TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.04.2015
11:03

Понимаете ли вы Маканина?

    Недавно я был удивлён верностью объяснения психологом, почему маленьким детям не скучно повторять одно и то же простое действие: потому что они восхищены своей . . .

09.04.2015
09:45

Блохины.

    Их два: Николай и Валерий. И я решил, отступая от своего принципа, разбираться с ними, отправляясь от мнения живописца о них. (Принцип состоит в том, что живописец же . . .

24.03.2015
16:35

Надо не писать, когда не пишется.

    Но если ТАК разрекламировали… Фильм Лунгина “Родина” (2015)… А он оставляет меня совершенно бесчувственным… Досадно. Раз (см. тут) он, Лунгин, было, меня пронял. – . . .

19.03.2015
11:14

Вопрос на засыпку.

    …объясняла ему [Пьеру] то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти. Л. Толстой. Война и мир. Мне ясно, что катарсис, как кресало . . .

09.03.2015
20:24

Мыслимо ли...

    По одной детали произведения определить, каким идеалом был движим его автор? Я говорю о Тимофее Кулябине и его опере “Тангейзер” (2014). Одной деталью является . . .

02.03.2015
11:15

Есть ли сейчас соцзаказ?

    Речь о фильме “Батальонъ” (2015). Не смог смотреть где-то у середины кино. Из-за начавшейся череды фальши. С книгами как-то проще. Не нравится – закрываю, и всё. Привык . . .

25.02.2015
15:48

Эксперимент и его результат.

    Эксперимент состоял в следующем. Я послал в США знакомому репродукцию такой картины. Косолапов. Ленин. 1989. И попросил показать её каким-нибудь американцам, . . .

10.02.2015
16:44

"Не виноватая я..."

    (Перепечатка из журнала “ТОПОС” с добавлениями) Меня попросили, а я не отказал… Меня попросили высказать своё мнение о “Левиафане” (2014) Звягинцева… Попросил . . .

05.02.2015
15:40

Что, если это иллюстрация?

    Я хочу говорить о вот этой картине Коржева. Беседа. 1980 -1985. Мог ли Коржев в 1980 году прочесть в том же году вышедшую во Франции на русском языке книгу Бажанова . . .

30.01.2015
12:39

Пожалейте меня, люди!

    Я загнал себя в угол. Пытаясь объяснить себе и другим, что хотел сказать автор своим произведением (что само по себе трудно), я ещё приказал себе сделать это путём . . .

29.01.2015
21:40

Это и значит - вчитывать?

    У меня есть некие убеждения. С ними я подхожу к неоконченной картине Давида “Клятва в зале для игры в мяч” (1791). Быстро становится известно, что это именно . . .

26.01.2015
16:00

Я попал?

    Рассказ Буйды “Повесть о князе Алёшеньке” (2014). Стои`т в книге перед уже разобранным мною (тут) рассказом “Новый Дон Жуан” (2014). Надо решить, можно ли один . . .

26.01.2015
11:47

Хорошо, когда сходится.

    По уже начавшейся вырабатываться привычке я начинаю с себя. У меня есть заимствованная догма, что большие стили, каждый, имеют свою идейную формулу. То есть . . .

21.01.2015
11:15

История и Бунин, изнасилованные Михалковым.

    Мне легче всего начинать с себя… Ну и всё же я – инструмент познания… Так я, кажется, виноват перед Буниным. Дело давнее… Я назвал его реалистом в “Солнечном . . .

19.01.2015
17:30

Получится ли?

    Взять предложенное стихотворение: Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя... Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими. И если . . .

08.01.2015
10:56

Заметка зануды.

    Зануда эта – я. Я часто начинаю с себя, потому что иначе меня могут вообще не понять.

    Есть разные жанры критики. Я представляю тот, когда критик ищет идеал, которым движим был автор, сочиняя. И у меня есть догма, что типов идеалов меньше, чем пальцев на руках, и они незаметно превращаются друг в друга под влиянием жизни. И повторяются в веках. Один тип превращается, как правило, в другой, и эта последовательность тоже повторяется. Вот, скажем, у Пушкина было время, когда он из стиля гражданского романтизма перешёл в стиль реализма. Как бы был пьян, а потом протрезвел. Сперва думал, что мир движим к Добру выдающимися личностями, например, декабристами (которые себя от него прятали, но он как-то о них догадывался и их настроения так хорошо выражал стихами, что они их аж распространяли в своей среде). И вот он в деятельности дворянских революционеров начала XIX века на примере поражения целого ряда безнародных дворянских революций в Европе разочаровался, аж до выступления декабристов в России. И стал реалистом. Открыл, что жизнь изрядно зла, хоть добрых людей предостаточно. Это было новостью для общества. И Пушкин был едва ли не первым, кто это открыл. Его даже не поняли, и он, прославившийся на романтизме, потерял в популярности. – Что значит – быть впереди всех…

    Таков, вообще говоря, реализм: открытие автором того, что в социуме уже есть, но им ещё не осознаётся.

    Но так остро всё – у гениев. У творцов рангом поменьше – бледнее. И запоздать могут. Открыть могут уже открытую Америку. Но – честно всё: для себя ж можно открыть, что зла - много. И четность, искренность – впечатляют по-своему.

    Переход от так называемого социализма к реставрации капитализма в чём-то похож на эпоху поражений дворянских революций в Европе XIX века. И как Пушкин переходя в реализм грустил о времени декабристов, так и автор, которым занялся я, Ороев, в очерке “Дина" (2014): "Кто писал в школьные годы перьевой ручкой, тот помнит цвет этих чернил”. Речь об удивительном, фиолетовом, окрасе добермана Дины. А в то же время это намёк на романтическое советское время, которому сродни сама "романтичная натура” и Дины, и, как "Оказалось, что у доберманов” всех. Да и у повествователя и его хороших знакомых: "один мой друг, с которым нас связывают многие общие воспоминания о молодости, проведенной в дальних северных краях великого Союза. Мы побывали почти в одно время в одних и тех же местах Колымы и Камчатки, а познакомились уже только здесь, в европейской части России”. То время предстаёт в очерке добрым (что само по себе удивительно для нашего времени). Ну смотрите сами: упомянутый друг купил у бомжа Дину, которая потерялась у хозяев, хоть у него самого уже были "две сторожевых собаки очень строгих и грозных пород”. В злом мире первичного капитализма, который насупил в России много где стали нужны всякие охранники. А доберман – ищейка, и была другу не нужна. Из жалости купил. Добрый же. Из прошлого времени. Такому же и подарил, когда выяснилось, что его сторожа Дину не приняли. Как факт, он похожую – даже и по цвету – собаку за свой счёт вылечил и отдал хозяину, пришедшему за ней по объявлению, данному повествователем. Не без мистики было: "Необъяснимо только: почему он выбрал именно мой дом, чтобы прийти со своей бедой?” - В общем, доброе впечатление оставляет советское время и люди, оставшиеся в чём-то советскими. И, в пику этому моему разбору, очень ненавязчиво автор создал такое впечатление о таком времени.

    Приняли б ли на конкурс сам очерк, если б написано было не так завуалировано? Тут мне пришло в голову, что и автору вуалирование, может, даже и в голову не приходило, когда он писал, ибо им двигало вдохновение. А оно бывает не без подсознательного момента.

    И этому подсознательному, может, смутно хотелось выразить противоположность нового времени (времени, где гибнут или ранятся одна за другой романические натуры), - противоположность старому времени… Хотелось тихо выразить “фэ” этому новому времени. Тихо. Потому что стало ясно, что Зла, ой, как много оказалось в мире. – Автор это открыл для себя. Может, позже иных, но открыл. С печалью (и потому история Дины трагична). И с приятием (и потому эта история замаскирована под безэмоциональный очерк). – Реализм, получается. Идеалом такого вот типа движим был автор.

    ПРОВЕРКА.

    Одна из моих догм заключается в том, что идеал – штука инерционная и быстро не меняется (разве что что-то такое стрясётся…). То есть в другом, близком по времени, произведении того же автора мыслимо узреть тот же идеал.

    Я прочёл его “Вся правда о битве латышей с пермяками" (2010).

    То же самое!

    Благая романтическая советскость отдана несколько несоветским бичам (те бунтовали против низменного курса “догоним и перегоним”, по сути являющегося политикой подвода к капитуляции перед капитализмом, с которым нельзя было соревноваться по потребительству)… Вспомнились слова знаменитой песни 30-х годов: “Человек проходит, как хозяин Необъятной родины своей”… И всё это – как воспоминание. "Что касается нашего, некогда многочисленного племени бичей - искателей смысла всего и всякого, то время для него минуло безвозвратно. Вероятно, необходима была именно шестая часть суши с ее великим разнообразием ландшафтов и этносов, чтобы на ней могло расплодиться это лихое, привычное к беспривязному существованию племя, интернационал бродяг, осознанно, или неосознанно, ищущих постижения. Стоило пространству скукожиться до одной восьмой, как исчезли все, необходимые для забега в ширину души, условия. Да и массы сегодня заняты поисками совсем других смыслов, им не до гармонии пространства или времени, им бы просуществовать как-нибудь”.

    С грустью протрезвел…

    7 января 2015 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
320420  2015-01-16 23:58:06
Воложин
- Лучше на меня нападите,

что я бракотабра извратил.

321592  2015-02-20 10:09:18
Воложин
- Лилии.

Ваше: «свое личное мнение, образовавшееся от прочтения написаяных вами текстов .... гм... литературных», мнение о том, что «Ороев с Куклиным, уверены в том, что литература ДОЛЖНА учить и воспитывать».

Предположив, что в ДК у Ороева тексты не гм-литературные, я обратился к тому, что я увидел в его, например, «Дине» (http://www.pereplet.ru/volozhin/274.html#274). Кончается разбор «Дины» такими словами: «Хотелось тихо выразить «фэ» этому новому времени. Тихо. Потому что стало ясно, что Зла, ой, как много оказалось в мире. – Автор это открыл для себя. Может, позже иных, но открыл. С печалью (и потому история Дины трагична). И с приятием (и потому эта история замаскирована под безэмоциональный очерк). – Реализм, получается. Идеалом такого вот типа движим был автор».

Тут главное, что против вашего ДОЛЖНА, - это слово «Тихо».

Вам не покажется, что я относительно «Дины» более прав, чем вы, если вы прочтёте мой разбор (ну и если способны что-нибудь моё принять)? – Сомнение выражаю потому, что мне кажется, - исходя из того, что вы оранжевая, т.е. за больший либерализм в России, чем он есть (за лучший капитализм, за западный), - мне кажется, что вы подутратили в идущей повсеместно информационной войне способность адекватно судить своих противников.

321642  2015-02-21 20:29:03
лилия
- Воложину. (по Ороевской "Дине") Да читала я ваш разбор сразу, как только вы повесили . Дело в том, что я, Соломон Исаакович, не верю в вас как в объективного критика. Первое /вы одержимы собственной идеей, а одержимость сильно затмевает мозг,-- это на мой взгляд. Второе / слишком уж любите сидеть в стане "своих", так вам комфортней. Это влияет на ваши критические отзывы не лучшим образом, достаточно чтоб вы угадали в критикуемом "своего", и тут вы уже заспешите сглаживать все углы и огрехи. Третье/ слишком пышная и политическая пена висит у вас на губах когда вы пишете критику. Отсюда ваша непопулярность как критика и мое недоверие вам.

О "Дине". Рассказ полностью постановочный, искусственный. Ороев опять неудержался, но вроде как ненавязчиво, упомянуть о себе (амбициозность характера), потому как прекрасно знает, что путешественники всегда привлекают людей и вызывают симпатию. А этот неприкрытый прием с чернилами тоже расчитан на ностальгию и симпатию: вспомнили, смахнули слезу с глаз и т.д. Ороев, тип таких писателей, которые стараются сидеть в красивых позах, с красивым пером в руке, они всегда думают о том как они будут выглядеть со стороны и никогда не сбрасывают этого со счетов . Они их тех, кто прекрасно знает что такое хорошо и что такое плохо)). В "Дине" нуклюжесть текста сочетается с шаблонными фразами. Про неуклюжесть (которую вы приняли за завуалированность ): Как может уважающий себя писатель, использовать столько раз слово "было", буквально в нескольких предложениях (это ведь не пост писануть)?? На мой взгляд это от недостатка словарного запаса. Читаем: 《 поскольку уже ясно было, что хозяев она потеряла.》и еще читаем《 А была она очень красива, как бывают красивы доберманы вообще, тем более совсем еще юные, тонкие, стройные, высокие, с точеной мордочкой. У Дины был необыкновенный окрас – она была не просто коричневой, а по чернильному – фиолетовой. 》и чуть ниже опять: 《 где у него уже были две сторожевых собаки 》, и опять 《 Тогда и было принято решение, что добермана нужно подарить мне, поскольку тогда у меня собаки не было: верный дворовый сторож Бим несколько лет назад умер от старости 》. Это частое "было" не что иное как топтание на месте, отсутствие легкой мысли. А из этого 《 Пришлось решать комплекс проблем по её захоронению 》явно торчат длинные уши газетчика, и полная сухость.

Читаю ваше заключение: 《ибо им двигало вдохновение. А оно бывает не без подсознательного момента.》Подсознательный момент был, но связан он только с вдохновением относительно мистики. А что касается его "Битвы латышей с пермяками", то я написала об этом много и достаточно подробно. Повешу, если только не зарежут, не удалят.

321647  2015-02-21 21:48:20
Воложин
- Лилии.

Я вас недавно вспоминал (из-за того, что пеняли мне на частое «ж») в связи с тем, что, оказывается, есть такое понятие, как классическая и академическая тошнота текста.

Определим классическую тошноту «был» в «Дине». Там 11 таких слов. Классическая тошнота – это корень квадратный из 11. Т.е. = 3,31. По http://www.bolshoyvopros.ru/questions/65346-chto-takoe-klassicheskaja-toshnota-dokumenta-pochemu-toshnota-klassicheskaja.html «Считается, что это значение не должно превышать 3-4».

У Ороева – не превышает.

Следовательно, ваша придирка неверна.

Ну, я себя я защищать не буду.

321651  2015-02-21 23:30:04
лилия
- Адвокату Воложину. А как обьяснить такое подташнивание? )), читатель должен это перечитать или вовсе пропустить, или у хитрого писателя расчет на то, что лучше даже ему уснуть в этом месте...

<...>Все стремительно смещается в сторону и Кюльчукай видит, как бежит по глубокому снегу, то и дело спотыкаясь, путаясь в полах длинной шубы, мальчишка лет шести-семи. Навстречу ему на гнедом коне едет до боли знакомый всадник, не похожий ни на одного отдельного человека из нашего рода, но похожий на всех: и на Кюльчукая, и на отца Кюльчукая, и на сына Кюльчукая. “Отец! Отец!” - кричит мальчишка и Кюльчукай понимает, что мальчишка - это он, Кюльчукай, всадник - его отец. Отец нагибается, подхватывает Кюльчукая за руки, поднимает стремительно, так, что в сверкающем круге сливаются в его глазах и долина, и горы, и река. <..> (пропускаем всего 2 (!))предложения) Но вдруг Кюльчукай понимает, что всадник - это он, Кюльчукай, мальчишка его сын, точно так же, как когда - то Кюльчукай, встречающий своего отца. Это было и с Кюльчукаем, и с его сыном, и давным-давно с отцом Кюльчукая всегда одинаково》

321652  2015-02-22 07:08:53
бракодабр
- лилии

Где-то как-то объяснял куклику, что своего читателя надо уважать. (не своего -тоже).

Вижу, что вы почитываете Ороева. Для ясности, из уважения:

Кюльчукай - 1976 г., "Тятевск" - 1986 г., "Вся правда..." - 1990 г.

Можете не благодарить!

Как сподвижнице Куклина

Ваш гуру ВВК с большой-большой опасности! Немощен и страждет. Именно с себя самого списал следующее:

"Старый-престарый бракодабр медленно умирал на больничной кровати от старости, а юная бракодабропшемоксля за ним ухаживала. То есть делала ветхому бракодабру уколы в дряблый зад, меняла под ним испачканные простыни, ставила клизмы, поила таблетками и микстурами, протирала интимные места смоченной в теплой водичке тампонами. Ну и разговаривала с затяжно умирающим, разумеется."

Героческое, по сути, творение отдающего концы! Печально, конечно, что почитываем бред уходящего к ...

321655  2015-02-22 08:26:05
лилия
- Бракодабру.Только собралась скинуть адвокату Воложину еще одну тошнотнось замешаную на философской глубине, а вы тут как тут!

《 Все повторялось с «точностью черта». (Тут важно, что произносится именно «черта», а не «чорта». Такая вот была поговорка в его детстве. Как не пытались некоторые грамотеи, вроде Гомбы , например, внушить сверстникам, что надо говорить «чорта», все произносили «с точностью чЕрта, с ловкостью чЕрта, с силою чЕрта» с ударением на «а», до мелких подробностей). 》

Вы правильно оговорились на счет "почитывать" Ороева, именно так. Слово "читать" не подходит, и следующее что вы пишете в посте: "Ваш гуру ВВК с большой-большой опасности!" , подтверждает это. Не превратись ваше мышление в топтуна на одном месте, -- не способного подпрыгнуть, вы бы помнили, что подчитывать и почитывать я Ороева взялась, после его критики Юрия Буйды, и заявила об этом открыто. Думаю вы должны быть благодарны читателю (в моем лице))).

07.01.2015
14:14

С рыжим дружбы не води...

    Может ли кто согласиться со мною, что это неприятно, если ты читаешь роман или смотришь на живописное полотно и тебе понятны движущие автором силы? И наоборот, если . . .

03.01.2015
22:20

Из-под палки.

    Так получается, читатель, что то, что вы сейчас принялись читать, я пишу нехотя. Первый раз такое. Разбирать произведение, словно из-под палки… Объясниться? Я как-то . . .

01.01.2015
15:46

Что сказал Кончаловский и что сказалось.

    Мой дядя (самых честных правил, мещанских, не в укор будь сказано) вспомнился мне из-за фильма Кончаловского “Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына” (2014). Он . . .

28.12.2014
11:45

Ты что, с Урала?

    Что меня подвигло писать данную статью? – Главным образом отъезд Гельмана из страны. А это с его, думаю, подачи как главного реализатора проекта “Пермь – . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100