TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.06.2013
13:48

Вред одной категории Бахтина на примере Эсхила, Еврипида и современности.

    Смысл этой категории: ⌠плодотворность временного отстояния интерпретатора от эпохи создания произведения■ (Энциклопедия культурологии). А её название √ . . .

27.06.2013
12:03

Апофегей.

    Как тихой сапой подкапываются под традиционализм, под коллективизм, ментальную специфику россиян┘ Случилось, что фильм Митина ⌠Апофегей■ (2013), снятый по . . .

22.06.2013
13:37

Ловлю себя.

    Вы читали последний сценарий Балабанова ⌠Мой брат умер■ (2013) (http://seance.ru/blog/balabanov-script)? Он явно перекликается с его же фильмом ⌠Про уродов и людей■ (1998). А тому я (см. тут), строго говоря, дал две противоположные интерпретации, одну из них назвав верной. Ту, которая объясняет, почему это кино большинство людей ужасает, нравственно потрясает. То есть, отдав предпочтение нравственности. Что вряд ли верно, если претендуешь на подход, не связанный с нравственностью (ведь искусство √ не нравственность).

    И я извиняюсь перед читателями той статьи.

    Есть разные определения искусства. И, по-моему, нужно достаточно безразлично относиться к этому факту, чтоб не реагировать на такой бедлам или чтоб на словах считать, что все верные, а самому для себя что-то некритично выбрать за верное и быть спокойным. Я не такой. И смею заявить, что если мыслимо подойти критично, то самым близким к истине (а она одна!) является определение Натева: непосредственное и непринуждённое испытание сокровенного мироотношения человека с целью совершенствования человечества.

    Своё сокровенное люди любят щекотать, но не любят (не все любят) испытывать. Да и режим испытания может быть более мягким или более жёстким. Так если Балабанов испытанием успешно занимается, то у него режим очень жёсткий. Настолько, что многие-многие его не приемлют.

    Один из способов ужесточения √ приближение и даже переход через границу с жизнью (что уже выводит произведение за рамки искусства). Это √ непосредственное и принуждающее воздействие. Скажем, хеппенинг, ⌠театрализованное сиюминутное действо на импровизационной основе с активным участием в нем аудитории■ (Энциклопедия культурологии). Например, ⌠Богоборец■ Тер-Оганьяна: предложение публике за пустяковую плату рубить топором новодельные, но освященные, иконы, приобретённые ⌠художником■ в магазине ⌠Софрино■, на открытии "Арт-Манежа-98" и рубка их им самим на виду у отказавшихся рубить и возмущённых присутствовавших (вызвавших милицию). Или, например, воспользоваться присутствием молящихся в церкви и начать с места, куда можно заходить только священнослужителям, непристойно поносить церковнослужителей перед невольными, получается, слушателями и зрителями. Такой метод часто применяют авангардисты. И он становится не таким, если автор проникнет в сокровенное без принуждения. Но, показывая зрителю такое, что тот, вообще-то, согласен смотреть только будучи в одиночестве, а не в кинозале. Скажем, порнографию. То есть автор нарушает некие неписанные табу, чуть ли не переходит из условности в жизнь.

    Так поступал не раз Балабанов, и это многие не могли перенести. Простить, во всяком случае. И он приобрёл много недоброжелателей. И его это, наверно, затрагивало.

    Можно ли проверить, какой вариант толкования ⌠Уродов■ был у меня верен, опираясь на последующие творения автора? Например, на последний его фильм, ⌠Я тоже хочу■ (2012). Тут я ответил, что можно. Но теперь опять поймал себя: а если нет. Ведь там я решил опереться на интуитивное осознание, мол, Балабановым нехудожественности многих своих фильмов. За то, мол, он западноевропейского киноакадемика, играемого самим собою, лишил счастья.

    Этот нюанс верен как критерий истины о другом фильме в том случае, если признать, что западные таки пристрастны к эстетическому подходу больше отечественных. И тогда, с отечественной (нравственной) точки зрения, киноакадемик должен-таки быть лишенцем для русской Колокольни счастья. Но с какой стати он, человек с Запада, пришёл искать счастья в России? Россия что: надежда человечества? Однако и это надо ещё доказать┘

    А не будет ли доказательством, - в рамках мира Балабанова, - нерусское имя женщины, родившей уродов, по третьему сценарию √ ⌠Мой брат умер■?

    С этого имени начинается сценарий:

    ⌠Карина улыбалась■.

    И нигде-нигде никто, кроме автора, не назвал её по имени. То есть автору нужно было обратить внимание на именно такое имя. При том, что она русская.

    А русские даны как соединение противоположностей:

    ⌠≈ А помнишь, у Лескова, ≈ сказал Ваня, ≈ мужик девочку убил и забрал узелок с едой. На суде его спросили: а почему ты яйца не съел? Так ведь постный день был, сказал он.

    ≈ А что такое постный день? ≈ мрачно спросил Петя.

    ≈ Когда скоромного есть нельзя, ≈ ответил Ваня.

    Петя не стал переспрашивать, что такое скоромное, хотя и не знал.

    Бармен подошел.

    ≈ Постный день ≈ это когда только овощи можно есть, ≈ сказал он■.

    Столкновение противоположностей даёт катарсис┘ В искусстве. Не мыслим ли катарсис и вне искусства, в жизни, в истории человечества? Не суждено ли России, такой противоречивой, спасти человечество от гибели?

    Соединение противоположностей наиболее полно в этом сценарии воплощено в Пете и Ване, злом гении Пети.

    У меня было счастье: в первом чтении я не понял, что произошло с Петей и Ваней. Вот так: просто не понял. Пропустил мимо внимания авторское пояснение и читал дальше. И √ был, как в тумане. Что и должно, по-моему, переживаться при чтении художественного произведения. Читаешь √ и какая-то непонятинка так и вьётся всюду. Ваня-то, первенец из двойни, родился мёртвым и без глаз. А в последующем тексте он упоминается, как всё же выживший (!), зрячий (!) и всегда-всегда сопровождающий Петю, слепорождённого и с четырьмя (!) глазами. Я читал и радовался за Балабанова, наконец, создавшего что-то художественное, то бишь непонятное, грубо говоря.

    И я не понимаю, живи Балабанов, мог ли б он снять такое кино┘

    Что это за авторское пояснение, которое я не понял?

    ⌠Прошло восемнадцать лет.

    Ваня жил в голове у Пети. Его глаза видели■.

    Понимаете? Автор взял и попросту олицетворил старую мысль, что человек двусоставен, состоит из добра и зла.

    При беременности Карины произошла мутация: мозги и глаза Вани (зла) образовались на зародыше Пети, от этого Ваня родился мёртвым. А ещё от мутации Петя оказался слепорождённым, но с дополнительными, чужими двумя зрячими глазами.

    Свои мозги у Пети были, но недоразвитые, пока их выручал мозг Вани.

    Пока┘

    Сценарием иллюстрирована фрейдовская идея, что выведение скрытого с детства, чего-то стыдного, из подсознания в сознание, приводит к выздоровлению взрослого (скрытость напрягала и создавала невроз у взрослого). (Фрейд не одного больного этак вылечил, по оговоркам и т.п. в рассказах расспрашиваемого взрослого угадав, что за потрясающе стыдное с тем случилось в детстве и за стыдность оказалось вытесненным в подсознание, создав невроз.) У Балабанова, аналогично, нужно было Злу (Ване) самовыразиться (научить Петю убить жену, изменившую ему с отцом, и отца), и оно, Зло (Ваня), умерло, а Петя прозрел.

    По христианскому пониманию, человек хоть и грешным рождён, но имеет свободу воли, и в принципе способен выбрать праведный путь в земной жизни. Или как можно более праведный. То есть Добро как бы сильнее Зла. Что и награждается этой религией спасения в загробной жизни. И Бог √ добр по большому счёту. Плюс возможно прощение. Так что христианство и фрейдизм перекликается.

    Есть альтернативные веры, ереси и нерелигиозные убеждения, мол, Зло сильнее. И оно √ врождённое. Кажется, Гитлер так тоже думал. Во всяком случае, таким он выведен в фильме ⌠Легенда об Ольге■, и таким вообще его все понимают. То же получается по Диденко, извратителю Поршнева. Правда, по Диденко злая наследственность самовыведется (злые, конкурируя, поубивают друг друга с течением времени). Но пока всё очень плохо, чему и соответствует кино ⌠Про уродов и людей■, выпущенное через 2 года после книги Диденко. И теперь нужно определить, извиняется Балабанов в ⌠Я так хочу■ за злой акцент в ⌠Уродах■, или он в ⌠Мой брат умер■ извиняется.

    Иллюстративность последнего балабановского сценария налицо. Он сделан после кино ⌠Я так хочу■. То есть является моим домыслом относительно того фильма то, что Балабанова грызла совесть за иллюстративность ⌠Уродов■ и других жестоких фильмов, и что за иллюстративность он западного киноакадемика убил, не дав тому счастья. Правда, Диденко не с Запада человек. Но хватает и Гитлера. Наконец, курс Запада на вседозволенность и сдача одной за другой позиции западным христианством этой вседозволенности разрешила Балабанову сделать своего наказанного киноакдемика именно прозападным человеком (говорит тот всё-таки по-русски без акцента). След этого же антизападничества есть и в нерусском имени Карина в его последнем сценарии. Такой же след √ в ⌠Уродах■. Иоганн приехал с Запада совращать Петербург. И апофеоз торжества порно, конец фильма, происходит тоже на Западе, в Амстердаме, на улице проститутов и проституток.

    Есть в ⌠Я тоже хочу■ ещё одно западное заимствование √ рок-музыка. Вообще-то она выражает идеал ницшеанства, демонизма активного или хотя бы пассивного √ буддизма (к которому в конце Битлз пришли). То есть √ тоже Зло. Зато на русской почве и рок у Балабанова превратился в этом кино, ⌠Я тоже хочу■, в свою противоположность.

    Вот та песня (слушать тут):

     

    Я стоял на углу двух главных улиц

    Практически в полночь.

    И мысли за мной тянулись,

    Как старая сволочь,

    Преследуя тень мою,

    Дыша в спину.

    Свирепо подошли ко мне мужчины,

    И в дрожи голоса,

    И в руках

    Я в их глазах увидел страх.

    Каково же было

    Моё удивление,

    Что этот человек желает похмелья.

    Я дал им денег,

    Чтоб не испытывали муки.

    Один из несчастных поцеловал мне

    Руки.

    Песня такая же потрясающая, как и жуткие фильмы Балабанова. И Балабанов как бы хочет сказать нам: ⌠Если вы поверите, что такого Музыканта Колокольня счастья приняла, то за что, подумайте. За эволюцию в этой песне. Там беспокойство о своём внутреннем мире, переходит в беспокойство о своём физическом существовании в страшном внешнем мире. А потом оно переходит в беспокойство о переживаниях других людей. Других! √ За то его Колокольня счастья и приняла. А не за то, что он только о себе заботился: ⌠Плохо мне. Устал я. Гастроли┘ Пиво┘ Фаны┘ Бабы┘ А я счастья хочу■. И песня говорит, насколько весь этот мир неприемлем. Как и я говорил своими жестокими фильмами. Так согласитесь, что такой я достоин счастья от Колокольни. А тот, западный киноакадемик, это не я. Поймите! Я хотел лучшего, создавая ужас■.

    Так, думаю теперь я, думал Балабанов, создавая этот не такой, как в ужасных своих фильмах, страшный фильм ⌠Я тоже хочу■.

    Он, называющий себя верующим, и, может, чувствуя приближение смерти, решил сделать киноисповедь о грехе создания тех лент, которые не были приняты многими и многими. Он же коллективист, как и вообще россияне по менталитету. Его мучило, что большинство было против его ужасных фильмов. Вот он и покаялся.

    То, что те фильмы сделаны без участия подсознания, Балабанов, пожалуй, и не догадывается.

    С другой стороны, я ж настаиваю, что подсознание всех людей правильно ⌠понимает■ подсознательно сказанное в художественном таки произведении.

    Правильно ⌠понял■ как бы пение Гаркуши в своём фильме и Балабанов, противопоставив это западной рок-музыке, воспевающей Зло (ведь, как заметил Суриков: ⌠смещать соотношение в художественных моделях в пользу зла в надежде на активизацию каких-то внутренних резервов сопротивления злу■, - это тоже работать художественно).

    Это катастрофическое ⌠Руки■ в песне Музыканта приводит к подсознательному ужасу от катастрофического состояния России, мира┘ Всё, что меньше (по тексту меньше): внутренний мир лирического ⌠я■, внешнее окружение ⌠его■, - развоплощается ж в огромное! И все, будучи ужасными, в таковом качестве отвергаются этим неожиданно ужасным как бы пением, этим упавшим тоном на слове: ⌠Руки■.

    А это перекликается с выводом, который наворачивается в подавленном Балабановым зрителе, зрителе других его жестоких фильмов.

    13 июня 2013 г.

16.06.2013
16:02

Была ли какая-то правда в слова Познера?

    Вот эти слова: ⌠┘когда я их увидел в первый раз [иконы севера России и того периода┘ ну, скажем, с 14 даже 13 века], я понял, что √ или так мне показалось √ Россия . . .

13.06.2013
14:04

Слонов в посудной лавке.

    Выставка красноярского карикатуриста Василия Слонова ⌠Welcome to Sochi 2014■. Давайте я притворюсь (а может, я им являюсь) дурачком. Почему название выставки на . . .

10.06.2013
11:35

Ужас.

    Уважаемый читатель, вам не приходилось поймать себя на том, что знаменитейший, прославленный везде и всеми ⌠Броненосец Потёмкин■ (1925) Эйзенштейна на вас не . . .

06.06.2013
14:03

Переживания убогого человека.

    Только что получил от брата адресок с массой фотографий чудес природы. Первое чудо я мог бы и видеть, живя на Украине. Tunnel of Love, Ukraine Следующая картинка уже колет, . . .

25.05.2013
21:54

Ничего не получится.

    Если считать, что имел, имеет и, главное, будет иметь место на планете неограниченный прогресс, то на этом пути человечества уже несколько веков есть бесспорный . . .

23.05.2013
20:56

Кантор.

    Я послал эту картинку товарищу и позвонил, чтоб он её немедленно посмотрел и что-нибудь сказал. (Это наиболее пронзительная вещь среди многих.) Максим Кантор. Две . . .

15.05.2013
13:51

Хайт и Хазанов.

    Мне кажется, что я могу объяснить, почему Высоцкий настолько обиделся на пародию на себя Хайта и Хазанова, что заикнулся было о подаче в суд. Вообще-то Высоцкому . . .

08.05.2013
16:27

Ко Дню Победы.

    Исключительная удача┘ Но начну издалека. У меня есть много идейных противников. Я с ними нескончаемо спорю. Один √ очень умён. Способен меня довести до . . .

04.05.2013
13:18

Генри Мур и Россия.

    Недавно я ⌠подавился■ Генри Муром: вынужден был обойти молчанием его репродукцию, не включить которую в свой текст я не мог (тут). И вдруг, наткнувшись на свой . . .

30.04.2013
13:14

КАК сыграно должно затмевать ЧТО сыграно,

    или Дуля в кармане. Пусть тайна останется тайной, бессознательное - бессознательным, интуитивное - интуитивным, но пусть осветятся пути, ведущие к творческому . . .

29.04.2013
15:57

Раздрай в... гармонии.

    Есть такое произведение┘ Впрочем, его нет. Давно. Это ⌠Битва при Ангиари■ (1503-1506) Леонардо до Винчи. Великий художник для него изобрёл такие краски, что вещь . . .

21.04.2013
09:57

Дурь Сидура.

    С чего начать? Начну с того, что признаюсь, что я не хотел писать про Сидура. Он мне ничего ⌠не говорил■. Более того, когда я пробовал читать про него, то мне . . .

02.03.2013
13:14

Кочергин.

    У меня соблазн. Я схлопотал недавно нецензурную ругань за музеи околоискусства. От философа, иногда рифмоплётствующего. Я понял, что наступил этим . . .

27.02.2013
15:05

Противоречия органические и эклектические.

    Я задаюсь вопросом, почему так неувядаема экстремистская индивидуалистская традиция в искусстве вот уж второй век после Ницше, резче всех её обозначившего. И мне . . .

21.02.2013
17:22

Зачем Алексей Герман старший хотел снять кино по чеховскому рассказу.

    Сегодня он умер. Боже, как меня грызут сомнения!.. Не прав ли злобствующий на меня один ультраинтеллигентный знакомый┘ Что такое интеллигент? √ Это пониматель. Но . . .

19.02.2013
10:13

Маяковский - художник и нехудожник.

    Среди трудностей, с которыми сталкивается интерпретатор произведения искусства, одна та, что не хватает компетентности. И на фоне обыденного отношения к . . .

15.02.2013
12:55

Литературоведческое чтиво.

    Идеи <┘> Выготского быстро ушли в сферу интеллектуальной моды, а затем √ в девальвированной форме слов-отмычек √ были с досадой отвергнуты (в целостный . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100