TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  На оттоманке с Шиншиным  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ

ОБОЗРЕНИЕ
Алексея Шорохова


18.12.2002
14:08

Бери шинель, пошли домой┘

    (вторая сигнальная система О. Павлова) 1. Подмена┘ У прозаика Олега Павлова есть, по-видимому, многочисленные и очень могущественные литературные враги √ иначе я . . .

22.11.2002
13:27

Кому же грозила ╚Русская сила╩?

    Недавно мне попало в руки несколько номеров ╚молодежного патриотического журнала, - о чем не обинуясь извещали уже с обложки его издатели, - ╚Русская сила╩. За . . .

13.11.2002
16:05

Русская литература: возвращение смыслов

    Русская литература: возвращение смыслов (Слово на конференции критиков ╚новой волны╩ в СП России 6.11.2002 г.) ═ Как вы думаете, что произойдет, если Атланта, который . . .

11.11.2002
11:23

О двух Россиях┘

    О двух Россиях┘ (холст, масло) Море. Ночь. Грозные валы беспамятства катит по своей поверхности неусыпающая стихия. Клочья пены остаются на сваях огромной . . .

05.11.2002
14:32

╚В поисках России┘╩

    Увидевшая свет в конце 2001 года книга известного русского публициста Александра Казинцева носит именно такое название. Обложку книги украсили мещанин Кузьма . . .

25.10.2002
15:45

Серое время

    Среди широкой цветовой гаммы традиционных определений времени практически отсутствует одно: ╚серое время╩. А жаль, потому что это √ наше с вами время. Оно же √ . . .

22.10.2002
11:50

О литературной критике

    Алексей Шорохов ╚Литературная критика прежде всего должна быть┘ литературой┘ сама ┘╩ (Беседа с главным редактором ╚Российского писателя╩ Н. И. Дорошенко на . . .

10.10.2002
14:52

"Везде мне грезится священный образ Твой"

    - Ольга Николаевна, что бы Вы хотели пожелать жителям Орловщины? - О, Орловская земля, - это родина моего любимого поэта С.С.Бехтеева... ( Из интервью с О. Н . . .

08.10.2002
12:09

В поисках ⌠мужичьей святости■ (к 75-летию гибели С.А. Клычкова)

    I. Освобождение или гибель? Какими всё-таки смешными и наивными выглядят все те ⌠идеологические неприятности■ - цензура, ⌠высочайшее неудовольствие■ и прочие . . .

04.10.2002
14:09

О "скотах, воюющих с нами", смертной казни и "русской деликатности перед Европой"

    (Читая ⌠Дневники писателя■ Достоевского) То, что вопрос о смертной казни во всей своей остроте и ненадуманной злободневности встал в конце XX века именно в России, . . .

24.09.2002
12:46

Письма Смердякову ( от издателя)

    Вынужденное пояснение. ═ Уважаемый читатель ╚Писем Смердякову╩, видимо, пришло время объясниться начистоту. К этому меня вынуждают и многочисленные звонки в . . .

09.09.2002
15:13

Письма Смердякову - 5

    ═Cum ire et studio* ( С гневом и пристрастием - лат.) ═ ═ ╚Только завидели деда √ и турнули к нему ордою. Свиные, собачьи, козлиные, дрофиные, лошадиные рыла √ все . . .

30.08.2002
12:36

Литературная Вологда

    Вологда литературная ⌠В конце 2001 года увидел свет очередной выпуск альманаха ⌠Литературная Вологда■┘ Такими или подобными словами вполне можно было бы . . .

14.08.2002
14:43

Трагический голос России

    Муза России √ какое у нее лицо? Розовощекое, полузакутанное в цветастый платок цветаевское? Или оттененное трауром, монашески-строгое ахматовское? Или скрытое вуалью, с влажными мерцающими из-под этой вуали очами лицо блоковской незнакомки? Или?..

    Вопросы эти √ не самые праздные, если речь идет о стихах орловской поэтессы Ирины Семеновой. Летом этого года она стала лауреатом премии им. Твардовского, ежегодно присуждаемой на Смоленщине. Казалось бы √ вот и ответ! Уж, во всяком случае, муза России у Твардовского совершенно определенна √ это задорно акающая, истоптавшая сотни верст полевых дорог и бездорожий русская селянка: невеста, жена, мать.

    Однако не все так просто. Былое разделение русской литературы на две основные школы (Московскую и Питерскую) сегодня все больше и больше становится условностью, и пример тому √ присуждение ⌠московской■ общерусской премии поэтессе с совершенно очевидным ⌠питерским■ ладом стиха.

    Великий этот город, еще в юности наложил неизгладимую печать своего духа на весь строй ее души, соответственно √ и на строй стиха:

    А по каналам в испареньях томных

    Цвела, застыв, чернильная вода

    И зорь полночных, северных, огромных,

    На берега сходила череда┘

    С тех пор даже когда Семенова пишет о сельском пруде √ за его рябью мерещатся волны Финского залива:

    И только волн зеленоватых стон,

    Бросающихся с яростью на сушу,

    Как неизменный и ненастный фон,

    Мне странно успакаивает душу┘

    И тем не менее √ веками бывший культурным форпостом Запада Петербург духа сегодня совершенно очевидно стал частью общерусского духовного противостояния. Неслучайно именно там явился России в годы смуты и разора такой светоч духа, как митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, неслучайно и в современной литературе √ православные питерские писатели (Коняев, Калягин и др.) явление весьма заметное.

    Формальные различия у этих литературных школ были и остануться (и слава Богу!): четкая, напоминающая гранит набережных города на Неве чеканка слов петербуржцев и пестрое, задыхающееся от избытка чувств безудержье московского говорка √ вряд ли когда-либо сольются. Но за всем этим сегодня возникает уже общерусское единство духа. То √ чего очень не хватало последним векам Российской истории с ее ⌠московскими■ и ⌠петербургскими■ периодами. Потому что то зло, которому сегодня противостоит русская культура, безо всякого сомнения сродни тому, с каким воевала Россиия в Великую Отечественную войну. А чтобы сделать эту мысль более понятной, поясню √ тогда, в сорок первом, и Бах, и Моцарт были по нашу сторону фронта.

    * * *

    Муза Семеновой в прямом родстве с Мельпоменой √ и дело даже не в отголосках эпохи и бытовой неустроенности поэтессы: стихам ее по определению присущ трагический тон. Так Господь судил. И послал душу ее в наше смутное время:

    ┘И спать века! Но как заснуть в России?

    Сплошная ночь, и вечная зима,

    И ветра стон, и скорби мировые √

    Все, от чего легко сойти с ума.

    Однако это не обреченный трагизм древнего мира, и не апокалиптическое буйство современного нам неоязыческого Запада √ стихам Ирины Семеновой присуще обостренное чувство стесненности души именно в земной юдоли и высокая, просветляющая тоска по горнему миру. И не только этим строкам, но и всему песенному ладу Семеновой камертоном служит та великая тишина, что разражается над миром в Пасхальную полночь:

    Когда смолкает гул эпохи дикой,

    Страстных молений не перенеся,

    В предоощущенье радости великой

    Природа грезит, воскресая, вся.

    Все мига ждет, когда река людская

    В соборы хлынет в отблесках свечей,

    Вечерний запах ладана вдыхая

    И ароматы царских куличей!

    Но важно и другое: Ирина Семенова √ женщина, во всем, до конца! И женская лирика без этого возвышенного самосознанья не представима √ ведь даже молитву к Создателю поэтесса возносит снова и снова в надежде земной любви. Прекрасно понимая всю ее обманчивость и тщету. Все равно.

    А в бледном небе месяц молодой

    Лучился сквозь березовые пряди,

    Чтоб обо мне ты вспомнил Бога ради,

    Я всех святых молила чередой.

    ⌠Искушениям суждено прийти в этот мир■ √ говорит Господь, иначе как испытать сердца людские. Поэтому важен не обман или самообман души человеческой в плену страстей, а тот плод духовный, который даже под внешними бурями неумолимо зреет в ней. И если в результате человеку открывается то, что другим не видно, значит все-все в прожитом √ не напрасно. А взгляд Ирины Семеновой сегодня обретает именно такое свойство:

    И мнится мне в усталости стихии,

    Когда прозрачен времени покров,

    Что в небеса возносится Россия,

    Как тайна тайн и высший из миров.

    Я думаю, настало время признать, что Ирина Семенова, наряду со Светланой Сырневой и Ольгой Фокиной √ одна из лучших русских поэтесс нашего времени.

    АЛЕКСЕЙ ШОРОХОВ.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
248493  2002-08-14 15:08:52
- ...настало время признать, что Ирина Семенова, наряду со Светланой Сырневой и Ольгой Фокиной одна из лучших русских поэтесс нашего времени.

07.08.2002
16:56

Долгие крики

    75-летию со дня рождения Ю. КАЗАКОВ: ДОЛГИЕ КРИКИ НА БЕРЕГУ КОЦИТА ( Рассказ-притча) Юрий Казаков... ⌠Лирическая проза...■ Рассказ от первого лица ⌠Долгие крики■.. . . .

27.07.2002
17:51

Письма Смердякову-4

    Cum ire et studio* (С гневом и пристрастием √ лат.) ⌠Наконец желанный сон, этот всеобщий успокоитель, посетил его; но какой сон!..■ Н. В. Гоголь, повесть ⌠Иван Федорович . . .

25.07.2002
17:07

Письма Смердякову-3

    Cum ire et studio* ════════════════════ (С гневом и пристрастием √ лат.) . . .

18.07.2002
11:41

Письма Смердякову-2

    -font-weight:normal'> Cum ire et studio* ════════════════════ (С гневом и пристрастием √ лат.) ══════════ ╚Новейшая ваша литература и вышла-то из лакейской, да . . .

14.07.2002
21:04

Письма Смердякову.

    Письма Смердякову. ⌠Новейшая ваша литература и вышла-то из лакейской, да так дальше уборной и не пошла■ (из литературной полемики) Письмо первое. Победа, . . .

08.07.2002
19:24

На пороге дурной бесконечности

    Полемика о современном состоянии русской литературы, развернутая на страницах ⌠ЛГ■, без сомнения, более чем своевременна. Даже страшно подумать, что целых . . .

1|2|3|4|5

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100