TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


16.02.2016
11:24

Коэффициент полезного действия - ноль.

    Или почти ноль. У искусства. Нет, что-то остаётся… Например, забыл, с какого класса начальной школы я помню Никитина (и фамилию!): Под большим шатром Голубых небес . . .

10.02.2016
12:38

То, что не захотели публиковать в другом журнале.

    Предуведомление. Написано после написания статьи. В неё вкралась ошибка. Но я её не хочу исправлять. Есть же мнение о вообще принципиальной многозначности . . .

09.02.2016
18:12

К годовшине смерти Пушкина.

    Однажды, на заседании научной Пушкинской комиссии при Одесском Доме учёных я прочёл доклад (синтез из фонетического анализа) о двух строках 16-ти строчного . . .

05.02.2016
11:19

Нравится, и всё.

    Грешен: нравятся мне такие картины. Раффалт. Возвращение на родину. Вечерний свет. 1845. Дерево, масло. Грешен, потому что великий Александр Бенуа ругательно называл . . .

30.01.2016
18:24

Жаль, что не принят термин околоискусство.

    На днях мне предложили пройти тест (http://www.colta.ru/articles/club/6844#question), насколько я понимаю современное искусство. Предложивший тест не прошёл, а я прошёл: “Похоже, что вы . . .

26.01.2016
10:23

Поплыла Поплавская.

    Критика Поплавской, поставившей фильм (1990) по повести Лескова (1872-1873) “Очарованный странник”, по-моему, пройдёт легче, чем критика самого Лескова. Повесть Лескова . . .

20.01.2016
22:14

Украйина цэ Йевропа.

    Поглядев на картины Михайло Деяка, я подумал, что не только американские гранты устремили мечты украинцев на Запад. Італія. 2012. Блакитні пальми. 2012. Острів . . .

13.01.2016
15:46

Даёшь "ЗАЧЕМ ТАК"!

    Я люблю читать корифеев. У них можно осознать массу нюансов касательно того, КАК сделано произведение искусства. Воспитанный в советской школе, нацеленной на . . .

09.01.2016
13:34

Чууууудно

    Художественное произведение приводит нас в восторг и в восхищение именно той своей частью, которая неуловима для нашего сознательного понимания. Гёте . . .

03.01.2016
16:30

Навскидку

    Я случайно наткнулся на такое стихотворение Окуджавы (оно было напечатано без даты создания): Немоты нахлебавшись без меры, с городскою отравой в крови, . . .

02.01.2016
14:17

Доказательство ли...

    Сначала – несколько афоризмов Юлия Андреева. "Иногда приятно вспоминать даже то, чего не было”. “Либералы считают, что червяк полетит, если создать ему условия . . .

01.01.2016
15:33

Против Жолковского

    Что именно против Жолковского, - “Рай, замаскированный под двор: заметки о поэтическом мире Булата Окуджавы" (2005), - я ещё не знаю. Но будет. Хотя бы по двум . . .

20.12.2015
20:49

Мельник против Куваева и Сурина в своём фильме "Территория".

    Ну вот. Высохли глаза и я должен написать об этом фильме Мельника “Территория” (2014). Плохое слово “должен” в данном случае… Хм. А ведь это слово – было моё личное . . .

14.12.2015
20:13

Что "сказал" Поллок.

    Это – продолжение предыдущей статьи (см. тут). Ещё один щелчок по носу того высокомерного ментора, уверенного в непогрешимости своего вкуса и отказавшего . . .

13.12.2015
14:32

Что замалевал Малевич.

    Один крайне высокомерный человек в одном своём писании, выглядящем – как всегда у него – некими неоспоримыми скрижалями завета между людьми и им, непогрешимым, . . .

11.12.2015
23:02

Доказательство.

    Доказательство того факта, что художники по натуре стихийно выражаются противоречиями (и в том состоит артистизм), а иногда они противоречиями же выражают своё . . .

27.11.2015
18:31

Я оторвался от публики.

    Я оторвался от публики в своей любви к искусству. И отрыв произошёл из-за моего пристрастия к глубокому постижению произведений. И если публика прельщается . . .

23.11.2015
22:30

Принципиально всё позволяю себе!

    или Что значит влияние начавшегося первичного накопления. Начинал Микеланджело противоположно тому, чем кончил… Первая его скульптура вполне недоницшеанская . . .

19.11.2015
10:31

Ещё о Давиде.

    Я получил совершенно нелепое возражение, дескать, нет на лице у микеланджеловского Давида следов душевной бури, которая, писал я, явилась той второй частью, дополнением к огромной силе мышц пятиметровой статуи, которые вместе (тело и дух) выразили общий для всего Высокого Возрождения пафос Гармонии. Вот нет, мол, бури, и всё. А что фотографируют фотографы, то-де их извращение (если огрубить слова оппонента), извращение действительности.

    При некотором усилии – возражавшего можно понять: он принципиальный враг идеи, что художественность – это противоречивость. Он за то, что художественность – это образность. Чем-то выражено что-то. И нет места какой-то там противоречивости.

    Тем более, добавлю я, что противоречивость вообще почему-то трудно обнаруживается сознанием. Например, нужно обратиться к детям, чтоб от них узнать правду и о себе: им Стрекоза нравится, а Муравей - нет. Что в той басне два хорошо – не доходит до взрослых. Они видят только одно: хвалу трудолюбию. А уж чтоб они признали, что есть третье, вдохновившее Крылова написать свою басню… – О-о-о! На это и жизни не хватит. Моей (а она кончается) не хватило.

    Вы можете иному с Украины втолковать, что нет российских регулярных войск на Донбассе? – То-то.

    Что оппонент мой не прав, я могу (надеюсь) доказать очень просто: обыкновенным увеличением одного и того же изображения.

    Тут ещё можно думать, что на лбу просто тени от кудрей Давида. Но здесь

    сомнения уже почти пропадают и у скептика. (Изображение в 2 раза увеличено.) А тут (ещё в 2 раза увеличено)

    уже никаких сомнений в буре, причём не только на лбу, но и в глазах, бровях, переносице, не остаётся.

    Мне так каацца…

    Тем не менее, надо, наверно, признать, что не бросается эта буря в глаза человеку, стоящему у ног статуи.

    Микеланджело. Давид. 1504.

    Так, может, некоторая незаметность что-то говорит?

    Говорит.

    Высокое Возрождение вырастало из Раннего, состоявшего "в понимании артистического человеческого индивидуума как основного первоначала” (Лосев. http://predanie.ru/losev-aleksey-fedorovich/book/135428-estetika-vozrozhdeniya/).

    Не то, чтоб Микеланджело был приспособленец, но… Чтоб сокровенное людей испытать, нужно втереться им в доверие, чтоб они подумали, что ты – свой. А тогда ты их изнутри и язви.

    Чтоб они подумали, что ты – свой, индивидуалист, Микеланджело сделал статую огромной, фигуру – мускулистой. Такой и без помощи Бога Голиафа сразит… Да здравствует индивидуализм!

    Но только люди глубокие, чувствующие ограниченность индивидуализма, всмотрятся… Вдумаются… И увидят то, что людям неглубокого мышления не дано постигнуть.

    А теперь - моя идея-фикс.

    Что противоречивость есть результат подсознательности идеала.

    Можно ли доказать, что в сознании Микеланджело идеала Гармонии не было, пока он вырубал “Давида”, а был другой идеал?

    Мне кажется, можно счесть, что сознанием Микеланджело владела философия неоплатонизма: идея порождает всё на свете. А выразить её, идею эту всемогущую, мол, можно образно – красотой человеческого тела.

    После этого я скажу, что оттуда, из такого сознания, и произошли размеры статуи и немальчишеская, - а Давид же был отроком, - мощь мускулатуры, при красивейших пропорциях. На изготовление этого ушла и большая часть времени. И подсознание (из-за сознания) всё это время терпело. Терпело-терпело и… Прорвалось вдруг. На лбу и переносице. Противоположностью красоте.

    Гармонию, да, можно тоже понимать как красоту. Как то, что имеешь в голове (а попало оно туда от той самой первоидеи, мол). И вот скульптор к тому, что имеет в голове, стремится в мраморе, вырубает, вырубает, и ни в коем случае не пересечёт ТО, что нельзя пересечь, не испортив, не сделав изделие несоответствующим имеющемуся в голове проекту.

    Но в принципе можно ж понимать Гармонию иначе, как согласованность чего-то с чем-то! Тогда, изобразив что-то с чем-то, Гармонию НЕ изобразишь. А только выразишь. Так сказать, цитируемость пропадёт в некотором смысле. Пальцем в неё не ткнёшь.

    И пока хотя бы первый раз на такое не нарвёшься (нарывание, неожиданность для себя самого, для автора), сознание автора об этой второй Гармонии ничего не знает.

    Для меня проблема объяснить, как быть с последующими разами… Не забывает же сознание про то, Что было… Наверно, какие-то нюансы второй Гармонии автора тянет выразить. Но мне уже не постичь такие тонкости…

    17 ноября 2015 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
332395  2015-11-19 10:34:59
Воложин
- Лисинкеру.

Специально для вас написал статью.

332769  2015-12-10 12:23:31
Воложин
- - И вовсе не из идеи могущества произошли размеры «Давида». Вот свидетельство современника и биографа, Вазари:

«Кое-кто из друзей его написал ему из Флоренции, чтобы он приезжал туда, ибо не следует упускать мрамор, лежавший испорченным в попечительстве собора. Мрамор этот Пьер Содерини, назначенный тогда пожизненным гонфалоньером города, неоднократно предлагал переправить Леонардо да Винчи, а теперь собирался передать его мастеру Андреа Контуччи из Монте Сансовино, отменному скульптору, его добивавшемуся; пытался получить его по приезде во Флоренцию и Микеланджело, которому он приглянулся еще много лет тому назад, хотя и трудно было высечь из него цельную статую без добавления кусков, и ни у кого, кроме него, не хватало духу отделать его без таких добавлений. Из мрамора этого размером в девять локтей начал, на беду, высекать гиганта некий мастер Симоне из Фьезоле и сделал это настолько плохо, что продырявил его между ногами и все испортил и изуродовал так, что ведавшие работой попечители Санта Мариа дель Фьоре, не думая о том, как ее завершить, махнули на все рукой, и так она многие годы стояла и стоять продолжала. Микеланджело обмерил ее заново, поразмыслив о том, какую толковую статую можно было бы из этой глыбы высечь, и, приноровившись к той позе, какую ей придал испортивший ее мастер Симоне, решил выпросить ее у попечителей и Содерини…».

- Мало ли какие случайности помогают задуманному.

15.11.2015
11:49

Срыв гения.

    Мне кажется, что я могу проиллюстрировать свою любимую мысль, дескать, когда художник знает, что он хочет выразить, то у него произведение получается хуже, чем . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100