TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


23.12.2016
11:29

Отчёт о чтении.

    Попробовать, что ли?.. Читать “Зимнюю дорогу” (2015) Юзефовича, получившую главную премию на конкурсе “Большая книга” 2016-го года… Строго говоря, я уже попробовал до . . .

21.12.2016
17:24

Скрежет на Валерия Куклина.

    Начинаю читать “Пять невыдуманных историй о деньгах” (2003) Куклина для проверки мысли, что он давно исписался. По моим понятиям – не стало в его текстах следов . . .

21.12.2016
11:52

Я живу жизнь или жизнь живёт меня?

    - Это просто смешно. Не всё на свете, поверьте, крутится вокруг вашей идеологии и вокруг СССР. Тем более - в США. - Я думаю, что вы заблуждаетесь, что для творческих . . .

16.12.2016
15:47

Принудиловка?

    Вообще-то я брался открывать скрытый смысл художественных произведений. Потом я всё больше впадал в экстремизм. И сейчас нахожусь в стадии, когда художественным . . .

14.12.2016
17:06

Вот эт-то повесть!

    Я просто обязан высказаться. Я ж всё ныл, что не натыкаюсь на текст, в котором бы было что-то, о чём словами сказать нельзя. И вот я на такой наткнулся. Это “Кармен из . . .

13.12.2016
18:29

Вдруг Михалков зря нападал на Ельцин-центр. Провери.

    Что он точно видел – это исторический ролик (см. http://www.council.gov.ru/events/news/74795/ на временной метке 25:28.) Я запишу текст того ролика и сделаю комментарии трёх родов: 1) прав . . .

11.12.2016
15:48

Дуракам полработы не показывают?

    А говорят, не надо выпивать море, достаточно трёх капель, чтоб понять его вкус. Жаль, память у меня убогая… Мне было 6-7 лет… А я-взрослый всё привык . . .

06.12.2016
22:17

Плохо мне.

    Я не умею отличать искусство от неискусства. Я, посвятивший три четверти жизни такому различению. Вот смотрите. Натыкаюсь на такую запись: "Ваня Клиновой . . .

02.12.2016
18:27

А вот и ура.

    Эта статья – как тренажёр для ума: тут надо уметь переноситься на чужие точки зрения. В том числе и абсурдные. Перечень точек зрения таков: 1) художника Калло в 1622 . . .

02.12.2016
15:53

Уф! Гора с плеч!

    Есть шанс что-то открыть в Горьком. Для себя, естественно. Но и для многих-премногих, его не ценящих. – Наткнулся на слова о нём Леонида Андреева, в которых есть о . . .

25.11.2016
22:27

Расследование.

    Когда-то Раззаков своим поклёпом на Высоцкого заставил меня написать целую книгу по его книге (см. тут). Нечаянно я натыкаюсь на его – новый для меня – такой . . .

24.11.2016
15:08

Три статьи о Тургеневе.

    Хочу всё знать! Название серии научно-художественных сборников, выходившей с 1957 по 1990 год Попытка и пытка. Берусь проверить своё предположение, что роман . . .

23.11.2016
22:55

Подсознательное предвидение разрыва.

    Согласитесь ли вы, что это НЕ красивая рука? Если думать о женской руке… С набрякшими жилами. С посинениями, и даже зелёные оттенки встречаются (если можно . . .

14.11.2016
19:27

Почему такая тоска?

    Может быть много предположений, почему у меня такая тоска от смотрения сериала Фурмана “Таинственная страсть” (2015), снятого по мотивам одноимённого романа (2007) . . .

13.11.2016
20:02

До чего доводит то, что нечего читать.

    Я уж надоел, наверно, тем, кто меня постоянно читает, своими жалобами на то, что нечего читать. Одно обнадёживает: что меня так мало читают, что я не успел никому . . .

12.11.2016
21:33

Знает ли историю Сванидзе?

    Слова Сванидзе

    Слова историка

    Фамилия и эл. адрес слов историка

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    …Н.С. Михалков вдруг переходит к апологии Ивана Грозного, памятник которому "мужественно и правильно"- это цитата –"установлен в г. Орле". Прежде всего, автор обвиняет великого русского художника Илью Ефимовича Репина в том, что с его легкой руки, написавшей прославленную картину, Ивана Грозного считают убийцей сына. А это в корне не верно. Иван Грозный никого не убивал, ну, если только так, по мелочи, все разговоры про его жестокость – это наветы иностранцев. А им бы на себя посмотреть – вот в Англии Генрих VIII, клеймо негде ставить, а англичане ему, между прочим, памятник поставили в XVIII веке, и Елизавета – тоже очень жестокая женщина, казнила много народу, ирландцев убивала.

    Во Франции и вовсе Варфоломеевская ночь. А у нас под пресловутые репрессии царя Ивана попало-то не более 3 тысяч человек. А сколько он зато всего сделал! И дальше следует перечисление свершений Ивана Грозного. Расширил, углубил, армия, судебная реформа. Чисто Александр II Освободитель.

    Я думаю, что Никита Сергеевич, человек разнообразно занятой, вряд ли имеет время копаться в архивах или перечитывать труды замечательных российских историков, писавших о царе Иване IV. Но его сотрудникам, которые готовят ему материалы, следовало бы пользоваться не только "Википедией". Т.е. условные 3 тысячи репрессированных – это так называемый Синодик Ивана Грозного, те, кого он сам помнил поименно и вносил в поминальный список. Помнил он, хотя обладал отличной памятью, далеко не всех, да и знать-то всех никак не мог. В одном Новгороде, который был взят, подчинен еще его дедом Иваном III и который Грозный решил разгромить и разорить — свой, русский, мирный город, — так вот в нем одном опричниками были убиты многие тысячи простых людей. Младенцев привязывали к матерям и топили в Волхове, баграми помогали, если кто плохо тонул. Много описаний осталось. Всех этих людей Грозный, понятное дело, не знал, он про таких в поминальнике писал: "Имена же их ты, Господи, ведаешь!" А по дороге в Новгород, в Твери, главный палач Ивана Малюта Скуратов заехал в Отроч-Успенский монастырь и задушил по приказу царя заточенного туда митрополита Филиппа Колычева – позже канонизированного, ставшего святым РПЦ. Армия Ивана Грозного – опричное войско — заточена была на погромы, но не на битвы, и разбежалась, когда крымский хан Девлет-Гирей пошел на Москву. Сам Иван блистательно отсутствовал. Он отсиживался в Вологде, вел тайные переговоры с английской королевой Елизаветой – той самой, которая ирландцев убивала. Хотел жениться то на ней, то на ее юной родственнице. Одно время лелеял идею сбежать в Англию. Развратник был страшный. Поздние его браки даже запуганная им в прямом смысле до смерти Церковь отказывалась признавать. Бесчестил дочерей и боярских, и дворянских, и опричникам своим давал побаловаться. Но не только девушки, конечно, нет. Он был мужчина разнообразный, и юношами не брезговал. Федор Басманов, один из его ближайших подручных опричников, был с ним в связи. Потом Грозный его убил, казнил страшно, предварительно заставив его убить собственного отца — Алексея Басманова. Тот был тоже опричник, скотина та еще, и его не жалко. Тем не менее. Да, возвращаясь к страшному набегу Девлет-Гирея. Не встречая никакого сопротивления, он сжег московские посады, т.е. пригороды, огонь с ветром перекинулся на город. Москва вся сгорела, вместе с людьми.

    Царю Ивану удалось победить свой собственный народ, но он не только проиграл главную войну своей жизни – Ливонскую. Он бездарно проиграл страну, оставив ее разоренной, обезлюдевшей, обреченной на Смутное время, которое вскоре и наступило.

    Бури Смутного времени и знаменитый пожар Москвы 1626 года истребили московские архивы и вообще бумажную старину настолько, что события XVI века приходится изучать по случайным остаткам и обрывкам материала. Люди, не посвященные в условия исторической работы, вероятно, удивятся, если им сказать, что биография Грозного невозможна, что о нем самом мы знаем чрезвычайно мало. Биографии и характеристики Петра Великого и его отца Алексея возможны потому, что от этих интересных людей остались их рукописи: деловые бумаги, заметки, переписка, словом - их архив. От Грозного ничего такого не дошло. Мы не знаем его почерка не имеем ни клочка бумаги, им самим написанного.

    Тексты тех литературных произведений, которые приписываются Грозному, дошли до нас в копиях, а не в автографах, и мы не можем восстановить в них точного авторского текста. Знаменитое "послание" царя Иоанна к князю Андрею Курбскому 1564 года имеется в разных редакциях и во многих списках с существенными разночтениями, и мы не знаем точно, какую редакцию и какое чтение надлежит считать подлинными. То же можно сказать и о всех прочих "сочинениях" Грозного. Даже официальный документ, "Завещание" Грозного (1572 г.) - не сохранилось в подлиннике, а напечатано с неполной и неисправной копии XVIII столетия.

    Исключением является только переписка Грозного с одним из его любимцев Василием Григорьевичем Грязным-Ильиным… Тексты писем царя и Грязного внесены были в свое время в официальную книгу"Крымских дел" и потому могут рассматриваться, как документ, как точная заверенная копия переписки.

    …немногим лучше положение и всего летописного материала того времени. Московское летописание в XVI веке стало делом официальным, и летописи поэтому сдержанны и тенденциозны. Казенные летописатели, пользуясь частными летописными записями, или обезличивали их, или же переделывали на свой лад. Излагая по-своему происходящие события, они держались строго правительственной точки зрения… Понятно, что пользоваться такого рода источником историк должен крайне осмотрительно: иначе он станет жертвою одностороннего понимания событий… Но такая же опасность грозит ему и с другой стороны. Царь и его казенные летописцы излагали московские дела по-своему, но по-своему же их изображали и политические противники Грозного.

    Пресловутый князь A.M. Курбский, убежавший от московского террора в Литву, там написал свою "Историю о великом князе Московском". Это очень умный памфлет, направленный на обработку общественного мнения в Литве. В нем много ценного и точного исторического содержания, и потому все тенденциозные выходки Курбского против Грозного получают особую силу. Но все-таки это памфлет, а не история, и верить его автору на слово нельзя. Еще в большей степени пристрастны иностранные сказания о Грозном.

    …за целые ряды лет у нас нет лично о Грозном никаких данных…

    В 1560 г. умерла первая жена Грозного; в нем самом совершилась какая-то перемена настроения. Дальнейшая эпоха полна рассказов о его зверствах, о терроре "опричнины". Рассказывают почти исключительно иностранцы и Курбский. Русские источники молчат… все эти рассказы и замечания противоречивы и мало определенны, датируются с трудом и возбуждают много недоразумений, о которых можно читать и у Карамзина, и у позднейших историков

    …как уверяют… сказание, коего истина не подтверждается историческими современными свидетельствами… Верить ли еще сказанию… есть для ума загадка…

    Карамзин пытался разъяснить эту загадку, следуя тому толкованию Курбского, что Грозный всегда был умственно несамостоятелен и подчинялся посторонним влияниям.

    С правильным историческим методом впервые познакомили русскую публику представители так называемой "историко-юридической" школы, и во главе их С.М. Соловьев. К деятельности Грозного он подошел со своею основною мыслью, что историческая жизнь русского народа представляет собою цельный процесс развития патриархального быта в государственные формы. И Грозный представился Соловьеву положительным деятелем, носителем государственного "начала" в жизни его народа и противником отживавшего уклада "удельно-вечевого". Задачи своего времени Грозный разумел лучше современных ему консерваторов; он стремился вперед, когда окружавшая его среда еще дышала старой традицией. У него была государственная программа и широкие политические цели. Нет нужды скрывать личные слабости, недостатки и пороки Грозного, но надо помнить, что не ими определяется его историческое значение. Внутренние реформы и внешняяя политика Грозного делают его крупным историческим лицом, и иначе понимать его историк не может.

    … решительно предложил это сопоставление и провел параллель между "двумя нашими историческими лицами: Петром Великим и Иоанном Васильевичем Грозным". По представлению Бестужева-Рюмина это - "два человека с одинаковым характером, с одинаковыми целями, с одинаковыми почти средствами для достижения их". Главное различие в том, что один успел в своих стремлениях, а другой не успел. На внешней политике обоих строит Бестужев свою параллель и главным образом на стремлении их к Балтийскому морю. Личные свойства и пороки Грозного мало занимают Бестужева, как и других историков этого направления: об этих свойствах надлежит упомянуть, но не должно на них строить изображение эпохи и оценку ее центрального лица.

    С.Ф. Платонов

    http://dugward.ru/library/platonov/platonov_ivan_grozniy.html

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Карамзин

    http://www.bibliotekar.ru/karamzin/74.htm

     

     

     

    С.Ф. Платонов

    http://dugward.ru/library/platonov/platonov_ivan_grozniy.html

     

     

     

    12 ноября 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
337435  2016-11-12 21:38:31
Воложин
- Не искусство- и не литературоведение, но

я себе позволил. Жаль только, что в третьей графе Карамзин оказался не напротив своих слов сомнения в своём писании о Грозном. Д. б. против слов: "…как уверяют…".

09.11.2016
12:37

Детский вопрос.

    Если было – плохо, то стало – хорошо? Если деревенщики были против советской власти (за её дурной активизм, прогородской и антидеревенский), то с реставрацией . . .

06.11.2016
12:12

Язва.

    Критикую первую главу романа Аксёнова “Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках” (2007). Читаю и пишу. Если меня не подводит слух, Аксёнов над Высоцким язвит . . .

05.11.2016
09:27

Андерсон, который не сказочник.

    А один из открывателей, если не открыватель, постмодернизма. Это теперь, на старости лет, я пришёл к мнению, что в советское время гуманитарная сфера была в полном . . .

04.11.2016
11:14

Много шума из ничего.

    Чем-то впечатлила такая картина. Сергей Григорьев. Сердце города. Софийская площадь. 2011. Акварель, бумага. Уж больно угрожающее небо. А Богдан Хмельницкий кому . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100