TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


24.07.2012
21:29

Попытка подобраться к постижению абстракционизма.

    И состоит она в том, в итоге, что абстракционизм √ это человеконенавистничество. Посмотрите на картины двух художников: Харриса и Марка. Северный берег, озеро . . .

19.07.2012
08:04

Зачем Горткий завёл усы и как от них "отталкивался"..

    Недавно я пережил потрясение. Под натиском так называемых оранжевых СМИ России я, неожиданно для себя, на целых двое суток почувствовал себя оранжевым и аж . . .

10.07.2012
08:26

К трагедии на Кубани.

    Эту статью отказались публиковать в журнале, специализирующемся на обсуждении музыкальных явлений современности. И я б смирился. Если б самые обиженные на . . .

19.06.2012
18:36

Сезанн.

    Проделаем несколько манипуляций. Вот "Дорога у горы св. Виктории" (1898- 1902) Сезанна. Теперь выделим из неё контур собственно горы. А теперь сравним этот контур с . . .

17.06.2012
08:29

Гамсун и Ван Гог.

    ┘в эпоху торжества индивидуального выбора никакой стиль больше не мог быть образцом для художников, каждый из которых выбирал теперь свой путь в искусстве . . .

03.06.2012
09:39

Бах и оранжевые революции.

    Я в молодости был революционер по натуре, а кончил тем, что стал консерватор. Странно. Потому что внутри себя чувствую себя одним и тем же и даже почти не . . .

25.05.2012
16:01

Абстракт.

    Раз в музее живописи я был поражён одним посетителем. Уж не помню, как я с ним заговорил, но что он мне сказал┘ Мы оказались надолго рядом перед произведением . . .

20.05.2012
18:10

Печаль в день музеев.

    Накануне дня музеев на центральное телевидение пришёл знаменитый устроитель выставок Мессерер и дал интервью. И очень меня огорчил такими словами: ⌠Меня страшно . . .

17.05.2012
17:51

Запретность √ почти единственное, что интересно в выставке Гельмана.

    Запретное √ притягательно. В искусстве √ тоже. Почему? Я разумею, как это чаще всего молчаливо имеется в виду, не прикладное искусство (пусть даже и призванное . . .

16.05.2012
13:27

Это кому-нибудь надо?

    Перед вами иллюстрация мысли, что архитектура √ это чаще всего прикладное искусство, что в ней нет загадки, обязательной для искусства идеологического, нет . . .

07.05.2012
14:59

Протесты, протесты...

    Может, это смешно, но я привык к каждому художнику, - через произведения его, естественно, - вырабатывать своё собственное отношение. Не принять общепринятое, а . . .

06.05.2012
09:39

Раликальный Чайковский.

    Сдаться, что ли? Вот и у специалиста написано: ⌠Основой служит новый вариант главной партии <┘> образ, полный ликующей радости, силы и энергии■ . . .

23.04.2012
15:01

Оправдание гримасы.

    Я посмотрел в ╚Закрытом показе╩ кино Балаяна ╚Райские птицы╩ (2008), и оно меня нисколько не тронуло. Значит, не о чём писать. Но я подозреваю, что оно меня не . . .

14.04.2012
17:14

╚Сладкие сопли╩.

    А всё-таки она вертится. Галилей. ╚Именно те идеи, которые всех проще, всех яснее, - именно те-то и трудно понять. Если б Колумб перед открытием Америки стал . . .

18.02.2012
12:10

Просто впечатление.

    От фильма Гинзбурга ╚Generation ▒Пи▓╩. Оно противоположное просто впечатлению: ╚тошнотворность╩ (см. тут), - от романа. Там √ ужас Пелевина от безыдеалья. Здесь √ . . .

03.02.2012
10:55

Высоцкий и "Сплин"

    Можно, конечно, думать, что нравящееся выражение нравится не за объективность, а субъективно. Поэтому скажу сначала против себя. Так как-то я жизнь прожил, что по . . .

25.01.2012
10:31

В день рождения Высоцкого памяти его посвящается. Ибо он был враг индивидуализма.

    Гришковец. ╚Конфликты ⌠чеховского■ типа оказались принципиально важны в драме XX столетия╩ (http://gitis.net/rus/postgraduate/notices/verbitskaya_auto.shtml). Оно и понятно: Чехов в . . .

24.12.2011
13:04

Весёлый Ким средь грустных бардов.

    Надо, наверно, всё-таки больше считаться с подсобными материалами при поисках художественного смысла произведения искусства, - подумал я, узнав, что Юлий Ким . . .

22.11.2011
20:39

Мурмурсуляк.

     

    На днях включил телевизор днём, а там √ как я разузнал потом √ конец сериала ╚Ликвидация╩ Урсуляка. Крытые грузовики, один за другим, подкатывают к зданию. Из них выскакивают солдаты с оружием. В такой знакомой форме советского времени┘ И кадры, вроде, √ черно-белые, родные┘ И здание странно знакомое┘ Я не видел это кино. Легендарная ликвидация легендарных бандитов в легендарной Одессе во времена службы там легендарного Жукова с использование концерта легендарного Утёсова.

    (Между прочим, ликвидация бандитизма на самом деле была проведена совсем не так, не противозаконным арестом всех авторитетов на концерте Утёсова, а отправкой отборных людей, в прошлом фронтовых разведчиков, сорить деньгами по ресторанам и приказом стрелять с целью убить с первого выстрела при малейшей попытке их ограбить. Но это оппозиционное урсуляковской киноверсии воспоминание явилось потом.)

    Пока √ захотелось кино посмотреть. √ В компьютер √ пожалуйста. Шесть серий. Начинаю с первой. И┘ С первых же сцен, с первой же облавы на бандитов √ знакомое место. Сабанеевский мост. Господи┘ Слеза на глаза.

    Но кто так кино смотрит? Не для одесситов же бывших и восторженных прежних гостей этого города кино снимали в 2007 году.

    Или всё же что-то такое?..

    По сюжету 1946-й год. Я стал одесситом через 42 года после этого времени. Судить не могу. Но┘ Чтоб жители знали, кто из соседей бандит, и были б на их стороне, против мусоров?.. Как в легендарной бабелевской, царских времён Одессе, когда все были против царской полиции┘

    Сомнительно.

    Или надо на это не обращать внимание. Ибо фильм √ ностальгия по прошлому. Каким бы оно ни было для простого советского человека┘ теперь┘ через 20 лет после конца советской власти┘ со Сталиным, который для большинства был тогда, в 46-м, любимым┘ с затрушенной, запущенной при той же советской власти красавицей Одессой, третьим городом царской России, - Одессой, так чудно сумевшей остаться целой во время войны и сохранить свою красоту┘ и с проскальзывающей иногда памятью её нынешних жителей о её славе ещё царских времён┘ традиция, мол, сохранилась┘ Или пусть даже и не сохранилась, но как чудно дать себя обмануть, будто она сохранилась┘ Особенно, если Одесса стала┘ не своей, что ли. В другом государстве √ для живущих теперь в России, для эмигрировавших из бывшего СССР, где Одесса была всеобщим, народным достоянием┘ Да и для живущих в ней сейчас, ╚под собою не чуя страны╩, ибо в стране националистический угар.

    В общем, фильм-ностальгия.

    В самом деле. Я уехал из Одессы в 2003-м году. Она блестела и сверкала. В центре, по крайней мере. А в 2007-м снимают для кино резиденцию начальника военного округа в 46-м √ так она пошарпанная так, какой я её застал в перестройку. И это √ трогает. Ну что мне эта европейская ухоженность заграничная┘ Чужая┘

    Знакомый рассказал про Одессу же, как он видел, как снимали там кино на Ришельевской. Постелили на мостовую большой ковёр, и┘ мостовая на вид превратилась в булыжную. Так что стоит в век компьютерной графики одесские здания изрисовать, мол, облупившая штукатурка там, трава на тротуарах, треснувший асфальт и никакой современной рекламы на улицах. И полная послевоенная убогость.

    Для того, наверно, и эти безобидные уродства евреев, соседей главного героя, Гоцмана, оперативника из угрозыска. Для того √ столь запоминающиеся лица у воровских авторитетов. √ Свои, все √ свои в доску! Отголоски самих сталинского типа репрессий √ тоже свои. В самом деле, как остроумно, в легендарно-одесском стиле, придумано кино-Жуковым: арестовать авторитетов преступного мира не за преступления, всех сразу и в одном месте. Сама манера повседневного поведения Жукова какая свойская. (Не даром и десятки лет спустя перед его барельефом на стене его бывшей резиденции всегда лежат свежие цветы.) Все √ свои.

    Есть смерти┘ Так то √ чужак виноват. Пришлый в Одессу. И пособник фашистов в прошлом. Предатель. А так √ все свои. Свой даже эмгэбэшник, быстренько арестовавший и избивший Гоцмана, выгнанного Жуковым из кабинета за сравнение Маршала Победы с фашистами, как и Жуков, грубо-силовым способом наводившими оккупационный порядок в Одессе. Обошлось же по большому счёту: не успел убить Гоцмана. В доску свой Жуков не дал же. В семье не без урода, эмгэбэшника┘ Ну и не без уродинки сам супержестокий Жуков.

    Так своё и помнится хорошим не за объективную хорошесть, а за то, что своё. За то, что оно точно-точно такое, каким было, когда мы были молодыми, детьми┘ И дым отечества нам сладок и приятен┘ А если оно ещё и недостижимо по всяким причинам┘ Из-за невозможности приехать, например, или из-за необратимости самого времени┘

    Отлично, смачно сделанный сериал. Казалось бы, радоваться нужно. Такое произведение в такое время, время упадка отечественной кинематографии┘

    А √ обидно.

     

    Я подразделяю для себя искусство на идеологическое и прикладное. Идеологическое, хоть теперь слово ╚идеология╩ не в чести, это так называемое настоящее, высокое искусство. Оно порождено в большой мере подсознанием художника. Тот не смог выдержать √ его б разорвало иначе, фигурально выражаясь, - если б он не схватил, скажем, кинокамеру, и не стал снимать: выражать свой идеал, который и выразить иначе, чем снятыми кадрами, невозможно. В первую очередь словами выразить √ невозможно. И оттого создаётся┘ противоречиями. Как в ╚Ликвидации╩, казалось бы: своё √ внешне уродливыми типичными евреями, внутренне уродливыми одесскими ворами, политически уродливым Маршалом Победы, не считающимся с законом┘

    Прикладное же искусство √ это ╚искусство для╩. Только не для выражения идеала. Для чего-то поменьше. Марш √ для войска, месса √ для церкви, колыбельная √ для усыпления. А есть ещё целый разряд √ для усиления какого-нибудь чувства. Похоронный марш √ для горя, неаполитанские песни √ для внушения любви┘ ╚Ликвидация╩ - для ностальгии по прошлому.

    Творец произведения прикладного искусства с самого начала творения знает, что он хочет сказать. И потому, по большому счёту, знает, как это сказать. Может у него не сразу получиться сказание лучшим образом √ он поправит. Но он знает. В отличие от творца произведения идеологического искусства. Тому идеал дан больше в подсознании, чем в сознании. Но не только из-за того знаменитая мука слова, а из-за того, что ╚слова╩-то никакие не годятся для подсознательного. Вот и вырываются √ противоречивые. √ От искренности самовыражения.

    Это и есть художественность: противочувствия (от противоречий: 1 и 2) вызывают 3 √ возвышение чувства (катарсис).

    А усиление чувства происходит проще, заражением. Например, прошлое → ностальгия. Чем точнее прошлое, тем сильней ностальгия. А точность сама по себе √ это вне нравственности. Потому нехорошие черты прошлого не имеют нравственного измерения. И хороши. А художник стихийно знает же про сложноустроенность (1, 2, 3) художественности. Вот Урсуляк и рисует на одесских домах облупившуюся штукатурку и снимает, в том числе, другие нехорошести.

    Но это совсем не от неведения своим сознанием своего идеала, известного только его подсознанию. Это √ от мастерства.

    Он сделал-таки произведение искусства. Но не высокого √ прикладного.

    А мог бы┘

     

    Мне кажется, я понимаю, откуда ноги росли у такого кино-ностальгии. От того, что надоела эта ориентация на так называемые общечеловеческие ценности в виде американского глобализма.

    Но, друзья, надоело-надоело, а ведь не пугают же дальновидные люди, что России не останется вообще, если она не станет конкурентопригодна. Так и будет.

    И я предлагаю спасительную национальную идею.

    Недавно додумался до подходящего образа для её описания.

    Я десятки лет работал конструктором. Одевал в материал электрические схемы радистов. Работал в самой, можно сказать, отсталой от Запада отрасли √ радиоэлектронике. Мне и в голову не приходило, например, поднимать вопрос о замене алюминиевого литья корпусов наших приборов, - стандартизованные, не моги покушаться на всесоюзный стандарт, - о замене на композитный материал. Пусть-де полегчают наши приборы. Я не знал о вообще существовании композитных материалов, не читал специальных журналов. Я впервые об этом композитном подумал лишь в первую фазу перестройки, громко объявившей про кошмар тиражирования технической отсталости. Я испугался неподъёмности своей мысли и так ничего и не предпринял. А числился в коллективе отличным конструктором, элитой. У меня было даже одно свидетельство об изобретении (так и не внедрённом) и масса свидетельств о промышленном образце. Хоть инженером я стал не по призванию. В работе было масса рутины. От ненависти к ней я работал очень быстро. Был передовиком. Но никогда не оставался после работы, ибо дома я писал искусствоведческое сочинение, им я оказывался, думаю, на переднем краю мировой интерпретационной критики. Там была моя душа.

    Вот подобное раздвоение я предлагаю для российской национальной идеи.

    Спасти человечество!

    Миру, ведомому США, грозит глобальная экологическая катастрофа от перепроизводства и перепотребления, от прогресса. Естественным противником успешности как идеала является мало изменяющийся российский менталитет, пережиток первобытного коммунизма. А у непервобытного коммунизма суть же √ разумное материальное потребление и неограниченное духовное. То, что в принципе способно спасти человечество от гибели от прогресса. Застой. Но гибель России от неконкурентоспособности ещё ближе. Так надо возглавить мчащееся к пропасти стадо и постепенно повернуть его от пропасти. Надо взять себе целью модернизацию, но осложнить каждый инновационный проект мерой его вреда для темпа отказа от прогресса и комфорта. Ибо чем дольше длим отказ, тем ниже от уровня нынешнего небогатого европейца будет тот уровень человечества, который в итоге удастся установить после отказа от прогресса.

    Но человечество будет спасено.

    Это движение вперёд со смотрением назад.

    А Урсуляк предложил одно смотрение назад┘

     

    22 ноября 2011 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
335549  2016-06-12 18:14:31
Воложин art-otkrytie.narod.ru
- * - Ну, так зачем было бочку катить на Урсуляка? Его, вот, наградили.

- Неверно, что наградили.

То есть то, за что наградили, было объявлено правильно:

«Режиссёр Урсуляк умеет с пронзительной подлинностью передать дух времени разных периодов истории Российской Федерации» (http://russia.tv/video/show/brand_id/18286/episode_id/1307853/video_id/1484289/ 09:41).

Но, по-моему, нельзя вообще награждать Государственной премией за произведения прикладного искусства. А это – именно прикладное: «Ликвидация», например, сделана, чтоб возбуждать ностальгию по советскому прошлому. Пусть нехорошему, но такому родному.

Это – потворство творящим на потребу плохого вкуса.

Возбуждает у масс сильные эмоции, да. Но футбол тоже возбуждает сильные эмоции. Так наградить Госпремией сборную по футболу за, скажем, сведение вчера к ничьей игры с англичанами?

07.11.2011
14:30

"Елена" Звягинцева и "Цитадель" Михалкова.

    Я почему-то думаю, что Звягинцев неверующий. (Может, мне удастся, пока пишу, понять, почему я так думаю.) Но √ сужу по себе √ и неверующий иногда да усомнится. И ох, . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100