TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.01.2019
14:17

Быков и Гоголь

    Происхождением этой статьи я обязан Д. Быкову и тому факту, что я ещё не разбирал “Страшную месть” (1831) Гоголя. Быков нечто высказал, используя цитату из “Страшной . . .

16.01.2019
18:08

Вредина

    Это я про себя – вредина. Понравилась картина – Кораблёва. Зимний вечер. 2018. Холст, масло. ну так хвали. Я было поначалу и вознамерился. Стал всматриваться, чем это . . .

14.01.2019
20:54

То же, но в чём-то не то.

    Я вынужден повторяться. Потому что имею слишком оригинальное воззрение на искусство и слишком неизвестен, вообще-то, а публикуюсь в ограниченном количестве эл . . .

11.01.2019
19:05

Искренний Юдин

    На днях в фейсбуке у меня случился такой разговор: "- …народ и Сталина любил. Попробовал бы он не любить. - Воображения у вас не хватает. Сталина любили. Вы, . . .

10.01.2019
13:14

Духовное или душевное?

    Идеалистом, наверно, можно считать того, кто повышенно ценит духовное. Именно духовное, а не душевное. Потому что душевное не относится крайне негативно к грехам . . .

08.01.2019
17:06

Разлетелись

    От лицезрения провалов революций в XIX веке в Западной Европе и так и не начавшейся революции в России некоторые художники пришли в ТАКОЕ отчаяние, что стали . . .

04.01.2019
14:38

Вы как хотите...

    Вы, как хотите, а на меня эти слова Александрова производят как бы гипнотическое действие: "…неживое в модерне живёт активно, а живое мертвеет и застывает . . .

03.01.2019
14:33

Гоголь в трансе

    Близится Новый Год. Как его встречать? – Надо попробовать писать статью о гоголевской повести “Ночь перед Рождеством”. Я не уверен, что я её читал, но почти . . .

02.01.2019
16:41

Лишь Россия живёт вопреки или со всеми что-то неладно?..

    С реставрацией капитализма в России я заметил, что стал не моден историзм. Наверно, из-за свержения с пьедестала почёта исторического и диалектического . . .

25.12.2018
17:16

Живописные аналоги победного Высоцкого

    Хоть плачь… Когда я иллюстрировал мысль о мажорной пастозности художника Игоря Попова (тут), меня поразило, насколько он схож с художником Стожаровым. Аж . . .

21.12.2018
22:14

Тонус

    Честный критик, выступая перед аудиторией, обязан честно признаться: “Господа! Сегодня по случаю юбилея Шекспира я хочу поговорить о себе...” Фридесберт Туглас . . .

21.12.2018
13:05

Эх, тоска, тоска!.. (Опыт медленного чтения)

    — А почему “Петербург Достоевского”? — спросил Т. — Что это у вас, то Толстой, то Достоевский? — Ревнуете? — усмехнулся Ариэль. — Напрасно. Главная культурная . . .

20.12.2018
14:27

Много-много почему

    Я нашёл много ответов на вопрос “почему” об элементах в новгородской иконе “Чудо Георгия о змие” (конец XIV в.). Почему в пасть змея колет Георгий. – "Поскольку . . .

19.12.2018
20:33

Слепой я

    — Подымите мне веки: не вижу! Гоголь. Вий. Точно! Это ж, как Чехов! Ничего не происходит. Читать скучно. Счастья нет. Виновных – тоже. Так устроен Этот мир . . .

17.12.2018
16:53

О бедном поэте замолвите слово

     

    Как ни дико это звучит, иномирие существует объективно.

    То, что вне нашей Вселенной, есть иномирие. И им является физический вакуум.

    В каждой частичке этого вакуума колоссальная удельная энергии и масса. Частицы нашей Вселенной, микромиры (электроны, фотоны и др.) – как бы большие пузыри, энергия и масса которых несоизмеримо мала по сравнению с вакуумом. И физики там и там совершенно разные. Разве что одно общее – соотношение неопределённостей Гейзенберга:

    "Я не могу точно одновременно измерить две определённые величины связанные. Вот, например, в классической механике я могу точно измерить, какая у частицы скорость и какая у неё координата. В квантовой механике я могу точно измерить, какая у частицы скорость, но тогда не буду иметь никакого понятия, где она находится… Либо я могу то же самое говорить про энергию [E] и время [t]. Чтобы измерить энергию точно, мне нужно бесконечное время. Или я могу измерить энергию не очень точно, но при этом потратить на очень много времени… Это соотношение… открывает очень интересные возможности. Все вы знаете закон сохранения энергии. Но получается, что если я знаю на отрезке времени [Δt], сколько энергии с определённой точностью [ΔE], это значит, что я могу нарушать закон сохранения энергии с этой самой точностью в рамках этого отрезка времени. То есть две частицы (частица и античастица) могут родиться из вакуума, заняв как бы вот это ΔE. Но тогда через время, не больше, чем Δt, они должны аннигилировать [я предполагаю, что читатель знает, что такое античастица и аннигиляция]… Чем больше энергия, тем быстрее она должна аннигилировать” (Мусаев. тут временная метка 22:15).

    Вот физический вакуум и представляет собою в потрясающе малом объёме нечто как бы кипящее и тут же пропадающее. Возникающие и мгновенно исчезающие (виртуальные) частицы и поля, какие есть как долгоживущие в нашей Вселенной.

    "Такие процессы должны происходить в каждой точке пространства. Пространство, наполненное виртуальными парами называется физический вакуум… Можно подумать, что это какой-то странный эффект, который, скорее всего, не может существовать в реальности… [но, оказалось] его необходимо учитывать в технике [в конструировании наномашин]… эффект Казимира [предлагаю или поверить, или об этом почитать]" (Там же, временная метка 23:56).

    Так что иномирие есть. О его устройстве кое-что даже предполагают (с помощью так называемой теории струн).

    "Попробуем применить принцип неопределённости Гейзенберга к самому пространству… В применении к пространству можно сказать, что я не могу точно измерить кривизну в точке и скорость изменения этой кривизны. И это приводит к такой картине на очень малых расстояниях… геометрия ведёт себя безобразным образом. Там появляются дырки, какие-то пики такие… это перестаёт быть ареной, плоской или немножко искривлённой гладкой ареной наших взаимодействий. Это становится бурлящим непонятным потоком кривизн и различных дефектов. – В чём же проблема? – Проблема в следующем. – Если я рассмотрю распад частиц, например… Летела частица и через какой промежуток времени распалась на две. И оказывается, если вот эта точка распада попадает на один из дефектов, теория [распада] рушится… Решение этой проблемы оказывается довольно концептуальным. Приходится полностью переработать концепцию физики элементарных частиц. И вместо точечных объектов иметь в виду протяжённые, например, струну. Вот у меня струна летит, вот она… начинает сжиматься и разваливается на две штуки. В этом месте она развалилась на две. Радость от такой конструкции… состоит в том, что точка, где они соединяются, зависит от того, как вы проведёте плоскость. Эта плоскость иллюстрирует плоскость наблюдения… Точка, где распадаются струны конкретно, она зависит от этой плоскости. И поэтому она в некотором смысле размыта и такая струна, она не видит все эти вот особенности на пространстве. Она их сглаживает” (Там же, временная метка 28:46).

    Что доказывает и существование на самом деле бурление кривизн в физическом вакууме, и их неощутимость частицами и излучениями нашей Вселенной. Бурление – в иномирии.

    Так самое восхитительное, что люди, художники, абсолютно ничего не зная об объективности существования иномирия, стремятся душою к чему-то такому, совершенно иному, Абсурдному, Вневременному, принципиально недостижимому… Если им до крайности обрыдло жить в Этом мире. Например, каким он явил себя советским людям в перестройку и реставрацию капитализма. Например, Анатолию Полякову.

    Ноктюрн

     

    И снова сутки прочь – проспали и пропели,

    и снова наша жизнь размеренно–пуста.

    Без памяти пилот стреляет сквозь пропеллер

    и попадает в ночь, не повредив винта.

    Мы пьем на кухне чай, а девочки уснули.

    Сидим и ни гугу, а где-нибудь сейчас –

    и в очередь, и так – летят шальные пули,

    и – как бы невзначай – одна попала в нас.

    Коричневый настой – без запаха и вкуса,

    надменный ход часов, и ничего не жаль.

    И где–то в глубине поблескивает тускло

    пульсирующий луч, уложенный в спираль.

    Сползает паучок по биссектрисе транса,

    и чмокает малыш губами на соске, –

    высвечивает страх фатальный бред пространства,

    где вечно наша жизнь висит на волоске.

    1991

    Таким пасынкам истории хуже в гораздо большей мере, чем романтикам. Романтики спасались бегством из внешней жизни во внутреннюю, в красоту своей души, в солипсизм. А этим и такой дороги нету. Разве что в бред, в транс… Которые как вызвать? Если не опьянением или наркотическим возбуждением… – Силой вчувствования, воображения.

    Казалось бы, кончилось время кухонных посиделок диссидентствущих. Демократия. Свобода слова и много чего другого… – Но. Если и это в последнем итоге представляется чем-то ужасным, то – всё по-прежнему. Их жизнь "висит на волоске” за пределами кухни. А может, и прямо в ней. Убьют чёрные риэлторы, чтоб забрать квартиру. Им же свобода действий практически обеспечена.

    Раньше по кухням говорили и пели в преддверии общественных перемен. – Вот и теперь "снова сутки прочь – проспали и пропели, / и снова наша жизнь размеренно––пуста”. Но раньше хотя бы надежда была. И девочек не отсылали спать.

    А теперь… При радикальном неприятии действительности только и дорога, что в абсурд.

     

    Без памяти пилот стреляет сквозь пропеллер

    и попадает в ночь, не повредив винта.

    Я, ребёнок войны, никогда не думал, где пулемёт у истребителя. И меня просто шокировали эти две строки. И заставили вспомнить про теорию струн. – Парадокс: так же, как существует физическое иномирие, так не абсурд – стрельба пулемёта мимо винта: синхронизатор, так называемый, это обеспечивает.

    Вообще-то такое мироотношение – это идеал ницшеанского типа. И, как всякий идеал, как-то достижим и этот, пленённый принципиальной недостижимостью. Как? В акте творчества. Всё – можно выразить. Например, образом. Здесь – бред слов выражает "бред пространства”. И – ты мгновенно там, где нельзя быть принципиально.

    Мне хочется думать, что причинная связь обратная: подсознательный идеал ницшеанства подаёт вниманию экстраординарность в виде абсурда, а сознание это лыко укладывает в строку. Что-то такое:

    Надо проверять мой вывод о ницшеанстве.

    Обычно я брал другое произведение, близкое по времени создания, и искал, каким подсознательным идеалом движим бы автор там. Если получалось, что тем же, значит, синтез из анализа первого произведения был верным.

    И я стал читать другие стихи автора. И – не подтверждается.

    Там нет какой-то недопонятности, которую я, - но, может, я не прав в принципе? – считаю признаком подсознательного идеала.

    * * *

       
     

    О, Бедность! На твоей черте –

    по ту ли сторону, по эту...

    Я приближаюсь к нищете.

    Как и положено поэту.

    Но подаянья не прошу,

    стыдливо комкая платочек, –

    я фуры длинные гружу,

    чтоб яблоки купить для дочек.

    Бумажки заменяют медь,

    и совестно глядеть на лица...

    Не так уж страшно – не иметь.

    Беда, коль нечем поделиться.

    Ужасная судьба миллионов в катастройку и после неё. Батыевского масштаба беда. Но остаётся несокрушимым идеал Справедливости. Его свершение мыслится достижимым в каком-то сверхбудущем. И многие метнулись в религию. – У автора – безрелигиозное сверхбудущее. Но оно не является подсознательным объектом. Потому тут так всё ясно.

    Но, увы, это выводит произведение (по моим меркам) вон из неприкладного искусства, высшего, когда невыразимое ЧТО-ТО мерещится перед читателем. Тут – просто неопределённо долгое свершение у идеала. Коллективист попал в капитализм. Тот не вечен, как всё на свете. Но когда он издохнет? – Не известно.

    Одно такое стихотворение, другое, третье…

    И я подумал, что это даже хорошо. Степень неприятия наличного мира у автора огромная, радикальная. Так в сознании его этому отвечает христианоподобный идеал. А в подсознании – не менее радикальный – антихристианский: ницшеанский.

    15 декабря 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340996  2018-12-18 11:16:15
Sweetheart
-

15.12.2018
21:23

Вот я и дочитал...

    Вот я и дочитал до конца книгу Шаргунова “Свои” (2018). Последний рассказ – о Катаеве времени после написания им романа “Алмазный мой венец”. Ницшеанского (см. тут). . . .

14.12.2018
13:34

Незамеченный церковью бунт Караваджо

    Когда воевали Контрреформация и Реформация, каждая сторона выступала со своими догматами. Для католиков главным было, что представитель Христа на земле – папа, а . . .

12.12.2018
14:36

Сал-ах, какой хороший художник!

    Две недели тому назад Таиру Салахову исполнилось 90 лет. А два года тому назад в Третьяковке впервые открылась персональная выставка его работ. Наверно же, он . . .

09.12.2018
11:16

Чары Клода Лоррена

    B> Вы будете смеяться, но я, наконец, нашёл удовлетворяющее меня описание “прибрежных” картин Клода Лоррена. У Сапронова – http://summa.rhga.ru/edin/pers/detail.php?rraz=&ELEMENT_ID=5125 . . .

06.12.2018
09:51

Пощёчина? - Или я отвечу?

    На днях я впервые столкнулся с Веронезе (см. тут) и истолковал его, как представителя Позднего Возрождения, трагического героизма, надеющегося на скорейшую победу . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100