TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


16.12.2013
17:01

И вот такую любовь-поглощение Украина отвергла.

    Хочется как-то отреагировать на события на Украине. Разрешите, я перепечатаю давно стоящий в интернете материал 1993 года создания. Мало ж кто туда заглядывает. Плюс . . .

15.12.2013
12:29

Аранышев.

    Было так. Я спросил Яндекс: "Лучшие художники современного искусства". Что-то выбрал в предложенном перечне сайтов, открыл, а там список из нескольких фамилий с . . .

13.12.2013
13:34

Но как я пролетел!

    Пролетел я с оценкой (обнаруженного одним ни в чём не заинтересованным корреспондентом) безразличия большинства присутствующих на евромайдане к евроинтеграции . . .

11.12.2013
14:00

Почему сериал "Оттепель" Тодоровского плохой?

    Отправной точкой моего разбора являются две идеи: идеостиля и повторяемости его в веках. Например, тяга к классицизму в советском искусстве. Классицизм √ . . .

08.12.2013
18:02

Франсуа Буше.

    Я рококо понимаю как индивидуалистический бунт против обществизма при классицизме. А поскольку сильнейшая степень такого бунта есть в веках повторяющееся . . .

01.12.2013
22:40

Острастка Ставроса Диакумиса Укоаине.

    Я всё ругаюсь на искусство, ограничивающее себя образами для выражения того, что хочет сказать художник. Слабо, мол. Выражает знаемое. То ли дело, мол, выражать подсознательное.

    Придумал себе внешнее искусству оправдание. Дескать, оранжевая революционная опасность бродит по стране (я же против ещё одной революции в России). А такая атмосфера-де требует скорее выражения знаемого (чуть не до выхода вон из искусства в публицистику), чем выражения подсознательного.

    И┘ поймал себя.

    Я, оказывается, совсем не против образности, если бунтом пахнет антикапиталистическим, и не в России. В Греции, например, сейчас. (Все видят, что там на улицах делается в результате кризиса. Защитники капитализма, правда, говорят, что это грекам расплата за предшествовавшую лень. А не защитники √ что вступление Греции в ЕС просто уничтожило у неё промышленность, неконкурентоспособную с немецкой, французской и т.д. √ вот и не выдержала страна кризиса.)

    Так имея в виду тягу неконкурентоспособной Украины в тот же ЕС, можно ж, подумалось, ждать того же. И достаточно глянуть мечтателю-украинцу на современную греческую скульптуру, антикапиталистичкую, скажем так┘

    Вот такую, например.

     

    Или такую.

    Или ещё пострашнее (из-за антуража) такую.

    На фоне какого-то неработающего производственного помещения┘

    Лучше, кажется, после лицезрения таких душераздирающих скульптур просто молчать.

    ⌠Безработица среди молодежи в Греции √ почти 60%■

    Собственно, уму непостижимо. А если и постижимо, то вот в таких образах.

    Вот и опять я не выдержал и позволил себе что-то писать об искусстве, которое не требует открытия в нём тайны.

    Или я всё же ошибся.

    А просто столкновение этих спокойных лиц, может, мечтающих о чём-то хорошем, с чудовищной реальностью их тел (при знании, что современник-грек это создал) так быстро рождает катарсис какого-то сверхъестественного НЕТ┘ Что не успеваешь осознать долю секунды жившую до того загадку: что это значит?!.

    Мне могут возразить, после всего, политэкономически, что Украина хочет через ЕС просто удрать от совсем ужасного капитализма собственного образца, подобного российскому, в лучший (вон-де, 60% безработных, а ничего: не так уж и сильно бунтуют). Но я подозреваю, что Россия, как всегда, отстала от Запада. Там со времён Тэтчер взяли курс на свёртывание политики социального государства взамен на политику неолиберализма. А путинская Россия твёрдо придерживается первого. И, если и впредь будет так ⌠отставать■, да ещё в преддверии потепления климата и осознания всеми странами, что прогресс надо остановить, то ⌠идти■ в ЕС совсем и не надо, раз есть шанс так опростоволоситься, как греки.

    1 декабря 2013 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
309518  2013-12-03 12:47:33
Воложин
- А совсем неожиданный вопрос Можно ли было, не глядя на фамилию скульптора, а глядя только на его произведения, угадать, что он грек? А ну, поисследуем

По-моему, можно согласиться, что Греция сейчас самое слабое место в самом высокоразвитом капитализме. В том смысле слабое, что там скорее всего могут подумать о приемлемости капитализма в принципе.

Теперь глянем, наоборот, на самое начало капитализма (которое, правда, оказалось настолько хилым, что этот капитализм аж умер) на города-государства возрожденческой Италии (там кончилось рефеодализацией).

Высший взлёт искусства этой эпохи Высокое Возрождение, выражавшее гармонию земного и небесного характеризовалось иллюзионизмом в живописи. Можно считать и в скульптуре тоже (поскольку рассматриваем мы всё-таки скульптуры Диакумиса).

Зарождение Возрождения началось с открытия прямой перспективы Она была образом субъективности, возводимой в новый идеал вместо старого, объективного и метафизического религиозного.

Когда открытие перспективы случилось, его никто не понял, и трудно представить, как бы возражал понявший (это должно было бы быть некое образованное духовное лицо). Зато такое лицо нашлось в отдалённо похожей ситуации в Советской России, когда пошло крутое притеснение религии. Флоренский. Вот у него и можно искать логику возражений капитализму. Чего можно ждать и у Диакумиса.

И читаем Флоренского, идейно выступившего против прямой перспективы.

Он её называет ╚нуждой в иллюзии╩. Ещё ╚построением подобий╩. В пику средневековому ╚созиданию символов╩.

Далее Флоренский оперирует временем ╚начиная с эпохи Возрождения и почти до наших дней╩. Ему удобнее нападать на ╚наши дни╩. Диакумису тоже.

Перед нападением Флоренский вживается в дух врага, выражаемый и его искусством:

╚непоколебимая вера в безусловную ценность, в окончательную завершенность и, так сказать, канонизированность, вознесенность почти в область метафизическую, буржуазной цивилизации╩ (http://nesusvet.narod.ru/ico/books/philos/flo.htm).

Потому что послевозрожденческое время идёт, идёт, всё понемногу меняется и только именование времени остаётся одинаковым по большому счёту послевозрожденческим. Буржуазия, раз возникнув и даже придя практически во власть в городах-государствах, потерпев поражение и власть потеряв, сама не исчезла. Феодализм её внутри себя как содержал, так и продолжал содержать. Мало того, буржуазия со временем становилась всё весомее. Победив феодализм, она не перестала развиваться. И сколько это всё ни сопровождалось изменениями стилей искусства, а также неизменно усиливала и сохраняла свои позиции прямая перспектива как основа изобразительного искусства. Как Вечность какая-то новая. И даже не новая, а как вообще Вечность, ещё и в античность существовавшая и только потеснённая Средневековьем. Вечность же атрибут метафизики.

Эта метафизика эвклидо-кантовское пространство, нечто научное, безличная и безразличная схема, как бы в клеточки разграфленная жизнь. Рационализм.

Именно в соответствии с рационализмом и поступил ЕС по отношению к Греции, не выдержавшей последнего кризиса (не выдержавшей не потому, что греки ленивые, а потому, что ещё при приёме в ЕС их менталитетом не без лени обусловленная неконкурентоспособная промышленность просто исчезла). Получился ужас. И где хвалёный гуманизм буржуазной цивилизации?

То есть, если восставать против капитализма в принципе и в искусстве, то надо восставать против прямой перспективы и пропорциональности, как её части.

Что и сделал Флоренский (противостоявший ему большевизм был, собственно государственным капитализмом, поэтому буржуазное у Флоренского есть иное, для цензуры, именование большевизма):

╚отрицают и природу и человека зараз, хотя и коренятся, по насмешке истории, в лозунгах, которые назывались ╚натурализм╩ и ╚гуманизм╩, а завершились формальным провозглашением ╚прав человека и природы╩╩.

Воплощение негуманности в фигурах Диакумиса, - к которым аж неприменимо слово ╚диспропорция╩, такие они максималистские, - есть такой же вопль ужаса.

Итого, обратным ходом получается такое: скульптура-вопль ужаса от негуманности --- отрицание самого родителя лозунга о гуманизме --- отрицание капитализма в принципе --- отрицание строя в среде самого высокоразвитого капитализма --- отрицание капитализма тем, кто наиболее из высокоразвитых пострадал --- возмущение в Греции.

309568  2013-12-05 15:48:10
Воложин
- Нет, АргоСША

Удар верный: не соответствует моя политическая подготовка искусствоведческой. Вот по этой статье я получил такое замечание на частную почту. Дескать, нет на свете поворота капитализма (кроме российского) - со времён Тэтчер начиная - к так называемому неолиберализму. А я ж на этом повороте основываясь сказал, что Греция - острастка Украине не ходить в ЕС.

Так вдруг и правда "врут календари".

309627  2013-12-08 12:20:23
Л.Лисинкер
- "Не скрою, я - умён".

С.Воложину / Именно эту фразу, то и дело слышим мы в Вашей перепалке с известным Вам персонажем: "Я присоединяюсь к мнению Юлия, что АргоСША умный".

Зачем Вам эта работа клоуном с наглым тролле-образным напарником ?

Сделайте передышку и оставьте троллям - троллевую пляску на арене. Ату их! Пусть их ... и т.д. С полным к Вам уважением.

309629  2013-12-08 18:14:21
Воложин
- Лисинкеру.

Ну не знаю Он так ловко подал мне идею называть: ╚талантливый литератор LOM╩, - что я впечатлился. И потом я его ник помню с самого своего появления в РП. Это уже сколько лет? 8 что ли. Жаль, если его ВМ закроет, за анонимность, например.

309630  2013-12-08 19:31:18
LOM /avtori/lyubimov.htm
- Я вижу, дорогой Соломон, Ваша симпатичнейшая деменция и моя скромная персона по-прежнему не дают Вам покоя. Быть может, общение с умными людьми, которые безусловно присутствуют в ДК, споспешествует Вам в достижении невиданных успехов на пути к вершине самого распрекрасного нефритового столпа.

01.12.2013
15:47

Не про "Идеального мужа" Богомолова.

    Что бывает если отдаться тому, что тебя несёт? Вдруг что-то остро-интересное? Меня несёт всё усиливающееся ощущение падения высокого искусства. Падение √ из-за . . .

27.11.2013
12:33

Появился первый признак моей правоты о Германе старшем.

    Герман не прогнулся перед наступившим капитализмом. То же будет и с ⌠Трудно быть богом■. http://art-otkrytie.narod.ru/german-st.htm Признак состоит в том, что Герман сделал в . . .

25.11.2013
08:47

Иванов и Велединский

    Недавно в клубе ⌠Что? Где? Когда?■ прозвучал смешной вопрос: ⌠Почему крестьяне не разбили статую?■ Ввод в вопрос приблизительно такой. Во время революции . . .

10.11.2013
11:13

Ай да Быков! Ай не молодец!

    ⌠Поистине, бывают странные сближения■, так заканчивает Дмитрий Быков свою статью ⌠Странные сближения■, якобы перекликаясь с Пушкиным: ⌠В конце 1825 года . . .

03.11.2013
14:16

Всё проходит. А унижение народа?..

    Дню всенародного единства посвящается. Начинает выкристаллизовываться у меня новый жанр искусствоведческого разбора √ объяснять самому себе, почему мне стыдно . . .

01.11.2013
15:07

Эх, Буслов!

    - Мне стыдно. - А кто ты такой, чтоб публично каяться? - Ну┘ Какой-то круг людей меня знает. Вдруг полезно будет им, если на это наткнутся┘ - И в чём польза? - Одна из . . .

20.10.2013
15:03

Наталья Гончарова, но не та.

    + Я воспользуюсь самоцитатой из другой своей статьи об абстрактной живописи (см. тут): "абстракционизм √ это человеконенавистничество". Гончарова. Испанка. Около . . .

12.10.2013
17:00

Внимательность первооткрывателя.

    В этой заметке я пользуюсь достижениями, записанными тут. Раз я считаю, что большой художник выражает подсознательное, то могу думать, что эта таинственная . . .

10.10.2013
14:27

Бедный, всё потерявший, Кундера.

    Я, наверно, где-то слышал звон, что Кундера √ постмодернист. А постомдернист, по-моему, и одним словом, √ это пофигист. Нет, мол, больше на свете того, что можно было б . . .

06.10.2013
11:29

Рассчётливый фокус или вдохновенное искусство?

    Не исключено, что удастся сказать что-то внятное о поразительном художнике Алекперове. Он рисует┘ тенями. И мне посчастливилось услышать из его уст пару слов об . . .

04.10.2013
18:36

Цветущая сложность.

    Есть так называемые инактуальные чувства. Скажем, знаешь, что Репин гений, и┘ нисколько он тебя не волнует. Где-то висят его картины, а ты к ним не стремишься. И к . . .

03.10.2013
12:26

Подвох Веласкеса.

    Про Веласкеса пишут, что он так рисовал портреты, что иным портретируемым было страшно смотреть: он-де душу портретируемого напоказ выставлял, и если та была не . . .

21.09.2013
21:43

Аввакум и вседоговор.

    Отталкивание от бесчеловечных сторон современной мировой цивилизации заставляет подчас встать на ограниченную точку зрения отсталой, косной массы. Кожинов . . .

14.09.2013
15:18

Непонятый Клузо.

    В кинематографе Клузо сочетается несочетаемое. Алексей Гусев. Не важно, кто меня навёл на фильм 1943 года √ Клузо, ⌠Ворон■. Не важно, что я не смог его смотреть . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100