Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
28.12.2006 |
Какова воля Булгакова в смертных казнях очень советских людей, как-то посягнувших на Воланда
|
||||||||||
23.12.2006 |
|
||||||||||
16.12.2006 |
|
||||||||||
10.12.2006 |
Предуказанность или непредвзятость?
|
||||||||||
06.12.2006 |
|
||||||||||
02.12.2006 |
|
||||||||||
30.11.2006 |
|
||||||||||
26.11.2006 |
Зачем дневник и неклассический психологизм
|
||||||||||
16.11.2006 |
Еще о Брущенко ═╚Слух
современников, воспитанный на Пушкине и Лермонтове, был оскорблен Некрасовым╩, - написал Тынянов, имея в виду прозаизмы в (о ужас!)
лирике. Брущенко противоположным образом в рассказе ╚С вишенкой╩ посмеялся над
своими читателями, знающими и почитающими (или наоборот) его как формалиста. Что хочет формализм? √ ╚сделать ощутимым построение
языка╩ (Шкловский). Серые антиформалисты-реалисты строят свой язык как
неощутимый. В рассказе ╚С вишенкой╩ (http://www.pereplet.ru/text/brushenko09nov06.html)
Брущенко тоже попробовал так поступить: ╚Сережа любил бабушку и часто вспоминал ее. Вспоминал,
как ему было дурно от переедания, как бабушка, перепугавшись зеленоватого
оттенка лица внука и обилия рвотных результатов на ковре, рванув к телефону,
нервно вбежала в дверной косяк, прыснув в стороны осколками линз очков. Бабушка
почти взревела отчаянием, а Сережа подумал, что "бабушка лишена глаз
где-то в той же степени, что он - рук"╩. Однако бунтарская натура автора с трудом поддавалась
притворству. Зеленоватый оттенок лица, рвотный результат, вбегание в дверной
косяк, прыскание бабушки осколками √ это все же достаточно неожиданно. И так
всюду. Но. (Я не поленился и посмотрел объемы рассказов Брущенко. ╚Нога толчковая╩ - 69632 килобайт. ╚С вишенкой╩ - 69120. ╚В защиту собак╩ - 38400. ╚Зона отчуждения╩ - 37088. ╚Лишний вес╩ - 30208. ╚Болезни молодости╩ - 30208. ╚Запретный плод╩ - 25600. ╚Мальчик, запутавшийся в соплях╩ - 25088. Только ╚Нога толчковая╩ больше, чем ╚С вишенкой╩.) Я ведь что? - предположил, что ТАК насыщать текст
неожиданностями (и не утомлять читателя), как это делает Брущенко, можно только
в очень маленьких вещах. ╚Нога..╩ из этого ╚очень╩ выпала. Да и не всё я читал
ранее. В том числе и ╚Ногу..╩. Пришлось срочно ее прочесть. - Вижу, и в ТАКОМ
объеме напряжение огромное. Так хоть я все еще не все прочел, смею утвердиться в
мысли, что ╚С вишенкой╩ - вещь разбавленная. Нарочито. Нарочитость той же направленности я вижу и в подделках
под нехудожественные тексты: милицейский протокол, биографию, жизнеописание.
Неудавшиеся подделки. Ибо неординарность автора прорывается. Но он ее давит. Привыкнув к сметанной густоте других рассказов, я
подумал было, что Брущенко стал скисать. Да одумался. Он же почти ╚в лоб╩ вывел становящуюся уже пошлой
мораль староверов, дескать, потерянное поколение породила реставрация
капитализма. Угораздило Сережу родиться у матери пьяницы (оттого, видно, и
уродство руки и загадочная предсмертная мамина фраза насчет налейте). На роду
написано несчастье - вот оно, пожалуйста, и настигает. Мало, что случайно. За
случайностью чуется, мол, закономерность. Социологизм-де (в пику историцизму,
т.е. что историю делает случай). Хаос, мол, порождает порядок. За здравие, мол,
написана вещь (пусть и с плохим концом). А есть понятие ╚минус-прием╩. Если я прав, что автор сознательно придал серость
данному своему тексту, то на фоне его ярких вещей надо счесть, что он посмеялся
над неким позитивом, что на поверхности. Тогда Брущенко нигилист (что, в общем,
соответствует и его предыдущим рассказам). Мыслимо ли за это отрицать высокую меру
художественности его сочинений? Высокую?! Мыслимо. Но несправедливо. Ибо искусство это все-таки
НЕ нравственность. 16 ноября 2006 г.
|
||||||||||
12.11.2006 |
Почему рассказ "В защиту собак" стал призером
|
||||||||||
04.11.2006 |
|
||||||||||
25.10.2006 |
Не той дорогой идете, товарищи! (Продолжение)
|
||||||||||
10.10.2006 |
Не той дорогой идете, товарищи!
|
||||||||||
07.10.2006 |
|
||||||||||
05.10.2006 |
|
||||||||||
03.10.2006 |
Социо-, только не логия, а интуиция или Благо незнания
|
||||||||||
29.09.2006 |
|
<< 91|92|93|94|95|96|97 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"