TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.11.2015
18:31

Я оторвался от публики.

    Я оторвался от публики в своей любви к искусству. И отрыв произошёл из-за моего пристрастия к глубокому постижению произведений. И если публика прельщается . . .

23.11.2015
22:30

Принципиально всё позволяю себе!

    или Что значит влияние начавшегося первичного накопления. Начинал Микеланджело противоположно тому, чем кончил… Первая его скульптура вполне недоницшеанская . . .

19.11.2015
10:31

Ещё о Давиде.

    Я получил совершенно нелепое возражение, дескать, нет на лице у микеланджеловского Давида следов душевной бури, которая, писал я, явилась той второй частью, . . .

15.11.2015
11:49

Срыв гения.

    Мне кажется, что я могу проиллюстрировать свою любимую мысль, дескать, когда художник знает, что он хочет выразить, то у него произведение получается хуже, чем когда он не знает (когда из подсознания мысль его мучит и заставляет выражать ЧТО-ТО, сознанию не дающееся).

    Признаюсь, что натолкнула на этот размышлизм такая цитата:

    "Может быть, ни в одном другом произведении Микеланджело не выражена так ясно идея эпохи Возрождения о возможности синтеза христианства с античностью, как здесь…

    Микеланджело. Христос с крестом. 1519-1520. Мрамор.

    он воплотил идею в образе, лишенным драматизма и динамики, отказавшись от многих привычных средств, в нем нет и следа той богатой и напряженной внутренней жизни, которой наделены…" (http://www.mikelangelo.ru/txt/12sthrist.shtml).

    Только я б сказал: синтез христианства не с античностью, а с неоплатонизмом.

    Тут можно отвлечься на секундочку.

    Я всю, можно сказать, жизнь потратил на драчку за идею, что – тремя словами – художественность это текстовая противоречивость. А вот, пожалуйста, какой-то неизвестный говорит что-то почти то же как о само собой разумеющемся. Смешно, правда? С кем же я дрался?

    Я, впрочем, такой эффект наблюдал не раз.

    Просто художественность-как-противоречивость настолько стихийно общепринята, естественна, что сознанием большинства не замечается. И это большинство встаёт на дыбы, если ему скажешь: художественность – это противоречивость.

    Микеланджело, думаю я, бесило мнение одной части членов современной ему Флорентийской академии:

    "…для них числа, которые имеют значение, не принадлежат к обыкновенной рыночной арифметике, но составляют ту науку пропорций, при помощи которой Пифагор объяснял создание вселенной… События, которые их волнуют, не случайные проявления судьбы, но явления из области чисто созерцательной мысли. Красота, которая их ослепляет, не красота форм, цветов и линий, но — увлекательная картина бесконечного. Они живут в высшей сфере… они считают себя божественными, потому что они знают недостатки мира сего и потому что им дано воображать иной, лучший мир. Они видят высшую цель жизни в созерцании, которое дает мир душе, как солнце сообщает свет небу… Флорентийским неоплатоникам жилось очень привольно и беззаботно, так что неоплатонический идеализм был у них обыденной жизнью, пронизывал весь быт и был чем–то незаметным, само собою разумеющимся. Пожалуй, некоторые исследователи, относившие Флорентийскую академию к раннему Ренессансу, были до некоторой степени правы…" (Лосев. http://predanie.ru/losev-aleksey-fedorovich/book/135428-estetika-vozrozhdeniya/).

    Это Микеланджело бесило. Созерцательность, если одним словом. Фичино, если одно слово свести к имени.

    Микеланджело больше нравился другой настрой, Пико де Мирандолы:

    "Всеохватывающая любовь пронизывает мир, потому что Бог, который есть любовь, сотворил ее. Если понятие “единства”, которым Пико прежде всего обозначает Бога, сначала кажется очень абстрактным, то оно наполняется, приобретает жизнь и не вступает в противоречие с личностью Бога, когда мы обращаем внимание на то, что “единство” у Пико всегда обозначает и включает в себя также и любовь” (Там же).

    При слове любовь всё становится НЕ созерцательным. И вспоминаются слова Гоголя: "Нет, ты полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит”. И первый, кто таким может быть – Христос. Пожертвовать собой ради людей… (Забудем на секунду, что воле Отца Он это сделал.)

    Мне кажется, что я угадываю ход мысли Микеланджело…

    Он, думается, для выражения философии Пико в первую очередь вспомнил Христа. Человека всё-таки, пусть и Бога… И не созерцателя, а деятеля: Тот же утвердил религию! Христианство.

    И Микеланджело решил изобразить Христа, утверждающего крест, символ христианства.

    (Зря, думаю, иногда называют эту скульптуру “Христос, несущий крест”.)

    А раз тут любовь… то момент надо брать – сразу после воскресения: оглянешься после всего на этих людей, ТАК с ним поступивших,

    Фрагмент скульптуры 1514-1516 гг.

    и… всё равно любишь их.

    Для выражения этого парадокса не нужно ли Христа изобразить в каком-то отношении к чёрненьким?

    Я пишу это, зная, что, приступив к осуществлению задумки, Микеланджело, мол, наткнулся на брак куска мрамора: тот оказался с чёрным включением. Так что если не наткнулся, а выбрал такую заготовку? В самом деле, скульптура же сделана, а не не сделана.

    Фрагмент скульптуры 1514-1516 гг.

    Христос очень эффектно плачет чёрной слезой. По этому грешному человечеству…

    Но, - стал думать, наверно, Микеланджело по ходу работы, - где ж Абсолют в таком Боге, раз он с червоточинкой?

    И он не отдал практически готовую вещь

    Микеланджело. Христос с крестом. 1514-1516. Мрамор.

    в церковь. А принялся вырубать нового только-только воскресшего

    Фрагмент скульптуры 1519-1520 гг.

    Христа. И уже теперь только любовь в его лице и ни следа позавчера перенесённого страдания в глазах. Только любовь.

    Фрагмент скульптуры 1519-1520 гг.

    Любовь извечная и навечно. Для того – чуть задумчивости в глазах.

    Вот это уже Абсолют. Выраженный “почти в лоб”, т.е. образно.

    Но.

    С перечисленными в первоначальной цитате недостатками…

    Тут вам уже не общепринятый идеал Высокого Возрождения – Гармония. Гармония бывает

    Микеланджело. Давид. 1504.

    чего-то с чем-то, а тут нет тех двух, которым полагается гармонировать друг с другом.

    Надо тут вспомнить, что лично мне пришлось для себя, для стройности исповедуемой мною теории о подсознательном происхождении текстовых деталей, если произведение – художественное, - мне пришлось недавно распространить художественность с противоречивых произведений (потому противоречивых, что иначе не в силах был автор выразить подсознательный идеал) на непротиворечивые, если среди образов обнаружатся такие, которые рождены непосредственно из подсознания, признаком чего является неожиданность образа идеала.

    С любовью глядящий на оставляемое Им на земле человечество изваянный Иисус Христос, конечно же, ничего для выражения идеала “"единство”-любовь”-христианского-Бога неожиданного не представляет. Что лишний раз объясняет, почему эта статуя есть неудача гения.

    14 ноября 2015 гг.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
332257  2015-11-16 08:08:02
-

332275  2015-11-16 11:09:01
Скиф-азиат
- Соломон, я не пойму... кто с кем поступил? люди со своей природой? или с Природой? так та терпеть не станет, сколько не увещевай, молись, да хоть дрочи... - примеры дать? - да, пжлста : цунами, трясение земли, жара... природу не охмуришь религией

332277  2015-11-16 11:12:04
Скиф-азиат
- да и опасно людское напряжение - это взаимодействует с общим полем, возмущает его, это же элементарно - намагничивание.

332280  2015-11-16 11:16:40
Скиф-азиат
- LISBON/NOBLIS = BOLNIC - это уже по-нашему, по-русски

332287  2015-11-16 11:30:02
- дворня, дворняги

332307  2015-11-16 13:18:01
Воложин
- Скифу.

Я не понял ваш вопрос. У меня написано, что люди плохо поступили с Христом.

332318  2015-11-17 21:37:33
Воложин
- Скифу.

Если вы – дурака валять, то понимаю. А если нет, то собирательность образа не отвергает того, что поступили с ним плохо.

12.11.2015
16:23

Вух!

    Логика требовала… Но я не ожидал, что так здорово требование оправдается. Это фото фрагмента лица статуи Микеланджело “Давид” (1504). И вы посмотрите, какая буря у . . .

10.11.2015
13:21

Прав или не прав Путин.

    Вот его проект закона: "Статья 3.1. Особенности применения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности в отношении . . .

08.11.2015
22:32

Поплакать в жилетку.

    Хочется поплакать в жилетку. Это я читаю разбор “Одесских рассказов” Бабеля в http://alyulka.livejournal.com/181315.html. Автор очень опирается на текст, что должно б мне нравиться . . .

08.11.2015
13:49

Продолжение предыдущей статьи.

    - Хотите, я вас поймаю? - Хочу. - Прорезюмируйте, какие детали вы истолковали? - Пожалуйста. По мере появления в статье: 1) обнажённость, 2)невыдающееся тело, 3) . . .

07.11.2015
16:29

Как увидеть в детали идею целого и оценить.

    Америку каждый открывает – для себя. Но это не с каждым случается. И мешают… авторитеты. Вот что говорит иной авторитет про такую скульптуру? Микеланджело . . .

30.10.2015
17:05

Ай да Гоголь!

      "Положительный”, “светлый”, “высокий” смех Гоголя, выросший на почве народной смеховой культуры, не был понят (во многом он не понят и до сих пор). Этот смех, . . .

12.10.2015
12:16

Лезу в подсознание Некрасова.

    От “некрасив” его фамилия? Мне неуютно от такой своей находчивости. Я похож на выскочку. Но здорово интересно, проводя некий принцип, которого никто не . . .

03.10.2015
15:03

Аниш Капур и Высоцкий.

    Если лапидарно, - как подытоживал мои ему разглагольствования один мой товарищ, фантастически здорово не понимавший искусство, - искусство – это то, что не . . .

27.09.2015
17:11

Соврис.

    Не от слова “соври”, но что-то в такой ассоциации есть… Это я так сократил “современное искусство”… Уже треть жизни, как я живу, можно сказать, на берегу . . .

12.09.2015
18:40

На что именно подняла руку "Божья воля".

    Похоже, на это в числе прочих 4-х линогравюр Сидура. http://tsarev-alexey.livejournal.com/1228670.html Что могу думать я, обыкновенный зритель? Что Сидур рассуждает о Христе (раз крест . . .

10.09.2015
11:40

Отрывок

    из книги “Против В. Новикова”. "Могилу Марины тогда, в сорок первом, потеряли, потом через двадцать с лишним лет памятник поставили там, куда по интуиции указала . . .

04.09.2015
09:29

Письмо не Лисинкеру.

    Вы, Лисинкер, меня 2.09.2015 очень раздосадовали. Своим прямым (а не по противоположности) соотнесением “Христа в пустыне” Крамского со стихотворением Ахматовой . . .

25.08.2015
07:59

И я против.

    Кто читал мои статьи, заметил, что для меня деталью художественного произведения является дата его создания. Я считаю, что события так художника распаляют, что он . . .

10.08.2015
09:46

Тыняновская заноза.

    Вот у вас, читатель, нет проблем с общением с искусством. Вам произведение имярек или нравится, или нет. И всё. Вы отметили себе то или то – больше у вас с ним дел нет. . . .

05.08.2015
13:26

Бедный-пребедный Высоцкий.

    Я получил для ознакомления запись концерта в Тбилиси, посвященного 75-летию В. Высоцкого (https://www.youtube.com/watch?v=ezMuqpJpJSY). И хочу излить свою, если хотите, предвзятость . . .

03.08.2015
15:36

Как ни скажешь - всё не так.

    Я вот ношусь теперь с идеей-фикс, что искусство есть то, что имеет в тексте что-то родом из подсознания. И договорился, что какая-то непонятность есть признак . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100