TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


16.12.2006
14:09

Передвижники

    На одной из игр ╚Что? Где? Когда?╩ зимней серии 2006 года был вопрос: куда устроителям очередной выставки передвижников порекомендовал повесить свою картину . . .

10.12.2006
19:40

Предуказанность или непредвзятость?

    Юмореска Леонида Нетребо ╚Хохлы позорные╩ (http://www.pereplet.ru/text/netrebo07nov03.html) замечательно коротка. И уже этим одним кричит против тяжеловесных моих дум о характере . . .

06.12.2006
14:47

Еще о Нечипоренко

    А что если специально Юрий Нечипоренко в рассказе ╚Моторчик╩ (http://www.pereplet.ru/text/motor.html) ═сделал незабористый, бедный конец? И язык изложения √ ненасыщенным . . .

02.12.2006
13:34

Юрий Нечипоренко

    Читаю вот такие слова знаменитого Виктора Шкловского: ╚вещь может быть: 1) создана как прозаическая и воспринята как поэтическая, 2) создана как поэтическая и . . .

30.11.2006
16:34

Николай Васильевич Гоголь

    Я придерживаюсь того убеждения, что писатель это не мыслитель. Ценность его художественного произведения имярек не в открытии истины, неведомой до появления . . .

26.11.2006
15:18

Зачем дневник и неклассический психологизм

    Классический психологизм это превалирование внутреннего монолога или внутренней диалогичности слов (проявление намерения говорящего). А неклассический это . . .

16.11.2006
19:24

Еще о Брущенко

    ╚Слух современников, воспитанный на Пушкине и Лермонтове, был оскорблен Некрасовым╩, - написал Тынянов, имея в виду прозаизмы в (о ужас!) лирике. Брущенко противоположным образом в рассказе ╚С вишенкой╩ посмеялся над своими читателями, знающими и почитающими (или наоборот) его как формалиста.

    Что хочет формализм? √ ╚сделать ощутимым построение языка╩ (Шкловский).

    Серые антиформалисты-реалисты строят свой язык как неощутимый.

    В рассказе ╚С вишенкой╩ (http://www.pereplet.ru/text/brushenko09nov06.html) Брущенко тоже попробовал так поступить:

    ╚Сережа любил бабушку и часто вспоминал ее. Вспоминал, как ему было дурно от переедания, как бабушка, перепугавшись зеленоватого оттенка лица внука и обилия рвотных результатов на ковре, рванув к телефону, нервно вбежала в дверной косяк, прыснув в стороны осколками линз очков. Бабушка почти взревела отчаянием, а Сережа подумал, что "бабушка лишена глаз где-то в той же степени, что он - рук"╩.

    Однако бунтарская натура автора с трудом поддавалась притворству. Зеленоватый оттенок лица, рвотный результат, вбегание в дверной косяк, прыскание бабушки осколками √ это все же достаточно неожиданно. И так всюду.

    Но.

    (Я не поленился и посмотрел объемы рассказов Брущенко.

    ╚Нога толчковая╩ - 69632 килобайт.

    ╚С вишенкой╩ - 69120.

    ╚В защиту собак╩ - 38400.

    ╚Зона отчуждения╩ - 37088.

    ╚Лишний вес╩ - 30208.

    ╚Болезни молодости╩ - 30208.

    ╚Запретный плод╩ - 25600.

    ╚Мальчик, запутавшийся в соплях╩ - 25088.

    Только ╚Нога толчковая╩ больше, чем ╚С вишенкой╩.)

    Я ведь что? - предположил, что ТАК насыщать текст неожиданностями (и не утомлять читателя), как это делает Брущенко, можно только в очень маленьких вещах. ╚Нога..╩ из этого ╚очень╩ выпала. Да и не всё я читал ранее. В том числе и ╚Ногу..╩. Пришлось срочно ее прочесть. - Вижу, и в ТАКОМ объеме напряжение огромное.

    Так хоть я все еще не все прочел, смею утвердиться в мысли, что ╚С вишенкой╩ - вещь разбавленная. Нарочито.

    Нарочитость той же направленности я вижу и в подделках под нехудожественные тексты: милицейский протокол, биографию, жизнеописание. Неудавшиеся подделки. Ибо неординарность автора прорывается.

    Но он ее давит.

    Привыкнув к сметанной густоте других рассказов, я подумал было, что Брущенко стал скисать. Да одумался.

    Он же почти ╚в лоб╩ вывел становящуюся уже пошлой мораль староверов, дескать, потерянное поколение породила реставрация капитализма. Угораздило Сережу родиться у матери пьяницы (оттого, видно, и уродство руки и загадочная предсмертная мамина фраза насчет налейте). На роду написано несчастье - вот оно, пожалуйста, и настигает. Мало, что случайно. За случайностью чуется, мол, закономерность. Социологизм-де (в пику историцизму, т.е. что историю делает случай). Хаос, мол, порождает порядок. За здравие, мол, написана вещь (пусть и с плохим концом).

    А есть понятие ╚минус-прием╩.

    Если я прав, что автор сознательно придал серость данному своему тексту, то на фоне его ярких вещей надо счесть, что он посмеялся над неким позитивом, что на поверхности. Тогда Брущенко нигилист (что, в общем, соответствует и его предыдущим рассказам).

    Мыслимо ли за это отрицать высокую меру художественности его сочинений? Высокую?!

    Мыслимо. Но несправедливо. Ибо искусство это все-таки НЕ нравственность.

     

    16 ноября 2006 г.

     

     

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
269828  2006-11-16 20:01:01
Игорь Крылов
- Думаю что суть не в том, что что-то он ломал в своем стиле. Думаю, что и здесь Брущенко остается верным себе. Непринужденно высмеял как в "Лишнем весе" психологию корпоративного успеха. Рабскую и наивную, и в тоже время жестокую и бесчеловечную, на самом деле, зависимость от гордыни, от придуманных, социально-экономических схем. Но и мама героя рассказа была как раз такой же одержимой идеей совершенства, поэтому уродство сына ее и подкосило, это была ее "вишенка" Но вишенка не завязалась (как и у многих нынешних сороколетних), что-то пошло не так. Вот и поколение детей таких родителей, корпоративных мальчиков-девочек-пираний, они тоже хотят сделать карьеру, вырваться из тисков, клешней обстоятельств, но попадают в новые еще более бессмысленные зависимости, не обретая подлинной свободы. Опять автор возвращается к теме бессмысленно, пошло проживаемой жизни, только на примере нового поколения. В общем интересный сюжетец завязывается с автором и его героями, куда-то будет он развиваться-двигаться. Любопытно!

269830  2006-11-16 21:12:18
Валерий Куклин
- Статья понравилась больше текстов БЮрущенко, признаюсь. И с замечаниями последними двумя Игоря Крылова согласен. Но все-таки остаюсь при убеждении, что Брущенко - это возможное будущее новой России, ибо проза эта имеет мало чего общего с русской традицией. А ее как раз и стремится государство нынешнее по имени Россия уничтожить. Натурализма вообще-то и не было фактически на Руси. Так, побаловалисчь, подподстраивались под Запад - и слиняли. Ведь те же "Очерки бурсы" Г. Помяловского, по сути своей,гораздо глуюже и мудрее всего натурализма Западной Европы вместе взятого.

12.11.2006
01:07

Почему рассказ "В защиту собак" стал призером

    В моей семье когда-то завели собаку. Спаниеля безродного. Против моего желания. А мне же и выпало его выгуливать. Бимом назвали. Как Троепольский┘ И хоть я узнал . . .

04.11.2006
19:18

Мандельштам и Сталин

    Я знал, что в русском народе и в русской интеллигенции скрыты начала самоистребления. Н. Бердяев Грешен я перед Мандельштамом┘ Написал раз . . .

25.10.2006
02:48

Не той дорогой идете, товарищи! (Продолжение)

    А что если Сиротин таки читателя обманул, и вовсе не характерны для Соединенных Штатов Америки скрыто и открыто агрессивные нестарые попрошайки на улицах? Что . . .

10.10.2006
21:11

Не той дорогой идете, товарищи!

    Хорошо, когда тебя не слушают. ╚Иди, куда влечёт тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум╩. Никакой ответственности. И √ можно проповедовать идею . . .

07.10.2006
10:11

Что если не только талант?

    ╚Боже мой! Автор, как вам хватило сил это написать!╩ - вырвалось у меня, когда я прочел рассказ Елизаветы Александровой ╚Там, где теперь её дом╩ . . .

05.10.2006
23:28

Ошибочка вышла

    Как-то мне пришлось несколько дней прожить в Палестине. А у меня бессонница, слишком чуткий сон. И вот раз я проснулся, - еще темно было, - от призыва муэдзина . . .

03.10.2006
23:57

Социо-, только не логия, а интуиция или Благо незнания

    Реалист Бальзак, наверно, умом не понимал окружающее общество, раз любил аристократию, а гнобил ее беспощадно. ╚Его великое произведение, - писал Энгельс, - . . .

29.09.2006
14:51

Владимир Эйснер

    Скучно мне, выучившемуся в советской школе, в частности, на Пушкине, на его гражданском романтизме и докритическом реализме, потому без усилия понимающему такие . . .

26.09.2006
14:19

Море волнуется. Раз...

    Не читай чужих книг, никогда! Они сведут тебя с ума. ╚Иисус из Сант-Тропе╩. В. Лорченков Самое страшное для меня, если человек балуется пером. Не сердце у него . . .

20.09.2006
10:01

Мелочь, а приятно

    В молодости я, начитавшись Недошивина, усвоил мысль об экспрессионистской, в широком смысле слова, тенденции развития искусства, проявившейся со второй половины . . .

02.09.2006
18:52

Путем наибольшего сопротивления

    Где-то я слышал, что в России лишь два процента русских воистину верят в Бога. А есть мнение, что и вообще лишь когда христианство было религией меньшинства, оно . . .

02.09.2006
08:27

Рассусоливание

    О ╚Мальчике, запутавшемся в соплях╩, произведеньице Владимира Брущенко (http://www.pereplet.ru/text/brushenko12jul06.html). Там всего 9 строк в 4-х абзацах. А мне дай Бог уложиться в . . .

01.09.2006
12:28

Зачем слова - с большой буквы

    Зачем в рассказе Надежды Горловой ⌠Дед■ (http://www.pereplet.ru/text/gorlova10jan05.html) некоторые существительные - с большой буквы? - Чтоб подчеркнуть странность, сказочность мира, . . .

<< 41

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100