TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.12.2013
14:00

Почему сериал "Оттепель" Тодоровского плохой?

    Отправной точкой моего разбора являются две идеи: идеостиля и повторяемости его в веках. Например, тяга к классицизму в советском искусстве. Классицизм √ . . .

08.12.2013
18:02

Франсуа Буше.

    Я рококо понимаю как индивидуалистический бунт против обществизма при классицизме. А поскольку сильнейшая степень такого бунта есть в веках повторяющееся ницшеанство, то и Франсуа Буше считаю ницшеанцем XVIII столетия.

     

    Разврат бывало хладнокровный

    Наукой славился любовной,

    Сам о себе везде трубя,

    И наслаждаясь не любя.

    Но эта важная забава

    Достойна старых обезьян

    Хваленых дедовских времян┘

    Времена рококо Пушкиным имелись ввиду. Пушкиным, уже реалистом. Врагом романтизма, пусть ещё и не доходившим до ницшеанского экстремизма, но всё же┘ всё же┘ по дорожке к ницшеанству катившегося в своём солипсизме.

    Но вот вопрос┘ Не произведениями ли прикладного искусства были выполненные в стиле рококо? Как это вот┘

    Франсуа Буше. Портрет мадемуазель Луизы О'Мёрфи. 1752.

    http://smallbay.ru/artbarocco/boucher_27.html

    При похоти состоявшими произведениями. - Ведь даже имя вставлено в название картины. Википедия пишет, что один из придворных после этого представил Луизу королю, и тот сделал её фавориткой. Картина сослужила службу, какую теперь оказывают порнографические сайты, обеспечивая клиентов проституткам. Просто техника сменилась.

    Право. Никакой же ценностной противоречивости элементов не видно.
    Или есть? Это наивное лицо и детское бесстыдство (натурщице, пишут, было 14 лет) являет саму невинность. А, с другой стороны, эта вполне взрослая развитость форм.

    Но это теперь придаётся негативное значение фривольности по отношению к девочкам младше 18 лет. В XVIII столетии их совершеннолетие было в 13. То есть с точки зрения современников Буше настоящая невинность в изображении отсутствовала. А была лишь притворная, игривая, призванная вызвать тем больший эротический эффект.

    То есть перед нами вполне прикладное, эротическое искусство. Призванное заражать, усиливать заранее известное автору и восприемнику чувство. Как колыбельная √ сон. Как марш √ бодрость. Как месса √ порыв к Богу.

    И если б люди согласились устроить отдельные музеи: одни √ для произведений декоративно-прикладного искусства, другие √ для искусства воздействующего более сложно, чем с помощью механизма заражения, внушения и иного прямого действия, - данная картина в музей высшего искусства не попала бы.

    Но есть одно но. √ Как быть с произведениями, приложенными, так сказать, к той или иной философии. Например, к тому же солипсизму (или ницшеанству). Ведь тогда-то, в XVIII век, и жил Беркли. И выдал принцип esse est percipi (быть есть воспринимать). Который и ведёт к солипсизму. И плыть от чувственности при одном только смотрении на картину Франсуа Буше, раз тот умудрился здорово передать натуру и осмелился её раздеть и особо расположить, было то же самое, что приобщиться к солипсизму практически. Тебе и не по зубам фаворитка короля, и тебе же она, вот, по зубам. Ты √ существуешь! И √ всесилен! Для похотливого человека, это то же, что марш для военного, что колыбельная для младенца.

    До реставрации капитализма было известно, что искусств бывает два рода: декоративно-прикладное и идеологическое. Второе √ действующее не только не ⌠в лоб■, но и не образами, а √ противоречиями. Но из-за краха коммунистической идеологии слово ⌠идеологическое■ стало неприличным.

    А тут ещё и искусство, приложенное к философии, внушающее философскую максиму (вседозволенность, например) пусть и образно (фривольным изображением, например), потребовалось не включать в идеологическое искусство, утратившее своё именование.

    Туман получается с предложением разделить музеи на музеи декоративно-прикладного искусства и музеи (какого?) искусства.

    Но я предложения не снимаю. Путь вторые будут называться музеями высокого искусства. Молчаливо подразумевая, что остальное искусство √ низкое. Как в музыке: эстрада и филармония.

    8 декабря 2013 г.

01.12.2013
22:40

Острастка Ставроса Диакумиса Укоаине.

    Я всё ругаюсь на искусство, ограничивающее себя образами для выражения того, что хочет сказать художник. Слабо, мол. Выражает знаемое. То ли дело, мол, выражать . . .

01.12.2013
15:47

Не про "Идеального мужа" Богомолова.

    Что бывает если отдаться тому, что тебя несёт? Вдруг что-то остро-интересное? Меня несёт всё усиливающееся ощущение падения высокого искусства. Падение √ из-за . . .

27.11.2013
12:33

Появился первый признак моей правоты о Германе старшем.

    Герман не прогнулся перед наступившим капитализмом. То же будет и с ⌠Трудно быть богом■. http://art-otkrytie.narod.ru/german-st.htm Признак состоит в том, что Герман сделал в . . .

25.11.2013
08:47

Иванов и Велединский

    Недавно в клубе ⌠Что? Где? Когда?■ прозвучал смешной вопрос: ⌠Почему крестьяне не разбили статую?■ Ввод в вопрос приблизительно такой. Во время революции . . .

10.11.2013
11:13

Ай да Быков! Ай не молодец!

    ⌠Поистине, бывают странные сближения■, так заканчивает Дмитрий Быков свою статью ⌠Странные сближения■, якобы перекликаясь с Пушкиным: ⌠В конце 1825 года . . .

03.11.2013
14:16

Всё проходит. А унижение народа?..

    Дню всенародного единства посвящается. Начинает выкристаллизовываться у меня новый жанр искусствоведческого разбора √ объяснять самому себе, почему мне стыдно . . .

01.11.2013
15:07

Эх, Буслов!

    - Мне стыдно. - А кто ты такой, чтоб публично каяться? - Ну┘ Какой-то круг людей меня знает. Вдруг полезно будет им, если на это наткнутся┘ - И в чём польза? - Одна из . . .

20.10.2013
15:03

Наталья Гончарова, но не та.

    + Я воспользуюсь самоцитатой из другой своей статьи об абстрактной живописи (см. тут): "абстракционизм √ это человеконенавистничество". Гончарова. Испанка. Около . . .

12.10.2013
17:00

Внимательность первооткрывателя.

    В этой заметке я пользуюсь достижениями, записанными тут. Раз я считаю, что большой художник выражает подсознательное, то могу думать, что эта таинственная . . .

10.10.2013
14:27

Бедный, всё потерявший, Кундера.

    Я, наверно, где-то слышал звон, что Кундера √ постмодернист. А постомдернист, по-моему, и одним словом, √ это пофигист. Нет, мол, больше на свете того, что можно было б . . .

06.10.2013
11:29

Рассчётливый фокус или вдохновенное искусство?

    Не исключено, что удастся сказать что-то внятное о поразительном художнике Алекперове. Он рисует┘ тенями. И мне посчастливилось услышать из его уст пару слов об . . .

04.10.2013
18:36

Цветущая сложность.

    Есть так называемые инактуальные чувства. Скажем, знаешь, что Репин гений, и┘ нисколько он тебя не волнует. Где-то висят его картины, а ты к ним не стремишься. И к . . .

03.10.2013
12:26

Подвох Веласкеса.

    Про Веласкеса пишут, что он так рисовал портреты, что иным портретируемым было страшно смотреть: он-де душу портретируемого напоказ выставлял, и если та была не . . .

21.09.2013
21:43

Аввакум и вседоговор.

    Отталкивание от бесчеловечных сторон современной мировой цивилизации заставляет подчас встать на ограниченную точку зрения отсталой, косной массы. Кожинов . . .

14.09.2013
15:18

Непонятый Клузо.

    В кинематографе Клузо сочетается несочетаемое. Алексей Гусев. Не важно, кто меня навёл на фильм 1943 года √ Клузо, ⌠Ворон■. Не важно, что я не смог его смотреть . . .

09.09.2013
09:32

Может ли состояться несостоявшийся человек.

    Дело не главное в жизни, главное ≈ настроение сердца. Феофан Затворник. Любое настроение? Я. Слушаем тут. А будет это так: заплачет ночь дискантом, И ржавый . . .

08.09.2013
12:26

Выбор Визбора.

    Возможно я смогу себя опять поймать на ошибке. У меня было вышло (см. тут и тут), что Визбор не последовал примеру Окуджавы, который сдал идеал спасения социализма . . .

05.09.2013
13:52

Почему гениально "Слово о полку Игореве".

    - Ну что, соседка, будете голосовать за нэжалэжнисть? - Ой, да конечно! Это ж Украина станет такая, как Франция! - Блестящая? - Ну да! Разговор на лестничной площадке . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98|99

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100