TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


16.02.2019
16:22

Грош мне цена

    Вот прочёл рассказ и ничего связного о нём не могу сказать. Почему? – Я боюсь, потому, что у меня литературоведческое самообразование, а не образование. Мало того, . . .

15.02.2019
15:29

Три преступления против культуры

    Одно – сбит барельеф Мефистофеля с какого-то дома в Петербурге. https://ria.ru/20150827/1211329474.html Другое – украдена картина Куинджи "Ай-Петри. Крым" (1898 – 1908) . . .

13.02.2019
21:00

Лучше всех!

    Грусть-тоска меня съедает. Потому что выродком иногда себя чувствую. Ну в самом деле… "…зорко подмечаемые детали…” (Немзер. Литературное сегодня. О русской . . .

10.02.2019
13:36

Единственность мига

    Художник Парошин рассказывал, рассказывал и вдруг говорит: "У меня что-то общее в восприятии есть, некоторое, с Тарковским. Есть что-то родственное такое . . .

03.02.2019
21:33

Против шумихи вокруг "Ай-Петри" Куинджи

    Я б не включился, если б зло не взяло, в конце концов. Картина в Русском музее обычно лежит в запаснике, а теперь, из-за громкого, под видеокамерами, уворовывания её на виду у посетителей c выставки, её собираются поместить в постоянную экспозицию.

    Я б молчал из-за тонкости разбора, который я уже проделывал (см. тут и тут) с картинами Куинджи последнего периода его творчества. – Поймите, не хочется повторяться в чём-то. Наконец, большого душевного напряжения требует новый разбор. Себя жалко.

    Но. Получается, надо выступить против хайпа.

    Я хайпующих даже и понимаю. Они ж в чём-то чуют, что говорить о произведении живописи большого художника – престижно. Общеизвестно, что в таких вещах есть большая глубина. Лучше о самом себе думаешь, если можешь два слова связать по поводу картины имярек.

    Мой долг – иначе связать несколько слов об этой картине.

    Простите, если я повторюсь.

    Куинджи. Ай-Петри. Крым. 1890-е. Бумага на холсте, масло.

    Важно, что это – вид вечером и тогда, когда с электричеством было ещё слабо.

    "Первая электростанция появилась в Крыму в далеком 1896 году. Она дала ток для освещения театра и центральных улиц Симферополя, но общую ситуацию не изменила: фактически до начала 30-х годов прошлого века все остальные города и сёла полуострова вечером погружались во тьму. Электричества не было даже в портах” (http://ktelegraf.com.ru/7567-pervaya-yelektrifikaciya-kryma.html).

    Но для своей цели Куинджи и сегодня б сделал пейзаж безлюдным. Потому что он нарисовал ход времени, нечто метафизическое. Человеческая суета ему мешала. Чтоб не сказать хуже. Читайте в ссылках, что он тогда сделал со своей жизнью – от разочарования в ней. Это было похуже разочарование, чем у романтиков, бежавших от ужасной действительности в свой прекрасный внутренний мир и рисовавших потому красивейшие пейзажи… души.

    Потому Куинджи и не утро нарисовал, а вечер. С утром ассоциируется совсем иное настроение. А что тут именно вечер, понимает каждый, кто что-то смыслит в географии или просто слышал словосочетание Южный берег Крыма и знает, что только он – гористый. Значит, море там – с юга. И, глядя с юга на север, что мы имеем слева? – Правильно: запад.

    И нужен был Куинджи вид именно с уровня моря. Потому что на уровне моря уже совсем темно, когда на вершинах гор и в небе ещё чуть не день.

    И всё это нужно было для так называемого растяжения цвета. Который он и применил для изображения – хочется сказать буквально – хода времени. Нет. Не так. – Хода Времени. – Большими буквами.

    В картине колоссальная игра плавным (в небе) и прерывающимся (в горах) изменением синего. Слева направо и сверху вниз.

    Слева направо – естественное движение для народов, пишущих слева направо.

    А уже почти чернота синего внизу позволяет мне вспомнить о естественности смерти всего. Не только живого, а всего. – Это нужно вспомнить, помня о страшнейшем разочаровании Куинджи во всём-всём.

    Это мрачное мироотношение. А впечатление от картины не мрачное. – В чём дело?

    В том, что изображён миг времени на фоне его неостановимости и… Вечности в образе, в том числе, и застылости горных волн. Изображением мига достигнута принципиальная для человека недостижимость Вечности. Никогда больше такого мига в природе не повторится! Таких валов морских, таких двух-трёх бликов на гребнях волн при таком освещении… Ан! Художник это исчезающее навсегда мгновение остановил! Он счастлив. Он достиг недостижимого. Он выразил свой идеал принципиально недостижимого метафизического иномирия.

    Холодный это идеал. Соответственно и торжество гаммы холодных оттенков.

    Но есть тут и истаивающая теплота какой-то желтизны. В небе и в светлых складках гор. – Это образ покидаемой жизни. При уходе из неё она – любая! – кажется желанной. Тёплой. Из неё жаль уходить. Но. Не такому твёрдому в своём новом, ультраразочарованном мироотношении, как Куинджи. – Это уже и почти не желтизна, не теплота там, на верху.

    И нет такому даже и христианского утешения тем светом, с верой в Царствие Божие на небе.

    То было время кризиса христианства. Как факт тогда родилась и реакция на этот кризис, например, так называемое Возрождение русской религиозно-идеалистической философии. Но вот Куинджи оно не затронуло.

    Если сейчас новая волна религиозного возрождения, то новообращённым стоит пойти смотреть вдруг прославившуюся картину в порядке испытания себя, а не хайпа ради. Да и каждому, помня о неминуемой личной смерти, тоже стоит этак себя испытать на стойкость. – Вот это будет настоящая глубина переживаний.

    1 февраля 2019 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
341237  2019-02-03 21:34:15
Воложин
-

341242  2019-02-04 13:17:08
ВМ
- Я лично не поклонник Куинджи, но рад что его картина была вынута из запасников и представлена в Третьяковке. Это получше чем временные экспозиции всякого барахла, под названием "современное искусство" да еще и не имеющего отношения к русскому искусству, чему и посвятил свою галерею Третьяков. Хорошо бы и директора под стать ему подыскать.

01.02.2019
13:08

Была не была. Попробую.

    Недавно прочёл объяснение своей настырности: "Наиболее катастрофичен для судьбы конкретного человека и порочен для повседневной жизни феномен незаметной . . .

31.01.2019
11:10

Мысль в голову пришла

    Мысль такая: если кто уверился, что абсурдна вся Эта жизнь, то надо её заклеймить, выставив напоказ всю её абсурдность. Ведь это ж ерунда – группировать людей по их . . .

29.01.2019
22:02

По цепи извращений

    Извращениями занимается Дмитрий Быков (“Время потрясений 1900 - 1950” М., 2018. С. 28). Пишу это авансом. Потому что уже несколько раз ловил его на них. И думаю, что и теперь . . .

28.01.2019
13:42

Уж и не знаю, как начать.

    Уж и не знаю, как начать писать… Хронологически попробую. Потому что я так и не смог найти автора… Сперва я прочёл у Алексея Варламова в романе пронзительную . . .

25.01.2019
09:06

О песнях Высоцкого цитатами из Богданова

    Самодеятельный критик: Вы знаете, что такое художественный смысл? Кандидат филологических наук: Нет. Разговор без свидетелей. Богданов – главный поначалу . . .

23.01.2019
15:56

О господи...

    Блаженны верующие… А мне – не на что надеяться. Я прожил жизнь, так и не узнав взаимной любви. Ну хорошо, я невзрачен внешним видом. Но Тургенев-то был красавец. Ан . . .

22.01.2019
13:08

"Фэ" Булгаковой

    Это – второй заход в попытке “понять” художницу Булгакову. Булгакова. Гоголь. 1980. Холст, масло. Булгакова. Гоголь. 2008-2009. В первом я сам себя стращал, что . . .

17.01.2019
14:17

Быков и Гоголь

    Происхождением этой статьи я обязан Д. Быкову и тому факту, что я ещё не разбирал “Страшную месть” (1831) Гоголя. Быков нечто высказал, используя цитату из “Страшной . . .

16.01.2019
18:08

Вредина

    Это я про себя – вредина. Понравилась картина – Кораблёва. Зимний вечер. 2018. Холст, масло. ну так хвали. Я было поначалу и вознамерился. Стал всматриваться, чем это . . .

14.01.2019
20:54

То же, но в чём-то не то.

    Я вынужден повторяться. Потому что имею слишком оригинальное воззрение на искусство и слишком неизвестен, вообще-то, а публикуюсь в ограниченном количестве эл . . .

11.01.2019
19:05

Искренний Юдин

    На днях в фейсбуке у меня случился такой разговор: "- …народ и Сталина любил. Попробовал бы он не любить. - Воображения у вас не хватает. Сталина любили. Вы, . . .

10.01.2019
13:14

Духовное или душевное?

    Идеалистом, наверно, можно считать того, кто повышенно ценит духовное. Именно духовное, а не душевное. Потому что душевное не относится крайне негативно к грехам . . .

08.01.2019
17:06

Разлетелись

    От лицезрения провалов революций в XIX веке в Западной Европе и так и не начавшейся революции в России некоторые художники пришли в ТАКОЕ отчаяние, что стали . . .

04.01.2019
14:38

Вы как хотите...

    Вы, как хотите, а на меня эти слова Александрова производят как бы гипнотическое действие: "…неживое в модерне живёт активно, а живое мертвеет и застывает . . .

03.01.2019
14:33

Гоголь в трансе

    Близится Новый Год. Как его встречать? – Надо попробовать писать статью о гоголевской повести “Ночь перед Рождеством”. Я не уверен, что я её читал, но почти . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100