[ ENGLISH ] [AUTO] [KOI-8R] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]

Андрей Ваганов
(Независимая газета)

Впервые клонирование проделано в России

CЛУЧИСЬ такое еще лет 10 назад, эту статью в самый раз было бы начать со слов: " В эти дни все прогрессивное человечество (вариант - " весь цивилизованный мир " ) отмечает -... Впрочем, и сегодня этот журналистский штамп наиболее точно отражает происходящее: в эти дни все прогрессивное человечество отмечает трехлетие события, ∙ которое может перевернуть всю историю рода человеческого.

27 февраля 1997 г - в самом престижном научном журнале мира "Нейчур" было опубликовано сообщение о том, что на свет появилось первое в мире млекопитающее, полученное методом клонирования - овца по кличке Долли. Работы были выполнены под руководством Яна Вилмута на опытно-животноводческой ферме (Рослинский институт) под Эдинбургом (Шотландия).  (Напомню, что клонирование - это метод однополого тиражирования генетически идентичных особей.)

Трехстраничная статья Вилмута и четырех его коллег " Жизнеспособные потомки, полученные из фетальных и взрослых клеток млекопитающих " произвела эффект разорвавшейся бомбы. Причем чем дальше мы от этого события во времени, тем эффект становится все сильнее.

Что же действительно произошло? В чем была революционность работы Яна Вилмута? Коротко говоря, группе Вилмута удалось клонировать зародыши овцы из яйцеклетки с ядром, которое было пересажено из клеток эпителия молочной железы взрослой овцы другой породы. Вот что пишут об этом, пожалуй, самые авторитетные в России специалисты по клеточной биологии академик РАМН Геннадий Сухих и член-корреспондент РАМН Вадим Репин в книге " Медицинская клеточная биология " (М., 1998). " Схема эксперимента выглядела следующим образом. Донорские клетки выделяли из эпителия молочной железы сукотной шестилетней овцы породы Finn Dorset. Клетки эпителия молочной железы выращивали в " бедной " ' питательной среде (содержащей в 5 раз меньше концентрации всех компонентов). В этих неблагоприятных условиях яд с дифференцированных клеток <...> полностью переходит в неактивное состояние ,.>. Этот способ репрограммирования ДНК соматических клеток в дефицитной питательной среде был первым важным открытием шотландских ученых .

С помощью суперовуляции ' получали десятки неоплодотворенных яйцеклеток овцы породы Scottish Blackface. Из яйцеклеток с помощью микро-манипулятора удаляли пронуклеус. Яйцеклетку без ядра и эпителиальную " голодную " клетку присасывали к концу ∙микропипетки. Когда две клетки образовывали плотный контакт, пропускали электрический разряд. Первый электроразряд применялся для слияния двух клеток. Второй электрозаряд был необходим для запуска <...> дробления клетки. Ипользование электрического заряда для слияния и запуска развития было вторым важным методическим новшеством лаборатории . (Авторы получили патент на метод слияния и \ тонирования химерных искусственных зародышевых клеток,)^ (Выделено мною. - I A.B.)

Однако, как выясняется сейчас, действительно высококлассный эксперимент шотландских ученых был отнюдь не первым. Первой была работа советских исследователей Чайлахяна Л.М, Вепренцева Б.Н., Свиридовой Т.Д., Никитина В.А. Результаты их экспериментов были опубликованы в солидном советском академическом журнале " Биофизика " (том XXXII, вып. 5, 1987).

Подробнейшая, на тринадцати страницах, я бы сказал - классическая статья, так и называлась: "Электростимулируемое слияние клеток в клеточной инженерии". ∙Статья посвящена обзору работ по реконструкции животных и растительных клеток, в которых используется новый физический метод - электро-стимулируемое слияние. Обсуждается влияние различных факторов среды на эффективность электрослияния. Подробно описываются собственные исследования авторов по реконструкции мышиных зигот сочетанием микрохирургии и элект-ростимулируемого слияния клеток ", - говорится в резюме этой статьи. Авторы - сотрудники Института проблем передачи информации АН СССР (Москва), Института биологической физики АН СССР (Пушино) и ВНИИ физиологии, биохимии и питания сельскохозяйственных животных ВАСХНИЛ (Боровск) - скрупулезно приводят методику экспериментов (конструкции микропипеток, которыми извлекали из клеток ядра; конструкции электродов. через которые подавались импульсы тока и т.п.).

Ради справедливости надо подчеркнуть: наши ученые брали клетки для клонирования из ранних эмбрионов, а не от взрослого животного, как шотландцы. Эмбриональные клетки были как бы уже репрограммированы самой природой. Как бы там ни было. но эксперименты советских исследователей в итоге впервые привели к появлению на свет клонированного млекопитающего - мышки. Эту представительницу лабораторной линии мышей-альбиносов CBWA назвали Машкой (на фотографии она беленькая среди своих черненьких суррогатных сестер и братьев).

Но и это еще не все. Как рассказал корреспонденту " НГ " кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Института биофизики клетки РАН (Пушино) Алексей Карнаухов, сначала наши авторы посылали свою статью... Правильно - в " Нейчур " ' Как вы понимаете, этот материал в " Нейчур " опубликован не был. Редакция еженедельника не объяснила причину отказа. Да, собственно, и отказа как такового не было; ответом было абсолютное молчание.

Как пояснил Алексей Карнаухов. сам он наткнулся на статью в "Биофизике " совершенно случайно, готовясь в институтской библиотеке к одному из докладов.

- Так почему же все молчали три гола после публикации в " Нейчур "!? - я не смог скрыть своего изумления. - Ведь из этого следует, что...

- Наша мышка Маша была клонирована на 10 лет раньше шотландской овцы Долли. ~ закончил Алексей Карнаухон. - А почему молчали? Меня самого это удивляет!

Невероятно, но факт: похоже. российские исследователи абсолютно индифферентно относятся к этой ситуации; может быть, уже и забыли про эту свою работу. Впрочем, насколько известно, член-корреспондент РАН. директор Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН Левон Михайлович Чайлахян, после статьи в " Ней-чур " пытался несколько раз поставить вопрос о нашем приоритете в исследованиях по клони-рованию млекопитающих. Но в Академии наук на это прореагировали вяло - не до того, видимо...