TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ
Валерия Куклина

ЛИТЕРАТУРА И МЫ


17.07.2009
11:43

О творчестве Валерия Куклина

    (рецензия в эпистоляром жанре)

     

    Поводом для переписки послужилда статья Валерия Куклина ╚Дом детей снаружи и изнутри╩.

     

    Луна Кузменок: ╚Здравствуйте. Решила написать Вам, потому что в интернете книги никто не читает, и вообще читателей сейчас мало, а писателей много. Я нашла сначала Вашу статью о детдомах в журнале у Горного, потом уже по ней вышла по Вашей ссылке на рассказ "Стыдное" и прочитала также и его.

    Жаль, что Вы там сейчас, а не здесь. Интересно, прочитали ли Вы уже сейчас Ленина "Социалистическое Отечество в опасности" - или так и нет? Очень порадовалась, что Вы не взяли 200 рублей в месяц как "жертва советской власти". И другие еще симпатичные моменты, которые вызывают желание читать дальше. Хотя хочется не читать, и не делать книги (я работаю верстальщиком) и даже не писать их - а делать. Для страны и вместе с ее народом.

    Но это просто желание, к сожалению практически нереализуемое. Буду пока читать. (Справка: мне немного за сорок, успела пожить и при советской власти, и при несоветской; слово "справедливость" - пожалуй, вызывающее наибольший отклик среди вообще слов. Не христианка и вообще неверующая - это, пожалуй, то, что из написанными Вами слов вызвало отклик наименьший.)

    С уважением,

    Елена Кузьменок╩

     

    В.К. еаписал в ответ письмо, которое потом во время чистки компьютера стер, но по содержанию помнит, что было оно о том, что деньги из солженицинского фонда я не стал получать не потому, что хотел похвалиться этим спустя много лет, а просто потому, что не привык брать незаработанное. И еще сказал, что статью Ленина ту прочитал, а за внимание ее спасибо, посоветовал ознакомиться с романомсвоим ╚Прошение о помиловании╩.

     

    Л. К. :Спасибо. "Прошение о помиловании" я вчера прочитала. Есть там вещи, архиважные (sic!) для меня сейчас - есть и такие, которые категорическим образом меня не устраивают. По-моему, если бы Вы были сейчас здесь, Вы бы это почувствовали сами. Но он написан был, если судить о том, что Вы там говорите, еще в советское время - потому он в себе как под крышкой консервной банки сохранил то хорошее и то плохое, что было в мозгах людей тогда (Куба! справедливость! социализм! - по-моему, любой другой читатель любой другой страны просто даже НЕ ПОЙМЕТ, В ЧЕМ ТАМ ДЕЛО, О ЧЕМ ТАМ ЛЮДИ ПЕРИОДИЧЕСКИ С ТАКОЙ СТРАСТЬЮ ГОВОРЯТ - в крайнем случае спишет на "загадочную русскую душу").

    Что плохо: то, что я уже отметила в первом письме: не надо прибегать к метафизике для объяснения вполне эмпирических явлений. Демонизация выводит весь роман из разряда вещей практически применимых в сферу чего-то вроде чистого искусства. Демонизация кэгэбэ (единственное, что объединяет Вашу прозу с "диссидентской" - малоприятной и малоумной, в общем-то) - пусть это даже "правда", если пользоваться такими нелитературоведческими категориями. Но это не вся правда. И не самая интересная правда.

    Хотя это настолько сам собой просящийся путь, что мне как-то и неловко упрекать Вас за это. Но поскольку уж я взяла на себя такую малопочтенную должность - говорить всем и каждому вокруг себя (сейчас это почти 99-процентное большинство): "никакой это не Воланд, а произведение вашего попавшего в наезженную колею воображения" - то вот, упрекаю. "Моисей вам кто - дядя? С Буддой вы чай вчера пили? Вы напишите про дядю и про с кем пили - мне тогда будет интересно" (это я так людям говорю).

    А Вам - вот: спасибо за упоминание Макаренко. Спасибо за Павлика Морозова. Макаренко читала совсем недавно, буквально год назад - гениальный писатель и гениальный человек; хотя понятно, что у него почти ничего не получилось. Спасибо за то, что не боитесь упоминать ни немцев, ни евреев (но и их не надо демонизировать - сразу получается перекос. Не заслуживают они этого, людишки как людишки).

    Болезнь - да, это допустимая причина, чтобы покинуть страну - на мой взгляд, единственно допустимая. И делать сейчас здесь ничего невозможно. Но это как родители. Наконец, практический вопрос: я работаю у себя на компьютере для ряда издательств, в основном экономического и психологического направления - остальные издают такую ахинею, что со всеми прочими работодателями я давно рассорилась. Есть у нас свое крохотное издательство - раз в год мы издаем какую-нибудь книжку (тиражом типа 250 экземпляров), но не только ничего на этом не зарабатываем, но тратим на это все деньги, заработанные помимо. Была бы рада Вам чем-нибудь практическим помочь, но, наверное, единственное, чем я располагаю - это своей возможностью куда-нибудь пойти или куда-нибудь позвонить здесь (что-то передать).

    Читать буду еще - но теперь позднее. Прошу прощения за избыточное количество слов, здесь мной употребленных: мне это сейчас неприятно, говорить хочется вообще поменьше. Но раз уж есть о чем. Если разрешите, потом напишу Вам еще, более обдуманно (когда еще почитаю).

    А сейчас - будьте здоровы! Л.Кузьменок╩

     

    В. К. : ╚Здравствуйте, Лена Прошу прощения за то, что ответил не сразу, - засуетился тут. И как раз согласно вашего последнего письма. Нарочно не придумаешь... Именно в день получения вашего письма пришло письмо из суда берлинского. Вот уже четвертый год они терриоризируют меня за то, что я назвал одного из новых русских - гражданина Израиля, Молдавии и России, проживающего на вывезенные из России миллионы в Германии, бандитом. Потому что немцы считают: ну, подумаешь, стреляля поверх каких-то там русских детей в День Победы в красный флаг из пистолета, ну, подумаешь, ограбил тысячи каких-то там молдован на 5 миллионов долларов в 1992 году. Главное, он инвестиицию всобачил Германии, дал двум десяткам евреев-эмигрантов места работы, позволил им благодаря этому получить немецкое гражданство. Вот в чем подлость нынешнего времени. И ведь не хотят даже в тюрьму совать. Раз уже бумагу прислали, вызвали туда, но так, чтобы я сам явился в крытку. А потом отменили. Потому как нервы портить хорошим людям лучше долго, если не бесконечно. А вы говорите: демионизирую евреев. До эмиграции толком и не знал их, а тут столкнулся √ и... Но вообще-то к евреям из Израиля я отношусь с большим уважением. В эти годы прочитал много материалов и исследований о том, как содавалась и как выживает это государство . Какие характеры! Какие мощные личности! Среди русаков таких не было много и много лет. Вот об этом пока и хотел сказать. Валерий Куклин╩

     

    Л.К. :╚Да козлы они. Или собаки. Животные, короче. А вовсе не ангелы - хоть падшие, хоть какие. Многое из того, что тщатся приписать потусторонним силам, объяснимо с ракурса биологии; еще большее - физики (соотношения неживого/живого - с сильным перевесом неживого). Но это серьезная (ну, для меня) тема.

    Я обещала / просила разрешения написать Вам более обдуманно, когда еще почитаю. Подтверждаю. Состоится это, вероятно, недели через две-три. Чтение сейчас воспринимаю, как роскошь. Одновременно и необходимость - но надо регулировать, чтобы не погрузиться с головой. Советские люди только и делали, что читали, - а лучше бы они хоть иногда это делали (кое-что из того, о чем Вы пишете).

    Ну, все равно. Вспомнила, как Вы вертолет качали (эпизод из сборника рассказов ╚Стыдное╩ - примепчание мое), и возрадовалась. Поживите пока еще здоровым и непобежденным. До письменых встреч, Л. Кузьменок╩

     

    Л. К. : ╚Начала читать "Стеклянные колокола". Вы хорошо пишете (а я начала раньше, чем собиралась, не от хорошей жизни, и сама виновата - не буду вдаваться в подробности). Там про Вас написано и то, и сё, и премиями Вы награждены, а я совсем Вас не знаю (телевизор не смотрю с детских лет, да его у меня и нету). Значит, можно Вас и ругать - если будет за что.

    Но я собираюсь, как и говорила, отнестись к делу серьезно (и себя тоже поправить, и "больше так не делать"). Значит - за мною обещанное обдуманное письмо. Очень хочется, чтобы человек, который так хорошо пишет, жил долго и тоже успел всё хорошо обдумать. Это пожелание. Л. Кузьменок╩

     

    Л. К. : ╚Добрый день. Я полагаю, что Вы писатель, а не красна девица, и потому сами знаете, что Вам писать, а чего не писать; я же - только о том, собственно, что бы мне хотелось читать. Итак, подумав, говорю. Я читала Ленина полтора тома (не дочитала, тоже по своей вине) писем: от примерно 12-го года до начала 1917го. И мне понятно то, что я читала. Хотя приходилось все время лазить в комментарии - понятно также и то, что комментарии писались тенденциозно. Но то, что он делал и зачем, мне было понятно. И интересно.

    Не скажу, что он мне симпатичен. Но вызывает большоеуважение дельностью и прямотой. Подвоха я не нашла. Больше того, его там и нет.

    Понятно было то, чем он (они) занимались. И понятно было, что этот вариант уже состоялся. И уже не прошел. Но не состоявшись, не мог бы быть понятным. А какой другой вариант? Люди должны делать это - без партии. Сами. Это нереалистично. Но это единственный путь. Пока я жива, я так думаю, я не имею право раздумывать в духе "реалистично - нереалистично".

    А теории заговора мне непонятны. Больше того, они мне неинтересны. Я полагаю, Вы можете возразить, что если не готовиться к ним загодя, можно оказаться к ним не готовым в ответственный момент. Нет. Я думаю, что всё проще. И что если не думать о более простых вещах, то никакого ответственного момента не произойдет никогда. Я скопировала для примера вперемешку то, что мне - очень понравилось √ в Ваших книгах (я прочитала многое из того, что опубликовано на сайте) и то, что не понравилось - думаю, Вы поймете сами, если я сейчас этот довольно короткий список приведу. А больше всего мне понравилась книга про противочумную экспедицию (речь идет об экзистециональном романе ╚Пустыня╩). Она более всего состоит из того, что Вы действительно знаете.

    Опыт должен быть длинным. А выводы короткими. Вот такими примерно, как у Вас в сказках из "Прошения о помиловании" - я не люблю именно этот жанр, притчевый, но у Вас они почти все хороши бы могла еще сказать, что самое лучшее - это первая половина "Прошения" и все то, что Вы пишете о детском коллективе в самых разных местах, и об учителях в этом коллективе. Вообще очень много умного о коллективе.

    Могла бы сказать, что сильно обиделась на Вас за то, что Вы сделали из человека, которого главный герой свел в середине сюжета с проводницей, - нельзя. В это веришь.

    А в его "перерождение", хуже того - заранее запланированное, не веришь. Больше того, вот явный просчет, даже дискредитирующий Вас как профессионала: помните, как он сказал при первой встрече в камере с главным героем:

    "А я думал, человек. Ошибся, значит. Такая же дрянь, как и все".

    Не имели Вы писательского и человеческого права делать из человека, сказавшего так, двуличного предателя. Потому что этим Вы, в угоду довольно расхожему сюжетному шаблону, дискредитируете саму эту фразу. Довольно нерасхожую.

    Могла бы и так сказать: - Мне давно надоели истории про предательство - начиная с Евангелия. Я бы хотела прочитать про непредательство.

    Если бы речь шла только о моих вкусах. Поэтому этот абзац моего письма считаю как раз необязательным. Заметила я, и оценила, как у Вас переходит из книги в книгу герой, иногда проходя по самому краю, почти незаметно. Но Вы говорите не об этом только, а о многом. По большому счету и отвечаю. Теперь прощаюсь. Если мне будет еще что сказать по делу, то еще напишу. О "политике" спорить, особенно в письменной форме, считаю невозможным √ это было бы возможным, будь Вы моим учителем тогда (по возрасту это могло произойти) - и с учетом появившегося опыта теперь. Но в письмах это будет словоблудием (говорю потому, что пробовала), притом в сослагательном наклонении. Дальше цитаты...

     

    "Понимаю, - согласился Гурцев. - Но выводы делаю иные. Народ сам должен выбирать свою судьбу. Силой никого счастливым не сделаешь. Если держава не в состоянии прокормить свои народы и не позволяет им гордиться своей Родиной - она должна исчезнуть с лица земли. И чтобы не было празднования столетия со дня октябрьского переворота. К черту! Пал Рим - падет и Московития!"

     

    "Первые шаги к уничтожению российской государственности сделал Ленин. И не только тем, что дал волю Польше и Финляндии, не только тем, что согласился на отторжение части Украины, части Белоруссии и всей Бессарабии. Ленинская национальная политика впервые в мировой истории дифференцировала людей не только по цвету кожи и разрезу глаз, как это делали расисты, но и по языковому и речевому признаку, по культуре. Если раньше какие-то там бургундцы и гасконцы стремились к объединению под флагом единой французской нации, то ленинско-сталинская политика поставила во главу угла разделение народов на как можно большее число наций и народов..."

     

    "...вышвырнула на задворки значительные имена Ч. Айтматова. Н. Думбадзе, Р. Ибрагимбекова, например, и многих других, враз названных писателями чужой культуры, хотя именно они, во многом благодаря интернационалистической политике СССР, развивали именно русскую литературу, выводили ее на мировой рынок книг, укрепляли нравственную основу общества".

     

    "чтобы уже их дети, их внуки пели те же самые песни своим детям, внукам, и жизнь продолжалась бесконечно"

     

    "За двадцатый век США совершили более пятидесяти агрессий. И только один Вьетнам набил им морду"

     

    "Я - воин. А воин дает присягу только один раз".

     

    "Куаныш - это означает Счастье!" - Счастье! - закричал лесник. Ибо главное счастье для настоящего воина - это ощутить вкус победы╩

     

    Еще цитата, которую не скопировала - у Вас она почти вскользь, почти случайно (нигде дальше не развивается) - передаю своими словами:

    "Бог это не отмычка, а ширма, за которой скрывается страх".

    Л. Кузьменок╩

     

    В. К. : Как тут поймешь: по морде надавала читательница или похвалила? Я ответтил так, как следует ответить: не нравится - не ешь (если вкратце). Почему мне не иметь свои политические убеждения, а ей свои? И проблема Бога-ширмы у меня развернута совсем в другой вещи √ в романе-хонике ╚Великая Смута╩. Отчего ей звучать именно в прочитанных ею вещах? И предложил нашу переписку публиковать. Получил ответ:

     

    Л. К. : ╚Здравствуйте! Интернет - явно не то место, которое можно использовать для какой-либо общественной деятельности (кроме рекламы?) Я потому и обратилась к Вам лично, а не в форуме, чтобы вызвать какую-то там "дискуссию". Когда интернет только появился, у меня тоже была иллюзия, что это дает "новые возможности", но довольно быстро убедилась, что стало только хуже: люди столько на это тратят времени, что у них возникает ощущение, что они действительно что-то сделали. Тот же принцип, что в молитве.

    Но если Вам это зачем-нибудь нужно, то Вы можете публиковать мои письма где угодно. С фотографией сложнее: не обладая какой-либо особенной красотой, я и не фотографируюсь. Есть одна смешная, я ее сделала "для истории", когда побрилась наголо (она не отражает ситуацию, сейчас я не лысая - обычная); прилагаю.

    Все остальные разговоры и возражения отнесу на более отдаленное будущее. Пожелаю и Вам - пишите и не спешите. Слова должны быть концентрированны, как сжатый водород - тогда они и взорвутся.

    Помните последний рассказ из цикла про пустыню? Там где потомок Чингисхана не пропустил машину за шлагбаум, взорвав ее при помощи сигареты и разлитого бензина. Этот рассказ безупречен - хотя бы там и заговор налицо. Но он показывает, как можно и нужно действовать обычному нормальному отдельно взятому человеку. Мне от этого рассказа хорошо. Пусть и Вам будет хорошо. Л. Кузьменок╩

     

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
289640  2009-09-01 15:16:34
Андрей
- У МАДАМ КАША в ГОЛОВЕ - КАК СЕГОДНЯ У БОЛЬШИНСТВА ГОВОРЯЩИХ НА РУССКОМ !

давно известно : Женщины как и Армия должны быть ВНЕ политики и истории - так жить спокойнее.

человек определяется с детства : С КЕМ ТЫ ?

Предательство и Зависть - первые грехи в Библии.

читать женщинам не обязательно - об этом классики писали.

чем меньше грамотных в стране, тем надёжнее и безкризиснее существование всего общества, легче-управляемо !

насчёт политики : мадам включи телевизор - показывают встречу В.Путина с поляками, обрати внимание какими злыми-презлыми глазами смотрят поляки на русских !!! - ЗА ЧТО ТАКАЯ НЕНАВИСТЬ ??? - Перед кем ещё Россия провинилась ??? 1 сентября 2009.

08.07.2009
20:10

ДЕНЬГИ НЕ ПАХНУТ?

    На днях получил от главного редактора ╚Русского переплета╩ В. Липунова письмо следующего содержания: ╚Много ли из "Великой смуты" напечатано? Здесь . . .

04.06.2009
12:01

ДЕТЕЙ УБИВАТЬ НЕЛЬЗЯ

    (Несколько соображений по поводу выхода в Германии книги ╚Летучие слоники╩ на русском языке) Всякое появление книги нового детского автора у меня вызывает . . .

12.05.2009
11:05

НЕ В КОНЯ КОРМ или ПУТИ-ИЗВИЛИНЫ НОВОРУССКОЙ КРИТИКИ

    Письмо А. Шнайдер-Стремяковой по поводу ее статьи ╚Размышляя над языком и содержанием повести А. Платонова ╚Котлован╩ ╚Одна поэтесса расскандалилась, когда . . .

02.04.2009
11:03

Субъективная оценка качества произведений номинантов на литературные пермии "Русского переплета" в 2009 году

    На правах внимательного читателя ╚РП╩, бывшего членом жюри несколько лет, позволю себе высказать несколько слов о номинантах этого года Безусловно, единственным . . .

09.02.2009
10:50

Дом детей снаружи и изнутри

    Валерий Куклин Член СП России, лауреат премии имени Л. Толстого СП РФ, бывший детдомовец ДОМ ДЕТЕЙ СНАРУЖИ И ИЗНУТРИ Часть первая Недавно в Дискуссионном клубе . . .

18.01.2009
16:16

Энциклопедия провинциальной жизни (читая повесть А. Медведева ╚Юноша преклонных лет╩)

    Решил пробежать наперед глазами, да увлекся. С трудом вернулся к началу, чтобы окунуться в певучую поэтическую речь, уловить строй мысли автора, его видение мира. И . . .

10.01.2009
13:59

Прибалтийские истории, как форма самопиара

    (Открытое письмо М. Шапиро - автору полуочерка ╚Хроники смутного времени╩) Здравствуйте, Максим. Мое мнение несколько отличается от ранее вам высказанных, а . . .

29.12.2008
15:53

Возражая Ю.Андрееву по поводу кича (несколько слов о рассказе Владимира Хлумова "Чайка по имени Федор")

    Прочитал рассказ на одном дыхании. Потом внимательно перечитал дискуссию. Понравилось выступление Юлия Борисовича, хотя оно не по существу и, судя по всему, он и . . .

10.11.2008
10:33

КОМУ ВОЙНА, КОМУ МАТЬ РОДНА

    Размышления о русской батальной литературе по прочтении ╚Чеченских рассказов╩ казачьего полковника Сергея Германа Преамбула В детстве, помнится, зачитывался . . .

28.10.2008
12:38

И ВНОВЬ О КНИЖНОЙ ЯРМАРКЕ ВО ФРАНКФУРТЕ

    Из года в год, вот уже 12 лет подряд, посещаю я крупнейшее в мире торжище человеческих честолюбий √ и с каждым годом убеждаюсь, что мир нынешний все стремительней . . .

28.08.2008
13:56

Ну, и что из того, что Стрюцкие?

    Несколько соображение по поводу войны России с Грузией в августе 2008 года ╚В Европе мы только Стрюцкие╩. Ф. Достоевский Сами-то мы как относимся к европейцам? . . .

07.06.2008
16:38

СКОЛЬКО ВОЛКА НЕ КОРМИ √ ОН ВСЁ В ЛЕС СМОТРИТ

    (Выводы, какие мог бы сделать русский народ еще в 1924 году, не не сделал их) Философы лишь различным образом пытались объяснить мир, но дело заключается в том, чтобы . . .

23.05.2008
15:22

Несколько соображений по поводу хрущёвской ╚оттепели╩ и ╚шестидесятников╩

    При попытке моей вывести дискуссию на ДК о судьбе современного русского театра на конструктивный диалог, оказалось, что в статье моей ╚Размышления н . . .

19.05.2008
17:51

РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕАТРАЛЬНЫХ ЗАДВОРКАХ (Посыл √ пьеса Бориса Дьякова ╚Синематографическая трагедия╩)

    ( Пьеса Бориса Дьякова ╚Синематографическая трагедия╩ здесь - Ред.) Дискуссия, случившаяся на ДК после опубликования вышеназванной пьесы, выявила три позиции, . . .

14.05.2008
09:46

НА СМЕРТЬ ЛЕНИНА ( продолжение темы: Мы √ не рабы, рабы не мы┘ А кто мы?)

    Мы √ не рабы, рабы не мы┘ А кто мы? продолжение 25 НА СМЕРТЬ ЛЕНИНА Он был русский человек, который долго жил вне России, внимательно разглядывал нашу страну, - . . .

04.05.2008
10:03

ЖАЛЬ... (по поводу дискуссии о рассказе Л. Нетребо "Левый шмель")

    Считаю своим долгом возразить предыдущим рецензентам данного рассказа, оказавшимся, мне думается, одураченными мистификацией автора. Рассказ ╚Левый шмель╩ от . . .

08.04.2008
15:46

1923

    Мы √ не рабы, рабы √ не мы... А кто мы? (продолжение) 1923 год 23 30 декабря 1922 года состоялся Съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов, который новорусские . . .

24.03.2008
13:31

УРОКИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

    Рабы √ не мы, мы √ не рабы. А кто мы? (продолжение) УРОКИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ 21 Гражданско-Отечесчтвенная война была все-таки более Гражданской, если зрить в корень . . .

09.03.2008
14:02

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА-3

    Рабы √ не мы, мы √ не рабы. А кто мы? ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА-3 20 Генуэзская конференция, столь сильно помогшая укреплению позиций большевиков внутри страны, не могла . . .

1|2|3|4|5|6|7

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100