TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

Нина Метельская

Современники

Содержание

 

Разговор в конце века

 

Татьяна Доронина

| Николай Леонов

| Вячеслав Клыков

| Сергей Бочаров

| Римма Казакова

| Алексей Леонов

| Анатолий Карпов

| Сергей Михалков

| Виктор Розов

| Олег алешин

| Виктор Петров

| Анатолий Лукьянов

| Василий Стародубцев

| Елена Мизулина

| Владимир Соколов

| Юрий Болдырев

| Александр Проханов

| Жорес Алферов

| Владимир Шабалин

| Евгения Варламова

| Вячеслав Степин

| Валентин Янин

| Надежда Тарабрина

| Александр Шилов

| Елена Образцова

| Игорь Зиновьев

| Надежда Бабкина

| Юрий Соломин

| Евгений Петросян

| Вячеслав Зайцев

| Алла Дан

| Геннадий Гончаров

"У нас все получится!"

Игорь Зиновьев

"Чтоб прожить сто лет - нужна

дисциплина"

 

 

 

Зиновьеву Игорю Константиновичу - 105 лет. Несмотря на убогий холостятский быт, он бодр, добр и великодушен.

 

Проецируя прошлое на настоящее, а настоящее на будущее, он продолжает любить, надеяться и верить...

 

 

 

 

 

 

* * *

 

- Игорь Константинович, миллионы телезрителей были ошеломлены, когда вы с юношеской легкостью продемонстрировали йоговскую стойку на голове. Уверена, что мир подобного не видел...

- Когда окончилась телевизионная съемка, тележурналист мне говорит: "Игорь Константинович, я вас очень прошу, покажите, как вы стоите на голове..." Я подумал, что он сомневается и - показал... Мне не трудно встать на голову, так как это я делаю каждый день. Физическими упражнениями я занимаюсь ежедневно по 40 минут. Это обычный комплекс, где есть немного йоги, хотя философию йоги я не знаю... Видите ли, наш организм врачи не лечат, а только усыпляют лекарствами. Если у кого-то болит голова или не очень хорошо "варит", то можно помочь самому себе - надо сделать самомассаж и будет все нормально...

- Неужели вы никогда не принимали лекарства?

- Никогда. Только однажды, когда у меня появился гайморит, я принимал гомеопатические таблетки, которые, надо сказать, мне очень помогли. Это был единственный раз! Зачем мешать организму работать на заданную тему? Если человек простужен, то начинает лихорадочно принимать лекарства, а я массирую колени под чашечкой, локти и так далее. То есть места, где походят нервные волокна, которые, как ни странно, влияют и на простуду... Делаю точечный массаж... Как видите, беру что-то от Тибета... Что-то из народной медицины... И чувствую себя хорошо. Ложиться на гвозди и стекло вовсе необязательно.

- И все-таки, Игорь Константинович, в чем секрет вашего долголетия?

- Все в комплексе. Но прежде всего - это воспитание воли. И в смысле здоровья - тоже. Воля - главное, что должно руководить человеком и заставлять его исполнять то, что подсказывает логика, ум, интуиция...

Конечно, если будешь так: а, сегодня некогда... А, ладно, потом сделаю... То ничего у тебя не получится. Хочешь быть здоров и счастлив - работай над собой каждый день. Есть нужно в строго определенное время. Хочу я - не хочу, но ем в одни и те же часы. Могу съесть больше или меньше - это уже другое дело, но время соблюдаю строго. Почему? Потому что организм тоже любит дисциплину. Он в определенное время выделяет желудочный сок для работы... Если вы пьете ежедневно достаточное количество воды, а это надо делать обязательно, вы помогаете всему организму. И вот, странная вещь, если вы хотите нормально поспать, выпейте перед сном полстакана воды - будете спать замечательно. Еще раз хочу сказать: самое главное - дисциплина. Допустим, мне нужно куда-нибудь к трем часам ночи, то я тогда должен встать за полтора часа, чтобы сделать всю гимнастику как нужно... Умыться, побриться, принять душ. Большое значение имеют продукты, которые мы употребляем. В то время, когда я родился, в России было все! И все было натуральное! Продукты питания стоили настолько дешево, что сегодня не поддается никакому сравнению.

- Вы по натуре - жизнелюб?

- Знаете, когда человек все время скрипит - это плохо. Я всегда был всем доволен. Был очень активным, любопытным. Меня всегда все интересовало. Занимался всеми видами спорта. Управлялся с яхтами, автомобилями, мотоциклами, с лошадями, велосипедами... Только лишь паровоз не водил... У меня уже в 1914 году был автомобиль "Опель" в 37 лошадиных сил. Исколесил всю страну. Видел все, что можно и что нельзя... Интересовался в жизни всем - и наукой, и искусством. Меня всегда удивляло - как люди неинтересно живут!

- Жизнь, как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна... Вы счастливы вдвойне - долгая жизнь прожита достойно.

Прожить жизнь достойно - сложно?

- Мне было несложно... У меня всегда была совесть, а следовательно и достоинство. Для меня всегда существовали такие незыблемые понятия как мать, родина, женщина... А сейчас они утрачивают ценность и поэтому у нас сегодня такая жизнь... Вы посмотрите, какой воз тащит сегодня женщина - уму непостижимо! И дом, и работа, и забота! Мужчине не под силу! Ведь раньше обыкновенный, даже низкооплачиваемый чиновник получал 75 рублей в месяц, что позволяло ему содержать большую семью. Представьте себе, квартира стоила 3 рубля в год! В комнатах, как в коммуналке, никто не жил - жили в квартирах. Вот, на Остоженке, к примеру, с левой стороны, был доходный дом, где сдавались меблированные квартиры. Когда вы приходили - вас спрашивали: "Вам квартиру с обстановкой или - без? На Юг или на Север?" Конечно, не могу сказать, что жизнь была для всех сладкой. Были и нищие, и ночлежки. Об этом хорошо написал Гиляровский. Но это была лишь небольшая часть. Когда же все живут так плохо и лишь немногие хорошо, то это ужасно! Это недопустимо!

- Игорь Константинович, давайте перелистаем страницы вашей жизни. Расскажите, пожалуйста, о детстве, о своей семье...

- Моя жизнь была очень интересной... Отец был издателем театрального журнала "Кулисы". В круг его знакомых входили знаменитейшие люди! Когда Толстой написал "Живой труп", то помню, как долго они беседовали с отцом и о постановке, и о рецензиях... Отец всюду меня брал с собой и это для меня была хорошая школа жизни. У известных людей я учился, прежде всего, ответственности. Поэтому в будущем, все, что я делал - делал профессионально. Я не любитель, который что-то играл, что-то рисовал - у меня есть дипломы, документы. Еще в 1924 году я окончил ВХУТЕМАС. Считался талантливым актером. Меня приглашали на гастроли, чтобы поднять сборы. Играл и в Малом, и в театре Корша.

- И каково было ваше амплуа?

- Я играл героические роли и героев-любовников.

- Вы были и актером, и художником. Как вам удалось совмещать?

- Раньше рисованию обучали обязательно. Это был элемент культуры. Вспомните нашего гениального Лермонтова! Ведь, если бы он не погиб в 27 лет, он был бы не только великим поэтом, но и великим художником... Рисовал я с детства. Лежал на полу и рисовал... К нам часто приходил Василий Дмитриевич Поленов, показывал как надо рисовать, давал мне задания и часто смеялся. Однажды он предложил мне сделать из картона кукольный театр. Раньше ко Дню рождения мамы и папы дети всегда готовили подарок, изготовленный собственными руками. Как-то раз Поленов мне говорит: "Давай сделаем театр: кулисы, занавес, действующих лиц... А ты выучишь стихотворение "Золотой петушок" - будешь его рассказывать и передвигать фигурки..." Это все во мне постепенно аккумулировалось, а в результате возникла страсть и к живописи, и к театру.

Когда вы расстались с театром?

- Когда героические роли стали не в моде, я на театре поставил крест. Роли советского репертуара играть не мог - так как надо было бы переделаться с ног до головы... Я пошел на Художественные курсы Грабаря. Получил диплом, а позже стал членом Союза художников.

- Игорь Константинович, женщины до революции были привлекательней?

- Да, привлекательней. Женщина не позволяла себе ходить маршевым шагом, как мужчина... Курить считалось верхом неприличия. А если у кого-то и была эта страсть, то о ней никто не знал, это делалось "потихонечку". Ведь это женщина! А не лошадь, не паровоз... Если от женщины пахло табаком - мужчина ее не воспринимал. А потом, даже горничные - простые женщины, приезжавшие из деревни, старались подражать в вежливости и деликатности хозяевам. И, как ни странно - приобретали манеры. А что сейчас? Чем женщина грубей и хамей, тем кажется себе полноценней... Это большое заблуждение.

- Как вам удалось избежать цепей Гименея?

- Скажу вам искренне - я всю жизнь был одержим работой... Тем более она у меня была творческой. Это трудно понять, но это так. Если мысли работают в одном направлении, то другого быть не может... Возьмите Остужева... Он всегда был под пристальным вниманием окружающих. И не только во время спектакля, но и на репетиции. Все восклицали: "Ах! Как он репетирует!" Тогда говорили именно "репетирует". Но чтобы так восторгались, Остужев должен был неимоверно работать дома - зубрить и репетировать! У него был чудесный голос. Он поднимался на колоссники Малого Театра и читал гекзаметры: "Гнев, о Богиня, воспой Ахиллеса - Пелеева сына..." И это - во всех регистрах! Чтобы собственное творчество сделать совершенным, нужен колоссальный труд.

Я не Остужев, но над собой работал постоянно. Да, я могу увлечься и сблизиться с женщиной. Но, если я что-то задумал сделать, то не могу больше ни спать, ни есть... Семья - дело серьезное и ей надо уделять большое внимание. Женщине надо дарить тепло и ласку, хорошо ее одевать - это долг настоящего мужчины, а валить на нее все проблемы я не мог. Сближаясь с женщиной даже на некоторое время, я всегда старался хорошо ее одеть и окружить заботой. Но моя жизнь оказалась на перепутье войн и революций. И в этой сумятице свить гнезда я не смог.

- Вы знали многих известных актрис. Какая из них произвела на вас наибольшее впечатление?

- Алиса Коонен. Это была трагическая актриса - единственная за очень большой период театральной истории. И в обычной жизни она была необыкновенно обаятельна - как-то симпатично хлопала глазами... Очень интересно говорила... Но больше всего меня потрясала актриса Малого театра - Шухмина. О! Как она играла! Блестяще! Что она делала с Остужевым в "Собаке на сене"! Боже, как они обольщали друг друга!

- А телевизионный вариант пьесы "Собака на сене" вам нравится?

- Ну что вы! Это так ужасно! Так вульгарно! Не идет ни в какое сравнение с тем, что я видел...

- Игорь Константинович, когда-нибудь вы были влюблены?

Во дни моей молодости мы все были влюблены в очаровательную гимназистку. Отец ее был водный инженер, а в то время это было модно. Перед их домом даже висел флаг. Так вот, эта гимназистка была красавица необыкновенная! Гимназисты, кадеты, офицеры - все влюблены были безумно. И добивались ее руки... И вот однажды я встречаю ее... Идет с некрасивым офицером... У него на щеке шрам... А вот она его полюбила...

- Он прибыл с фронта, ведь шла Первая Мировая...

- Да. Вообще, в отношениях мужчин и женщин есть какая-то загадка... Бывает, красивая пара, а жизнь не получается. Оказывается, красота - не симптом...

- Наше Сегодня вам нравится больше, чем наше социалистическое прошлое?

- Я не считаю, что это был социализм... Это был сплошной диктат. И часто - кровавый. Да, чтобы идеи проводить в жизнь - диктат нужен. Но не такой - "убрать", "расстрелять"! А ведь, когда большевики взяли власть, так и было. С Ленина же это началось... Ленин начал расстреливать офицеров, интеллигенцию, священников. Эстафету принял Сталин и... пошел дальше...

- Вы восприняли революцию как драму?

- Нет. Я был готов к переменам. Они были нужны. Ведь

февральскую революцию многие встретили с восторгом. Даже офицеры шли на демонстрации с красными бантами. Они тогда не понимали, что все это - влияние Германии и кое-кого еще... Люди искренне радовались переменам. Но что произошло потом? В1917?!

- Значит, большевики въехали во власть на волне общенародного подъема, а народ протаранил им путь?

- Конечно! Сначала разделались с интеллигенцией, потом с офицерами, с духовенством... Потом в "расход" пошли крестьяне...

- Чем, на ваш взгляд, отличаются 1917 и 1991?

- Да это одно и то же... Большевики много наворотили, но потом жизнь все-таки нормализовалась. И если бы они вовремя изменили свою устаревшую идеологию и сделали послабление, то 1991 года не было. А здесь появился Ельцин... Люди, в надежде на лучшую жизнь, пошли за ним. Пошли, но не все...

Прошлая жизнь для многих была неплохой, так как можно было мало работать, но зарплату всегда получать. Денег было немного, но на жизнь хватало, хотя и не всегда. При огромном таланте и при огромном трудолюбии заработать хорошие деньги было нельзя! Великолепнейший народный артист за выступление получал 100 рублей... Были постоянные приказы, наставления, сетки, градации... Конечно, все это нужно было разгрести.

Перемены были необходимы. Другое дело - какие? А что сейчас? Десятки партий и глупая трескотня... Все, что проповедует Зюганов и Явлинский - одни слова... Что реально они сделали для народа? Ничего! Это мы еще не говорим с вами о той черноте, о тех страшных людях, которые ограбили всю страну и в одночасье сколотили себе огромные состояния.

Свои миллионы Морозовы и Рябушинские заработали грандиозным трудом нескольких поколений. Это были уважаемые люди. Они содержали фабрики и заводы, обеспечивая, таким образом, рабочие места и кусок хлеба людям. А потом, на их обеспечении были больницы, общежития, театры... Их благотворительность была не показная - ради рекламы, а ради людей. Это потом большевики представляли их как тиранов, берущих рабочих за глотку. Кто хотел работать, тот работал и выбивался из нужды.

- Игорь Константинович, вы считаете себя больше художником, нежели актером?

- Да, моя последняя профессия - художник. Но ведь я еще много проектировал, и музеев, и интерьеров... Последние годы я работал руководителем проектно-художественной мастерской Комбината декоративно-оформительского искусства художественного фонда Союза СССР. Под моим началом работало 65 художников. Работал я до 90 лет. И до 90 лет не получал пенсию - не хотел...

- А кто ваш кумир?

- Пушкин! Это гений! Таких не было, нет, и не будет. Это сверхчеловек! И Лермонтов - тоже...

- С кем из известных писателей вы встречались, дружили?

- Встречался со многими... Еще до революции, благодаря отцу, я познакомился с Алексеем Толстым. Он тогда жил на Малой Молчановке, на самом дешевом этаже... В то время он писал какие-то пьесы и рассказы. Кстати, пьесы его были очень обаятельны. Например, "Любовь - книга золотая"... В театре Корша была поставлена его пьеса "Касатка", где сам он играл Желтухина. Потом он уехал за границу. После революции я встретил его в новом качестве - он был уже членом Союза Писателей.

Алексей Толстой мне очень нравился. Это был необыкновенно колоритный человек... Русский человек! Он смачно ел, смачно говорил русские слова... Был барственно вальяжен... Именно такой человек мог написать такой роман как "Петр I", где много ярких характеров и образных выражений... И даже если вы слышали о нем что-то отрицательное, то встретившись с ним, все рассыпалось в прах. И впечатление оставалось совсем иным. Так сильно завораживал этот умный и обаятельный человек.

- С Михаилом Булгаковым вы тоже встречались?

- Булгакова я впервые увидел, кажется, в конце 20-ых, когда он читал пьесу "Зойкина квартира" в Доме Герцена на Тверском бульваре. Пьеса предназначалась для театра Вахтангова. И он так блестяще читал, что я подумал: на спектакль не пойду - разрушу впечатление... Это очень привязало меня к нему. Вокруг него всегда шушукались, мол, он - врач, бывший офицер... И чтобы он не написал - ему везде ставили преграды. В душе я был очень благодарен Художественному театру, что они пригласили его. Булгаков почувствовал хотькакую-то стеночку поддержки... Потом было его категоричное письмо Сталину, где он просил определиться с ним и дать возможность работать. Ему разрешили поставить во МХАТе "Дни Турбиных". С этого момента началась его официальная творческая деятельность. Ну, а роман "Мастер и Маргарита" появился лишь после смерти писателя...

- Как выглядел Михаил Афанасьевич?

- Булгаков был высокий, стройный... С правильными чертами лица. Он мало говорил. И создавалось впечатление, что он постоянно о чем-то думает... Живет в каком-то ином мире...

- Игорь Константинович, что вы читаете?

- Как всегда, русскую классику. Особенно люблю Тургенева.

- Телевизор смотрите?

- Смотрю. Очень нравится телеканал "Культура". Просто замечательно, что он появился. Недавно с удовольствием смотрел французскую постановку "Сирано де Бержерак"... Прекрасно! Люблю музыку Равеля, Чайковского, Баха. Очень нравится музыка Шнитке. Недавно слушал его "Реквием" - завораживает...

- Кого из художников вы цените?

- Люблю Серова. Его "Портрет Государя" - потрясающ! Все, все, что им сделано - необычайно! Он вмещает в себя и элегантность, и простоту. Создается впечатление, что он все это делает очень легко, а ведь он работал очень кропотливо... И надо великое уменье, чтобы долго работать и не испортить вещь... Гигантское уменье! Сколько бы он ни работал - у него "легкая" вещь! Люблю Репина. Гениальный художник! А его картина. "Иван Грозный с сыном Иоаном" - картина непревзойденная.

Сегодня мне нравится и Шемякин... Он сделал сидячую статую Петра, на мой взгляд, замечательно... До революции в Эрмитаже была фигура Петра I. Она была сделана в натуральную величину и одета в натуральную одежду. И даже было написано, что парик на этой статуе сделан из волос Царя, а лицо - по посмертной маске. Петр сидел на троне. Выразительное лицо... Глаза навыкате... И вдруг, он неожиданно поднимался! Публику это ужасало, а некоторые дамочки даже падали в обморок... Поэтому этот эффект вскоре запретили. Так вот, Шемякин сделал Петра точно таким, но только взял и "побрил" его... С одной стороны - это хулиганство, а с другой стороны, я ведь понимаю, могут сказать, ну что ж ты скопировал ту сидячую фигуру - и все! Художники любят пооригинальничать...

- Да. Это было свойственно и Пикассо, и Сальвадору Дали...

- О! Пикассо - дивный художник! Его Голубой и розовый периоды я просто обожаю. Но потом он начал хулиганить. Я не понимаю его "Гернику"... Поломанные физиономии... Летящие глаза... Не понимаю, хотя и стараюсь. Понятно, что художнику за границей жить очень тяжело: чтобы тебя заметили - публику надо чем-то удивить. То же самое и Дали. Рисовальщик - гениальный! Техник потрясающий! Ну, а все остальное - на любителя...

- Игорь Константинович, в течение долгой жизни у вас были верные друзья?

- Нет. Может быть, в молодости... А так были приятели... Я люблю посидеть в компании, выпить рюмочку, душевно поговорить... Но это ведь не дружба...

- Как вы справляетесь с хозяйством? Опишите, если можно, хотя бы один день...

- Всю жизнь я все делаю сам. И стираю, и готовлю, и убираюсь... Обед готовлю из пакетиков, где нарисован петушок... Это и лапша, и борщ... Ем я все, кроме молока, видно много выпил его в детстве. При случае могу выпить и водки, и шампанского, и коньячку... Выпить могу, но курить - никогда не курил. Это самый гигантский вред! Если бы люди понимали это, то жили бы дольше.

Меня с детства научили управлять собой. И я управляю собой, как лошадь вожжой. Детей в нашей семье учили не только рисованию, французскому и немецкому, но прежде всего, долгу и дисциплине. Спали мы на жесткой постели, покрытой скромным пикейным покрывалом. Мы не знали что такое "хочу", мы знали что такое "надо". Всю жизнь и до сих пор я следую этим правилам. Каждый день я встаю в семь часов утра. Часть зарядки делаю в постели. Потом делаю ее полностью.

- И на голове стоите?

- Каждый день! Обязательно! Деточка, это же не странность, а необходимость! Должен быть прилив крови к сосудам головного мозга.

- Быть может, поэтому и голова у вас никогда не болит? - Так оно и есть. Причем, на голове могу стоять полчаса, не испытывая никаких неприятных ощущений.

- Итак, встали, сделали гимнастику...

- Принимаю душ... Раньше был только холодный, но с возрастом сосуды стали слабее, поэтому водичку делаю теплой... Далее привожу себя в порядок. Бреюсь каждый день, даже если никуда не иду и никто меня не увидит... Никогда не хожу в халате и шлепанцах... Даже дома хожу в ботинках. Люблю, чтобы нога была в твердом. Все это личные привычки... Потом готовлю овсяную кашу. Обязательно овсянку! После завтрака принимаюсь за уборку. Затем работаю. В половине второго начинаю готовить обед. Где бы я ни был, обедаю в два часа дня. После обеда - работаю снова. Спать ложусь тоже в одно время - в 23 часа. Сплю на жестком. И не на подушке, а на небольшом валике. К этому привык, так как в течение жизни приходилось спать и на лавке, и на крыше, и на земле... Ведь я принимал участие в нескольких войнах...

- Как же так, Игорь Константинович, только в конце нашей беседы я узнаю о героических фактах вашей биографии...

- Такая биография была у многих. Да, участвовал в нескольких войнах... Был заместителем командира полка, заведующим разведкой. Был ранен... Но об этом я не люблю рассказывать.

- Как вы думаете, Россия проснется?

- Без сомненья. Но, чтобы это произошло, каждый должен любить свою Родину. Мы проснемся только тогда, когда обретем гордость и самолюбие... Человек - это творение Бога, но посмотрите - до чего же он доведен! Как просто сегодня у него отнимают жизнь... Жизнь, данную Богом! Людей стреляют, как куропаток, а власть предержащие решают - нужна смертная казнь или нет? Кто против смертной казни - тот вдохновитель и организатор новых убийств.

- Игорь Константинович, кто эта симпатичная дама, что изображена на вашем портрете?

- Моя любимая женщина, с которой я близок уже 45 лет... Ей сейчас далеко за восемьдесят. У нее семья, дети, но это не помешало мне любить ее так долго...

- Это она только что звонила?

- Да. Приболела. Сейчас повезу ей продукты...

 


Проголосуйте
за это произведение


Rambler's Top100