TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ
Валерия Куклина

ЛИТЕРАТУРА И МЫ


17.07.2009
11:43

О творчестве Валерия Куклина

    (рецензия в эпистоляром жанре) Поводом для переписки послужилда статья Валерия Куклина ╚Дом детей снаружи и изнутри╩. Луна Кузменок: ╚Здравствуйте. Решила . . .

08.07.2009
20:10

ДЕНЬГИ НЕ ПАХНУТ?

    На днях получил от главного редактора ╚Русского переплета╩ В. Липунова письмо следующего содержания: ╚Много ли из "Великой смуты" напечатано? Здесь . . .

04.06.2009
12:01

ДЕТЕЙ УБИВАТЬ НЕЛЬЗЯ

    (Несколько соображений по поводу выхода в Германии книги ╚Летучие слоники╩ на русском языке) Всякое появление книги нового детского автора у меня вызывает . . .

12.05.2009
11:05

НЕ В КОНЯ КОРМ или ПУТИ-ИЗВИЛИНЫ НОВОРУССКОЙ КРИТИКИ

    Письмо А. Шнайдер-Стремяковой по поводу ее статьи ╚Размышляя над языком и содержанием повести А. Платонова ╚Котлован╩ ╚Одна поэтесса расскандалилась, когда . . .

02.04.2009
11:03

Субъективная оценка качества произведений номинантов на литературные пермии "Русского переплета" в 2009 году

    На правах внимательного читателя ╚РП╩, бывшего членом жюри несколько лет, позволю себе высказать несколько слов о номинантах этого года Безусловно, единственным . . .

09.02.2009
10:50

Дом детей снаружи и изнутри

    Валерий Куклин Член СП России, лауреат премии имени Л. Толстого СП РФ, бывший детдомовец ДОМ ДЕТЕЙ СНАРУЖИ И ИЗНУТРИ Часть первая Недавно в Дискуссионном клубе . . .

18.01.2009
16:16

Энциклопедия провинциальной жизни (читая повесть А. Медведева ╚Юноша преклонных лет╩)

    Решил пробежать наперед глазами, да увлекся. С трудом вернулся к началу, чтобы окунуться в певучую поэтическую речь, уловить строй мысли автора, его видение мира. И . . .

10.01.2009
13:59

Прибалтийские истории, как форма самопиара

    (Открытое письмо М. Шапиро - автору полуочерка ╚Хроники смутного времени╩) Здравствуйте, Максим. Мое мнение несколько отличается от ранее вам высказанных, а . . .

29.12.2008
15:53

Возражая Ю.Андрееву по поводу кича (несколько слов о рассказе Владимира Хлумова "Чайка по имени Федор")

     

    Прочитал рассказ на одном дыхании. Потом внимательно перечитал дискуссию. Понравилось выступление Юлия Борисовича, хотя оно не по существу и, судя по всему, он и не читал рассказа, либо пробежался глазом до середины и бросил. Как всегда он слышит только себя, а на материал и на автора ему наплевать. Потому, взяв за основу созвучие названия рассказа со знаменитым рассказом Р. Баха, господин Андреев накатал замечательную мини-статью о своем понимании жанра по кличке кич. И здесь √ огромнейший простор для настоящей литературной дискуссии. Но┘ пролетело.

    Что до меня, так я ничего в рассказе Хлумова кичевого не заметил. Перед нами √ трагикомедия в стиле хроники одного рабочего дня новоруссского бича √ бывшего интеллигентного человека, переродившегося в силу социальных обстоятельств из ученого в водилу-шабашника, столкнувшегося с чередой лиц и типажей, характерных для Москвы эпохи после перестройки, что в 19 веке назвали бы очерком характеров и поставили бы господина Хлумова на один уровень с Глебом Успенским, например. То есть здесь, по сути, автор предстает совестью нации, чего нет в ╚Чайке по имени Джонатан Флинт╩, где проблема общечеловеческих ценностей довлеет над автором и читателем, а потому именно это, присущее Р. Баху давление, позволяет г. Андрееву так безапелляционно заявлять, что то и другое произведение √ кич. В принципе, существуют высоколобые хамы, которым все трогающее человеческую душу оценивается словом кич, - и именно поэтому жанр мелодрамы, например, оказался оклеветанным в советском литературоведении: раз индийское кино √ кич, то все, сколь-нибудь близко смыкающееся с оным по художественным задачам, - кич. То есть антисоветчик Ю.Б. фактически методологией своей в оценке художественных достоинств фактически не читаемых им текстов руководствуется именно принципами ненавидимого им РАПП-а.

    Но вернемся к самому рассказу. Вот три отрывка из данного рассказа г. Хлумова, которые в какой-то мере поддерживают тезис г. Андреева, ибо в сути своей они вываливаются из стилистики и общей концепции очерка нравов:

    ╚┘. Теперь у вас не одно, а три времени сразу, - собственное, физическое и психологическое, добро и зло теряют очертания, потому что нет причин и нет следствий, никто ни в чем не виноват┘╩

    ╚ ┘ Наконец какой-то наглый студент, не выдержал и поставил перед лектором вопрос ребром, мол нельзя ли как-то попроще объяснить перемещение в другие миры с помощью черных дыр╩.

    ╚┘стал тыкать пальцем в лобовое стекло давая имена новым звездам: Воронеж, Мурманск, Вологда, Херсон, Владивосток, Тверь, господин Великий Новгород┘ Минск, нет Москва!..╩

    Все они √ повод для развернутых сюжетов, лежат вполне органически в тексте рассказа, но из-за своей скорописи и своей необязательности для сюжета, вываливаются из сознания читателя, в то время, как сам намек на предлагаемые автором темп привлекает (или отвлекает?) мое лично сознание. И эти намеки меня лично интересуют куда больше, чем бандитские погони по Белоруссии.

    Название же рассказа вполне отвечает заложенной в сюжете мысли: как настоящая чайка Д. Флинт учится летать не по-чайковски, а по-настоящему, заражая остальных чаек своей жаждой взлететь выше и не селиться в отбросах цивилизации, так и главный герой здесь выходит из своего привезенного сквозь все время ожидаемый, а потому особенно ужасный, свист пуль из Германии автомобиля, и идет по ночной Москве пешком. То есть для сюжета и эмоциональной зарядки погоня более важна, чем то, что можно свернуть газету с портретом олигарха и проткнуть ее пальцем.

    Ибо для нынешнего москвича это действительно особенно важно: остаться хотя бы на несколько мгновений с самим собой наедине, ощутить твердую почву под ногами. Отсюда √ и ассоциативная версия притчи о том, как вместо венчания новорусского бандита в соборе православном было произведено отпевание √ и никто этого не заметил.

    Отдельно Ю. Б. Андрееву: С Новым годом вас. Соскучился по вашему язвительному голосу. Сам я тут приболел малость, потому и не выходил в эфир. Не откажите в любезности, скажите свое мнение о ╚Мастере и Маргарите╩. Вот это, по мнению моему, самый настоящий кич. Особо это заметно было при прочтении этой вещицы в журнале ╚Москва╩. Потом редакторы сляпали из него нечто удобоваримое, но при этом сущность кичевую захрематизировали. И, что интересно, исчезли ранее имевшие место у Булгакова намеки на характеры, остались маски √ самый характерный признак кича в литературе.

    А тут перед нами √ люди живые, мятущиеся душами, читателю небезразличные. Как в старом добром фильме ╚Зеленый огонек╩, но уже с людьми другой цивилизации, иной культуры. Перед нами √ готовый киносценарий для Данелии: ╚Я шагаю по Москве спустя сорок лет╩. И с Никитой Михалковым в главной роли. Только следует добавить два эпизодических персонажа: от Стеблова и от Польских. Потому что у современного москвича предпенсионного возраста друзей нет и быть не может √ все они остались в доперестроечной жизни. И это очень хорошо ощущается в этом рассказе.

    А в целом рассказ очень добрый, что просто невероятно для современной литературы о Москве и москвичах.

     

    С благодарностью к автору рассказа за встречу с Москвой, Валерий

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
285263  2008-12-29 16:06:11
ВМ /avtori/hlumov.html
- Спасибо, Валерий Васильевич!

302876  2012-12-08 17:24:06
Алла Попова /avtori/popova.html
- Уважаемый Валерий Васильевич, поздравляю Вас с Юбилеем!
Здоровья Вам и ближним Вашим, благополучия и удачи.
Добрых и верных друзей.
Постарайтесь и врагов обращать в друзей своих - и будет Вам удача.

10.11.2008
10:33

КОМУ ВОЙНА, КОМУ МАТЬ РОДНА

    Размышления о русской батальной литературе по прочтении ╚Чеченских рассказов╩ казачьего полковника Сергея Германа Преамбула В детстве, помнится, зачитывался . . .

28.10.2008
12:38

И ВНОВЬ О КНИЖНОЙ ЯРМАРКЕ ВО ФРАНКФУРТЕ

    Из года в год, вот уже 12 лет подряд, посещаю я крупнейшее в мире торжище человеческих честолюбий √ и с каждым годом убеждаюсь, что мир нынешний все стремительней . . .

28.08.2008
13:56

Ну, и что из того, что Стрюцкие?

    Несколько соображение по поводу войны России с Грузией в августе 2008 года ╚В Европе мы только Стрюцкие╩. Ф. Достоевский Сами-то мы как относимся к европейцам? . . .

07.06.2008
16:38

СКОЛЬКО ВОЛКА НЕ КОРМИ √ ОН ВСЁ В ЛЕС СМОТРИТ

    (Выводы, какие мог бы сделать русский народ еще в 1924 году, не не сделал их) Философы лишь различным образом пытались объяснить мир, но дело заключается в том, чтобы . . .

23.05.2008
15:22

Несколько соображений по поводу хрущёвской ╚оттепели╩ и ╚шестидесятников╩

    При попытке моей вывести дискуссию на ДК о судьбе современного русского театра на конструктивный диалог, оказалось, что в статье моей ╚Размышления н . . .

19.05.2008
17:51

РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕАТРАЛЬНЫХ ЗАДВОРКАХ (Посыл √ пьеса Бориса Дьякова ╚Синематографическая трагедия╩)

    ( Пьеса Бориса Дьякова ╚Синематографическая трагедия╩ здесь - Ред.) Дискуссия, случившаяся на ДК после опубликования вышеназванной пьесы, выявила три позиции, . . .

14.05.2008
09:46

НА СМЕРТЬ ЛЕНИНА ( продолжение темы: Мы √ не рабы, рабы не мы┘ А кто мы?)

    Мы √ не рабы, рабы не мы┘ А кто мы? продолжение 25 НА СМЕРТЬ ЛЕНИНА Он был русский человек, который долго жил вне России, внимательно разглядывал нашу страну, - . . .

04.05.2008
10:03

ЖАЛЬ... (по поводу дискуссии о рассказе Л. Нетребо "Левый шмель")

    Считаю своим долгом возразить предыдущим рецензентам данного рассказа, оказавшимся, мне думается, одураченными мистификацией автора. Рассказ ╚Левый шмель╩ от . . .

08.04.2008
15:46

1923

    Мы √ не рабы, рабы √ не мы... А кто мы? (продолжение) 1923 год 23 30 декабря 1922 года состоялся Съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов, который новорусские . . .

24.03.2008
13:31

УРОКИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

    Рабы √ не мы, мы √ не рабы. А кто мы? (продолжение) УРОКИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ 21 Гражданско-Отечесчтвенная война была все-таки более Гражданской, если зрить в корень . . .

09.03.2008
14:02

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА-3

    Рабы √ не мы, мы √ не рабы. А кто мы? ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА-3 20 Генуэзская конференция, столь сильно помогшая укреплению позиций большевиков внутри страны, не могла . . .

1|2|3|4|5|6|7

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100