TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


19.11.2015
10:31

Ещё о Давиде.

    Я получил совершенно нелепое возражение, дескать, нет на лице у микеланджеловского Давида следов душевной бури, которая, писал я, явилась той второй частью, . . .

15.11.2015
11:49

Срыв гения.

    Мне кажется, что я могу проиллюстрировать свою любимую мысль, дескать, когда художник знает, что он хочет выразить, то у него произведение получается хуже, чем . . .

12.11.2015
16:23

Вух!

    Логика требовала… Но я не ожидал, что так здорово требование оправдается. Это фото фрагмента лица статуи Микеланджело “Давид” (1504). И вы посмотрите, какая буря у . . .

10.11.2015
13:21

Прав или не прав Путин.

    Вот его проект закона: "Статья 3.1. Особенности применения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности в отношении . . .

08.11.2015
22:32

Поплакать в жилетку.

    Хочется поплакать в жилетку. Это я читаю разбор “Одесских рассказов” Бабеля в http://alyulka.livejournal.com/181315.html. Автор очень опирается на текст, что должно б мне нравиться . . .

08.11.2015
13:49

Продолжение предыдущей статьи.

    - Хотите, я вас поймаю? - Хочу. - Прорезюмируйте, какие детали вы истолковали? - Пожалуйста. По мере появления в статье: 1) обнажённость, 2)невыдающееся тело, 3) . . .

07.11.2015
16:29

Как увидеть в детали идею целого и оценить.

    Америку каждый открывает – для себя. Но это не с каждым случается. И мешают… авторитеты. Вот что говорит иной авторитет про такую скульптуру? Микеланджело . . .

30.10.2015
17:05

Ай да Гоголь!

      "Положительный”, “светлый”, “высокий” смех Гоголя, выросший на почве народной смеховой культуры, не был понят (во многом он не понят и до сих пор). Этот смех, . . .

12.10.2015
12:16

Лезу в подсознание Некрасова.

    От “некрасив” его фамилия? Мне неуютно от такой своей находчивости. Я похож на выскочку. Но здорово интересно, проводя некий принцип, которого никто не . . .

03.10.2015
15:03

Аниш Капур и Высоцкий.

    Если лапидарно, - как подытоживал мои ему разглагольствования один мой товарищ, фантастически здорово не понимавший искусство, - искусство – это то, что не . . .

27.09.2015
17:11

Соврис.

    Не от слова “соври”, но что-то в такой ассоциации есть… Это я так сократил “современное искусство”… Уже треть жизни, как я живу, можно сказать, на берегу . . .

12.09.2015
18:40

На что именно подняла руку "Божья воля".

    Похоже, на это в числе прочих 4-х линогравюр Сидура. http://tsarev-alexey.livejournal.com/1228670.html Что могу думать я, обыкновенный зритель? Что Сидур рассуждает о Христе (раз крест . . .

10.09.2015
11:40

Отрывок

    из книги “Против В. Новикова”. "Могилу Марины тогда, в сорок первом, потеряли, потом через двадцать с лишним лет памятник поставили там, куда по интуиции указала . . .

04.09.2015
09:29

Письмо не Лисинкеру.

    Вы, Лисинкер, меня 2.09.2015 очень раздосадовали. Своим прямым (а не по противоположности) соотнесением “Христа в пустыне” Крамского со стихотворением Ахматовой . . .

25.08.2015
07:59

И я против.

    Кто читал мои статьи, заметил, что для меня деталью художественного произведения является дата его создания. Я считаю, что события так художника распаляют, что он . . .

10.08.2015
09:46

Тыняновская заноза.

    Вот у вас, читатель, нет проблем с общением с искусством. Вам произведение имярек или нравится, или нет. И всё. Вы отметили себе то или то – больше у вас с ним дел нет. . . .

05.08.2015
13:26

Бедный-пребедный Высоцкий.

    Я получил для ознакомления запись концерта в Тбилиси, посвященного 75-летию В. Высоцкого (https://www.youtube.com/watch?v=ezMuqpJpJSY). И хочу излить свою, если хотите, предвзятость . . .

03.08.2015
15:36

Как ни скажешь - всё не так.

    Я вот ношусь теперь с идеей-фикс, что искусство есть то, что имеет в тексте что-то родом из подсознания. И договорился, что какая-то непонятность есть признак искусства.

    А надо было иначе сказать: что-то такое становится с тобою, когда ты напарывается на искусство. И даже не поймёшь, где: в голове, в сердце… Становится что-то… Со всем тобою. И с головой, и с сердцем… - Было б великим облегчением для души, если б ты мог что-то внятное сказать по поводу… Но нет того облегчения. Нужно быть литературоведом, наверно. А может, и того не хватит.

    Баллада о дурацкой смерти

     

    Нет, пули я не боялся. Чего их бояться, пуль-то?

    К тебе им одна дорога, а мимо - сотни дорог.

    Я мыслил в войну о пулях, как нынче в смысле инсульта:

    догонит, значит, догонит. На каждого писан срок.

    А если чего и боялся, так только дурацкой смерти,

    такой, что не от болячек и даже не от войны...

    Ее, косую поганку, я только однажды встретил,

    и то, не так, чтобы лично, а вроде со стороны.

    ...Застряли мы под Ростовом, две роты на полустанке.

    Степь. Август. Земля прожарена... Ну хоть окопы не рой.

    Гранаты да восемь орудий - а немцы нагнали танки.

    А время было горячее. Ну, ясно: сорок второй.

    Нам немцы весь день давали. И дали довольно крепко.

    Но к вечеру все же стихли. Стало полегче жить...

    Тут взводный входит, однако. Кто, мол, пойдет в разведку?

    Спросил, скотина, и смотрит. Так что лучше сходить.

    Всего подобралось четверо, чтоб каждый работал в паре.

    (Напарника ранят - вытащи, а вдруг побежит - пришей...)

    Я, Гиви из Кутаиса, Юсуф - казанский татарин,

    и Арвид, тоже нерусский. Вроде, из латышей.

    Нам твердо пообещали: вернетесь - нальем по двести.

    Потом задачу поставили: надобно до утра

    взять за линией немца. И там же, прямо на месте,

    вытащить из паскуды, где ихние панцера?

    Почти что без приключений мы сделали полработы:

    пошли и добыли немца. Проверили документ.

    Ганноверец Дитер Гоффман, ефрейтор танковой роты.

    С двадцать второго года. Выходит, что двадцать лет.

    Пацан пацаном. Трясется. Какая уж там молчанка?

    Бормочет свои "майн готты" (по ихнему "Бог прости")

    потом дошел до "рот фронта". Но нам-то надо про танки!

    Причем, - не позже рассвета, чтоб было время уйти.

    А он сипит: "нихт ферштейне" (видать, оказался с норовом).

    И что прикажете делать? Засели в ближнем леске...

    Гиви нельзя, как старшому. Арвиду - как дозорному.

    А я бы, может, и справился - так врезало по руке.

    "Давай!" - говорим Юсуфу. Юсуф достал зажигалку,

    прожарил покрепче финку, фрица взял за вихра...

    Работает. Мы скучаем. Парня, понятно, жалко,

    но надо знать до рассвета, где ихние панцера!

    ...Ну что говорить? Он вспомнил про танки и самоходки,

    и то, что атака в полдень, по флангу, с левой руки...

    Мы сняли допрос на месте, а после - ножом по глотке.

    Поскольку тащить - не выйдет, а бросить - не по-людски.

    ...Когда мы вернулись к нашим - ротный аж прослезился:

    соколики! спать немедленно! А утром прошу ко мне!

    А утром... верьте-не верьте, глядим: Юсуф удавился.

    Вышел, будто до ветру - и сделался на ремне.

    Ну, тут заварилась буча! Начальство понабежало,

    особый майор Брызгало Юсуфу в глаза смотрел...

    Потом признали, однако, что дело не трибунала,

    а также не особиста, поскольку не самострел.

    ...А в полдень поперли танки. Но мы-то их ожидали:

    из тридцати половина с трудом уползла назад...

    Чуть позже за этот поиск нам всем вручили медали.

    Юсуфу, правда, посмертно - но тут уж сам виноват.

    ...И если попы не брешут в церквах о ненашем свете,

    хочу я спросить у Юсуфа, когда настанет пора:

    какого хрена сплясал ты в обнимку с дурацкой смертью,

    коль мы не пустили к Дону крестовые панцера?

    1994

    Ясно лишь, подзабыл я, что написал мой уважаемый Выготский: “Мысль в литературном произведении 1) или такой же материал, как произносительная и звуковая сторона морфемы, 2) или же инородное тело” (http://vygotsky.narod.ru/vygotsky_psy_iskustav_3.htm). И здесь она не инородное тело. Она приведена в столкновение со своей противоположностью. С одной стороны “цель оправдывает средства”, с другой “цель не оправдывает средства”. С одной стороны – рационализм, то, чем силён Запад. С другой – иррационализм, чем силён Восток.

    Россия – посередине…

    Вершинин еврей по крови, но лирическое “я” в этом стихотворении – русский. Он боится иррационализма, следовательно, способен на него, есть чего бояться.

    Стихотворение написано после развала СССР. Латвия и Грузия откололись. Следовательно, ни Арвид, ни Гиви. Потому под надуманными предлогами оба не подвергаются испытанию пытать.

    Почему ж не русскому назначил Вершинин испытание? – Чтоб продемонстрировать всё же одинаковость менталитета оставшихся и взявших на себя историческое наследие СССР построить лучший мир. (Стихотворение входит в сборник “Страна, которую украли”.)

    То есть, если задаться вопросом, к какому типу идеала относится Вершинин, то ответ такой – к трагическому героизму. Он реваншист, если совсем политизировать.

    А чтоб он не казался сумасшедшим (он таким и кажется в жизни) достаточно, мне кажется, вспомнить двух мудрецов нашего времени. Анатолия Вассермана (см. тут), рассчитавшего, что к 20-м годам нашего столетия вычислительная техника настолько разовьётся, что сможет взять на себя точное планирование материального производства в мировом масштабе. И Михаила Ботвинника, когда-то попробовавшего вычислительной машиной обеспечить расчёты Госплана СССР. То есть, собственно, СССР не дожил полстолетия, чтоб преодолеть свои экономические затруднения на собственной основе, без реставрации капитализма.

    Вершинин мог не знать потуг Ботвиннока и не знал в 1994-м результатов Вассермана в 2015-м. Но всё равно его ориентация не была безумием. Она была тем самым подсознательным идеалом (над отысканием которого я теперь всюду хлопочу), прозрением, которое и двигало Вершининым при сочинении баллады.

    3 августа 2015 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
326356  2015-08-03 15:42:06
Воложин
- Лисинкеру.

Вы удивились тут какому-нибудь словесному обороту?

А тем не менее тут поэзия.

02.08.2015
09:06

Против Максима Солохина.

    Против Максима Солохина. Я мыслил эту таблицу исподволь накапливать, но воинствующий Максим Солохин заставил меня её опубликовать прямо какую есть сейчас. Я . . .

31.07.2015
15:43

Рою землю.

    Объявляю: у меня новая мания. Дескать, искусство (неприкладное) есть то и только то, что несёт в своём тексте хоть что-то, рождённое подсознанием непосредственно . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100