TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.01.2019
13:14

Духовное или душевное?

    Идеалистом, наверно, можно считать того, кто повышенно ценит духовное. Именно духовное, а не душевное. Потому что душевное не относится крайне негативно к грехам . . .

08.01.2019
17:06

Разлетелись

    От лицезрения провалов революций в XIX веке в Западной Европе и так и не начавшейся революции в России некоторые художники пришли в ТАКОЕ отчаяние, что стали . . .

04.01.2019
14:38

Вы как хотите...

    Вы, как хотите, а на меня эти слова Александрова производят как бы гипнотическое действие: "…неживое в модерне живёт активно, а живое мертвеет и застывает . . .

03.01.2019
14:33

Гоголь в трансе

     

    Близится Новый Год. Как его встречать? – Надо попробовать писать статью о гоголевской повести “Ночь перед Рождеством”.

    Я не уверен, что я её читал, но почти уверен (с другими повестями получалось), что смогу что-то новое сказать. Ну в самом деле: если аскетизм, я считаю, продирался всю жизнь, с малых лет, чтоб Гоголь его выражал и выражал, и это выражение сперва пряталось как подсознательное проявление, а в конце жизни – стало выражаться “в лоб”, в проповеди… Ну кто ещё имеет за душой такую концепцию? – Никто. – Вот и получается новизна.

    А ошибался даже Гуковский:

    "…образ светлой мечты о нормальной, естественной жизни, где все — здоровое, яркое, где торжествует молодость, красота, нравственное начало” (http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/grg/grg-001.htm?cmd=p).

    Пусть такое Гуковским и замечено, что оно – в порядке прощания Гоголя-реалиста с Гоголем-романтиком.

    На самом деле в “Ночи…” подсознание просто в позитивную фольклроно-романтическую оболочку облекло нехорошести.

    "Он [сорочинский заседатель {в Российской империи в 1775-1864 гг. лицо, избранное для участия в суде}] знает наперечет, сколько у каждой бабы свинья мечет поросенков, и сколько в сундуке лежит полотна, и что именно из своего платья и хозяйства заложит добрый человек в воскресный день в шинке”.

    Ну если отвлечься от шутливости тона, то разве это хорошо, чтоб власть настолько была осведомлена о частной жизни людей. Это же полицейское государство? Ничего хорошего. А всё – от низменного устремления судимых: мол, они от бедности преступили закон.

    "…волостной писарь, выходя на четвереньках из шинка, видел, что месяц ни с сего ни с того танцевал на небе, и уверял с божбою в том все село; но миряне качали головами и даже подымали его на смех”.

    И пролетает мимо, что писарь упился до четверенек. Это хорошо?

    Плохо и то, что живописца всё-таки, кузнеца Вакулу вызвали на покраску забора начальству, и отказаться, наверно, было опасно. О чём молчок. А что сказано – сказано так витиевато, с такими отвлечениями, что и не заподозришь, что тут негатив.

    "…слыл лучшим живописцем во всем околотке. Сам еще тогда здравствовавший сотник Л...ко вызывал его нарочно в Полтаву выкрасить дощатый забор около его дома”.

    А хорошо ли, что Вакула так извратил Писание:

    "…заключенные прежде [до дня Страшного Суда] грешники били и гоняли его [чёрта] кнутами, поленами и всем чем ни попало”.

    А хорошо это – ставить посещение шинка ценнее посещения дьяка:

    "…сделалось так темно, что не всякий бы нашел дорогу к шинку, не только к дьяку”.

    А соблазнять – хорошо?

    "…подъехавши мелким бесом, подхватил ее под руку и пустился нашептывать на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду”.

    Сказано же так, словно мы ж все друг другу такое прощаем.

    Плохи и гонки, у кого одежда богаче.

    "Чудно устроено на нашем свете! Все, что ни живет в нем, все силится перенимать и передразнивать один другого. Прежде, бывало, в Миргороде один судья да городничий хаживали зимою в крытых сукном тулупах, а все мелкое чиновничество носило просто нагольные; теперь же и заседатель и подкоморий [судья по спорам о границах имений] отсмалили себе новые шубы из решетиловских смушек с суконною покрышкою. Канцелярист и волостной писарь третьего году взяли синей китайки по шести гривен аршин… Когда эти люди не будут суетны!”.

    У притворно-морального повествователя-то, да, слюнки катятся. Но у Гоголя, его, повествователя, создателя, откуда такая цепкость памяти на моды? – От тайной ненависти аскетизма, от скрытых от плохого мира слёз.

    Ну а встретить Панасу Рождество небритым – хорошо?

    "…с обросшею бородою, показывавшею, что уже более двух недель не прикасался к ней обломок косы, которым обыкновенно мужики бреют свою бороду за неимением бритвы”.

    А тому же Панасу не дать понюхать товарищу табаку? Или не окликнуть заблудившегося в метели товарища, если сам набрёл на шинок.

    А что ходить по селу надо с кнутом (собак отгонять)?

    А крепко злиться, что месяца на небе не видать?

    А лень, "которая так мила всем козакам”?

    А вздорность по мелочам? – Это всё про отца Оксаны, Чуба.

    А самовлюблённость Оксаны?

    Влюблённая слепота Вакулы тоже супертайно осуждается?

    Супер я пишу потому, что подсознательный идеал – пока реалиста – заставляет автора быть в ударе и заставляет сознанием еле-еле ощущать, что радость происходит от обретённого, наконец, романтиком зоркости реализма, которая всю подноготную бяку видит там, где романтик таял от, например, созерцания черт украинскости: красоты и силы природы и людей.

    А такая сила – хороша, смотрите?

    ""Чего мне больше ждать? — говорил сам с собою кузнец. — Она издевается надо мною… Пусть только я наверное замечу, кто ей нравится более моего; я отучу...””.

    А такая неразборчивость "степенных козаков” хороша:

    "…мало было нужды до красоты”?

    А такая вёрткость Солохи, матери Вакулы:

    "Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник”?

    А такой критерий, как богатство, для решения, за кого пойти всё же замуж?

    А такое:

    "…чтобы каким-нибудь образом сын ее Вакула не подъехал к его дочери [Оксане] и не успел прибрать всего себе, и тогда бы наверно не допустил ее мешаться ни во что, она прибегнула к обыкновенному средству всех сорокалетних кумушек: ссорить как можно чаще Чуба с кузнецом”?

    Ведьма ж, а не человек, как нарекли её кумушки. И повествователь-то держится отстранённо. Но он не автор. А автор как?

    Или. Хорошо это, что Чуб скор подозревать, молодую жену Левченки в измене мужу?

    (Этак я всю повесть перескажу… А вы, наверно, и не замечали, если читали, сколько гадости человеческой тут.)

    Предрождественская ночь. Ходят по соседям колядуют люди. Вправе. – Нет. Вакула из-за отвергающей его Оксаны срывает зло на её отце, - вернувшемся домой из-за вихрей, потеряв Панаса, и, мол, колядующем, т.к. не узнал свою хату и оправдывается, что колядует, - Вакула побивает в метели Чуба (не узнав его). – Ну. Так срывать зло – хорошо?

    Я, конечно, заедаюсь. Но, объективно, хорошего ж мало.

    Кроме природы.

    "…месяц… плавно поднялся по небу. Все осветилось. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами. Мороз как бы потеплел”.

    Так это для точки отсчёта для плохого. А к нему невозможно не вернуться, прочтя про такой вещизм:

    "— Да, — продолжала гордо красавица, — будьте все вы свидетельницы: если кузнец Вакула принесет те самые черевики, которые носит царица, то вот мое слово, что выйду тот же час за него замуж”.

    Кошмар – между нами (некоторыми нами) говоря.

    Я даже помню по себе, какой это кошмар – любовная лихорадка, когда каждую следующую минуту ты принимаешь противоположное решение.

    "Да что Оксана? с нее никогда не будет доброй хозяйки; она только мастерица рядиться. Нет, полно, пора перестать дурачиться.

    Но в самое то время, когда кузнец готовился быть решительным, какой-то злой дух проносил пред ним смеющийся образ Оксаны, говорившей насмешливо: “Достань, кузнец, царицыны черевики, выйду за тебя замуж!” Все в нем волновалось, и он думал только об одной Оксане”.

    Как-то понятно, почему Гоголь остался девственником.

    Соответственно в пьесе начинается кутерьма у Солохи. К ней после чёрта по очереди приходят: голова, дьяк, Чуб и сын, Вакула. И всех ухажёров она посадила в мешки, опустошив их от угля. Смешно. Но нравственность где?

    Впрочем, дальше пошёл сплошной action, и увлёкшемуся Гоголю стало не до морали.

    А потом эта суета нехорошая в Петербурге. Воистину чертовское дело пролазы. Потом враньё баб, как утонул и повесился Вакула. И все бабы чувствуют, что честные. И переходят на личности в отстаивании своей версии отсутствия Вакулы в Диканьке. Потом Оксана не поверила слухам, решила, что он просто ушёл и… влюбилась в него. Обратное пушкинскому "Что вам дано, то не влечет”. (Правда, издана была 8-я глава “Евгения Онегина” в 1832 году, когда и вторая часть “Вечеров на хуторе близ Диканьки”. Так что независимо…) – Нравственности особой этот поворот Оксане не даёт.

    И – Рождество. Сцена в церкви, в которой нет ничего богомольного. Разве что: "старухи усерднее, нежели когда-либо, шептали молитвы”.

    Ну а это большой грех, что проспавший заутреню и обедню вернувшийся с царицыными башмачками Вакула быстро успокоил себя "тем, что в следующую неделю исповедается в этом попу и с сегодняшнего же дня начнет бить по пятидесяти поклонов через весь год”? – Небольшой грех, но всё-таки. Но вещизм…

    А он ещё какой! Чуб ему отдал в жёны Оксану за "новехонькую шапку и пояс, какого не видано было на всем селе”.

    И под занавес – того же рода. Похвала архиерея Вакуле за то, что кроме покаяния "выкрасил даром весь левый крылос зеленою краскою с красными цветами”.

    И я при всё при том не считаю себя предвзятым.

    30 декабря 2018 г.

     

     

     

     

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
341015  2019-01-03 14:33:57
Воложин
-

341016  2019-01-03 15:45:19
Воложин
- - А не замалчивание ль это щекотливого момента – что привлечены запорожцы, обиженные Екатериной Великой?

- Просто я не догадался, что и их Гоголь привлёк, как ещё один пример нехорошести людской.

Ведь на самом-то деле (не в тексте повести) запорожцы-то перед властью провинились же, показали себя нехорошими подданными:

«Войсковая верхушка, управлявшая от имени Разумовского, совершенно отбилась от рук. Старшины превратились во всемогущих вельмож, настоящих местных «князьков». Они дошли до того, что воевали друг с другом, оспаривая земли, вооружая казаков и крестьян. Население подвергалось нещадной эксплуатации. Рядовые казаки или разорялись, превращаясь в батраков, или занимались личным хозяйством. Отрицательным образом на войске сказался указ 1721 года о поощрении казачьего винокурения. Многие люди спились, другие пропили свои земельные участки. В результате Малороссийское войско разложилось. Румянцев не мог организовать даже почту: богатые служить не хотели, бедные не имели возможности.

Пришлось принять меры для восстановления боеспособности местных войск. В 1764 году начали преобразовывать казачьи части в регулярные. Из украинских полков создали 5 гусарских: Черный, Жёлтый, Голубой, Сербский и Угорский. Кроме того, создали четыре пикинерских полка (Елисаветградский, Днепровский, Донецкий и Луганский). Позднее создали ещё несколько гусарских полков и ландмилицию переформировали в пехотные части. В целом Украина должна была утратить свой особый статус и быть уравнена с другими российскими губерниями. Сечь в этих планах была серьезным препятствием. Было обращено внимание и на «государство в государстве» - Запорожскую Сечь. В 1764 году Кош был подчинён Малороссийской коллегии. Запорожской администрации приписали больше не проводить выборов. Казаки возмутились и наперекор указанию провели новые выборы, избрав кошевым Калнышевского. Новый кошевой самовольно отправился в Петербург, чтобы потребовать прямого подчинения Иностранной коллегии и поднять вопрос о «законных» запорожских землях. Румянцев предложил императрице арестовать делегатов. Был составлен проект реформирования Сечи. Однако Екатерина не пошла на жесткие меры, приближалась новая война с Турцией, осложнять обстановку на юге не хотели. Императрица приняла делегацию милостиво. Это воодушевило казаков, вернувшись на Сечь они стали хвастать тем, что «напугали» правительство» (https://topwar.ru/17710-14-avgusta-1775-g-po-ukazu-imperatricy-ekateriny-ii-byla-rasformirovana-zaporozhskaya-sech.html).

Вот это «милостиво» и изображено. И – запорожцы показаны совершенными притворами, дескать, они чисты перед царицей, как стёклышко.

«— Помилуй, мамо! зачем губишь верный народ? чем прогневили? Разве держали мы руку поганого татарина; разве соглашались в чем-либо с турчином; разве изменили тебе делом или помышлением? За что ж немилость? Прежде слышали мы, что приказываешь везде строить крепости от нас; после слышали, что хочешь поворотить в карабинеры; теперь слышим новые напасти. Чем виновато запорожское войско? тем ли, что перевело твою армию чрез Перекоп и помогло твоим енералам порубать крымцев?..».

Речь о штурме Перекопа в 1736 году, за 28 лет до описываемой жалобы запорожцев и и за 30 лет до восшествия на престол самой Екатерины (в истории, правда, хорошо осведомлённой). Но теперь-то, в 1864-м запорожцы-то – плохие. А темнят.

Мог ли о запорожских безобразиях знать читатель через 68 лет назад? – Читатель не мог. Но Гоголь-то, сам истории, знал. И ему важно было самовыражаться и относительно того, что называлось для Украины «особый статус». Прямое отношение он ему не выразил, но косвенное – показав обманное замалчивание персонажами-запорожцами своей вины – выразил: «фэ».

02.01.2019
16:41

Лишь Россия живёт вопреки или со всеми что-то неладно?..

    С реставрацией капитализма в России я заметил, что стал не моден историзм. Наверно, из-за свержения с пьедестала почёта исторического и диалектического . . .

25.12.2018
17:16

Живописные аналоги победного Высоцкого

    Хоть плачь… Когда я иллюстрировал мысль о мажорной пастозности художника Игоря Попова (тут), меня поразило, насколько он схож с художником Стожаровым. Аж . . .

21.12.2018
22:14

Тонус

    Честный критик, выступая перед аудиторией, обязан честно признаться: “Господа! Сегодня по случаю юбилея Шекспира я хочу поговорить о себе...” Фридесберт Туглас . . .

21.12.2018
13:05

Эх, тоска, тоска!.. (Опыт медленного чтения)

    — А почему “Петербург Достоевского”? — спросил Т. — Что это у вас, то Толстой, то Достоевский? — Ревнуете? — усмехнулся Ариэль. — Напрасно. Главная культурная . . .

20.12.2018
14:27

Много-много почему

    Я нашёл много ответов на вопрос “почему” об элементах в новгородской иконе “Чудо Георгия о змие” (конец XIV в.). Почему в пасть змея колет Георгий. – "Поскольку . . .

19.12.2018
20:33

Слепой я

    — Подымите мне веки: не вижу! Гоголь. Вий. Точно! Это ж, как Чехов! Ничего не происходит. Читать скучно. Счастья нет. Виновных – тоже. Так устроен Этот мир . . .

17.12.2018
16:53

О бедном поэте замолвите слово

    Как ни дико это звучит, иномирие существует объективно. То, что вне нашей Вселенной, есть иномирие. И им является физический вакуум. В каждой частичке этого . . .

15.12.2018
21:23

Вот я и дочитал...

    Вот я и дочитал до конца книгу Шаргунова “Свои” (2018). Последний рассказ – о Катаеве времени после написания им романа “Алмазный мой венец”. Ницшеанского (см. тут). . . .

14.12.2018
13:34

Незамеченный церковью бунт Караваджо

    Когда воевали Контрреформация и Реформация, каждая сторона выступала со своими догматами. Для католиков главным было, что представитель Христа на земле – папа, а . . .

12.12.2018
14:36

Сал-ах, какой хороший художник!

    Две недели тому назад Таиру Салахову исполнилось 90 лет. А два года тому назад в Третьяковке впервые открылась персональная выставка его работ. Наверно же, он . . .

09.12.2018
11:16

Чары Клода Лоррена

    B> Вы будете смеяться, но я, наконец, нашёл удовлетворяющее меня описание “прибрежных” картин Клода Лоррена. У Сапронова – http://summa.rhga.ru/edin/pers/detail.php?rraz=&ELEMENT_ID=5125 . . .

06.12.2018
09:51

Пощёчина? - Или я отвечу?

    На днях я впервые столкнулся с Веронезе (см. тут) и истолковал его, как представителя Позднего Возрождения, трагического героизма, надеющегося на скорейшую победу . . .

01.12.2018
11:25

Про муть

    На днях я услышал мысль, меня чем-то поразившую. Что Павлов, намереваясь перейти с собак на людей в опытах на рефлексы, предполагал испытуемыми взять артистов. Те, . . .

30.11.2018
14:09

Не ахти что

    Я смущён. Собою. Я заметил, что зачастую стал писать не потому, что меня распирает вдохновение, а потому что люблю писать. Нет, я, конечно, учитываю нужду читателя (да . . .

29.11.2018
16:46

Пустота

    Мысли и переживания при чтении романа Варламова Диво! Слезами быстро наполнились глаза мои на 24-й странице: "- Я на читателя хочу учиться”. Это Павлик говорит, . . .

22.11.2018
18:47

Три загвоздки.

    Речь пойдёт о трёх проблемах в искусство- и литературоведении и о том, как на них реагируют разные исследователи. Одна – проблема подсознательности идеала, . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100