TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

Нина Метельская

Современники

Содержание

 

Разговор в конце века

 

Татьяна Доронина

| Николай Леонов

| Вячеслав Клыков

| Сергей Бочаров

| Римма Казакова

| Алексей Леонов

| Анатолий Карпов

| Сергей Михалков

| Виктор Розов

| Олег алешин

| Виктор Петров

| Анатолий Лукьянов

| Василий Стародубцев

| Елена Мизулина

| Владимир Соколов

| Юрий Болдырев

| Александр Проханов

| Жорес Алферов

| Владимир Шабалин

| Евгения Варламова

| Вячеслав Степин

| Валентин Янин

| Надежда Тарабрина

| Александр Шилов

| Елена Образцова

| Игорь Зиновьев

| Надежда Бабкина

| Юрий Соломин

| Евгений Петросян

| Вячеслав Зайцев

| Алла Дан

| Геннадий Гончаров

"У нас все получится!"

Вячеслав Зайцев

" Мода в чистом виде мне не интересна "

 

 

 

Вячеслав Зайцев - талантливый русский художник, всемирно известный модельер и необычайно обаятельный человек.

 

Постигая глубину его личности - убеждаешься как много в ней подводных течений - стремительных и плавных...

 

Непредсказуемо стихийных и умиротворенно спокойных...

 

 

 

 

* * *

 

- Вячеслав Михайлович, в сегодняшнем бедламе, когда "все вокруг свихнулись, даже кто безумен был", вы не теряете точку опоры?

- Я и сам не знаю как не скурвился, не сломался, не потерял веру в Дело, в людей...

Порой, не могу понять, Что дает мне импульс, силу выживать и жить вопреки... Думаю - предназначение. Кстати, это не только сегодня. На протяжении всей моей жизни в моем родном и любимом государстве было непонимание и нежелание понять меня как художника. Искусственно создавалось мнение, что я - человек элитарный, работаю на политбюро; что я со своим космическим прицелом делаю непонятно что, короче - чужой, а потому объективной оценки не было никогда.

Но несмотря ни на что - я живу и работаю. Создаю свой стиль, устраиваю праздники, всевозможные манифестации и конкурсы... Жить для себя не могу - мне надо радоваться и сопереживать с другими.

Когда приезжаю в другую страну и вижу потрясающие памятники архитектуры, дивное цветение садов и парков, восхитительный восход солнца над океаном, то очень переживаю, что рядом нет людей, которые могли бы порадоваться этой красоте со мною вместе, получить такой же мощный заряд наслаждения от нашего земного бытия.

- Вероятно, этот "заряд наслаждения" позже проецируется на ваше творчество?

- Безусловно. Природа для меня - источник вдохновения, оздоровления, наконец, накопления энергетического потенциала. Ну, а природа нашей Средней полосы - источник самой жизни.

- Однажды ваш Театр Моды эпатировал публику лесбийским сюжетом. Эта изощренность от пресыщенности или желание сделать наш несовершенный мир еще разнообразнее?

- Мне нравится шокировать, так как не терплю ханжества. Спектакль "Соблазн" поставил, памятуя о моих впечатлениях детства в Иванове 44 - 45 года, когда мама брала меня на танцплощадку. И, будучи маленьким мальчиком, я наблюдал как женщины танцуют друг с другом. Сколько в этом было нежности и пластики! Невостребованная любовь требовала выхода... И это совершенно естественно и закономерно. Возможно, я сделал это несколько гипертрофированно, усилил эффект и потому сие шокировало. Это - не моя сексуальная ориентация.

Сама тема была чрезвычайно красива. В переливах шелка, пластики, грации мне хотелось создать скульптурную композицию нежности... Ведь, если бы я поставил рядом мужика - получился бы сексуальный акт... А когда творит женщина - это музыка! Я так люблю в женщине ее божественную женственность! Я показываю Моду, а не акт. Свое ощущение времени - средствами искусства одежды.

- Значит, ваши "символы" дано расшифровать не всем?

- Знаете, когда в 60-е годы в нашей прессе обстоятельно лажали абстракционизм, я прочитал замечательную статью о Пикассо, где было сказано, что нельзя отрицать абстрактное искусство только на том основании, что ты не знаешь языка этого искусства.

Для меня главное - чувство вкуса и меры. И я за этим тщательно слежу.

И вообще, контролирую свое пребывание на этой Земле...

- Что вы имеете в виду?

- Не участвую в клубных тусовках, вакханалиях. Люблю уединение, где могу отдохнуть от суеты, поработать... Наконец, разобраться в себе... Душе уединение необходимо.

- Когда принадлежишь всем - теряешь себя...

- Совершенно точно.

- Вячеслав Михайлович, вы призываете довериться русской одежде и в то же время утверждаете, что у нас Моды не было и нет. Как совместить подобное?

И что есть "русская мода"? - Я такой не знаю, а жаль...

- У нас действительно Моды нет, но есть талантливые художники, которые, увы, от моды изолированы.

В прежние времена, когда был единый центр - Всесоюзный Дом Моделей, у нас была возможность собраться, обговорить и выработать программу единого направления.

Была организованная система и четкая программа наших взаимоотношений. Была скоординирована работа всех отраслей легкой, швейной и текстильной промышленности. И мы могли быть уверены, что какая-то часть, созданной нами коллекции непременно появится на свет.

- Да, но чтобы появились соответствующие ткани и фурнитура - надо было осуществлять централизованный контроль.

- Именно этим я занимался вместе с творческим коллективом Дома Моделей. Работа была огромная. Мы установили жесткий контроль за выполнением наших программ. Короче - была методика! Сейчас этого нет.

Другое дело, что была очень низкая индустрия легкой промышленности. На изготовление одежды отводилось так мало времени, что можно было шить, как тогда говорили: три дырки, два шва и кусок меха на плечах... Пальто шилось за 20 - 30 минут. Естественно, все красивые линии, которые мы создавали, на фабрике снимались и оставалась лишь схема.

Чтобы в России была Мода и отличная одежда необходима централизованная координация, тем более, что уровень цивилизации устанавливает определенные формы стиля. Но этим у нас заниматься некому.

- Вы видите смысл своего существования в "потрясающей возможности самовыражения" и в то же время сетуете, что "Среда обитания, куда вы попали по воле Бога, для вас не созрела"...

Какова для вас "идеальная среда обитания"?

- Одну из последних моих коллекций я посвятил Кристиан Диору. Попытался создать некий микромир, где живут и сосуществуют все оттенки чувств: любовь, ревность, нежность, сострадание... И все это - в игровой манере. Я не люблю картинку без содержания. Люди все разные - добрые, счастливые, духовные и не очень... В этом есть своя прелесть! Ведь у каждого из нас своя комедия и трагедия. В этом мире каждый играет какую-то роль!

Согласно шекспировскому афоризму "Жизнь наша - театр, а люди в ней актеры"?

- Да, да! Людей непосредственных, по-детски чистых, ранимых и незащищенных очень мало.

Мой Театр - театр понарошку. Он своеобразный слепок жизни, но эстетически совершенный. Я создаю образ женщины и мужчины. Думаю о их прическе, макияже, костюме, пластике... Их отношения завязаны в действии, в умении грациозно двигаться, сидеть, говорить - гармонично компановаться друг с другом.

- Стремитесь облагородить окружающий мир?

Стараюсь. Посмотрите вокруг: в большинстве случаев - запущенность, неопрятность, хамство. В результате резкого расслоения общества на богатых и бедных - люди разучились общаться... Безобразна манера поведения! Мне могут возразить, мол, в наше смутное время надо думать о хлебе насущном, а не об эстетике.

А когда времена были легкими? Вчера листал книгу старых фотографий XIX века. Смотрел и просто поражался - какая была культура! Интеллигенция - свой рисунок - элегантные костюмы, белые воротнички, артистично завязанные галстуки. У всех, согласно моде, красивые, ухоженные бороды, идеально выбритые лица... Смотришь - крестьянская, средне-мещанская группа - тоже накрахмаленные воротнички, более простые одежды - сарафаны, какие-то кофты прикинуты, шали, но все это удивительно органично... Там не было того жуткого диссонанса, который мы наблюдаем на современных фотографиях. Смотрю на крестьян, пусть нищих, убогих, но, как ни странно это звучит, даже эта убогость - эстетически оформлена: холщовые рубахи из очень дешевой ткани, широкие штаны, лапти, аккуратно зашнурованные поверх обмоток - и в этом своя эстетика... И обратите внимание на наших бомжей - спившиеся лица, грязные одежды, кошмарно стоптанные ботинки. Мы утратили культуру России! Мы утратили порядочность, чистоплотность, умытость!

Мне очень хочется гармонизировать отношения с природой и окружающей средой. Человек не должен своим внешним видом засорять прекрасный мир, созданный Богом, поскольку он и сам удивительное дитя природы. Ему дано чувствовать, любить, созидать. Самое главное - созидать! Мы же - разрушаем!

- Духи "Маруся - Аэтентик", которые вы создали совместно с французской фирмой "Л,Ореаль" тоже форма самовыражения? Их сладкий тонкий аромат навеян грезами прошлого?

- И грезами, и природой. Аромат духов "Маруся" передает свежесть весеннего утра. В нем масса оттенков, масса нюансов... и удивительный букет, который притягивает и интригует.

Вообще, я безумно люблю природу. Ее рисую, много снимаю. Ведь в каждом лепестке - тайна и продуманная программа жизни... Постичь эту совершенную гармонию посильно только Богу. Человеку же, чтобы только прикоснуться к этой тайне, надо посвятить всю жизнь. И прикоснувшись к ней, поняв смысл своего присутствия на Земле, смысл бытия - воплотиться максимально! А смысл нашего существования в созидании.

- Вячеслав Михайлович, насколько мне известно в этом сезоне популярны стрейч, лайкра, игра тканевых фактур в пределах одного цвета и так далее.

Но! Можно ли пренебречь условностями моды, не утратив привлекательности?

- Знаете, мода в чистом виде меня совершенно не интересует. Меня интересует стиль. А в России по сей день Моды как таковой нет. Есть попытки подражать Западу, и это делается в худшем варианте, так как наша индустрия не может обеспечить надлежащего уровня, который хотелось бы предложить нашим людям сегодня. Поэтому огромное количество наших граждан пытается найти утешение в фирменных шмотках, считая их панацеей от всех проблем...

Что можно посоветовать, когда 90% людей сегодня находятся в полосе бедности? То, что модно, могут позволить те, кто имеет деньги. И надо отдать должное нашим женщинам, да и ребятам тоже, что несмотря на трудности сегодняшней ситуации, у них есть стремление выглядеть прилично - это опять-таки особенность русского характера... Опускаются пьяницы, бомжи, когда наступает полная безысходность. Но самое страшное, что эта тенденция становится все более напряженной, более очевидной...

Сегодня у нас исчезли идеалы, нет перспектив, осмысленности бытия... Никто не знает: Что будет завтра? И будет ли Оно?..

Если раньше худо-бедно мы стремились к коммунизму и шли к этой заветной цели с голой ж...., но с искренней верой, то сейчас этой Веры у нас нет. Церковь, которая пытается заменить прежнюю Веру, не соответствует, на мой взгляд, той сверхзадаче, которая поставлена перед ней.

- Итак, вернемся к Моде...

- Отвечаю: пренебречь модой можно, прибегнув лишь к деталям - новый цвет помады, очень популярные букетики искусственных цветов, нитка жемчуга и так далее. Выбор в пределах возможного. Но главное условие - опрятность во всем: накрахмаленная сорочка, тщательно отглаженные блузки, брюки, юбки.

- Кого вы одеваете сегодня?

- Моему Дому Моды в июне 1997 г. исполняется 15 лет. За эти годы у меня появилось определенное количество клиентов, которые одеваются только у меня. С 1982 года я пытался создать Дом Моды для делового человека - женщин и мужчин, которые в силу своей профессии обязаны выходить на контакт с другими людьми, и для которых одежда является средством коммуникации, а потому она должна не отталкивать, не напрягать, а располагать к нормальным взаимоотношениям.

Одежда для человека - среда обитания, его дом, и в нем он должен чувствовать себя уютно! Все эти годы я создавал такой стиль, который помог бы людям чувствовать комфортно, поверить в меня и довериться мне! Это удалось. Моими клиентами были врачи, учителя, юристы, пенсионеры, так как тогда одежда была еще доступна по цене.

Потом был период, когда я увлекся молодежным стилем. Кстати, к этому подключился сын Егор с молодыми художниками. Для молодежи в нашем салоне тоже было создано много.

Сейчас я изучаю конъюнктуру. Стремлюсь понять: какие темы наиболее волнительны, притягательны для большинства, хотя это довольно сложно, поскольку наши люди очень непредсказуемы.

- То есть...

- Предположим, в Европе создается коллекция - и все это одевается и покупается. У нас же, как правило, наоборот - если мы распродаем после выставки коллекцию - значит, хотим "сбагрить"... (Смеется) Что поделаешь, мы такие! И нас уже не переделать...

- Сегодня, когда интеллигенция "выпала в осадок" - кто ваши клиенты?

- Люди, у которых есть деньги и прежние клиенты, которые придерживаются моего стиля много лет.

- Когда на подиуме демострируются коллекции Домов Шеррера, Бальмэна, то даже у знатоков моды дух захватывает - покоряет благородство линий и совершенство кроя.

Коллекции каких мастеров вдохновляют вас?

- Каждый - по-разному. Многих из них знаю, многие - мои друзья. Это и мадам Карвел, и Жан Луи Шеррер, и Терри Мюглер, и Пьер Карден...Пако Рабан и Тед Лапидус... Их я обожаю, но никогда в жизни не позволял себе что-либо у них заимствовать. Хотя, признаюсь, Джан Франко Ферре в последнее десятилетие был для меня кумиром.

А в принципе, стиль, которому я поклоняюсь - это стиль Коко Шанель.

Последнюю свою коллекцию я посвятил Кристиан Диору - и это вполне оправдано. Когда за границей в 60-е годы обо мне появились первые публикации, то именно во Франции назвали меня "Русским Диором" или "Красным Диором". Поэтому я почел за честь сделать посвящение памяти Кристиан Диора - его коллекцию "Нью Лук" - "Новый взгляд", которая появилась в 1947 году и принесла ему мировую известность.

- В последнее время мода достаточно статична. Вы - непредсказуемый чародей красоты и эпатажа не собираетесь ее взорвать?

Да я ее взрываю довольно часто и основательно! Посещая столицы других стран, где проходят парады мод - ущербным себя не чувствую... Другое дело, что те "взрывы", которые позволяют себе Жан Поль Готье, Гальяно и другие мне не интересны, и не позволительны как для русского художника, так как я знаю наши возможности и менталитет. У нас это не пройдет... Шокировать таким образом не хочу - это не соответствует моим принципам и моей эстетике. Я - не разрушитель гармонии, а созидатель.

Эпатировать, как многие молодые художники, не собираюсь, так как это уровень художественной самодеятельности.

Кому нужен сегодня авангард с его каркасами, тарелками, пластинками, коробками?

Да, я - бунтарь! Если бы я не был таким, то мировая и русская пресса не писала бы обо мне в течение тридцати лет. Но эпатировать тем, что в реальной жизни носиться не будет - не хочу.

Я ищу внутри нашего национального мироощущения новые формы выражения, которые бы взволновали душу. Каждая моя коллекция - вклад в культуру моей страны.

Почему я никуда не уезжаю? Не рвусь в Париж, туда-сюда? Да потому, что "там" - не мое место. Хочу быть полезным здесь. Я - русский художник. По-настоящему - русский. И это не пафос, отнюдь, а смысл моего существования.

- Некоторые полагают, что мужчины, подобно приматам реагируют на яркое...

Вам, знаменитому кутюрье и просто мужчине, под золотой чешуей, люрексом и лайкрой удается отличить личность? Или ради этого не стоит напрягаться?

- Конечно, удается. Это очень просто. Даже чисто визуально... Истинно интеллигентный человек никогда не позволит себе быть модной картинкой, никогда не рискнет надеть какое-нибудь розовое оперение или устроить "вакханалию" из вышивок...

Вкус молчалив - это моя непреложная истина. Люди самодостаточные - элегантны без вычурности. И в этой скромности ощущаешь покой и умиротворение. Мне интереснее общаться с содержательным человеком, пренебрегающим модой, чем с красивой картинкой, но такой пустой... И если кого-то впечатляет потрясающая блондинка с роскошными формами в боа и перьях, то меня от этого тошнит...

- И все-таки вы не будете отрицать что Магия моды в том - чтобы "кое-что" превратить в "нечто"?

- Совершенно верно! Мода помогает уйти от комплексов, а разве это не магия?

Ко мне обращаются люди разного материального достатка и духовного содержания. При контакте я учитываю все и не позволяю себе вторгаться в их личностный мир. Но, создавая эстетически законченный образ, как художник, я убираю все, что меня раздражает, хотя сделать это бывает очень сложно.

- Многие тяготеют к своему неудачному, но такому родному стереотипу?

- Именно так. Чтобы был успех - взаимопонимание необходимо.

Когда я работал с Терешковой, Бабановой, блистательной Орловой - взаимопонимание и доверие было абсолютным.

И если сейчас клиент, пусть даже с большими деньгами, мне навязывает свою "систему ценностей" - от "сотрудничества" сразу отказываюсь.

- Отсутствие прагматизма в наше время впечатляет...

- Почему, предположим, я не работаю с Аллой Борисовной Пугачевой, хотя очень ее люблю? Это удивительная женщина! Но мы разные люди. У нас разные задачи в костюме. Ей нужно шокировать, убеждать, быть молодой... Хотя я считаю, что она должна быть совершенно "другой". И тогда она была бы еще великолепней! Но она нашла себе Валю Юдашкина, который делает то, что она хочет...

- Как выглядела бы Женщина вашей Мечты, если бы явила Миру свой Лик?

- Она была бы очень разной... У меня нет идеального образа, которому бы я поклонялся. Если идеалом и лицом фирмы у Живанши была Одри Хэпберн, у Унгаро - Анук Эме, у Ив Сен Лорана - Катрин Денев, то я люблю многоликость...

- И все же...

- Конечно же с добрыми глазами... зачесанными назад волосами; разумеется, с идеальными пропорциями - у нее должны быть и грудь, и талия, и бедра... Она должна быть стройной, но не длинной. Женщина может иметь рост 156 сантиметров и при этом быть совершенно очаровательной, так же и наоборот.

Но самое главное - одухотворенность! Клавдия Ивановна Шульженко имела скромную внешность, но как ее преображал дух и талант!

- Из наших современниц кто более других соответствует вашему эстетическому эталону?

- Мне интересна Ира Понаровская, которая постоянно совершенствуется. Она - не застывшая формула... Несколько холодная, но в то же время необычайно женственная Лайма Вайкуле тоже всегда разная, а ведь в этом вся прелесть женщины!

- А если обратить взор на обычных женщин...

- О! Здесь приятных открытий будет еще больше! Ну, например, сегодня для меня идеалом является моя знакомая, учительница французского языка. Ее внешность, духовность, доброта - идеальны!

- Она, разумеется, одевается у вас?

- И у меня тоже, хотя возможности ее мужа позволяют покупать одежду в Париже.

- Насколько я поняла, "эстетический эталон" для вас понятие не абстрактное?

- Я абстрагируюсь от своей идеи и вхожу в реальность... Моя человеческая влюбленность не имеет никакого отношения к эстетическому идеалу. У меня, например, дивные отношения с Еленой Бушуевой, актрисой МХАТа, которая обладает довольно мощными пропорциями, но в ней столько тепла и доброты, столько естественности в выражении чувств, что целуясь с ней при встрече - получаю, ну, просто, глоток чистого воздуха!

- Вы - человек "отнимающий аромат у живого цветка", не разучились наслаждаться самой флорой... Как давно вы постигли эту мудрость?

- Достаточно давно... Может быть тогда, когда влюбился в свою жену, которая отнюдь не была красавицей, но была настолько духовна и талантлива, что покорила меня мгновенно...

- Ваша жена - художник?

- Да, моя бывшая жена Марина Зайцева - блестящий художник цирка. Заслуженный художник России. Прекрасный поэт и писатель. Живописец и график. И, хотя мы в разлуке, я по-прежнему ее обожаю.

- А вообще, мужчины с возрастом мудреют?

- Наверно. Что касается меня - вряд ли... Я, как был, не скажу - дурак, идиот, но человек незащищенный, открытый - таким и остался...

Мне скоpo 60, но в этом возрасте я себя никак не ощущаю! Во мне живет чувство детства, озорничества, эксперимента. И с этим я ничего не могу поделать...

- Вячеслав Михайлович, вы часто бываете за границей. Расскажите о наиболее ярком впечатлении.

- Их было много... Но самым ярким, пожалуй, был январский вечер 1988 года в Париже, когда в театре Марини на Елисейских Полях я показывал свою весенне - летнюю коллекцию.

В зале собралась вся творческая интеллигенция французской столицы. На фоне благоухающего зеленью и цветами парка стояли мои девочки в белых одеждах... По замыслу режиссера я стоял спиной к залу.

И вот, когда поднялся занавес и я повернулся к публике - раздался такой невероятный шквал рукоплесканий! Французы так эмоционально выражали восторг! Перед собой я видел море людей - красивых и элегантных... В зале творилось что-то невообразимое...

В этот вечер мне вручили от Ширака - тогдашнего мэра, золоченую медаль и Почетную грамоту Гражданина Парижа. Это самое яркое воспоминание для меня и по сей день...

- Да, это подлинный триумф! И тем не менее, вас тянет в нашу "сермяжную" Русь?

- Я - русский человек. Я выполняю определенную функцию, заданную изначально... Честно ее выполняю! Многим это тоже дано, но они часто курвятся и зарываются... Казалось бы, я сейчас зарабатываю неплохие деньги благодаря "Маруси", но у меня нет денег! Я все отдаю - содержу Дом, Театр, помогаю людям и прочее, прочее.

- В одном интервью вы сказали: "Вот уйду из этогомира... И все забудут..."

- Так вот, чтобы такого не случилось, я намерен открыть свой творческий центр - своего рода музей - с моими костюмами, живописью, графикой...

- Это замечательно. Но пока существует "истина", что Истина относительна, любой мерзавец может безнаказанно опорочить любого гения.

- Это ужасно и трагично. Но я по натуре альтруист или скорее утопист - хочу верить в людей, хотя и по сей день ошибаюсь... И по сей день меня предают... Но это, видимо, плата за талант, посланный мне Богом...

- Вячеслав Михайлович, какой вы хотели бы видеть Россию в XXI веке?

- Обновленной. Россию, которая могла бы дать людям гарантию Веры в необходимость Бытия. Вера очищает и стимулирует.

России нужна Диктатура и Вера. В этом ее спасение.

 

 

 


Проголосуйте
за это произведение


Rambler's Top100