TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

Нина Метельская

Современники

Содержание

 

Разговор в конце века

 

Татьяна Доронина

| Николай Леонов

| Вячеслав Клыков

| Сергей Бочаров

| Римма Казакова

| Алексей Леонов

| Анатолий Карпов

| Сергей Михалков

| Виктор Розов

| Олег алешин

| Виктор Петров

| Анатолий Лукьянов

| Василий Стародубцев

| Елена Мизулина

| Владимир Соколов

| Юрий Болдырев

| Александр Проханов

| Жорес Алферов

| Владимир Шабалин

| Евгения Варламова

| Вячеслав Степин

| Валентин Янин

| Надежда Тарабрина

| Александр Шилов

| Елена Образцова

| Игорь Зиновьев

| Надежда Бабкина

| Юрий Соломин

| Евгений Петросян

| Вячеслав Зайцев

| Алла Дан

| Геннадий Гончаров

"У нас все получится!"

 

Александр Шилов

" Художник тот, кто чувствует сердцем┘ "

 

 

 

Талант - величина постоянная и незыблемая. Социальные потрясения и природные катаклизмы над ним не властны.

 

Талант подвластен лишь одной стихии - стихии человеческих чувств┘

 

Интервью с Народным художником СССР Александром Шиловым

 

 

 

 

* * *

- Александр Максович, мы рады что у нас появилась картинная галерея Александра Шилова.

Какие чувства испытываете вы по этому поводу?

- Год назад я обратился в Думу с предложением выделить особняк для трехсотпятидесяти моиx работ живописи и графики, которые я дарю своей стране. Дума, не зависимо от фракций и политических воззрений, проголосовала единогласно, что для меня было лестно, и в какой-то степени неожиданно.

- Почему "неожиданно"?

- Знаете, везде есть свои подводные камни: один любит Пикассо, а другой - Рафаэля... Воплотиться этой идее помогла Государственная Дума, правительство Москвы и сам мэр, за что я им очень благодарен.

Какие я испытываю чувства? Двойственные... С.одной стороны я горд и счастлив. А с другой - я отдал все, что собирал всю жизнь до сегодняшнего дня. Не продавал, хотя у меня проблем продать нет. И сейчас, когда смотрю на голые стены своей мастерской, испытываю чувство внутренней опустошенности - как будто ничего, никогда не делал... Но добрые чувства благодарных зрителей наполняют мое сердце и дают силы для создания новых работ.

- Портреты, написанные вами, пронзительно искренни и изысканно-красивы: дивная эйфория красок, символов, интригующих взглядов, трогательных деталей - и на всем едва уловимый отблеск мастеров прошлого. Вы продолжатель классической школы?

- Я учусь у тех, кто владел мастерством. У кого было содержание и чувство. Ведь главная задача художника - проникнуть в сердце зрителей. И по ответу их сердца судить - нужно ли его искусство или нет... Для меня мнение людей - главное! Без этого жить и полноценно работать не могу. Плюс, конечно, мое собственное мнение. Из мастеров прошлого люблю Левицкого. Из живописцев - Саврасова, Васильева, Левитана... Нравится творчество наших передвижников. Короче - преклоняюсь перед всеми, кто владел формой, чувством, содержанием...

- Портрет какого автора производит на вас сильное впечатление?

- Таких много... Например, портрет итальянского археолога Ланча, написанный Брюлловым... У Перова мне нравится "Старушка молящаяся на коленях", "Проводы покойника". Есть вещи, которые без спазм смотреть нельзя... Я за такое искусство, которое заставляет страдать и сопереживать, а поэтому художник сам должен быть ранимым, чутким и добрым человеком. Своим искусством он должен возвышать и облагораживать души людей.

- Однажды вы сказали, что глаз видит не форму, а цвет. Колорит ваших полотен - это спонтанный синтез эмоций, интуитивная игра цвета?

- Это прежде всего изучение натуры, природы. Проникновение в нее... Ну и, конечно, знание анатомии, перспективы. Плюс дар от природы. Но это уже не заслуга художника...

- Дар Божий?

- Не знаю... В том виде, как Бог описан в Библии, я не верю. Но то, что над нами есть какая - то громадная сила - нисколько не сомневаюсь. Эта сила создала этот мир. Но нам она никогда не откроется... Как это называется - не знаю. Полагаю, что каждый из нас запрограммирован. У каждого есть предназначение, иначе был бы полный хаос. Муравей несет одну службу, человек - другую, крокодил - третью, червяк - четвертую...

Все разумно. Но в этой жизни и на этой Земле я верю в одного Бога - честного, порядочного и доброго человека.

- Александр Максович, наверное испытываешь необычайное удовольствие, осознавая свое могущество над стихией красок, форм, линий, воплощающих творческую волю.

- Об этом я не думаю, поскольку творчество - это потребность моей души. Если проведу день ничего не делая, то чувствую себя плохо. Чтобы мне было хорошо духовно, психологически и физически - за день я должен что-то сделать и быть этим доволен. Иначе испытываю жуткое состояние души.

- Был момент, когда вы, подобно Пушкину, воскликнули: "Ай-да Шилов!.."

- Скажу вам честно, без всякого лицемерия и ханжества, что я до конца доволен собой никогда не бываю. Вот час доволен... Потом смотрю - что-то не нравится... Идут сомнения... Отсюда, видимо, желание постоянно что-то улучшать и совершенствоваться. Ведь если художник стоит на месте, то завтра он будет катиться вниз. По этому поводу замечательно сказал Репин: "Чтобы создать что-то хорошее - надо смотреть на самое великое". То есть надо всегда чувствовать себя перед великими - маленьким мальчиком. Когда входишь в Италии в Собор Святого Петра и видишь это гениальное творение рук человеческих, мозга, сердца, души, то чувствуешь себя такой мошкой... И невольно думаешь: "Да, на этой Земле выше искусства - ничего нет!"

- Модель всегда во власти художника, поскольку он любой эмоциональный каприз может преподнести как законченную концепцию. Чтобы не деформировать сущность, созданную Творцом, наверное, надо быть осторожным? Или вся прелесть в интерпретации?

- Представьте себе - передо мной человек... Мне нужно создать из красок его образ. А что такое краски? Какой-то пигмент, смешанный на льняном масле... и холст - все неодушевленное... Пишу до того момента, когда образ начинает оживать... Когда могу с этим человеком мысленно разговаривать, так как в портрете через абсолютное сходство мне надо передать внутреннее состояние его души. И чтобы зритель при этом не видел кухни художника.

Художник должен любить того, кого он пишет - будь то старушка, бомж или нежная женщина... Только тогда он сможет написать трогательный образ. Создавая произведение искусства, он должен благоговейно относиться к изображаемому предмету.

- Александр Максович, насколько современное представление о женской красоте отличается от Античности и Ренессанса?

- Что женская, что мужская красота - это для меня гармония души и тела. Женщина может быть красивой, но если она злая и эгоистичная, то смотреть не хочется... Тогда как некрасивая женщина, склонившись над ребенком, выглядит красавицей - состояние души ее преображает...

- Элемент мистики присутствует в искусстве?

- Для меня мистика это то, что я сажусь за голый холст, а через месяц на нем появляется человек. Начинаю вспоминать: как же это я писал его? Создается впечатление, что писал не я... Эту странность мне не смогли объяснить даже известные ученые, к которым я обращался.

- Существует точка зрения, что жанр портрета освобождает мастера от необходимости иметь определенную гражданскую позицию...

- Ни в жанровой картине свое мировоззрение нельзя спрятать, ни в портрете - нет! Каждая моя работа - это мой взгляд на окружающую действительность. Я создаю историю в лицах. Когда мы уйдем из этой жизни, по портретам будут судить - какие жили люди... Что выражали их глаза... Их чувства, сомнения, страдания... А наш внешний вид - одежда, прическа, аксессуары... Разве все это - не исторический жанр?

Да, если художник, подобно гоголевскому Чарткову, будет всех приукрашивать, припудривать, то не исключено, что и его постигнет такая же печальная участь. А если я честно пишу модель, независимо от того к какому социальному кругу она принадлежит - извините, это будет целый срез общества! Как сказал Бальзак: "Художник - это тот человек, который идет с большим зеркалом по большой дороге. Он должен отображать действительность во всех ее проявлениях"... Портрет - это историко-политический жанр.

- Я согласна, так как никогда не забуду, как толпились зрители у картины "Сестра милосердия" во время вашей выставки в Большом Манеже. Седая старушка привлекала большее внимание, чем очаровательные женские лики вокруг... И если зрители говорили: "Какой художник!", то я думала: "Каковы наши люди!"

- Эта маленькая женщина, вытаскивая с поля боя многих людей, спасла сотни жизней...

- Вы согласны с мнением, что таких лиц, как в России, нигде больше нет?

- В смысле перенесенного горя и страдания, наверное. А все мытарства - в лице. И если художник пишет такого человека, то всем своим сердцем он должен чувствовать душу этого человека. Только в этом случае и при наличии, конечно, громадного мастерства, он создает такую вещь, которая проникнет в сердце зрителя.

Изображать человека кляксой и утверждать при этом, что подобное - новое слово в искусстве, до которого простому смертному надо долго расти, - это попытка обмануть людей и размазать критерий настоящего реалистического искусства! Все великие художники максимально приближались к людям. Они их любили, они их уважали и чтили... При этом у них была гордость художника. И прежде чем поставить свою подпись, он знал, что сделать лучше уже нельзя.

- Когда смотришь на картины "Мама", "Вербное воскресение", "Моя бабушка" невольно думаешь, что образы пожилых людей вам особенно близки.

- Правильно, потому что старшее поколение всю жизнь трудилось.. Порой у них не было даже выходных. И несмотря на нелегкую жизнь и натруженные руки, у них добрейшие глаза... Поэтому я люблю писать то поколение. Меня иногда спрашивают, почему я часто пишу старух? Да потому, что я преклоняюсь перед такими качествами, как трудолюбие, верность, доброта, которые сейчас усиленно уничтожаются.

- Если человек вам не симпатичен, но объективно красив - каким вы его изобразите?

- А внешняя красота не скрывает внутреннего состояния человека. Есть, конечно, такие артисты, которые потрясающе играют: внешне - ангельский образ, а внутри такой дьявол сидит! Здесь нужна интуиция художника, чтобы распознать и вытащить со дна души на поверхность истинную сущность данного человека.

- Случалось, что написанный портрет, вам нравился более оригинала?

- Конечно! Допустим, пишешь женский портрет - такая миленькая, женственная, нежная... Вспоминаю Пушкина: "Ах, обмануть меня не трудно!... Я сам обманываться рад!" И вдруг женщина начинает выходить из первоначального образа... Чувствую, что под покровом красоты - там все другое.

И в этот момент думаю: только бы успеть написать по первому впечатлению, чтобы не испортить портрет... Мне говорят: "Вы приукрашиваете"... Нет! Это ностальгия муж чины по Татьяне Лариной...

- Судьбы, изображаемых людей, были вам по-настоящему интересны?

- Очень многие... Например, пулеметчик Шорин, что на тележке без ног... Таких после войны много было. Они по поездам ходили. Сталинский режим ссылал их на Соловки, чтобы они не "загрязняли", извините, окружающий мир своими изуродованными телами и обрубками. Шорин потерял две ноги под Псковом, но после войны не стал пьянствовать и просить милостыню. Устроился на Москабель. Женился на женщине инвалиде. И ребенок у них есть. Сорок лет отработал. Стал заслуженным ветераном войны и труда. Но, к сожалению, наше государство всегда мало обращало на них внимание - и тогда, и сейчас. А ведь они отдавали жизнь и здоровье на выполнение приказов руководства страны.

Сколько я наших несчастных "афганцев" писал, которые без рук, без ног... И очень горько сознавать, что многие из них живут в унижении и нищете...

- Александр Максович, вы не только портретист, но и пейзажист...

- Да, я пишу пейзажи, натюрморты. И жанровые картины у меня есть - "Солдатские матери", "Вдовы войны", "Зацвел багульник". Но больше всего меня интересует человек. Его внешность. Его внутренний мир.

- Что именно побуждает художника к творчеству?

- И любовь, и ненависть, и страдание... Возьмите простую вещь, когда Пушкин влюблялся - какие он стихи писал? Все деятели искусства создавали великие произведения в состоянии влюбленности... Это высшая точка фантазии, идеализма, романтизма! Именно в этот момент художник создает все самое высокое! И в страдании тоже... Если художник равнодушен, если его ничем тронуть нельзя, если с него не "содрана" кожа - он не в состоянии чувствовать тонко, он уже не художник... Художником может быть любая старушка безграмотная, которая в незабудке увидит столько чувства, поэтичности, нежности, что художник и близко этого не почувствует. Только она выразить это не сможет. Так кто больше художник - кто кисть в руке держит или тот, кто чувствует сердцем? Кто сердцем чувствует!... Художник - это человек с тонкой и ранимой душой. Плюс величайшее мастерство.

- Сегодня, если ты не бизнесмен, не мистик и не святой, трудно найти модель для существования. Я понимаю, ваш океан - творчество, но что бы вы сказали обычным людям?

- От того, что я скажу, ничего не изменится. Сейчас запущен механизм самый страшный и опасный - деньги поставлены во главу угла. Покупай, воруй, спекулируй - что хочешь, то и делай! Дали выход всем низменным чувствам, чтобы склонить народ в свою сторону. Если человек украл даже ржавый гвоздь - он уже заложник режима. Он уже думает: как бы не сменился строй, а то меня посадят. Все продумано.

Я считаю в идеале должно быть государство с высочайшей идеологией нравственности, сердца, разума, патриотизма. Да, я не лицемер и не ханжа и тоже хочу жить красиво, но и люди должны жить гордо и в достатке.Понимаю, что все одинаково жить не могут, но средний уровень не должен быть в унижении, когда считают копейки, или просят милостыню. Я в жизни пожил в нищете и знаю, что это такое. Нас троих мать воспитывала одна. Без отца, да еще две бабушки на ее попечении были... Жили от получки до получки, полуголодные ходили... Кормить меня было некому. С восьмого класса учился в школе рабочей молодежи и шесть лет работал грузчиком на мебельной фабрике, на швейной, на винном заводе... Так что я знаю, что такое нищета, и людей этих понимаю. Женщине сложнее, но мужчина, прежде чем жениться, должен чувствовать свою ответственность. Он должен быть гордым и сильным. Если он не рвется к достижению цели,если у него нет честолюбия - он не имеет права жениться, так как будет влачить жалкое существование и обрекать на унижение свою семью.

Но жить богато - это еще не счастливо, так как главный смысл нашей жизни в духовном родстве между людьми, в доброте. Короче, надо жить по таким заветам - Не укради! Не убей! Не лжесвидетельствуй! Но не подставляй другую щеку, когда уже по одной тебя ударили... Это значит плодить зло и преумножать его. Зло должно быть наказуемо. Мы должны быть гордыми, крепкими, спаянными.

Человек не звучит гордо - это все чепуха... Человек должен жить гордо. И не давать себя обманывать ни правительству, ни государству - никому!

- Александр Максович, у России есть будущее или вечная мгла?

- Если наш народ не вспомнит, что он - Народ, а не "народонаселение", то хорошего ничего не будет.

Если наши люди дают себя обкрадывать, обманывать и при этом аплодируют тем, кто их обворовывает - извините, я такой народ не уважаю, хотя сам к нему принадлежу. Ни один народ в мире не позволяет над собой так издеваться - не платить месяцами зарплату за адский труд шахтера, горнодобытчика, да и всем остальным. В какой еще стране не выплачивают пенсию старикам, заработавших ее такой тяжелой ценой? Это элементарное воровство из кармана своего народа.

И поэтому, отвечая на ваш вопрос, могу сказать одно: если наш народ не заставит себя уважать - о светлом будущем говорить не имеет смысла.

 


Проголосуйте
за это произведение


Rambler's Top100