TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


16.10.2012
10:35

Историческая тоска.

    Был такой фильм режиссёра Досталя, ⌠Облако-рай■ (1990). Фильм-прощание с этим так называемым социализмом, - проклятым, а всё же своим. До реставрации капитализма . . .

23.09.2012
15:37

Молчание-то - золото, намёк - ну, пусть серебро, но...

    Хочу порассуждать ⌠вслух■ об очень сложном (да простит меня читатель). Прошло несколько лет, и поисковик Quintura на запрос: ⌠Чехов Ницше■, - выдал массу материала . . .

08.09.2012
11:54

Беда!

    Солидаризируясь, перепечатываю. Мария Чистякова Прошу уволить меня в соответствии с государственным образовательным стандартом... С введением новых . . .

05.09.2012
17:53

Мищуки.

    Песню ╚Добровольная тюрьма╩ в исполнении Мищуков; слова Морозова (слушать тут) я услышал с телеканала ╚Шансон╩. У "крутого" портного-еврея Я сошью . . .

04.09.2012
12:51

Марат Гельман, иду на вы!

    Но, во-первых, почему не в его дневнике (http://maratguelman.livejournal.com/2558067.html) в ЖЖ? Потому что я против неограниченного прогресса. Заодно и против частичного прогресса в . . .

31.08.2012
16:02

Почему это обижает.

    Синие носы. ⌠Инно, Нано, Техно ≈ три современных богатыря■ (2006). Потому что идея модернизации √ это чужое, чтоб быть национальной идеей России. Чужое-то было . . .

24.08.2012
15:47

Что необходимо наряду с Гайд-парком.

    Опять, и опять, и опять буду повторять, что надо создать систему музеев околоискусства. Вот смотрите, например, как пеняет художник Колесников на какое-то . . .

20.08.2012
23:04

Пришей кобыле хвост или естественно?

    Разрешите начать с себя. Зашёл, помню, в один из книжных магазинов. Он только открылся после ремонта. И я удивился изменениям. В частности, появился в уголке . . .

17.08.2012
15:43

Что я помню о 6-м Всемирном Фестивале Молодёжи и Студентов.

    Вчера я посмотрел телепередачу о 6-м Всемирном фестивале. Какой-то фотограф, что ли, вёл её. Мол, это был глоток свободы, освобождение от страха и тому подобная . . .

04.08.2012
14:58

Чепуров.

     

    Год назад, в день рождения Пушкина, в Петербурге, Капелла имени Глинки дала музыкально-драматическое представление ╚Борис Годунов╩ с музыкой Сергея Прокофьева по трагедии Пушкина.

    Не было тогда ещё Болотной площади, Чистых прудов, Контрольной прогулки┘ а Чепуров всё как бы предвидел и ╚сказал╩ им своё ╚фэ╩.

    Все помнят, чем кончается трагедия: народ безмолвствует.

    Опамятовался. Стоило так плохо отнестись к Борису Годунову за тайное убийство царевича Димитрия, чтоб схлопотать, вот, совсем уж наглое убийство сразу двух царских (царских всё же!) детей ради Димитрия ли┘ ожившего ли?..

    И ведь все знают, что кончилось это повальное сумасшествие народное Великой Смутой, чуть не погубившей Россию как государство. Как ровно 20 лет назад в прошлом году летом надломился СССР, тоже при молчании народном (если учесть, что за 5 месяцев до того три четверти проголосовало за его сохранение).

    Не послушались пушкинского предупреждения более чем полуторавековой давности, его ╚Бориса Годунова╩. Предупреждения кому (в 1925 году, тогда он трагедию кончил)? Элите общества, дворянству, чьим аналогом в 1991-м и раньше явилась российская высшая интеллигенция. Не то, чтоб Пушкина тогда дворяне поняли, но успокоились, а более чем полтора века спустя столь уважаемого среди интеллигенции, какПушкин, не нашлось. Высоцкий, голос и жизнь сорвавший, чтоб удержать нас от потребительства, умер, так до нас и не докричавшись. Окуджава √ предал┘

    А. Что там┘

    Пушкин задолго до выступления декабристов понял, что р-р-романтические устремления √ ерунда. ╚Борисом Годуновым╩ он ставил окончательную точку под своим переходом к другому стилю письма и мировоззрению √ реализму.

    ╚Теперь пушкинское ╚я╩, выжигая в себе былое вольнолюбие, ищет возможности подчиниться Закону, понятому уже, однако, не в сочетании с Волей, то есть не как регулятор свободных действий частного лица (либеральная точка зрения), а как (точка зрения типично ╚архаическая╩) земная реализация Закона предвечной Судьбы, возвышающейся над всякой частной человеческой волей и требующей от нее беспрекословного повиновения. Есть только один способ безболезненно соотнестись с такой Судьбой и с таким Законом: сакрализовать их и слиться с ними. Отсюда и происходит у Пушкина в чем-то близкое, с одной стороны, гегелевскому, с другой - идеологии Реставрации, обожествление сверхстабильного социума и истории, ╚возглавляемой╩ героической и ╚харизматической╩, как бы мы сейчас сказали, фигурой великого царя, ведущего ее к этой стабильности и пресекающего всякие попытки частных индивидов встать на ее пути╩ (http://stihoma.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=29&Itemid=57).

    А нам всё твердили, начиная с советской школы, что Годунов в голод √ велел открыть житницы, погорельцам √ отстроить дома┘

     

    ═════════════════════ ┘что явных казней нет,

    Что на колу кровавом, всенародно,

    Мы не поем канонов Иисусу,

    Что нас не жгут на площади, а царь

    Своим жезлом не подгребает углей┘

    И зачем-де так у Пушкина? √ затем, мол, что Борис, хоть и самый лучший из царей, но сделано так, чтоб доказать, что царская власть √ это всегда плохо.

    Может, такую же точку зрения хотел довести до нас и Мейерхольд с Прокофьевым, в 30-х годах, задумав встретить 100-летие со дня смерти Пушкина (убитого царизмом в последнем итоге) своим ╚Борисом Годуновым╩ на слова Пушкина. Может, Мейерхольд потому сам в январе 1937-го прекратил репетиции, опасаясь закрытия театра царём-Сталиным (что и случилось в 38-м).

    А может, тут наоборот √ провластная тенденция, как сам пушкинский первоисточник, т.е. история Карамзина. Провластная, но, может, Мейерхольд понял, что устоявшуюся трактовку не переборешь, и вещь будет понята как антивластная. Вместе с Прокофьевым хотел, может,всё сделать в истинно пушкинском духе┘ (А мало ли самых лучших намерений не было понято или проигнорировано в те страшные годы. Осуждаемые большевики морально-политического в стране единства ради признавались в несуществующих замыслах, чтоб неповадно им было возникнуть в действительности из заграницы.)

    Во всяком случае, я, послушав 24 музыкальных фрагмента (тут), слышу одну минуту (21:45 √ 22:50) предвидение прозрения народа от победного польского нашествия 1604-1605 года.

    Пушкин не зря взял с собой рукопись трагедии, когда его из ссылки вызвал к себе в Москву воцарившийся Николай Первый, не зря почитал ему что-то оттуда, не зря его ссылка была немедленно прекращена.

    Да, и теперь есть моральный изъян в третьем сроке президентства Путина, как убитый в Угличе Димитрий. Но какого Димитрия получила страна в последнем итоге? Дмитрий Анатольевич хорошо сделал, что подыграл Западу с Ливией? Что имел институт современного развития, советующий вступить России в НАТО? Что терпел во главе совета по правам человека при президенте РФ Федотова с его идеей десталинизации, раскалывающей общество? Пришлось менять президента. И лишь чистоплюйство мешает считать Путина сто`ящей заменой. Чепуров же в прошлом году как в воду глядел.

    Но.

    Как с художественностью?

    Почему в конце (22:50) музыкального фрагмента некий подъём слышится? Как наставительное позитивное резюме. Извлекать, мол, надо уроки из истории┘

    Авангардистом же был Мейерхольд, а Прокофьев ему не перечил. Что если Чепуров Мейерхольду последовал? А я ж авангардизм подозреваю в опасном. Ведь что такое искусство? Это непосредственное и непринуждённое испытание сокровенного мироотношения человека. Непосредственное и непринуждённое┘ А жизнь? Жизнь √ есть непосредственное и принуждающее воздействие на человека же. Гораздо более действенна жизнь, чем искусство. Так авангардизм же, в своём нетерпении, готов зачастую отказаться от непринуждённости в пользу принуждения. Здесь √ заражения.

    Как можно расценить такое заявления Мейерхольда: ╚Пантомима волнует зрителя не тем, что в ее содержании скрыто, а какое мастерство актера в ней себя проявляет╩ (http://teatr-lib.ru/Library/Mejerhold/method/#Rome_Text_4)?

    Нет скрытого! Вы подумайте только! Как цирк. Рассчитанный на ребёнка. Где ╚мастерство актера╩ приводится к уровню ╚почти равному мастерству акробата╩. И Прокофьев же опустился до уровня иллюстратора. ╚В письме к композитору Мейерхольд точно оговаривал хронометраж и эмоциональную окраску каждого музыкального фрагмента, соотнося его с длительностью и характером монологов, диалогов героев и всей сценой в целом╩ (http://intoclassics.net/news/2012-04-30-20897). Прокофьев √ иллюстратор┘ А иллюстрация ж тоже нечто, сделанное ╚в лоб╩. Есть мысль √ и, пожалуйста, вот для неё выражение, вот ею заражение. Есть даже свой интерес специфический. Чернушенко, помогавший Чепурову оживить нерождённое в 30-х годахпроизведение, говорит как похвалу Прокофьеву такие слова: ╚воздействует на человека сильнее, чем обычная речь╩ (http://www.nstar-spb.ru/articles/article_537.html). Всё внимание на эффективности воздействия (под влиянием Мейерхольда типичный авангардизм с переходом за границу искусства √ условности √ в жизнь) ╚интонированием╩ слова. (А я б даже как раз без ╚слова╩ б обошёлся. В звучании от 2 до 5:43 минут записи идёт такой долгий бессловесный стон, что┘ действует он именно непосредственно и принуждающее, и не вспоминаешь про ╚совесть человека╩. Слушаешь в записи, без соотнесения ни к какому персонажу, и это длительное бессловесное завывание кажется обращённым как бы непосредственно к тебе. К тебе в качестве кого? Представителя народа, ответственного за судьбу родины? И сейчас┘ - Это, впрочем, размышлизм, последействие искусства, если тут именно оно. Причём √ размышлизм-натяжка, а не озарение.)

    Смешно. Авангардизм┘ Ломать непродвинутую публику через колено┘ Этому соответствует как раз не охранительная установка, а революционная, оранжевая, по нынешним временам. Что ж сделал Чепуров? Может, и он √ против власти? Может, и он. Если верен авторам нерождённого произведения, а Мейерхольд авангардист.

    ╚┘серьезное становится забавным, забавное ≈ трагичным╩ (http://teatr-lib.ru/Library/Mejerhold/method/#Text_401)... Знал, наверно, Мейерхольд о первых названиях трагедии: ╚Комедия о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве╩, ╚Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве╩┘ Что там ни думал Пушкин с такими названиями, а финал, √ пушкинский реализм: нельзя, мол, как декабристы, решать судьбу народа без народа, хоть народ, увы┘ √ такой трезвыйфинал авангардисту был, наверно, не под стать.

    Проверим.

    ╚Когда волею обстоятельств после ╚Годунова╩ ему пришлось репетировать пьесу Л. Сейфуллиной, он так и сказал понимающему собеседнику: ╚Не все же работать над современным, пора и в сказки поиграться╩╩ (http://teatr-lib.ru/Library/Mejerhold/method/#Text_401).

    Пьеса Сейфуллиной √ это ╚Наташа╩, с сознательными крестьянами, а потом колхозниками. √ Понимаете, что за сказки √ сознательные крестьяне? √ Значит, ╚Бориса Годунова╩ он понимал ╚современным╩.

    Дальше.

    ╚В этой постановке эпоха царя Бориса должна была рождаться в атмосфере, не совместной с парадностью и официальностью. Здесь могло быть только ╚дезабилье╩ [женская одежда, не носимая при посторонних], и никаких царских облачений. История делалась нечистыми руками, спешно и споро, в нетерпении скорейшего получения прав. [По-большевистски, парадокс только в том, что история делалась против большевиков, которые были за Мировую Революцию и против благоразумно-умеренного построения социализма √ якобы социализма √ в одной, отдельно взятой стране. Но где было авангардисту, - от слова ╚авангард╩, бегущему впереди паровоза самой Мировой Революции, ибо, мол, медленно он едет, - где было авангардисту ценить благоразумно-умеренную цель. Круто обходились с троцкистами? Значит, спешно и споро]

    Вот отрок, напоминающий Борису убиенного царевича, чисто и высоко выводит молитву. Его голос угасает, заглушённый мелодией оркестра, названного режиссером ╚джаз-бандом╩ [по ассоциации с ╚бандой╩? Сталинская банда┘]. Приходит ночь средневековья [ну раз Мировая Революция √ это будущее, ясно, что противоположное направление - ночь средневековья]╩ (там же).

    Плевать Мейерхольду на Пушкина с его новым в 1825-м году идеалом государственности, просвещённого абсолютизма.

    (В упомянутых 24-х музыкальных отрывках нет молитвы отрока, заглушённой оркестром, но не важно.)

    ╚┘наступление эпохи, в которой возобладали приемы рукопашной борьбы. Не долгое, со многими ходами, дворцовое интриганство, а быстрый и окончательный расчет с противниками: ╚Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз╩ (О. Э. Мандельштам). Именно потому на репетиции Мейерхольд с раздражением кричал актеру, наивно продолжавшему думать, что ╚Борис Годунов╩ ≈ это ╚пьеса о царях╩: ╚Опять пошла сладость! <┘> Он тут сплюнул на землю ≈ понимаете, сплюнул╩. Это были краски не только пушкинские, но И сталинские. Штрихи к портрету эпохи, ничем не уступающей годуновскому средневековью╩ (там же).

    И плевать Мейерхольду, что, по Пушкину, выживи Годунов, началась бы в Московии эпоха Возрождения, на Западе завершившая средневековье.

     

    Царь

    Пошлю тебя начальствовать над ними;

    Не род, а ум поставлю в воеводы;

    Пускай их спесь о местничестве тужит;

    Пора презреть мне ропот знатной черни

    И гибельный обычай уничтожить.

    Басманов

    Ах, государь, стократ благословен

    Тот будет день, когда Разрядны книги

    С раздорами, с гордыней родословной

    Пожрет огонь.

    Вот, что сделалось с недавним западником и продекабристом Пушкиным, ставшим реалистом под влиянием ближайшего веления времени √ после кровавой Великой Французской революции и наполеоновских войн, призванных насильно учредить прогрессивный общественный строй во всей старушке-Европе, наступила монархическая реакция. Ну что поделать? Против Истории не попрёшь, если реалист. Как и реалист Сталин, сделавший вывод из ненаступления Мировой Революции. Что поделать против истории России, на рубеже XVI-XVII столетий сделавшей страну не готовой ещё к Возрождению (пока Пушкин в качестве реалиста ограничивался осмыслением прошлого: поражений безнародных революций в Европе XIX века, непрорыва из средневековья Московии Годунова).

    Как истинный художник Пушкин нарочно вывел в трагедии западника бояринаПушкина, своего предка. И продемонстрировал (подспудно продемонстрировал) пагубность западнических порывов в ТО время. В том числе и у Годунова, пошедшего с убийством царевича на своеобразную оранжевую революцию (оранжевые теперь не гнушаются применением снайперов для ╚оранжевых╩ действий; в Литве недавно не удалось посадить в тюрьму человека, доказавшего, что жертвы штурма советскими войсками телецентра в Вильнюсе 13 января 1991 года погибли от пуль из охотничьих ружей, стрелявших с окрестных крыш; а на днях эскадроны смерти Башара Асада по западной версии, мол, потеряли ум и, рискуя навлечь на Сирию интервенцию в обход Совбеза ООН, порезали горла десяткам детей).

    Хорошо. Но как же с Прокофьевым? С той сомнительностью в конце 22-й минуты и поучительным надисторическим воспарением из сомнения народа от победы Лжедмитрия во главе наёмников? √ Патриотизма своего не смог преодолеть Прокофьев? Или вспомнил о минутном сомнении Лжедмитрия?

     

    Кровь русская, о Курбский, потечет!

    Вы за царя подъяли меч, вы чисты.

    Я ж вас веду на братьев; я Литву

    Позвал на Русь, я в красную Москву

    Кажу врагам заветную дорогу!..

    Но эта минута у Пушкина была ж до сражения, а само оно, по Пушкину же, было проиграно. Так что в музыке тут √ не по Пушкину.

    А по Мейерхольду ли (если тот подробно всё указывал)? Что за победа была у троцкистов, если тут, в замысле, аналогия с ╚современным╩?

    Или это √ победа и сомнение √ есть результат прошлогодней работы Чепурова? И он антиоранжевый? Знает про существование неистребимого российского менталитета и не хочет этого, через колено, оранжевого нового ломания России ради приобщения к американскому глобализму┘

    Ура ему!

    Но всё-таки, справедливости ради, надо признать это всё-таки рождённое, наконец, произведение √ произведением прикладного искусства, рассчитанного на просто заражение. Автор с самого начала знал, что он хотел, - так посмею я предположить, имея минимум информации.

     

    3 июня 2012 г.

     

     

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
301691  2012-08-05 17:23:39
Вадим Чазов
- Дорогие друзья,
спасибо автору за то, что пишет, но не за то, что он пишет.
Текст прекрасен, краткое содержание:
Вы в болоте, мы в почёте.
Не забалтывайте, пиво классное, пена через край.
Искусство искусителя искусно искусает.
Ложись под власть без крика слазь.
Крокодил динозавру: "Не высовывайся, не потребляй".
Безмолствование.
С поклоном, Вадим.

24.07.2012
21:29

Попытка подобраться к постижению абстракционизма.

    И состоит она в том, в итоге, что абстракционизм √ это человеконенавистничество. Посмотрите на картины двух художников: Харриса и Марка. Северный берег, озеро . . .

19.07.2012
08:04

Зачем Горткий завёл усы и как от них "отталкивался"..

    Недавно я пережил потрясение. Под натиском так называемых оранжевых СМИ России я, неожиданно для себя, на целых двое суток почувствовал себя оранжевым и аж . . .

10.07.2012
08:26

К трагедии на Кубани.

    Эту статью отказались публиковать в журнале, специализирующемся на обсуждении музыкальных явлений современности. И я б смирился. Если б самые обиженные на . . .

19.06.2012
18:36

Сезанн.

    Проделаем несколько манипуляций. Вот "Дорога у горы св. Виктории" (1898- 1902) Сезанна. Теперь выделим из неё контур собственно горы. А теперь сравним этот контур с . . .

17.06.2012
08:29

Гамсун и Ван Гог.

    ┘в эпоху торжества индивидуального выбора никакой стиль больше не мог быть образцом для художников, каждый из которых выбирал теперь свой путь в искусстве . . .

03.06.2012
09:39

Бах и оранжевые революции.

    Я в молодости был революционер по натуре, а кончил тем, что стал консерватор. Странно. Потому что внутри себя чувствую себя одним и тем же и даже почти не . . .

25.05.2012
16:01

Абстракт.

    Раз в музее живописи я был поражён одним посетителем. Уж не помню, как я с ним заговорил, но что он мне сказал┘ Мы оказались надолго рядом перед произведением . . .

20.05.2012
18:10

Печаль в день музеев.

    Накануне дня музеев на центральное телевидение пришёл знаменитый устроитель выставок Мессерер и дал интервью. И очень меня огорчил такими словами: ⌠Меня страшно . . .

17.05.2012
17:51

Запретность √ почти единственное, что интересно в выставке Гельмана.

    Запретное √ притягательно. В искусстве √ тоже. Почему? Я разумею, как это чаще всего молчаливо имеется в виду, не прикладное искусство (пусть даже и призванное . . .

16.05.2012
13:27

Это кому-нибудь надо?

    Перед вами иллюстрация мысли, что архитектура √ это чаще всего прикладное искусство, что в ней нет загадки, обязательной для искусства идеологического, нет . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100