩, место приложения. Это происходит и на западе, но их церкви проще, там религиозная культура не прерывалась, и религия присутствует повсюду. Но и там религия давно перестала играть роль мудрой матери, которая все могла объяснить. А именно о такой роли мечтают все священнослужители. Этому мешает наука антагонист ╚церкви╩. Только там где наука слаба, сильна церковь. И в основном это смерть. Наука ничего не может объяснить в смерти, а религия дает надежду. Это единственный ╚козырь╩ в арсенале религии, позволяющий привлекать еще новых сторонников, особенно в пожилом возрасте, когда смерть все реальней, когда начинают умирать знакомые, родственники и т.д. Почему я покрестившись не хожу в церковь? Да просто меня там многое раздражает! Почему священники одеты так, а не иначе, почему, они совершают обряд так, а не иначе и т.д., мне все это напоминает шаманство или что-то в этом духе. Потом, многие церкви превратились в предпринимательские точки по торговле крестиками, иконками, цепочками и прочим, а также услугами, типа крещение, отпевание, венчание и т.д., элементарно, как антикварная лавка. Никакой просветительской, разъяснительной работы там не проводится. Меня и мою семью, например, крестил весьма изрядно подвыпивший ╚божьей крови╩, наверно, священнослужитель. После крещения, ведь, религиозность в меня не загрузилась и знания того, что я должен делать для этого, тоже. Поэтому я туда больше и не хожу. Но и назвать себя неверующим я тоже не могу. Есть какое-то чувство более сложного мира, чем просто биологическая жизнь организма. Очень уж много удивительного и необъяснимого вокруг существует. Хотя это может всего лишь надежда. Человек слишком слаб, чтобы принять смерть как полный конец жизни. Это очень трудно и страшно. Но такая вера несколько отличается от традиционной ╚обряднической╩ религии, которая в состоянии впечатлить только старушек. Современным людям нужен иной подход, более интеллектуальный, менее коммерциализированный, с современными методиками общения, коммуникативности. Тогда у нее есть реальная перспектива.


256085 "" 2005-04-02 13:52:45
[62.33.22.157] Никита Сумароков
- А и впрямь - не удаляйте тексты "дурака" - мне, например, без него скушно, да и вообще он мне нравится, а, г. Липунов? Он же, видите как просит. Мне так жалко. Не такой уж он и плохой - просто немного шалопаистый...


256084 "" 2005-04-02 13:50:31
[213.171.59.83] "Дурак"
- Наступила весна, г.г. литераторы!

Нет в вас радости как и во всей демократической общественности и унылы вы как и прочие патриотические мужи.

Так позвольте мне, "дураку" повеселить вас.

Отговорила псательская братия

эзоповым липучим языком

и у меня теперь кондратия

или как говорит молодежь крутой облом


256083 "" 2005-04-02 13:45:14
[213.171.59.83] "Дурак"
- Гражданин Липунов, назначенный на пост главнонаблюдающего за нравственностью!

Смиренно бьет тебе челом "дурак", коего даже цари гнушались гнать за порог, ты же не погнушался, а потому теперь предлагаю всем именовать тебя не иначе как Ваше Звездолупное Величество.

Прости дурака, что в пост беру грех на душу, но искушаешь ты меня без нужды.


256082 ""СВОБОДУ В МАССЫ" - обозрение "Богатырская застава" Александра Богатырева" 2005-04-02 04:34:29
[212.164.1.69]
- http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/05/593/71.html и http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/05/593/72.html


256081 "Павел кузьменко - Явление Петербуога" 2005-04-01 21:18:19
[195.5.36.59] Вера Панкеева www.sevreal.info
- Просто бесценный для нас текст, т.к. мы ищем одного из героев рассказа - Андрея Житкова, поскольку редакция газеты "Недвижимость Севастополя" заинтересовалась его романм "Риелтор". Жаль, у Павла Кузьменко на его страничке нет е-мэйла, но может это посланиедо него дойдет и он поможет связаться с Андреем? С надеждой, Вера П. Панкеева, исп.директор газеты "Недвижимость Севастополя"


256080 "Нина Метельская - Современники - Интервью с Олегом Алешиным" 2005-04-01 19:25:29
[218.106.185.26] Федул
- Как писал земляк нашего ПОЭТА, "приснилось мне, что одеревенел..." :)))


256079 "Александр Богатырев - Беда" 2005-04-01 15:55:34
[193.125.204.203] Погода
- Уважаемый, Александр Владимирович, на правах земляка, позволю себе попросить Вас помочь в поиске Вашего фильма "О России с любовью" 1995 г. на компакт-диске CD или DVD. В одной из петербургских библиотек с весны 2005 года у нас проходят тематические вечера с одноименным названием. Возникла идея обсуждения материалов Вашего фильма.

P.S. Если Вам еще не наскучили подобные мероприятия, и будет интересно послушать или поучаствовать в обсуждении фильма 10 лет спустя, то милости просим. За рассказ - отдельное спасибо.

Погожев Олег. Pogozhev@yandex.ru


256078 "" 2005-04-01 14:17:26
[172.16.20.7] Гурам
- Всё меньше внимания к русскоязычным авторам из ближнего зарубежья. Как ни странно больше печатаете авторов из дальнего, а если кого из ближнего, то при условии, если подаётся этакое "народоненавистническое". Утомляет обилие женских писаний, журнал феминизируется и до такой степени, что "без внимания" остаются очевидные "накрутки". На премии не претендую и не сильно их алкаю получить. За позапрошлый год ещё не получена. Удивляет занятость редколлегии, раз не удосуживает она ответами и сообщить автору угодны/не угодны его посылки. Не угодны, тогда гуд бай!


256077 "Виктор Никитин - ФЕДЯ ФЕДЁВКИН" 2005-04-01 11:39:06
[212.45.9.150] Ия
- Виктор Николаевич!

Я один раз уже писала, что рассказ мне понравился, но сообщение пропало. Хочу еще раз повторить, что рассказ удивительно хороший, психологически точный и правдивый. Не оставляйте эту тему. В предыдущем Вашем романе женские образы были только обозначены своим присутствием, а в рассказе очень точно "прорисованы". Спасибо.


256076 ""Светлая книга, или Книжный свет" (КОШАЧИЙ ЯЩИК)" 2005-04-01 03:34:24
[10.10.10.198]
-


256075 ""СВОБОДУ В МАССЫ" - обозрение "Богатырская застава" Александра Богатырева" 2005-04-01 03:03:14
[10.10.10.198]
-


256074 ""СВОБОДУ В МАССЫ" - новое в обозрении Александра Богатырева" 2005-03-31 20:07:10
[212.192.243.30]
-


256073 "" 2005-03-31 18:34:47
[192.168.141.2] Валентин
- Плутует Кот. Вообще, всегда плохо получается когда стремятся доказать только по одному принципу: это не "он" (Шолохов, Ершов), при этом забывая аргументы в пользу "его". С Ершовым вообще смешно, почитайте его "Сибирского казака", "Сузге", замечательные стихи "Палы", "Любительницам военных" и пр. Покойных оставьте. Про других почему не говорите? Списал же Матусовский с Белявской ("Раз ступенька, два cтупенька". А Михалков до сих пор преспокойно печатает под своим именем "Лесную азбуку" Льдова. И ничего живет, ордена получает. А его бы дядя Степа за это в участок - за счет Льдова в универмаг не ходи...


256072 "Владимир Хлумов - Об истинных задачах социал-реализма" 2005-03-31 17:30:20
[212.192.243.30]
-


256071 ""Авторы-оборотни против Орануса? - статья Дмитрия Языкова о творчестве Виктора Пелевина" (КОШАЧИЙ ЯЩИК)" 2005-03-31 17:04:26
[10.10.10.195]
-


256070 "Сергей Бочаров - Урок анатомии доктора Владимира Путина" 2005-03-31 16:55:24
[10.9.9.1] АндреЙ
- Браво!


256069 "Семинар "Русская философия (традиция и современность)"" 2005-03-31 10:37:04
[212.192.243.30]
-


256068 "Владимир Липунов - Как нам избавиться от Достоевского?" 2005-03-31 03:19:41
[217.15.130.57] Игорь Крылов
- Уважаемый Валерий. Вы напрасно опасаетесь того, что ваши взгляды с моей стороны будут восприняты как ╚вредность╩. Все как раз наоборот. Обоснованные возражения помогают лучше разобраться в существе вопроса, ведь часто мы именно по собственной вине и не удостаиваемся таких возражений. Поэтому большое спасибо за ваши комментарии.

Мне кажется, что нет необходимости делать из литературы учебник жизни и на основании его пытаться строить мировоззрение читателей, как и совершенно излишне делать из философии науку. Философия это мировоззрение, а изучать мировоззрение это все равно что изучать историю по мифам. Если исключить из понятия философии эстетику, логику, теорию познания, онтологию как учение о бытии (как о свойствах первичных образов мышления, чьи законы есть категории, универсалии), то философией можно считать лишь обсуждение еще не познанного на уровне отдельных специалистов, перешагивающих за границы своих профессиональных интересов и углубляющихся в те области, которые малоисследованны. Мне кажется ,что дифференциация наук уже завершилась. Философы остались без предмета, так как изучать мировоззрение следует психологам, а спорить можно и в домашней или кулуарной обстановке. Возможно философам стоит отказать философии быть судом в последней инстанции.

Следует по тем же причинам и литераторам отказаться от пророческих обязанностей. Литературу просто надо научиться понимать, чтобы получать удовольствие от прочтения. Я бы просто организовал такие курсы, где не учат как жить, и что есть хорошо, а что есть Истина, делая из писателей таких святых, которые отличаются от нас смертных особой миссией), а учат воспринимать литературный текст и получать от этого удовольствие. (Уверен литература и искусство не более чем игра. Но для избранных. Но и для избранных более всего потому, что многим не интересно или не хватает знания и опыта, чтобы быть для писателя достойным слушателем, или видеть в нем интересного собеседника

Простой пример. Самое массовое искусство кино. Но понять серьезный фильм, где действие и идея существуют буквально в реальном времени не всем под силу. Мало кто просмотрев фильм сможет разложить по составляющим его замысел, оценить глубину авторской идеи. Более всего зрители получают эмоциональный заряд. Но в сознании остается чувство собственной неполноценности, обмана. Например если уж речь зашла о женах, то моя любезная половина всегда спрашивает после таких фильмов одно и тоже: ну и о чем фильм? Из чувства гуманизма я никогда не отказываю ей в ответе. Тогда и у нее наступает если не катарсис, то приходит чувство облегчения. Достоевского читать можно и было бы намного интереснее, если бы учили восприятию художественного текста. А учат ╚достоевщине╩, то есть копаются в мировоззрении писателя, смешивая свои с его взглядами и вообще занимаются чем угодно, кроме получения ╚закодированной╩ информации. А не проще ли было бы разложить произведение по элементам, отражающим развитие идеи, а потом собрать и получить удовольствие. А серьезный разговор о сущности мироздания (на чем зацикливаются робкие и неподготовленные) вести в другом месте и по другому поводу и в других словах, а не опошлять образы, использованные для собственных целей, делая из них ребусы, вызывающие интоксикацию сознания?

Поэтому Вы совершенно правы, что любите в поэзии поэзию, а не логику! В свое оправдание могу только обратить ваше внимание, что речь я вел не о сущности поэтической формы, а о причинах объясняющих существование потребности в искусстве. А то, как устроен механизм воздействия художественного текста, я не рассматривал вообще. Ведь и так всем понятно, что образ (сюжет) должен быть безупречен и если нужно, полифоничен, или монологичен.

Недавно прочел в который раз о том, что сегодня не пишут стихи единицы, а вот читать стихи некому. Мне думается что поэзия не смотря на кажущуюся простоту, легкость (немногословность) требует как раз и особого таланта и абсолютного умения автора быть близким к воплощению той ее изначальной сути, которую я попытался определить. Вот вы например нашли для себя таких поэтов (если есть их тексты в Интернете, о пришлите или дайте ссылку). Но кто сегодня сможет честно и абсолютно точно сказать, кого следует читать, а кого нет. Это не в смысле запрета, или низкого качества поэзии, а в смысле выражения своего восхищения за доставленное удовольствие от прочтения. Где сегодня такой критик-читатель, которому можно было бы верить?! Издатель журнала ╚Арион╩ в интервью по ╚Культуре╩ говорит следующее: мы дескать печатаем поэтов для того, чтобы однажды лет так через сорок сказали, что ну да, конечно этот великий поэт был нами замечен и даже его напечатали! Бред! А что сегодня этого понять нельзя. Почему же Державин, Жуковский и Карамзин сразу сочли молодого лицеиста гением русской словесности, а редакторы журнала, специально печатающего поэтов, справиться с этой задачей не могут? Не этим ли объясняется не желание читать сегодня стихи, при явном наличие такого желания.

Что касается предложения вступить в переписку с названными вами уважаемыми людьми и специалистами ,то наверно я не буду им настолько уж интересен в качестве собеседника, так как мои интересы, признаюсь честно, довольно поверхностны . Хотя за предложение большое и искреннее спасибо. Но с другой стороны мне всегда интересно узнать нечто новое, что выношено другим человеком и чем он хочет поделиться. Поэтому я лично очень рад тому, что на этом форуме в такой возможности мне не отказывают, ну и особая признательность вам за массу добрых слов и человеческое понимание.

Я уже многовато написал, поэтому об ╚обреченности общинной культуры╩, выскажусь немного позже, и хотелось бы привязать к этому ваш роман ╚Истинна власть╩, который уже дочитываю. Примите мое искреннее сочувствие по поводу вашей семейной трагедии.


256067 ""Каждому свое..." - обозрение Юрия Крупнова" 2005-03-31 01:00:04
[83.237.234.179]
-


256066 "" 2005-03-30 22:14:54
[212.45.28.163] Зёма
- To 42106.

Если Вам по-душе дети Розенталя и Вы считаете, может быть, что Ходорковский - порядочный человек, а нехорошее государство российское гнобит светлую личность, то это Ваше право. Только от этого казнокрад и заказчик своих бывших подельников порядочнее не станет, уж поверьте. Благо люди умнеют в последнее время.


256065 "Владимир Липунов - Как нам избавиться от Достоевского?" 2005-03-30 17:45:40
[10.10.10.206] Василий Пригодич (С.С.Гречишкин) http://www.prigodich.8m.com/
- В.Куклину

Дорогой Валерий примите мои глубочайшие соболезнования по поводу Вашей семейной трагедии. Ваше сообщение о Достоевском чрезвычайно интересно.


256064 "Владимир Липунов - Как нам избавиться от Достоевского?" 2005-03-30 16:33:14
[195.93.60.14] Kuklin
- Игорю Крылову. От Куклина. С большим интересом прочитал ваши суждения о поэзии и о Достоевском. Несомненно, что в качестве философа вы занимаетесь эстетикой и философией литературного творчества и, вполне возможно, работаете над диссертацией по этим вопросам. Но даже если я и ошибаюсь, все равно здорово. Однако, из вредности ли, от чего-либо еще, хочется, соглашаясь с вами, возразить в нескольких словах по обоим пунктам.

То, что вы нааписали о поэзии, - очень научно и звучит солидно. Но все-таки не совсем очеловечено, а этот факт уже ставит ваши рассуждения вне поэзии. Которую можно любить или не любить, ощущать или нет, но невозможно алгеброй разрушать гармонию. В литературоведении есть термин, который вы не использовали в своем письме, который был впоследствии вынесен в качестве статьи для обсуждения в ДК, - поэтическое открытие. По сути, этот термин, не имеющий сколь-нибудь приличного научного определения, и делает стихи Поэзией, а не набором собранных в рифмы строк и строф.

╚Изба-старуха челюстью крыльца жует пахучимй запах тишины╩ (С. Есенин) это позия. ╚Человек проходит, как хозяин необъятной Родины своей╩ (В. Лебедев-Кумач) тоже поэзия, хотя качества и очень невысокого. Как и ╚Мы рождены, чтоб сказку сделать былью╩, хотя последние два примера могут кому-то показаться и плохими примерами но это политика, отношения к проблеме стихотворчества не имеющая.

Как ни странно, но того, что нельзя назвать поэзией, на ум не приходит, а искать строки, чтобы цитировать их, я предпочитаю из памяти. Но для того, чтобы найти эти примеры, вполне достаточно полистать стихи плодовитой ТК, хотя даже у нее наряду с большим числом добросовестно сделанных рифм встречаются неожиданные для меня жемчужины поэтических открытий.

До уровня С. Есенина из моих современников людей послевоенного поколения я бы выделил двух практически гениальных поэтов: Льва Котюкова из г. Пушкина, что под Москвой, и А. Шмидта, живущего ныне под Ганновером, но вскоре переезжающего в Берлин. Если первый стал заслуженно уже обладателем более тридцати литературных премий и кавалером массы орденов, вплоть до церковных, как раз-таки за свои поэтические произведения (о прозе его я написал статью и надеюсь, скоро она выйдет на РП) и его нет смысла здесь цитировать, то Александр Шмидт, классик русской литературы в Казахстане, вошедший во все литературные хрестоматии и школьные учебники, в России известен скорее, как поэт-переводчик с немецкого. Потому я процитирую его из его собственного произвольно:

В парке Мужчины поднимают паруса газет И отплывают В мировой океан политики Между тем Младенцы в колясках Уютно причмокивают Их соски, - Как ключи в завтра

Поэтических открытий масса, а начни расчелнять их алгеброй и получается фигня. Например, моей жене не нравится образ соски, как ключа в завтра. И для того, чтобы оспорить ее, надо либо затратить массу слов и времени, либо уловить момент настроения ее, эмоционального настроя определенного рода процитировать эти строчки, чтобы вдруг и в ее сознании этот образ стал не схемой, а открытием именно поэтическим.

Сам я никогда не писал стихов, всего лишь с десяток раз пришлось накарябать рифмованных текстов к пьесам-сказкам. Но поэзию люблю, никогда стихи не заучиваю, хотя, если что-то мне нарвится, запоминаю на всю жизнь. Оттого и очень внимательно читаю все, что пишется о таинстве поэзии. Так что если вы действительно занимаетесь этой проблемой, как философ, не откажите в любезности понемногу печатать отрывки из вашей диссертации на эту тему на РП. В наше время испаскудившегося издательского дела только в интернете можно найти тексты на подобные темы.

Теперь о Достоевском. Мне кажется, при всем том, что ваши суждения мне близки по духу, вы изначально совершаете ошибку, утверждая, что на Западе Достоевский популярен более, чем в России. Я не так давно специально (пришлось по ряду причин) облазал все приличные библиотеки Берлина (плюс списался со знакомыми в Гамбурге, Штуттгарте, в Дрездене, во Франкфурте и в Кельне) с надеждой убедиться как раз в этом факте. Оказалось, что ╚Преступление и наказание╩, которое изучается здесь в гимназиях, является единственной книгой Достоевского, которую заказывают читатели Германии, при этом предпочитают адаптированные издания. Владельцы книжных магазинов говорят, что интерес к оному автору был в Германии в период объединения двух ее половин, но и то на Востоке. На Западе страны интерес к немиу снизился до минимума. Бертельсманн-клуб, крупнейший в Европе книготорговый концерн закупил во Франции в позапрошлом году около пятисот экземпляров все того же ╚Преступления и наказания╩ на русском языке и продал пока несколько штук в немецкоязычных странах.

Если же говорить о славяноведах здешних, то об уровне их профессуры можно судить по тому, что они почитают Татьяну Толстую диссиденткой, а А. Пушкина автором единственной, потому почитающейся ими гениальной сказкой ╚О царе Никите и его сорока дочерях╩. Профессора эти нынешние все бывшие так называемые кремлеведы и советологи, оказавшиесмя после конца СССР без работы и пристроенные хозяевами из спецслужб в университеты, чтобы доживали они до пенсии и не ныли о милостынях. И Достоевского они читали опять-таки для того, чтобы понять ╚тайны русской души╩.

Кстати, оценивать таким образом Федора Михайловича стали именно во времена Третьего Рейха, равно как и писать о неистовой любви немцев к Достоевскому стали в СССР тоже в это время как правило, авторы детективно-приключенческого чтива, задачей которого было подготовить сознание советсткого человека к грядущей борьбе с фашизмом. По принципу: если Достоевский не нравится Сталину, то он нравится Гитлеру и именно поэтому нас с Достоевским не по пути.

То есть при всей правильности ваших объяснений причин плохого отношения сталинского руководства к Достоевскому (хотя его в те годы издавали и читали в СССР), не стоит сбрасывать со счетов и общеевропейскую традицию объяснять злодейские событиия периода Гражданской войны теорией ╚русского зверя, живущего в душах героев Достоевского╩.

То, что Федора Михайловича стали меньше читать в Германии, я считаю во благо как раз-таки России, это говорит, что интеллигенция этой страны подобрела к постсовестким странам, понимает, что враги у нас общие и находятся вовне нас, а не внутри наших душ.

Прошу обратить внимание на то, что ряд лиц, участвующих в обсуждении статьи о Достоевском, по национальной привычке своей ерничать и марать все доброе и чистое грязью, поехидничали над тем, что для возрождения в России интереса к творчеству был избран именно ╚Идиот╩. Я хочу отметить, что на нынешний момент это пока что единственная мне известная великая экранизация великого писателя, созданная в этой стране после уничтожения СССР. В советское время экранизировали Достоевского много и часто, но ничего равного по уровню художественного осмысления этого автора, которое обнаружил режиссер В. Бортко, на мой взгляд, не было в мировом кино.

Что же касается ╚Преступления и наказания╩, которое будто бы любят во Франции читать и по сию пору, а также в Голландии, Великобритании, Швейцарии и даже в Испании, то здесь ответ, на мой взгляд, кроется в подсознании граждан этих стран. Кому только не хочется взять в руки топор и хряпнуть по черепушке старуху-процентщицу?! Ростовщиков ненавидели эти народы испокон веков. В России после перестроечной болтовнти о том, что деньги должны делать деньги, Раскольниковы стали ╚мочить╩ банкиров. Изменился антураж действа, но суть, выраженная в романе ╚Преступление и наказание╩, осталась той же.

Советую вам, если это возможно, встретиться и побеседовать с Ю. Корякиным автором сценария для одноименного спектакля в театре на Таганке. Лет тридцать назад на встрече в ╚Зеленой лампе╩ ╚Юности╩ он нам рассказал о сути спора его с тогдашним владельцем прав на оценку роли Достоевского в мировой литературе Ю. Давыдовым. Он очень хорошо объяснил нам тогда почему Раскольников лишь теоретик убийства старухи, сделать этого парктически он бы не смог. То есть ваши рассуждения о характере творчества Достоевского, как мастере развития не образа, а идеи, могут пополниться как раз-таки суждениями, которые уже были разработаны и могли быть вам неизвестными.

К тому же, мне кажется, вам было бы неплохо ознакомиться с трудами Н. Наседкина, автора книг ╚Самоубийство Достоевского╩ и ╚Достоевский. Энциклопедия╩. Если вас заинтересует этот контакт, то я с его разрешения, вышлю вам его интернет-адрес.

Последний момент, весьма важный. Ваше заявление о том, что общинная культура обречена, несет в себе признание необходимости исчезновения единственной в мировой истории цивилизации славянско-тюркской, горордской-кочевой, цивилизации мирного существования народов и обреченность Руси на вымирание.

При этом мысль эта появилась у вас после вашего присутствия на каком-то общественном мероприятии во главе с В. Раступитным, где люди говорили о том, как спасти Россию - и одновременно при этом призывали русскую интеллигенцию принять соглашательскую позицию: мол, делать нечего, все окончательно разворовано, надо жить, смириться с тем, что прохвосты и уголовники встали во главе страны и прочую соответствующую мерзость. Никто из присутствующих, судя по всему, не воспротивился этим суждениям, все дружно проголосовали ╚за╩ - и развязали руки банде верных соколов Ельцына: тут же Путин предложил сократитиь сроки опротестования результатов приватизации с десяти до трех лет. При этом нагло заявил, что делает это в интересах тех людей, что приватизировали квартиры. Хотя всем ясно, что эта бумага нужна тем, кто хапнул заводы и скважины, месторождения и транспорт.

Мне кажется, что и вы сам, и много порядочных людей, оказавшихзся на той московской говорильне, и В. Распутин теперь поняли, как ловко вас ╚подставили╩ правители земли Русской. Ибо вы интеллигенты, а они разбойники с большой дороги. Вас вынудили играть по их правилам и вы согласились. А теперь повязаны с ними одной цепью. Такое не снилось ни Достоевскому, ни одному из великих поэтов. И, что особенно трагично, рядом постулатов, выдвинутых Достоевским, очень легко морочить головы именно интеллигенции, заставлять ее работать на себя, руками порядочных людей сотворять мерзости. Пример история с пиаром ╚Бесов╩ во время перестройки.

Дополнение частного порядка. Прошу прощения за то, что так и не написал вам письма по домашнему адресу, а выступил на ДК. У меня была трагедия в семье, которая нарушила режим обычной работы. В результате набралось более тридцати писем, на которые я должен в срочном порядке ответить. После того, как я разгружусь с этим объемом, я вам обязательно напишу.

Будьте здоровы и творческих вам успехов. Валерий

А статья Липунова мне понравилась. Хотя по существу нее так никто пока не сказл ни слова. Почему?


256063 "Владимир Липунов - Как нам избавиться от Достоевского?" 2005-03-30 15:23:03
[212.45.9.150] Ия
- Примерно году этак 1976 в экономическом журнале была опубликована статья "Социальное положение женщин в соцстранах". СССР "помянули" один раз, как страну с высокой занятостью женщин в производстве. В разговоре с одним партийным функционером я услышала такую фразу:"Ну вот еще, за ваше удовольствие государство должно еще и платить?". Оказывается, люди стали меньше получать удовольствия...Я так понимаю? В Румынии до сих пор дают молодым семьям квартиры.

А Ф.М.Достоевский не виноват, что у нас до сих пор разруха. Он вертуоз в полифоническом романе. Это так уж к слову о Ф.М.Д.


256062 "Владимир Липунов - Как нам избавиться от Достоевского?" 2005-03-30 14:32:22
[62.33.22.203] Никита Сумароков
- РТФ у - по поводу быдла... Не городите новых мифов - сыты уж. Вымирать россияне не собираются, во всяком случае рождаемость потихоньку, но растет, даже при полном фактическом противодействии этому государства, видимо, за счет нашей "быдловости" и растет... В той же Финляндии, к примеру, при рождении ребенка - для него бесплатно выдается полный комплект одежды до 3 лет!!!! Не вымерли русские люди, а выжили - так что пусть азиаты и не мечтают об освобождении территорий.


256061 "Наталья Беляева - Уроки постижения лирики" 2005-03-29 23:19:56
[212.58.199.180] слава
- Где взять сочинение про ландыши по фотографии В.Гиппенрейтера? спасите от двойки.


256060 "Владимир Липунов - Как нам избавиться от Достоевского?" 2005-03-29 20:50:43
[212.192.36.14]
- Нельзя привлекать логику к описанию Достоевского. Он священный сумасшедший. Это абсолютно серьезно. Просто прочитать Идиота, за раз, это признак дущевной болезни.

Мне мама так учила, отец поступал, так есть хорошо, и он выразил это словами!

Весь опыт людей безгласных, живущих так, чтобы их дети стали людьми, наперекор общим животным устремлениям. И появлется человек, который владеет словом, и говорит, так должно быть, вы, в своих частных отношениях правы, и именно вам царствие Божье суждено, а не начальникам со своими зверскими законами.


256059 "Владимир Липунов - Как нам избавиться от Достоевского?" 2005-03-29 19:40:54
[212.192.35.4] РТФ
- Не знаю как сказать, Игорь пишет умно, но, если бы не Достоевский, русские мальчики не соорудили бы на сто лет монстра. Конечно, его можно было запрещать в России, но он стоял за спиной всех и все его чувстовали.

Мы еще близко, но Достоевский, Толстой, Чехов, Тургенев и многие, многие другие, это как Греция Перикла, возник новый человек и он осознал себя. Дикая откровенность, зачем я живу, кто я?

В России Человек практически вымер, был намотан на траки немецких танков, убит в лагерях, сдох с голода в Питере, потому что не мог взять чужого. Сейчас живут остатки быдла, освобождают землю. На сто трупов сейчас двое новорожденных. А может быть так и должно быть? Зачем бомжи на святой земле?


256058 "Владимир Липунов - Как нам избавиться от Достоевского?" 2005-03-29 16:32:20
[217.15.149.181] Игорь Крылов
- Следует отметить следующее отраженное в статье противоречие. С одной стороны с Достоевским ╚борются╩, ему противостоит вся логика европейского рационального мышления, а с другой стороны Достоевского, выходит, читают именно в этих странах, а не у нас, например. Есть еще одно противоречие: если монологический стиль написания художественных произведений раскрывает богатство индивидуального ╚Я╩, то почему этот способ является негативным. Почему изложение собственной идеи, а не истины (абсолютной) как таковой должно признаваться ущербным. И как это связано и с философией и с литературой. И вообще, куда деть сиюминутное, политическое, техническое и обыденное. И причем тут логика и полифония?

Начну с самого простого (хотя для кого-то это покажется полнейшей ерундой). Художественное произведение, например роман, имеет определенные каноны построения именно как художественного произведения. Есть два способа отражения мира в форме образов: тип и символ. Если мы хотим передать реальность ╚как она есть╩, рассказать о достаточно узнаваемом и опосредованном обстоятельствами переживании и связанными с ним идеями и мыслями, то нам не обойтись без концентрированного изложения существа происходящего, например как в романе "Тихий Дон", где идея обретает плоть именно через описание реальных событий, или максимально достоверно изложенных. Даже идея является образом типическим: возвращение Григория на "круги своя", к мирной жизни в тех условиях, которые он изменить не в силах.

Символ чаще всего используется там, где речь идет об идеях в их так сказать ╚саморазвитии╩, представленного в качестве сюжета такого повествования. Например, "Сто лет одиночества".

Но в реальном произведении нет чистых форм, а есть их причудливая смесь. С перевесом в ту или иную сторону. Романы Достоевского относятся именно символическим по форме, поэтому они ╚коробят╩ вкус читателя привыкшего к описаниям и рассказам о реальных событиях и реалистическим (где психологические особенности отношений не слишком выпячены на передний план) сюжетам. С другой стороны, содержанием может быть как логически сформулированная идея, мысль или достоверно переданное событие, построенное по образу и подобию реального, как оно видится автору, так и теоретическая концепция, то есть когда мысль может быть выражена через систему понятий.

Именно к этому и относится противопоставление неполноты и полноты, монологизма и полифонии. Очень сложно (лично мне так представляется) написать роман, который будет излагать теорию посредством характерных и типических персонажей и действий. Все это НЕИМОВЕРНО раздует его объем. Но совсем другое дело, когда берутся лишь элементы реального характера, и заостряются до формы символа, то есть некого иносказания ,несущего в себе элемент узнаваемости, но при этом играют роль элемента развития идеи, или одного из вариантов ее саморазвития. Еще есть такой момент, который нельзя не отметить. Если речь идет о абстрактных вещах, или же когда напрямую нельзя называть вещи своими именами (Эзопов язык, например), или когда имеется уже готовая система узнаваемых символов и традиция иносказания (мыфология), то любое содержание можно описать весьма отвлеченно, абстрактно, притчеобразно (последнее как раз и характерно для логического ╚вывода╩, логического следствия взятого в качестве идеи произведения, по ВМ монологического, романтического, сюрреалистического).

Однако, если вести речь не об абстрактных категориях, а о нравственных свойствах души, то последний метод, метод ╚чистого символизма╩ неприменим для раскрытии этого сложнейшего содержания. Поэтому у Достоевского все герои имеют типические черты, то есть в них есть реализм реального человека, правда рассмотренного с какой-то одной стороны (отражение в зеркале под разными углами), что объясняется символической формой передачи авторской идеи, которая ко всему еще и теоретическая по сути.

А чем отличается теория от логики? А тем , что сознание сначала воспринимает мир, потом формирует образ этого мира, а потом описывает его, а уже на более позднем этапе делает выводы и следствия из этих описаний (теория). Поэтому из самих следствий (теорема Геделя о неполноте) не следует аксиома, она как основа теории (аксиома +следствия из нее) привносится из созерцания образа мира при его рассматривании в посредством мышления.

В этой связи отличие романов Достоевского заключается с чисто художественной точки зрения в том, что они 1) символические 2) теоретические (не логические) 3) человековедческие.

Но и это еще не все. ╚Парадокс Достоевского╩ еще и в том, что в момент написания им своих произведений его книги были востребованы, то есть были ╚бестселлерами╩, а в при советской власти они считались ╚достоевщиной╩, синонимом бессмысленного самокопания, не связанного с реальной необходимостью. То есть занятием болезненным и неприятным, и антисоциальным. С другой стороны, на западе Достоевский остается одним из популярнейших писателей. Например в репортаже о последней ярмарке в Париже в руках у нескольких посетителей показали книги Достоевского. Получается в своей стране Достоевский это диагноз, а для человека воспитанного в идеалах логического мышления и рационального монологического сознания читать Достоевского есть естественная потребность. Но ничего странного в этом нет. Общиной, коллективстской психологии строителя светлого будущего, основанного на социальном равенстве, то бишь, коммунизма в отдельно взятой стране, чужды проблемы связанные с самоопределением личности, с поиском соотношения нравственного и индивидуального, потому что эта сторона бытия для них не является главной, не является актуальной. Именно события связанные с раскрепощением крестьянства, зарождением буржуазии и капитализма и сделали проблему личной ответственности и соотношения личного и нравственного важнейшей для той России. Поэтому то советская система была глубоко чужда этому вопрошанию, этой философии. Совсем другое отношение и восприятие Достоевского у западного человека. Для него как личности вброшенной во враждебную ему среду, требующую выбора и поиска нравственной опоры, выбор ╚в духе╩ Достоевского есть жизненная потребность. Именно проблема отчуждения людей в капиталистическом обществе, потребность их единения в некую совокупность не только по идеологическим и денежным соображениям, а и по духовным мотивам и делает потребность в такой философии, которая ищет согласования интересов разных социальных групп, актуальной. Думается, и для России такие проблемы будут становиться все более важными, да и уже становятся, поскольку формирование разных слоев и классов в обществе идет полным ходом. Общинная психология изживает себя и ей на смену должна придти другая, опирающаяся на иные принципы. Социальная ситуация и сегодняшняя и та, что сложилась в конце позапрошлого века во многом схожи. Конечно, для советского человека психологические и духовные искания героев Достоевского были не вполне понятны и уж точно не близки. Но в новой России, судя по популярности сериала снятого по роману ╚Идиот╩, те проблемы, которые поднимал Достоевский (в частности по терроризму и по преступности в сфере собственности) снова выходят на первый план. И в этом смысле служат предостережением власти, которая довольно долгий срок уходила от решения нравственных задач, оставляя их на усмотрение самого народа. Именно отсюда и новые Раскольниковы, Свидригайловы, Рогожины, Сонечки Мармеладовы и т.п. Если приглядеться, то все эти и иные типы уже полностью представлены в нашем обществе (наряду с уходящей натурой).

Что касается философии Достоевского, то несомненна ее гуманистическая направленность. Суть ее мне видится не в поиске ╚абсолютной Истины╩, а в поиске принципов социального ╚рая╩, где экономические и социальные отношения будут согласованы с нравственными принципами существования людей в обществе. Именно это является, как показала российская история, основой его стабильности.

Назад Далее
+ 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  20  30  40  50  60  70  80  90  100  200  300  400  500  600  700  800 
- 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  20  30  40  50  60  70  80  90  100  200  300  400  500  600  700  800  900  1000 
Модератору...

Rambler's Top100