TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  На оттоманке с Шиншиным  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ

ОБОЗРЕНИЕ
Алексея Шорохова


18.12.2002
14:08

Бери шинель, пошли домой┘

    (вторая сигнальная система О. Павлова) 1. Подмена┘ У прозаика Олега Павлова есть, по-видимому, многочисленные и очень могущественные литературные враги √ иначе я . . .

22.11.2002
13:27

Кому же грозила ╚Русская сила╩?

    Недавно мне попало в руки несколько номеров ╚молодежного патриотического журнала, - о чем не обинуясь извещали уже с обложки его издатели, - ╚Русская сила╩. За . . .

13.11.2002
16:05

Русская литература: возвращение смыслов

    Русская литература: возвращение смыслов (Слово на конференции критиков ╚новой волны╩ в СП России 6.11.2002 г.) ═ Как вы думаете, что произойдет, если Атланта, который . . .

11.11.2002
11:23

О двух Россиях┘

    О двух Россиях┘ (холст, масло) Море. Ночь. Грозные валы беспамятства катит по своей поверхности неусыпающая стихия. Клочья пены остаются на сваях огромной . . .

05.11.2002
14:32

╚В поисках России┘╩

    Увидевшая свет в конце 2001 года книга известного русского публициста Александра Казинцева носит именно такое название. Обложку книги украсили мещанин Кузьма . . .

25.10.2002
15:45

Серое время

    Среди широкой цветовой гаммы традиционных определений времени практически отсутствует одно: ╚серое время╩. А жаль, потому что это √ наше с вами время. Оно же √ . . .

22.10.2002
11:50

О литературной критике

    Алексей Шорохов

    ╚Литературная критика прежде всего должна быть┘ литературой┘ сама ┘╩

    (Беседа с главным редактором ╚Российского писателя╩ Н. И. Дорошенко на тему: ╚Какой должна быть литературная критика?╩)

    Н. Дорошенко:

    -         А вот ты, Алексей Шорохов, как ты думаешь √ какой должна быть литературная критика сегодня? Мир стремительно меняется: он уже разительно изменился с приходом телевидения в каждый дом, а уж ныне, во времена интернета, и вовсе становится неузнаваемым┘

    А. Шорохов:

    -         Ну, как бы это сказать, мне кажется, что здесь мы имеем несколько преувеличенные опасения┘ Все-таки по существу меняется не сам мир (Божий мир), а некая параллельная реальность, созданная сугубо человеком √ культура. Представьте себе такую картину: сидит где-нибудь в центре Праги в подвальном помещении хакер, он полностью √ умом, сердцем, волею своею пребывает в виртуальной интернет-реальности, а в это время вышедшая из берегов Влтава затапливает близлежащие скверы и подбирается к подвальчику. И вот в мгновение ока все, что представлялось ему истинной реальностью, перестает существовать, и в его своекультурный мирок сквозь дверь, окна и щели рвется иная, первозданная реальность √ и то, что он в этот моментощущает, качественно нисколько не отличается от чувств жителей Помпеи или пассажиров ╚Титаника╩.

    Для осознания этого, впрочем, вовсе не обязательно находится в эпицентре катастрофы √ достаточно увидеть, как любимая женщина уходит с другим, чтобы опять-таки из всех своих своекультурных забот и треволнений оказаться выброшенным в изначальную реальность Божьего творения и человеческих судеб в нем.

    Н. Д. √ Все это конечно так, но ведь человек, так или иначе, обречен жить в культуре, а культура-то меняется, и роль литературы в ней √ тоже┘

    А. Ш. √ С этим нельзя не согласиться, и оно тем нагляднее, что христианский мир Запада (а следом за ним и обезьянничающая Россия) сегодня совершенно недвусмысленно переделывают свою культуру, избавляя ее от традиционной литературоцентричности, а точнее √ от Логоцентричности, понимая под отказом от Логоса-Слова все многообразие смыслов: начиная с отказа от Самого Бога Слова √ Христа и кончая отказом даже от элементарного логизма и уже хоть какой-либо понятийности.

    И здесь культурологи давно говорят о том, что картинка (телевидение, интернет) ═══в современной культуре вытесняет слово, это называют откатом к язычеству. Но тут-то они, братья наши культурологи, несомненно, лукавят, потому что в постхристианском мире уже не может быть язычества в чистом виде с его искренним неведением истинного Бога, поэтому подобные вещи нужно называть своими именами, например √ отступничеством, или богоборчеством, или своеволием. Впрочем, есть слово, которое объединяет все эти смыслы и уже давненько должно бы быть названо √ это сатанизм. Причем сознательный сатанизм, потому как бессознательного сатанизма не бывает. И более того √ и творцы современной ╚новой╩ культуры, и те, кто их вдохновляет, этого и не скрывают √ достаточно только пощелкать пультом телевизора или побродить по интернету, чтобы тут же наткнуться на одно из множества подобных ╚откровений╩┘

    Н. Д. √ Однако, мы далеко ушли от нашей темы √ современной русской литературы и литературной критики┘

    А. Ш. √ На самом деле, не так уж и далеко, потому что ни литература, ни тем более литературная критика не являются и не могут быть самоцелью √ и попытка их таковыми представить есть опять-таки веяние ╚новой╩ культуры, желание оторвать литературу от живительных корней общемирового бытия и представить эдаким милым реликтом, для сохранения которого необходим особый температурный режим и согласие дирекции.

    Тем не менее, Вы правы √ и в случае с Россией мы, действительно, имеем дело с уникально стойкой литературоцентричностью. Я, признаться, не знаю ни одной другой страны, жители бы которой, вступая в один из двух ╚роковых╩ возрастов (в 18 лет, а также √ с выходом на пенсию) все, буквально все начинали сочинять стихи. Даже сегодня и даже пресловутое ╚новое╩ поколение.

    И эту стойкость можно и должно объяснить √ дело в том, что, в отличие от Запада с его веками блистательной дохристианской античной истории и культуры, Россия и как культура, и как государственность, и как цивилизация созидалась только евангельским Словом и только вокруг Христа-Слова, наша дохристианская культура и история, подобно утробной тьме глухо скрывают в себе все необходимые предпосылки и преуготовления, предварившие наше появление на свет. Уникальнось России в том, что у нее кроме Христа во всей ее культуре и истории ничего не было и нет, и только Он √ ее единственное Слово миру. Правда, Слово это вмещает в Себя и весь этот мир, и все другие √ возможные и невозможные миры.

    Поэтому, по-большому счету, Христос является и самым заветным словом русской литературы √ от творений митрополита Иллариона до Достоевского и Распутина┘Видимо, для того Господь и воззвал из небытия историческую Россию, чтобы она до самых последних времен хранила в себе подлинный Образ Христа и всегда могла явить Его в конец обезумевшему и изверившемуся во всем миру. Так утверждал наш национальный пророк √Достоевский. А в ХХ-м веке эти его слова подтвердил известный сербский богослов √ святой преподобный Иустин Попович, обосновывавший не много не мало даже православную догматику в соответствии со свидетельствами боговдохновенного русского классика.

    Причем, тут ни в коей мере нельзя упрощать √ Образ Христа русская литература являет не в кощунственных в существе своем и псевдоевангельских уподоблениях (Л. Андреева, М. Булгакова или Ю. Кузнецова), а в Алешах Карамазовых и русских мальчиках Достоевского, в простых русских солдатах Льва Толстого и Иванах Флягиных Лескова, в старухах Распутина и чудиках Шукшина.

    И Образ этот все еще хранится в русской литературе так же, как и в самом русском народе √ в первую очередь, конечно, благодаря нашему соборному стоянию в Православии, благодаря Русской Православной Церкви.

    А интернет, ну, что интернет? Православные одними из первых освоили его √ ведь это всего лишь орудие и важно не оно само, а то, в чьих руках оно находится.

    Пока на Руси рождаются воины-мученики Евгении Родионовы, никакая всемирная паутина нам не страшна, потому что есть люди, которые в себе несут Образ Христа. И пока будут такие люди, будет и русская литература, являющая этот Образ миру, будут и русские писатели. Они и сегодня есть: из молодых это √ Лидия Сычева и Дмитрий Ермаков.

    Ну, а что касается литературной критики, то на вопрос √ какой она должна быть? √ есть всего один верный ответ: во-первых, она просто должна быть; во-вторых, она сама должна быть литературой √ и не только в смысле образности, метафоричности, даже сюжетности, если хотите, но и в том смысле, о котором говорилось выше. Поэтому русская литературная критика, чтобы соответствовать своему определению, должна также как и вся русская литература, являть Образ Христа, прояснять этот Образ, используя свой неизмеримо больший по сравнению с поэзией и прозой понятийный аппарат.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
250147  2002-10-22 13:13:33
-

253857  2003-10-15 10:29:21
Boss
- Г-н Шорохов, если Вам дорога русская культура, не подсовывайте нам вместо Юрия Кузнецова и Михаила Булгакова каких-то своих Ермаковых...И поаккуратнее с эпитетами! "Кощунственные"... Что Вы знаете о "кощунах" и "кащеях", об их роли в вечно обновляемой традиции? Хватит уже кичиться своей необразованностью! Стыдно!

10.10.2002
14:52

"Везде мне грезится священный образ Твой"

    - Ольга Николаевна, что бы Вы хотели пожелать жителям Орловщины? - О, Орловская земля, - это родина моего любимого поэта С.С.Бехтеева... ( Из интервью с О. Н . . .

08.10.2002
12:09

В поисках ⌠мужичьей святости■ (к 75-летию гибели С.А. Клычкова)

    I. Освобождение или гибель? Какими всё-таки смешными и наивными выглядят все те ⌠идеологические неприятности■ - цензура, ⌠высочайшее неудовольствие■ и прочие . . .

04.10.2002
14:09

О "скотах, воюющих с нами", смертной казни и "русской деликатности перед Европой"

    (Читая ⌠Дневники писателя■ Достоевского) То, что вопрос о смертной казни во всей своей остроте и ненадуманной злободневности встал в конце XX века именно в России, . . .

24.09.2002
12:46

Письма Смердякову ( от издателя)

    Вынужденное пояснение. ═ Уважаемый читатель ╚Писем Смердякову╩, видимо, пришло время объясниться начистоту. К этому меня вынуждают и многочисленные звонки в . . .

09.09.2002
15:13

Письма Смердякову - 5

    ═Cum ire et studio* ( С гневом и пристрастием - лат.) ═ ═ ╚Только завидели деда √ и турнули к нему ордою. Свиные, собачьи, козлиные, дрофиные, лошадиные рыла √ все . . .

30.08.2002
12:36

Литературная Вологда

    Вологда литературная ⌠В конце 2001 года увидел свет очередной выпуск альманаха ⌠Литературная Вологда■┘ Такими или подобными словами вполне можно было бы . . .

14.08.2002
14:43

Трагический голос России

    Муза России √ какое у нее лицо? Розовощекое, полузакутанное в цветастый платок цветаевское? Или оттененное трауром, монашески-строгое ахматовское? Или скрытое . . .

07.08.2002
16:56

Долгие крики

    75-летию со дня рождения Ю. КАЗАКОВ: ДОЛГИЕ КРИКИ НА БЕРЕГУ КОЦИТА ( Рассказ-притча) Юрий Казаков... ⌠Лирическая проза...■ Рассказ от первого лица ⌠Долгие крики■.. . . .

27.07.2002
17:51

Письма Смердякову-4

    Cum ire et studio* (С гневом и пристрастием √ лат.) ⌠Наконец желанный сон, этот всеобщий успокоитель, посетил его; но какой сон!..■ Н. В. Гоголь, повесть ⌠Иван Федорович . . .

25.07.2002
17:07

Письма Смердякову-3

    Cum ire et studio* ════════════════════ (С гневом и пристрастием √ лат.) . . .

18.07.2002
11:41

Письма Смердякову-2

    -font-weight:normal'> Cum ire et studio* ════════════════════ (С гневом и пристрастием √ лат.) ══════════ ╚Новейшая ваша литература и вышла-то из лакейской, да . . .

14.07.2002
21:04

Письма Смердякову.

    Письма Смердякову. ⌠Новейшая ваша литература и вышла-то из лакейской, да так дальше уборной и не пошла■ (из литературной полемики) Письмо первое. Победа, . . .

08.07.2002
19:24

На пороге дурной бесконечности

    Полемика о современном состоянии русской литературы, развернутая на страницах ⌠ЛГ■, без сомнения, более чем своевременна. Даже страшно подумать, что целых . . .

1|2|3|4|5

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100