TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


24.08.2012
15:47

Что необходимо наряду с Гайд-парком.

    Опять, и опять, и опять буду повторять, что надо создать систему музеев околоискусства. Вот смотрите, например, как пеняет художник Колесников на какое-то . . .

20.08.2012
23:04

Пришей кобыле хвост или естественно?

    Разрешите начать с себя. Зашёл, помню, в один из книжных магазинов. Он только открылся после ремонта. И я удивился изменениям. В частности, появился в уголке . . .

17.08.2012
15:43

Что я помню о 6-м Всемирном Фестивале Молодёжи и Студентов.

    Вчера я посмотрел телепередачу о 6-м Всемирном фестивале. Какой-то фотограф, что ли, вёл её. Мол, это был глоток свободы, освобождение от страха и тому подобная . . .

04.08.2012
14:58

Чепуров.

    Год назад, в день рождения Пушкина, в Петербурге, Капелла имени Глинки дала музыкально-драматическое представление ╚Борис Годунов╩ с музыкой Сергея Прокофьева . . .

24.07.2012
21:29

Попытка подобраться к постижению абстракционизма.

    И состоит она в том, в итоге, что абстракционизм √ это человеконенавистничество.

    Посмотрите на картины двух художников: Харриса и Марка.

    Северный берег, озеро Верхнее. 1926.

    Синий конь. 1911.

    Можно сказать, что оба кончат переходом в абстракционизм?

    А это случилось.

    И мне кажется, я понимаю почему.

    Процитирую себя: ⌠Пока, при первых технологических укладах, капитализм был для масс ужасен, шли одна за другой революции. И всё √ с поражениями. Весь XIX век. Параллельно шло облагораживание капитализма. Появилось массовое производство. Оно потребовало массового потребления. Средний класс становился всё богаче и влиятельнее. И оба процесса, - через досаду р-р-революционеров и через удовлетворение мещан, - требовали индивидуализма и из ряда вон выходящих средств его выражения (отталкиваясь от коллективизма и от общепринятого). И таким, из ряда вон, стало впадание в нехудожественность, в более простое устройство своих произведений: в заражение своим чувством, в прямое внушение чувства и даже просто в неискусство √ в публицистику (для р-р-революционеров). Всё это проще, чем противоречиями вызывать противочувствия, от столкновения которых происходит возвышение чувств. √ Так что: нехудожественность итог? - Да, по-моему, во всяком случае, прямое выражение стало заметной частью структуры целого. Хоть такие нехудожественные средства и очень действенны <┘> Есть художественные направления, в само название своё взявшие соответствующие слова: экспрессионизм (экспрессия - выразительность проявления чувств)■.

    Революционерам не нравится пассивность людей, людям с чувством собственного достоинства √ их пошлость. Революционер же знает, ЗНАЕТ (!), как изменить жизнь к лучшему, и┘ никак с ЭТИМИ человеками каши не сваришь. Они, реформаторы, пробуют и так, и этак. Учат, просвещают, очень ненасильственно это делают, опираясь на естественность (в будущем это назвалось вальдорфской школой). √ Безрезультатно. √ Отчаяние. И можно нас возненавидеть. А другие, антагонисты этим активистам на общественном поприще, видя сразу себя выше нас, заботятся только об обособлении от нас. Оба негуманны, и можно от них ждать в крайности чего угодно.

     

    Харрис. Абстракция ╧ 7. 1939.

    Франц Марк. Судьба зверей. 1913.

    Горячий Марк придумал, что синий цвет √ это мужское и аскетическое. И животные √ чистые существа, а человек √ грязное. Поэтому он для животных и природы применяет чистые, не смешанные краски. Отчего-то только на войну пошёл добровольцем. (И погиб.) Апокалипсис, это ⌠не от мира сего■, наверно (чтоб лучше говорить ⌠фэ■), решил постичь душою и телом, а не только духом.

    Харрис тоже мрачный человек. Но на войну не пошёл. Ограничился постижением духом. Тот тоже уводит от мира сего. (Мне достаточно было прочесть, что он стремился, чтоб зрители не знали, в каком году он что написал, и я сразу понял, что имею дело с пребывающим в Вечности, в которой времени нет, социологических причин для художественных следствий √ тем паче нет.)

    Тот и другой иллюстрируют собою, как далёк бывает индивидуалистский улёт в метафизическое, стартуя и политически слева, и политически справа.

    Но политически слева всё же как-то разнузданнее (посмотрите на эти там и сям каляки-маляки вдруг).

    Башня синего коня. 1913.

    А политически справа - собраннее.

    Гора Робсон с северо-востока. 1929.

    Поэтому мне представляется, что Гитлер, Марка отправив на выставку ⌠Дегенеративное искусство■, Харриса, живи тот не в Канаде, а в Германии, не отправил бы. Хотя странно, что он Марка отправил. Метафизики ж оба. Не от мира сего┘ Правда, Марк еврей┘ А у Харриса даже и абстракция как-то организованнее. Тем более севера`. Нордичность. Харрис медленно воспарил от нас. Вознёсся. Мы √ мелочь √ можем ему лишь позавидовать.

    Северный берег, Баффинова Земля. 1930.

    А у Марка √ резкий порыв из мерзости, а нас, - он думает, - он уже не отвратит от этого мерзкого земного.

    Красный и синий кони. 1912.

    Марку бы √ аристократию для всех. Аристократу Харрису ничто √ все. Марк реформационный ницшеанец (как ни противоположны Ницше и реформы, массы). Харрис √ обычный ницшеанец.

    С Харрисом неуютно и холодно.

    Гора Теле, остров Билота. 1930.

    Айсберги, пролив Дэвиса. 1930.

    С Марком неприятно и жарко.

    Лисы. 1913.

    Глядя на этих двух, холодного и горячего, человеконенавистников, как-то понимаешь Рокуэлла Кента, у которого даже лёд кажется горячим.

    Охотник на тюленей. Северная Гренландия.

    Без даты. Но не из Вечности ⌠говорит■ с нами этот художник.

    4 апреля 2012 г.

19.07.2012
08:04

Зачем Горткий завёл усы и как от них "отталкивался"..

    Недавно я пережил потрясение. Под натиском так называемых оранжевых СМИ России я, неожиданно для себя, на целых двое суток почувствовал себя оранжевым и аж . . .

10.07.2012
08:26

К трагедии на Кубани.

    Эту статью отказались публиковать в журнале, специализирующемся на обсуждении музыкальных явлений современности. И я б смирился. Если б самые обиженные на . . .

19.06.2012
18:36

Сезанн.

    Проделаем несколько манипуляций. Вот "Дорога у горы св. Виктории" (1898- 1902) Сезанна. Теперь выделим из неё контур собственно горы. А теперь сравним этот контур с . . .

17.06.2012
08:29

Гамсун и Ван Гог.

    ┘в эпоху торжества индивидуального выбора никакой стиль больше не мог быть образцом для художников, каждый из которых выбирал теперь свой путь в искусстве . . .

03.06.2012
09:39

Бах и оранжевые революции.

    Я в молодости был революционер по натуре, а кончил тем, что стал консерватор. Странно. Потому что внутри себя чувствую себя одним и тем же и даже почти не . . .

25.05.2012
16:01

Абстракт.

    Раз в музее живописи я был поражён одним посетителем. Уж не помню, как я с ним заговорил, но что он мне сказал┘ Мы оказались надолго рядом перед произведением . . .

20.05.2012
18:10

Печаль в день музеев.

    Накануне дня музеев на центральное телевидение пришёл знаменитый устроитель выставок Мессерер и дал интервью. И очень меня огорчил такими словами: ⌠Меня страшно . . .

17.05.2012
17:51

Запретность √ почти единственное, что интересно в выставке Гельмана.

    Запретное √ притягательно. В искусстве √ тоже. Почему? Я разумею, как это чаще всего молчаливо имеется в виду, не прикладное искусство (пусть даже и призванное . . .

16.05.2012
13:27

Это кому-нибудь надо?

    Перед вами иллюстрация мысли, что архитектура √ это чаще всего прикладное искусство, что в ней нет загадки, обязательной для искусства идеологического, нет . . .

07.05.2012
14:59

Протесты, протесты...

    Может, это смешно, но я привык к каждому художнику, - через произведения его, естественно, - вырабатывать своё собственное отношение. Не принять общепринятое, а . . .

06.05.2012
09:39

Раликальный Чайковский.

    Сдаться, что ли? Вот и у специалиста написано: ⌠Основой служит новый вариант главной партии <┘> образ, полный ликующей радости, силы и энергии■ . . .

23.04.2012
15:01

Оправдание гримасы.

    Я посмотрел в ╚Закрытом показе╩ кино Балаяна ╚Райские птицы╩ (2008), и оно меня нисколько не тронуло. Значит, не о чём писать. Но я подозреваю, что оно меня не . . .

14.04.2012
17:14

╚Сладкие сопли╩.

    А всё-таки она вертится. Галилей. ╚Именно те идеи, которые всех проще, всех яснее, - именно те-то и трудно понять. Если б Колумб перед открытием Америки стал . . .

18.02.2012
12:10

Просто впечатление.

    От фильма Гинзбурга ╚Generation ▒Пи▓╩. Оно противоположное просто впечатлению: ╚тошнотворность╩ (см. тут), - от романа. Там √ ужас Пелевина от безыдеалья. Здесь √ . . .

03.02.2012
10:55

Высоцкий и "Сплин"

    Можно, конечно, думать, что нравящееся выражение нравится не за объективность, а субъективно. Поэтому скажу сначала против себя. Так как-то я жизнь прожил, что по . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100