TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


16.10.2012
10:35

Историческая тоска.

    Был такой фильм режиссёра Досталя, ⌠Облако-рай■ (1990). Фильм-прощание с этим так называемым социализмом, - проклятым, а всё же своим. До реставрации капитализма . . .

23.09.2012
15:37

Молчание-то - золото, намёк - ну, пусть серебро, но...

    Хочу порассуждать ⌠вслух■ об очень сложном (да простит меня читатель). Прошло несколько лет, и поисковик Quintura на запрос: ⌠Чехов Ницше■, - выдал массу материала . . .

08.09.2012
11:54

Беда!

    Солидаризируясь, перепечатываю. Мария Чистякова Прошу уволить меня в соответствии с государственным образовательным стандартом... С введением новых . . .

05.09.2012
17:53

Мищуки.

    Песню ╚Добровольная тюрьма╩ в исполнении Мищуков; слова Морозова (слушать тут) я услышал с телеканала ╚Шансон╩. У "крутого" портного-еврея Я сошью . . .

04.09.2012
12:51

Марат Гельман, иду на вы!

    Но, во-первых, почему не в его дневнике (http://maratguelman.livejournal.com/2558067.html) в ЖЖ? Потому что я против неограниченного прогресса. Заодно и против частичного прогресса в . . .

31.08.2012
16:02

Почему это обижает.

    Синие носы. ⌠Инно, Нано, Техно ≈ три современных богатыря■ (2006). Потому что идея модернизации √ это чужое, чтоб быть национальной идеей России. Чужое-то было . . .

24.08.2012
15:47

Что необходимо наряду с Гайд-парком.

    Опять, и опять, и опять буду повторять, что надо создать систему музеев околоискусства. Вот смотрите, например, как пеняет художник Колесников на какое-то . . .

20.08.2012
23:04

Пришей кобыле хвост или естественно?

    Разрешите начать с себя. Зашёл, помню, в один из книжных магазинов. Он только открылся после ремонта. И я удивился изменениям. В частности, появился в уголке . . .

17.08.2012
15:43

Что я помню о 6-м Всемирном Фестивале Молодёжи и Студентов.

    Вчера я посмотрел телепередачу о 6-м Всемирном фестивале. Какой-то фотограф, что ли, вёл её. Мол, это был глоток свободы, освобождение от страха и тому подобная . . .

04.08.2012
14:58

Чепуров.

    Год назад, в день рождения Пушкина, в Петербурге, Капелла имени Глинки дала музыкально-драматическое представление ╚Борис Годунов╩ с музыкой Сергея Прокофьева . . .

24.07.2012
21:29

Попытка подобраться к постижению абстракционизма.

    И состоит она в том, в итоге, что абстракционизм √ это человеконенавистничество. Посмотрите на картины двух художников: Харриса и Марка. Северный берег, озеро . . .

19.07.2012
08:04

Зачем Горткий завёл усы и как от них "отталкивался"..

    Недавно я пережил потрясение. Под натиском так называемых оранжевых СМИ России я, неожиданно для себя, на целых двое суток почувствовал себя оранжевым и аж . . .

10.07.2012
08:26

К трагедии на Кубани.

    Эту статью отказались публиковать в журнале, специализирующемся на обсуждении музыкальных явлений современности. И я б смирился. Если б самые обиженные на . . .

19.06.2012
18:36

Сезанн.

    Проделаем несколько манипуляций. Вот "Дорога у горы св. Виктории" (1898- 1902) Сезанна. Теперь выделим из неё контур собственно горы. А теперь сравним этот контур с . . .

17.06.2012
08:29

Гамсун и Ван Гог.

    ┘в эпоху торжества индивидуального выбора никакой стиль больше не мог быть образцом для художников, каждый из которых выбирал теперь свой путь в искусстве . . .

03.06.2012
09:39

Бах и оранжевые революции.

    Я в молодости был революционер по натуре, а кончил тем, что стал консерватор. Странно. Потому что внутри себя чувствую себя одним и тем же и даже почти не . . .

25.05.2012
16:01

Абстракт.

    Раз в музее живописи я был поражён одним посетителем. Уж не помню, как я с ним заговорил, но что он мне сказал┘

    Мы оказались надолго рядом перед произведением абстрактного искусства. Я, наверно, фыркнул после долгого разглядывания. А он, художник, как оказалось, заступился. И сказал что-то типа: ⌠Видите, вон, красноватое в центре? Это последние остатки теплого тона в массе окружающего холодного■.

    И правда. Всюду было что-то серо-синее, а в середине √ нечто красное. Не облака. А так √ что-то. Пятна краски. Но сказал он так многозначительно, тихо и задумчиво, что я почувствовал философию жизни самого этого комментатора: много премного, наверно, бит за что-то и много несправедливости претерпел.

    Это было время хрущёвской оттепели. Потому и смогли произведения абстракционизма оказаться на вернисаже. Я потому и вспомнил это, что прочёл у Барта:

    ⌠┘именно благодаря регулярной повторяемости одних и тех же единиц и их комбинаций, произведение предстает как некое законченное целое, иными словами, как целое, наделенное смыслом <┘> форма <┘> это то, что позволяет отношению смежности между единицами не выглядеть результатом чистой случайности; произведение искусства - это то, что человеку удается вырвать из-под власти случая Сказанное, быть может, позволит понять <┘> почему эти же самые произведения, в глазах тех, кто не различает в них никакой формы, выглядят как хаотические и тем самым никчемные: стоя перед абстрактным полотном, Хрущев, безусловно, ошибается, не видя в нем ничего, кроме беспорядочных мазков, оставленных ослиным хвостом; и тем не менее в принципе он знает, что искусство - это своего рода победа над случайностью (он упускает из виду всего лишь то, что любому правилу - хотим ли мы его применять или понять - научаются)■ (http://avorhist.narod.ru/publish/bart2.html).

    Поражённый осмысленностью, которую ввёл в своё толкование случайный человек, я попросил его имя и адрес. А поскольку я записные книжки не выбрасываю┘ Дмитриев Руальд Георгиевич. √ В интернет. Есть. Там: ⌠приятельские отношения с непризнанным абстракционистом Алексеем Тяпушкиным■. √ Опять в Интернет.

    Живописный эксперимент. 1964.

    Собственно, нарисован вид сверху на - что? - чёрное фортепиано, на которое хаотически набросаны один на другой тетрадь, несколько целых белых листов и обрывков листов бумаги, на некоторых из них что-то вроде проб колера, а на одном - человек в шляпе, вроде, нарисован.

    Но в чём неслучайность этого?

    Где вы, Руальд Георгиевич?

    Один скульптор рассказал мне, как он мучается бестемьем. Не знает, что б вылепить, а лепить хочется. Что делать? Он берёт кусок глины и начинает его мять, мять, мять, а потом как-нибудь с вывертом её бросает изо всех сил на стол. Вдруг что-то там получится, что-то напоминающее. Он даже философско-историческую базу подводил под это. Дескать, первые произведения искусства были что? - макароны, так называемые, длинные следы растопыренных пальцев, проведённые по глине.

    Я тогда ещё не знал, что перед этим они были ещё только предлюди, по теории Поршнева, больше других особей подверженные внушению гоминиды, которых другие экстраординарными звуками недавно мутировавшей гортани, обретшей дар извлечения из себя фонем, предслов, заставляли этих несчастных прийти в невменяемое состояние и стадного чувства ради убить своего ребёнка и отдать его внушателям на съедение. Я тогда ещё не знал, что, собственно, произвести такие же звуки в принципе могли и несчастные, но всемогущая Фонема была общим достоянием и произносить её мог только вожак. Я тогда ещё не знал, что до несчастных дошло, что можно и не ущемить стадное чувство, и дать себе отдушину, если сделать не звуковое нечто экстраординарное; продырявить одному одну раковину, другому - другую и так далее, продеть жилку и вешать на шею одному, другому, но не вожаку. Я не знал, что это расковало на ответное произнесение Фонемы, что парализовало вожака и положило начало контрвнушению, что было уже переходом в человеческое состояние. Я не знал, что умеющие и не умеющие контрвнушать разделились, и умеющие убежали от неумеющих, став людьми с речевым мышлением; и что убегание потребовало нового коллективизма, для которого было запрещено руками делать экстраординарное (фалангу пальца отрубали за каждую провинность, что видно на отпечатках раскрытых ладоней на тех же глинах, где макароны). А некоторые всё-таки противились и хоть в темноте пещер, только для себя одного, тайно делали упомянутые макароны. И я не знал тогда, что те, получается, имели громадный смысл, а не, мол, начало рождения темы изображения из бестемья.

    Но я понимаю, что мой скульптор был просто человек без идеала, который снедал бы его душу и заставлял бы себя выражать. Социализм себя окончательно дискредитировал при Хрущёве. Над его обещанием, что мы построим коммунизм в 1980 году, все смеялись. Капитализм с его страшными кризисами тоже не тянул. И от религии мой скульптор уже оторвался. Так ему б молчать творчески┘ - Нет. Руки чесались.

    И не то же ли бестемье при чесотке мучило и Тяпушкина в те же годы?

    Мазнул одной краской┘ другой┘ целый шмат бумаги закрасил┘ Ну не рисовать же скучные реалистические изображения, как того, вон, серого человека в серой шляпе?! - Нет! Фу! Подальше его. Социалистический, будь он неладен, реализм┘

    Живописный эсперимент не удаётся┘

    Или как раз удался, поскольку выразил всё ж отсутствие вдохновения!..

    Когда родился постмодернизм?

    ⌠Зарождение постмодерна проходило в 60-70-е гг. ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую "смерть" супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности)■ (Википедия).

    Сходится. Но как-то тоскливо.

    А потому что неверно данное Бартом определение искусства: ⌠то, что человеку удается вырвать из-под власти случая■.

    Упорядоченность, отмеченная у Тяпушкина словом ⌠эксперимент■ (эксперименты обычно в ряд выстраиваются и бывают долго неудачными), и иной смысл этого слова √ ⌠попытка■, ⌠попытки начать, неудачные■, всё это имеет полное соответствие с тем, что видит наш глаз на картине. А в искусстве суть √ противоречие, дразнение, изгиб в одну и другую сторону, испытание на излом, испытание сокровенного мироотношения.

    Нельзя первобытному жить вне рода √ пропадёшь. Поэтому всё √ для рода. И если считается, что роду вредит индивидуализм, пусть и спасший недавно от поедания, то надо считаться. Индивидуализм √ сокровенное. И оно не даёт жить. Что делать? Надо и удовлетворить его и коллективное не ущемить. Как? Сделать запретное делание экстраординарности (а это ж экстраординарность √ прямая линия, да ещё и не одна, а┘ ещё одна экстраординарность √ параллельные друг другу линии), - сделать для себя одного, в темноте пещеры. И каждый может же это увидеть, подойдя с факелом, и никто не знает, кто это сделал. Результат √ возвышение чувств и творца и зрителя, катарсис. Если выразить его словами √ это: ого, какой потенциал у личности.

    И каково, видим, искусство было с самого начала, таковым оно является и сейчас, если отказаться от определения Барта, а взять √ Выготского: искусство для его потребителя √ это явление, обеспечивающее столкновение противочувствий, и от этого √ возвышение чувств, катарсис.

    Последнее дмитриевское оставшееся тёплое пятнышко среди подавляющей массы холодных пятен не создаёт противочувствий. Сочувствие к тёплому тону и неприязнь к холодным не есть столкновение для-меня-ценностей. Это столкновение для-меня-ценного с для-меня-неценным. Я без всякого возвышения чувств, без катарсиса, становлюсь на сторону для-меня-ценного и всё. Испытания моего сокровенного не было.

    Нет, я удивился неслучайности, обнаруженной для меня Дмитриевым. Но это не катарсис. Не возвышение чувств. Это научение. Я не знал и стал знать.

    Прав был Хрущёв, а не Барт.

    А вот если б принято было понятие околоискусства √ не нужно было б запрещать никакие выставки. Сделать выставку околоискусства и поместить туда Тяпушкина.

    И это ж именно ОКОЛО. Около идеологического. Нет, мол, темы, нет идеала, который будоражит. Ну а раз нет идеала, то это имеет отношение к идеологическому искусству. Здесь это отношение √ ОКОЛО.

    25 мая 2012 г.

20.05.2012
18:10

Печаль в день музеев.

    Накануне дня музеев на центральное телевидение пришёл знаменитый устроитель выставок Мессерер и дал интервью. И очень меня огорчил такими словами: ⌠Меня страшно . . .

17.05.2012
17:51

Запретность √ почти единственное, что интересно в выставке Гельмана.

    Запретное √ притягательно. В искусстве √ тоже. Почему? Я разумею, как это чаще всего молчаливо имеется в виду, не прикладное искусство (пусть даже и призванное . . .

16.05.2012
13:27

Это кому-нибудь надо?

    Перед вами иллюстрация мысли, что архитектура √ это чаще всего прикладное искусство, что в ней нет загадки, обязательной для искусства идеологического, нет . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100