TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


18.08.2013
11:19

Трагедия Просвещения и Бетховена.

    Ура! Я понял Бетховена! Впервые. Меня всегда озадачивали неожиданности в его музыке. Не психологично, думал я. Не то, чтоб не бывало неожиданности в душевной жизни . . .

16.08.2013
20:32

Вопрос, оставшийся без ответа, грызёт.

    Итак, Савадов смеётся надо всем┘ Над чем он, например, тут смеётся? http://www.afisha.ru/article/arsen-savadov/ Авиньонские девушки. 2010-2011. Я выбрал для вникания эту картину потому, . . .

13.08.2013
18:30

Лучшие ль это художники?

    Продолжение. Так. Сделаем ещё заход в интернет. ⌠Украинская Новая волна <┘> посвящена постмодернистской живописи, эволюции которого в конце 80-х более всего . . .

12.08.2013
17:12

Лучшие ль это художники?

    Лучшими названы: Дмитрий Гутов, Арсен Савадов, Дмитрий Врубель, Иван Гарунов (http://art1.ru/art/otkrytie-icons/). - Проверим? - Проблема. - Почему? - Произведение Искусства с большой . . .

09.08.2013
19:43

Бедный Чехов.

    Бедный Чехов. Что я с ним делаю. Пришёл на разборе каких-то произведений его к мысли, что он ницшеанец с самого начала творчества до конца √ и┘ Пробую и пробую одно . . .

04.08.2013
14:33

Ещё один спор с Лотманом.

    Может, удастся сказать что-то связное ещё об одном произведении Пастернака. Наткнулся на такие слова Лотмана о нём: ⌠Быть знаменитым некрасиво. Пастернак, по сути, . . .

02.08.2013
17:15

Победа и победа. Продолжение.

    (Начало тут.) Эту статью можно также читать как продолжение статьи ⌠Была ли какая-то правда в словах Познера?■ Лотман, конечно, большой человек, но┘ Можно и с ним . . .

30.07.2013
12:48

Арсений Тарковский.

    Благими намерениями, говорят, вымощена дорога в ад. Вот это, по-моему, хотел сказать Арсений Тарковский своим стихотворением ⌠Пауль Клее■ (1957). Жил да был . . .

28.07.2013
17:26

Ну! Погоди!

    ⌠Пауль Клее являлся одним из лидеров экспрессионизма, был близок к сюрреализму. В его произведениях есть ощущение гармонии, почти музыкальных созвучий . . .

23.07.2013
16:15

Братья Тавиани.

    Вот какие были финальные слова Тавиани на обсуждении его и брата фильма ⌠Цезарь должен умереть!■ (там зэки в итальянской тюрьме ставят трагедию Шекспира), - . . .

19.07.2013
23:33

Пипл схавает, - правильно думает Навальный.

    ⌠ООО ⌠ВЛК■ оплатило приобретенные у КОГУП ⌠Кировлес■ лесоматериалы и транспортные услуги в общей сумме 13 705 599,14 руб. Оплата осуществлялась с расчетного счета . . .

11.07.2013
20:47

Гадаев. Ещё проверка.

    Всё-таки что-то скребёт совесть. Попробую её успокоить. Наращиванием доказательств. Вот эту серую массу Гадаев жалеет или презирает? Не знаю названия этой . . .

09.07.2013
16:45

Гадаев. Продолжение.

    Проверка. Если так пессимистично всё обстоит с земными перспективами для великих, с вечной памятью о них и с провальной судьбой их мечтаний о лучшем будущем не для . . .

06.07.2013
14:58

Гадаев угадал?

    ⌠Он■ смотрит на вас свысока┘ А ничего замечательного своею внешностью не представляет. Воронеж. Памятник О. Мандельштаму. Установлен 2 сентября 2008 г. в парке . . .

27.06.2013
13:48

Вред одной категории Бахтина на примере Эсхила, Еврипида и современности.

    Смысл этой категории: ⌠плодотворность временного отстояния интерпретатора от эпохи создания произведения■ (Энциклопедия культурологии). А её название √ . . .

27.06.2013
12:03

Апофегей.

    Как тихой сапой подкапываются под традиционализм, под коллективизм, ментальную специфику россиян┘ Случилось, что фильм Митина ⌠Апофегей■ (2013), снятый по . . .

22.06.2013
13:37

Ловлю себя.

    Вы читали последний сценарий Балабанова ⌠Мой брат умер■ (2013) (http://seance.ru/blog/balabanov-script)? Он явно перекликается с его же фильмом ⌠Про уродов и людей■ (1998). А тому я (см . . .

16.06.2013
16:02

Была ли какая-то правда в слова Познера?

    Вот эти слова:

    ⌠┘когда я их увидел в первый раз [иконы севера России и того периода┘ ну, скажем, с 14 даже 13 века], я понял, что √ или так мне показалось √ Россия просто беременна Ренессансом■ (http://vladimirpozner.ru/?p=11792).

    Вот что-то, что за Познера (хоть Познер говорил о Ренессансе, начавшемся в Западной Европе в XIV веке, а не о Реформации, начавшейся там же в XVI веке):

    ⌠Что-то подобное западноевропейской Реформации в Московии началось ещё раньше, чем на Западе (да было задавлено). Это ересь стригольников. Они возмущались симонией: покупкой священниками права справлять обряды. Что приводило священника к взиманию большой платы с простых верующих за службу в связи со свадьбой, крещением, похоронами. Стригольники отвергали такое делячество. Они были за непосредственное общение с Богом и отказывались верить в ненужно невероятное √ в воскресение из мёртвых. Это было приближение к жизни. К частной жизни■ (http://art-otkrytie.narod.ru/feofan_grek2.htm).

    ⌠Рационалистическая критика православной церкви велась стригольниками по двум направлениям: по вопросам богословской догматики (оспаривали божественное происхождение таинств священства, причащения, крещения, покаяния и др.) и по линии организационных основ церкви (отвергали церковную иерархию, выступали за предоставление мирянам права проповеди и за "дешевую" церковь┘)■ (http://do.gendocs.ru/docs/index-20067.html).

    Но Познер же говорил об иконах. Что за бунт виден там?

    ⌠В новгородской иконе рисунок становился графичнее, колорит строился на сочетании ярких контрастных цветов. Своеобразным "бунтом" против византийской традиции стали краснофонные иконы■ (Там же).

    Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий. XIII в.

    Спас на Престоле с избранными святыми. XIII в.

    ⌠Стилистические черты этих икон, идущие от самобытного народного искусства, яркие краски, орнаментальность, графическое построение формы, нашли классическое завершение в образе Николы Липенского■ (Там же).

    Никола Липенский. 1294.

    Теперь надо посмотреть, против чего бунтом были эти иконы.

    "Богоматерь Одигитрия" (мозаическая икона). Начало XIII в.

    Это про такую, наверно, написано:

    "византийские художники обычно изображали святых успокоившимися, принявшими все догматы церкви, не испытывающими никаких терзаний и сомнений, откуда проистекала их душевная уравновешенность" (http://www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=43&0a1=809&0o1=1&0s1=1).

    Поразительно. Так создавали иконы как раз тогда, когда Константинополь был захвачен крестоносцами, и Византийская империя почти перестала существовать. Вот уж воистину - не от мира сего были иконописцы.

    Естественно, что спасшемуся от татарского нашествия Новгороду хотелось от икон чего-то другого по настроению.

    Но стоит дать ещё один отзыв, конкретно об этой иконе:

    "Она поражает драгоценностью всей своей поверхности: мельчайшие кубики смальты тонко подобраны в цвете и играют его оттенками и переливами; одежды Богоматери и Младенца испещрены золотыми нитями ассиста, так что вся поверхность превращена в сплошное золотое сияние; фон и рама покрыты нарядными орнаментами, что явно имитирует богатый оклад, золотой или серебряный, украшенный камнями и эмалями. Блеск и великолепие материалов, из которых создана икона, должны были вызывать ассоциации с нездешней красотой Небесного Царства, Небесного Иерусалима. И все в этой иконе полно царственного достоинства. Златотканые ризы Младенца говорят о царственности Его происхождения. В Его руке √ Его символ, знак Логоса √ свернутый свиток, похожий на царский скипетр. Главная образная, символическая тема иконы √ это слава Божественного мира, к которой может быть приобщен человек, слава Церкви, образом которой является Богоматерь. Отсюда торжественный пафос, сияющая красота этой иконы" (http://nesusvet.narod.ru/ico/books/popova/popova5.htm).

    То есть именно улёт в Небесный Иерусалим воспет, даже несмотря на то, что "Тема жертвы, обычно связываемая с образом Младенца Христа" здесь тоже есть - чуть-чуть.

    От горя, от горя земного это нездешнее торжество┘

    Чуть больше, чем через полвека Константинополь освободили от крестоносцев. Византия воспряла. Стиль византийских икон изменился.

    Христос Пантократор. Икона из монастыря Хиландар. 1260-е гг

    ""Христос Пантократор" √ один из лучших образов Спасителя, созданных в византийском искусстве XIII в. Лик красив благородной человеческой красотой. Совершенно спокойный, без малейших акцентов, с конкретно направленным взглядом, со светлым выражением, с мягким светом глаз и доброй складкой губ, он полон душевного благородства, подлинной человеческой приветливости и обнадеживающего всепонимания. Всему этому сопутствуют стилистические приемы, взятые из набора классических художественных средств: правильная пластическая форма, слаженность красочных перетеканий, постепенность моделировок, общая иллюзионистичность и живость, наконец, натуральность облика. Никогда еще в византийском искусстве образ Спасителя не был столь близок человеку, поставлен настолько рядом с ним. Наверное, это была предельная мера приближения Божественного к человеческому, дальше которой византийское религиозное сознание, с его устремленностью к созерцанию, к отрешенности от всего конкретного, пойти не могло" (Там же).

    Но такие иконы на Русь, наверно, не попадали.

    А и попадали б┘

    "Развитие церковного искусства на византийской почве вообще "было сопряжено с целым рядом затяжных кризисов, ренессансов античной классики..." По существу эти ренессансы античной классики были не чем иным, как отзвуками в области церковного искусства того общего процесса воцерковления, которому подвергались все стороны античного мировоззрения. В этом процессе влияния в христианство, в Церковь шло много такого, что воцерковлению не подлежало и потому воцерковиться не могло, но налагало на церковное искусство свой отпечаток. Это и делали "ренессансы", вводя в искусство иллюзорность и чувственность искусства античного, совершенно чуждые Православию.

    Наоборот, Россия, которая не была связана всем комплексом античного наследия и культура которой не имела столь глубоких корней, достигла совершенно исключительной высоты и чистоты образа, которыми русская иконопись выделяется из всех разветвлений православной иконописи" (http://www.coolreferat.com/%F2%98%F2%BA%F2%BE%F2%BD%F2%BE%F2%BF%F2%A3%F3%81%F3%8C_%F2%B4%F3%80%F2%B5%F2%B2%F2%BD%F2%B5%F2%B9_%F2%A0%F3%83%F3%81%F2%A3_2).

    Как факт: "В ранних иконах XIV века заметно влияние не утончённого палеологовского ренессанса, а ⌠тяжёлого■ монументального византийского стиля XIII века. Он был более созвучен русскому искусству" (http://ru.wikipedia.org/wiki/%F2%D5%D3%D3%CB%C1%D1_%C9%CB%CF%CE%CF%D0%C9%D3%D8).

    Стригольники же позже появились, чем бунтарские новгородские иконы. Первые сригольники появились позже них, в начале XIV века (http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/97761).

    Может ли быть, что иконописцы оказались смелее первых стригольников?

    Вряд ли. Скорее ошибся Познер. И краснофонные иконы совсем не значили предвестия Ренессанса.

    "Развитие культуры Руси в период со второй половины XIV по XV в. вызывает споры среди специалистов. Сомнений в том, что это было время расцвета культуры Московского государства, у них не возникает, однако по принципиальному вопросу √ уровню этого расцвета, высоте культуры √ имеются значительные расхождения. Д.С. Лихачев предложил считать XIV- XV вв. временем Предвозрождения, но оговорился, что Возрождения на Руси не произошло √ этому помешало стремительное становление государственности, отнимавшее силы у культуры, а также гибель городов-республик Новгорода и Пскова, где зародыши Возрождения были особенно сильны. Мощью церковной организации, поддержанной светской властью, были подавлены ереси и антиклерикальные течения, что также упрощало русло культуры. Вопрос этот не нашел пока достаточно полного освещения и остается дискуссионным" (http://library201097.narod.ru/049/index135.html).

    Но дискуссионна-то вторая половина XIV века. Значит, то, что ранее, даже и не дискуссионно. А Познер как раз про XIII век заикался. А там √ краснофонные иконы. Так они вполне могут пониматься, подобно византийским многочисленным ⌠ренессансам■ античного язычества и их ⌠воцерковлению■, как воцерковление славяно-языческого. С другой стороны о других бунтах в иконописи, чем о краснофонных иконах, тоже никто не заикается. Так что √ пролёт у Познера. Нет зародышей Ренессанса в иконах Новгорода.

    9 июня 2013 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
306873  2013-06-16 19:13:19
Л.Лисинкер
- Поправьте, п - ста, эту фантастическую дату, завершающую материал статьи:

--

"9 июня 20132 г"

--

306888  2013-06-17 13:54:40
Воложин
- Лисинкеру.

Знаете, а я не вижу неверности даты. И, увы, поправить в РП ничего невозможно. Я с этим уже столкнулся пару раз. Раз была позорная описка, и - безнадёжно.

13.06.2013
14:04

Слонов в посудной лавке.

    Выставка красноярского карикатуриста Василия Слонова ⌠Welcome to Sochi 2014■. Давайте я притворюсь (а может, я им являюсь) дурачком. Почему название выставки на . . .

10.06.2013
11:35

Ужас.

    Уважаемый читатель, вам не приходилось поймать себя на том, что знаменитейший, прославленный везде и всеми ⌠Броненосец Потёмкин■ (1925) Эйзенштейна на вас не . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100