TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.05.2015
16:18

Ницшеанец Васнецов.

    ß, наверно, всё-таки злой человек. Вспоминаю, не дословно, реакцию друга семьи, почитавшего подаренную ему мою книгу "К сверхбудущему": "Вот Сеня… . . .

30.04.2015
21:33

Гюстав Доре.

    Я не понимаю, почему Гюстав Доре, иллюстрируя “Потерянный рай” Мильтона, не одел Адама и Еву, как то сделал Сын Божий перед отлётом на небо к Отцу по Мильтону? . . .

26.04.2015
08:19

Уничтоженная картина художника Ге.

    Вам случалось, читатель, растрогаться, не понятно почему? Мне только что случилось. Вот от этого изображения. И я попробую себя понять. Это отвергнутая публикой и . . .

18.04.2015
16:46

Цепляет?

    Уже много лет (я старый), когда я начинаю читать произведение, считающееся художественным, мне через несколько строчек становится скучно. Если я вознамерился его . . .

11.04.2015
11:03

Понимаете ли вы Маканина?

    Недавно я был удивлён верностью объяснения психологом, почему маленьким детям не скучно повторять одно и то же простое действие: потому что они восхищены своей . . .

09.04.2015
09:45

Блохины.

    Их два: Николай и Валерий. И я решил, отступая от своего принципа, разбираться с ними, отправляясь от мнения живописца о них. (Принцип состоит в том, что живописец же . . .

24.03.2015
16:35

Надо не писать, когда не пишется.

    Но если ТАК разрекламировали… Фильм Лунгина “Родина” (2015)… А он оставляет меня совершенно бесчувственным… Досадно. Раз (см. тут) он, Лунгин, было, меня пронял. – . . .

19.03.2015
11:14

Вопрос на засыпку.

    …объясняла ему [Пьеру] то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти. Л. Толстой. Война и мир. Мне ясно, что катарсис, как кресало . . .

09.03.2015
20:24

Мыслимо ли...

    По одной детали произведения определить, каким идеалом был движим его автор? Я говорю о Тимофее Кулябине и его опере “Тангейзер” (2014). Одной деталью является . . .

02.03.2015
11:15

Есть ли сейчас соцзаказ?

    Речь о фильме “Батальонъ” (2015). Не смог смотреть где-то у середины кино. Из-за начавшейся череды фальши. С книгами как-то проще. Не нравится – закрываю, и всё. Привык . . .

25.02.2015
15:48

Эксперимент и его результат.

    Эксперимент состоял в следующем. Я послал в США знакомому репродукцию такой картины. Косолапов. Ленин. 1989. И попросил показать её каким-нибудь американцам, . . .

10.02.2015
16:44

"Не виноватая я..."

    (Перепечатка из журнала “ТОПОС” с добавлениями) Меня попросили, а я не отказал… Меня попросили высказать своё мнение о “Левиафане” (2014) Звягинцева… Попросил . . .

05.02.2015
15:40

Что, если это иллюстрация?

    Я хочу говорить о вот этой картине Коржева. Беседа. 1980 -1985. Мог ли Коржев в 1980 году прочесть в том же году вышедшую во Франции на русском языке книгу Бажанова . . .

30.01.2015
12:39

Пожалейте меня, люди!

    Я загнал себя в угол. Пытаясь объяснить себе и другим, что хотел сказать автор своим произведением (что само по себе трудно), я ещё приказал себе сделать это путём . . .

29.01.2015
21:40

Это и значит - вчитывать?

    У меня есть некие убеждения. С ними я подхожу к неоконченной картине Давида “Клятва в зале для игры в мяч” (1791). Быстро становится известно, что это именно . . .

26.01.2015
16:00

Я попал?

    Рассказ Буйды “Повесть о князе Алёшеньке” (2014). Стои`т в книге перед уже разобранным мною (тут) рассказом “Новый Дон Жуан” (2014). Надо решить, можно ли один приравнять к другому. Во втором финальным сюжетным ходом герой-ницшеанец был опозорен автором как таковой: герой не успел убить ту, которую в себя влюбил (та умерла от счастья – сердце слабое). То же ли и в первом? – Герой – опять ницшеанец. Сеет зло налево и направо, как и во втором рассказе. И даже кончает с собой, будучи арестован. Не хочет жить в обычной жизни, какая у него станет в качестве подсудимого (пусть его и казнят за убийства). Подтверждает своё ницшеанство. Так можно ли считать существенным, что после этого есть ещё 6 страниц, 3 из которых посвящены опозориванию (опять!) покойного ницшеанца рассказом о его вполне мещанской жизни перед последним преступлением? – Если смотреть по фабульной хронологии – герой в конце жизни сначала был мещанином, а потом – ницшеанцем. А если по сюжету, то мещанство-опозоривание оказывается перед нами последним в его жизнеописании. И тогда аналогия со вторым рассказом полная. Сюжетная последовательность важнее фабульной.

    Невероятица, навороченная тут Буйдой, имеет ту же функцию, что и невероятица во втором рассказе – это насмешка над ницшеанством, невероятным, вообще-то, для обыденного сознания.

    В чём невероятица? – В неоднократной перемене главным героем мироотношения. Обычно оно меняется раз, при переходе от юности к молодости. Ну два – от молодости к старости. А тут: "Человек – единственное живое существо, не имеющее собственной природы, а потому он с лёгкостью может вознестись до ангелов или пасть до демонов”. – Пафосно этак сказано, будто истина в последней инстанции. Псевдопсихологизм. Сперва подающий большие надежды юноша, потом садист-убийца, потом революционер дурного пошиба, потом – стал помещиком, сожительствуя с домоправительницей и её дочкой, потом – только с младшей и в законном браке, и та родила девочку. "Князь Алёшенька провёл в имении, кажется, лучшие свои дни”. Но обе женщины погибли в железнодорожной катастрофе, осталась только дочка. И вот он опять революционер, их предатель, мещанин с лавкой гробов, и, наконец (после вдруг смерти дочки), убийца служанки Достоевских… как-то вместо того, чтоб убить самого писателя. Ну и – самоубийство.

    Сорок бочек арестантов. Наверно, пародия на нынешние сериалы. "…это ведь ни в какие ворота…”, - слова родственника героя, выспрашивавшего у осведомлённого полицейского чина о связи с Достоевским.

    Авто самокритичен. Лощёное такое чтиво-про-зло… Столь милое противным-таки мещанам.

    Но где они? Не мадам же Куфайкина, гробовщица? Только и нужная на две страницы, чтоб унизить мещаноненавистника…

    А мещан представляет расспрашивающий родственник Алёшеньки, потребитель чтива:

    "Оркестр в ближайшем кафе заиграл “Боже, царя храни”.

    Тайный советник снял цилиндр.

    - Война, ваше превосходительство! – крикнул пробегавший мимо официант. – Германский царь объявил войну России! Война, господа! Война!

    - М-да, - проговорил Полуталов. – Хоть и не сюрприз, а не по себе…

    - Что ж, Николай Николаевич, сказал князь Осорьин. – Спасибо за историю…”.

    И всё равно, будто и не слышал про войну. Глухой… Слепой… Тёмный, хоть и князь. Ему бы только байку про зло…

    И зло – плохо, и услаждающийся байкой про него – плох.

    Хороша б середина.

    Ибо эти крайности антимещанства и мещанства… тяготеют друг другу.

    Выход масс на подмостки истории чреват. "…поклонение Богу подменяется поклонением героям, а там и до поклонения тирану рукой подать, причём зачастую – до самого либерального поклонения самому жестокому тирану”.

    Буйда как в воду смотрел. Что такое 4-хмиллионый марш в Париже “Я – Шарли!”, как не поклонение вседозволенности?

    Я обещал понять, что хотел сказать Буйда этим рассказом. У меня получилось?

    26 января 2015 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
320760  2015-01-26 16:04:58
Воложин
- Публике в связи с Лилией.

Вот всё, на что я сподобился.

26.01.2015
11:47

Хорошо, когда сходится.

    По уже начавшейся вырабатываться привычке я начинаю с себя. У меня есть заимствованная догма, что большие стили, каждый, имеют свою идейную формулу. То есть . . .

21.01.2015
11:15

История и Бунин, изнасилованные Михалковым.

    Мне легче всего начинать с себя… Ну и всё же я – инструмент познания… Так я, кажется, виноват перед Буниным. Дело давнее… Я назвал его реалистом в “Солнечном . . .

19.01.2015
17:30

Получится ли?

    Взять предложенное стихотворение: Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя... Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими. И если . . .

08.01.2015
10:56

Заметка зануды.

    Зануда эта – я. Я часто начинаю с себя, потому что иначе меня могут вообще не понять. Есть разные жанры критики. Я представляю тот, когда критик ищет идеал, которым . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100