TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


24.07.2012
21:29

Попытка подобраться к постижению абстракционизма.

    И состоит она в том, в итоге, что абстракционизм √ это человеконенавистничество. Посмотрите на картины двух художников: Харриса и Марка. Северный берег, озеро . . .

19.07.2012
08:04

Зачем Горткий завёл усы и как от них "отталкивался"..

    Недавно я пережил потрясение. Под натиском так называемых оранжевых СМИ России я, неожиданно для себя, на целых двое суток почувствовал себя оранжевым и аж . . .

10.07.2012
08:26

К трагедии на Кубани.

    Эту статью отказались публиковать в журнале, специализирующемся на обсуждении музыкальных явлений современности. И я б смирился. Если б самые обиженные на . . .

19.06.2012
18:36

Сезанн.

    Проделаем несколько манипуляций. Вот "Дорога у горы св. Виктории" (1898- 1902) Сезанна. Теперь выделим из неё контур собственно горы. А теперь сравним этот контур с . . .

17.06.2012
08:29

Гамсун и Ван Гог.

    ┘в эпоху торжества индивидуального выбора никакой стиль больше не мог быть образцом для художников, каждый из которых выбирал теперь свой путь в искусстве . . .

03.06.2012
09:39

Бах и оранжевые революции.

    Я в молодости был революционер по натуре, а кончил тем, что стал консерватор. Странно. Потому что внутри себя чувствую себя одним и тем же и даже почти не . . .

25.05.2012
16:01

Абстракт.

    Раз в музее живописи я был поражён одним посетителем. Уж не помню, как я с ним заговорил, но что он мне сказал┘ Мы оказались надолго рядом перед произведением . . .

20.05.2012
18:10

Печаль в день музеев.

    Накануне дня музеев на центральное телевидение пришёл знаменитый устроитель выставок Мессерер и дал интервью. И очень меня огорчил такими словами: ⌠Меня страшно . . .

17.05.2012
17:51

Запретность √ почти единственное, что интересно в выставке Гельмана.

    Запретное √ притягательно. В искусстве √ тоже. Почему? Я разумею, как это чаще всего молчаливо имеется в виду, не прикладное искусство (пусть даже и призванное . . .

16.05.2012
13:27

Это кому-нибудь надо?

    Перед вами иллюстрация мысли, что архитектура √ это чаще всего прикладное искусство, что в ней нет загадки, обязательной для искусства идеологического, нет . . .

07.05.2012
14:59

Протесты, протесты...

    Может, это смешно, но я привык к каждому художнику, - через произведения его, естественно, - вырабатывать своё собственное отношение. Не принять общепринятое, а . . .

06.05.2012
09:39

Раликальный Чайковский.

    Сдаться, что ли? Вот и у специалиста написано: ⌠Основой служит новый вариант главной партии <┘> образ, полный ликующей радости, силы и энергии■ . . .

23.04.2012
15:01

Оправдание гримасы.

    Я посмотрел в ╚Закрытом показе╩ кино Балаяна ╚Райские птицы╩ (2008), и оно меня нисколько не тронуло. Значит, не о чём писать. Но я подозреваю, что оно меня не . . .

14.04.2012
17:14

╚Сладкие сопли╩.

    А всё-таки она вертится. Галилей. ╚Именно те идеи, которые всех проще, всех яснее, - именно те-то и трудно понять. Если б Колумб перед открытием Америки стал . . .

18.02.2012
12:10

Просто впечатление.

    От фильма Гинзбурга ╚Generation ▒Пи▓╩. Оно противоположное просто впечатлению: ╚тошнотворность╩ (см. тут), - от романа. Там √ ужас Пелевина от безыдеалья. Здесь √ . . .

03.02.2012
10:55

Высоцкий и "Сплин"

    Можно, конечно, думать, что нравящееся выражение нравится не за объективность, а субъективно. Поэтому скажу сначала против себя. Так как-то я жизнь прожил, что по душе мне она за некоторый аскетизм. Годовалым я чудом выжил. Рос слабым и гонимым. Безотцовщиной с шести лет. Вырос идеалистом и неудачником. От идеализма и не огорчающимся на судьбу. Много не надо. Даже род духовной силы. Льнул же в отрочестве √ к физически сильным. И √ к могучему русскому народу. А тот под конец моей жизни, оказалось, в менталитете имеет недостижительность (так называемые демократы этот термин ввели, жалеют и желают поскорее народ перевоспитать и от неё избавить). Мне же она по душе, хоть я атеист. √ При чём ⌠хоть■ и ⌠атеизм■? √ При том, что от православия она. Труд-де √ сфера всего лишь земного, материального благополучия. Труд не ставится в ряд со спасением и терпением, которые выше его. Труд √ в пику протестантству √ не смысл и предназначение человека в мире, не главное средство очищения и созидания души, но это всё есть ⌠одна осьмая■. Ибо есть ещё хранение сердца. Ибо простоте и смирению являет Себя Бог. Ибо есть лучший удел, чем труд. А на своё устроение остаётся лишь ⌠три осьмых■. Время атеизма лишь модифицировало эти максимы. Так как менталитет в любых условиях сохраняется веками.

    В общем, мне понравились такие безрелигиозные слова: ⌠В конце концов, патриоты всегда охотно уступали Западу ум, за собой оставляя душу■ (Вайль, Генис. Родная речь. М., 1999. С. 160).

    А поскольку у меня ещё √ от Выготского √ приём синтезирующего анализа, дескать, художественный смысл нецитируем и материал произведения развоплощается, то раз Высоцкий поёт о России очень негативно (⌠сонной державою, Что раскисла, опухла от сна■), то он ей хвалу поёт √ за душу.

    Купола. Песня о России.

    Слушать тут: http://video.mail.ru/mail/azazello64/68/291.html

     

    Как засмотрится мне нынче, как задышится?

    Воздух крут перед грозой, крут да вязок.

    Что споется мне сегодня, что услышится?

    Птицы вещие поют - да все из сказок.

    Птица Сирин мне радостно скалится -

    Веселит, зазывает из гнезд,

    А напротив - тоскует-печалится,

    Травит душу чудной Алконост.

    Словно семь заветных струн

    Зазвенели в свой черёд -

    Это птица Гамаюн

    Надежду подает!

    В синем небе, колокольнями проколотом,-

    Медный колокол, медный колокол -

    То ль возрадовался, то ли осерчал...

    Купола в России кроют чистым золотом -

    Чтобы чаще Господь замечал.

    Я стою, как перед вечною загадкою,

    Пред великою да сказочной страною -

    Перед солоно - да горько-кисло-сладкою,

    Голубою, родниковою, ржаною.

    Грязью чавкая жирной да ржавою,

    Вязнут лошади по стремена,

    Но влекут меня сонной державою,

    Что раскисла, опухла от сна.

    Словно семь богатых лун

    На пути моем встаёт -

    То мне птица Гамаюн

    Надежду подаёт!

    Душу, сбитую утратами да тратами,

    Душу, стёртую перекатами,-

    Если до крови лоскут истончал,-

    Залатаю золотыми я заплатами -

    Чтобы чаще Господь замечал!

    1975 г.

    Чем же Высоцкий развоплотил словесную хулу? √ Надрывом. Пением согласных. Кажется, он одним своим голосом может пробудить сонную державу, опухшую от сна.

    Он в нас верил!

    Представьте теперь, через 37 лет после создания этой песни, через 20 лет после потери нами СССР, за 11 лет до этой потери, что он как бы этого опасался и потому, ПОТОМУ так надрывался.

    Он ради конкурентоспособности рвал горло? Ради социализма с человеческим лицом? Ради комфортной жизни для народа? Ради того, чтоб мы перегнали Америку по потреблению молока и мяса на душу (таков был неосуществлённый хрущёвский лозунг для народа)? Ради прекращения брежневского, так называемого, застоя?

    Да нет! Ради коммунистического принципа: ⌠каждому √ по разумным потребностям■, - родственного православному лучшему уделу, чем труд. Чем труд ради потребления, чем, короче, потребительство. В котором и состоял сон державы, сон нашей души. В погоне за вещами.

    Вспомните, как из-за их крайнего дефицита рухнул СССР. При том, что страна была всегда страной дефицита, а тем не менее 75% проголосовало в год развала за СССР, имея в виду НЕ СССР с реставрированным в нём капитализмом.

    Потому тут в песне и купола, и Господь. Это образ высшего, духовного, а не материального. Это намёк, во что развоплощается материальное (⌠Грязью чавкая жирной да ржавою, Вязнут лошади по стремена■). Как и атеистические намёки: ⌠Птицы вещие■, ⌠В синем небе■.

    Я себе тихонько теперь думаю, что коммунизм-то возможен при любом уровне производства. При нижайшем √ он уже раз был, первобытно-общинный коммунизм. Теперь ясно, что ошибался Маркс, ориентируясь на прогресс для коммунизма. Прогресс-то оказался чреват глобальной экологической катастрофой. И не мог предположить Маркс, что появится ядерное оружие и другие средства массового уничтожения. Так я дальше думаю, не прозрел ли Высоцкий (подсознанием), эти средства застав, что коммунизм-то впредь надо не с прогрессом связывать, а с акцентировано разумными потребностями. В узде держать прогресс. То есть традиционализм вспоминать надо. Вот у него и купола, и Господь. √ Высоцкий √ стихийный предвестник нового традиционализма, как спасения!

    Вот вам и вещие птицы, и сказка┘

    Ну гений, - и больше ничего не скажешь.

    Песня о России┘ Песня о мессианской роли России в мире.

    Тут стоило рвать глотку.

    И сейчас, нам, стоит это слушать и всё-таки просыпаться, наконец, - к коммунизму. Кто, как не Россия с её недостижительностью, позовёт человечество? Только не личным примером. А демонстрацией в конкурентной гонке меры вреда каждого её успеха, меры вреда для того уровня потребления, которое установится тем ниже, чем дольше не станут к России прислушиваться, что от прогресса надо всем отказаться.

    Высоцкий √ пророк, оказывается.

    Но не для тех, кто не его веры.

    Мы были √ ещё его веры. Мы просто спали, и нас надо было просто разбудить. Как факт √ исторически недавно, в войну-то, жили, как надо, не для себя. И я подозреваю, что пророк Высоцкий прозревал и во что мы превратимся, если не проснёмся. У него на глазах родилась молодёжная контркультура на Западе, которая была крайним результатом престижного потребительства, жаждой предельного опыта, в котором ⌠мы■ было не идейным, а технологическим: толпою легче впасть во вседозволенность. В наркосон.

    Однако и тогда, хоть многие и на тот свет отправлялись в результате предельного опыта, многие оставались жить. А первооткрыватели такого пути, Битлз, даже материально преуспевали, как никто до них и после них. Да и молодёжь творчески подошла к тому роду гипноза и пользовалась им, чтоб радоваться √ танцевать. И сами битлы приколами сыпали, весёленькие.

    Тогда и постмодернизм естественно родился. Пофигизм.

    Грешен (что по лицам сужу), но именно пофигизм приходит в голову, глядя на фото нынешних мол-печальников России, группу "Сплин". (Фотография не случайна: фамилия фотографа проставлена, Марина Федосеева, человек знал, что делал, фотографируя, суть группы старался выразить.)

    А вот и соответствующая песня √ ⌠Бог устал нас любить■ (слушать тут).

     

    Мы чересчур увеличили дозу

    Вспомнили всё что хотели забыть

    Или на рельсы легли слишком поздно

    Бог устал нас любить

    Бог устал нас любить

    Бог просто устал нас любить

    Бог просто устал

    Вот она, гильза от пули навылет

    Карта, которую нечем покрыть

    Мы остаемся одни в этом мире

    Бог устал нас любить

    Бог устал нас любить

    Бог просто устал нас любить

    Бог просто устал

    Я рассказал бы тебе все что знаю

    Только об этом нельзя говорить

    Выпавший снег никогда не растает

    Бог устал нас любить

    Бог устал нас любить

    Бог просто устал нас любить

    Бог просто устал

    1998 год

    Это даже вполне себе идеологического искусства произведение: поётся не о том, что предоставляется уху (и глазу). Смертью, мол, от передозировки, от бросания под поезд, от пули √ про панпофигизм поётся.

    Я сознаю, что никакой логики не выдерживает критика, опирающаяся на моё озарение о подсознательном художника. √ Так на то и искусство. Он есть общение от подсознания к подсознанию. А сознанию остаётся лишь намёком ловить неуловимое.

    Так ведущий группы ⌠Сплин■, Александр Васильев, вполне в соответствии с моей, вот, версией о художественном смысле этой песни отвечает, что не чувствует ответственности за пропагандирование наркотиков.

    3 февраля 2012 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
301263  2012-06-14 13:20:01
россиянин-Воложину
- Высоцкий и Сплин это Слон и Моська. А пофигизм - это хорошо, но смотря какой. Послушайте - Алису и его песню Небо славян. Я, когда слушаю, то плачу и меня на войну тянет. Вы может быть знаете, когда третья мировая война начнется?

301273  2012-06-16 17:07:48
воложин
- россиянину

Вас может сколько угодно тянуть на войну, но если вы нормальный человек, то при наличии в мире атомного оржия, вам придётся свою тягу попридержать. Станьте футбольным болельщиком.

301275  2012-06-16 22:30:55
Россиянин - Воложину
- Согласен с вами. До передовой не доеду как буду безжалостно сметен ударной волной.А коль выживу, то буду всю жизнь кашлять кровью. Уж лучше пить пиво и смотреть футбол.

25.01.2012
10:31

В день рождения Высоцкого памяти его посвящается. Ибо он был враг индивидуализма.

    Гришковец. ╚Конфликты ⌠чеховского■ типа оказались принципиально важны в драме XX столетия╩ (http://gitis.net/rus/postgraduate/notices/verbitskaya_auto.shtml). Оно и понятно: Чехов в . . .

24.12.2011
13:04

Весёлый Ким средь грустных бардов.

    Надо, наверно, всё-таки больше считаться с подсобными материалами при поисках художественного смысла произведения искусства, - подумал я, узнав, что Юлий Ким . . .

22.11.2011
20:39

Мурмурсуляк.

    На днях включил телевизор днём, а там √ как я разузнал потом √ конец сериала ╚Ликвидация╩ Урсуляка. Крытые грузовики, один за другим, подкатывают к зданию. Из . . .

07.11.2011
14:30

"Елена" Звягинцева и "Цитадель" Михалкова.

    Я почему-то думаю, что Звягинцев неверующий. (Может, мне удастся, пока пишу, понять, почему я так думаю.) Но √ сужу по себе √ и неверующий иногда да усомнится. И ох, . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100