TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.01.2019
19:05

Искренний Юдин

    На днях в фейсбуке у меня случился такой разговор: "- …народ и Сталина любил. Попробовал бы он не любить. - Воображения у вас не хватает. Сталина любили. Вы, . . .

10.01.2019
13:14

Духовное или душевное?

    Идеалистом, наверно, можно считать того, кто повышенно ценит духовное. Именно духовное, а не душевное. Потому что душевное не относится крайне негативно к грехам . . .

08.01.2019
17:06

Разлетелись

    От лицезрения провалов революций в XIX веке в Западной Европе и так и не начавшейся революции в России некоторые художники пришли в ТАКОЕ отчаяние, что стали экстремистами, причём противоположного толка: проницшеанского и просимволистского. Аж и в ХХ веке. Разочаровавшись в подоспевших революциях уже и российских. Один толк экстремизма – у Малевича, другой – у, скажем, Рылова.

    А Н. Н. Александров разного толка в экстремизмах не различает и называет оба русским космизмом:

    "Пространство в менталитете располагается в диапазоне от бесконечно большого до бесконечно малого. Здесь речь идет о космосе, и Малевич заявляет об этом прямо на своих картинах. В своих печатных трудах Малевич писал, что его художественные эксперименты с парящими фигурами высвобождают неизвестную ранее энергию космоса и что на такой энергии можно физически летать. Он чувствовал энергетическое поле будущего времени почти физически и осваивал его в том пространстве, в котором жил менталитет его эпохи – в предельно большом.

    Огромное, космическое пространство присутствует тогда во всем искусстве, даже у художников традиционных: это отражено, например, и в сферической перспективе Петрова-Водкина, и в картинах традиционалистов – Кустодиева, Малявина, Юона, Рылова и т.д.” (http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005a/00011266.htm).

    Посмотрим на Рылова.

    Рылов. Бурный день на Каме. 1918.

    Пространство, действительно, огромное, пусть и не космическое. Какой-то безвлажностью, что ли, воздуха заданное, - безвлажностью, что обеспечивает какую-то необычную его прозрачность. Иначе не объяснить яркость синих холмов другого берега и голубизну обычно серых облаков, когда ими затянуто всё небо. Или оно не всё затянуто? А через какую-то дыру в облаках хлынуло солнце и озеленило взбаламученную поднятым илом со дна коричневую воду. Она в пенных барашках потому, наверно, и желтоватая, что ил и песок в себе несут волны.

    Нет, конечно, можно тут увидеть и образное воспевание вечного российского (русского, татарского и т.д.) менталитета, вольного, образовавшегося от исключительных российских просторов.

    Рылов. Закат. 1917.

    Тут вот, правда, плоховато с огромностью пространства. Но, поднатужившись, можно и тут его увидеть – то светло-коричневое в небе на горизонте ведь огромного удаления тучи. Они ж не зря так отличаются по цвету от более близких жёлтых, красных и иначе коричневых облаков. Да и закат солнца – чем не космическое явление…

    По крайней мере, отстранённость от политических событий 1917 года выглядит в толковании перспективнее, имея в виду исключительность далей и в других его картинах.

    Рылов. Чайки. Закат. 1922.

    Тут-то уж нет причины, глядя на дату создания, толковать красное как приятие революции (как поступают иные). Тут прямо жуть, а не закат. Но жуть какая-то усмиряющая…

    Рылов. В голубом просторе. 1918.

    Как и тут вряд ли о революции.

    Наоборот – полное отстранение от злобы дня. Скорее уж космизм выглядит как побег от плохой действительности. Близка, вроде, к космосу самая тёмная часть неба… (Если это не натяжка.)

    Нет, можно и тут найти характерность русского пейзажа, ведь в России целая бесконечность побережья арктических морей… И – русскость, мол, воспевается. Вечная и неизменная, как менталитет народа. Даёшь традиционализм, мол.

    Но по Александрову – совсем не традиционализм, а назревающая новая общечеловеческая ментальность.

    О старых он пишет так:

    "…что объединяет всех русских космистов [Фёдорова, Вернадского, Циолковского, Чижевского…]. В их работах Человечество уже существует как единый новый организм, новое целое с новыми свойствами. А следует сказать, что всякий принципиально новый менталитет и должен выдвинуть свою моно-идею. Например, в Новом времени это единый Разум и монады Лейбница, в средневековье – единый Бог монотеизма, в античности – мир Идей, и Креатор в мифе. В ситуации нынешнего дробления всего и вся на части разговор о едином человечестве воспринимается большинством в штыки, но говорить об этом и изучать того же Вернадского в вузах заставляют две взаимосвязанные сферы – экономики и экология; здесь-то никуда не деться от наступающего планетарного единства” (Там же).

    У человечества, мол, всегда (и при первобытно-общинном строе, и при рабовладельческом, феодальном и капиталистическом – всегда) был в чём-то общий для всех менталитет единения (племени, народа, цивилизации). А в конце XIX века – в первую очередь в России – стал прорезаться пятый: макромасштабный, сопряжённый с космосом.

    "Подобные макромасштабы в истории менталитета наблюдались только четыре раза: в древнейших космогонических мифах первобытно-общинного мира, на заре первых цивилизаций (например, в Египте, в Анатолии, в Индии, в Китае, у инков и майя), при рождении четырех религиозных конфессий в раннем средневековье, в начале Нового времени (Коперник, Декарт, Ньютон, Кеплер и т.д.). Это признак начала всякого нового ментального формационного цикла. Причем, в ходе истории наблюдается относительный рост макромасштаба, хотя сказать, что египетский или теологический космос меньше нашего определенно невозможно. Зато можно сказать, что это моменты объединительные, судьбоносные для громадных масс людей – и в этом смысле ментальный масштаб растет. В ХХ веке он впервые начинает включать в себя все человечество, причем не только наличное, а вообще все и во все времена” (Там же).

    Иными словами: от ужасов действительности – бегство вперёд. Просимволистское.

    "Космизм русский впервые обосновал идею объединения всех людей, основываясь не столько на политических и идеологических причинах, сколько на нравственных и экологических” (http://fb.ru/article/172516/kosmizm-russkiy-idei-russkogo-kosmizma).

    Но, конечно, если б не перечисление художников, как-то относимых к космизму, Александровым, я б ни за что не отнёс сюда Рылова. Хоть какая-то кристальная чистота воздуха у него чувствуется необычная. Краски не зря такие яркие. При этом пространство оказывается-таки необычно огромным.

    Рылов. Лебеди нал Камой. (1920, повторение картины 1912 года)

    При такой низкой облачности такие дали!..

    Колоссален такой отзыв:

    "Символика полёта могучих птиц над водой приобрела здесь новое звучание. Её волевое, действенное начало дано не в борьбе, а в спокойной гармонии с морем и небом” (Фёдоров-Давыдов).

    Не зря космос переводится как организованный мир… Зато такое свойство русского космизма, как проективность, что-то никак не видна в рыловских пейзажах без людей.

    И всё окончательно запутывает такая картина с проективностью и с человеком-проектом.

    Рылов. В. И. Ленин в Разливе в 1917 году. 1934.

    Причём запутанность как-то странно соответствует запутанности у Александрова (о времени и пространстве – огромных до бесконечности), - запутанности, отмеченной выше во втором абзаце этой статьи, плюс новой запутанности Александрова, забывающей о бесконечности при переходе от сверхвремени и сверхпространства к социуму:

    "…единый хронотопический индикатор, который может быть дополнен третьим, социологическим, индикатором. Огромное, и связанное с будущим, пространство в менталитете всегда отражает диктат жестко организованного общества, здесь преобладает свобода общества, игнорирующая интересы отдельной личности. Речь идет не только о приходе к власти политических лидеров с тенденциями “государственного подавления личной свободы”, причем сразу во многих странах мира после 1931 года, хотя это тоже является проявлением исторической циклической закономерности”.

    Картина написана как раз "после 1931 года”. Но разве не с самого начала у Рылова была просимволистская направленность, "…идеи глобальные, принципиальные, космического масштаба и ориентированные в очень отдаленное будущее человечества. Этот комплекс идей максимально энергетизирован, что порождает чувство “ослепительности”, излучаемое этим искусством”. Разве это не оппозиционное действительности искусство, оппозиционное и сталинизму, и фашизму, и нацизму, и ленинизму, раз и ленинизм был революционен, а не "в спокойной гармонии”?

    Как тогда понимать картину с Лениным?

    Я думаю – как подколку, которую никто в СССР не заметил: Ленин, мол, ничто по сравнению с космосом, а не проектант будущего (в Разливе он всего лишь вооружённое восстание планировал, зная, что социалистическая революция в России самой по себе невозможна, а возможна лишь как запал Мировой Революции, которая где – в 1934-м? – нетути!).

     

    Я всегда ратую за художественность как иное название следов подсознательного идеала автора. И тот обычно все детали отлично взаимосогласовывает.

    Ленин, взятый против света, не может своею жертвенной темнотой заслонить ослепительность мирной зари. Масштаб его проектности, по Рылову, меньше проектности космизма. Драматизм Ленина (неизбежность массовой смерти) качественно отличается от безболезненности драматизма туч на небе. И так, на отрицании силы, проектность русского космизма подсознательно Рыловым утверждается.

    А вот что бывает, когда он (надеюсь, сознательно), преодолевая себя-подсознательно-дальнего-проектанта, силу воспевает и проективность с временной длиной в ближайшую секунду.

    Рылов. В лодке (Смельчаки). 1914.

    Картину можно переназвать “Аванюристы”. Рылов, как всегда, против действительности. А в стране в 1914-м патриотический угар. Мир катится в катастрофу мировой войны (потекут реки крови – и потому красна вода тут). А этим двоим хоть бы хны.

    Так вот подсознательность на этот раз я усматриваю в том, что пропадает от осознаваемого втравливания себя в себе не свойственную непроективность, в бездумную рискованность, – пропадает глубинное обожание огромного пространства (из-за которого Александров Рылова в космисты и записал). Дали тут – обычные (ближе – темнее, дальше – светлее). И расстояние до них короче. И ослепительность картины пропала вместе с огромной далью.

    Космист Рылов не розовый мечтатель, как русские позитивисты. "Стоит, мол, разъяснить человечеству, в чём его благо, и “люди перестанут бороться за существование, а составят ассоциацию и пойдут мирным путём к одной общей цели” (Шелгунов)" (http://russianway.rhga.ru/upload/main/50_Gacheva2.pdf). Рылов понимал, что "гармонично устроиться в мире, каков он есть – в мире падшем, непреображённом, отданном во власть “смерти и временности” (Бердяев)” (Там же) – нельзя.

    Потому у Рылова на картинах часто сильный ветер. Он вздувает волны, а те взмучивают воду, превращая её в какой-то красно-коричневый раствор песка, глины и ила. Но он, ветер, очищает воздух, как-то особо распахивает дали… А если и нет ветра, есть сильное течение, точащее дно и тоже превращающее воду в рыжую жижу.

    Рылов. Устье реки Орлинки. 1928.

    И – совершается эволюционное "дело преображения сущего в должное” (Там же). И – ослепительность (образ проективности) возвращается даже без особых далей. Из грязи – понемногу в князи. "Юридически нэп был прекращён только 11 октября 1931 года, когда было принято постановление о полном запрете частной торговли в СССР” (Википедия).

    В общем, русский космизм, наряду с традиционализм, это ещё одна немеркнущая альтернатива западному образу жизни.

     

    Но вечность жизни русскому космизму обеспечит иное – художественность его выражения как ощущение ЧЕГО-ТО, словами невыразимого… У Рылова – эти странно далёкие дали, рыжая вода… ослепительность…

    16 ноября 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
341031  2019-01-08 17:07:36
Воложин
-

04.01.2019
14:38

Вы как хотите...

    Вы, как хотите, а на меня эти слова Александрова производят как бы гипнотическое действие: "…неживое в модерне живёт активно, а живое мертвеет и застывает . . .

03.01.2019
14:33

Гоголь в трансе

    Близится Новый Год. Как его встречать? – Надо попробовать писать статью о гоголевской повести “Ночь перед Рождеством”. Я не уверен, что я её читал, но почти . . .

02.01.2019
16:41

Лишь Россия живёт вопреки или со всеми что-то неладно?..

    С реставрацией капитализма в России я заметил, что стал не моден историзм. Наверно, из-за свержения с пьедестала почёта исторического и диалектического . . .

25.12.2018
17:16

Живописные аналоги победного Высоцкого

    Хоть плачь… Когда я иллюстрировал мысль о мажорной пастозности художника Игоря Попова (тут), меня поразило, насколько он схож с художником Стожаровым. Аж . . .

21.12.2018
22:14

Тонус

    Честный критик, выступая перед аудиторией, обязан честно признаться: “Господа! Сегодня по случаю юбилея Шекспира я хочу поговорить о себе...” Фридесберт Туглас . . .

21.12.2018
13:05

Эх, тоска, тоска!.. (Опыт медленного чтения)

    — А почему “Петербург Достоевского”? — спросил Т. — Что это у вас, то Толстой, то Достоевский? — Ревнуете? — усмехнулся Ариэль. — Напрасно. Главная культурная . . .

20.12.2018
14:27

Много-много почему

    Я нашёл много ответов на вопрос “почему” об элементах в новгородской иконе “Чудо Георгия о змие” (конец XIV в.). Почему в пасть змея колет Георгий. – "Поскольку . . .

19.12.2018
20:33

Слепой я

    — Подымите мне веки: не вижу! Гоголь. Вий. Точно! Это ж, как Чехов! Ничего не происходит. Читать скучно. Счастья нет. Виновных – тоже. Так устроен Этот мир . . .

17.12.2018
16:53

О бедном поэте замолвите слово

    Как ни дико это звучит, иномирие существует объективно. То, что вне нашей Вселенной, есть иномирие. И им является физический вакуум. В каждой частичке этого . . .

15.12.2018
21:23

Вот я и дочитал...

    Вот я и дочитал до конца книгу Шаргунова “Свои” (2018). Последний рассказ – о Катаеве времени после написания им романа “Алмазный мой венец”. Ницшеанского (см. тут). . . .

14.12.2018
13:34

Незамеченный церковью бунт Караваджо

    Когда воевали Контрреформация и Реформация, каждая сторона выступала со своими догматами. Для католиков главным было, что представитель Христа на земле – папа, а . . .

12.12.2018
14:36

Сал-ах, какой хороший художник!

    Две недели тому назад Таиру Салахову исполнилось 90 лет. А два года тому назад в Третьяковке впервые открылась персональная выставка его работ. Наверно же, он . . .

09.12.2018
11:16

Чары Клода Лоррена

    B> Вы будете смеяться, но я, наконец, нашёл удовлетворяющее меня описание “прибрежных” картин Клода Лоррена. У Сапронова – http://summa.rhga.ru/edin/pers/detail.php?rraz=&ELEMENT_ID=5125 . . .

06.12.2018
09:51

Пощёчина? - Или я отвечу?

    На днях я впервые столкнулся с Веронезе (см. тут) и истолковал его, как представителя Позднего Возрождения, трагического героизма, надеющегося на скорейшую победу . . .

01.12.2018
11:25

Про муть

    На днях я услышал мысль, меня чем-то поразившую. Что Павлов, намереваясь перейти с собак на людей в опытах на рефлексы, предполагал испытуемыми взять артистов. Те, . . .

30.11.2018
14:09

Не ахти что

    Я смущён. Собою. Я заметил, что зачастую стал писать не потому, что меня распирает вдохновение, а потому что люблю писать. Нет, я, конечно, учитываю нужду читателя (да . . .

29.11.2018
16:46

Пустота

    Мысли и переживания при чтении романа Варламова Диво! Слезами быстро наполнились глаза мои на 24-й странице: "- Я на читателя хочу учиться”. Это Павлик говорит, . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100