TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


03.04.2019
15:57

По поводу юбилея Юрия Бондарева

    Любопытно. (Читательский поток сознания) Любопытно, замечу ли я что-то необычное в произведении так называемой лейтенантской прозы? “Горячий снег” (1970) Бондарева. . . .

01.04.2019
10:03

Должен

    Плохое это состояние – долга. Когда не чувствуешь потенциала долг выполнить. Долг – это необходимость истолковывать для себя и других произведение художника, . . .

30.03.2019
19:30

Но какая прелесть!..

    Что меня восторгает – это возможность встроить точкой в Синусоиду Изменения Идеалов очередную вещь. Пушкина. Не беда, что я вторичен: пользуюсь чужой мыслью. (Я ж . . .

25.03.2019
11:35

Глубже...

    Н. Н. Александров, у которого я почерпнул много мыслей, с Малевичем всё-таки ошибся – что тот космист, космист в смысле проектности, непременного признака такого . . .

25.03.2019
09:52

Шутя ли...

    Читаю какую-то оптимистическую вещь – “Как мы бомбили Америку” (2007). На каждой строчке “я”-повествователь посмеивается надо всем американским. И мне почему-то . . .

24.03.2019
11:27

В молоко попал

    Я живу в маленьком городе маленькой страны. В главной библиотеке его есть русскоязычный отдел. И он, наверно, самый большой в стране. А иногда, думается, и . . .

13.03.2019
16:18

Меня грызёт сомнение

    Правильно ли я вывел, что художник Жилинский – певец абы какой жизни, лишь бы она была индивидуальной и ближе к естественной, животной – автоматической? Не . . .

12.03.2019
13:18

Моне и монотема

    Странно. Я многие сотни статей написал о разных художниках, а отдельной статьи о Моне у меня нет. Хоть он – моё наибольшее впечатление от 6-го Всемирного фестиваля . . .

08.03.2019
16:33

Честность как приём

    Есть такой способ: если быть очень честным, то что-то сто`ящее может получиться. Вот и начну признаваться… Толкуя произведения неприкладного искусства с целью . . .

28.02.2019
17:10

Опять о Булгаковой

    Я где-то читал, что открытием передвижников была театрализация. Театр очень понятен сам по себе. А передвижники болели за несчастный народ. Им понятность была . . .

27.02.2019
15:04

Туго иным с Тугариновым

    Гнилой интеллигент – так я кляну себя за принципиальность, когда начинаю толковать то, что толкованию не подлежит – прикладное искусство. Особенно – . . .

26.02.2019
12:32

Я спросил себя...

    Я спросил себя: “Почему меня не тронул фильм “Полёты во сне и наяву””? (Он 1982 года. А сегодня 75 лет со дня рождения Янковского.) И ответ у меня получился неверный . . .

25.02.2019
14:23

Как Мережковский наврал на Леонардо да Винчи

    "…надрывный крик о синтезе, но нет самого жизненного и познавательного синтеза”. Бердяев Читатель, я в растерянности. Я завожу разговор об очень скучной . . .

24.02.2019
14:56

Попробуем...

    Написать что-то дельное о фильме Тарковского “Зеркало” (1974), когда ничегошеньки в голове нет (я вчера пересмотрел этот фильм)… Поражаюсь, на себя… Когда я его . . .

22.02.2019
15:45

Неуёмный

    Неуёмный это я. Мне мало, что удалось объяснить несколько абстрактных картин Ольги Булгаковой в серии “Архаизмы”. Остались необъяснёнными несколько. А это ставит под сомнение правильность толкования объяснённых.

    Неприятие окружающего в стране – вот пафос серии, если судить по тем картинам, что объяснены (см. тут). И среди необъяснённых есть несколько картин, называющихся “Псалом”. С римскими цифрами. А что такое Псалмы Давида? – До удивления страстные речи человека, предельно верующего в Бога, в нечто высокое и не только для личного приобщения.

    Ну вот, например, Псалом 1:

    "Псалом Давида.

    1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,

    2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

    3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

    4 Не так - нечестивые, [не так]: но они - как прах, возметаемый ветром [с лица земли].

    5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники - в собрании праведных.

    6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет”.

    И кто ж это может быть в новой России таким страстно верующим в общее? – Таких, конечно же, нет. Капитализм – строй верящих в личное. Но. С отменой атеистического тоталитаризма, вздохнула легче религиозная вера. Даже некое возрождение её началось. Но (опять). Что за жалкое зрелище представляет это возрождение! – Если сама Булгакова, получалось до сих пор, сохраняла верность левому шестидесятничеству, которого застала лишь закат и собою являла его закатное состояние… То какая ж она, Булгакова, страстный художник и как же она должна ненавидеть это религиозное лжевозрождение? – Как когда-то ненавидела безрелигиозный лжесоциализм.

    Можно ли эту ненависть увидеть? – Похоже, можно.

    Булгакова. Псалом I. Из серии “Архаизмы”. 2004. Холст, масло.

    Любой религиозный должен ненавидеть коммуняк. Те, первые, революционеры в России, и вторые, извратители социализма в СССР, репрессоры, не стеснялись своей кровавости и цвет крови избрали своим символом на знамени. И крест, символ веры, они пошатнули. – Вот наш религиозный персонаж современного псалма и должен противостоять сохраняющейся доброй памяти о Сталине.

    Он, персонаж, "как дерево"? – Так пусть он будет палкой. А его красное окружение с покосившимся крестом пусть будет образом "нечестивых… грешных… развратителей". Ну а то, что дальше креста – пусть будет образом нейтральных. Которых в Псалме 1 Давида нету. (Давид был субъект крайности. Но Булгаковой такой же быть не обязательно, при всей её стойкости в левизне.)

    Презрение же к этому "как дерево" пусть выражается в минимализме явленной черты.

    И – первая удача.

    Читаем Псалом 2:

    "Псалом Давида.

    1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?

    2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.

    3 "Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их".

    4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.

    5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:

    6 "Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;

    7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;

    8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;

    9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника".

    10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!

    11 Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом.

    12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него”.

    Булгакова. Псалом II. Из серии “Архаизмы”. 2004. Холст, масло.

    Образом несчастных ("цари земли "), поругаемых Господом ради Помазанника (Давида), пусть будет чёрная тучка в центре. А все притеснения на несчастных – это пусть будут всякие рамки этой тучке, прямые и круглые. Жалкие, с точки зрения художницы, презирающей тех недавних атеистов, которые вдруг стали креститься и молиться, воцерковлённых, и тем, мол, снискавших обещание: "поразишь" и "сокрушишь". – Кого к 2004-му году? – Ну хоть террористов. Вне Северного Кавказа теракты к 2004 году прекратились.

    Опять удача!

    Псалом 3.

    " 1 Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.

    2 Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня

    3 многие говорят душе моей: "нет ему спасения в Боге".

    4 Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою.

    5 Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей.

    6 Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.

    7 Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.

    8 Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых.

    9 От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое”.

    Раз Давид – царь, можно предположить, что объектом обобщённых размышлений Булгаковой является Путин в какой-то мере.

    Булгакова. Псалом III. Из серии “Архаизмы”. 2004. Холст, масло.

    А раз Путин и перед нами такая картинка, то что может обозначать потеря лица? – Какое-нибудь падение в 2004-м году, связываемое с Путиным. Например, такое.

    https://www.bbc.com/russian/russia/2015/05/150507_putin_15_years

    Псалом 4.

    " 1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Давида.

    2 Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.

    3 Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?

    4 Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.

    5 Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;

    6 приносите жертвы правды и уповайте на Господа.

    7 Многие говорят: "кто покажет нам благо?" Яви нам свет лица Твоего, Господи!

    8 Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино <и елей> умножились.

    9 Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности”.

    Булгакова. Псалом IV. Из серии “Архаизмы”. 2004. Холст, масло.

    Тут лицо вполне не восстановилось. Автор как презирала, так и презирает Путина. Но хотя б восстановилось отличие лица от фона. (Фоном на президентских выборах 2004 года были совсем бледные люди: Харитонов, Малышкин… Их кто-то сейчас помнит?)

    В самом деле, Путин тогда получил 71% голосов. (На предыдущих – только 53%).

     

    Я оскорбительно понижаю ценность так интерпретированных картин. Но зато я и не занимаюсь словесным баламутством. А художественность – я давно это говорю – есть след подсознательного идеала автора. При такой интерпретации, что я дал, никакого такого следа, конечно, нет. Потому искусствоведы и баламутят, что в их случае остаётся надежда у читателя и зрителя, что художественность, может, таки есть. Потому что подспудно все чуют, что художественность это не что-то рациональное и рассудочное. Баламутство искусствоведов в чём-то даже устраивает многих.

    "…в… “Псалмах” и “Гравитации” – речь идет о процессах оформления материи из хаоса. Булгакова видит две линии такого формирования. Одна связана с какими-то физическими законами: в “Гравитациях” форма сгущается, обретая подобие правильности и раппорта [установления какого-то доверия]. В другой линии важнее слово – так решены “Псалмы”. И только одной деталью – перечеркивающей окружность диагональю – художник позволяет напомнить о древне-литературных коннотациях образа: эта диагональ – не что иное как библейский посох” (Александр Боровский. http://bulgakova-sitnikov.com/ru/bio-and-articles/olga-bulgakova-access-code.html).

    14 января 2019 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
341526  2019-02-22 15:46:46
Воложин
-

16.02.2019
16:22

Грош мне цена

    Вот прочёл рассказ и ничего связного о нём не могу сказать. Почему? – Я боюсь, потому, что у меня литературоведческое самообразование, а не образование. Мало того, . . .

15.02.2019
15:29

Три преступления против культуры

    Одно – сбит барельеф Мефистофеля с какого-то дома в Петербурге. https://ria.ru/20150827/1211329474.html Другое – украдена картина Куинджи "Ай-Петри. Крым" (1898 – 1908) . . .

13.02.2019
21:00

Лучше всех!

    Грусть-тоска меня съедает. Потому что выродком иногда себя чувствую. Ну в самом деле… "…зорко подмечаемые детали…” (Немзер. Литературное сегодня. О русской . . .

10.02.2019
13:36

Единственность мига

    Художник Парошин рассказывал, рассказывал и вдруг говорит: "У меня что-то общее в восприятии есть, некоторое, с Тарковским. Есть что-то родственное такое . . .

03.02.2019
21:33

Против шумихи вокруг "Ай-Петри" Куинджи

    Я б не включился, если б зло не взяло, в конце концов. Картина в Русском музее обычно лежит в запаснике, а теперь, из-за громкого, под видеокамерами, уворовывания её . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100