TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  На оттоманке с Шиншиным  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ

ОБОЗРЕНИЕ
Алексея Шорохова


18.12.2002
14:08

Бери шинель, пошли домой┘

    (вторая сигнальная система О. Павлова) 1. Подмена┘ У прозаика Олега Павлова есть, по-видимому, многочисленные и очень могущественные литературные враги √ иначе я . . .

22.11.2002
13:27

Кому же грозила ╚Русская сила╩?

    Недавно мне попало в руки несколько номеров ╚молодежного патриотического журнала, - о чем не обинуясь извещали уже с обложки его издатели, - ╚Русская сила╩. За . . .

13.11.2002
16:05

Русская литература: возвращение смыслов

    Русская литература: возвращение смыслов (Слово на конференции критиков ╚новой волны╩ в СП России 6.11.2002 г.) ═ Как вы думаете, что произойдет, если Атланта, который . . .

11.11.2002
11:23

О двух Россиях┘

    О двух Россиях┘ (холст, масло) Море. Ночь. Грозные валы беспамятства катит по своей поверхности неусыпающая стихия. Клочья пены остаются на сваях огромной . . .

05.11.2002
14:32

╚В поисках России┘╩

    Увидевшая свет в конце 2001 года книга известного русского публициста Александра Казинцева носит именно такое название. Обложку книги украсили мещанин Кузьма . . .

25.10.2002
15:45

Серое время

    Среди широкой цветовой гаммы традиционных определений времени практически отсутствует одно: ╚серое время╩. А жаль, потому что это √ наше с вами время. Оно же √ . . .

22.10.2002
11:50

О литературной критике

    Алексей Шорохов ╚Литературная критика прежде всего должна быть┘ литературой┘ сама ┘╩ (Беседа с главным редактором ╚Российского писателя╩ Н. И. Дорошенко на . . .

10.10.2002
14:52

"Везде мне грезится священный образ Твой"

     

    - Ольга Николаевна, что бы Вы хотели пожелать жителям Орловщины?
    - О, Орловская земля, - это родина моего любимого поэта С.С.Бехтеева...

    (
    Из интервью с О. Н. Куликовской - Романовой,

    вдовой Т. Н. Романова - племянника Николая II )

    Харбин. Двадцатые годы. Ресторанчик заполнен русскими эмигрантами, в основном - офицерами... Всё согласно агитпроповской азбуке: пьяные "бывшие русские", крик, гвалт, ругательства, сомнительные женщины... Торжество записного политинформатора из отдела идеологии при ЦК КПСС, картина "быт и нравы русской эмиграции" написана. Тем временем певичка на сцене начинает петь романс - и... происходит чудо. Не то, запланированное сценарием, когда замолкает зал и офицеры встают со своих мест, нет - происходит чудо в душах простых русских ("советских") людей, которые впервые, с экранов телевизоров, слышат эти необыкновенные слова:

    Пошли нам, Господи, терпенье,
    В годину буйных, мрачных дней,
    Сносить народное гоненье
    И пытки наши палачей.
    Дай крепость нам, о Боже правый,
    Злодейства ближнего прощать
    И крест тяжёлый и кровавый
    С Твоею кротостью встречать...

     

    И дальше, дальше. Другой романс.

    Что-то родное, высокое и родное, как легко мелькнувшее воспоминание, проносится перед нами. И, конечно же, прахом идут все надежды политотдела Госкино - проиллюстрировать свою очередную "агитку" эмигрантским материалом. Потому что этот "материал" оказывается значимее, глубже и роднее для зрителей фильма, чем слегка припудренные, переодетые в офицерскую форму и натянуто застывшие на сцене тезисы о классовой борьбе. А зрителями сериала "Государственная граница" в те годы была воистину вся страна...

    Однако сколько бы вы ни искали, нигде в титрах (о, конечно же!) не отыскать было имени автора этих чудных строк. Более того, даже спустя многие годы народная молва стихотворение "Молитва" (ставшее романсом) приписывала Великой княжне Ольге Николаевне Романовой, замученной вместе со своей Царской Семьёй в Екатеринбурге, в 1918 году.

    Мы и сегодня практически ничего не знаем об одном из самых известных поэтов в кругах русской монархической эмиграции, орловском поэте Сергее Сергеевиче Бехтееве (1879 - 1954). Именно им в городе Ельце в 1917 году было написано стихотворение "Молитва", с посвящением Великим княжнам, и послано в Тобольск, где томилась под стражей вся Царская Семья. И уже после злодейского убийства найденному в личных вещах Великой княжны Ольги стихотворению этому было приписано её авторство.

     

    *════ *════ *

     

    Сергей Сергеевич Бехтеев родился 7 апреля (по старому стилю) 1879 года в городе Ельце Орловской губернии в старинной дворянской семье. Воспитывался и обучался в прославленном Пушкиным Императорском Александровском лицее. Как и почти все лицеисты, Бехтеев довольно рано начинает писать стихи. К моменту окончания лицея издаёт первый сборник стихов. Вскоре поступает в Кавалергардский полк, ему присваивают чин офицера. С начала войны с Германией - в действующей армии. Получает ранение в голову и попадает в Дворцовый лазарет, где, тоже с начала войны, служат сёстрами милосердия Государыня и Великие княжны. Здесь ещё раз он, офицер гвардии, убеждается в том злонамеренном, умышленном характере слухов и чудовищной лжи, которыми окружают Царскую Семью. Бехтеев слишком хорошо понимает антирусский характер этой провокации - и понимает, кому нужно было очернить образ Царя и Царицы, образ, с которым шли воевать и умирать русские люди. Но он - боевой офицер, и значит, его место на фронте. Вновь война, и снова ранение.

    Уже находясь на излечении в Кисловодске, Бехтеев узнаёт о восстании в Петрограде и, что больше всего его потрясает, об измене Царю высшего офицерства:

     

    И что же! где слова: где громкие обеты?
    Где клятвы верности, присущие войскам?
    Где ваших прадедов священные заветы?

    А Он, обманутый, Он твёрдо верил Вам!..

     

    И далее в этом стихотворении ("Николай II"), написанном на третий день "бескровной" русской революции, рукой поэта уже воистину водит Сам Господь, ибо он пророчествует:

     

    Предатели, рождённые рабами,
    Свобода лживая не даст покоя вам.
    Зальёте вы страну кровавыми ручьями,
    И пламя пробежит по вашим городам.
    Не будет мира вам в блудилище разврата,
    Не будет клеветам и зависти конца;
    Восстанет буйный брат на страждущего брата,
    И меч поднимет сын на старого отца...

     

    Затем судьба Бехтеева внешне, казалось бы, будет очень схожей с миллионами русских судеб того лихолетья: возвращение на родное пепелище (в Елец), потом некоторое время жизнь в Орле, белая гвардия, эмиграция, смерть... Но внутреннее исполнение его судьбы, судьбы поэта, состоялось именно тогда, в 1917 году, когда Бехтеев дописал боговдохновенные строки этого стихотворения. В тот же период (в Ельце и в Орле) будут написаны: "Молитва", "Боже, Царя сохрани", "Конец русской былины" и другие шедевры православной лирики, уже давно положенные на музыку.

    Но именно образ Государя и Его Семьи в мученических венцах, открывшийся его взору в одну из первых ночей русского безвременья, окажется для поэта путеводной звездой и сквозной темой в осознании всей русской трагедии. Поэтому даже страшная весть о цареубийстве станет для Бехтеева горьким и грозным исполнением того, о чём уже давно знала пророческая душа его. И именно здесь, в самый напряжённый и таинственный момент своего пророческого делания, Бехтеев духовно встретится со своим великим предшественником. Ибо с тех же пророческих высот уже звучало, но не было услышано русским обществом:

    Настанет год, России чёрный год,
    Когда царей корона упадёт;
    Забудет чернь к ним прежнюю любовь
    И пища многих будет смерть и кровь...

     

    Эти строки написаны за столетие до русской революции другим боевым офицером - М.Ю. Лермонтовым.

    И вовсе не случайно Бехтеев возьмёт к стихотворению "Николай II" эпиграфом тоже строки из Лермонтова:

     

    Как женщина, Ему вы изменили,
    И как рабы, вы предали Его.

     

    ...После того, как мировой общественности стали известны материалы расследования Соколова и Дитерихса, после выхода в свет книги Петра Жильяра - обстоятельства екатеринбургского злодеяния стали очевидны даже самым политически близоруким современникам этих событий. И подтвердили самые мрачные предположения о ритуальном характере цареубийства. И более того - о ритуальном характере заклания самой России. Но громче всех мгновенно возникших спекуляций на эту тему звучал скорбный голос поэта:

    Во всей Руси благословенной
    Не отыскалось никого,
    Чтоб удержать удар презренный,
    В тот миг, направленный в Него.

    ("Цареубийцы", 1921 г.)

    И взывал к покаянию...

    Историки сегодня спорят о личности последнего русского Царя. Что же, это их, историков, дело. В конце концов, они до сих пор не выяснили, был Христос или Его не было. Для русского православного человека святость Государя очевидна - Царственные Страстотерпцы сопричислены к лику святых Русской Православной Церковью. Поэтому вряд ли кто сможет упрекнуть поэта в "узости" его темы - так огромна она и неисчерпаема.

    И больше того, начиная третье тысячелетие, нам, русским, совсем нелишне вспомнить, что быть человеком одной Веры, одной Присяги, одной Родины и, по самому большому счёту, одной темы - к чести такого человека. Именно таким и был (и теперь уже всегда будет для нас) - русский поэт и офицер, уроженец Орловщины С.С. Бехтеев.

     

    P.S. Кстати, совсем недавно состоялось символическое возвращение поэта на свою малую родину. Осенью 2000 года на "Днях православного искусства" в городе Орле известный исполнитель русских патриотических песен, духовных стихов и былин - гусляр Андрей Байкалец своё выступление посвятил Сергею Сергеевичу Бехтееву. Что вполне естественно - ведь репертуар Андрея чуть ли не на одну треть состоит из композиций, написанных на стихи Бехтеева.

     

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
249930  2002-10-11 00:05:09
ВМ
- "Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь
И пища многих будет смерть и кровь..."

Поразительное эссе.

249932  2002-10-11 00:12:08
Дворняга Пригодича (Джек) www.prigodich.8m.com
- Действительно, чрезвычайно интересно и содержательно. Никогда не слышал об этом поэте, эх, а я немножко знаю русскую поэзию.

08.10.2002
12:09

В поисках ⌠мужичьей святости■ (к 75-летию гибели С.А. Клычкова)

    I. Освобождение или гибель? Какими всё-таки смешными и наивными выглядят все те ⌠идеологические неприятности■ - цензура, ⌠высочайшее неудовольствие■ и прочие . . .

04.10.2002
14:09

О "скотах, воюющих с нами", смертной казни и "русской деликатности перед Европой"

    (Читая ⌠Дневники писателя■ Достоевского) То, что вопрос о смертной казни во всей своей остроте и ненадуманной злободневности встал в конце XX века именно в России, . . .

24.09.2002
12:46

Письма Смердякову ( от издателя)

    Вынужденное пояснение. ═ Уважаемый читатель ╚Писем Смердякову╩, видимо, пришло время объясниться начистоту. К этому меня вынуждают и многочисленные звонки в . . .

09.09.2002
15:13

Письма Смердякову - 5

    ═Cum ire et studio* ( С гневом и пристрастием - лат.) ═ ═ ╚Только завидели деда √ и турнули к нему ордою. Свиные, собачьи, козлиные, дрофиные, лошадиные рыла √ все . . .

30.08.2002
12:36

Литературная Вологда

    Вологда литературная ⌠В конце 2001 года увидел свет очередной выпуск альманаха ⌠Литературная Вологда■┘ Такими или подобными словами вполне можно было бы . . .

14.08.2002
14:43

Трагический голос России

    Муза России √ какое у нее лицо? Розовощекое, полузакутанное в цветастый платок цветаевское? Или оттененное трауром, монашески-строгое ахматовское? Или скрытое . . .

07.08.2002
16:56

Долгие крики

    75-летию со дня рождения Ю. КАЗАКОВ: ДОЛГИЕ КРИКИ НА БЕРЕГУ КОЦИТА ( Рассказ-притча) Юрий Казаков... ⌠Лирическая проза...■ Рассказ от первого лица ⌠Долгие крики■.. . . .

27.07.2002
17:51

Письма Смердякову-4

    Cum ire et studio* (С гневом и пристрастием √ лат.) ⌠Наконец желанный сон, этот всеобщий успокоитель, посетил его; но какой сон!..■ Н. В. Гоголь, повесть ⌠Иван Федорович . . .

25.07.2002
17:07

Письма Смердякову-3

    Cum ire et studio* ════════════════════ (С гневом и пристрастием √ лат.) . . .

18.07.2002
11:41

Письма Смердякову-2

    -font-weight:normal'> Cum ire et studio* ════════════════════ (С гневом и пристрастием √ лат.) ══════════ ╚Новейшая ваша литература и вышла-то из лакейской, да . . .

14.07.2002
21:04

Письма Смердякову.

    Письма Смердякову. ⌠Новейшая ваша литература и вышла-то из лакейской, да так дальше уборной и не пошла■ (из литературной полемики) Письмо первое. Победа, . . .

08.07.2002
19:24

На пороге дурной бесконечности

    Полемика о современном состоянии русской литературы, развернутая на страницах ⌠ЛГ■, без сомнения, более чем своевременна. Даже страшно подумать, что целых . . .

1|2|3|4|5

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100