TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  На оттоманке с Шиншиным  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ

ОБОЗРЕНИЕ
Алексея Шорохова


18.12.2002
14:08

Бери шинель, пошли домой┘

    (вторая сигнальная система О. Павлова) 1. Подмена┘ У прозаика Олега Павлова есть, по-видимому, многочисленные и очень могущественные литературные враги √ иначе я . . .

22.11.2002
13:27

Кому же грозила ╚Русская сила╩?

    Недавно мне попало в руки несколько номеров ╚молодежного патриотического журнала, - о чем не обинуясь извещали уже с обложки его издатели, - ╚Русская сила╩. За . . .

13.11.2002
16:05

Русская литература: возвращение смыслов

    Русская литература: возвращение смыслов (Слово на конференции критиков ╚новой волны╩ в СП России 6.11.2002 г.) ═ Как вы думаете, что произойдет, если Атланта, который . . .

11.11.2002
11:23

О двух Россиях┘

    О двух Россиях┘ (холст, масло) Море. Ночь. Грозные валы беспамятства катит по своей поверхности неусыпающая стихия. Клочья пены остаются на сваях огромной . . .

05.11.2002
14:32

╚В поисках России┘╩

    Увидевшая свет в конце 2001 года книга известного русского публициста Александра Казинцева носит именно такое название. Обложку книги украсили мещанин Кузьма Минин Сухорук и князь Дмитрий Пожарский, увековеченные благодарной Россией. Символ этот для мыслящего русского человека сегодня все более и более ассоциируется с обложкой ╚Нашего современника╩ (бессменным сотрудником и автором которого и является А. И. Казинцев) и все менее √ с монументом, воздвигнутым в сердце нашей Родины. Что ж, может быть, именно такую форму исторического бытия избрал для себя нынче и сам беспокойный дух нижегородских ополченцев. Оно даже не удивительно √ ведь и дух этот вырастал некогда из разлетавшихся по Руси писем заточенного в темницу патриарха Гермогена. Слово-то для духа обитель гораздо более свойственная, нежели камень┘

    Тем не менее, эта монументальная печать русского духа запечатлела одновременно и огромную удачу книги, и серьезную ее неудачу. Несомненной удачей автора стало тщательнейшее исследование происходящего с русским народом в последние десятилетия: социалогическую, экономическую и психологическую диагностику А. Казинцева попросту нельзя не учитывать, затрагивая эту тему (статьи о взрывах в Москве и выступлении рабочих под Выборгом). Еще более важным прорывом в ╚иное╩ являюся статьи о Беларуси, Ираке и Китае. Здесь автор, как искусный график, использует метод наложения геополитических трафаретов этих трех безусловных на сегодняшний день форпостов сопротивления Новому мировому порядку. С их помощью он пытается определить хотя бы контурытого духовного материка, где когда-то была простая и ясная надпись: Россия.

    Искать утраченное свое (а именно таков смысл названия книги ╚В поисках России╩), отталкиваясь от чужого √ пример чистейшей диалектической логики. На этом пути лежит много, очень много добросовестных наблюдений и открытий √ этих маленьких и безусловно необходимых побед познающего духа. Вот только все они почему-то не суммируются в одну большую Победу. И эта та самая серьезная неудача книги, о которой упоминалось выше. Она, увы, была неизбежна, ведь диалектика √ царица двухмерного пространства.

    Лично мне не хватило в этой замечательной книге третьего измерения: метафизики.И несмотря на то, что время от времени дыхание вечности становится при чтении ее физически ощутимым (особенно в описании пасхальной полночи, нависшей над потонувшим в своей доисторической тьме Багдадом), автор, видимо, совершенно сознательно снова и снова сварачивает на скоростное шоссе позитивизма. Скорее всего √ из сугубо русской боязни ╚растечься мыслью по древу┘╩ Между тем, ведь не только человеческая мысль, но и сама госпожа История страх как богата парадоксами √ и я не удивлюсь, если в очередной раз Россию спасут как раз плохие дороги и┘ дураки. Есть что-то евангельское в самом этом слове √ ╚дураки╩ √помните: ╚Сыновья века сего промеж сынов света мудрейшие суть┘╩ То есть закатать асфальт под скоростное шоссе, расчитанное на тысячу лет, ╚сыновья века сего╩ закатают, да вот только сообразить, что сделалось-то оно для них уже Roаd Тo Нell* (дорогой в ад) √ даже под визг тормозов и грохот разлетающихся вдребезги стекол вряд ли успеют. Из этого, впрочем, вовсе не следует, что ╚сынам света╩ скоростных дорог не нужно строить совсем.

    Поэтому и в глубоких и более чем своевременных на пороге постиндустриального экологического краха размышлениях А. Казинцева о неизбежном в будущем (для продления общечеловеческого бытия) торжестве именно крестьянских цивилизаций Востока (то, что Маркс боязливо обозвал ╚азиатским способом производства╩, но не стал описывать √ в схему-то не укладывалось!), в рассуждениях этих опять же не хватает только одного √ маленького лингвистического уточнения. А именно, что звук ╚к╩ при определенных условиях оказывается позднейшей модификацией первоначального ╚х╩. И тогда, говоря о крестьянской цивилизации, понимаешь, что говоришь-то о христианской. Без этой ╚х╩ христианства любое будущее торжество земледельческих цивилизаций Востока √ не что иное, как страшный, и даже кошмарный сон. Потому что чем обеспечиваются духовно эти цивилизации? Социально и политически пассивный буддизм в расчет не берем √ не ему ╚торжествовать╩ в мире, но даже весьма внушительный этический свод конфуцианства не помешал окропить социалистических идолов в Китае кровью миллионов человеческих жизней. А ведь в отличие от России, революцию в Китае делали сами китайцы, а не инородцы без роду и племени. Раз уж своих не пожалели, чужих тем более не пожалеют, да еще √ при ╚торжестве╩. И учение Конфуция будет со всем этим мирно уживаться, как уживалось в голове у Мао и других вождей.

    И вот именно здесь, как мне кажется, А. Казинцев мимо России решительно и проскакивает в своих поисках, потому что представить себе ╚думающую гильотину╩ (по меткому определению Струве) √ Ленинаили людоеда Троцкого хотя бы отчасти носителями христианского сознанияневозможно. Да и нельзя быть христианином ╚отчасти╩.

    А как раз православное крестьянство (христианство) русской цивилизации и обеспечивало жизнь и сохранение сотен племен и народов на одной шестой мировой суши. Только оно могло бы стать залогом и общемирового бытия в будущем. Но вот этого-то вывода √ масштабного и твердого √ в замечательной книге А. Казинцева не оказалось, а жаль, ведь рассуждая о ╚спасающей мир╩ русской духовности, нужно четко и ясно расставлять акценты, нужно понимать, что Толстой и Достоевский, Чехов и Шолохов, Белов и Распутин были и есть не инициаторы, а порождения этой загадочной ╚русской духовности╩, на самом деле определяемой просто, одним словом: Православие.

     

    * Песня современного западного рок-певца Криса Ри

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
250510  2002-11-05 16:01:20
- Между тем, ведь не только человеческая мысль, но и сама госпожа История страх как богата парадоксами и я не удивлюсь, если в очередной раз Россию спасут как раз плохие дороги и дураки.

250877  2002-11-22 17:41:08
shammai
- Уважаемый Алексей Шорохов! Вы стремитесь способствовать возрождению России, возвращению к духовным истокам, поднятию духа и культуры в современной России, распостранению света русского высокого во все уголки мира темные - через напоминание о богатейщих внутренних сокровищницах Руси. Это, часть из того, что я для себя понял. Это действительно прекрасно! Успеха Вам скорейшего и широчайшего! Только вопрос: все жители Земли должны стать православными для нормального, правильного, эволюционного (и т.д.) развития(жизни,)?

25.10.2002
15:45

Серое время

    Среди широкой цветовой гаммы традиционных определений времени практически отсутствует одно: ╚серое время╩. А жаль, потому что это √ наше с вами время. Оно же √ . . .

22.10.2002
11:50

О литературной критике

    Алексей Шорохов ╚Литературная критика прежде всего должна быть┘ литературой┘ сама ┘╩ (Беседа с главным редактором ╚Российского писателя╩ Н. И. Дорошенко на . . .

10.10.2002
14:52

"Везде мне грезится священный образ Твой"

    - Ольга Николаевна, что бы Вы хотели пожелать жителям Орловщины? - О, Орловская земля, - это родина моего любимого поэта С.С.Бехтеева... ( Из интервью с О. Н . . .

08.10.2002
12:09

В поисках ⌠мужичьей святости■ (к 75-летию гибели С.А. Клычкова)

    I. Освобождение или гибель? Какими всё-таки смешными и наивными выглядят все те ⌠идеологические неприятности■ - цензура, ⌠высочайшее неудовольствие■ и прочие . . .

04.10.2002
14:09

О "скотах, воюющих с нами", смертной казни и "русской деликатности перед Европой"

    (Читая ⌠Дневники писателя■ Достоевского) То, что вопрос о смертной казни во всей своей остроте и ненадуманной злободневности встал в конце XX века именно в России, . . .

24.09.2002
12:46

Письма Смердякову ( от издателя)

    Вынужденное пояснение. ═ Уважаемый читатель ╚Писем Смердякову╩, видимо, пришло время объясниться начистоту. К этому меня вынуждают и многочисленные звонки в . . .

09.09.2002
15:13

Письма Смердякову - 5

    ═Cum ire et studio* ( С гневом и пристрастием - лат.) ═ ═ ╚Только завидели деда √ и турнули к нему ордою. Свиные, собачьи, козлиные, дрофиные, лошадиные рыла √ все . . .

30.08.2002
12:36

Литературная Вологда

    Вологда литературная ⌠В конце 2001 года увидел свет очередной выпуск альманаха ⌠Литературная Вологда■┘ Такими или подобными словами вполне можно было бы . . .

14.08.2002
14:43

Трагический голос России

    Муза России √ какое у нее лицо? Розовощекое, полузакутанное в цветастый платок цветаевское? Или оттененное трауром, монашески-строгое ахматовское? Или скрытое . . .

07.08.2002
16:56

Долгие крики

    75-летию со дня рождения Ю. КАЗАКОВ: ДОЛГИЕ КРИКИ НА БЕРЕГУ КОЦИТА ( Рассказ-притча) Юрий Казаков... ⌠Лирическая проза...■ Рассказ от первого лица ⌠Долгие крики■.. . . .

27.07.2002
17:51

Письма Смердякову-4

    Cum ire et studio* (С гневом и пристрастием √ лат.) ⌠Наконец желанный сон, этот всеобщий успокоитель, посетил его; но какой сон!..■ Н. В. Гоголь, повесть ⌠Иван Федорович . . .

25.07.2002
17:07

Письма Смердякову-3

    Cum ire et studio* ════════════════════ (С гневом и пристрастием √ лат.) . . .

18.07.2002
11:41

Письма Смердякову-2

    -font-weight:normal'> Cum ire et studio* ════════════════════ (С гневом и пристрастием √ лат.) ══════════ ╚Новейшая ваша литература и вышла-то из лакейской, да . . .

14.07.2002
21:04

Письма Смердякову.

    Письма Смердякову. ⌠Новейшая ваша литература и вышла-то из лакейской, да так дальше уборной и не пошла■ (из литературной полемики) Письмо первое. Победа, . . .

08.07.2002
19:24

На пороге дурной бесконечности

    Полемика о современном состоянии русской литературы, развернутая на страницах ⌠ЛГ■, без сомнения, более чем своевременна. Даже страшно подумать, что целых . . .

1|2|3|4|5

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100