TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


16.12.2013
17:01

И вот такую любовь-поглощение Украина отвергла.

    Хочется как-то отреагировать на события на Украине. Разрешите, я перепечатаю давно стоящий в интернете материал 1993 года создания. Мало ж кто туда заглядывает. Плюс . . .

15.12.2013
12:29

Аранышев.

    Было так. Я спросил Яндекс: "Лучшие художники современного искусства". Что-то выбрал в предложенном перечне сайтов, открыл, а там список из нескольких фамилий с . . .

13.12.2013
13:34

Но как я пролетел!

    Пролетел я с оценкой (обнаруженного одним ни в чём не заинтересованным корреспондентом) безразличия большинства присутствующих на евромайдане к евроинтеграции Украины в начале декабря в 2013 году. Я оценил безразличие как мещанство большинства присутствующих. Невольный намёк получился на проплаченность присутствия и на оранжевость революции. Оранжевые ж революции это движения меньшинства, считающего себя духовной элитой, а не народа, то есть большинства, элитой себя не считающего. И оранжевые революции выражают интересы меньшинства. В России в 1991 году, например, на стороне √ так они себя называли √ революционеров были, например, рокеры, отличающиеся ⌠катанием на мощных мотоциклах и тяжелыми кожаными одеяниями■ (Большой толковый социологический словарь). Это √ дорогое удовольствие. И идеал таких людей √ вседозволенность предельного опыта в обществе потребления. ГКЧП мыслился как возврат к советской власти, которая хоть и лживо боролась со вседозволенностью, но всё-таки боролась. И рокерам этого было не нужно. А народу √ нужно, как это стало явным через 20 лет. Менталитет народа не меняется веками. То же, собственно, с украинцами. Они любят лузгать семечки, как и другие славяне. И мечтая о рае Европейского Союза, хотят скорее без виз туда ездить в своё удовольствие, а не потому, что работы не станет от наводнения страны западноевропейскими товарами. Но то √ народ думает про безработицу, а не активисты с политическим темпераментом.

    Последние же идут на майдан стоять как на обычное дело, пожалуй.

    Революция и┘ обычность.

    А я пролетел с мещанством активистов. И вернули меня к истине Гойя с Лотманом.

    Лотман одним своим соображением побудил, было, меня усомниться в художественности (противоречивости) офортов Гойи. Вот оно, соображение:

    ⌠Обеднение жизни (тупость, идиотизм, физическое безобразие) тоже может быть предметом искусства, но оно требует компенсации в виде подчеркнутого отрицательного отношения автора. Это мы видим в карикатуре или, например, в гравюрах Гойи■.

    ⌠┘два противопоставленных объекта меняются доминирующими признаками┘ Эти перевернутые сюжеты, как правило, использовались в сатирических текстах■.

    Как правило...

    Но!

    Для меня-то сатира √ малохудожественный род искусства. Он имеет дело со знаемым. Автор, критикующий нечто, ЗАРАНЕЕ знает норму! То есть в таком произведении не будет загадки, тайны для восприемника, ибо не было её и для автора. Автор не подсознание своё выражал, мечась в противоречиях текста, а сознание (равномощная противоречивость ему не нужна.) Идиотизм (отрицательное), будучи отвергнут (отрицательным к себе отношением автора), даёт нормальность. Отрицание отрицания есть утверждение. Тут чистая логика.

    Было б жаль отдавать Лотману Гойю для характеристики, мол, в гравюрах он сатирик.

    Ну кого он высмеивает вот здесь?

    Какое мужество!

    http://coleccion.obrasocialncg.com/autores_260_goya.html

    Или пусть даже здесь не сатира, а восхваляющая изопублицистика √ всё равно жаль признавать и то, и то.

    Судя по названию, он высмеивает женщину (как вариант, по крайней мере).

    А ну, анализируем, как предлагает Лотман: безобра`зное, перевёрнутый образ, нежная маленькая женщина на войне √ иронией (ей взобраться на гору трупов здоровенных мужчин пришлось, чтоб дотянуться фитилём до запального отверстия; ну а как она до того целилась-двигала эту громаду-пушку? или она по-женски, без понятия, не целясь, наобум Лазаря стрельнет) √ Гойя превознёс героиню (уж на что, на что, а на порыв женщина способна, пусть и бесполезный).

    Или что-то не то в этом анализе?

    Движемся иначе.

    Трогательная нежная женщина на┘ героической войне (все до смерти на своих местах были) √ это нормальная для народа война: до смерти тяжёлая работа.

    Трогательная хрупкость, нежность женщины √ это сама по себе ценность. Героизм мужчин на войне, не солдат (они не в форме), не отступать до смерти √ это тоже ценность, совсем другая. У мужчин испокон веков принято на войне вести себя геройски. То есть Гойя столкнул друг с другом ценностные противоречия. То, что и определяет художественность, принадлежность к высочайшему искусству.

    То же, собственно, и с вариантами понимания названия в зависимости от интонаций произнесения (которых нет!): насмешка / восхищение.

    Ну а разве это подсознательное переживание √ нормальность? √ Да, пожалуй. Пока Гойя это не открыл. То есть это √ реализм!?

    А ну, смотрим ⌠Капричос■.

    Ты, которому невмоготу.

    http://gravura.ts6.ru/book_history_engraving/western_european_engraving_19th_Francisco_Goya.html

    Тоже перевёрнутый образ всадника. Шпоры на ослах. И вверху они. На людях. Но главное √ как ни в чём не бывало всё. Ослы дружатся друг с другом. Люди┘

    Нижний √ тот совершенно равнодушен. Всё нормально. Верхнему, да, невмоготу что-то. Но оба смотрят вниз. Привычно. Ну власть. Ну она от Бога. Так устроено. Что ж. Ну бурчит один.

    В чём вид ⌠подчеркнутого отрицательного отношения автора■? √ Неужели в заглавии? Или всё же в изображённой ненамеренности поменять норму?

    Безобразная норма + ненамеренность её поменять = ?

    ⌠Лишь тогда, когда ⌠низы■ не хотят старого и когда ⌠верхи■ не могут по-старому, лишь тогда революция может победить■ (Ленин).

    В случае с невосставшей Испанией и Гойей ситуация какая-то оранжевая: низы (человек, лицо которого ниже) привыкли, некие верхи (человек, лицо которого выше) будоражат. И √ пшик. То есть опять реализм! Бесплодность оранжевых революций (как на Украине в 2004-м, как в Кыргызстане в 2005-м, как в Белоруссии в 2011-м, как безнародные дворянские революции в Европе после падения Наполеона). То же √ с недоговорённостью в названии. Там ⌠Заткнись, слабак!■ или ⌠Скинь осла!■? Что если и то, и то. И итог √ совершенно неожидан и нецитируем: ⌠Договорись с товарищем!■ И √ мудр, как это всегда с реализмом. Аж до некой чуть не безнравственности доходящее спокойствие: вот так оно есть, а я, автор, не при чём; разве что открыл то, что вы не видели.

    Потому и такая отстранённость от содержания чувствуется в уравновешенности форм. В свету одна часть ствола, в тени √ другая. Тёмная верхняя часть женской фигуры √ светлая нижняя. Пирамидальность композиции в правой части офорта √ пирамидальная гора слева. Статуарность господствует и в другом офорте. Встретились, упёрлись друг в друга. Друзья┘

    Эти статуарность, уравновешенность не только в изображениях, но и в недоговорённости названий, могущих быть частями прямо противоположного, доказывают, что перед нами не произведение, характерное эпохе Просвещения (хронологически на которую приходится творчество Гойи). У Просвещения тут была б ⌠в лоб■ страсть: ⌠Так! Так! И только так!■ Как у оранжевых теперь.

    Нет, реализм (социальное открытие художественным, т.е. противоречивым, образом) у него √ это редкие, наверно, прорывы. Он был всё же сыном эпохи Просвещения и воспевал заранее, до акта творчества знаемую норму.

    12 декабря2013г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
309757  2013-12-13 14:41:02
Воложин
- АргоСША и читавшие 309733

Я ошибся, охарактеризовав активистов на евромайдане мещанами.

Данная заметка показывает, как я ошибку понял.

11.12.2013
14:00

Почему сериал "Оттепель" Тодоровского плохой?

    Отправной точкой моего разбора являются две идеи: идеостиля и повторяемости его в веках. Например, тяга к классицизму в советском искусстве. Классицизм √ . . .

08.12.2013
18:02

Франсуа Буше.

    Я рококо понимаю как индивидуалистический бунт против обществизма при классицизме. А поскольку сильнейшая степень такого бунта есть в веках повторяющееся . . .

01.12.2013
22:40

Острастка Ставроса Диакумиса Укоаине.

    Я всё ругаюсь на искусство, ограничивающее себя образами для выражения того, что хочет сказать художник. Слабо, мол. Выражает знаемое. То ли дело, мол, выражать . . .

01.12.2013
15:47

Не про "Идеального мужа" Богомолова.

    Что бывает если отдаться тому, что тебя несёт? Вдруг что-то остро-интересное? Меня несёт всё усиливающееся ощущение падения высокого искусства. Падение √ из-за . . .

27.11.2013
12:33

Появился первый признак моей правоты о Германе старшем.

    Герман не прогнулся перед наступившим капитализмом. То же будет и с ⌠Трудно быть богом■. http://art-otkrytie.narod.ru/german-st.htm Признак состоит в том, что Герман сделал в . . .

25.11.2013
08:47

Иванов и Велединский

    Недавно в клубе ⌠Что? Где? Когда?■ прозвучал смешной вопрос: ⌠Почему крестьяне не разбили статую?■ Ввод в вопрос приблизительно такой. Во время революции . . .

10.11.2013
11:13

Ай да Быков! Ай не молодец!

    ⌠Поистине, бывают странные сближения■, так заканчивает Дмитрий Быков свою статью ⌠Странные сближения■, якобы перекликаясь с Пушкиным: ⌠В конце 1825 года . . .

03.11.2013
14:16

Всё проходит. А унижение народа?..

    Дню всенародного единства посвящается. Начинает выкристаллизовываться у меня новый жанр искусствоведческого разбора √ объяснять самому себе, почему мне стыдно . . .

01.11.2013
15:07

Эх, Буслов!

    - Мне стыдно. - А кто ты такой, чтоб публично каяться? - Ну┘ Какой-то круг людей меня знает. Вдруг полезно будет им, если на это наткнутся┘ - И в чём польза? - Одна из . . .

20.10.2013
15:03

Наталья Гончарова, но не та.

    + Я воспользуюсь самоцитатой из другой своей статьи об абстрактной живописи (см. тут): "абстракционизм √ это человеконенавистничество". Гончарова. Испанка. Около . . .

12.10.2013
17:00

Внимательность первооткрывателя.

    В этой заметке я пользуюсь достижениями, записанными тут. Раз я считаю, что большой художник выражает подсознательное, то могу думать, что эта таинственная . . .

10.10.2013
14:27

Бедный, всё потерявший, Кундера.

    Я, наверно, где-то слышал звон, что Кундера √ постмодернист. А постомдернист, по-моему, и одним словом, √ это пофигист. Нет, мол, больше на свете того, что можно было б . . .

06.10.2013
11:29

Рассчётливый фокус или вдохновенное искусство?

    Не исключено, что удастся сказать что-то внятное о поразительном художнике Алекперове. Он рисует┘ тенями. И мне посчастливилось услышать из его уст пару слов об . . .

04.10.2013
18:36

Цветущая сложность.

    Есть так называемые инактуальные чувства. Скажем, знаешь, что Репин гений, и┘ нисколько он тебя не волнует. Где-то висят его картины, а ты к ним не стремишься. И к . . .

03.10.2013
12:26

Подвох Веласкеса.

    Про Веласкеса пишут, что он так рисовал портреты, что иным портретируемым было страшно смотреть: он-де душу портретируемого напоказ выставлял, и если та была не . . .

21.09.2013
21:43

Аввакум и вседоговор.

    Отталкивание от бесчеловечных сторон современной мировой цивилизации заставляет подчас встать на ограниченную точку зрения отсталой, косной массы. Кожинов . . .

14.09.2013
15:18

Непонятый Клузо.

    В кинематографе Клузо сочетается несочетаемое. Алексей Гусев. Не важно, кто меня навёл на фильм 1943 года √ Клузо, ⌠Ворон■. Не важно, что я не смог его смотреть . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100