TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.01.2019
14:17

Быков и Гоголь

    Происхождением этой статьи я обязан Д. Быкову и тому факту, что я ещё не разбирал “Страшную месть” (1831) Гоголя. Быков нечто высказал, используя цитату из “Страшной . . .

16.01.2019
18:08

Вредина

    Это я про себя – вредина. Понравилась картина – Кораблёва. Зимний вечер. 2018. Холст, масло. ну так хвали. Я было поначалу и вознамерился. Стал всматриваться, чем это . . .

14.01.2019
20:54

То же, но в чём-то не то.

    Я вынужден повторяться. Потому что имею слишком оригинальное воззрение на искусство и слишком неизвестен, вообще-то, а публикуюсь в ограниченном количестве эл . . .

11.01.2019
19:05

Искренний Юдин

    На днях в фейсбуке у меня случился такой разговор: "- …народ и Сталина любил. Попробовал бы он не любить. - Воображения у вас не хватает. Сталина любили. Вы, . . .

10.01.2019
13:14

Духовное или душевное?

    Идеалистом, наверно, можно считать того, кто повышенно ценит духовное. Именно духовное, а не душевное. Потому что душевное не относится крайне негативно к грехам . . .

08.01.2019
17:06

Разлетелись

    От лицезрения провалов революций в XIX веке в Западной Европе и так и не начавшейся революции в России некоторые художники пришли в ТАКОЕ отчаяние, что стали . . .

04.01.2019
14:38

Вы как хотите...

    Вы, как хотите, а на меня эти слова Александрова производят как бы гипнотическое действие: "…неживое в модерне живёт активно, а живое мертвеет и застывает . . .

03.01.2019
14:33

Гоголь в трансе

    Близится Новый Год. Как его встречать? – Надо попробовать писать статью о гоголевской повести “Ночь перед Рождеством”. Я не уверен, что я её читал, но почти . . .

02.01.2019
16:41

Лишь Россия живёт вопреки или со всеми что-то неладно?..

    С реставрацией капитализма в России я заметил, что стал не моден историзм. Наверно, из-за свержения с пьедестала почёта исторического и диалектического . . .

25.12.2018
17:16

Живописные аналоги победного Высоцкого

    Хоть плачь… Когда я иллюстрировал мысль о мажорной пастозности художника Игоря Попова (тут), меня поразило, насколько он схож с художником Стожаровым. Аж . . .

21.12.2018
22:14

Тонус

    Честный критик, выступая перед аудиторией, обязан честно признаться: “Господа! Сегодня по случаю юбилея Шекспира я хочу поговорить о себе...” Фридесберт Туглас . . .

21.12.2018
13:05

Эх, тоска, тоска!.. (Опыт медленного чтения)

    — А почему “Петербург Достоевского”? — спросил Т. — Что это у вас, то Толстой, то Достоевский? — Ревнуете? — усмехнулся Ариэль. — Напрасно. Главная культурная . . .

20.12.2018
14:27

Много-много почему

    Я нашёл много ответов на вопрос “почему” об элементах в новгородской иконе “Чудо Георгия о змие” (конец XIV в.). Почему в пасть змея колет Георгий. – "Поскольку . . .

19.12.2018
20:33

Слепой я

    — Подымите мне веки: не вижу! Гоголь. Вий. Точно! Это ж, как Чехов! Ничего не происходит. Читать скучно. Счастья нет. Виновных – тоже. Так устроен Этот мир . . .

17.12.2018
16:53

О бедном поэте замолвите слово

    Как ни дико это звучит, иномирие существует объективно. То, что вне нашей Вселенной, есть иномирие. И им является физический вакуум. В каждой частичке этого . . .

15.12.2018
21:23

Вот я и дочитал...

    Вот я и дочитал до конца книгу Шаргунова “Свои” (2018). Последний рассказ – о Катаеве времени после написания им романа “Алмазный мой венец”. Ницшеанского (см. тут). . . .

14.12.2018
13:34

Незамеченный церковью бунт Караваджо

    Когда воевали Контрреформация и Реформация, каждая сторона выступала со своими догматами. Для католиков главным было, что представитель Христа на земле – папа, а . . .

12.12.2018
14:36

Сал-ах, какой хороший художник!

    Две недели тому назад Таиру Салахову исполнилось 90 лет. А два года тому назад в Третьяковке впервые открылась персональная выставка его работ. Наверно же, он . . .

09.12.2018
11:16

Чары Клода Лоррена

    B> Вы будете смеяться, но я, наконец, нашёл удовлетворяющее меня описание “прибрежных” картин Клода Лоррена. У Сапронова – http://summa.rhga.ru/edin/pers/detail.php?rraz=&ELEMENT_ID=5125 . . .

06.12.2018
09:51

Пощёчина? - Или я отвечу?

    На днях я впервые столкнулся с Веронезе (см. тут) и истолковал его, как представителя Позднего Возрождения, трагического героизма, надеющегося на скорейшую победу над клириками и на торжество идеи тела, скажем так (как тогда же – поздний Тициан, а в недавнее время было с Галичем, мечтавшем о скором возвращении капитализма в СССР, да простится мне такое огрубление). Как вдруг я читаю, что он – прямая противоположность этому, будучи по-прежнему представителем Позднего Возрождения. Но – за скорейшую победу духа (как тогда Микеланджело, а в недавнее же время был Высоцкий, хотевший спасти социализм от вещизма, да простится мне и это).

    Веронезе. Обращение Савла. 1570.

    "Центром композиции является упавшая на землю лошадь Савла. Кажется, будто луч с небес обладает мощной силой, разбросавшей все вокруг – деревья отклоняются в сторону, как от взрыва, лошади вырываются из рук всадников и стремятся прочь, люди бегут и падают. Сам же Савл распростерт на земле, пораженный обращением Бога. Его тело выписано в таком же ракурсе, который любил применять в своих полотнах Микеланджело.

    В картине нет присущей Ренессансу четкости, выверенности и нарочитой театральности сюжета – персонажи перекрывают друг друга, сталкиваются между собой, а некоторые из них выписаны лишь частично, как будто выходя за рамки полотна. При этом зрителю как бы предлагается самим домыслить всю полноту изображения картины.

    Все эти приемы были в то время новым словом в живописи и являли собой разительный контраст с полотнами эпохи Возрождения, где все персонажи имели свои места, а место действия четко ограничивалось рамками картины” (http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-paolo-veroneze-obrashhenie-savla/).

    В “реальности” 1-го века новой эры Савл был против чувственности христиан, человека сделавших Богом, и был за духовность иудаизма, не признававшего за человеком, пусть и мессией, божественного ранга.

    Но за полтора тысячелетия после превращения гонителя христиан Савла в Павла и устроителя Церкви чувственность самого первого христианства позабылась. Христианство с его на небо улетевшим Иисусом стало воплощением духа (и умерщвления плоти). И по ассоциации получалось, что Савл – раз он враг этого – враг духа и друг плоти.

    Поэтому слова "упавшая на землю лошадь Савла”, “деревья отклоняются в сторону, как от взрыва, лошади вырываются из рук всадников”, “люди бегут и падают”, “Савл распростерт на земле, пораженный”, “персонажи перекрывают друг друга, сталкиваются между собой, а некоторые из них выписаны лишь частично” кажутся образами поражения плоти, а слова "луч с небес обладает мощной силой”, “Микеланджело” - образами победы духа. И, мол, перед нами картина победы духа над плотью.

    И я получил пощёчину.

    Потому что не может большой художник писать то в одном, то в противоположном духе. И, если прав только что процитированный искусствовед, то не прав был я, и я должен признать это.

    А я не хочу признавать. И вёрткий ум мне шепчет…

    Что Микеланджело привлечён для толкования зря.

    Микеланджело. Обращение Савла. 1542-1545.

    Ибо тот мышечной утрированностью тел (для того он их раздевал), где б они ни были, на земле или на небе, издевался над чувственностью католической церкви.

    А Веронезе своё отношение к жизни выражал цветом. Он – за чувственность Савла. – Вот потому и сияет его голубая одежда. Он против духовных перегибов клерикалов. – Вот и бледен аж сам луч с неба.

    А надругательства над телами в виде "выписаны лишь частично, как будто выходя за рамки полотна”… Так "По сохранившемуся на изнанке холста оттиску старого подрамника выяснилось, что картина была обрезана с левого края примерно на 40 см” (http://www.theartnewspaper.ru/posts/4776/). Если эту величину к длине холста (329 см) прирастить,

    получится, что описанного издевательства (в понятиях XVI века) над телом Веронезе не делал. Он был ЗА чувственность.

    Микеланджело во имя всё-таки духовного преображения, уважаемого Микеланджело, с Савлом кое-что сделал: его лицо сделал уже начавшим изменяться в сторону духовности.

    Тогда как у Веронезе этого заметить нельзя. И не только потому, что ничего о лице нельзя судить из-за его перевёрнутости для зрителя. Мы теперь имеем возможность перевернуть на 180є.

    Видим лицо пострадавшего от Бога.

    Такой момент, да, есть в самой Библии:

    " 4 Он упал на землю…” (Деян. 9).

    Но там есть много больше этого. А Веронезе именно этим негативом и ограничился. Что тоже за себя говорит.

    Думаю, я хорошо постоял за честь Веронезе. А заодно и за верность мысли, что идеал художника – инерционен. Если художник не конъюнктурщик, он не станет рисовать то, что ему душепротивно.

    Громкость имени Веронезе говорит, что он – не конъюнктурщик. Что и подтвердилось вот.

    Но дадим голос адвокату и дьявола, как говорится.

    Есть текст, пытающийся доказать, что тут не обрубленное действие в духе трагического героизма борьбы сторонников* чувственности с превосходящими силами клерикалов и с безумной надеждой тем не менее вот-вот победить духовное, а попытка действие длить, наоборот, в сверхбиблейском и клерикальном духе: как обращение всех присутствующих в христианство.

    "Прежде всего бросается в глаза динамическое разнообразие пространственных положений действующих лиц. Это разнообразие подчинено, однако, достаточно строгому порядку: если фигуры в центре картины ориентированы головой к небу и ногами к земле (за исключением главного героя), то по мере приближения к периферии изображения оси фигур становятся все более наклонными, тяготеют к горизонтали,

    [Почти можно согласиться]

    и как бы итогом последовательного их преобразования воспринимается “обратная" пространственная ориентация Савла — головой к земле и ногами к небу. В этом смысле всех героев картины Веронезе можно рассматривать как “обращающихся", как участников одной метаморфозы — ее завершает буквально перевернутый Савл.

    Слово, воплощенное в луче света, и здесь производит “величайшее движение”. Стремясь максимально выявить динамику, Веронезе прибегает к резко асимметричному перспективному построению, так что правая часть композиции оказывается сильно “перегруженной” относительно левой, а вся группа воинов представляет собой стремительно уносящийся от зрителя поток тел.

    Однако пристальный взгляд без особого труда найдет в композиции две точки, через которые проходят линии зеркально-симметричного членения плоскости. Композиция обнаруживает “веерообразный” характер.

    В центральной части формы образуют “водоворот", служащий признаком поворотной симметрии.

    Совмещение симметричного членения плоскости с асимметричным перспективным построением создает эффект драматического напряжения атмосферы, в которой совершается “обращение"… Духовный переворот, испытываемый Савлом, выражен здесь переворотом пространственным, динамика которого охватывает изображение в целом и отзывается в самых малых его частях” (Даниэль. Язык живописи).

    Теперь вернитесь к цитате, чтоб посмотреть, какие слова я подчеркнул. – Даниэль давит на подсознание читателя, внушая ему идею обращения, которой у Веронезе нету. Драматизм, да, есть. Но его вполне можно понимать как негативизм чувственных людей натиску духа на тело. Веронезе сказал “фэ” Богу.

     

    Надо бы, чтоб удовлетворить мою идею-фикс, попробовать доказать неконъюнктурность Веронезе хоть одним признаком подсознательности его чувственного идеала.

    Никто не возразит, что то, что описал Даниэль в зрителе действует на подсознание, а не на сознание. Большой соблазн это перенести и на художника. Но нельзя. Они учёные на этот счёт. Для них плоскость картины не простая. "…всякое изображение так или иначе — прямо или “от противного” — выявляет скрытую структуру поля [прямоугольника картины]" (Там же).

    Ну разве что… из ряда вон антихристианскость, антидуховность, антиаскетизм, дыхание которых чувствуется во всём. Но, тем не менее, до сознания самого Веронезе могло это не доходить. Дошло б – не знаю, стал ли б он рисовать вообще. Ведь играл со смертью. Тогда инквизиция свирепствовала. При всём продолжавшемся разврате католической церкви. (Над чем издевательскую – деформацией – наготу в микеладжеловском “Страшном суде” было велено зарисовать накидками…)

    13 октября 2018 г.

    *- Это не ошибка – множественное число? Индивидуализм же. Как может быть множественное число?

    - Очень просто – коллектив индивидуалистов. Как может быть и коллектив коллективистов. Это образно выражается, в частности, не единственной точкой схода перспективных линий и не единственным для всех горизонтом.

    Веронезе. Брак в Канне. 1563.

    14.10.2018.

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100