TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  На оттоманке с Шиншиным  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ

ОБОЗРЕНИЕ
Алексея Шорохова


18.12.2002
14:08

Бери шинель, пошли домой┘

    (вторая сигнальная система О. Павлова)

     

    1. Подмена┘ У прозаика Олега Павлова есть, по-видимому, многочисленные и очень могущественные литературные враги √ иначе я себе никак не могу объяснить тот факт, что его и теперь, спустя восемь лет после громкого литературного дебюта, все еще числят по разряду ╚новых реалистов╩. Если Павлов реалист, то я √ и голод, и Гойя, и Вознесенский.

    Сильно подозревая, что это не так (и в отношении себя, и в отношении Павлова), предлагаю усомнившимся обратить более пристальное внимание на новую его повесть √ ╚Карагандинские девятины╩, завершившую авторскую трилогию ╚Повести последних дней╩ и явившуюся откровенным вызовом всем тем, кто все еще верит злонамеренной клевете о ╚реализме Павлова╩.

    Среди писателей, с кем чаще всего сравнивают Павлова (в плане влияния и т. д.) √ неизменно возникают имена Платонова (стиль) иСолженицына (лагерная тема). Плюс имя Достоевского как воспитателя души (об этом в ╚Русских письмах╩ говорит и сам Павлов). Учиться реализму у любого из этих писателей занятие более чем проблематичное. Но дело даже не в этом √ с первых же строк повести ╚Карагандинские девятины╩, не знаю как у кого, а у меня возникает ощущение, что я оказался в мире очень-очень, с детства еще, знакомом √ по книгам с добротными и черезчур необычными картинками, по мультфильмам. Так, кажется, и перегибается к тебе с обложки этих книг щука в пенсне и генеральской шляпе с плюмажем, оттуда же буравит глазками механическое чучело градоначальника в николаевском мундире с аксельбантом, дальше желтеют пески, посредине которых √ символ Империи √ грустно стоит одинокий шлагбаум.

    ╚┘Из каменной глыбы дня наружу выходил холод и бродил сумрачно по улицам, проспектам, площадям, на просторе которых волны ветров качали плотами одинаковые порыжевшие шеренги деревьев╩. Эти улицы и дальше, на протяжении всего действия повести (а так же, надо полагать, и до начала действия, и уж точно по его окончании) √ остаются пустынными. Хотя речь идет и не о мифическом городе Глупове, а о настоящем городе Караганде (на всех картах указан), но Караганда эта не более реальна, чем Петербург Гоголя и Салтыкова-Щедрина. И даже √ менее.

    Причем Павлов этого и не скрывает √ уже с самого начала он разворачивает мир своей повести как мир абсурда: где начальник медицинской службы ведет многолетнюю и непримиримую войну с мышами, в которой они, ╚похожие серыми шкурками на солдат в шинелях╩ и такие же неистребимые, шеренгами, ╚как на параде╩,каждую ночь выходят маршировать по коридорам. Тоска постоянных поражений в этой войне время от времени дажеподмывает этого ╚человека с казавшейся иностранной фамилией╩ √ начмеда по должности (и зубодера по призванию), ╚поджечь лазарет╩... с мышами и солдатами. И неизвестно еще, кого из них он ненавидит больше.

    В конце концов, и победную-то точку в этой абсурдной войне ставит серенький мышонок, выползающий из коченеющего трупа усталого службиста.

    Остальные герои повести и ее сюжет √ того же порядка: и ╚вечный зуб╩ Алеши Холмогорова у Олега Павлова ничуть не более реалистичная деталь, чем сбежавший нос майора Ковалева у Гоголя.

    Так почему же некогда и ╚золотая литературная молодежь╩, изрелые мужи и дамы столичной критики вдруг и как-то в один голос заговорили о ╚новом╩ и ╚жестоком╩ реализме Павлова? Может, они в школе плохо учились и Гоголя с Щедриным не прочитали? Да нет, все сплошь медалисты и обладатели степеней. В чем же тогда, спрашивается, дело?

    А дело всего лишь в том, что все эти интеллектуалы (мужчины, разумеется)┘ √ жертвы ╚белых билетов╩ и не служили в армии. И вдобавок ко всему √ наряду с литературными дамами совершенно не знают своей Родины (кроме Москвы и Черноморского побережья, остальное √ мельком, из окна поезда). Поэтому, когда мифическое для них пространство Родины стало распадаться на не менее мифические царства-государства, вся эта публика оказалась даже не зрителями, а заложниками того грандиозного театра абсурда, что раскинулся на территории единой некогда Империи. А из оркестровой ямы у сцены уже неслись многократно усиленные динамиками стоны СМИ о ╚дедовщине╩, ╚зоне╩, ╚совке╩. Тут и появился Павлов со своим реальным жизненным опытом, да отнюдь не реалистичным письмом. Куда там! ╚Реализм, реализм, √ уже орала столичная тусовка, - все как по телевизору╩. Не понимая, что в этом их ╚все как по телевизору╩ √ кроется смертный приговор любому реализму.

    2. Узилище. Хорошо, ╚тусовка╩ не поняла, но сам-то Павлов видел за кого его держат √ почему же не выступал, не объяснялся? Да выступал, и объяснялся, и ╚Антикритику╩ написал. Больше того, эта-то новая повесть написана настолько прозрачно, что куда уж √ нате, читайте. Не видят. Или не хотят.

    И здесь мы подошли к самому главному √ почему Олег Павлов избрал такую манеру письма? Вопрос отнюдь не праздный в виду того, что онтологические и религиозные корни павловской прозы наглядно глубже ╚критики социализма╩, ╚борьбы с имперским сознанием╩ или ╚правды о неуставных отношениях в армии╩.

    Ведь он в своих повестях и рассказах не только переносит читателя куда-то на задворки Империи, в абсурдный и давно уже (со времен Гоголя и Салтыкова-Щедрина) существующий параллельно реальному мир вековой глухомани, откуда ╚скачи хоть три года, ни до какой державы не доскачешься╩, Павлов еще и погружает там читателя в такое узилище боли, отчаяния иневыносимых душевных страданий, куда не каждый по доброй воле-то и сунется. Да и сам, сунувшись, начинаешь сомневаться √ а не мазохист ли ты, потому что ведь √ читаешь и мучаешься.

    Отсюда и все разговоры о ╚жестоком реализме╩. Но Павловне реалист, так зачем же он так мучит читателя √ ведь не из слепого же подражательства Достоевскому?

    И здесь, мне думается, мы вправе поговорить о ╚второй сигнальной системе О. Павлова╩ (по аналогии с ╚первой╩ знаменитого физиолога). Проза Олега Павлова обращена к человеку западного типа √ человеку с наглухо забитыми цивилизацией первичными центрами восприятия действительности, человеку, который видит мир не таким, какой он есть, а каким его преподносят через СМИ и другие слуховые отверстия цивилизации. Здесь можно было бы многое наговорить о Павлове-экзистенциалисте, ╚философии боли╩ и прочих вещах, о которых и без нас взахлеб напишут филологические мальчики с улыбками джаконд и цитатами из Маркеса.

    Важнее понять сам ╚принцип воздействия╩ прозы Павлова, а он √ прост и в искусстве уже не раз опробирован. Верховный божок западной цивилизации √ комфорт √ требует, как известно, в идеале одного: защититьчеловека ото всякого неудобства и болезненного раздражения, по возможности вообще лишить каких-либо неприятных ощущений. А так как полностью лишить человека раздражений из вне нельзя (удовольствие тоже провоцируется раздражениями), то первые (т. е. приятные) необходимо дозировать, а последние исключить или виртуализировать и таким образом тоже сделать ╚приятными╩ (потому что ╚не со мной╩ и понорошку).

    На этом пути западное человечество достигло ╚успехов╩ небывалых √ настолько небывалых, что усомнилось в собственном бытии. Забыли, что еще Гераклит Эфесский за шесть веков до нашей эры учил о страдании, как об определяющем признаке бытия, с утратой которого и само бытие становится призрачным.

    Но дело не в древних греках и даже не в самих западных человеках, а в российской интелегенции, издавна ориентированной ╚туда╩, а по сему являющей собою тоже некую (хотя чаще всего и плебейскую) модификацию западного человека. А еще дело в идеальном и как раз-таки для существования самой этой интеллигенции при советской власти и созданном ╚государстве в государстве╩ √ Москве.

    Этим объясняется ╚происхождение╩ Олега Павлова √ московского писателя с немосковской судьбой. Этим же объясняется и адресат его прозы √ вестернизированный российский читатель (сегодня это уже не обязательно москвич, потому что ╚Москва╩ как притягательный образ Запада давно уже царит повсюду в России, где есть теливизор). Этим (а такое более чем вероятно) будет вполне объясним и успех О. Павлова на Западе.

    И только в данном смысле (именно как возвращающий через боль ощущение реальности бытия), писатель Павлов, пожалуй, и может быть назван ╚реалистом╩. Но уж, разумеется, никак не впривычных, традиционных для русской культуры и литературы смыслах.

    Суть действия его ╚второй сигнальной системы╩ проста:слух, зрение, осязание и другие точки, в которых человек граничит с миром, раздражаются не из вне (тщательно ╚замазанные╩ снаружи цивилизацией), а именно изнутри √ через мозг (воображение и сострадание), в результате чего человек (жертва цивилизации) удостоверяется в хотя и доставляющей страдания, но ощутимой реальности своего человеческого бытия.

    Однако одного этого мало, потому что боль, потребная на такое ╚пробуждение человека отчасти╩ √ велика и безысходна.А сама трилогия Олега Павлова не несет еще в себе религиозного утешения. И если другой ╚мучитель человечества╩ (Ф. М. Достоевский) уровновешивал боль своих романов светом романтически-прекрасных и религиозно-возвышенных образов, то у Павлова роль ╚положительно-прекрасного╩ (термин Достоевского) выполняет┘ стиль. Именно через стиль обнаруживается и такое, мягко говоря, неожиданное измерение самого автора √ он совершенно по-детски любуется своими героями (не всеми, конечно). Вот, например, о самом любимом √ Алеше Холмогорове: ╚он походил на большого ребенка, что пребывал в растерянности с тех пор, как родился на свет╩; о нем же, но устами другого, тоже любимого героя √ ╚не жмись ты, небесная пехота╩; и т. д.

    И только в стиле, как в зеркале, отражается другая особенность Павлова-прозаика: хоть любит-то он и немногих своих героев, а вот жалеет всех. Потому что в остальном (слова, мотивы, поступки) все у них сплавляется в один неразличимый и бесформенный ком страдания, который все стремительнее и стремительнее несется к развязке.

    Вот почему записные алилуйщики из либеральной ╚тусовки╩ и проглядели очень многое в его прозе √ не прорвалились через боль, комфорту своего пожалели, бросили читать на середине. А то бы множество пренеприятных открытий для себя сделали. Но тогда бы, глядишь, и они, хоть на время, стали бы другими √ не такими.

    Да вот не смогли, а скорее всего (интуитивно) и не захотели. Как назвал некогда Томас Манн свое предисловие-предостережение к американскому изданию Достоевского: ╚Достоевский, но в меру╩! Так и с Павловым √ проще оказалось назвать его реалистом, выдавая этот сгусток боли, отчаянья, уродств и страданий за ╚нашу реальность╩:

    √ Мало вам программы ╚Время╩ и ╚Московского комсомольца╩? А вы вот Павлова почитайте, самый что не на есть реальнейший нашреалист. Гнусно, говорите? Так в этой России все, везде и всегда гнусно. Такова реальность, господа-товарищи, такова реальность. Что, жить не хочется? Так и не живите┘

    Но с этими хоть все понятно √ у них корысть, а вот когда серьезные критики рассуждают о ╚реализме Павлова╩ √ диву даешься! Ведь называть абсурдный мир Олега Павлова ╚реализмом╩, значит, клеветать на реальность. Если бы все на самом деле обстояло так, как в его прозе √ это были бы действительно повести последних дней, только уже не последних дней Империи, как подразумевается у Павлова, а вообще последних дней.

    Однако в реальности √ русские солдаты не только издеваются друг над другом в караулках (издеваются-то как раз чаще всего нерусские), а принимают сегодня геройскую и мученическую смерть в Чечне, женщины несмотря ни на что рожают детей, трактористы пашут, рабочие работают. И только благодаря этому миру еще даруется спасительный воздух: на сколько вдохов √ не известно. Но пока есть эта нормальная реальность, дается и воздух.

    И Павлов эту реальность знает. И любит. И умеет ее писать. Больше того √ он находится, как и все его герои √ в дороге. Все, приказ о дембеле пришел. Скоро уже дом:

    ╚Хабаров любил тихую морозную зиму, когда хорошо √ и кругом, и на душе. В такую зиму на русских равнинах окуриваются печным дымом избушки, точно ладаном. Деревни на огромных просторах стоят заиндевелые и погруженные в высокую тишину неба. Даже собаки не брешут по дворам, и дремлет крещенный мир в пышных снегах. Хоть свечку ставь перед той картиной, чудеснейшей, чем образа┘╩

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
251343  2002-12-18 14:53:07
-

251347  2002-12-18 17:39:06
Дедушка Кот www.prigodich.8m.com
- Хорошая статья о хорошем писателе...

251348  2002-12-18 18:29:06
В К
- Статья и в самом деле неплохая.Обычные для Шорохова наскоки на "филологических мальчиков" ( к коим он сам, несоменно, относится тоже) можно опустить. Одно замечание - успеха у Павлова на Западе пока совсем немного. Вернее, пока его попросту нет. Ни одно из главных произведений Павлова не переведено на английский. С немецким и французским не скажу.Но на английский пока,к сожалению, не переведено. Пока этого не произойдет - успеха ждать не приходится. И еще одно замечание. Называть статью об одном литераторе строчками из другого - говорит о плохом вкусе автора. К сожалению.Но в целом - неплохо. А для РП - просто подарок.

22.11.2002
13:27

Кому же грозила ╚Русская сила╩?

    Недавно мне попало в руки несколько номеров ╚молодежного патриотического журнала, - о чем не обинуясь извещали уже с обложки его издатели, - ╚Русская сила╩. За . . .

13.11.2002
16:05

Русская литература: возвращение смыслов

    Русская литература: возвращение смыслов (Слово на конференции критиков ╚новой волны╩ в СП России 6.11.2002 г.) ═ Как вы думаете, что произойдет, если Атланта, который . . .

11.11.2002
11:23

О двух Россиях┘

    О двух Россиях┘ (холст, масло) Море. Ночь. Грозные валы беспамятства катит по своей поверхности неусыпающая стихия. Клочья пены остаются на сваях огромной . . .

05.11.2002
14:32

╚В поисках России┘╩

    Увидевшая свет в конце 2001 года книга известного русского публициста Александра Казинцева носит именно такое название. Обложку книги украсили мещанин Кузьма . . .

25.10.2002
15:45

Серое время

    Среди широкой цветовой гаммы традиционных определений времени практически отсутствует одно: ╚серое время╩. А жаль, потому что это √ наше с вами время. Оно же √ . . .

22.10.2002
11:50

О литературной критике

    Алексей Шорохов ╚Литературная критика прежде всего должна быть┘ литературой┘ сама ┘╩ (Беседа с главным редактором ╚Российского писателя╩ Н. И. Дорошенко на . . .

10.10.2002
14:52

"Везде мне грезится священный образ Твой"

    - Ольга Николаевна, что бы Вы хотели пожелать жителям Орловщины? - О, Орловская земля, - это родина моего любимого поэта С.С.Бехтеева... ( Из интервью с О. Н . . .

08.10.2002
12:09

В поисках ⌠мужичьей святости■ (к 75-летию гибели С.А. Клычкова)

    I. Освобождение или гибель? Какими всё-таки смешными и наивными выглядят все те ⌠идеологические неприятности■ - цензура, ⌠высочайшее неудовольствие■ и прочие . . .

04.10.2002
14:09

О "скотах, воюющих с нами", смертной казни и "русской деликатности перед Европой"

    (Читая ⌠Дневники писателя■ Достоевского) То, что вопрос о смертной казни во всей своей остроте и ненадуманной злободневности встал в конце XX века именно в России, . . .

24.09.2002
12:46

Письма Смердякову ( от издателя)

    Вынужденное пояснение. ═ Уважаемый читатель ╚Писем Смердякову╩, видимо, пришло время объясниться начистоту. К этому меня вынуждают и многочисленные звонки в . . .

09.09.2002
15:13

Письма Смердякову - 5

    ═Cum ire et studio* ( С гневом и пристрастием - лат.) ═ ═ ╚Только завидели деда √ и турнули к нему ордою. Свиные, собачьи, козлиные, дрофиные, лошадиные рыла √ все . . .

30.08.2002
12:36

Литературная Вологда

    Вологда литературная ⌠В конце 2001 года увидел свет очередной выпуск альманаха ⌠Литературная Вологда■┘ Такими или подобными словами вполне можно было бы . . .

14.08.2002
14:43

Трагический голос России

    Муза России √ какое у нее лицо? Розовощекое, полузакутанное в цветастый платок цветаевское? Или оттененное трауром, монашески-строгое ахматовское? Или скрытое . . .

07.08.2002
16:56

Долгие крики

    75-летию со дня рождения Ю. КАЗАКОВ: ДОЛГИЕ КРИКИ НА БЕРЕГУ КОЦИТА ( Рассказ-притча) Юрий Казаков... ⌠Лирическая проза...■ Рассказ от первого лица ⌠Долгие крики■.. . . .

27.07.2002
17:51

Письма Смердякову-4

    Cum ire et studio* (С гневом и пристрастием √ лат.) ⌠Наконец желанный сон, этот всеобщий успокоитель, посетил его; но какой сон!..■ Н. В. Гоголь, повесть ⌠Иван Федорович . . .

25.07.2002
17:07

Письма Смердякову-3

    Cum ire et studio* ════════════════════ (С гневом и пристрастием √ лат.) . . .

18.07.2002
11:41

Письма Смердякову-2

    -font-weight:normal'> Cum ire et studio* ════════════════════ (С гневом и пристрастием √ лат.) ══════════ ╚Новейшая ваша литература и вышла-то из лакейской, да . . .

14.07.2002
21:04

Письма Смердякову.

    Письма Смердякову. ⌠Новейшая ваша литература и вышла-то из лакейской, да так дальше уборной и не пошла■ (из литературной полемики) Письмо первое. Победа, . . .

08.07.2002
19:24

На пороге дурной бесконечности

    Полемика о современном состоянии русской литературы, развернутая на страницах ⌠ЛГ■, без сомнения, более чем своевременна. Даже страшно подумать, что целых . . .

1|2|3|4|5

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100