TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.12.2006
13:59

Какова воля Булгакова в смертных казнях очень советских людей, как-то посягнувших на Воланда

    Однажды, в перестройку, я выиграл спор у одного партийного сослуживца. - Знаешь, к чему относилось троекратное ╚учиться╩ в речи Ленина в 18-м году перед молодежью? - . . .

23.12.2006
20:12

"В лоб" и не "в лоб"

    Давно уж (http://art-otkrytie.narod.ru/nabokov.htm, http://topos.ru/article/3942) я вывел для себя, что Набоков всю жизнь имел одного и того же типа идеал √ идеал сверхбудущего. Это видно и из . . .

16.12.2006
14:09

Передвижники

    На одной из игр ╚Что? Где? Когда?╩ зимней серии 2006 года был вопрос: куда устроителям очередной выставки передвижников порекомендовал повесить свою картину . . .

10.12.2006
19:40

Предуказанность или непредвзятость?

    Юмореска Леонида Нетребо ╚Хохлы позорные╩ (http://www.pereplet.ru/text/netrebo07nov03.html) замечательно коротка. И уже этим одним кричит против тяжеловесных моих дум о характере . . .

06.12.2006
14:47

Еще о Нечипоренко

    А что если специально Юрий Нечипоренко в рассказе ╚Моторчик╩ (http://www.pereplet.ru/text/motor.html) ═сделал незабористый, бедный конец? И язык изложения √ ненасыщенным . . .

02.12.2006
13:34

Юрий Нечипоренко

    Читаю вот такие слова знаменитого Виктора Шкловского: ╚вещь может быть: 1) создана как прозаическая и воспринята как поэтическая, 2) создана как поэтическая и воспринята как прозаическая╩, - и вспоминается рассказ в ╚жанре ╚литературы свидетельства╩╩ Нечипоренко ╚Брат╩ (http://www.pereplet.ru/text/nechip42.html).

    Шкловский свои слова написал от противного, во славу √ он не понимал - формализма, во славу специального языка как признака художественности, ╚чтобы эти вещи по возможности наверняка воспринимались как художественные╩ (Теория прозы. http://philologos.narod.ru/shklovsky/prose1983.htm).

    А Нечипоренко √ наоборот как бы. Средняя речь, обыкновенные предложения:

    ╚Напротив был дом сгоревший - там раньше пожарная команда размещалась, так она сама истлела, но не развалилась. Черный сруб из обугленных бревен стоял, как тень╩.

    Сравнение, правда, есть┘ ╚Как тень╩. Ну так и мы ж, сермяжные, тоже сравнения иногда пускаем.

    Сказ, правда, проскакивает: сброду было навалом╩, ╚занавеска ворушится╩, ╚яйцы╩┘ Словно зафиксирован солдатский рассказ звукозаписывающим устройством, а потом переписан, без малейшего изменения.

    Ну и ╚я╩-повествователь, конечно. И никаких следов автора, казалось бы. Лишь после окончания повествования появляется новый ╚я╩-повествователь. Якобы сын того ╚я╩-повествователя, солдата Великой Отечественной. Наш современник, близкий автору, написавшему данный рассказ вот-вот, только что. И┘ со жгучим чувством из-за ОТСУТСТВИЯ у современника - брата.

    Странноватое переживание. Обычно единственные в семье дети привыкают к своей единственности и не так уж остро ощущают ее.

    И тогда я увидел, что и в основном-то повествовании проявилась эта особая значимость братского родства. Слово ╚брат╩ тут, - старики вспомнят, - как в не помню чей поучительной притче для дошколят про слово ╚пожалуйста╩. Кажется, называлась она ╚Волшебное слово╩.

    Так и тут. 17 раз в коротеньком рассказе повторено. И сюжет повторяет ту притчу. Слово ╚брат╩ всесильно: и подвезут, и проведут, и не расстреляют, хоть имеют право. Как чудо какое-то. Но. Незаметно подаваемое. На фоне фантастических военных картин (стоящий кузнец┘ без головы, снаряд, пронзающий дом, словно тот бесплотный, точное указание направления прилета этого снаряда, вычисление артиллеристами местонахождения немецкой пушки по этому указанию, прохождение через цензуру нехитрой шифровкисообщения братом брату номера своей части, и сам факт сообщения, будто предчувствовал возможность посещения, нестреляние какого-то антисоветского элемента, спрятанного одними поляками и починка, как в кино, испортившихся ходиков у других поляков). В общем, незаметно. Хоть и вынесено в заглавие √ ╚Брат╩.

     

    А с чего бы это сегодня так напирать на братство? (Я ж считаю, что о каком бы прошлом художник ни писал, его вдохновляет Сегодня.)

    И я вспомнил, про лозунг Великой Французской революции √ Свобода, Равенство и Братство. В котором Наполеон, предатель революции, заменил Братство на Собственность. Я вспомнил про принцип ╚человек человеку волк╩, победивший при реставрации капитализма. Я вспомнил, что реставрацию эту не во исполнение референдума проводили, а как бы вопреки большинству. Что и полтора десятка лет спустя чувствуется в России гораздо четче, чем в других странах.

    И я понял причину применения этого ╚жанра ╚литературы свидетельства╩╩: не до искусства!.. А если и за него, то за возрождающее такое ╚старье╩, как Братство.

     

    2 декабря 2006 г.

30.11.2006
16:34

Николай Васильевич Гоголь

    Я придерживаюсь того убеждения, что писатель это не мыслитель. Ценность его художественного произведения имярек не в открытии истины, неведомой до появления . . .

26.11.2006
15:18

Зачем дневник и неклассический психологизм

    Классический психологизм это превалирование внутреннего монолога или внутренней диалогичности слов (проявление намерения говорящего). А неклассический это . . .

16.11.2006
19:24

Еще о Брущенко

    ═╚Слух современников, воспитанный на Пушкине и Лермонтове, был оскорблен Некрасовым╩, - написал Тынянов, имея в виду прозаизмы в (о ужас!) лирике. Брущенко . . .

12.11.2006
01:07

Почему рассказ "В защиту собак" стал призером

    В моей семье когда-то завели собаку. Спаниеля безродного. Против моего желания. А мне же и выпало его выгуливать. Бимом назвали. Как Троепольский┘ И хоть я узнал . . .

04.11.2006
19:18

Мандельштам и Сталин

    Я знал, что в русском народе и в русской интеллигенции скрыты начала самоистребления. Н. Бердяев Грешен я перед Мандельштамом┘ Написал раз . . .

25.10.2006
02:48

Не той дорогой идете, товарищи! (Продолжение)

    А что если Сиротин таки читателя обманул, и вовсе не характерны для Соединенных Штатов Америки скрыто и открыто агрессивные нестарые попрошайки на улицах? Что . . .

10.10.2006
21:11

Не той дорогой идете, товарищи!

    Хорошо, когда тебя не слушают. ╚Иди, куда влечёт тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум╩. Никакой ответственности. И √ можно проповедовать идею . . .

07.10.2006
10:11

Что если не только талант?

    ╚Боже мой! Автор, как вам хватило сил это написать!╩ - вырвалось у меня, когда я прочел рассказ Елизаветы Александровой ╚Там, где теперь её дом╩ . . .

05.10.2006
23:28

Ошибочка вышла

    Как-то мне пришлось несколько дней прожить в Палестине. А у меня бессонница, слишком чуткий сон. И вот раз я проснулся, - еще темно было, - от призыва муэдзина . . .

03.10.2006
23:57

Социо-, только не логия, а интуиция или Благо незнания

    Реалист Бальзак, наверно, умом не понимал окружающее общество, раз любил аристократию, а гнобил ее беспощадно. ╚Его великое произведение, - писал Энгельс, - . . .

29.09.2006
14:51

Владимир Эйснер

    Скучно мне, выучившемуся в советской школе, в частности, на Пушкине, на его гражданском романтизме и докритическом реализме, потому без усилия понимающему такие . . .

26.09.2006
14:19

Море волнуется. Раз...

    Не читай чужих книг, никогда! Они сведут тебя с ума. ╚Иисус из Сант-Тропе╩. В. Лорченков Самое страшное для меня, если человек балуется пером. Не сердце у него . . .

20.09.2006
10:01

Мелочь, а приятно

    В молодости я, начитавшись Недошивина, усвоил мысль об экспрессионистской, в широком смысле слова, тенденции развития искусства, проявившейся со второй половины . . .

02.09.2006
18:52

Путем наибольшего сопротивления

    Где-то я слышал, что в России лишь два процента русских воистину верят в Бога. А есть мнение, что и вообще лишь когда христианство было религией меньшинства, оно . . .

<< 41

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100