Rambler's Top100
Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Голосование | Топ-лист | Регистрация | Дискуссия
Лучшие молодые ученые России

Авторские научные обозрения в "Русском переплете"
"Физические явления на небесах" | "Неизбежность странного микромира" | "Медицина и жизнь" | "Terra & Comp" | Научно-популярное ревю | Теорфизика для малышей
Семинары - Конференции - Симпозиумы - Конкурсы
НЕИЗБЕЖНОСТЬ СТРАННОГО МИКРОМИРА
Обозрение Николая Никитина

Не существует истинно прекрасного
без некоторой доли странности
Ф.Бекон

НАУКА

Новости

Научный форум

Научно-популярный журнал Урания в русском переплете

Космические новости

Энциклопедия космонавтика

Энциклопедия "Естествознание"

Журнальный зал

Физматлит

News of Russian Science and Technology

Научные семинары

Почему молчит Вселенная?

Парниковая катастрофа

Кто перым провел клонирование?

Хронология и парахронология

История и астрономия

Альмагест

Наука и культура

 Журналы в сети:

Nature

Успехи физических наук

New Scientist

ScienceDaily

Discovery

ОБРАЗОВАНИЕ

Открытое письмо министру образования

Антиреформа

Соросовский образовательный журнал

Биология

Науки о Земле

Математика и Механика

Технология

Физика

Химия

Русская литература

Научная лаборатория школьников

КОНКУРСЫ

Лучшие молодые
ученые России

Для молодых биологов

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека Хроноса

Научпоп

РАДИО

Читают и поют авторы РП

ОТДЫХ

Музеи

Игры

Песни русского застолья

Народное

Смешное

О НАС

Редколлегия

Авторам

О журнале

Как читать журнал

Пишут о нас

Тираж

РЕСУРСЫ

Поиск

Проекты

Посещаемость

Журналы

Русские писатели и поэты

Избранное

Библиотеки

Фотоархив

ИНТЕРНЕТ

Топ-лист "Русского переплета"

Баннерная сеть

Наши баннеры

НОВОСТИ

Все

Новости русской культуры

Новости науки

Космические новости

Афиша

The best of Russian Science and Technology



"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

03.06.2004
20:33

Наш человек признан выдающимся ученым!.. штата Вирджиния в США.

    Анатолий Радюшкин - сотрудник Национального ускорительного цента им. Томаса Джефферсона (Thomas Jefferson National Accelerator Facility) Министерства энергетики США и Физического . . .

03.06.2004
17:44

Коллаборация ATLAS вручила приз российскому предприятию

    ("ATLAS presents best supplier award to Russian manufacturer", "CERN Courier" Vol.44, N3, P.33, 2004) Российское производственное объединение "Машиностроительный завод "Молния" получило приз как лучший . . .

08.04.2004
20:54

Периодическая таблица пополнилась двумя новыми сверхтяжелыми элементами

    ("Superheavies extend periodic table to 115", "CERN Courier", Vol.44, N3, p.6, 2004) Группа ученых из Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ, г. Дубна, Россия) и Ливерморской . . .

02.02.2004
14:37

"Копенгаген" in Moscow
(Второе действие)

    Чуть менее года назад 26-ого февраля 2003 года я ходил во МХАТ им. А.П.Чехова на премьеру спектакля "Копенгаген", поставленного по пьесе английского журналиста и драматурга Майкла Фрейна. Свои впечатления от премьеры я изложил в рецензии "Копенгаген" in Moscow", опубликованной в электронном литературном и научно-просветительском журнале "Русский переплет". Тем, кто не читал с первую рецензию, я рекомендую ознакомится с ее содержанием.

    И вот, 27 января уже нового 2004 года я со своими друзьями решил сходить на "Копенгаген" еще раз. Хотя из первой рецензии ясно, что пьеса М.Фрейна, на мой взгляд, содержит множество исторических неточностей и передергиваний, направленных на то, чтобы очернить величайшего немецкого физика-теоретика XX века Вернера Гейзенберга, и что игра актеров на премьере вызвала во мне противоречивые чувства, но учитывая абсолютную уникальна пьесы не только для современной России, но и для всего сытого и зашоунизированного "постиндустриального" мира как с точки зрения выбора материала, так и с точки зрения его подачи зрителю, ради бОльшей объективности в суждениях я решил посмотреть и оценить пьесу второй раз.

    Прежде всего, опишу публику. В фойе не наблюдалось ни туповатых фейсов конторских мальчиков-девочек, ни "осененных недоступным мистическим светом" лиц "гуманитарной национальности" - завсегдатаев театральных премьер. Не было ни одного явного военного и ни одного "бритоголового" под ручку со своей "королевой блошиного рынка". Кто же тогда был? Прежде всего, много молодежи. По виду и темам разговоров - студенты естественнонаучных факультетов московских ВУЗов. Вероятно, не самые плохие студенты. Среди приятных молодых лиц то тут, то там мелькал свой брат - физик средних лет, как правило, с женой или/и дочерью (сыном). Почему я так уверен насчет физика? Потому что рыбак рыбака чует в любом окружении. Общую картину дополняли пожилые пары благообразной наружности, на челе которых явно читалась жизнь, проведенная за кульманом или на кафедре. Народ не толпился и не толкался, у дорогущего театрального буфета отсутствовала очередь. В основном, зрители рассматривали фотографии артистов в фойе или читали программку спектакля.

    Уже в зрительном зале стала понятна причина отсутствия толкотни. Партер оказался заполнен примерно на две трети, а в амфитеатре зрителей не было вообще. Как оказалось, с некоторого времени на "Копенгаген" прекратили продавать билеты на какие либо иные места, кроме мест в партере. Официально потому, что согласно замыслу автора и режиссера спектакль, якобы, надо смотреть только из партера. Моя мама, страстная театралка, когда я ей рассказал об этом объяснении, долго смеялась, а потом выдвинула гораздо более правдоподобную версию. Места в амфитеатре дешевле. При полупустом партере только ленивый не пересядет туда из амфитеатра. Таким образом, принудительным "опартериванием" дирекция МХАТа, видимо, надеется получить от спектакля хоть какую-то прибыль. Хотя вряд ли полупустой зал и дешевые билеты (специальная политика О.Табакова, дабы привлечь широкие зрительские массы на "отпугивающий своим интеллектуализмом" спектакль) окупают затраты на спектакль.

    Таким образом, по прошествии почти года со дня премьеры, можно утверждать, что "Копенгаген" нашел своего зрителя. И этот зритель - естественнонаучная и техническая интеллигенция всех возрастов, по определению - не богатая. Судя по заполнению зрительного зала, подобной интеллигенции даже в Москве осталось не очень много. Это позволяет сделать прогноз, что 2004 год станет последним для "Копенгагена" на московской сцене. Законы рынка не под силу отменить даже Олегу Табакову.

    Полупустой зрительный зал МХАТа, заполненный умными, но бедными людьми - лучший показатель того, что в России победу (в том числе над демократией, здравым смыслом и инстинктом самосохранения) одержала сырьедобывающая экономика. Мы окончательно превратились в страну Третьего мира, где популярны только мыльные сериалы и жестокие боевики из жизни "трех Б" (бандитов, бизнесменов и бомонда). В страну a la умирающая империя из фантастической саги "Основание" Айзека Азимова. У нас еще есть ракеты с атомными боеголовками и грозные самолеты, гигантские электростанции и развитая космическая индустрия, но день ото дня становится все меньше людей, которые хотят понимать, как все это работает и, главное, как все это можно улучшить. Зачем, если проще "сникерснуть"?

    Что сказать о самом спектакле? Олег Табаков в сравнении с премьерой стал больше похож на усталого Нильса Бора во время фашистской оккупации Дании и меньше на кота Матроскина. Его игра произвела на меня очень хорошее впечатление. Борис Плотников играл хуже. Если на премьере он играть Вернера Гейзенберга с достоинством и трагизмом, прекрасно раскрыл богатый внутренний мир своего героя, показал израненную душу немецкого ученого-интеллигента (зачастую вопреки тем несуразным репликам, которые вложил в уста В.Гейзенберга Майкл Фрейн), то на спектакле 27 января артист просто оттарабанил хорошо заученную роль, как ученик шпарит наизусть урок, непонимая его сути, со смешными оговорками и нелепыми запинаниями. Немудрено, что у меня за спиной одна милая студентка с жаром прошептала другой: "Какой урод этот Гейзенберг!" (то, что девушки молодые и милые, я экспериментально установил в антракте). Мнение об игре Ольги Барнет не изменилось. Такая же рыночная торговка, как и на премьере. Быть может тоже чуть более холодная, а от того еще менее естественная в своих грубых эмоциональных проявлениях.

    В целом, в игре артистов чувствовалась усталость и незаинтересованность. Их можно понять, обидно играть тяжелый спектакль перед полупустым залом.

    В процессе второго просмотра "Копенгагена" набралось несколько дополнительных штрихов, которые демонстрируют пристрастное и очень негативное отношение М.Фрейна к личности В.Гейзенберга. Чего стоит только первая реплика Гейзенберга в спектакле: "Люди меня будут помнить только по соотношению неопределенностей и визиту в Копенгаген в сентябре 1941 года". Сразу возникает вопрос, а как создателя квантовой механики люди разве Гейзенберга помнить не будут? А как пионера квантовой теории поля, физики твердого тела, атомной и ядерной физики, физики элементарных частиц и космических лучей? Во всех этих областях Вернер Гейзенберг сделал множество блистательных открытий, которые вошли в учебники!

    В спектакле (особенно при помощи реплик Маргрет Бор) настойчиво проводится идея, что Н.Бор и В.Гейзенберг лучшие свои открытия делали, когда переставали собачиться (это наиболее точное слово, которое, на мой взгляд, передает авторское отношение М.Фрейна к НАУЧНЫМ спорам Гейзенберга и Бора в Копенгагене, которые они вели в период с 1924-ого по 1927-ой годы, то есть в период создания квантовой теории и Копенгагенской интерпретации нерелятивистской квантовой механики) и решали отдохнуть от общества друг друга. Фактически это почти верно. Все, что составляет это "почти" Фрейном проигнорировано. Однако, каждый ученый, да и не только ученый, знает, что лучшие мысли выкристаллизовываются, как правило, во время разговоров и споров с достойными оппонентами, хотя свое окончательное воплощение получают уже в спокойной самостоятельной работе. Обыватели этого не знают, поэтому обыватели и принимают измышления Фрейна за чистую монету. Для него споры Гейзенберга и Бора стоят где-то на уровне ругани кухарки с консьержкой.

    Есть еще целый ряд "мелочей", каждая из которых малозначительна сама по себе и лишь немного отступает от исторической правды, но будучи собраны вместе они представляют Гейзенберга как мелкого завистника, карьериста, а, временами, просто как дурака. Мне не хочется описывать все эти "мелочи" (например, утверждается, что Гейзенберг открыл соотношение неопределенностей для того, чтобы получить место профессора в Лейпцигском университете и утереть нос Шредингеру!), но пусть каждый, кто смотрел или только хочет посмотреть "Копенгаген", помнит об их существовании.

    Еще одна маленькая деталь. О СССР (России) из спектакля мы узнаем две вещи. Первая: в сентябре 1941 года немецкие танки подошли к Москве (!). Вторая: в России живут два невоспитанных молодых физика Гамов (!) и Ландау.

    Итоги и выводы. Впечатления от первого и второго просмотров во многом совпали. Я по-прежнему рекомендую посмотреть "Копенгаген" всем, кто имеет хоть малейшее отношение к квантовой физике. Однако, как это стало ясно на втором просмотре, современная Россия не является страной с высоким интеллектуальным потенциалом, как было принято считать еще десять лет назад.

    Приложение

    Так о чем реально был разговор у Вернера Гейзенберга и Нильса Бора в конце сентября 1941 года? Майкл Фрейн напускает по этому поводу много тумана, выдвигает несколько противоречащих друг другу версий. А что на этот счет говорят сами участники событий? Ниже приводятся два текста. Один принадлежит Вернеру Гейзенбергу. Другой - Нильсу Бору. Тексты не противоречат друг другу, но и не подтверждают друг друга. Скорее, их можно назвать допонительными, в духе той дополнительности, которую всю жизнь в физике исповедовали Бор и Гейзенберг.

    Вернер Гейзенберг: "В том, что касается атомной бомбы, мы пока еще не вошли в зону прямой опасности, потому что технические затраты на нее, по-видимому, слишком велики, чтобы на них кто-то решился. Так правильно ли мы делаем, что продолжаем тут работу? И что делают наши друзья в Америке? Будут ли они в полную силу работать на атомную бомбу?

    ...

    - Было бы хорошо, - сказал мне Карл Фридрих (Н.Н.: фон Вайцзеккер - ученик и друг В.Гейзенберга), - если бы ты смог как-то поговорить обо всем этом с Нильсом в Копенгагене. Для меня очень много бы значило услышать, например, что Нильс считает наши действия тут неправильными и что мы должны прекратить эту работу с ураном.

    Итак, осенью 1941 года, когда у нас, похоже, уже сложилась довольно ясная картина перспектив технической разработки проблемы, мы устроили так, что я по приглашению немецкого посольства в Копенгагене прочел там научный доклад. Я использовал эту возможность для беседы с Нильсом о проблеме урана. Моя поездка, если не ошибаюсь, состоялась в октябре 1941 г (Н.Н.: согласно историческим исследованиям, поездка состоялась в конце сентября 1941 г.). Я посетил Нильса у него дома в Карлсберге, но затронул опасную тему лишь на вечерней прогулке, предпринятой вблизи его дома. Имея основания бояться, что за Нильсом ведется слежка с немецкой стороны, я говорил с крайними предосторожностями, чтобы позднее меня не могли поймать на каких-то слишком определенных выражениях. Я попытался намекнуть Нильсу, что сейчас имеется принципиальная возможность создания атомных бомб, что для этого требуются колоссальные технические усилия и что перед физиком встает вопрос, вправе ли он работать над этой проблемой. К сожалению, уже первые мои намеки на принципиальную возможность создания атомных бомб настолько испугали Нильса, что он не мог уже правильно воспринять самую важную в моих глазах часть моей информации, а именно мои слова о необходимости гигантских технических усилий. Мне казалось крайне важным то, что этот факт дает физику возможность еще как-то влиять на принятие решения о строительстве атомной бомбы или отказе от нее...

    Но Нильс в испуге от принципиальной возможности создания атомной бомбы уже не воспринял всей этой линии рассуждения; возможно также, что обоснованно горькие чувства по поводу оккупации его страны немецкими войсками помешали ему по-прежнему довериться взаимопониманию, связывающему ученых поверх государственных границ...

    Несмотря на эту неудачу моей копенгагенской миссии, для нас ... в Германии ситуация была очень простой. Правительство решило (в июне 1942 года) продолжать работы над проектом реактора лишь в скромных масштабах. Приказа попытаться построить атомную бомбу дано не было. У физиков не было со своей стороны никаких причин стремиться к пересмотру этого решения..."
    (В.Гейзенберг, "Физика и философия. Часть и целое", М. "Наука", 1989 г., стр.296-297).

    Нильс Бор: "Дорогой Гейзенберг,

    Я долгое время собирался написать Вам по поводу того, о чем меня постоянно спрашивают совершенно разные люди. Это касается Вашей и Вайзеккера поездки в Копенгаген осенью 1941 года. Как Вы знаете из наших разговоров в первый год после войны, у нас с Вами сложилось совершенно разное впечатление о том, что произошло во время этой поездки, отличное от того, что вы написали в книге Юнга. В данном случае я решил написать потому, что в Англии начато серьезное исследование всего вопроса о проектах с атомной энергией во время войны, исследование, основанное на правительственных архивах, включая материалы разведывательных служб. В этой связи у меня произошли детальные разговоры о том, каким образом я был причастен к этим проектам. И во время этих разговоров задавались и вопросы по поводу вашего визита в 41-м. Поэтому я решил, что было бы правильно дать вам точное представление о том, как мы здесь отнеслись к вашему приезду.

    Хотя мы понимали, что за этой поездкой стояло желание узнать, как мы жили в Копенгагене в опасной обстановке немецкой оккупации, и выяснить, чем вы можете помочь и посоветовать, вы также должны были понять, что ваш приезд поставил нас, кто жил одной лишь надеждой на поражение нацистской Германии, в сложную ситуацию. Мы вынуждены были говорить с людьми, которые были однозначно, как вы с Вайзеккером, убеждены в победе Германии и в том, к чему это приведет. Конечно, мы понимаем, что вам, может быть, сложно восстановить сейчас в памяти, что вы думали и как вы себя выражали на разных стадиях войны, ход которой менялся со временем так, что убежденность в победе Германии постепенно ослабевала и, в конце концов, исчезла вовсе, сменилась неизбежностью поражения.

    Тем не менее, о чем я конкретно думаю, так это о разговоре у меня в кабинете в институте, во время которого я был вынужден - из-за того, какую тему вы затронули, - тщательно взвешивать каждое слово, которое я произносил. На меня произвело очень сильное впечатление то, что в самом начале разговора вы заявили, что уверены: исход войны, если она продлится достаточно долго, решит ядерное оружие. В то время я ничего не знал о том, какие работы ведутся в Англии и в Америке. Вы добавили, когда я, вероятно, посмотрел на вас с сомнением, что я должен понять: все последние годы вы почти полностью посвятили себя этому вопросу и не сомневаетесь, что это можно сделать. Так что мне трудно себе представить, как вы могли подумать, что намекали мне, что немецкие физики, якобы, сделают все, чтобы предотвратить такое применение атомных знаний. Во время этого разговора, разговора очень короткого, я, естественно, вел себя очень осторожно, но в последующем много думал о его содержании. Мою тревогу отнюдь не уменьшил тот факт, что другие в институте слышали, как Вайцзеккер говорил о том, какое счастливое будущее ожидает науку в Германии после победы, достижению которой вы могли с вашей стороны помочь.

    В вашем письме Юнгу вы также упоминаете приезд Йенсена в Копенгаген в 1943 году, на пути в Норвегию, где он должен был принять участие в работе по увеличению производства тяжелой воды. Правда, что Йенсен специально подчеркивал, что его работа направлена только на производство энергии в промышленных целях, но, хотя мы искренне хотели ему верить, он нас отнюдь не убедил, особенно если учитывать, как много он сам знал о проекте в Германии. В те годы Германия часто заявляла о новом и решающем оружии. Во время этой встречи с Йенсеном яс вел себя предельно осторожно, потому что был под постоянной слежкой немецкой полиции.

    Когда осень 43-го года мне, чтобы избежать неминуемого ареста, пришлось бежать в Швецию, а оттуда - в Англию, я впервые узнал о довольно продвинутом к тому времени американо-английском атомном проекте. Вопрос о том, насколько далеко в этом направлении продвинулась Германия, занимал не только физиков, но и правительства, и разведывательные службы, и я включился в дискуссии на эту тему. Я вспомнил обо всем том, что было в Копенгагене, и в этой связи встал еще один вопрос: какого рода разрешение германского правительства вы получили на то, чтобы затрагивать столь опасный вопрос, имеющий столь серьезные политические последствия, с человеком, живущим в оккупированной и враждебной стране. Тем не менее, этот разговор ни коим образом не имел никакого решающего влияния, поскольку на основании данных разведки уже тогда было ясно, что Германия не могла до конца войны провести столь масштабное мероприятие.

    Я написал столь длинное письмо для того, чтобы, насколько возможно, прояснить этот вопрос, и надеюсь, что мы сможем поговорить о нем еще в больших деталях, когда представится возможность".
    (Черновик неотправленного письма Н.Бора В.Гейзенбергу без даты, Архив Нильса Бора в Копенгагене, Document 11c . Перевод письма цитируется по стенограме передачи радио "Свобода" "Бомба для Гитлера. Неизвестные документы Нильса Бора.", Часть III.)

    На фотографиях сцены из спектакля "Копенгаген" МХАТ им. А.П.Чехова. Все фотографии взяты с официального сайта спектакля "Копенгаген".

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
263769  2004-02-02 14:40:02
-

263770  2004-02-02 21:19:55
Alex
- Nik-у

По поводу "Копенгаген" in Moscow

Может быть вам лучше микромиром заниматься, чем писать такие рецензии.

263771  2004-02-02 21:34:01
Alex
- Nik-у

"Прежде всего, опишу публику."

Да вообще то не обязательно...

"В фойе не наблюдалось ни туповатых фейсов конторских мальчиков-девочек..."

Не вам судить так о людях.

Откорректируйте вашу работу !



Alex

263773  2004-02-03 12:19:41
Nik
- Nik -> Alex-u



Shodit' - rekomenduyu, no recenziyu korrektirovat' ne budu.

263795  2004-02-09 11:46:07
Nik
- Nik -> RTF



Net, ne chital. Ya v "DK" zahoju nu o-o-o-ochen' redko. Ne podskajite nomer voprosa?

263798  2004-02-09 23:17:59
Полиндромон
- Гейзенберг, будучи членом НСДАП, был поставлен во главе атомного проекта.
И успешно завалил его.
Потом, после войны, он оправдывал, что якобы сделал это нарочно.
Нильс Бор, по прозвищу Футболист - известный олигофрен, мошенник и гуманитарий.
И оба они в атомной физике, что называется, не копенгаген.

263801  2004-02-10 13:44:14
Nik
- V LUBOY biografii Heisenberga, izdannoy na Zapade (u nas ne izdavalos' ni odnoy), pochti v LUBOY knige na russkom, kotoraya v toy ili inoy mere zatragivaet istoriyu nemeckogo atomnogo proekta, special'no ogovarivaetsia, chto Heisenberg NIKOGDA ne bil chlenom nacistskoy partii, hotia and ustupal davleniyu nacistov (naprimer, v lekciyah po STO ne upominal imeni A.Enshteyna).



Pojaluysta, esli Vi takoy bol'shoy znatok literaturi o Heisenberge, dayte mne TOCHNUYU ssilku na NAUCHNOYE izdaniye, v kotorom DOKUMENTALNO dokazivaetsia fakt chlenstva Heisenberga v nacistskoy partii.



V protivnom sluchay - vi prostoy trepach.

264003  2004-04-02 16:08:26
Alya
- Nik, Вы заметили "танки в сентябре 1941 под Москвой", а то, что у Бора было пятеро детей, а не шесть, как в пьесе (4 живых и 2 умерших)? Харольд - брат Нильса Бора, а не сын. И Вы думаете, что Фрейн этого не знал? Это почти невероятно! Он не мог не знать. Что еще раз подчеркивает художественность пьесы, т.е. возможность нахождения этих танков там, где захочется автору... Подскажите, пожалуйста, где в пьесе упоминается Ландау? Не нашла.

264004  2004-04-02 21:13:48
Nik
- Nik -> Alya



Prostite, a gde Vi ISKALI? Ya so sluha bral v teatre.

264007  2004-04-03 02:51:02
nanoworld http://ftp.decsy.ru/nanoworld/
- Прочитал я рецензию Николая Никитина на спектакль "Копенгаген в Москве".

Хотелось бы обратить внимание на то, что во-первых ни в одной стране, никогда не жило одновременно много гениальных учёных. Это всего лишь советский миф.

Во-вторых, спектакль на научную тему не может быть коммерческим в принципе. Это всё равно, что Эйнштейн на хозрасчёте. Такой спектакль интересно сделать Internet-спектаклем. Может быть даже смоделировать героев в стандарте VRML.

Мне интересно создать виртуальный спектакль, где можно было бы увидеть параллельное развитие событий. Квантовая физика оказалась официальной стороной сложного процесса научных исследований.

Большая часть этих исследований, как и большая часть экономики находится "в тени".

В 2003-ем году мне стало известно, что параллельно с квантовой физикой развивается множество направлений классической физики микромира, одно из которых со сдвигом на 28 лет повторил я сам.

В 1960 году Кеннет Снельсон (Kenneth Snelson) из Манхеттена обнаружил возможность моделирования процессов микромира в рамках классической парадигмы. Он развил модель Нильса Бора до кольцегранных оболочек атомов, молекул и кристаллов.

Я повторил его открытия в 1988 году, а в 1989 году получил за них медаль ВДНХ СССР.

Вы сами можете сравнить наши с ним модели, некоторые из которых оказались похожими как две капли воды...

http://ftp.decsy.ru/nanoworld2002/20030901/1125/index.htm

Кеннет Снельсон показал свои кольцегранные модели (патенты 1966 года можно посмотреть на официальном сайте) великим физикам: Фейнману, Вигнеру и др. Что же они ответили ему?

"Принцип неопределённости отвергает любые наглядные представления в микромире..."

Этот "приговор" мог оказаться страшнее атомной войны, т.к. отодвинул эру пикотехнологии и "летающих тарелок" с "вечными лампочками" на 50 лет.

Если атомные бомбы, о которых идёт речь в спектакле уничтожили несколько городов, то задержка перехода на следующую ступень развития цивилизации (микроволновая энергетика и транспорт) может оказаться роковым для судьбы всего человечества.

Простой пример.

Имея микроволновые "летающие тарелки" можно своевременно менять орбиты опасных для Земли астероидов.

Сложный пример.

Имея микроволновые источники энергии можно за несколько лет восстановить первозданную природу планеты.

Мне хотелось бы поставить виртуальный спектакль (возможно в сотрудничестве с Табаковым и другими заинтересованными людьми), где можно показать не декорации, а реальные научные достижения и эксперименты, что непременно произведёт на зрителя неизгладимое впечатление, т.к.

НЕТ НИЧЕГО ФАНТАСТИЧНЕЙ РЕАЛЬНОСТИ

Ваш А.Кушелев

P/S

Кстати, Кеннет Снельсон, который открыл кольцегранные атомы (помните многогранные атомы Демокрита?) в настоящее время живёт в Манхеттене и собирает магнитные модели атомов, молекул и кристаллов из магнитного тороидально-сферического конструктора, который независимо от него разработал я.

Его напряжённые конструкции могут оказаться очень удачными декорациями в научных спектаклях, т.к обладают не только прочностью и надёжностью, но и эстетичны.

Все 1500 моделей микромира (в том числе белки и ДНК), которые способны принести колоссальный экономический эффект в области биологии и генной инженерии, доступны на моём сайте.

Так выглядит обложка главного диска энциклопедии Наномир:

http://ftp.decsy.ru/nanoworld/DATA/IMAGES/slides/20001217/001.jpg

264008  2004-04-03 16:49:21
Alya
- Nik-u

Искала в пьесе "Копенгаген". Ландау там НИГДЕ не упоминается! Если "со слуха", значит это уже добавка МХАТа... и их сопереводчика.

264013  2004-04-06 22:18:50
Nik
- Ландау есть!!!

Разыскал в сети перевод "Копенгагена"

http://yanko.lib.ru/books/perevod/Kopenhagen.htm

Можно проверить поисковиком по слову "Ландау".

267557  2006-04-04 22:12:44
Инна Ананьевская
- Копенгаген не историко-биографический очерк, а попытка исследовать психологию поступка. Очевидно, что автор должен был чем-то пожертвовать, ведь он не роман писал...Боюсь что вы оцениваете пьесу по законам совсем другого жанра.Кроме того, не забывайте, что архивы Бора были опубликованы ПОСЛЕ того как пьеса появилась и Фрейн не мог знать точки зрения Бора. Были ли ваши отзывы опубликованы в печатных изданиях? Пишу диссертацию о соприкосновении естественных наук и драматургии, хотелось бы библиографическую ссылку.

267560  2006-04-05 15:22:09
ВМ /avtori/lipunov.html
- Уважаемая Инна!

Наш журнал официально зарегистрирован в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых комуникаций и пользуется всеми правами печатных изданий.

Можете смело ссылкаться на "Русский переплет".

293838  2010-10-03 01:09:40
Алиса
- Автов, а Вы смотрели фильм Дэйвиса по пьесе Фрейна? Интересно Ваше мнение.

22.12.2003
15:58

Физика высоких энергий на высшем уровне

    Стало уже общим местом утверждать, что только крупным международным центрам, которые аккумулируют в себе мозги, рабочие руки и средства многих государств, под . . .

03.11.2003
16:11

CERN подтвердил, что LHC начнет работу в 2007 году

    20 июня 2003 года на 125-ом заседании Совета CERNа было подтверждено, что ускоритель LHC и все детекторы, которые планируют проводить эксперименты с использованием этого . . .

12.09.2003
14:24

Самая короткая рецензия
(на книгу Э.Маха "Механика. Историко-критический очерк ее развития")

    Только прочтя эту книгу (впервые после 1909 года переизданную "РХД" в 2000 году) можно по-настоящему осознать истинное величие современной механики, красоту и глубину . . .

26.08.2003
22:29

От Галилея до антиводорода
(рецензия на книгу Г.Фрейзера "Антиматерия. Зазеркальные миры.")

    Книжное издательство "Мир" - некогда одно из крупнейших в Европе и бывшем СССР - теперь достаточно редко радует читателей новинками. Особенно новинками в области . . .

08.07.2003
00:57

Через год CERNу исполнится пятьдесят. Обратный отсчет пошел.

    Вниманию всех, кто интересуется наукой, предлагается короткая заметка о подготовке к празднованию полувекового юбилея Европейской организации ядерных . . .

07.05.2003
21:09

Торжество прагматизма
(рецензия на книгу В.Г.Зелевинского "Лекции по квантовой механике").

    Последние несколько лет издательства "Физматлит", "РХД", "УРСС" и некоторые другие занимаются активным переизданием различных учебников по квантовой механике . . .

19.04.2003
13:06

Немецкое правительство поддерживает эксперимент TESLA

    Предисловие переводчика. В то время как российские власти развили бурную деятельность по сокращению научных исследований и уменьшению числа образованных людей . . .

04.04.2003
13:27

Электрон вокруг протона вращается...
(к 90-летию квантовых постулатов Бора)

    5 апреля 2003 года исполнилось ровно 90 лет с тех пор, как в британский научный журнал "Philosophical Magazine" поступила статья тогда уже широко известного (но в очень узких . . .

01.04.2003
13:32

Fantasy разыгралась
(часть вторая).

    Один раз в году автор данного обозрения любит взглянуть на себя глазами иных - людей странных и недостаточно образованных, но вместе с тем по-носорожьи настырных в . . .

11.03.2003
20:26

Первая ласточка?
(рецензия на книгу И.М.Капитонова "Введение в физику ядра и частиц")

    Начнем нашу рецензию с вопроса, который, как может показаться на первый весьма поверхностный взгляд, не имеет прямого отношения к делу. А именно, какое из . . .

06.03.2003
15:46

Между небом и землей
(рецензия на книгу А.Л.Любимова и Д.Киша "Введение в экспериментальную физику частиц")

    В начале 2002 года издательство "Физматлит" выпустило в свет весьма любопытную книгу двух известных физиков-экспериментаторов из Объединенного института ядерных . . .

28.02.2003
20:18

"Копенгаген" in Moscow

    25-ого и 26-ого февраля 2003 года в Московском Художественном академическом театре имени А.П.Чехова состоялась премьера широко известного во всем мире спектакля . . .

19.02.2003
12:38

Библиография трудов и основных жизнеописаний В.Гейзенберга.

    Мы разных фихтенгольцев-гейзенбергов не читаем, Мы этих чуваков не уважаем, Раз другой их полистаем, как зараза хохотаем, Ничего в дугу не понимаем! (физфаковская . . .

17.02.2003
13:51

B-фабрика KEKB и установка Belle бьют рекорды интегральной светимости.

    В настоящее время внимание физиков-элементарщиков всего мира приковано к двум ускорительным экспериментам Belle и BaBar, идущим соответственно в Японии и США. Это . . .

15.11.2002
14:13

Эксперимент LHCb начал получать компоненты калориметрической системы из России.

    Сегодня любой крупный международный эксперимент по физике высоких энергий не мыслим без широчайшей международной кооперации. Приведенная ниже заметка "LHCb receives . . .

12.11.2002
19:03

Юджин Вигнер: 100 лет со дня рождения.

    17 ноября 2002 года исполняется 100 лет со дня рождения американского физика-теоретика Юджина (иногда первое имя переводят как Эуген, а не Юджин) Поля Вигнера (Eugene Paul . . .

1|2|3|4

ЛИТЕРАТУРА

Новости русской культуры

К читателю

Содержание

Публицистика

"Курск"

Кавказ

Балканы

Проза

Поэзия

Драматургия

Искания и размышления

Критика

Сомнения и споры

Новые книги

У нас в гостях

Издательство

Книжная лавка

Журнальный зал

ОБОЗРЕНИЯ

"Классики и современники"

"Слово о..."

"Тайная история творений"

"Книга писем"

"Кошачий ящик"

"Золотые прииски"

"Сердитые стрелы"

КУЛЬТУРА

Афиша

Новые передвжиники

Фотогалерея

Музыка

"Неизвестные" музеи

Риторика

Русские храмы и монастыри

Видеоархив

ФИЛОСОФИЯ

Современная русская мысль

Искания и размышления

ИСТОРИЯ

ХРОНОС

История России

История в МГУ

Слово о полку Игореве

Хронология и парахронология

Астрономия и Хронология

Альмагест

Запечатленная Россия

Сталиниана

ФОРУМЫ

Дискуссионный клуб

Научный форум

Форум "Русская идея"

Форум "Курск"

Исторический форум

Детский форум

КЛУБЫ

Пятничные вечера

Клуб любителей творчества Достоевского

Клуб любителей творчества Гайто Газданова

Энциклопедия Андрея Платонова

Мастерская перевода

КОНКУРСЫ

За вклад в русскую культуру публикациями в Интернете

Литературный конкурс

Читательский конкурс

Илья-Премия

ДЕТЯМ

Электронные пампасы

Фантастика

Форум

АРХИВ

2001

2000

1999

Фотоархив

Все фотоматериалы

Помощь корреспонденту Добавить новость
НАУКА В "РУССКОМ ПЕРЕПЛЕТЕ"

Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Rambler's Top100