TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


19.12.2014
11:33

Загадка в квадрате.

    Мало, что, как оказалось, Мандельштам впадал было в “правоверный” акмеизм где-то в надцатых годах, он ещё и акмеистскую богиню брал тогда темой своих стихов.

     

    ‹Анне Ахматовой›

    Как черный ангел на снегу

    Ты показалась мне сегодня,

    И утаить я не могу —

    Есть на тебе печать Господня.

    Такая странная печать —

    Как бы дарованная свыше, —

    Что, кажется, в церковной нише

    Тебе назначено стоять.

    Пускай нездешняя любовь

    С любовью здешней будут слиты,

    Пускай бушующая кровь

    Не перейдет в твои ланиты

    И нежный мрамор оттенит

    Всю призрачность твоих лохмотий,

    Всю наготу причастных плоти,

    Но не краснеющих ланит.

    ‹Начало 1914?›

    Ну. И как здесь увидеть акмеизм Мандельштама, когда "Есть на тебе печать Господня”, когда "в церковной нише / Тебе назначено стоять”? – Разве что угловые скобки спасут: не Анне Ахматовой это стихотворение посвящено…

    "…он написал таинственное (и не очень удачное) стихотворение про черного ангела на снегу. Надя утверждает, что оно относится ко мне.

    С этим "Черным Ангелом"17 дело обстоит, мне думается, довольно сложно. Стихотворение для тогдашнего Мандельштама слабое и невнятное. Оно, кажется, никогда не было напечатано. По-видимому, это результат бесед с В. К. Шилейко, который тогда нечто подобное говорил обо мне. Но Осип тогда еще "не умел" (его выражение) писать стихи "Женщине и о женщине". "Черный Ангел", вероятно, первая проба, и этим объясняется его близость к моим строчкам:

    Черных ангелов крылья остры,

    Скоро будет последний суд,

    И малиновые костры,

    Словно розы, в снегу растут.

    ("Четки")

    Мне эти стихи Мандельштам никогда не читал” (Ахматова. Листки из дневника. Воспоминания об О. Э. Мандельштаме http://www.akhmatova.org/proza/mandel.htm).

    Вот у Ахматовой – таки да: демоница. Бесстрашная и несгибаемая и перед последним судом. Более того: остаётся собою даже и в такое время. Эстетизирует грозящие ей костры.

    Действительно ли стихотворение Мандельштама слабое?

    У меня мало мер поэтичности. Глагольных рифм нет. Хорошо. Повторы согласных есть. Хорошо.

    И я подозреваю, что Ахматову просто не устроила "призрачность” сверхаморальности, которую усмотрел в ней Мандельштам. Она себя понимала как супервумен, такою себя не прятала, а выставляла, и ей было не по себе, если кто-то думал, что это она не настоящая такая.

    Могло ли быть, что влюблённый в неё Шилейко, за которого она вышла замуж через 4 года после сочинения мандельштамовского стихотворения, был настолько слеп, что думал о её демонизме как о призрачности? И, слепец, шептал Мандельштаму свою о ней фантазию? – Ну почему бы и нет… Он был член Императорского Православного Палестинского Общества, религиозный, верил в лучшее… Любовь же ослепляет.

    Но Мандельштам?..

    Может, всё дело в том, что "Ты показалась мне сегодня”. То есть, вообще-то, Мандельштам относительно этой демоницы не заблуждался. А лишь сегодняшняя кажимость являет её ему в каком-то противоположном качестве.

    Мандельштаму как ницшеанцу, конечно, трудно с женской достижительностью: "Пускай нездешняя любовь / С любовью здешней будут слиты”. Такой взгляд на неё мог и саму Ахматову уязвлять. Она, может, знала слова Блока, дескать, поэт стихами говорит с Богом, а Ахматова – с мужчиной. Это ж превращает ницшеанку в недоницшеанку, в презренное для ницшеанца существо, не слишком отличающееся от мещан.

    Однако… При чём тогда утверждающее (плюс это конец стихотворения) наличие "не краснеющих ланит”? Краснеть – это ж стыдиться, это быть причастным к Богу, к обычным людям с обычной моралью, к мещанам. То есть воспевается всё-таки ницшеанство. Но оно ж дано через "Но”. То есть перед нами обычное мандельштамовское соединение несоединимого, а не ницшеанство. – Действительно стихотворение "невнятное”.

    А ну, следующее стихотворение (и в собрании сочинений следующее, и об Ахматовой).

    АХМАТОВА.

     

    Вполоборота, о печаль,

    На равнодушных поглядела.

    Спадая с плеч, окаменела

    Ложноклассическая шаль.

    Зловещий голос — горький хмель —

    Души расковывает недра:

    Так — негодующая Федра —

    Стояла некогда Рашель.

    9 января 1914

    В одном месте написано: "Федра в исполнении Элизы Рашель была представлена гордой, мятежной личностью, воплощением лучших человеческих качеств” (http://modernlib.ru/books/dyatleva_galina/populyarnaya_istoriya_teatra/read_22/).

    В предисловии Расина к трагедии сказано: "ни в одной из моих трагедий добродетель не была выведена столь отчетливо, как в этой”.

    Но можно ли верить кому бы то ни было, кроме собственного впечатления от произведения, если исповедуешь нецитируемость художественного смысла, проистекающую из подсознания, рождающего произведение?

    Слова Федры:

     

    Нет, я не так бесчестна,

    Как те искусницы, что, ловко скрыв свой грех,

    Глядят с невинностью бестрепетной на всех.

    - Что за грех?

    - Призналась в любви пасынку, когда пришло известие, что муж умер. А известие оказалось ложным.

    - И всего-то?

    - Людям крайности – достаточно.

    А Ахматова была человеком крайности. И Мандельштам это понимал. Только крайность её не классицистская: горечь Расина против такого злого мироустройства, горечь настолько сильная, что сама, кажется, смерть вопит о несправедливости. Крайность Ахматовой иная – "Ложноклассическая”. Ахматова знает о царстве Зла на земле и принимает это. И отдаётся Злу. Но как "негодующая”. На кого? На мещан. По расиновской “Федре” негодует Федра на служанку, соблазнившую её жить, когда надо было достаточно рано покончить с собой.

    И, вижу я, – Мандельштам вернулся в свой временный акмеизм.

    18 декабря 2014 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
319514  2014-12-19 11:38:28
Воложин
- Лилиомфи.

Разрешите ещё поблагодарить за Мандельштама. Мне ещё несколько соседних стихотворений его удалось разгадать.

319517  2014-12-19 12:39:57
Л.Лисинкер
- На 319514 / от Лилиомфи :

Да, это интересный клубок имён-фамилий - Ахматова, Мандельштам, ... и т.д. Но из всего Ахматовского нет ничего выше, пронзительнее, чем РЖАВЕЕТ ЗОЛОТО:

== ==

Кого когда-то называли люди

Царём в насмешку, Богом в самом деле,

Кто был убит и чьё орудье пытки

Согрето теплотой моей груди…

--

Вкусили смерть свидетели Христовы,

И сплетницы-старухи и солдаты,

И прокуратор Рима – все прошли.

--

Там, где когда-то возвышалась арка.

Где море билось, где чернел утёс, -

Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой

И с запахом бессмертных роз.

--

Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор – к смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней – царственное слово.

== === ==== ======

А то, что золото не ржавеет, это оставим для презренной прозы.

319524  2014-12-19 15:44:41
Л.Л. - С.Воложину
- Уважаемый С.В., понял, что вы неравнодушны к О.Э.Мандельштаму. А значит, вам будет интересно посмотреть заметки о скрещении живописи и поэзии на примере Врубеля - Мандельштама:

http://www.stihi.ru/2010/08/16/2074

http://www.stihi.ru/2010/08/16/2201/

http://www.stihi.ru/2010/08/16/2296 

==

Потому что про эту многострадальную Украину - только ленивый не пишет.

319525  2014-12-19 15:45:03
Л.Л. - С.Воложину
- Уважаемый С.В., понял, что вы неравнодушны к О.Э.Мандельштаму. А значит, вам будет интересно посмотреть заметки о скрещении живописи и поэзии на примере Врубеля - Мандельштама:

http://www.stihi.ru/2010/08/16/2074

http://www.stihi.ru/2010/08/16/2201/

http://www.stihi.ru/2010/08/16/2296 

==

Потому что про эту многострадальную Украину - только ленивый не пишет.

319534  2014-12-19 21:51:51
Воложин
- Л.Л.

Вы меня неправильно поняли. Я неравнодушен не к Мандельштаму, а к удаче поместить его иной стих на некую полку в этажерке, на которой систематично расположена изрядное множество других произведений: и Мандельштама же, и других.

По тем ссылкам, что вы написали, мне пока ничто не шепчет, чтоб я мог что-то связное и осмысленное написать.

Вы же – ошибаетесь, думая, что Мандельштам имел в виду картину Врубеля «Сирень». Он имел в виду картину Клода Моне. Я проверил. И голубей французы едят чаще, чем мы курицу. И Мандельштам был во Франции. И вуали и качели мыслимы в картине Моне, но не Врубеля. А главное – картина Врубеля драматична, а Моне – бездумно радостна, воистину импрессионизм, как и названо у Мандельштама.

319536  2014-12-20 00:23:35
Л.Лисинкер
-

- Итак, я (Л.Л.) - ошибаюсь, полагая, что " Художник нам изобразил ГЛУБОКИЙ ОБМОРОК СИРЕНИ ..." и т.д., - это у Мандельштама вовсе не по поводу "Сирени" Врубеля.

Так кто же с вами спорит ?! Просто ваш покорный слуга считает, что у Врубеля явлен именно Глубок_Обморок_Сирени.

Ну, гляньте ещё раз на молодую женщину (картина Врубеля), которая вся как есть купается в Сирени ... и т.д.

Конечно, для обычного среднего читателя от всего этого Ман-дельштамовского стиха останется, пожалуй, только ГЛУБОКИЙ ОБМОРОК СИРЕНИ.

Но уж останется навсегда. А сумасшедшее буйство сирени, затопившее молодую женщину, мы возьмём с собой и в третье и в последующие тысячелетия. (И оставим в скобках, кто тот художник, сподвигший поэта на сии строки - француз какой или Врубель?).

«Художник умирает, но мгновения счастья, которые он пережил, БЕССМЕРТНЫ»

Кто же может лучше Б.Пастернака сказать?

319546  2014-12-20 10:23:41
Куклин Лисинкеру
- Вы меня простите, Лазарь Шлемович, но обращает на себя внимание тот факт, что врачи признавали при жизни и Врубеля, и Мандельштама психически неполноценными. Буйство сиреневый красок с женщиной с вытаращенными глазами - свидетельство маниакальной шизофрении. В детстве я увидел эту репродукцию в «Огоньке» - и потом неделю не мог уснуть. Я и теперь, когда ставят мои пьесы-сказки, советую на роль бабы Яга выбирать актрис, похожих на героиню Врубеля. Так что на вкус и на цвет, как говорится.

А вот «Царёва-лебедь» врубелевская меня пленила. Хотя моделью для обеих картин послужила одна и та же женщина - жена, как мне помнится, художника.

Врубеля - сугубо русский художник« В Европа о нем и не слышали. Тут почитают художников-модернистов своих, которым Врубеля следовал и которых превзошёл.

319558  2014-12-20 12:17:33
Воложин
- Про Врубеля.

Он колебался между символизмом и модерном. Едва ли не потому сошёл с ума. Хотя и сифилис помог.

319563  2014-12-20 12:55:14
Куклин Воложину
- Насчёт сифилиса для меня новость. А насчёт символизма-модернизма Врублевского- это, по-моему, уже искусствоведы придумали. Всмотритесь в его автопортрет. Какие у этого человека могут быть символы? Кошмары-да. На фронтоне гостиницы на площади Свердлова его самые символичные символы - и все не самостоятельные. А настоящий символизм порождает символы, а не эксплуатирует их. Эпигонство- не искусство. А Врубеля был Художником.

319568  2014-12-20 13:50:32
Воложин
- Куклину.

Ну попробуйте прочесть то, что я только что поставил о Врубеле в свою колонку.

17.12.2014
18:52

Разгадка.

    И кто посмеет отрицать, что художественное произведение – обязательно загадка, прочтя такое: Отравлен хлеб, и воздух выпит. Как трудно раны врачевать! Иосиф, . . .

15.12.2014
15:12

Жизнь духа и жизнь тела. (Продолжение)

    Начало тут. Как-то так получается, что из множества идеалов мещанскому достаётся гораздо меньше произведений, чем всем остальным. Об этом свидетельствует и . . .

11.12.2014
14:20

Жизнь духа и жизнь тела.

    До каких тонкостей доходят художники в своих драмах… Вот жил-был такой Клодт. Рисовал в академическом стиле (вырисован каждый листочек). Влюблён в красоту . . .

10.12.2014
21:07

Горловские рассказы.

    Я боюсь, чтоб эти рассказы не затерялись. Но так как не моё дело произведения искусства перепечатывать, я их сопровожу кратчайшим комментарием, касающимся . . .

01.12.2014
20:51

Злоба критика на критика.

    Я понимаю читателей, которым я надоел. Они наперёд знают, к чему я сведу очередной разбор: как бы к политическому доносу. Ну так этот опус я пишу для меня ещё не . . .

28.11.2014
16:06

До краха СССР оставалось - сколько там? - лет.

    Так случилось, что я не ожидал, что рассказ "Листья” Куклина такой короткий. И потому после прочтения мне понравилось то, что при чтении раздражало: длиннейшие . . .

26.11.2014
19:31

Я волком бы выгрыз...

    Íедогматизм. А догмы, - я б хотел, - чтоб были приняты мои. (Я хочу говорить о Климте.) Одна догма, что большие художники выражают свою философию жизни. Другая, что . . .

26.11.2014
15:22

"Троица" Рублёва - не икона.

    Íу вот написано, что голубизна на иконе важна для понимания замысла иконы. Живоначальная Троица. 1410 — 1420-е годы. Доска липовая, поволока, левкас, яичная темпера. . . .

25.11.2014
10:26

Буйда.

    Байда, вздор, бредятина, галиматья, бредни, бред, белиберда, бодяга, ахинея… Словарь синонимов. Удивительно живо мне описала одна женщина своё удивление и . . .

25.11.2014
10:22

Буйда.

    Байда, вздор, бредятина, галиматья, бредни, бред, белиберда, бодяга, ахинея… Словарь синонимов. Удивительно живо мне описала одна женщина своё удивление и . . .

14.11.2014
20:02

Ложь рождает ложь.

    Или это кажимость? Или самообман┘ Я не знаю, какое слово подобрать, и это требует самовыражения. Да, представьте, √ самовыражения. Вот так, наверно, и произведения . . .

08.11.2014
17:01

Опять этот Чехов.

    Опять, потому что мне заказали написать про ⌠Хамелеон■ 1884 года. Нудный Чехов. Я смею так написать, потому что меня просветили (Шалыгина), что метод Чехова √ . . .

08.11.2014
13:32

И это тот самый Коржев...

    И это тот самый Коржев, "Встань, Иван". 1997. что нарисовал когда-то триптих ⌠Коммунисты■? Да. Не использовали коммунисты тот потенциал, что был в русском народе, . . .

07.11.2014
12:28

Фантазёр.

    Фантазёром обозвали меня за предыдущую статейку о Светлове. А вообще, можно за каждую так обозвать. Когда-то, в несознательные времена, я для себя решил, что . . .

05.11.2014
16:43

Чем проверить миролюбие в "Гренаде"?

    Оно слабо доказано (см. тут) подсознательностью образа такого подбора согласных в слове ⌠Гренада■, как звонкие согласные. А внелитературного доказательства . . .

02.11.2014
13:25

Грешен!

    Грешен я в самонадеянности. Мне столько необычностей случилось обнаружить в связи с произведениями искусства, что я, наверно, тайно от себя самого зазнался . . .

31.10.2014
14:56

Марчук и морок.

    Хотелось найти что-то такое невероятное, а его, может, и в природе не существует. Марчук. Картины Марчука как-то магнетизируют и озадачивают. Не то, чтоб . . .

30.10.2014
12:11

Плохая живопись как образ плохого отношения к плохой жизни народа.

    Укра©на це сука, яка ©сть сво©х щенят. ╡ван Степанович Марчук. Эпиграф √ слова человека не простого, одного из сотни величайших гениев современности по версии . . .

28.10.2014
14:25

Улётный.

    Есть, оказывается, так называемый аксиоматический метод в науке. Эмпирика по нему есть лишь следствие. Надо следствие предсказать и сравнить с реальностью. Если . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100