TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

Нина Метельская

Современники

Содержание

 

Разговор в конце века

 

Татьяна Доронина

| Николай Леонов

| Вячеслав Клыков

| Сергей Бочаров

| Римма Казакова

| Алексей Леонов

| Анатолий Карпов

| Сергей Михалков

| Виктор Розов

| Олег алешин

| Виктор Петров

| Анатолий Лукьянов

| Василий Стародубцев

| Елена Мизулина

| Владимир Соколов

| Юрий Болдырев

| Александр Проханов

| Жорес Алферов

| Владимир Шабалин

| Евгения Варламова

| Вячеслав Степин

| Валентин Янин

| Надежда Тарабрина

| Александр Шилов

| Елена Образцова

| Игорь Зиновьев

| Надежда Бабкина

| Юрий Соломин

| Евгений Петросян

| Вячеслав Зайцев

| Алла Дан

"У нас все получится!"

Татьяна Доронина

" Не верю в красивые лозунги... "

 

 

 

живу в России. Я люблю Россию и свое дело тоже. Я не приемлю понятие "эта страна" - так может говорить только мерзавец. Я не понимаю тех, которые говорят "этот народ". Так выражаться может только безумец. Есть и будет всегда святая Русь - моя страна, и всегда будет мой народ".

 

Интервью с художественным руководителем МХАТа им. Горького, Народной артисткой СССР Татьяной Дорониной.

 

 

 

* * *

 

- Татьяна Васильевна, когда глумление над Россией, русской духовностью, русскими гениями стало не только нормой, но чуть ли не доблестью, вы с гордостью называете себя "русской актрисой"...

- Это естественно. Я всегда ею была и, надеюсь, останусь... Нельзя определять достоинства и недостатки, исходя из национального признака - я никогда этим не занималась. Но все, что касается понятия "Россия", "русская актриса", "русский человек" - мне хотелось, чтобы к этому относились так же уважительно, как я отношусь к другим национальностям без какого-либо исключения.

- Каков репертуар вашего театра?

- Поскольку мы называемся Московский Художественный театр имени Горького, то мы продолжаем традиции его основоположников. Основной принцип и знак театра - это, прежде всего, литературный материал. Именно от него зависит насколько идеи добра и человечности, которые мы проповедуем, воплотятся в жизнь... Конечно, основным истоком, питающим моментом репертуара является классика. Трудно представить, что когда-нибудь родится человек, который напишет лучше Чехова, на уровне Горького и Булгакова...

Мы играем пьесы Островского "Доходное место" и "Лес". Взяли инсценировку романа Гончарова "Обрыв". И, конечно же, "Вишневый сад" Чехова. Эта пьеса - истинное воплощение духовности! Воплощение настолько благоуханное и изящное... Там имеет право быть такое количество современных и чрезвычайно интересных интерпретаций! Может быть поэтому, в течение восьми лет мы играем этот спектакль при полном зрительном зале. Причем, он срабатывает даже на "трудной" публике, когда зрителями являются школьники и удержать их внимание достаточно сложно, так как они измучены сегодняшним хаосом, дезориентированы в смысле литературы, поэзии, музыки. Но, слава Богу, нам удается их заинтересовать - они потрясающе слушают и замечательно принимают. И с юмором, оказывается, у них все в порядке. И с чувством драмы все в порядке. И с вежливостью - тоже, так как потом они долго и охотно аплодируют...

- Бросив даже беглый взгляд на афишу театра, можно определить, что к Михаилу Булгакову вы испытываете особое пристрастие...

- Михаил Афанасьевич Булгаков вполне может встать в один ряд с Чеховым по величию духа, пронзительности таланта... Он еще более трагичен, а следовательно еще более ироничен...

Обратите внимание - каждый новый гений является продолжателем духовной идеи предыдущего. Поэтому не случайно "Лес" и "Вишневый сад" - в одном ряду. Это достаточно позиционно. Если перейти от одной пьесы к другой, то мы невольно вспомним фразу "Русские леса трещат под топором"... Эти гениальные люди в своем трагическом предвидении передают друг другу священные заповеди. И одна из главных - береги свою Душу. Береги то, что делает тебя Человеком!

В репертуаре нашего театра три пьесы Булгакова. Это, прежде всего, инсценировка романа "Белая гвардия", написанная самим автором, и существенно отличающаяся от весьма адаптированного варианта пьесы "Дни Турбиных".

Когда мы были на гастролях в Киеве, наш замечательный звукорежиссер Сашенька Самовер записал звон булгаковских часов на Андреевском спуске, в доме ╧ 13, которые в течение многих лет определяли ритм существования семьи этого потрясающего человека. И наш спектакль проходит в атмосфере незримого Булгаковского присутствия - под звон старинных часов...

- В то время, когда "посередь" униженной и голодной России, устраивались шикарные балы - вы ставили неактуальный спектакль "Мы идем смотреть "Чапаева"...

- Да. Этот спектакль по пьесе ленинградского драматурга Данилова производит впечатление чрезвычайное. Чтобы убедиться в этом, вам надо посмотреть на лица зрителей...

В спектакле звучат потрясающие песни Игоря Талькова, и люди в зале плачут.

"Мы идем смотреть "Чапаева", а значит мы не идем смотреть "нечто", что нам сегодня предлагают.

Мы идем рано утром в самый дальний кинотеатр города и смотрим замечательный фильм братьев Васильевых с гениальным актером Борисом Бабочкиным о нашем национальном герое - Василии Ивановиче Чапаеве, который учил целые поколения - что значит любить Родину! И которую сегодня называют "этой".

Почему "эта"?

Потому что Россия сейчас в небрежении, в нищете! Потому что ее обворовали! Потому что над ней надругались! Ее губят и грабят! Рубят ее вековые леса и лихорадочно вывозят ее богатства! Методично истребляют народ!

- Почему именно в перестроечное время появилось так много скабрезных анекдотов о Чапаеве?

- Надо было уничтожить образ национального героя. Это запускается специально и старательно муссируется. Образ Чапаева воспитал многие поколения, и прежде всего то, которое отстояло Родину в последней страшной войне. И поэтому надо было хорошо поработать, чтобы разрушить этот образ.

- Вы верите в перспективу коммунистических идей?

- Я верю в добрые дела, которые органичны и естественны как дыхание, как любовь к окружающему миру... Не верю в красивые лозунги, а верю в христианские заповеди. Если идея имеет общее с благой направленностью - значит я вместе с ней.

- Сейчас повсеместно воздвигаются Храмы и в то же самое время разрушается главный храм - храм нашей Души. Грязный поток разврата, насилия, крови захлестывает дьявольской волной.

Как вы прокомментируете подобное лицемерие власть предержащих?

- Храм нашей Души - это личное дело каждого. И мы должны сами оберегать его... То, что делают в средствах массовой информации - их грех, их отсутствие веры. И перед Богом они ответят... Тяжесть их греха в том, что они берут в плен слабые души детей. И этому бесстыдному и наглому прессингу должно противостоять все общество.

В этом наступлении греха и внедрении его в наши души и заключается Беда, которая обрушилась на нас. И противостоять ей - наша основная миссия.

Что касается храмов, то их строит наша Церковь на пожертвования порядочных и истинно верующих людей, на пожертвования нашего народа, а это дело Святое.

- Татьяна Васильевна, какое развитие тема любви находит в вашей жизни и творчестве?

- Если говорить "вообще" о любви, то ради этого существует моя профессия. Именно в ней выражается любовь к миру, к природе, к людям, друг к другу... Каждая роль - во славу Любви!

О любви в моей жизни... Быть может, двадцать лет назад на этот вопрос я ответила как-то по-другому... Но сегодня сама по себе жизнь для меня - уже счастье. И очень важно, чтобы в этой жизни люди уважительно относились друг к другу, не унижали друг друга... Здесь мы опять приходим к христианской заповеди "Возлюби ближнего, как самого себя". А для начала - возлюби Господа, то есть саму идею этой Любви. Ведь не зря по толстовскому определению "Бог есть Любовь"... Так вот, наличие в тебе этой любви и способность любить мир вокруг - это и есть счастье.

Если человек одарен этим счастьем - ему не так больно будет жить даже при том унижении, в котором мы все сейчас находимся и о котором нам все время напоминают.

Нашу духовность унижают ежедневно и ежечасно. Обратите внимание - если показывают хороший фильм, то "вдруг" в самый волнующий нравственный момент этого фильма врывается реклама. Идет нечто безобразное, унижающее, отвратительное... Создается впечатление, что подобное никто не может предотвратить, так как за "это" "кто-то" заплатил. И заплатили не за то, чтобы активно покупали, а чтобы не дать людям объединиться и сделать нашу жизнь достойной!

- Какой момент своей жизни вы воспринимаете как "звездный"?

- Никакой... Вся моя жизнь - это работа. Мне ничего не давалось просто так...

Если вы имеете в виду тот период, когда шли фильмы со столь оглушительным успехом, то для меня это был момент большого неудобства. Когда ежеминутно раздается звонок телефона и одновременно в дверь - это очень тяжело. Далее, когда вы выходите - вас встречает огромная толпа, которая провожает до театра. Пройти ее довольно трудно. Понимаю, люди пришли выразить добрые чувства. И я им благодарна, но мне надо работать, а они мне мешают.

Их отношение было трогательным - цветы, книги, милые подарки... Но мне не удавалось побыть одной - ни дома, ни на улице - всюду меня сопровождали люди. И ничто не могло спасти: ни темные очки, ни косынка - узнавали все равно... Если это - определение "Звезды", то для работы оно неудобно, но в то же время приятно, потому что показывает, что все, сделанное тобой, имеет смысл, раз вызывает подобную благодарность.

- Какая ваша самая большая слабость?

- У меня их так много... Но самая неудобная, пожалуй, эмоциональный отклик на все! А жить с этим очень трудно, так как восприятие обострено. В бытовом смысле тоже есть - иногда взрываюсь, хотя и пытаюсь сдерживать эмоции, но не всегда удается.

- Что вы цените в людях?

- Мне трудно ответить на этот вопрос... Но люди, которые сегодня приходят в театр, и которым театр нужен - их я люблю и безгранично уважаю, потому что понимаю: как же неудобно добираться до театра и идти по темным улицам после спектакля. Ведь после работы они не усаживаются перед телевизором, а идут в театр, так как это их внутренняя потребность. И пока эта потребность в музыке, театре, поэзии существует - значит, мы живы.

- Какие мужчины производят на вас впечатление?

- Это вопрос чисто академический... Я могу сказать, какие мне нравились - умные, талантливые, безусловно, с юмором и чтобы они были Мужчинами...

- Сильный характер русских женщин не освобождает наших мужчин от обязанности "быть сильными"?

- Русские мужчины, как и другие мужчины, сегодня чувствуют большое унижение. Говорить, что они обессилили яне могу, но то, что они растерялись не менее, чем русские женщины - это факт!

- Вы верите в предопределенность Судьбы?

- Раньше я верила... Очень бы хотелось, чтобы справедливость восторжествовала скорей... Сейчас я тоже верю, но предполагаемые сроки достаточно отодвинулись. Является ли это скептицизмом? Я не знаю. Но то, что зло будет наказано - не сомневаюсь.

- Татьяна Васильевна, вы оставили глубокий след в наших душах, создав образы прекрасных русских женщин в кинофильмах "Старшая сестра", "Три тополя на Плющихе", "Еще раз про любовь" и многих других...

Думали ли вы, что будучи Народной артисткой СССР, художественным руководителем МХАТа им. Горького по силе характера вы превзойдете своих героинь, оставаясь Личностью в это остросюжетное время?

- Я не могу превзойти то, что меня сформировало. Трудно сразу сказать, чему меня научила роль в "Фабричной девчонке" или роль Настасьи Филипповны, Надежды Монаховой, Софьи и Лушки... Но то, что они меня сформировали - это без сомнения.

Многие считают, что я являюсь прототипом некоторых современных пьес, но это не так. Хотя, признаюсь, мне приятно, когда меня отождествляют с героинями, достойными уважения. Значит я, в какой то мере, являюсь знаком человека порядочного.

- У вас есть Мечта?

- Есть. Я хочу, чтобы Россия была сильной, разумной, непьющей! Чтобы не было бездомных детей!

И самое главное - чтобы мы научились уважать себя!


Проголосуйте
за это произведение


Rambler's Top100