TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.10.2013
14:27

Бедный, всё потерявший, Кундера.

    Я, наверно, где-то слышал звон, что Кундера √ постмодернист. А постомдернист, по-моему, и одним словом, √ это пофигист. Нет, мол, больше на свете того, что можно было б . . .

06.10.2013
11:29

Рассчётливый фокус или вдохновенное искусство?

    Не исключено, что удастся сказать что-то внятное о поразительном художнике Алекперове. Он рисует┘ тенями. И мне посчастливилось услышать из его уст пару слов об . . .

04.10.2013
18:36

Цветущая сложность.

    Есть так называемые инактуальные чувства. Скажем, знаешь, что Репин гений, и┘ нисколько он тебя не волнует. Где-то висят его картины, а ты к ним не стремишься. И к . . .

03.10.2013
12:26

Подвох Веласкеса.

    Про Веласкеса пишут, что он так рисовал портреты, что иным портретируемым было страшно смотреть: он-де душу портретируемого напоказ выставлял, и если та была не . . .

21.09.2013
21:43

Аввакум и вседоговор.

    Отталкивание от бесчеловечных сторон современной мировой цивилизации заставляет подчас встать на ограниченную точку зрения отсталой, косной массы. Кожинов . . .

14.09.2013
15:18

Непонятый Клузо.

     

    В кинематографе Клузо сочетается несочетаемое.

    Алексей Гусев.

    Не важно, кто меня навёл на фильм 1943 года √ Клузо, ⌠Ворон■. Не важно, что я не смог его смотреть без брезгливости: в СССР идёт страшенная война, а тут снят фильм про миленький французский городок, живущий так, будто нет мировой войны на свете. Важно, что я потом понял, что всё у Клузо не зря. Даже то, что снял он свой фильм на фашистской киностудии.

    А понять всё можно по капле: не нужно выпивать всё море, чтоб понять его вкус.

    Это соображение я взял у знаменитого литературоведа и методиста преподавания литературы Гуковского. Он умер в 1950 году. А книга Выготского ⌠Психология искусства■ впервые была издана в 1965 году. Гуковскому же не привелось понять, что такое художественность. Соответственно и я влип однажды (но, прекрасно зная эту книгу), - влип, когда вздумал сам потеоретизировать. Мне захотелось составить перечень художественных элементов произведений, которых мне удалось истолковать. И я даже далеко зашёл в осуществлении этого замысла. Как вдруг обескураженно понял, что я совсем забыл, что по Выготскому-то художественность √ в противоречивости частей текста друг другу. То есть, когда я взялся составлять перечень художественных элементов, я невольно стал их переписывать без учёта противоречивости, как Гуковский. Например, зыбкая синтаксическая связь. (Жуковский её применял.) Так именно для Жуковского Гуковский имел-таки право называть зыбкую синтаксическую связь √ художественным элементом, ибо в нём, в элементе, было выражено целое. (Выражение целого элементом, по Гуковскому, было художественностью.) Этот элемент ⌠в лоб■, так сказать, воздействовал на подсознание читателя, выражая ценный для Жуковского внутренний мир, в пику ужасному миру внешнему. А Выготский же открыл не ⌠в лоб■ воздействие на то же подсознание читателя. ⌠В лоб■ на подсознание может воздействовать и внушатель, и заражатель, и гипнотизёр┘ То есть представители и прикладного искусства, и вообще не искусства: проповедники, ораторы, публицисты, политики, няни. А то, что открыл Выготский, касалось только неприкладного искусства, имеющего дело с идеалами. То есть, если я для этой, идеальной, области хотел что-то назвать художественным элементом, то он должен был оказаться состоящим из двух частей, противоречивых. И он ведь тоже тогда оказывался способным выражать целое, как и по Гуковскому. А как же с зыбкой синтаксической связью? √ Ну отказать Гуковскому в праве называть её художественным элементом. Пусть называется элементом искусства. У искусства ж более широкий смысл, чем отношение к художественным произведениям.

    Так чётко всё для себя уяснив, я всё равно то и дело срываюсь (что значит не общепринятость такой системы понятий!).

    Сорвался было и с фильмом ⌠Ворон■. Посчитал было отражение в разбитом зеркале художественным элементом. Смотрите. Ошибочное будет написано косым шрифтом. (Я даже послал эту ошибку, ещё не думая, что она ошибка, знакомым для отзыва. Вот пусть и в правильном варианте ошибочный тоже имеет своё существование √ курсивом.)

    ⌠┘зеркало может играть и другую роль: удваивая, оно искажает и этим обнажает то, что изображение, кажущееся ⌠естественным■, ≈ проекция, несущая в себе определенный язык моделирования■ (http://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman_semiosphera.htm).

    Как это понять?

    Что отражение человека в зеркале √ это мнение о нём других людей.

    В фильме ⌠Ворон■ √ мнение тех, кто за женщиной гнался.

    Нет, женщина та по натуре своей очень плоха. Она мерзко рационалистична. Она работает в больнице. Ей велел врач колоть морфий больному с койки 13-й. Но она рассудила иначе. Раз тому жить осталось пару недель, раз от одного укола ему не стало легче √ она перестала ему колоть морфий. Наверно, он и её просил переложить его на койку с другим номером, и, наверно, и она (как и её сестра) его просьбу проигнорировала. Плохая. Не важно, что она почему-то несчастная и оттого плохая. Но плохая ж.

    Так вот такому резкому Клузо и понадобилась настолько плохая женщина, чтоб ⌠сказать■ ещё бо`льшее ⌠фэ■ её преследователям.

    В чём дело? √ Вот в чём.

    Больной с койки 13-й перерезал себе горло и умер.

    Хорошо, её уволили из больницы. Это правильно. Но.

    Стало известно всем, что она виновница. И на похоронах несчастного она была подвергнута остракизму. Да какому!.. За ней погнались. Ну словно растерзать хотят немедленно и голыми руками. Ей удалось оторваться от погони. Она вбегает в свою квартиру и смотрит в поломанное зеркало. И видит таки чудовище.

     

     

    Но кто её довёл до такого состояния?! √ Толпа. Озверелая толпа┘ благопристойных граждан тихого уютного французского городка. В 1943-м году!!! Когда идёт страшенная война в СССР┘ С фашистами. Выпестованными в таких же идиллических немецких городках┘

    ⌠В своих предвыборных обещаниях Гитлер делал ставку на стремление к личному комфорту, эту главную черту (фетиш) мещанской психологии, даже в большей мере, чем на имперский лжепатриотизм - также, впрочем, вполне мещанский. И тот же самый исконный обывательский конформизм сделал возможным пребывание фашистов у власти ≈ как в Германии, так и во Франции <┘> корень зла √ крепнущий и ширящийся класс мелкой буржуазии, который ради своего личного комфорта не остановится ни перед чем. Геноцид, предательство, линчевание, террор, ≈ для добропорядочного обывателя все позволено. Поэтому современное человечество обречено на войну ≈ в мировых ли масштабах, в пределах ли маленького провинциального городка■ (http://seance.ru/n/33-34/jubileum33-34/chelovek-so-znakom-minus/).

    И вот у меня получилось, что Клузо √ антифашист.

    Из переадресации ужасности отражения толпе мещан. То есть отражение во мнении мещан √ художественный-де элемент, в котором видно целое: в ужасе отражения виден ужас мещанства.

    А на самом-то деле художественным элементом являются ужасные крики гонящейся толпы + ужасность отражения в зеркале женщины.

    Эти два ужаса, сталкиваясь, рождают катарсис. Будучи осознан, он означает, что всякие крайности √ ужасны: и крайность проявления индивидуализма, и крайность проявления коллективизма.

    Только я б вместо слова ⌠коллективизма■ сказал бы: коллектива индивидуалистов. Сказал бы, имея в виду, что кроме коллектива индивидуалистов, ориентированных на капитализм, есть ещё и коллектив коллективистов, ориентированный на коммунизм.

    Клузо, наверно, второго варианта не видел. Про сталинщину он, наверно, что-то знал. И для него коллектива коллективистов в природе и в идеале не существовало. Но существовала в его душе альтернатива экстремам проявления крайностей √ соединение несоединимого. То есть идеал в веках повторяющегося барокко.

    14 сентября 2013 г.

09.09.2013
09:32

Может ли состояться несостоявшийся человек.

    Дело не главное в жизни, главное ≈ настроение сердца. Феофан Затворник. Любое настроение? Я. Слушаем тут. А будет это так: заплачет ночь дискантом, И ржавый . . .

08.09.2013
12:26

Выбор Визбора.

    Возможно я смогу себя опять поймать на ошибке. У меня было вышло (см. тут и тут), что Визбор не последовал примеру Окуджавы, который сдал идеал спасения социализма . . .

05.09.2013
13:52

Почему гениально "Слово о полку Игореве".

    - Ну что, соседка, будете голосовать за нэжалэжнисть? - Ой, да конечно! Это ж Украина станет такая, как Франция! - Блестящая? - Ну да! Разговор на лестничной площадке . . .

02.09.2013
13:14

Гений Тютчева.

    Меня часто заносит. Я замечаю это, но не предпринимаю мер по предотвращению. А придумываю оправдания. Так было с Тютчевым когда-то (см. тут). У меня уже было . . .

29.08.2013
13:41

Околонаучная фантазия вокруг слова "дипластия".

    Внимание, внимание! Сенсация!!! Впервые в мире дано исчерпывающее объяснение всех элементов одного из жанров пещерной живописи, что творилась десятки тысяч лет . . .

22.08.2013
16:37

Пушкин небожитель.

    Грешен и не каюсь, я ввёл для себя когда-то такое понятие, как реалистический символизм. Для позднего Пушкина и Пришвина. Словами Пришвина это ⌠держать всегда под . . .

18.08.2013
11:19

Трагедия Просвещения и Бетховена.

    Ура! Я понял Бетховена! Впервые. Меня всегда озадачивали неожиданности в его музыке. Не психологично, думал я. Не то, чтоб не бывало неожиданности в душевной жизни . . .

16.08.2013
20:32

Вопрос, оставшийся без ответа, грызёт.

    Итак, Савадов смеётся надо всем┘ Над чем он, например, тут смеётся? http://www.afisha.ru/article/arsen-savadov/ Авиньонские девушки. 2010-2011. Я выбрал для вникания эту картину потому, . . .

13.08.2013
18:30

Лучшие ль это художники?

    Продолжение. Так. Сделаем ещё заход в интернет. ⌠Украинская Новая волна <┘> посвящена постмодернистской живописи, эволюции которого в конце 80-х более всего . . .

12.08.2013
17:12

Лучшие ль это художники?

    Лучшими названы: Дмитрий Гутов, Арсен Савадов, Дмитрий Врубель, Иван Гарунов (http://art1.ru/art/otkrytie-icons/). - Проверим? - Проблема. - Почему? - Произведение Искусства с большой . . .

09.08.2013
19:43

Бедный Чехов.

    Бедный Чехов. Что я с ним делаю. Пришёл на разборе каких-то произведений его к мысли, что он ницшеанец с самого начала творчества до конца √ и┘ Пробую и пробую одно . . .

04.08.2013
14:33

Ещё один спор с Лотманом.

    Может, удастся сказать что-то связное ещё об одном произведении Пастернака. Наткнулся на такие слова Лотмана о нём: ⌠Быть знаменитым некрасиво. Пастернак, по сути, . . .

02.08.2013
17:15

Победа и победа. Продолжение.

    (Начало тут.) Эту статью можно также читать как продолжение статьи ⌠Была ли какая-то правда в словах Познера?■ Лотман, конечно, большой человек, но┘ Можно и с ним . . .

30.07.2013
12:48

Арсений Тарковский.

    Благими намерениями, говорят, вымощена дорога в ад. Вот это, по-моему, хотел сказать Арсений Тарковский своим стихотворением ⌠Пауль Клее■ (1957). Жил да был . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100