TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

Нина Метельская

Современники

Содержание

 

Разговор в конце века

 

Татьяна Доронина

| Николай Леонов

| Вячеслав Клыков

| Сергей Бочаров

| Римма Казакова

| Алексей Леонов

| Анатолий Карпов

| Сергей Михалков

| Виктор Розов

| Олег алешин

| Виктор Петров

| Анатолий Лукьянов

| Василий Стародубцев

| Елена Мизулина

| Владимир Соколов

| Юрий Болдырев

| Александр Проханов

| Жорес Алферов

| Владимир Шабалин

| Евгения Варламова

| Вячеслав Степин

| Валентин Янин

| Надежда Тарабрина

| Александр Шилов

| Елена Образцова

| Игорь Зиновьев

| Надежда Бабкина

| Юрий Соломин

| Евгений Петросян

| Вячеслав Зайцев

| Алла Дан

| Геннадий Гончаров

"У нас все получится!"

Евгений Петросян

" Я - не железный Феликс "

 

 

 

Наш обаятельный мэтр юмора Евгений Петросян много лет дарит нам хорошее настроение и заставляет смеяться даже тогда, когда окружающая действительность к этому не располагает.

 

Как ему это удается? Быть может потому, что он давно постиг истину - "Трагизм эпохи выражен в ее смехе", но нас старается уверить, что "юмор всего лишь спасательный круг на волнах жизни"...

 

 

 

 

* * *

 

- Евгений Ваганович, чем юмор "развитого" социализма отличается от юмора недоразвитой демократии?

- Один из моих приятелей назвал этот период расцветом махровой демократии... Кстати, у него есть еще одна интересная мысль: сегодня мы живем уже лучше, чем завтра...

Я думаю, что юмор - комментатор сегодняшней жизни. Чем жизнь отличается - тем и юмор отличается. Юмор - это художественный отход от нормы, но отходя от нее, он комментирует эту норму. И если мы будем искать разницу, то она лишь в теме, а не в правилах остроумия.

- Вы с одинаковым удовольствием шутили и в То, и в Это время?

- Мой юмор всегда был сквозь слезы... такова наша жизнь. Я не согласен с теми, кто утверждает, что раньше мы жили хорошо. Да, у нас был необходимый минимум, но тоже было плохо. Ну, а то, что происходит сейчас вызывает у меня глубокую грусть и тоску. Но я - юморист, а потому должен заставлять людей улыбаться и не терять надежду, что и делаю...

Потом, у нас не все так плохо - есть гласность! Хотя нередко она переходит в хамство, а это уже нарушение этических норм. Отсутствие этики нас может привести к катастрофе всемирной, так как в нашем мире все взаимосвязано. Гласность - это испытание, посланное душе нашей. И если мы перейдем в сплошное хамство, в сплошную неправду и начнем дубасить друг друга по голове, то мы не пройдем этого испытания...

Мне нравится, что городам возвращают исконные названия. Но мне не нравится, что отменяют Пушкинскую улицу... Мне не нравится, что отменяют улицы, названные в честь знаменитых и великих Мужей Земли Русской. Против этого я протестую всей душой.

А ведь я eщe в 1986 году орал со сцены, призывая возвращать исконные названия...

- Не рады, что ваши благие пожелания стали реальностью?

- Реальностью до такой степени, что о подобном я и помыслить не мог! Мне хочется видеть нас гармоничными, культурными...

А что значит культурный человек? Это человек, который воспринимает явления вкупе, не обособленно. Он обобщает и дифференцирует, так как у него есть собственное мироощущение и мировоззрение, а следовательно и потребность сохранить все лучшее, что накопило человечество. Это еще называется нравственностью.

- Да, разворачиваешь газету, а там - вульгарный пасквиль на Пушкина. "Автор не хам, а Хармс" - поясняют "доброжелатели"...

- Каждый случай надо рассматривать в конкретике. Пошутить над гением тоже можно, но при этом я должен ощущать авторское уважение к нему. Если автор этого "куража" смотрит, хе-хе, на Пушкина сверху - вниз, то он сам себя высекает и дискредитирует... Пушкин не нуждается в защите. Пушкин - вне комментариев!

Даже если мы перебьем друг друга дубинами - Пушкин останется Пушкиным!

В моем спектакле "Страна Лимония, деревня Петросяния" от имени памятника Пушкину, который "наблюдает" и "оценивает" происходящее, я произношу монолог:

"Раньше мимо меня извозчики проезжали, шапки снимали, приговаривая всякие добрые слова... Потом влюбленные встречались вокруг меня, особенно после войны... Сколько их тут было! На лавочках сидели, целовались, планы на будущее строили... А сейчас возле меня торгуют вон тридцать три богатыря - продают кольчугу своего начальника..."

Пушкин вошел в нашу жизнь серьезно и навсегда. Это наш пророк, это наш воспитатель, это наш высший канон!

- Вы однажды хорошо сказали: "Юмор - антитеза злу". Любое искусство должно служить добру. Если не служит, то - не искусство.

С каким злом сражается ваша "кавалерия острот" и эстрадных сарказмов?

- В частности я сказать не могу, так как комментирую всю нашу жизнь. Я против того, что мешает нам жить, развиваться и ощущать себя человеком.

Как жить по-человечески?

Это очень серьезная тема. Неспроста один из моих фельетонов в спектакле "Дураки мы все" посвящен этому.

Что такое жить по-человечески? Это что, много зарабатывать и мало работать при этом? Жить по-человечески - это, прежде всего, испытывать гордость за свою страну! Слушать хорошую музыку. Смотреть хорошие фильмы. Покупать хорошие книги за нормальную цену. Видеть счастливых стариков и детей. И чтобы дети в нашей стране не были роскошью... Это и есть жить по-человечески. Но при этом надо вкалывать! С неба ничего не сыплется... Вкалывать! Работать в поте лица, но чтобы работа при этом нравилась тебе.

- Вы следуете этой заповеди?

- У меня другая крайность: я - трудоголик. Вообще не могу отдыхать - везде работаю. Даже в санатории отправился со всем своим кабинетом - с компьютером, где сочинял сценарий, с книгами, видеокассетами, которые мне надо просмотреть и прочим. Работал между уколами, но чувствовал себя хорошо, наверное, потому, что жил по-человечески... Для меня отдых - смена деятельности внутри моей работы.

- Согласны ли вы с мнением, что Россия - страна дураков, а потому на этом Поле Чудес и для аферистов, и для юмористов простора всегда предостаточно?

- Я не согласен, что Россия - страна дураков... Просто аферистам и... кого вы еще назвали? (Смеется). Ах, да - юмористам есть где разгуляться, потому что Россия - огромная страна! На эту тему у меня тоже есть фельетон.

Чем мы отличаемся от всех народов мира? Большинство народов мира притворяются умными, а мы - наоборот... (Смеется). Наш любимый сказочный герой - Иванушка-дурачок... Но мы знаем, что в конце сказки выясняется, что он со-о-всем не дурак! У Монтеня есть замечательная фраза: "Если хочешь расстаться с невежеством - надо в нем признаться". Так вот, наш народ умеет признаваться: Да, мы дураки!" Может быть, это и дает ему силы, когда они наисходе?

Нам нечего самоутверждаться - у нас шестая часть Земли! Да, мы - дураки, но пока...

Что касается юмористов... Самый большой юморист - это наш народ, который за словом в карман не лезет, любит и ценит юмор.

- И все-таки, почему у нас все, как в песенке: "что они ни делают - не идут дела... Видно, в понедельник "нас" мама родила?"

- (Смеется продолжительное время) Надо сказать песня - гениальная!!! Да, видно, в Понедельник нас всех мама родила!

А если серьезно, мы ведь Евроазия... Находимся в постоянных противоречиях между Европой и Азией... Чаадаев, исходя из этого, строил свою трагическую концепцию о том, какую грустную роль играет Россия на этой Земле... Но в отличие от других народов у нас есть одна особенность - мы издеваемся над собственным... Это мазохизм какой-то...Мой друг Миxaил Зaдоpнoв пpaвильнo yточнил: рaз y нac бoльшe Азии, то мы, значит, Азиопа. И эта Азиопа очень мучается, что она - Азиопа... И только благодаря долготерпению и мудрости своего народа она все-таки не деградирует, а движется вперед... Знаете, когда я смотрю передачу "Умники и умницы", то у меня текут слезы... Счастливые слезы...

"Нет, думаю, наша духовность не даст нам погибнуть. Дай только почву - все вырастет!"

- Вы счастливчик! Всегда бесстрашно остроумны и беспечно ироничны!

Вас, наверное, ничто не загонит в глубокий нокаут?

- Я - обычный человек. Хе-хе! И совсем не Железный Феликс... Нокаута не боюсь только на сцене, так как владею ситуацией и готов к любым сюрпризам. Если рухнет потолок (не дай Бог, конечно). Не закроется занавес. Отключится микрофон. Партнер забудет текст, выйдет на сцену какое-нибудь животное. Ничто не застанет меня врасплох.

- Это называется "наивысший профессионализм".

- Ну, не будем так классифицировать... Просто, на сцене - я, как рыба в воде.

Однажды в Астрахани, в 1991 году, но еще при социализме, во время моего выступления погас свет, а следовательно отключился и микрофон. Позже я узнал, что какая-то их электростанция работала с большими дефектами, причем, вырубалась фундаментально. И жители это знали. Так вот, когда погас свет - все замерли, огорчились... А я стоял в маске кавказца. Небольшой нокаут, конечно, был. Но через секунду я им сказал:

"Тварши! Нэ агарчайтэс. Мы стали свыдэтлями патрсающего слючая, истрическова, кагда сциалызм мынус элктрфкацыя всэй страны! Щас всо ыдет к этму..." - И зал зааплодировал... Выступление продолжалось без микрофона. Они были так благодарны! Так внимательно меня слушали! Ловили каждое слово. Кто-то принес фонарик и немного подсветил... Мы все были единым целым, прекрасным и одухотворенным целым! И во всем этом был глубокий смысл - что ничего нам не страшно, мы все преодолеем...

Присутствующий при нашей беседе автор многих поэтических экспромтов Петр Градов мгновенно прокомментировал услышанное:

Никто мне не поможет,

И вам понятно это.

Со светом каждый может,

а я могу без света...

- Браво, Петя! - рассмеялся Евгений Ваганович и продолжил: Знаете, ведь самый большой грех артиста - это обидеть зрителей.

В начале 80-х я принимал участие в телевизионной съемке, которая называлась "После смены". Это был концерт в цеху - среди заводской арматуры, станков, кранов. Вот объявили имя известнейшей балерины - раздался шквал аплодисментов! Балерина вышла, мазнула пальчиком по сцене - грязь. А у нее роскошный костюм от Кардена, или еще от кого, стоимостью в Мерседес! "Вы за него платить будете? - спросила она у рабочих. В зале воцарилась тишина... Тут появилась тетя Зина с двумя ведрами, которая на совесть скребла и мыла полтора часа. Люди на кранах терпеливо стояли и ждали... Снова появилась балерина в "Кардене". "Это недостаточно чисто", - заявила она и ушла со сцены... Я считаю, что она взяла на себя большой грех - обидела зрителей. Цех - это не Большой театр! А если ты - профессионал, то будь добр...

- Как мы выяснили, на сцене у вас стопроцентное самообладание, а в жизни?

- А в жизни, как уже сказал, я обычный человек, самый обычный... Порой очень вспыльчивый - и это, думаю, не единственный мой недостаток.

- Хорошо, другие - будем только предполагать...

- Вы меня не идеализируйте. Повторяю, я - человек не без недостатков!

- Общеизвестно, что юмор - лучшее лекарство от депрессии... Какой остроумный опус может вернуть вас к жизни?

- В зависимости от настроения... Ну, вот, например: гуляет "новый русский" со своим сынишкой по скверику и видит - художник стоит с мольбертом и рисует пейзаж... Новый русский и говорит сыну:

"Видишь, сынок, как мужик без полароида мучается"... (Смеется).

- Юмор имеет утилитарно-прикладное значение? В житейской канители он вас выручал?

- Безусловно! Я призываю всех и рекомендую всем юмор использовать максимально! Ученые мне говорили, что юмор способствует выздоровлению. Юмор - наш психолог, развлекатель и терапевт! Юмор - дар Божий! Вы хотите пример?

Однажды много лет назад я, как тот "новый русский", гулял по парку. Вдруг меня окружила подростковая компания человек в двадцать. Настроение у них было агрессивное - им очень хотелось кого-то поколотить, ну, а тут подвернулся я. Окружив меня с воинственным видом, они, было, решили взяться "за дело", как я, вдруг, сам не ведая, сказал им что-то смешное - ребята весело расхохотались, и, забыв о своем намерении, ушли... Юмор выбил из них агрессию.

- Несмотря на сарказм и нелицеприятную прямолинейность ваших юмористических фельетонов, вы - не "ядовитый тарантул". Так много в вас мягкости, искренности и доброты.

В обычной жизни вы так же симпатичны?

- Стараюсь... Но вообще-то, я - зануда в своем деле... Хотя и стремлюсь не доставлять окружающим неудобств, но не всегда получается.

- Какое место в вашей жизни занимает женщина?

- О! Это самая больная тема! Несмотря на то, что я женатый человек и примерный муж, каюсь, я - женоугодник!

Не скажу что повеса, но... Люблю красиво ухаживать. Люблю, когда женщине со мной xopoшo. Но главное - чтобы она была рядом...

- И какое орудие женского "террора" имеет особенную власть над вами?

- Да все! Все женские орудия имеют надо мной власть! И красота... и обаяние... Но самое страшное орудие - женские слезы! Без душевной травмы - видеть их не могу! Плачущая женщина может вить из меня веревки...

- Могли бы вы опровергнуть предположение. женщин, что мужчины - существа не идеальные...

- (Смеется) Такая философия тоже женское оружие! И довольно взрывоопасное!

Так как я представитель этого отряда Homo Sapiens, то не могу судить - мерзавцы мы или нет? Уж какие есть! Одно знаю: как нам без вас - так и вам без нас - не обойтись!

Когда-то у меня был такой рассказик, по-моему, Владимира Климовича:

"Компотов всегда был примерным мужем - отдавал жене всю зарплату, дарил цветы и выносил мусор... И вот однажды, возвратясь с помойки, с мусорным ведром, он не засталжену дома - она ушла к другому... Не все мужчины сволочи!

- Евгений Ваганович, вы пишите книгу об остроумии великих людей. Поделитесь - насколько они остроумны...

- Моя книжка "От смешного до великого" уже вышла.

Да, я начал писать об остроумии в мировой литературе и, обратясь к классике, вышел на более широкие горизонты, где юмор соседствует с глубокой философией. Таким образом, я решил протолдычить современному человеку истины, которые он забыл, но в художественной форме. Вот, послушайте, как замечательно сказал Дон Аминадо:

" Бросить в женщину камень можно только в одном случае - если он драгоценный".

Или:

"Счастливым называется такой брак, когда одна половина храпит, а другая не слышит..."

 

 

 

 


Проголосуйте
за это произведение


Rambler's Top100