TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.06.2013
13:48

Вред одной категории Бахтина на примере Эсхила, Еврипида и современности.

    Смысл этой категории: ⌠плодотворность временного отстояния интерпретатора от эпохи создания произведения■ (Энциклопедия культурологии). А её название √ . . .

27.06.2013
12:03

Апофегей.

    Как тихой сапой подкапываются под традиционализм, под коллективизм, ментальную специфику россиян┘ Случилось, что фильм Митина ⌠Апофегей■ (2013), снятый по . . .

22.06.2013
13:37

Ловлю себя.

    Вы читали последний сценарий Балабанова ⌠Мой брат умер■ (2013) (http://seance.ru/blog/balabanov-script)? Он явно перекликается с его же фильмом ⌠Про уродов и людей■ (1998). А тому я (см . . .

16.06.2013
16:02

Была ли какая-то правда в слова Познера?

    Вот эти слова: ⌠┘когда я их увидел в первый раз [иконы севера России и того периода┘ ну, скажем, с 14 даже 13 века], я понял, что √ или так мне показалось √ Россия . . .

13.06.2013
14:04

Слонов в посудной лавке.

    Выставка красноярского карикатуриста Василия Слонова ⌠Welcome to Sochi 2014■. Давайте я притворюсь (а может, я им являюсь) дурачком. Почему название выставки на . . .

10.06.2013
11:35

Ужас.

    Уважаемый читатель, вам не приходилось поймать себя на том, что знаменитейший, прославленный везде и всеми ⌠Броненосец Потёмкин■ (1925) Эйзенштейна на вас не . . .

06.06.2013
14:03

Переживания убогого человека.

    Только что получил от брата адресок с массой фотографий чудес природы. Первое чудо я мог бы и видеть, живя на Украине. Tunnel of Love, Ukraine Следующая картинка уже колет, . . .

25.05.2013
21:54

Ничего не получится.

    Если считать, что имел, имеет и, главное, будет иметь место на планете неограниченный прогресс, то на этом пути человечества уже несколько веков есть бесспорный . . .

23.05.2013
20:56

Кантор.

    Я послал эту картинку товарищу и позвонил, чтоб он её немедленно посмотрел и что-нибудь сказал. (Это наиболее пронзительная вещь среди многих.) Максим Кантор. Две . . .

15.05.2013
13:51

Хайт и Хазанов.

    Мне кажется, что я могу объяснить, почему Высоцкий настолько обиделся на пародию на себя Хайта и Хазанова, что заикнулся было о подаче в суд. Вообще-то Высоцкому . . .

08.05.2013
16:27

Ко Дню Победы.

    Исключительная удача┘ Но начну издалека. У меня есть много идейных противников. Я с ними нескончаемо спорю. Один √ очень умён. Способен меня довести до . . .

04.05.2013
13:18

Генри Мур и Россия.

    Недавно я ⌠подавился■ Генри Муром: вынужден был обойти молчанием его репродукцию, не включить которую в свой текст я не мог (тут). И вдруг, наткнувшись на свой . . .

30.04.2013
13:14

КАК сыграно должно затмевать ЧТО сыграно,

    или Дуля в кармане. Пусть тайна останется тайной, бессознательное - бессознательным, интуитивное - интуитивным, но пусть осветятся пути, ведущие к творческому . . .

29.04.2013
15:57

Раздрай в... гармонии.

    Есть такое произведение┘ Впрочем, его нет. Давно. Это ⌠Битва при Ангиари■ (1503-1506) Леонардо до Винчи. Великий художник для него изобрёл такие краски, что вещь пропала. ⌠Существует мнение, что под фреской, написанной Джордано Вазари, сохранилась ⌠Битва при Ангиари■ Леонардо■ (Геташвили. Леонардо. М., 2011. С. 85).

    ┘Которое настолько потрясло современников, что слава о нём несётся через века. И┘ подисказилась.

    Эта вещь по знакомству была ему заказана от имени властей Флоренции для росписи одного из залов Синьории, а Леонардо плюнул ею в глаза заказчикам и всем жителям Флоренции (народ и власть были едины в патриотизме и хотели видеть прославление флорентийской мощи). Битва при Ангиари была горожанам хороша тем, что там погиб только один флорентийский воин. А для Леонардо она (более чем полувековой давности) была плоха тем, что была междоусобной (воевали Милан с флорентийско-венецианским объединением). Леонардо был за объединение всей Италии, пусть даже и силой, пусть и под властью тирана (например, Чезаре Борджиа), лишь бы этот тиран был сильнее всех, что дало б возможность Италию объединить, этих склочников, использующих тоже силу, но для разъединения.

    Леонардо, получается, был за┘ тиранию. И заказ ему выхлопотал знаменитый страшный Макиавелли, не к ночи будь помянут. Он тоже был за единую Италию, объединённую силой. Больше нечем, чем силой. А что поделаешь с феодальной раздробленностью? (Здесь, правда, налицо были не феодалы, а, зачастую, купеческо-ремесленнические города-государства. Республики. Но.)

    Та же, собственно, тенденция, что и в Московии почти тех же времён.

    Некоторым образом та же, что и в результате реакции на недавнюю катастрофическую демократию в России 90-х.

    Фреску Леонардо сделал такой, что вместо гордости силой и патриотизма у зрителей открыто для них творимого произведения ⌠кровь стыла от завораживающего ужаса■ (Там же. С. 80).

    От возмущения их останавливало удивление. ⌠Поражали необычайные ракурсы и шокирующие, до иллюзии переданные, тела■ (Там же). Даже лошадь одного из всадников кусается. Геташвили даже пишет, что ни до, ни после сражения не изображались так нецивилизованно. Но┘ цивилизованное всё же общество Флоренции отдало, выходит, дань техническим изобретениям художника. Мастерству. Ракурсам┘

     

     

     

    Рубенс. Копия с картона Леонардо. 1605.

    Из-за такой сверхценности открытия ракурсов несколько неважно, что произведение Леонардо утрачено. Есть копии. Рубенса, например. Ракурсы-то копиист уж определённо точно передал. И то же относится к лошадям. То же, собственно, и к выражениям лиц и морд животных - ярости. Тут новое открытие √ психологизм.

    Последний добавлен эскизами к фреске, которые сохранились.

    При таком вале одних технических, так сказать, открытий зрителям тоже можно было перенести некий шок, который запомнился в веках хотя бы среди специалистов.

    А флорентинцев, перенёсших моральную пощёчину, можно даже и понять. Это вам не то, что называется теперь современным искусством и выступает в теперешней России против авторитаризма Путина, и сравнивается (см. тут) с Леонардо по части технической изобретательности. Например, группа "Война", сумевшая очень быстро нарисовать контуром огромный фаллос (выливанием краски из канистры на асфальт) и сумевшей придумать выбрать местом разливания разводной мост, а время - непосредственно перед разводом моста, ночью, когда никого на улицах нет, и никто не помешает хулиганить. Умение и смекалка таки имеют место быть тут. Но в количестве всего лишь чуть большем, чем писание бранных слов на заборе. То же и с так называемым панк-молебном в Храме Христа Спасителя. Выбрать такое место - это таки надо суметь. Но совсем мало чего нужно уметь при вхождении в курс правил поведения в храме и придумывании, как правила эти нарушить, чтоб оскорбить. Исполнение же придуманного и вовсе не несло в себе какого бы то ни было умения. Так что даже и сравнение по технике современного, так называемого, искусства с Леонардо - тоже не корректно. Даже сравнение с несуществующим в материальном виде произведением.

    А теперь подумаем, что двигало художником, взявшимся, скажем так, метать бисер перед свиньями?

    Ну он самовыражался, ясно. Но что двигало именно таким самовыражением? Он же, наверно, предвидел, что ничего ему за оскорбление не будет. За такое оскорбление┘ Но только ли расчёт? Нет ли в самом психологизме, в этой презренной ярости, изображённой так тщательно и умело, яростной же надежды достичь невозможного √ изменить своих современников сограждан┘ Да какое там!?. Почему сограждан? Он же нарочно лишил одеяния изображённых специфической временно`й характеристики. То есть он на века вперёд ⌠кричал■. Для обитателей любых мест. Обитателей низменных, обязательно низменных, раз сделал изображаемых так подобными скотам. А всё же обращался. То есть верил в силу воздействия своего гениального умения изображать.

    Сознавал ли он всё это?

    Есть нагло врущие, что касательно именно этого произведения он написал слова: ⌠pazzia bestialissima■ - ⌠самое зверское сумасшествие■. Но он их написал в сочинении о войне. Да и не стоит читать слова художника, написанные буквами, когда вникаешь в его живопись.

    Итак, сознавал ли он движущую силу своего живописного крика? Или не вполне? И потому-то так мощно выразилась его страстность, породнившая его со своим страстным народом, который, узнав родство подсознанием своим, не стал на него обижаться, ибо до него √ пусть темно √ дошло как-то, что перед ними Учитель. Страсть √ прекрасна. А её усмирение изображением, да ещё и мастерским, √ тем более прекрасна. √ Тут-то √ и гармония: высокое доверчиво обращается к низкому┘ Значит, сочетается высокое с низким┘ Уже. Тут и теперь. Он только что служил главным инженером в войске Чезаре Борджиа, взявшегося мечом объединять Италию┘ У Чезаре пока не всё получается┘ Но.

    Исторический оптимизм на подъёме √ вот что питало идеал гармонии.

    Рубенс тоже исповедовал идеал гармонии. Пусть его исторический оптимизм был более осторожный (20 лет уж как голландцы объявили о своей независимости от Испании, а бельгийцы всё нет) и рассчитывавший на более длительные сроки (не мытьём, так катаньем отложится Бельгия от Испании, не войной, так торговлей и богатством), пусть это был исторический оптимизм потерпевшего поражение и притворившегося смирившимся. Поэтому Рубенса интересовал воинствующий исторический оптимизм Леонардо. Вот он и стал делать копию с его картона.

    Но, не имея самого картона, уже не определить, чем именно вещь Рубенса отличалась от картона Леонардо.

    Главное, однако, в том, что нельзя ⌠в лоб■ понимать тут Леонардо, как пацифиста. А тем более √ над схваткой.

    8 ноября 2012 г.

     

21.04.2013
09:57

Дурь Сидура.

    С чего начать? Начну с того, что признаюсь, что я не хотел писать про Сидура. Он мне ничего ⌠не говорил■. Более того, когда я пробовал читать про него, то мне . . .

02.03.2013
13:14

Кочергин.

    У меня соблазн. Я схлопотал недавно нецензурную ругань за музеи околоискусства. От философа, иногда рифмоплётствующего. Я понял, что наступил этим . . .

27.02.2013
15:05

Противоречия органические и эклектические.

    Я задаюсь вопросом, почему так неувядаема экстремистская индивидуалистская традиция в искусстве вот уж второй век после Ницше, резче всех её обозначившего. И мне . . .

21.02.2013
17:22

Зачем Алексей Герман старший хотел снять кино по чеховскому рассказу.

    Сегодня он умер. Боже, как меня грызут сомнения!.. Не прав ли злобствующий на меня один ультраинтеллигентный знакомый┘ Что такое интеллигент? √ Это пониматель. Но . . .

19.02.2013
10:13

Маяковский - художник и нехудожник.

    Среди трудностей, с которыми сталкивается интерпретатор произведения искусства, одна та, что не хватает компетентности. И на фоне обыденного отношения к . . .

15.02.2013
12:55

Литературоведческое чтиво.

    Идеи <┘> Выготского быстро ушли в сферу интеллектуальной моды, а затем √ в девальвированной форме слов-отмычек √ были с досадой отвергнуты (в целостный . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100