TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.12.2006
13:59

Какова воля Булгакова в смертных казнях очень советских людей, как-то посягнувших на Воланда

    Однажды, в перестройку, я выиграл спор у одного партийного сослуживца. - Знаешь, к чему относилось троекратное ╚учиться╩ в речи Ленина в 18-м году перед молодежью? - . . .

23.12.2006
20:12

"В лоб" и не "в лоб"

    Давно уж (http://art-otkrytie.narod.ru/nabokov.htm, http://topos.ru/article/3942) я вывел для себя, что Набоков всю жизнь имел одного и того же типа идеал √ идеал сверхбудущего. Это видно и из . . .

16.12.2006
14:09

Передвижники

    На одной из игр ╚Что? Где? Когда?╩ зимней серии 2006 года был вопрос: куда устроителям очередной выставки передвижников порекомендовал повесить свою картину . . .

10.12.2006
19:40

Предуказанность или непредвзятость?

    Юмореска Леонида Нетребо ╚Хохлы позорные╩ (http://www.pereplet.ru/text/netrebo07nov03.html) замечательно коротка. И уже этим одним кричит против тяжеловесных моих дум о характере . . .

06.12.2006
14:47

Еще о Нечипоренко

    А что если специально Юрий Нечипоренко в рассказе ╚Моторчик╩ (http://www.pereplet.ru/text/motor.html) сделал незабористый, бедный конец? И язык изложения √ ненасыщенным сложными метафорами и сравнениями? (Я даже в первом подходе к рассказу бросил его читать √ от скучности стиля повествования.)

    После выявления (http://www.pereplet.ru/volozhin/19.html#19) неслучайности подобной простоты в рассказе ╚Брат╩ я вернулся к ╚Моторчику╩.

    И у меня возникла было проблема, как сопрячь коллективизм, по большому счету, художественного смысла ╚Брата╩ с каким-то экзистенциализмом, что ли, ╚Моторчика╩.

    Страсти┘ Скорость┘ Любовь┘

    Знаете шукшинского Матвея из рассказа ╚Думы╩?

    ╚┘вспомнилась другая ночь. Она была черная та ночь. Они с отцом и с младшим братом Кузьмой были на покосе километрах в пятнадцати от деревни, в кучугурах. И вот ночью Кузьма захрипел: днем в самую жару потный напился воды из ключа, а ночью у него ⌠завалило■ горло. Отец разбудил Матвея, велел поймать Игреньку (самого шустрого меринка) и гнать во весь дух в деревню за молоком.

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Матвей слухом угадал, где пасутся кони, взнуздал Игреньку и, нахлестывая его по бокам волосяной путой, погнал в деревню. И вот... Теперь уж Матвею скоро шестьдесят, а тогда лет двенадцать-тринадцать было - все помнится та ночь. Слились воедино конь и человек и летели в черную ночь. И ночь летела навстречу им, густо била в лицо тяжким запахом трав, отсыревших под росой. Какой-то дикий восторг обуял парнишку, кровь ударила в голову и гудела. Это было как полет - как будто оторвался от земли и полетел. И ничего вокруг не видно: ни земли, ни неба, даже головы конской - только шум в ушах, только ночной огромный мир стронулся и понесся навстречу. О том, что там братишке плохо, совсем не думал тогда. И ни о чем не думал. Ликовала душа, каждая жилка играла в теле... Какой-то такой желанный, редкий миг непосильной радости╩.

    Но в своем антирационалистическом (против заорганизованных залетов социализма) порыве Шукшин не побоялся дать антиобщественную, аморальную ноту в экзистенциализме.

    А у Нечипоренко страсти какие-то кастрированные, что ли.

    От инвентаризации достижений героя под воздействием любви вспомнился вольтеровский Простодушный:

    ╚Мадемуазель де Сент-Ив полюбопытствовала насчет того, как ухаживают кавалеры в стране гуронов.

    - Совершают подвиги, - ответил он, - чтобы понравиться особам, похожим на вас╩.

    Но герой Нечипоренко со своей первой любовью ни разу и не поговорил. Иначе как богиней в его внутреннем мире она перед нами не предстает. Ни малейшего ущерба никому вокруг эта платоническая любовь не приносит.

    То же со скоростью моторизованных велосипедов. Даже кудахтанье кур под ними это метафора тарахтения моторчиков. Пострадал ли хоть один владелец кур? √ Ни слова. Есть, правда, полуфраза о воровстве, безнаказанном из-за дальности поездок. Но оно впрямую оправдано:

    ╚┘мы не делали ничего дурного, а если и тибрили яблоки и подсолнухи, горох и початки кукурузы, то это само росло на земле - и на это мы имели права наравне со всеми╩.

    И потом упор в рассказе на скорости, а не дальности.

    Есть, правда, слово ╚рокеров╩┘ Но оно буквально мелькнуло только. И тоже морально самортизировано.

     

    И тут опять можно вспомнить, что о прошлом пишут ради настоящего.

    Слишком много в настоящем, в постсоветском, по-старому аморального, ставшем нормой по-новому. И автору это не нравится. Он для того как бы дистиллирует описываемое экзистентное вдохновение, возгоняя его к общественно ценному, а не индивидуально ценному.

    Та же ассоциация с Вольтером┘ Просветитель же. Просвещение ж в чем параллель с идеалом социализма. И наоборот. Кто поддержал так называемых демократов, Ельцина, во время ГКЧП? Рокеры, антиобщественный элемент, своими опасными разъездами по улицам возмущавшие жителей. Принципиальные индивидуалисты. Что самортизировано Нечипоренко.

    Так что проблема сопряжения ╚Моторчика╩ с коллективизмом ╚Брата╩ отпала.

     

    А формальная простота?..

    Если правда, что первая им сочиненная вещь ╚могла бы сойти за литературный авангард╩, то он поступил по-авангардному круто, когда ╚Моторчик╩ лишил забористого конца, как по-старому полагается.

    Я думаю, Нечипоренко ╚рассуждал╩ приблизительно так.

    Чему в СССР правое диссидентство соответствовало в искусстве? √ Скорее андеграунду, формализму, авангарду. Поэтому если теперь (а я исхожу из того, что ╚Моторчик╩ написан теперь, раз помещен автором в 2000 году не куда-нибудь, а в ╚Русский переплет╩, в котором с 1999-го он редактор), - если теперь правые ненавидимы большинством (теперь и им, Нечипоренко), то и форма протеста против них должна быть старомодной, так сказать.

    Но было бы нашей ошибкой счесть, что это реализм.

    Скажем, реалист ли Тургенев в своей первой значительной вещи, ╚Записках охотника╩ с их идеализацией крестьян? √ Если верить положению, что аж до Чехова все русские писатели поначалу испытывали влияние романтизма, то и Тургенев сперва был как бы романтическим реалистом.

    И ╚Моторчик╩ где-то такой по идее.

    Вот только здоровенной дозой нехудожественного выражения ╚в лоб╩ отдает.

    Ну да простим за хоть каплю неожиданности.

     

    6 декабря 2006 г.

02.12.2006
13:34

Юрий Нечипоренко

    Читаю вот такие слова знаменитого Виктора Шкловского: ╚вещь может быть: 1) создана как прозаическая и воспринята как поэтическая, 2) создана как поэтическая и . . .

30.11.2006
16:34

Николай Васильевич Гоголь

    Я придерживаюсь того убеждения, что писатель это не мыслитель. Ценность его художественного произведения имярек не в открытии истины, неведомой до появления . . .

26.11.2006
15:18

Зачем дневник и неклассический психологизм

    Классический психологизм это превалирование внутреннего монолога или внутренней диалогичности слов (проявление намерения говорящего). А неклассический это . . .

16.11.2006
19:24

Еще о Брущенко

    ═╚Слух современников, воспитанный на Пушкине и Лермонтове, был оскорблен Некрасовым╩, - написал Тынянов, имея в виду прозаизмы в (о ужас!) лирике. Брущенко . . .

12.11.2006
01:07

Почему рассказ "В защиту собак" стал призером

    В моей семье когда-то завели собаку. Спаниеля безродного. Против моего желания. А мне же и выпало его выгуливать. Бимом назвали. Как Троепольский┘ И хоть я узнал . . .

04.11.2006
19:18

Мандельштам и Сталин

    Я знал, что в русском народе и в русской интеллигенции скрыты начала самоистребления. Н. Бердяев Грешен я перед Мандельштамом┘ Написал раз . . .

25.10.2006
02:48

Не той дорогой идете, товарищи! (Продолжение)

    А что если Сиротин таки читателя обманул, и вовсе не характерны для Соединенных Штатов Америки скрыто и открыто агрессивные нестарые попрошайки на улицах? Что . . .

10.10.2006
21:11

Не той дорогой идете, товарищи!

    Хорошо, когда тебя не слушают. ╚Иди, куда влечёт тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум╩. Никакой ответственности. И √ можно проповедовать идею . . .

07.10.2006
10:11

Что если не только талант?

    ╚Боже мой! Автор, как вам хватило сил это написать!╩ - вырвалось у меня, когда я прочел рассказ Елизаветы Александровой ╚Там, где теперь её дом╩ . . .

05.10.2006
23:28

Ошибочка вышла

    Как-то мне пришлось несколько дней прожить в Палестине. А у меня бессонница, слишком чуткий сон. И вот раз я проснулся, - еще темно было, - от призыва муэдзина . . .

03.10.2006
23:57

Социо-, только не логия, а интуиция или Благо незнания

    Реалист Бальзак, наверно, умом не понимал окружающее общество, раз любил аристократию, а гнобил ее беспощадно. ╚Его великое произведение, - писал Энгельс, - . . .

29.09.2006
14:51

Владимир Эйснер

    Скучно мне, выучившемуся в советской школе, в частности, на Пушкине, на его гражданском романтизме и докритическом реализме, потому без усилия понимающему такие . . .

26.09.2006
14:19

Море волнуется. Раз...

    Не читай чужих книг, никогда! Они сведут тебя с ума. ╚Иисус из Сант-Тропе╩. В. Лорченков Самое страшное для меня, если человек балуется пером. Не сердце у него . . .

20.09.2006
10:01

Мелочь, а приятно

    В молодости я, начитавшись Недошивина, усвоил мысль об экспрессионистской, в широком смысле слова, тенденции развития искусства, проявившейся со второй половины . . .

02.09.2006
18:52

Путем наибольшего сопротивления

    Где-то я слышал, что в России лишь два процента русских воистину верят в Бога. А есть мнение, что и вообще лишь когда христианство было религией меньшинства, оно . . .

<< 51|52

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100