TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.03.2019
09:52

Шутя ли...

    Читаю какую-то оптимистическую вещь – “Как мы бомбили Америку” (2007). На каждой строчке “я”-повествователь посмеивается надо всем американским. И мне почему-то . . .

24.03.2019
11:27

В молоко попал

    Я живу в маленьком городе маленькой страны. В главной библиотеке его есть русскоязычный отдел. И он, наверно, самый большой в стране. А иногда, думается, и . . .

13.03.2019
16:18

Меня грызёт сомнение

    Правильно ли я вывел, что художник Жилинский – певец абы какой жизни, лишь бы она была индивидуальной и ближе к естественной, животной – автоматической? Не . . .

12.03.2019
13:18

Моне и монотема

    Странно. Я многие сотни статей написал о разных художниках, а отдельной статьи о Моне у меня нет. Хоть он – моё наибольшее впечатление от 6-го Всемирного фестиваля . . .

08.03.2019
16:33

Честность как приём

    Есть такой способ: если быть очень честным, то что-то сто`ящее может получиться. Вот и начну признаваться… Толкуя произведения неприкладного искусства с целью . . .

28.02.2019
17:10

Опять о Булгаковой

    Я где-то читал, что открытием передвижников была театрализация. Театр очень понятен сам по себе. А передвижники болели за несчастный народ. Им понятность была . . .

27.02.2019
15:04

Туго иным с Тугариновым

    Гнилой интеллигент – так я кляну себя за принципиальность, когда начинаю толковать то, что толкованию не подлежит – прикладное искусство. Особенно – . . .

26.02.2019
12:32

Я спросил себя...

    Я спросил себя: “Почему меня не тронул фильм “Полёты во сне и наяву””? (Он 1982 года. А сегодня 75 лет со дня рождения Янковского.) И ответ у меня получился неверный . . .

25.02.2019
14:23

Как Мережковский наврал на Леонардо да Винчи

    "…надрывный крик о синтезе, но нет самого жизненного и познавательного синтеза”. Бердяев Читатель, я в растерянности. Я завожу разговор об очень скучной . . .

24.02.2019
14:56

Попробуем...

    Написать что-то дельное о фильме Тарковского “Зеркало” (1974), когда ничегошеньки в голове нет (я вчера пересмотрел этот фильм)… Поражаюсь, на себя… Когда я его . . .

22.02.2019
15:45

Неуёмный

    Неуёмный это я. Мне мало, что удалось объяснить несколько абстрактных картин Ольги Булгаковой в серии “Архаизмы”. Остались необъяснёнными несколько. А это . . .

16.02.2019
16:22

Грош мне цена

    Вот прочёл рассказ и ничего связного о нём не могу сказать. Почему? – Я боюсь, потому, что у меня литературоведческое самообразование, а не образование. Мало того, . . .

15.02.2019
15:29

Три преступления против культуры

    Одно – сбит барельеф Мефистофеля с какого-то дома в Петербурге. https://ria.ru/20150827/1211329474.html Другое – украдена картина Куинджи "Ай-Петри. Крым" (1898 – 1908) . . .

13.02.2019
21:00

Лучше всех!

    Грусть-тоска меня съедает. Потому что выродком иногда себя чувствую. Ну в самом деле… "…зорко подмечаемые детали…” (Немзер. Литературное сегодня. О русской . . .

10.02.2019
13:36

Единственность мига

    Художник Парошин рассказывал, рассказывал и вдруг говорит: "У меня что-то общее в восприятии есть, некоторое, с Тарковским. Есть что-то родственное такое . . .

03.02.2019
21:33

Против шумихи вокруг "Ай-Петри" Куинджи

    Я б не включился, если б зло не взяло, в конце концов. Картина в Русском музее обычно лежит в запаснике, а теперь, из-за громкого, под видеокамерами, уворовывания её . . .

01.02.2019
13:08

Была не была. Попробую.

    Недавно прочёл объяснение своей настырности:

    "Наиболее катастрофичен для судьбы конкретного человека и порочен для повседневной жизни феномен незаметной трансформации привычек, верований, концепций и заблуждений в индивидуальную форму социальных инстинктов. Каждому приходилось сталкиваться с непоколебимой убеждённостью стариков… Мозгу человека легче и удобнее пользоваться своим или чужим убеждением… чем растрачивать драгоценную энергию на рассудочный анализ” (Савельев. https://e-libra.ru/read/375197-nischeta-mozga.html).

    За десятки лет я привык к тому, что передо мной раскрываются ранее непонятные произведения искусства или того, что так называют. И вот – абстрактные картины Ольги Булгаковой… Загадка.

    А мне случилось понять первое абстрактное произведение Кандинского (тут) и одно-два, на выбор произведения Поллока (тут).

    Поллок живописал тогда, когда марксизм в советском изводе стал всё больше демонстрировать свою беспомощность в объяснении перспектив общественной жизни, перед смертью Сталина, пусть и победившего фашизм, но, похоже, не столько из-за веры народа в коммунистическое будущее, сколько из-за менталитета народа, которого веками невозможно победить. До войны перспектива оказалась ясной из-за краткосрочности: ожидалась война и надо было к ней приготовиться. Это не то, что предвещал марксизм. А после войны почти ничего не изменилось – теперь надо избежать ядерной войны. А где ж коммунизм? Теоретическая книга Сталина “Экономические проблемы социализма” что-то не указывает пути к нему. Надо, мол, совершенствовать то, что названо социализмом. Отказываться от колхозной собственности, переходить с денежного обращения на продуктообмен. Сталин "нацеливал на сдерживание авантюрных призывов немедленного перехода к отношениям высшей фазы коммунизма, на всемерное использование сложившихся отношений, но и без отката "назад"” (https://kprf.ru/pravda/issues/2015/21/article-50589/). – Это было мерами местного значения, а не перспектива человечеству. – Всего этого Полок не думал и не знал, но чуял, что с наукой о социальной организации дело швах, и сосредоточился на организации пятен краски. Например, нечто одно и то же, а… бесконечно разнообразно. Организован… хаос. Он предчувствовал всплеск новой, тонкой организации… рынка (который стихиен же). Как факт, до 2008 года такого большого кризиса, как в 1929-м не было.

    Абстракционизм Поллока был оптимистическим.

    Такой оптимизм не мог нравиться Ольге Булгаковой после ужаса реставрации капитализма в России в 90-х.

    А вот абстракционизм Кандинского, левый, так сказать, ей больше годился.

    Почему левый?

    Потому что Кандинский истошно кричал своим абстракционизмом против воинствующего капитализма, сделавшего валютой даже живопись. В ненависти своей он стал рисовать беспредметность да ещё и такими красками, которые сами по себе не привлекают внимание. (Это я говорю о первой абстрактной картине Кандинского, 1910-го года, без названия.) Не мог он предположить, что мерзкий капитализм и этакую каляку-маляку сделает ценностью, и по-прежнему это будет аналогом валюты.

    Но это было “фэ” обществу. И Ольге Булгаковой, ужасавшейся в 70-х лжесоциализму (победившему левое шестидесятничество), а теперь ужасающейся лже-, что ли? капитализму, захотелось вернуться к началу ХХ века.

    Пока она ужасалась лжесоциализму, требовалось обращение к народу, требовалось в картинах СОДЕРЖАНИЕ. Теперь, получалось, нужно наоборот.

    Признаюсь, что всё вышенаписанное у меня зародилось от таких слов художницы:

    ""Архаизмы” — это серия абстрактных холстов, над которой я работала в течение нескольких лет. Человек всегда меняется на протяжении жизни, потому что мир вокруг нас очень изменчив. Мое субъективное восприятие, представление о творчестве, выбор тем, конечно, подвержены изменениям — этот процесс неизбежен. В какой-то момент содержание, которое мне было очень интересно в ранние годы моей работы, вдруг показалось излишним. Захотелось работать с другими категориями — не в категории сюжета, а с более вневременным. И тогда появились “Архаизмы”. Отчасти это действительно обращение к первоосновам, вечным содержательным моментам жизни. Кроме того, само отношение к абстрактным формам в наше время изменилось. То, что было революционно в начале XX века, сейчас стало, вольно или невольно, архаизмом” (http://didigallery.com/data/Text_zal.pdf).

    Но совсем от содержания Булгакова отказаться не смогла, что выражается в том, что своим опусам она стала давать содержательные названия.

    Первой по дате создания является (из найденных мною в интернете) такая картина.

    Булгакова. Ностальгия I. Из серии “Архаизмы”. 2002. Холст, масло.

    Из-за преобладающего красного, я, бывший стихийным левым шестидесятником, какой была б и Булгакова, родись она раньше, ассоциирую красное в картине с ностальгией по прежнему обществу, неконтрастному всё же. Надо было просто из купели вылить воду-тоталитаризм, а выплеснули с водой и ребёнка – неконтрастное общество. И потому я по былому тоскую, хоть называл его Империей Лжи. И Булгакова, думаю, как-то тоскует. – Вон и греческую "сигму" (Σ) вставила. Этой буквой в математике обозначают сумму. Коллективизм, понимай. – Не ахти какие красивые оттенки красного. – Ну так это ж был всё-таки лжесоциализм, а не социализм…

    Второй по дате и названию является картина такая.

    Булгакова. Ностальгия II. Из серии “Архаизмы”. 2002. Холст, масло.

    Красных сменили как бы белые. И – с воодушевлением. Я, например, не мог противостоять (слушать тут) прелести песни "Всё теперь против нас" (подставляя под уход белых уход своих, "дравшихся" в 60-х за спасения социализма, будучи левыми шестидесятниками).

    А без подставления… – Как-то блекло. С намечающейся чернотой. (Раньше-то право на труд было обеспечено железно… А что будет?..)

    А чёрное взойдёт солнце рынка, совсем не организованного, как на Западе, через почти 4 века после первичного капитализма там.

    Булгакова. Гравитация II. Из серии “Архаизмы”. 2003. Холст, масло.

    А чтоб не было похоже на иллюстрацию заранее знаемого, облакам приданы линейные очертания.

    Булгакова. Ностальгия III. Из серии “Архаизмы”. 2003. Холст, масло.

    Красное не было побеждено совсем ("социальное государство" вписано в Конституцию и Путин старается придерживаться этого курса). Белое тоже не победило (дерьмократией стало называться, а предприниматели понимаются как злодеи). – Чёрно от этого. – Прямоугольники как смесь непримиримых субстанций в расколотой стране.

    Но вообще я подозреваю, что всё обращение к абстрактности сделано от головы*, а не от подсознания. Художник, то есть творец, выражающий свой подсознательный идеал, кончился в Ольге Булгаковой. По крайней мере, на время тех бед батыевого масштаба, какие навалились на страну.

    Это – картины прикладного искусства. Приложенного к общим нерадостным соображениям о том, что случилось со страной в последнее время.

    10 января 2019 г.

    *- “…в “Ностальгии” 2004 года

     

    Булгакова. Ностальгия VII. Ностальгия VIII. Серия “Архаизмы”. 2004.

    знаковое и театральное существуют уже в качестве рудимента: плоскость внизу полотна собирается складками, напоминая о своем матерчатом происхождениии, это, в свою очередь, отсылает к теме театра.

    В серии “Архаизмы” никаких “головных” ассоциаций нет: это чистое, беспредметное переживание геометрически нарезанного, взятого в различную светосилу цвета. Почему, собственно, архаизмы? И почему заголовок серии – “Ностальгия”? Наверное, это ностальгия по простоте пратворения, когда твердь нарезалась простыми ломтями, цвет рождался из света, а в формообразовании ощущались самые простые, исполненные изначального смысла архетипы – ступени, врата?” (Александр Боровский. http://bulgakova-sitnikov.com/ru/bio-and-articles/olga-bulgakova-access-code.html).

    - Рациональное толкование, как у меня, лишает художественности как чего-то, постижимого ну разве что единицам. Вот и мутят искусствоведы.

    14.01.2019.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
341225  2019-02-01 13:09:05
Воложин
-

31.01.2019
11:10

Мысль в голову пришла

    Мысль такая: если кто уверился, что абсурдна вся Эта жизнь, то надо её заклеймить, выставив напоказ всю её абсурдность. Ведь это ж ерунда – группировать людей по их . . .

29.01.2019
22:02

По цепи извращений

    Извращениями занимается Дмитрий Быков (“Время потрясений 1900 - 1950” М., 2018. С. 28). Пишу это авансом. Потому что уже несколько раз ловил его на них. И думаю, что и теперь . . .

28.01.2019
13:42

Уж и не знаю, как начать.

    Уж и не знаю, как начать писать… Хронологически попробую. Потому что я так и не смог найти автора… Сперва я прочёл у Алексея Варламова в романе пронзительную . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100